Как в них раскрывается проблема смысла жизни что общего во взглядах авторов
Практическая работа №3 Цель и смысл жизни человека.
Задание 1. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Как в них раскрывается проблема смысла жизни? Что общего во взглядах авторов?
Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
А. Стендаль: «Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя».
Марк Аврелий: «Живи так, как будто ты сейчас должен проститься жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок».
А. Шопенгауэр: «Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить творения, которые не стареют».
Омар Хайям: «О душа! Ты меня превратила в слугу. /Я твой гнев ощущаю на каждом шагу. /Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?»; «То, что Бог нам однажды отмерил, друзья, и увеличить нельзя уменьшить нельзя. Постараемся толком истратить наличность, на чужое не зарясь, взаймы не прося».
Августин Блаженный: «Нет великой заслуги том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно».
Д. Мадзини: «Жизнь имеет смысл как задача или долг».
Задание 2. Прочитайте текст. чем автор видит смысл жизни? Что такое иерархия целей? чем, по мнению автора, заключается основная цель жизни? Как бы вы объяснили понятие «полнота жизни»?
Е. Трубецкой: «Вся жизнь наша есть стремление к цели. От начала до конца она представляется виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим качестве средств. Есть цели, желательные не сами по себе, ради чего-нибудь другого: например, нужно работать, чтобы есть и пить. Но есть такая цель, которая желательна сама по себе. каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагает такую цель или ценность, ради которой безусловно стоит жить.
Эта цель, или, что то же, жизненный смысл, сеть предположение неустранимое, необходимо связанное с жизнью, как таковой; вот почему никакие неудачи не могут остановить человечество искании этого смысла. Полное разочарование выразилось бы даже не самоубийстве, а в смерти, полной остановке жизни: ибо самоубийство есть все-таки акт волевой энергии, направленный цели и, стало быть, предполагающий цель. Акт этот свидетельствует не прекращении стремления смыслу, а, наоборот, силе этого стремления об отчаянии, проистекающем из неудачи его достижении.
Задание 3. Проблема смысла жизни занимала людей глубокой древности. Прочитайте выдержку из произведения «Эпос о Гильгамеше». Какой смысл жизни провозглашается этом произведении? Согласны ли вы ним? Обоснуйте свое мнение.
Гильгамеш! Куда ты стремишься?
Жизни, что ищешь, не найдешь ты!
Смерть они определили человеку,
Жизнь в своих руках удержали.
Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,
Днем и ночью да будешь ты весел,
Праздник справляй ежедневно.
Днем и ночью играй и пляши ты!
Светлы да будут твои одежды,
Волосы чисты, водой омывайся,
Гляди, как дитя твою руку держит,
Только в этом дело человека!
Задание 4. Прочитайте высказывание. Как временный характер бытия и необратимость человеческого существования связаны с поиском смысла жизни? Как вы поняли последнюю фразу цитаты?
Конечность, временный характер, таким образом, не просто являются характерными чертами бытия, но и помогают сделать его осмысленным. В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости.
Задание 5. Прочитайте высказывание. Какие вопросы поднимает автор? Почему его взгляд столь пессимистичен? Можно ли считать это мнение справедливым? Почему? Как необходимо строить свою жизнь, чтобы не было оснований жалеть о прошлом?
Новое в блогах
В чём состоит смысл жизни по мнению известных философов
Каждый человек, хотя бы раз в жизни, задавался вопросом: «А в чем же смысл жизни? Для чего я живу и какова моя роль в этой вселенной?». Действительно, вопрос о смысле жизни волнует человечество на протяжении многих веков и порождает ряд споров и противоречий среди простых смертных, древнегреческих философов и мыслителей современности. Высказываются различные мнения, идеи, предположения, но на данный вопрос невозможно дать однозначный ответ, ведь каждый индивид имеет свои ценности, старается правильно расставлять приоритеты, выбирая что-то более важное для самого себя.
Сократ
Афинский философ Сократ свое предназначение видел в том, чтобы подвигнуть людей к поиску истины. Смысл жизни он видел именно в очищении, лечении и развитии своей души, ведь накопленные богатства не заменят добродетельных поступков. Даже перед лицом смерти древнегреческий мыслитель не отрекся от своих взглядов и придерживался их до самого конца.
Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»
Аристотель
Ученый-энциклопедист и философ Аристотель смысл жизни видел в достижении счастья, то есть осуществлении сущности человека. А само счастье состоит из душевных благ, таких как тяготение к знаниям, освоение различных навыков и умений, возможность любить и быть любимым и иметь рядом родных и близких людей. Однако, в стремлении к своему счастью, нельзя не учитывать интересы окружающих, именно поэтому для достойной жизни, по Аристотелю, необходима еще и справедливость.
Бюст Аристотеля. Римская копия греческого бронзового оригинала (после 330 г. до н. э.). Автор оригинала — Лисипп
Платон также раскрыл суть интересующего нас вопроса. Философ считал, что смысл жизни заключается в самосовершенствовании. Необходимо развивать себя физически, психически, духовно и умственно. Умение контролировать свои чувства и эмоции, укреплять тело, постигать науку – вот главные аспекты совершенствования. Мысли великого древнегреческого философа оказались важнейшим достижением античности.
Рене Декарт
Рене Декарт – французский философ и социолог считал, что главное в жизни – это принцип умеренности, согласно которому не стоит бросаться в крайности, принимать поспешные решения, необходимо все разумно обдумать и найти правильный путь. Согласно его философии, старое легко разрушить, но, прежде чем это сделать, нужно подумать о последствиях. Естествоиспытатель уважал традиции и обычаи различных народов, это говорит о его высоких моральных качествах. Жизненное правило Декарта гласило о стремлении изменить, прежде всего, себя, а не окружающий мир. Ведь человек – высший разум, и только он может контролировать свои мысли и властвовать над ними.
Рене Декарт. Автор Франц Халс
Артур Шопенгауэр
Немецкий философ XIX века, мизантроп – Артур Шопенгауэр писал о том, что людьми движет чужая воля, и человек не может самостоятельно управлять своей судьбой, его воля детерминирована. Жизнь для него – это ад, в котором глупец следует за всеобщими удовольствиями, совершая грехи, и приходит, в итоге, к разочарованию, а мудрый человек ограничивает свои наслаждения и ставит предел своим желаниям, тем самым избегая бед. Жизнь человека, по Шопенгауэру, состоит из постоянной борьбы со смертью, страданиями, от которых невозможно избавиться.
Жан-Поль Сартр
Жан-Поль Сартр. Автор Моше Мильнер.
Людвиг Витгенштейн
Людвиг Витгенштейн – австрийский философ и логик XX века, пожалуй, один из самых непонятных и загадочных мыслителей. Основной задачей философии он считал прояснение языка. Писал он и том, что все происходящее в персональной жизни может иметь важность, но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. Действительно, личная жизнь имеет смысл в форме событий, действий и результатов, случающихся на протяжении всего пути человека. Все, что происходит с нами, важно нашим близким, любящим нас людям, именно благодаря ним мы чувствуем себя нужными.
Людвиг Витгенштейн. Автор Moritz Nähr. Австрийская национальная библиотека
Вопрос о смысле жизни волновал не только древнегреческих философов, французских и немецких мыслителей, но и мудрецов Китая и Индии.
Конфуций
Древний мыслитель и философ Китая – Конфуций пытался уяснить скрытую природу человека. Он был убежден в том, что материальное благополучие должно отходить на второй план, а смысл жизни человека заключается в достижении Дао, и этически полноценное общество возникнет лишь в случае самопожертвования. Конфуций считал, что необходимо заботиться о родных, старших людях, уважать и любить всех окружающих. Тогда общество, атрибут которого знание, будет сплоченным и способным к быстрому и эффективному развитию. Нравственные ценности и воспитание – это неотъемлемая часть формирования внутреннего мира и взглядов каждого человека.
Будда
Основатель религиозно-философского учения, Будда, большое количество времени уделял размышлениям по поводу цели и смысла жизни. Для систем Индии характерна вера в карму, сансару и мокшу. Плохие и хорошие поступки, совершаемые людьми в течение всей жизни, имеющие либо положительные, либо отрицательные последствия и влияющие на перерождение и есть карма. Сансара же – это бесконечная последовательность рождения и смерти. Желания человека всегда неисчерпаемы, к данной неудовлетворенности следует прибавить страдания и боль, переживаемые на всем жизненном пути. Мокша – освобождение от сансары, возможность вырваться из ее круга. Отсюда цель и смысл жизни, а именно осознание состояния неудовлетворенности и начало избавления от всех желаний.
