Как поверить во что либо
Удобная правда: как наш мозг решает, во что верить
В наш информационный век довольно сложно решить, что является правдой, а что нет, и чему можно доверять. Как показано в последнем эпизоде научно-популярного канала Veritasium на YouTube, мы вряд ли можем ответить на эти вопросы самостоятельно, так как истина сама по себе – иллюзия. Заставить нас поверить во что-то гораздо легче, чем мы сами готовы это признать.
Как объясняет Дерек Мюллер, австралийско-аанадский популяризатор науки, это связано с так называемой «когнитивной легкостью» (cognitive ease). Например, пролистывая ленту соцсетей мы практически не загружаем наш мозг работой, в отличие от попыток умножения трехзначных чисел в уме.
По сути, чем меньше работы у вашего мозга, тем легче заставить нас поверить в явную ложь. Ученые доказали: постоянный повтор какого-либо утверждения делает людей более внушаемыми. Например, люди, которым очень часто повторяют фразу «температура тела курицы» без уточнения каких-либо деталей, гораздо охотнее поверят утверждению «температура тела курицы равна 34 градусам по Цельсию», хотя на самом деле она почти достигает 41 градуса. Именно такой эксперимент был проведен группой ученых, из которого последовал вывод, что мы склонны считать правдой то, что у нас больше на слуху.
Когнитивная легкость играет огромную роль в нашей повседневной жизни. Общеизвестные факты звучат знакомо и, как следствие, довольно приятны для нашего мозга. Например, выражение «огонь горячий» не вызывает активную работу нашего мозга, так как это простая истина для большинства людей. Но если допустить, что какой-нибудь человек никогда не прикасался к огню, может ли он поверить в то, что огонь горячий, только потому что все так говорят? Ответ – да.
Хорошим примером когнитивной легкости в действии является постоянный повтор одних и тех же реклам, пока зрители не станут относится к ним как уже к «знакомым», и в конечном счете не купят известный им продукт, который подсознательно посчитают лучше конкурентов. Данный эффект был также доказан экспериментом, проведенном в двух университетах штата Мичиган. В университетских газетах каждого из них периодически появлялась реклама с одним ничего не значащим словом, например, “kardiga”, “saricik”, “iktitaf” и другие. Количество повторов каждого слова в рекламе двух университетов было прямо противоположно, то есть, если какое-то слово в первом университете было напечатано лишь один раз, то во втором оно могло появиться 15-25 раз. На последнем этапе эксперимента студентов попросили оценить значения этих слов по шкале от положительного или негативного. Как и ожидали ученые, слова которые появлялись чаще всего были оценены как наиболее положительные. Другими словами, чем мы больше знакомы со стимулом, тем больше когнитивной легкости переживаем и тем больше верим во что-то, даже если это абсолютный бред.
Это также объясняет популярность шоу про семью Кардашьян, как и большинства других знаменитостей. Вероятно, это происходит в связи с тем, что невозможно избежать упоминания этого шоу как на телевидении, так и в социальных сетях и новостях – чем больше людей слышит о них, тем более знаменитыми они становятся. Если бы все СМИ одновременно перестали писать материалы об этой передаче, их слава быстро бы сошла на нет. Без подобных повторов и напоминаний о их существовании, мы потеряем ощущение, что это что-то знакомое и близкое.
Такая реакция нашего организма связана с базовым инстинктом самосохранения и проявляется не только у людей. Все новое воспринимается нашим организмом как потенциальная угроза, но когда в результате неоднократного повтора организм осознает, что оно не влечет никаких негативных последствий, он относится в раздражителю более положительно.
