Как внедрить в общество что угодно
Как заразить кого угодно своей идеей
Как правильно подавать идеи, чтобы их услышали? Полезные советы всем, кто испытывает трудности с презентацией.
Хотите заручиться поддержкой нужных людей, чтобы реализовать идею, уметь заражать своими идеями окружающих? Здесь вы найдете много полезного независимо от того, профессионал вы или новичок.
Как заразить кого угодно своей идеей. Photo by Riccardo Annandale on Unsplash
Творческие личности способны придумать самые невероятные идеи и даже воплотить их в жизнь. Однако, часто для воплощения хорошей идеи одного человека недостаточно и тогда возникает необходимость в представлении своего замысла другим. На этом этапе многие не получают заслуженной поддержки.
Если с вами такое случалось не раз или лучшие сотрудники вашей компании умеют генерировать идеи, но не умеют ими увлекать, нужно продумывать самосовершенствование и развитие сотрудников в этом направлении. А начать можно книгой международного спикера и талантливого дизайнера Йеруна ван Хейл «Подай идею», в которой автор делится секретами упаковки идей таким образом, чтобы у них был шанс выжить.
Сначала цель
Допустим, вы придумали отличную рекламную кампанию для бренда. Вы работали над ней несколько дней, наконец закончили и хотите как можно скорее представить ее вашему руководителю. Не стоит спешить. Ваша презентация может оказаться неудачной по таким причинам:
Возможно, вы пытаетесь донести свою идею впервые. Подумайте, готовы ли вы к вопросам, которые чаще всего задают в таких случаях:
Что вы будете отвечать? Продумали? Лучше продумать все наперед, чем пытаться ответить на подобные вопросы на ходу, не правда ли? На самом деле на эти вопросы нужно дать ответы, раньше, чем их зададут.
Прежде, чем начать представлять свою идею, стоит объяснить, ради чего вы все задумали. Можно начать так:
Такое начало сразу обращает внимание на цель всего того, что будет сказано дальше.
Если идея есть, а с формулировкой цели возникли трудности, вам помогут следующие вопросы:
1. Ваша идея – решение проблемы или возможность?
Все цели делятся на две категории: решение проблем и использование возможностей.
Какие могут быть проблемы:
Какие могут быть возможности:
Цель может быть и проблемой, и возможностью. В таком случае лучше представить ее как возможность, а не как проблему – это больше мотивирует.
2. Цель краткосрочная или долгосрочная?
Долгосрочная цель позволяет заглянуть в будущее, которого еще нет. Не вдавайтесь в таком случае в подробности и рассуждайте абстрактно и обобщенно. Самое главное – вдохновить!
Примеры долгосрочных целей:
Краткосрочная цель требует безотлагательного выполнения, поэтому здесь абстрактные рассуждения неуместны. Описание цели должно быть четким, конкретным и специфическим. Хотите мотивировать людей на быстрые действия – ищите краткосрочные цели.
Если планируете профессиональное развитие персонала предприятия, очень полезно будет включить в программу освоение различных эффективных инструментов мотивации, например, тренинг «Управленческая мотивация». Он учит мотивировать на действия и решения не только с учетом типа цели, но также принимая во внимание особенности поколений и грамотного выбора схемы мотивации – навыки, которые используются в эффективных продажах.
Примеры краткосрочных целей:
3. Нужен конкретный или абстрактный результат?
Добро, зло, свобода, успех, справедливость – довольно абстрактные понятия. Чтобы их поддержали, собравшиеся должны разделять тот же смысл рассматриваемых категорий, а позитивное или негативное звучание тех или иных понятий одинаково и однозначно воспринималось всеми участниками, иначе предложение будет звучать неоднозначно и восприниматься противоречиво.
Примеры абстрактных целей:
На примерах видно, что абстрактные цели часто сочетаются с конкретными и измеримыми, однозначными и понятными.
Примеры конкретных целей:
4. Цель – общего или специфичного масштаба?
Пример общей цели: Разработать дизайн авто для пожилых.
Пример специфичной цели: Разработать дизайн авто для пожилых с плохим зрением, которые несмотря на это хотели бы совершать короткие поездки в ближайший магазин, к соседям, родственникам и т.д.
Специфическая цель затрагивает детали и изображает конкретную картину успеха.
Контекст
Когда с целью определились, подготовьтесь к описанию контекста. Зная цель, нужно учесть факторы, которые так или иначе влияют на ее осуществление. Это:
Контекст идеи – это совокупность факторов, которые важно учесть. Их нужно взять во внимание еще на этапе разработки идеи.
Теперь нужно представить идею – максимально просто, без лишних деталей, назвать ее цель и озвучить контекст. Далее обратить внимание на актуальность, уникальность, выяснить, что необходимо для реализации идеи, учесть все сложности и пути их решения – тогда есть все шансы, что аудитория вам поверит.
Пример цели и контекста:
Краткое изложение идеи
Главное в изложении идеи – она должна зацепить слушателя. Советы, как этого добиться:
Три уникальных аспекта
После того, как вы привлечете внимание, нужно формулировать то самое уникальное торговое предложение – описать чуть подробнее и обосновать. Достаточно остановиться на трех выгодах.