Цель и смысл жизни человека
Задание 1. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Как в них раскрывается проблема смысла жизни? Что общего во взглядах авторов?
Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит мугь, для него ни один ветер не будет попутным».
Л.Н.Толстой: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему»; «Из всех знаний самое нужное знание того, как жить хорошо, т.е. жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра».
М. Горький: «Как человек, как личность писатель русский стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни — литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России».
Андрей Болконский, герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь. чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
О.Уайлд: «Смысл жизни — самовыражение, проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем».
А.Стендаль: «Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя».
Марк Аврелий: «Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок».
Ф. Брукс: «Суть жизни — стремление к счастью, и оптимизм — лишь неотъемлемое для разумного человека условие такого стремления».
А. Шопенгауэр: «Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют».
Омар Хайям: «О душа! Ты меня превратила в слугу. /Я твой гнев ощущаю на каждом шагу. /Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?»; «То, что Бог нам однажды отмерил, друзья, /увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность, /на чужое не зарясь, взаймы не прося».
Августин Блаженный: «Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно».
Д. Руми: «Не ищите после смерти могилу нашу в земле — ищите ее в сердцах просвещенных людей».
Д.Мадзини: «Жизнь имеет смысл как задача или долг».
В. Г. Белинский: «Если бы вся цель нашей жизни состояла только в нашем личном счастии, а наше личное счастие заключалось бы только в одной любви, тогда жизнь была бы действительно мрачною пустынею. Но хвала вечному разуму, хвала попечительному промыслу! Есть для человека и еще великий мир жизни, кроме внутреннего мира сердца, — мир исторического созерцания и общественной деятельности».
Задание 2. Прочитайте текст.В чем автор видит смысл жизни? Что такое иерархия целей?В чем, по мнению автора, заключается основная цель жизни? Как бы вы объяснили понятие «полнота жизни»?
Е.Трубецкой: «Вся жизнь наша есть стремление к цели. От начала и до конца она представляется в виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим в качестве средств. Есть цели, желательные не сами по себе, а ради чего-нибудь другого: например, нужно работать, чтобы есть и пить. Но есть и такая цель, которая желательна сама по себе. У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагает такую цель или ценность, ради которой безусловно стоит жить.
Эта цель, или, что то же, жизненный смысл, есть предположение неустранимое, необходимо связанное с жизнью, как таковой; и вот почему никакие неудачи не могут остановить человечество в искании этого смысла. Полное разочарование выразилось бы даже не в самоубийстве, а в смерти, в полной остановке жизни: ибо самоубийство есть все-таки акт волевой энергии, направленный к цели и, стало быть, предполагающий цель. Акт этот свидетельствует не о прекращении стремления к смыслу, а, наоборот, о силе этого стремления и об отчаянии, проистекающем из неудачи в его достижении.
Надеждой на смысл сознательно или бессознательно приводится в движение все человеческое — и воля, и чувство, и мысль. А потому всякий неуспех на этом пути является лишь новым толчком к самопознанию и вместе с тем — к сознанию того смысла, которого мы ищем и которым мы, сами того не ведая, живем. Волей-неволей вся жизнь строится в расчете на какую-то безусловную цель; а свидетельство совести говорит нам о том, что эта цель, ради которой стоит жить, есть некоторая объективная правда, безусловная и всеобщая, которая бесконечно возвышается над всяким субъективным желанием и мнением.
В чем же заключается эта цель, ради которой стоит жить, и эта объективная правда жизни, которая должна в ней осуществляться? — В чем заключается искомое нами содержание смысла жизни? В этом вопросе выражается основной мотив религиозного искания всех веков. Различные религиозные и философские учения дают на него различные ответы; но есть и общее, что сближает между собою искателей правды всех веков. Это — самый предмет их исканий. Чтобы разобраться в особенностях отдельных решений, необходимо прежде всего внимательно всмотреться в это общее, что сближает всех.