Далее ведущий выпуска рассказывает о факторах, которые могут повлечь за собой чувство когнитивной легкости – от того, насколько удобочитаемый текст, до того, насколько контрастное изображение с информацией (что, кстати, объясняет популярность большинства фильтров в соцсети Instagram, которые значительно увеличивают контрастность). Более качественные изображения также легче воспринимаются нашим мозгом, в отличие от картинок с помехами, которые вызывают наше неосознанное недовольство. Что касается текста, исследования показали, что адвокаты с более легкими фамилиями пользуются большим успехом, а компании с легко читаемыми аббревиатурами занимают более высокие позиции на фондовом рынке.
Один из экспериментов показал, что простое, но неверное умозаключение «все розы — цветы, некоторые цветы быстро вянут, следовательно, некоторые розы тоже быстро вянут» напечатанное максимально удобочитаемо было оценено 90% испытуемых как истинное, в то время, как при неразборчиво напечатанном тексте, доля неверных ответов составила всего лишь 35%. Таким образом, чем хуже оформлены вопросы в тесте, тем больше наш мозг тратит сил на переработку информации, что помогает нам избежать интуитивного, более легкого, но ошибочного ответа.
Когнитивная легкость, конечно, приятнее. Она помогает нам быть креативными и полагаться на интуицию, даже делает нас счастливее, но может заставить нас поверить в ложные факты, в то время как постоянная аналитическая работа требует больших усилий и нервов. Но только так мы сможем отличить фикцию от науки. Мюллер отмечает, что большинство мыслителей и ученых были несчастными людьми, что может быть объяснено их постоянной умственной работой, порождающей скептицизм и даже паранойю. Дерек указывает, что обе эти функции нашего мозга полезны, но должны применяться в разных ситуациях. С одной стороны, необходимо не перегружать себя лишней умственной работой, когда можно положиться на интуицию, но при определении истины не отдавать предпочтение более знакомому, тому, о чем мы часто слышали.
Полностью выпуск вы можете посмотреть ниже.
6 безотказных способов, которые помогут тебе вернуть веру в себя, когда ты готов опустить руки
Когда тебе не хватает уверенности в собственных силах, окружающие люди чувствуют это и перестают воспринимать тебя всерьез. Как итог — ты можешь уронить свою самооценку настолько, что с легкостью откажешься от своих целей, исполнения мечты и работы над собой, смирившись с клеймом неудачника.
Ты должен верить в себя, потому что именно от твоей внутренней веры зависит то, как ты будешь реагировать на внешние обстоятельства. В нашем мире, чтобы добиться высоких результатов и жить той жизнью, которая тебе нравится, нужно быть конкурентоспособным. Поэтому мы собрали несколько безотказных способов, которые помогут тебе поверить в себя даже тогда, когда ты находишься в шаге от решения сдаться.
1. Прими помощь от тех, кто тебе ее предлагает
Для некоторых людей принять помощь от окружающих настолько сложно, что они готовы скорее опустить руки и смириться с неудачей, нежели проявить свою, как им кажется, слабость. Они свято верят в то, что сильные люди никогда и ни от кого не примут предложение о помощи или полезный совет, и стараются поддерживать свой придуманный имидж.
Секрет в том, что сильные люди не мыслят подобными категориями. Они добиваются поставленных целей как раз потому, что не боятся просить о помощи, когда сталкиваются с трудностями. Такой человек знает, что, попросив совета, он поступит мудро, не отказываясь от поставленных целей из-за своего эго.
Люди, которые тебя окружают, часто видят твою ситуацию со стороны и могут дать тебе всего лишь один совет, который полностью решит твои проблемы. Твои родные и друзья могут помочь тебе использовать твои способности и навыки, заставить тебя вспомнить о своих прошлых успехах или сосредоточиться на своей цели. Когда ты сомневаешься в себе, просто прими помощь от тех, кто неравнодушен к тебе и твоим проблемам, и твоя вера в собственные силы окрепнет.