Что нужно для реализации?
Не может быть, чтобы вы не продумали, как осуществить вашу гениальную идею. Неужели так и есть? Мало кто представляет, как часто предлагаются идеи, которые прекрасно звучат, но совершенно неосуществимые.
Презентуя идею, расскажите, как ее осуществлять и что для этого нужно. Слушатель поймет, что вы все тщательно обдумали и знаете, о чем говорите.
Сами подумайте, стоят ли необходимые усилия того преимущества, которое даст осуществление идеи. Если нет, не следует представлять идею. Кому нужна нерентабельная идея.
Кто ваша аудитория?
Многое зависит от того, кому вы представляете идею. И зачем. Меньше думайте о том, как прекрасна ваша идея и больше о том, какая в ней польза.
Важно понимать ценность идеи для тех, кому вы ее представляете. Узнайте об этих людях побольше, чтобы представить идею наиболее понятно для них. Нужно знать особенности той категории людей, которые будут принимать решение по вашей идее, учесть вопросы, которые они могут задать, подготовить ответы.
Вы, наверное, слышали о классификации личностей по Юнгу. Люди бывают интровертами и экстравертами, воспринимают мир посредством психофункций – ощущения, интуиция, чувства, мышление. Это влияет на восприятие.
Планируете развитие сотрудников в направлении успешных переговоров – обязательно дайте им возможность освоить подобные знания и научиться их использовать с помощью мощного тренинга «Навыки влияния». Там научат продвигать свою точку зрения, убеждать собеседника, правильно оценивать реакцию, подбирать оптимальные способы коммуникации и управлять при этом собственными эмоциями.
Все это станет основой, без которой невозможно внятно и убедительно презентовать свою идею. Даже научившись формулировать ее и знать ее решение, без знания аудитории придется трудно.
Стоит обратить внимание на индивидуальную мотивацию участников, на личность каждого (хотя если присутствующих много, под каждого настроиться будет невозможно), роль участников в компании.
Если планируете представить идею человеку с аналитическим складом ума, опирайтесь на рациональность и логику, приводите факты, будьте объективными. Если предстоит встреча с творческой личностью – стремитесь вызвать эмоции и образы.
Больше об искусстве убеждения найдете в книге Йеруна ван Хейл, а подобрать подходящие тренинги можно в каталоге бизнес-тренингов ManGO! Games.
Как начать внедрять идеи
Многие любят принимать участие в генерировании идей для развития бизнеса. Мозговой штурм, стикеры с идеями, исписанные флипчарты вдохновляют и вселяют веру в светлое будущее. Однако, после встречи все возвращаются к повседневной рутине. Вскоре наступает «амнезия воркшопов» и разочарование. Участники спрашивают друг у друга: «Что мы решили?», «Кто за что отвечает?», «Как мы найдём время для выполнения любой из этих задач?».
Против любых идей действуют три силы: неопределённость, краткосрочные финансовые цели и нехватка ресурсов. Они формируют «долину смерти» идей. Чтобы идее пройти долину смерти, ей нужно придать достаточный импульс. Для этого необходимо соблюдать пять правил:
Управляйте идеями, как текущими проектами
Пригласите менеджера проекта на сессию генерирования идей. Его задача — разбить результаты сессии на действия. Попросите его записывать все идеи, закреплять людей за ними и фиксировать ближайшие действия. Такая практика показывает важность встречи и ценность потраченного времени. Каждая идея — это потенциальный проект или задача с измеряемой ценностью, исполнителями, сроками и т. д.
Идея не может перейти к внедрению, не доказав свою коммерческую ценность.
Итогом встреч должны быть эксперименты
Идею на бумажке нельзя брать в реализацию или использовать как окончательное решение. Вместо этого, результатом рабочей встречи должны быть эксперименты. Для этого нужно выразить идеи в виде гипотез: «Мы полагаем, что предоставление [продукта / услуги / функциональности] будет [полезно] для [клиентов]. Мы это узнаем, когда увидим [измеримый результат].» Идея не может перейти к внедрению, не доказав свою коммерческую ценность. Если после генерации идей вы выходите с заявлениями, которые начинаются с «мы считаем», это показывает, что вы не знаете, насколько живуча эта идея. Эксперименты позволяют проверить это.
Успех идеи не зависит от её размера.
Делайте небольшие ставки
Руководителей бизнеса привлекают большие идеи. Они хотят очередной iPod в своей отрасли. Всегда кажется, что большие идеи лучше. Но успех идеи не зависит от её размера. У больших идей маленькие шансы быть реализоваными из-за повышенных рисков. Запускайте множество небольших инициатив. Вы не знаете, какая из них выстрелит.
Заложите ресурсы в самом начале
Обязательно заложите ресурсы для экспериментов перед тем, как начнёте генерировать идеи. Сформируйте небольшие команды, у которых будет время для проведения экспериментов. Зафиксируйте бюджет. Простой эксперимент может занять несколько недель и потребовать небольшую сумму денег. Дайте этой группе полную автономию для проведения экспериментов. Цель состоит в том, чтобы получить обратную связь в реальных условиях, понять реакцию рынка и изучить возможности для бизнеса.