Уже давно замечено, что искание истины было бы невозможно без некоторого предварительного о ней знания, ибо отыскать что-либо можно только по тем или другим признакам искомого, которые должны быть заранее известны искателю. Это верно и относительно искомого нами смысла жизни. В предыдущем изложении мы уже выяснили те заранее известные его признаки, которые предполагаются всяким его исканием. Это — признаки полноты и всеединства.
Полнота жизни как единая цель для всего живущего — таков предмет искания всякого жизненного стремления; единая истина для всех — таково предположение всякого сознания вообще, и, наконец, единая правда для всех — таково предположение нравственного сознания. Тоска по всеединству — вот что лежит в основе всего нашего страдания о суете и бессмыслице жизни; и поскольку мы возвышаемся сознанием над этой суетой, этот мысленный подъем уже представляет собою некоторый предварительный выход из того порочного круга, в котором мы томимся».
Задание 3. Проблема смысла жизни занимала людей с глубокой древности. Прочитайте выдержку из произведения «Эпос о I ильгамеше». Какой смысл жизни провозглашается в этом произведении? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свое мнение.
Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок, Днем и ночью да будешь ты весел, Праздник справляй ежедневно. Днем и ночью играй и пляши ты! Светлы да будут твои одежды,
Волосы чисты, водой омывайся, Гляди, как дитя твою руку держит, Своими объятьями радуй подругу — Только в этом дело человека!
Задание 4. Прочитайте высказывание. Как временный характер бытия и необратимость человеческого существования связаны с поиском смысла жизни? Как вы поняли последнюю фразу цитаты?
В.Франкл: «Перед лицом смерти — как абсолютного и неизбежного конца, ожидающего нас в будущем, и как предела наших возможностей — мы должны максимально использовать отведенное нам время жизни, мы не имеем права упускать ни единой из возможностей, сумма которых в результате делает нашу жизнь действительно полной смысла.
Конечность, временный характер, таким образом, не просто являются характерными чертами бытия, но и помогают сделать его осмысленным. В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости.
Жизнь превосходит себя не в «длину» — в смысле самовоспроизводства, а в «высоту» — путем реализации ценностей — или в «ширину» — воздействуя на общество».
Задание 5. Прочитайте высказывание. Какие вопросы поднимает автор? Почему его взгляд столь пессимистичен? Можно ли считать это мнение справедливым? Почему? Как необходимо строить свою жизнь, чтобы не было оснований жалеть о прошлом?
М. Горький: «Вы лежите в могиле, в тесном гробу, и перед вами проходит, вращаясь, как колесо, бедная жизнь ваша. Она движется мучительно медленно и вся проходит — от первого сознательного шага до последней минуты жизни вашей. Вы увидите все, что скрывали от себя при жизни, всю ложь и мерзость вашего бытия, все мысли ваши вы вновь передумаете, вы увидите каждый неверный ваш шаг, вся жизнь ваша возобновится — вся до секунды! И для того чтоб усилить муки ваши, вы будете знать, что по той тесной и глупой дороге, по которой шли вы, идут другие, и толкают друг друга, и торопятся, и лгут. И вы понимаете, вы ясно видите — все это они делают лишь для того, чтоб со временем узнать, как позорно жить такой гнусной, бездушной жизнью».
Труд и игра
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Непроизводительный труд — это деятельность, связанная с созданием разнообразных материальных предметов.
Производительный труд — это деятельность, направленная не на создание, а на обслуживание самых разных материальных предметов.
Технологический процесс — это то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой деятельности.
Производительность труда — это способы воздействия на объект труда.
Объект труда — совокупность операций по преобразованию исходного продукта в конечный.
Технологии — это категория, которая выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени.
Инициатива— это вид трудовой деятельности, отличающийся характером и целью трудовых функций, например: врач, учитель, юрист.
Квалификация— это наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной профессии.
Профессия — это уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности.
Специальность— это творческий подход к выполнению заданий.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Существует две разновидности деятельности:
• В зависимости от результата труд подразделяется на:
• Каждый вид трудовой деятельности состоит из:
• Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть:
• Существуют различные виды игр:
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
• Производительный труд более важен, чем непроизводительный.