2. Прекрати отрицать свои страхи
Часто ты можешь отрицать свои страхи или прятать их в ложные доказательства того, почему ты не можешь двигаться дальше. Ты можешь убеждать себя в том, что у тебя недостаточно знаний и навыков для того, чтобы продолжить работать над поставленной целью, что ты слишком поздно начал действовать, что у тебя не хватает сил и времени, чтобы воплотить задуманное, и т. д. Таким образом твои страхи удерживают тебя на месте, заставляя сомневаться в своих возможностях.
Если ты понимаешь, что вместо того, чтобы идти вперед, ты ищешь причины, чтобы остаться, тебе пора объявить войну своим страхам. Для начала перестань отрицать их, а лучше подумай, чего именно ты боишься — потерпеть неудачу, совершить ошибку, столкнуться с критикой родных и близких или выйти из зоны комфорта. Когда ты узнаешь своего врага в лицо, тебе станет проще найти достаточно веские основания, чтобы двигаться дальше.
3. Начни доверять своей интуиции
Всё, что тебе нужно, находится внутри тебя. Подсознательно ты всегда знаешь, как поступить, чтобы оказаться в выигрышной позиции. Твоя интуиция готова подсказывать тебе, какие решения ты должен принять. Главное — не путать свой внутренний голос, направляющий тебя к достижению поставленной цели, с голосом страха. Поэтому дай себе время на единение с самим собой, и ты найдешь в себе необходимую уверенность.
4. Научись прощать себя
Двигаться вперед и продолжать верить в себя и свои силы необычайно сложно, если ты тащишь на своих плечах груз прошлых ошибок и неудач. Научись прощать себя за принятие неверных решений. Но не в исключительных случаях и не единоразово — прощать себя придется снова и снова, потому что человек по своей природе склонен ошибаться всю жизнь. Даже если ты тщательно спланируешь путь к своей цели, внешние обстоятельства могут создать преграду.
Пойми, допускать ошибки нормально — это не говорит о твоей глупости и не указывает на твою лень. Держать всё под контролем невозможно, когда твои планы может нарушить внезапная смена погоды или опоздавший автобус. Когда ты примешь этот факт и научишься идти вперед без самоуничижения и чувства вины, ты обретешь веру в себя и свои силы.
5. Перестань оглядываться назад и по сторонам
У тебя есть два врага, которые убивают твою веру в себя: это твое стремление судить о себе по прошлым успехам и неудачам и твое желание сравнивать себя с окружающими. Это тормозит твое развитие и существенно снижает самооценку, заставляя тебя топтаться на одном и том же месте.
Тебе нужно усвоить одну простую истину: если ты действительно хочешь чего-то добиться, тебе нужно смотреть только вперед. Не надо оглядываться на свое прошлое, не нужно соревноваться с окружающими тебя людьми. Просто двигайся в комфортном для себя темпе и делай то, что от тебя требуется. Следуя этой простой инструкции, ты быстро обретешь веру в себя и свои силы.
6. Начни меньше думать и больше делать
Обдумыванием навязчивых мыслей ты никак себе не поможешь. Поэтому ты должен как можно быстрее перейти к осмысленным действиям. Если ты уже допустил ошибку — подумай, как ее исправить; если что-то пошло не так, как ты планировал, — разработай новый план действий; если ты не знаешь, что делать дальше, — попроси совета у кого-то, кто был в похожей ситуации. Чем скорее ты перестанешь прокручивать в голове тревожные мысли, тем выше вероятность, что ты найдешь верное решение своей проблемы и укрепишь уверенность в себе.
Как научиться верить в чудо?
Один врач рассказывал такую историю своей пациентки: женщина была неизлечимо больна. В поисках возможного исцеления она перепробовала множество различных средств и однажды обнаружила прием народной медицины, облегчавший ее состояние. Врач тоже заметил, что состояние пациентки постепенно улучшается, пошел процесс выздоровления. Он одобрил использование народного средства, раз от него была реальная польза.