Проводите дешёвые тесты
После проверки гипотезы в реальных условиях ваша идея может кардинально отличаться от первоначальной идеи на бумаге. Будьте готовы повторять эксперименты. Для этого не нужны большие инвестиции. Спросите себя, какой самый быстрый способ проверить вашу идею? В большинстве случаев потребуется простой прототип продукта или услуги, который подтвердит или опровергнет вашу гипотезу. Цифровой продукт можно протестировать с помощью посадочной страницы на Тильде или таблицы в Экселе. Услугу можно протестировать с несколькими клиентами, инсценируя все необходимые этапы.
Что такое окно Овертона и как его используют в теориях заговора
Что такое окно Овертона
Окно Овертона — это модель для понимания того, как идеи в обществе с течением времени меняются и влияют на политику. В основе концепции лежит утверждение, что представители власти поддерживают только общепринятые идеи и нормы. В противном случае они потеряют доверие избирателей.
Теорию в середине 1990-х годов разработал Джозеф Овертон — вице-президент мичиганского Mackinac Center for Public Policy (Центр публичной политики Макино). Сотрудники Mackinac Center поддерживают либертарианские взгляды и называют целью своей работы продвижение принципов свободной политики и ограниченного правительства. Они изучают общественное мнение в разных социальных вопросах, проводят опросы населения и продвигают в массы новые идеи, которые считают разумными и полезными.
В 2003 году Овертон погиб в авиакатастрофе и при жизни не успел вывести теорию в публичное поле. Три года спустя это сделал его коллега Натан Дж. Рассел. Чтобы объяснить суть концепции, он предложил представить вертикальную шкалу, на которой:
Издание The New York Times в качестве примера объяснения окна Овертона приводит законопроект о «Медицинской страховке для всех», предложенный Берни Сандерсом в 2013 году. По его мнению, каждый американец должен получать бесплатную медицинскую помощь по расширенной страховке и не платить за ведение беременности, вызов скорой и прочие жизненно важные услуги здравоохранения.
Тогда идея Сандерса не нашла поддержки в Сенате и среди избирателей, но в 2020 году ее поддержали республиканцы, демократы и другие политические фракции. Идея о расширенной медицинской страховке перестала быть неприемлемой — окно Овертона сдвинулось в сторону большей свободы в этом вопросе.
В публикации Натана Дж. Рассела также прямо говорится, что концепция Овертона призвана ответить на вопрос о роли Mackinac Center в политике, который обязательно зададут спонсоры.
«Джозеф Овертон изначально предложил концепцию для оправдания работы аналитических центров. Иными словами, она была нужна для того, чтобы объяснить тем, кто мог быть спонсором центра, важность действий по формированию общественного мнения.
Овертон буквально на пальцах объяснял, что аналитические центры нужны потому, что они умеют поддерживать определенные интересы. И если вы, граждане, хотите, чтобы были пролоббированы именно интересы вашей социальной группы, — несите деньги тем экспертам, которые кажутся вам максимально надежными и успешными в качестве двигателей этих интересов».
Чуть позже на сайте Mackinac Center появилась отдельная страница, посвященная окну Овертона. Там приведены тезисы для понимания концепции. Вот ключевые из них:
«Окно Овертона может сдвигаться, увеличивая или уменьшая количество идей, которые политики могут отстаивать, не подвергая чрезмерному риску свою поддержку на выборах. Иногда политики могут сами сдвинуть окно, но редко. Чаще оно движется на основе гораздо более сложного и динамичного явления, которым нелегко управлять сверху, — медленной эволюции социальных ценностей и норм.
Окно Овертона не объясняет, как в целом работает политика, концепция лишь описывает одну главную мысль: представители власти не будут поддерживать идеи, которые отвергает общество. Диапазон их политических возможностей ограничен общепринятыми социальными нормами и ценностями».
Сам Овертон и его коллеги из Mackinac Center никогда не утверждали, что в общество реально внедрить любую идею. Они лишь описывали концепцию ведения публичной политики. Но тезисы оказались настолько простыми для понимания, что конспирологи начали использовать их в теориях заговора.
Шесть уровней шкалы Овертона
В 2006 году политический обозреватель и офицер армии США Джошуа Тревиньо предложил шесть уровней для окна Овертона, которые четко разграничивали политические идеи и общественные нормы — от немыслимого до действующих законов.
Как концепция превратилась в основу для конспирологических идей
В 2010 году президент Mackinac Center Джозеф Г. Леман встретился с писателем и политиком Гленном Беком и рассказал ему о концепции. Ее основы Бек использовал в фантастическом триллере «Окно Овертона», но он изменил ключевой тезис о том, что политики подстраиваются под общественные нормы. В книге политики, наоборот, меняют социальные взгляды под свои нужды.
Книга Бека сразу после выхода в июле 2010-го заняла первое место в списке бестселлеров New York Times и оставалась там до сентября. В Amazon роман получил 4,6 балла из 5 возможных. Большинство читателей приняли фантастику за чистую правду и решили, что все описанное происходит или будет происходить в реальности.