• С развитием науки и техники, появлением машин в промышленном производстве умственный труд все более заменялся физическим.
• В современном обществе роль знаний, квалификации, нравственных качеств существенно снижается.
• Удовлетворение потребностей является средством трудовой деятельности.
• В период становления и развития индустриального производства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как активный субъект производства; такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей.
• Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на процесс, сколько на сам результат.
• Труд и игра — это два вида деятельности, которые существуют изолированно, без взаимосвязи друг с другом.
Задание 4. Заполните таблицу.
Понятая | Сходство | Отличия |
Труд | ||
Игра |
Задание 5. Прочитайте высказывания. Какое значение авторы придают трудовой деятельности? Почему труд лучше праздности? Совпадает ли ваше отношение к труду с точкой зрения авторов высказываний?
Марк Аврелий: «Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием или бременем и не желай себе за это похвалы и участия. Общее благо — вот чего ты должен желать».
Конфуций: «То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью».
В. Брюсов: «Надо работать! Надо что-нибудь сделать! За работу, жизнь не ждет».
JT. Н.Толстой: «Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
А. Шопенгауэр: «Трудно обрести покой в праздности».
Л.Вовенарт: «Праздность утомляет больше, нежели труд».
Д. И. Менделеев: «Трудитесь, находите покой в труде, ни в чем другом не найти! Удовольствие пролетит — оно себе, труд оставит след долгой радости — он другим».
И.П.Павлов: «Самое важное в каждом деле — пересилить момент, когда вам не хочется работать».
М.Сафир: «Труд — отец голода, дед пищеварения, прадед здоровья».
Б. Дизраэли: «Трудолюбие — душа всякого дела и залог благосостояния».
Т. Карлейль: «Всякий труд благороден, и благороден один лишь груд».
JI. ван Бетховен: «Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград».
И.Гердер: «Труд — целительный бальзам, он добродетели источник».
И.Гёте: «Одно только несчастие существует для человека. это когда им овладевает идея, не имеющая никакого влияния на действительную жизнь или же отвлекающая его от труда».
И.Кант: «Молодой человек, полюби труд; отказывай себе в удовольствиях и не для того, чтобы отказаться от них навсегда, но для того, чтобы тем более иметь их в перспективе! Не затупляй иосприимчивость к ним преждевременным наслаждением!»
К.Маркс: «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком».
Новалис: «Чем выше культура, тем выше ценится труд».
Р. Браунинг: «Долг человека — трудиться и по мере сил превращать землю в небеса».
Общение
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Этикет — это взаимодействие между людьми.
Ритуальное общение — это общение, которое связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его.
Перцептивное общение — это общение с помощью слов, т.е. речевое общение.
Бытовое (повседневное) общение — это общение, которое возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
Вербальное общение — это общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) при решении возникающих каждый день бытовых вопросов.
Убеждающее общение — это общение, которое осуществляется па работе, в процессе совершения трудовых обязанностей, оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет цель достижения положительных результатов трудовой деятельности.
Интерактивное общение — это общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его убеждения и поведение.
Деловое (служебное) общение — это взаимодействие людей в процессе приобщения к культурным ценностям.
Межкультурное общение — это общение, которое сопровождает исследовательскую деятельность.
Культурное общение — это общение, которое происходит между людьми, разделяющими разные культурные ценности.
Общение — это выполнение заранее предписанного поведения.
Научное общение — это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к окружающим.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Различают два вида общения:
• В зависимости от способов взаимодействия выделяют общение:
• Общение выполняет несколько важных функций:
• Выделяют несколько форм общения:
Задание 3. Прочитайте текст. Охарактеризуйте правила поведения на улице и в транспорте. Почему их необходимо соблюдать? Сталкивались ли вы с нарушениями этих правил? Стараетесь ли вы сами их соблюдать?