Однако далее обстоятельства изменились и женщине пришлось переехать в другой регион. Поменялось и ее окружение. Люди на новом месте жительства проявляли технократизм, скептически относились к народной медицине, врачи возражали против всего, что не вписывалось в официальный медицинский канон. Они не верили в тот метод лечения, что она применяла, убеждали ее в том, что все это ерунда, средства народной медицины – глупость и помогать не могут. Такие обстоятельства поколебали веру этой женщины, а вслед за этим средство действительно стало помогать все меньше и меньше, и в конечном итоге женщина умерла. Такой вот печальный финал.
О важности веры говорят и традиционные источники. Библия, например. Там рассказывается следующая история. Однажды Иисус Христос велел ученикам своим отправиться в лодке на другую сторону Галилейского озера, к Вивсаиде Галилейской, а сам остался помолиться. Наступила ночь. Лодка с учениками была уже на середине водоема. Ее било волнами, поднялся сильный ветер. Перед рассветом Иисус Христос, ведая бедствия учеников, пошел к ним по воде. Они же, увидев его идущим по воде, подумали, что это призрак, и от страха закричали. Но Иисус Христос тотчас заговорил с ними, успокаивая их. Тогда Апостол Петр воскликнул: Господи, если это ты, то повели мне прийти к тебе по воде. Иисус сказал: иди. Петр вышел из лодки и пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу Христу. Однако увидел большие волны и сильный ветер, испугался, от страха вера его поколебалась, он стал тонуть и закричал: «Господи, спаси меня!». Иисус Христос сразу же протянул ему руку свою, поддержал его и сказал: «Маловерный! Зачем ты усомнился?». И когда они вошли в лодку, ветер утих.
Вера приводит к внутреннему единству, сплачивает наше существо, позволяет достичь той целостности, с помощью которой так легко управлять окружающими событиями. Однако как привести себя в такое состояние, как научиться верить, если не верится? Есть определенные приемы. Укрепить собственную веру можно через знания, через наблюдения и посредством вхождения в образ. Скажем несколько слов об этих путях.
Знание. Знание является одним из прочных оснований веры. Несмотря на кажущееся противоречие между этими двумя категориями, они тесно взаимосвязаны друг с другом и весьма близки. Дело в том, что «…само знание зиждется на вере — в Аристотеля, Фому Аквинского, Ньютона, Дарвина, Эйнштейна, в эфир, теплород, флогистон, кварки, хрононы, теорию от-носительности или абсолютности. » [6;352]. Это с одной стороны. С другой стороны, мы верим в то, что согласуется с нашими знаниями и представлениями, а в то, что им противоречит – не верим. Таким образом, получается что знание и вера связаны между собой даже теснее, чем можно было бы предполагать. Фактически, они произрастают из единой основы. Поэтому работа с верой через знание – и это подтверждает практика – оказывается очень плодотворной, особенно если у человека есть склонность к познанию мира.
Смысл в следующем. Новое явление нужно понять и вписать его в свою картину мира, то есть, найти для себя объяснение новому. Иными словами, это процесс построения собственного мировоззрения. Дело, конечно, небыстрое, но зато очень надежное. Умозаключения и положения, формирующие видение мира, до которых человек додумался самостоятельно, а не заимствовал из теорий других людей, дорогого стоят.
Но тем, кто движется по пути знания, очень важно преодолеть ограничения традиционной картины мира. Ведь с детства нас наполняли различными материалистическими догмами, которые укоренились достаточно глубоко. Преодолеть их позволяет осознание, что единственно правильной картины мира не существует. Лично мне осознать это помогла теоретическая наука. И хотя может быть не совсем обычно в популярной книжке рекомендовать книжку научную, все же скажу, что работа Пола Фейерабенда «Против методологического принуждения» [59] в этом плане исключительно интересна.
Если же абстрагироваться от научной аргументации, то вывод в части знания может быть таким: мир разнообразен, разнообразны и его описания. Создайте себе свое, то, которое будет работать именно у вас. И оно вас не подведет.