Google Trends показывает, что наибольший интерес пользователей к окну Овертона во всем мире пришелся на июнь—июль 2010: тогда вышла книга Бека.
В интервью USA Today Гленн Бек говорил, что его роман — «выдумка, основанная на реальных фактах». На странице с объяснением окна Овертона Mackinac Center в разделе частых вопросов подчеркнул, что не имеет отношения к созданию книги, а роман — художественное произведение. Но в сознание людей окно Овертона вошло как технология для управления обществом.
«В обществе, где как будто действуют сильные мира сего, жить, на первый взгляд, спокойно. Ведь есть люди, которые принимают все важные решения, а тебе конкретно остается «только» отказаться от собственной субъектности и отдаться во власть сладкого «авось».
А еще, если мир управляем, если за каждым изменением стоит чей-то заговор, то легче найти врага. Легче обвинить тех, чьи ценности нам не близки и не нравятся, в том, что они дураки неразумные, которыми манипулируют, а они и рады».
Распространение искаженной концепции в России
В России концепцию окна Овертона в 2014 году популяризовал один из блогеров LiveJournal. Он взял из книги Бека тезисы об уровнях окна Овертона и привязал их к каннибализму. В статье блогер объясняет, как, по его мнению, можно легализовать людоедство и сделать это социальной нормой.
До 2014 года в России не искали информацию об окне Овертона: график Google Trends показывает «0». В 2014 году число запросов резко пошло вверх — в это время в СМИ тиражировали статью про каннибализм из LiveJournal. Никита Михалков зачитал ее на канале «Россия 24» в программе «Бесогон», призвав россиян защищаться от «технологии легализации греха». Тезисы перепечатали КП, интернет-издание «Накануне.RU», сайты КПРФ и «Православие.Ru». Во ВКонтакте публикация получила более 12 500 репостов. Но никто публично не опроверг ложное понимание концепции, опираясь на сайт Mackinac Center.
Так концепция в России превратилась в конспирологическую идею. Многомиллионная аудитория растиражированных СМИ приняла на веру в корне неверное объяснение окна Овертона.
«В целом способность к производству собственного суждения, сомнение в позиции других, образованность, способность к обдумыванию первых, автоматических реакций, помноженные в обязательном порядке на навыки фактчекинга, дают неплохие результаты. Такому обществу сложно быстро «продать» идеи, которые «безумны», то есть не отвечают более или менее солидарным представлениям о ценностях. Эти ценности со временем меняются, но в целом идут рука об руку с историей общества. Если каннибализм не был культурно значимой вехой, вряд ли его можно «нормализовать».
Примеры окна Овертона с разных точек зрения
Нет никаких научных и исторических доказательств, что с помощью концепции окна Овертона политики меняли общественное мнение и вводили выгодные им законы. Но теорий выдвигается огромное количество, и все — конспирологического характера.
Трамп и радикализация американского общества
Издание Vox выпустило видеоролик с доводами, что Дональд Трамп, будучи президентом США, двигал окно Овертона. По мнению журналистов, он хотел изменить общественное мнение и навязать американцам радикальные взгляды. В качестве примера издание приводит высказывания главы США с обвинениями в шпионаже со стороны России и его заявления о готовности к ядерной войне.
Журнал National Review напечатал статью, в которой обвинил Трампа в сдвиге окна Овертона в вопросах национальной безопасности и иммиграции. Издание считает, что президент изменил общественное сознание, призывая воздвигнуть стену на границе с Мексикой и запретив мусульманам въезд в страну.
Выход Великобритании из Евросоюза
Издание The Daily Telegraph отметило, что в Великобритании окно Овертона навсегда сдвинулось в вопросе Евросоюза. Если раньше все считали безумием выйти из него, то теперь позиция радикально противоположная.
Аналогичной позиции придерживается и издание The Spectator. По его мнению, окно Овертона сдвинула консервативная партия UKIP, которая всегда призывала правительство Великобритании выйти из Евросоюза.
Коронавирус и ужесточение политики
Руководитель промышленной стратегии Университетского колледжа Лондона (UCL) Джордж Дибб считает, что COVID-19 «разбил окно Овертона». По его мнению, правительство получило возможность вести более жесткую политическую деятельность, прикрываясь коронакризисом. Теперь представители власти по всему миру могут вводить ограничения и разные санкции, чтобы не допустить распространения болезни.
Дибб отмечает, что люди спокойно восприняли ограничения и никакого сопротивления не оказали. Он считает, что жесткая политика останется нормой и после окончания кризиса.
«Схема Овертона в искаженном конспирологическом варианте очень сильно упрощает представления о социальном устройстве. Ее можно считать рабочей, только если предположить, что любые изменения в обществе — процесс управляемый, никак не связанный со стихийными общественными движениями и стечением обстоятельств, благодаря которым появляются харизматичные лидеры мнений. А конспирология ничего общего не имеет с истинным знанием».