Н. М.Гончарова: «На улице правила хорошего тона предписывают не сорить, не плеваться, не показывать пальцем, не кричать на детей, не останавливаться внезапно посередине дороги, не бросать огрызки, не лузгать семечки, не носить включенным тран-шстор или магнитофон, не пробивать себе дорогу к витрине, расталкивая всех локтями, не оборачиваться часто, идя по улице, а мужчинам — не оглядываться вслед проходящим женщинам, не делать громких замечаний по поводу одежды, роста и выражения лица прохожих, не есть на ходу, не спрашивать у знакомого, встреченного на улице, куда он идет, и не останавливать приятеля, который идет не один. Нельзя ходить по улице вчетвером. Когда вы идете втроем, середина отводится лицу, более уважаемому, — женщине или пожилому человеку. Мужчина идет в центре, если он с двумя женщинами. Вдвоем с мужчиной женщина идет с правой стороны. Он может поддерживать идущую с ним женщину под руку. Мужчина всегда пропускает женщину вперед, но если он сам идет впереди, то предлагает женщине руку.
Мужчина всегда помогает идущей с ним женщине нести сумку с продуктами и вещами, но дамскую сумку, свой плащ, жакет или зонтик женщина несет сама.
Мужчина курит на улице, хотя по правилам хорошего тона этого делать не следует. Женщина на улице не курит. Если просят прикурить, вежливее протянуть спичку, а не сигарету.
Нетактично сказать незнакомому человеку, что у него пальто забрызгано грязью, но можно сообщить женщине, что у нее открылась сумка.
В дверях магазина или учреждения сначала надо пропустить выходящих, а уж затем входить.
В транспорте также необходимо помнить о соблюдении определенных правил приличия. При посадке в автобус — придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, мужчины уступают женщинам. Если женщина находится в обществе мужчины, то в транспорт они садятся согласно своей очереди. Женщина не должна стараться подняться в вагон трамвая или в автобус первой, пользуясь своим преимуществом и оставляя при этом спутника. Если все же случилось, что он оказался далеко позади своей спутницы, то ему вовсе не следует нетерпеливо устремляться вперед, расталкивая при этом других женщин. Не произойдет ничего ужасного, если на короткое время вас с вашей знакомой толпа разделит.
Воспитанный мужчина сядет в транспорте только в том случае, если вблизи не стоит ни одна женщина. И старается тотчас же предложить свое место женщине, которая, войдя в вагон, встала рядом с ним. Его обязанностью является уступить место пожилой женщине, женщине с тяжелой сумкой или знакомой.
Женщина, которой уступили место, должна тотчас же за это поблагодарить. Не годится в таких случаях на освобожденное место сажать своего здорового ребенка, даже младшего школьного возраста».
Задание 4. Прочитайте высказывания. Какие правила общения в них содержатся? Следуете ли вы им в процессе общения с окружающими? Как вы думаете, что было бы, если люди не выполняли этих правил?
Конфуций: «Владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали. выше этого нет ничего».
А. С. Макаренко: «Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками».
Т.Эдисон: «Встречал я подчас людей безобразных, и в некрасивых чертах их лица открывалась мне доброта, превосходящая миловидностью все прелести заносчивой красоты».
Сократ: «В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество».
А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Стендаль: «Умение вести разговор — это талант».
Б.Паскаль: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться».
Ш.Монтескье: «Освобождать себя от соблюдения правил приличия — не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков?»
Р.У.Эмерсон: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».
Д.Свифт: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Н.Мальбрант: «Манеры — это естественное и непринужденное благородство».
Д.Локк: «Первый признак грубого человека — не считаться с тем, что нравится или не нравится окружающим людям».
Т.Г.Шевченко: «Никакая причина не извиняет невежливости».
И.Гёте: «Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше».
Задание 5. Важным правилом общения является вежливость. Прочитайте высказывания. Сделайте вывод о том, какую роль играет вежливость в процессе общения.
Э. Роттердамский: «Вежливость порождает и вызывает вежливость».
Д.Локк: «Истинная вежливость есть не что иное, как старание не высказывать при общении с людьми ни пренебрежения, ни презрения по отношению к кому бы то ни было».
М.Сервантес: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
Н. А. Бердяев: «Вежливость — это желание всегда встречать теплое обращение и слыть обходительным человеком».
Н. В. Щелгунов: «Истинная вежливость основана на искренности. Она должна быть полна добродушия и должна проявляться в готовности способствовать счастью ближнего».