Наблюдение. Наблюдение – тоже очень действенное средство в работе с верой, иногда незаменимое. Увидеть самому, что какое-то явление реально существует – это прекрасный шанс поверить в возможность его существования. Путь наблюдения независим от пути знания. Например, можно наблюдать левитирующих йогов, но при этом не знать как они это делают и не понимать, какие принципы мироздания лежат в основе левитации. Тем не менее, тот, кто лично видел левитацию, скорее всего поверит в ее существование. За исключением, разве что, ученика Иисуса Христа Фомы, который даже увидев воскресшего спасителя, все же сомневался, действительно ли Иисус находится перед ним.
Конечно, если мы говорим об источниках информации, сразу же возникает вопрос, в какой степени мы можем им доверять. Применительно к задаче развития собственной веры, этот момент требует отдельного комментария. Особенность состоит в том, что вопрос об истинности/неистинности того, что мы собираемся использовать, чтобы поверить в возможность, имеет второстепенное значение. И даже вообще значения не имеет. Сомнения в том, а действительно ли произошло то, о чем вы узнали, будут только мешать. В этом случае вы не столько увеличиваете свою веру, сколько сомнения. Чем меньше будете сомневаться, тем лучше у вас получится.
Выше мы привели пример американца Гари, который, будучи бизнесменом, сумел почти мгновенно увеличить свое состояние. Сделал он это спроецировав на свою жизнь модель, взятую из квантовой физики – он предположил, что подобно тому, как для электрона является естественным скачкообразно менять свою орбиту, для человека естественно скачкообразно изменять свое социальное положение, внезапно прорываясь на более высокий уровень. Но в действительности модель поведения электрона здесь совершенно не причем. Самое главное, что Гари поверил в возможность скачкообразных изменений к лучшему, а рассказы квантовой физики ему в этом помогли. И вовсе не факт, что эти рассказы были истинными.
Разве физика окончательно познала все тонкости микромира? Сама возможность описанного изменения орбиты электрона была введена постулатом – то есть, недоказываемым положением. Просто приняли, что это так. Потому что так было удобнее. Обратимся ненадолго к этой истории.
Модель Резерфорда, если смотреть на нее с точки зрения традиционной физики, имела множество противоречий и жизнеспособной не была. Поэтому ее доработал Нильс Бор. Предположив, что на микрочастицы не действуют привычные нам законы природы, он допустил, что величины, характеризующие микромир, должны квантоваться, то есть, быть дискретными. Тогда получалось, что электроны в атоме движутся по стационарным орбитам и именно эти орбиты они меняют скачкообразно, поглощая или излучая квант энергии. Такая вот история. При вдумчивом взгляде оказывается, что мы имеем дело вовсе не с абсолютной реальностью, в которую так любят верить материалисты, а всего лишь с моделью, да притом введенной достаточно произвольно.
Об этом полезно помнить, когда вы хотите полнее осознать вашу свободу в деле моделирования мира. Действительно, хорошая иллюстрация. Но в частном случае с Гари углубляться в такого рода рассуждения было бы ошибкой. Что если бы он начал говорить себе, что имеет дело всего лишь с просто принятыми на веру, а не с доказанными моделями? Сумел бы он увеличить свой капитал на несколько порядков? Вряд ли. Но поскольку он был бизнесменом, и обладал прагматическим мышлением, то ясно осознавал, что его задача – убедить себя в том, что задуманное возможно, а никак не наоборот.
Кроме того, важно суметь заметить и раскрутить те аспекты реальности, которые работают на вас. Здесь очень важно обладать позитивным мышлением. Если человек видит мир в отрицательном свете, то он и усиливает соответствующие аспекты. Типа «яблоко – это будущий огрызок». Тому я наблюдал показательный пример.