Можно ли применить окно Овертона на практике
Президент Mackinac Center Джозеф Леман в интервью The New York Times объяснил, как на самом деле стоит рассматривать концепцию Овертона:
«Окно Овертона — это всего лишь описание, а не технология воздействия на сознание людей, как ошибочно предполагают многие. Наша концепция объясняет, как идеи появляются и исчезают в обществе. Точно так же, как гравитация объясняет, почему предметы падают».
Ни в одной из публикаций Mackinac Center нет идеи о том, что окно Овертона — это технология управления обществом. Наоборот, там всячески подчеркивают, что политики подстраиваются под социальные нормы, а не создают их.
«Я бы ни в каких обстоятельствах не стала использовать схему, предложенную Овертоном, как рабочую объяснительную схему. И даже не по той причине, что у нее неясное происхождение. А потому, что она исключительно упрощает понимание социального мира, поддерживает дискриминацию, исключение и разделение мира на «своих» и «чужих».
Кстати, самый простой способ увидеть, что окно Овертона с точки зрения конспирологии не работает, — это приглядеться к обширным социальным движениям, возникающим на протяжении всего XX века. А потом прислушаться к себе: готовы ли мы признать, что, раз огромными группами людей, бывших участниками этих социальных движений, можно манипулировать, мы все тоже легко управляемы? Что буквально ни одно наше важное решение не является результатом нашего осознанного выбора? Если готовы, то придется одновременно согласиться, что любые концепты (вроде воли), любые представления о допустимом и должном — это всего лишь наведенный морок. Но если все иллюзия, то зачем тогда жить?»
Как Окно Овертона продвигает немыслимые идеи в общество
В информационный век, когда наш технологический прогресс стал сутью и сердцевиной человеческой цивилизации, а моральные нормы и высокие понятия о вечных ценностях отошли, как минимум, на второй план, хочется поговорить о таком научном факте, как Окно Овертона. Мы постараемся подробно описать всю суть данного явления и его ужасающий, разрушительный потенциал.
Происхождение теории «Окно Овертона»
Окно Овертона (оно же окно дискурса) – это теория или концепция, с помощью которой в сознание даже высокоморального общества можно насадить любую идею. Границы принятия таких идей описываются теорией Овертона и достигаются при помощи последовательных действий, состоящих из вполне четких шагов. Ниже мы подробно остановимся на каждом из них.
Свое название Окно Овертона получило в честь американского социолога Джозефа Овертона, который в середине 90-х годов предложил данную концепцию. С помощью этой модели Овертон предлагал оценивать суждения общественного мнения и степени его приемлемости.
По сути, он просто описал технологию, которая действует на протяжении всего существования человека. Просто в древние времена она понималась интуитивно, подсознательно, а в век технологий обрела конкретные формы и математическую точность.
Окно Овертона и его возможности
Давайте рассмотрим возможности Окна Овертона. При помощи этой теории в сознание самого ортодоксального общества можно насадить, в принципе, совершенно любую идею. Делается это в несколько этапов, которые детально прописаны.
Возьмем, к примеру, гомосексуализм. Если это явление и существовало в предыдущие века, то оно, как минимум, считалось чем-то постыдным. Однако во второй половине XX и в начале XXI веков общество могло реально наблюдать, как действует Окно Овертона.
Сначала в СМИ стали появляться многочисленные публикации о том, что гомосексуализм – это если и отклонение, то оно естественное. Ведь мы же не осуждаем чрезмерно высоких людей, так как их рост обусловлен генетикой. То же самое, писали журналисты, происходит и с гомосексуальным влечением.
Затем стали появляться многочисленные так называемые исследования, которые доказывали тот факт, что гомосексуализм является естественной, хоть и непривычной стороной человеческой жизни. Проходили годы, а окно дискурса Овертона продолжало выполнять свое назначение.
Вскоре стало выясняться, что многие выдающиеся представители человеческой культуры были сторонниками однополых отношений. После этого в масс-медиа начали появляться признания политиков, шоу-звезд и других заметных людей в своей гомосексуальности. В конечном счете, теория Овертона сработала с потрясающей точностью, и то, что еще 50 лет назад считалось немыслимым, на сегодняшний день является нормой.
Женоподобные мужчины с бородами в обтягивающих колготках и кружевном белье заполонили собой буквально все медийное пространство. И теперь во многих развитых странах считаться гомосексуалистом не только нормально, но и престижно. Ты можешь стать победителем крупного мирового шоу только потому, что твой образ идеально вписывается в один из шагов окна Овертона, а не благодаря своему таланту.
Как работает Окно Дискурса Овертона
Работает Окно Овертона достаточно просто. Ведь технология программирования общества существовала во все времена. Не случайно Натан Ротшильд, основатель династии миллиардеров Ротшильдов говорил: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Великие и сильные мира сего всегда скрывали истинное значение тех или иных событий, вызванных искусственным путем.
К примеру, глядишь, в какой-то «хромающей» стране появился иностранный благодетель, который с помощью своих миллиардных фондов способствует якобы важнейшим реформам. Однако вследствие этого государство доходит до дефолта, а все его активы оказываются в руках «благодетеля». Как вам кажется, это совпадение?