В тот год в Москве выдалась на удивление теплая зима. В январе на улице стояла плюсовая температура – днем до +5 0С, светило Солнце, растаял практически весь снег. Выходя на улицу можно было подумать, что на дворе весна. Именно в это я и пытался поверить – поскольку должным образом настроившись, убедив себя в том, что на улице в самом деле весна, я начинал ощущать в себе поистине весенний подъем сил. То же самое я посоветовал нескольким своим товарищам. Но использовали они эту возможность по-разному.
Что интересно, у этих людей была различной и судьба. Женщина никак не могла разрешить свои семейные проблемы: ушел муж, отношения с матерью очень плохие, с отцом тоже, на руках – ребенок, работы нет, денег нет… Исправить положение дел никак не удавалось. У молодого человека ситуация была совсем другой: перспективный сотрудник Министерства иностранных дел имел и любимую жену, и хорошие отношения с родителями, и японский автомобиль.
Разумеется, из сказанного не следует, что нужно верить всему и всегда. Границы вашего доверия устанавливаются здравым смыслом. Но если вы видите, что вера в ту или иную информацию принесет вам благо – то почему бы и не уверовать? Ведь в жизни возможно все, и даже если факт, о котором говорится, никогда не происходил, все равно эта информация остается информацией о том, что возможно.
Вхождение в образ. Под вхождением в образ имеется в виду вживание в ту или иную ситуацию, событие или героя каких-нибудь событий. Тоже достаточно проверенный способ. Входя в образ, вы одновременно впускаете образ в себя и он начинает работать со всей эффективностью. Хорошим подспорьем здесь являются художественные произведения про разные чудеса и волшебство. Например, цикл Останкинских историй Владимира Орлова, («Альтист Данилов», «Аптекарь», «Шеврикука»). Или другие произведения, как правило, связанные с таинственной, мистической стороной жизни. Главное, выбирайте для себя более или менее положительный образ. Музыкант Данилов, являющийся по совмещению демоном высокого класса, подходит, а вот в образ одного из ключевых героев Мастера и Маргариты Воланда я бы вживаться не советовал. На всякий случай. Впрочем, ассоциировать себя с литературным героем не обязательно полностью – можно сконцентрироваться лишь на каких-либо его положительных качествах.
Нужно отметить, что часто литература влияет сама по себе, помимо воли читателя. Здесь также возможно и положительное, и отрицательное влияние. Однажды, читая довольно сильную книгу, где главный герой трансформировался в лучшую сторону, я обратил внимание, что сходные изменения происходят и у меня. Причем не только на эзотерическом, но и на бытовом планах. В числе прочего, мне, как и ему, стало очень нравиться ходить по рынку, выбирая что-нибудь полезное для хозяйства. Через некоторое время после прочтения книги это прошло. А иногда не обязательно даже и читать книгу. Одному моему знакомому, военному летчику, кто-то дал томик Карлоса Кастанеды. Летчик любил читать книги, заставляющие задуматься, но пока дочитывал предыдущую, положил Кастанеду у изголовья своей кровати. Вскоре после этого он заметил, что его сны стали весьма необычными – в них он начал путешествовать по таинственным мирам, встречаться с невероятными существами, погружаться в иные состояния сознания. К сожалению, это насторожило офицера и он вернул книгу, избавившись вместе с ней и от таинственных сновидений.
В любом случае полезно регулировать, впускать или не впускать в себя, и если впускать – то насколько образы, идеологию, энергетику из того или иного источника – книги, рассказа, фильма. В значительной степени такая регулировка поддается контролю. Помните, что без вашего согласия ничто и никто на вас влиять не может. Если источнику я доверяю полностью, или мне очень нужно обретение описываемых в нем качеств, то я и открываюсь ему полностью, давая своему подсознанию четкое указание: «Бери и используй все, что есть». Так можно работать, например, с книгами Нила Доналда Уолша «Беседы с Богом». Если же отдельные моменты вызывают сомнения, то приходится давать команды избирательно: «Вот это подходит. Принимаю. А вот это – нет, с этим я не согласен».
Занимаясь вхождением в образ, нужно помнить и о своем личном опыте. У каждого бывают удачные моменты, а если они касаются эзотерических практик, то ценность их поистине огромна. Выше я приводил пример, когда читая книгу, сумел вжиться в образ материализации денежных средств из ниоткуда. Мне удалось не только поверить, но и прочувствовать эту ситуацию. После этого я сам снял деньги с заброшенного и давно «обнуленного» счета в банкомате. Этот случай сам по себе очень полезен, поскольку вдохновляет и помогает поверить в себя, в чудеса. Все-таки попробовать самому очень много значит. Такой опыт нужно бережно хранить и не стесняться использовать.
Раз мы заговорили об удачном опыте, то надо отметить следующий момент. Общение с Учителем, Мастером оказывается очень полезным, даже если вы просто общаетесь на отвлеченные темы и больше ничего не делаете. Как я не раз убеждался на практике, рядом с такими людьми, намерения исполняются намного легче. Работает сам факт присутствия. То же происходит и во время целенаправленного обучения. Когда выполняешь упражнение, обучаясь у специалиста, оно срабатывает буквально на 100 %. Когда я учился различным магическим практикам у сильных людей, я даже стал специально использовать эту особенность, и во время учебных заданий концентрироваться во время выполнения упражнений на серьезных, а не учебных задачах.
Все перечисленные пути к вере можно использовать и одновременно, и поочередно. Как можно заметить, чтобы помочь читателю воспринять материал, они используются и в этой книге. Так, все теоретические и подобные им рассуждения – есть путь знания, все примеры – путь наблюдения. С художественными образами мы здесь не работаем, но книга будет помогать вам просто влиянием своей энергетики.
Разумеется, кроме рассмотренных, существуют и другие пути к вере. В процессе работы над собой человек обычно обнаруживает то, что подходит для него лучше всего. Порой эти пути оказываются совершенно разнообразными. Так, в истории того же Христианства есть полностью противоположные подходы – от позиции «верую ибо абсурдно» (Тертуллиан), до «понимаю, чтобы верить» (Абеляр). Но вне зависимости от того, какие приемы вы используете, актуальны следующие рекомендации.
Развитие и удержание веры. Поверить во что-то – важно, но это не разовая процедура, а процесс. Вот Апостол Петр поверил Иисусу, пошел по воде, но далеко не ушел и едва не низвергнулся в пучину, ибо усомнился. Вера его оказалась краткосрочной. Значит, нужно уметь не только поверить, но и развить свою веру. По этой части тоже накоплен определенный опыт.
Начнем с очевидного. Если вы настраиваетесь на какую-то идею, то на начальных этапах избегайте того, что ей противоречит. Сходный подход используется даже в науке. Строгие научные критерии применяются только к массиву устоявшегося знания, в то время как новые идеи (так называемый, «передовой край») освобождены от гнета системы верификации. Если нарождающуюся идею пытаться сразу же строго рационализировать и вписать в существующий каркас, то она погибнет, не успев раскрыть свой потенциал. В обычной жизни то же самое. Заболевшая женщина из вышеприведенного примера совершила именно такую ошибку. Когда вы чувствуете, что у вас возникают новые отношения с мирозданием, позвольте им прорасти и укрепиться, освойте их. Тогда они станут устойчивыми. Кто сможет меня убедить в том, что парапсихологии не существует, когда я лично не только наблюдал, но и использовал ее? Как говорится, «любовь есть – я ею занимался!» Кроме того, в большинстве случаев только хорошо освоив новое вы сможете оценить его преимущества и недостатки. Но когда новые идеи уже укрепились, не лишним будет провести и критическую проверку, а заодно ознакомиться с противоположной точкой зрения (которая, как правило, представлена не в единственном экземпляре), что позволит не впадать в догматизм и односторонность, которые, к сожалению, очень часто характерны как для религиозных, так и для эзотерических деятелей.