Итак, окно дискурса делится на шесть четких этапов, в процессе которых общественное мнение безболезненно меняется на диаметрально противоположное:
Основная суть данной концепции заключается в том, что все происходит незаметно и, как кажется, естественным образом, хотя на самом деле совершается искусственным путем навязывания. Используя Окно Овертона можно легализовать что угодно в самом буквально смысле этого слова. Ведь программирование общества – это тема стара, как мир, и господствующие классы мировой элиты превосходно об этом знают.
Но давайте рассмотрим принцип действия технологии Овертона на классическом примере каннибализма.
Окно Овертона: как легализовать каннибализм
Вообразите себе, что кто-то из телевизионных ведущих какой-то популярной программы внезапно выскажется о каннибализме, то есть о физическом поедании человеком человека, как о чем-то вполне естественном. Разумеется, это просто немыслимо!
Реакция общества будет настолько бурной, что такого ведущего непременно уволят с работы, а может и привлекут к уголовной ответственности за нарушение того или иного закона о правах и свободах человека. Однако если запустить в ход Окно Овертона, тогда легализация каннибализма покажется для четко работающей технологии стандартной задачей. Как это будет выглядеть?
Шаг первый: Немыслимо
Безусловно, для первоначального восприятия идея каннибализма выглядит в глазах общества просто как чудовищное мракобесие. Однако если регулярно через средства массовой информации касаться этой темы с разных сторон, люди незаметно привыкнут к самому факту существования данной темы. Никто же не говорит о принятии этого, как нормы.
Это пока еще немыслимо, но табу уже снято. Существование идеи становится известным широким массам людей, и они уже не ассоциируют его исключительно с дикими временами неандертальцев. Таким образом, общество готово к следующему этапу окна Овертона.
Шаг второй: Радикально
Итак, полный запрет на обсуждение темы снят, но идея каннибализма по-прежнему категорически отвергается населением. Периодически, в той или иной передаче мы слышим ультралевые высказывания, связанные с темой людоедства. Но это воспринимается как радикальный бред одиноких психопатов.
Однако они начинают чаще появляться на экранах, и вскоре общественность уже наблюдает, как собираются целые группы таких радикалов. Они организовывают научные симпозиумы, на которых пытаются с точки зрения формальной логики объяснить каннибализм, как естественное явление древних племен.
Предлагаются к рассмотрению различные исторические прецеденты, как, например, мать, которая, спасая своего ребенка от голодной смерти, напоила его собственной кровью.
На данном этапе Окно Овертона находится в наиболее решающей стадии. Вместо понятия людоедства или каннибализма начинают употреблять корректный термин – антропофагия. Значение то же самое, а вот звучит более по-научному. Звучат пока еще считающиеся немыслимыми и радикальными предложения по узаконению такого явления.
Людям навязывается принцип: «Если не ты съешь соседа, тогда сосед съест тебя». Нет-нет, в настоящее цивилизованное время о каннибализме и речи быть не может! Но почему бы не создать закон о допустимости антропофагии в исключительных случаях голода или при медицинских показаниях?
Если вы общественный деятель, тогда в прессе вам будут регулярно задавать вопросы о вашем отношении к такому радикальному явлению, как антропофагия. Уклонение от ответа считается ограниченностью и всячески порицается. В сознании людей накапливается база отзывов самых различных представителей социума о людоедстве, как таковом.
Шаг третий: Приемлемо
Третий шаг теории Овертона переводит идею на приемлемый уровень. В принципе, тема давно обсуждается, все уже к ней привыкли, и холодный пот на лбу при слове «каннибализм» ни у кого не выступает.
Все чаще можно слышать репортажи о том, что антропофилов спровоцировали на какое-то действие, или сторонники движения умеренного каннибализма собираются на митинг.
Магазин в Лондоне с продукцией в виде человеческих органов
Ученые продолжают плодить бредовые утверждения о том, что желание поедать другого человека заложено природой. Тем более что на разных этапах истории каннибализм практиковался в той или иной мере, а потому явление это свойственно людям и вполне нормально.
Здравомыслящие представители общества выставляются в дурном свете, как нетерпимые и отсталые люди, ненавистники социальных меньшинств и прочее.
Шаг четвертый: Разумно
Четвертый этап концепции «Окно Овертона» приводит население к восприятию разумности идеи антропофагии. В принципе, если не злоупотреблять этим делом, то оно вполне допустимо в реальной жизни. Развлекательные телепрограммы придумывают забавные сюжеты, связанные с каннибализмом. Люди смеются над этим, как над чем-то обыденным, хотя и немного странным.
Торт изготовленный в форме жертвы
Торт, подаренный мальчику на 10-летие
Проблема приобретает множество направлений, видов и подвидов. Солидные представители общества разбивают тему на недопустимые, приемлемые и вполне разумные элементы. Обсуждается процесс узаконивания антропофагии.