Нужно отметить, что укрепиться в новых идеях порой оказывается не так-то просто, потому что мешают привычные стереотипы и рутинная деятельность. В результате в отношениях с верой образуется своеобразный цикл. В начале человек пробуждается. Мир внезапно открывается ему чудесной возможностью и вместе с этим приходит осознание собственной свободы и простора для своего творчества. Посетил кто-то, например, тренинг Симорон, его там, пользуясь местной терминологией, «проперло», и давай человек творить волшебство! Легко и счастливо! Но полет на волне продолжался недолго.
Вскоре появились первые сбои, за ними – первые сомнения, а потом уже и не первые. Дальше больше, сильнее сомнения – чаще сбои. Человек начинает бороться с собой, искать, как устранить проблемы, как снова суметь ощутить восторг собственной свободы и могущества, обрести переживание прекрасного и удивительного. Разум подсказывает стандартные решения: сначала сделай что попроще, потом потренируйся над этим, затем найти литературу на такую-то тему… В результате постепенно оказывается, что ты встал на традиционный путь, на котором невозможны чудеса, но зато нужно много работать, чтобы получить даже небольшой результат. Большинство людей так или иначе сталкивается с этой проблемой. Различается только период, в котором сохраняется так называемая «инерция вдохновения».
Разрешать такие затруднения помогает перезапуск цикла – то есть, переход к началу. Как говорил Н.Д. Уолш, «чтобы оставаться в свете, необходимо находиться вблизи от него». В своей практике, когда я ощущал, что традиционный путь вновь затягивал меня, и вместо взаимодействия с эзотерическим планом я работаю с традиционным, например, психологическим, я внезапно останавливал себя. Просто нужно бросить все и вспомнить основы. Громко сказать привычной картине мира: «Нет! Неправда! Не грузи меня своими домыслами! Я знаю, и я верю, что все делается легко!» После этого я обращался к изначальным постулатам, не требующим ничего, кроме того, чтобы просто быть. И чудеса вновь приходили ко мне.
Хорошо найти какой-нибудь якорь, или способ, помогающий этому возврату. Для меня один из таких якорей – перечитывание книг, вдохновивших меня ранее. Читаешь, например, Нила Уолша (или Эрнеста Холмса, или Ричарда Баха и т.д.), настроившись на волну веры, искренне воспринимаешь все написанное как правду, и нужное состояние легкости возвращается к тебе, и ты снова можешь творить чудеса. Совсем прекрасно, если вы открыли для себя такой источник, который гармонирует с вашим внутренним я, и читая книгу вы ощущаете, что опыт автора – это и ваш опыт тоже. Подходит любой путь, который у вас работает. Главное не лениться ему следовать. «Делай, что для этого нужно, чтобы оставаться связанным с Богом/Богиней/Истиной. Не прекращай практику, молитвы, ритуалы, медитации, чтение, писание – все, что для тебя работает, чтобы поддерживать отношения с тем, Что Есть Все» [52;52]. Например, я случайно открыл, что удивительно хороший контакт с Богом устанавливается в костелах (католических храмах). В православных такое тоже возможно, особенно в монастырях, но почему-то гораздо реже и с меньшей степенью интенсивностью. Пользователям Интернета будет понятно такое сравнение. В православном храме удается установить связь с Богом, но работает она как Интернет по dial-up (через обычный модем). В католическом – как персональная выделенная линия.
Несмотря на разнообразие рассуждений, итог этому параграфу можно подвести краткий. Какой бы путь работы с верой вы для себя не выбрали, важно помнить, что исходная истина – проста, творить чудеса легко, вы уже все знаете и все умеете. Помня об этом, вы существенно ускорите свой путь к вершинам мастерства.