Шаг пятый: Стандартно
Теперь окно дискурса почти добилось своей цели. Переходя от разумности каннибализма к обыденному стандарту, в массовое сознание начинает насаждаться мысль о том, что эта проблема весьма остро стоит в обществе. Толерантность и ученая подоплека данного вопроса уже ни у кого не вызывают сомнений. Наиболее независимые публичные особы выступают с нейтральной позицией: «Сам я не такой, но мне все равно, кто и что поедает».
В масс-медиа появляется огромное количество телевизионных продуктов, которые «окультуривают» идею поедания человеческого мяса. Выпускаются фильмы, где каннибализм – это обязательный атрибут наиболее популярных кинолент.
Сюда же подключается статистика. В новостях можно регулярно слышать о том, что процент антропофилов, населяющих землю, оказался неожиданно большим. В Интернете предлагаются различные тесты на проверку скрытой склонности к каннибализму. Внезапно оказывается, что тот или иной популярный актер или писатель имеет прямое отношение к антропофагии.
Тема окончательно выходит на первый план мировых СМИ по типу вопроса гомосексуализма в наше время. Эту идею берут в оборот политики и бизнесмены, ее используют, как хотят для достижения любых личных выгод.
Серьезно рассматривается вопрос влияния человеческого мяса на развитие интеллекта. Обязательно будет замечено, что IQ у каннибалов существенно выше, чем у простых людей.
Шаг шестой: Политическая норма
Финальная стадия Окна Овертона – это свод законов, которые обеспечивают каннибалам свободное использование и распространение идей поедания человека. Всякий голос, поднявшийся против тотального безумия, будет караться, как посягающий на свободу и права человека. Массово насаждается понятие порочности тех, кто выступает против антропофагии. Их называют человеконенавистниками и людьми ограниченного умственного диапазона.
Учитывая безграничную толерантность современного общества, в защиту каннибалов будут учреждаться разные движения. Становится насущным вопрос защиты этого социального меньшинства. Все! На данном этапе общество обескровлено и раздавлено.
Вступает в силу фраза Маяковского: «Голос единицы тоньше писка». Уже никто, даже религиозные люди не находят в себе силы противостоять подкрепленному законом безумию. Отныне поедание человеком человека – это политическая, действующая норма жизни.
Принцип Овертона, на примере каннибализма, сработал на все сто процентов. Бурные аплодисменты!
Окно Овертона – технология уничтожения
Некоторые люди задаются вопросом: а возможно ли, чтобы концепция Джозефа Овертона работала для достижения добрых целей? Вполне возможно, что ответ будет положительный. Однако если оставаться реалистом, то понятно, что это однозначная технология уничтожения.
Нет возможности описывать глобальные исторические процессы, которые подтверждают разрушительный смысл данной теории. В таком случае невольно задаешься вопросом: неужели все кончено, и мы попали на крючок собственных технологий окончательно и бесповоротно? Неужели теория мирового заговора неумолимо подтверждается?
Здесь уместно вспомнить слова телеведущего из известной передачи: «Мировое правительство, безусловно, существует, но это не известные нам политики, а власть денег, которая не персонифицирована».
Так неужели завтра какой-то миллиардер захочет при помощи окна Овертона провернуть безумную махинацию с общественным сознанием, и мы не сможем ему воспротивиться?
Противостояние действию Окна Овертона
В жизни тяжелее всего оставаться самим собой. Как вы могли заметить, Окно Овертона направлено именно на стимуляцию подсознательных основ человеческой жизни. Это касается, прежде всего, вопроса нормальности.
Мы боимся показаться ненормальными в обществе, где нам активно навязывают гомосексуализм. Мы не решаемся возразить заведомому ложному утверждению, если оно поддерживается большинством. Все это не позволяет нам выйти за рамки «нормальности» в глазах других людей.
Однако немудрено, если через сто лет человек, который не приемлет совокупление на улице или посреди рыночной площади будет считаться ненормальным! Так не лучше ли сейчас, когда мы узнали, что такое Окно Овертона, начать самостоятельно мыслить, а не бездумно съедать ту информацию, которую для нас готовят на «овертоновских» кухнях различные СМИ?
Быть для всех хорошим невозможно точно так, как и быть для всех нормальным. И если в обществе понятие толерантности выходит за рамки здравого смысла, не предпочтительнее ли остаться со здравым смыслом, без толерантности?
Тем более важно понимать, что именно там, где граница между добром и злом практически отсутствует, Окно Овертона имеет все шансы на успешную реализацию своих разрушительных идей.
Как двигают Окно Овертона
Окно Овертона: Какие идеи проходят первые стадии внедрения?
Как бить стёкла в Окнах Овертона
Материалы по теме
А вот ещё:
Как в СССР появился «остров каннибалов»
В мае 1933 года больше шести тысяч репрессированных высадили с барж на небольшой необитаемый остров на сибирской реке Обь. Находясь под постоянным присмотром охраны, эти так называемые «социально вредные и деклассированные элементы» советского общества ожидали, когда их отправят дальше на восток для размещения в специальных трудовых поселениях.
Почти на целый месяц люди оказались брошены на маленьком клочке земли практически без какого-либо пропитания. Очень немного времени понадобилось, чтобы некоторые из них переступили черту и стали есть своих собратьев по несчастью…
Всех без разбора
Все началось с возрождения в Советском Союзе паспортной системы, отмененной после революции 1917 года. Руководство большевиков намеренно отказалось тогда от паспортов как средства контроля за передвижениями населения внутри страны. Считалось, что советский человек может жить и работать, где посчитает необходимым.
На деле же получилось, что массы крестьян, испытав на себе все тяготы советской экономической политики (борьба с зажиточным крестьянством и частной собственностью, создание коллективных хозяйств и т.д.), потянулись в города в поисках лучшей жизни. Это в свою очередь создало там острый дефицит свободной недвижимости, столь необходимой для размещения главной опоры власти — пролетариата.
Именно рабочие стали основной массой населения, которой с конца 1932 года начали активно выдавать паспорта. Крестьянство (за редким исключением) на них право не имело (вплоть до 1974 года!).
Руководство страны полагало, что убивает тем самым двух зайцев. С одной стороны, очищает города от чужеродных и враждебных элементов, с другой — заселяет почти безлюдную Сибирь.
Сотрудники милиции и службы государственной безопасности ОГПУ столь рьяно вели паспортные облавы, что, не церемонясь, задерживали на улице даже тех, кто получил паспорта, но в момент проверки не имел их на руках. В числе «нарушителей» мог быть студент, направлявшийся в гости к родственникам, или водитель автобуса, вышедший из дома за сигаретами. Арестовали даже начальника одного из отделений московской милиции и обоих сыновей прокурора города Томска. Отцу удалось их быстро вызволить, но далеко не у всех взятых по ошибке нашлись высокопоставленные родственники.
Тщательных проверок «нарушителям паспортного режима» не устраивали. Практически сразу их признавали виновными и готовили к отправке на трудовые поселения на восток страны. Особый трагизм ситуации добавлял тот факт, что вместе с ними в Сибирь отправляли и уголовников-рецидивистов, подлежащих депортации в связи с разгрузкой мест заключения в европейской части СССР.
«Смерть-остров»
Широко известной стала печальная история одной из первых партий этих вынужденных спецпереселенцев, известная как Назинская трагедия.
Более шести тысяч человек высадили в мае 1933 года с барж на небольшом безлюдном острове на реке Обь недалеко от деревни Назино в Сибири. Он должен был стать их временным пристанищем, пока решались вопросы с их новым постоянным местом жительства в спецпоселениях, поскольку те оказались не готовы принять такое большое количество репрессированных.
Люди были одеты прямо в том, в чем их задерживала милиция на улицах Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербург). У них не было ни постельных принадлежностей, ни каких-либо инструментов, чтобы соорудить себе временное жилище.
Государственный исторический музей Южного Урала/russiainphoto.ru
На второй день поднялся ветер, а затем ударил мороз, который вскоре сменился дождем. Беззащитные перед капризами природы, репрессированные могли только сидеть перед кострами или бродить по острову в поисках коры и мха — о пропитании для них никто не позаботился. Лишь на четвертые сутки им привезли ржаную муку, которую раздавали по несколько сотен грамм на человека. Получив эти крохи, люди бежали к реке, где разводили муку в шапках, портянках, пиджаках и штанах, чтобы побыстрее съесть это подобие каши.
Счет смертей среди спецпереселенцев стремительно шел на сотни. Голодные и замерзшие, они либо засыпали прямо у костров и сгорали заживо, либо умирали от истощения. Количество жертв росло и из-за жестокости некоторых охранников, избивавших людей прикладами винтовок. Сбежать с «острова смерти» было невозможно — он был окружен пулеметными расчетами, без промедления расстреливавшими тех, кто пытался.
«Остров людоедов»
Первые случаи каннибализма на Назинском острове произошли уже на десятые сутки пребывания там репрессированных. Черту переступили находившиеся среди них уголовники. Привычные выживать в суровых условиях, они сколачивали банды, которые терроризировали остальных.
Государственный исторический музей Южного Урала/russiainphoto.ru
«Я выбирал таких, которые уже не живые, но еще и не мертвые», — ]]> показал ]]> позже в ходе допросов обвиненный в каннибализме некий Углов: «Видно же, что доходит, через день-два все равно дуба даст. Так ему ж легче умереть будет. Сейчас, сразу, не мучиться еще два-три дня».
Другая жительница деревни Назино Феофила Былина ]]> вспоминала ]]> : «На квартиру к нам попадали высланные. Однажды побывала у нас и старушка со Смерть–Острова. Ее везли этапом. Я увидела, что у старушки на ногах срезаны икры. На мой вопрос она ответила: «Это мне на Смерть–Острове отрезали и зажарили». Вся мякоть на икрах была срезана. Ноги от этого мерзли, и женщина обертывала их тряпками. Она самостоятельно двигалась. Выглядела старухой, но в действительности ей было 40 с небольшим лет».
Спустя месяц изголодавшиеся, больные и измучившиеся люди, перебивающиеся редкими крошечными продовольственными пайками, были эвакуированы с острова. Однако бедствия для них на этом не закончились. Они продолжали умирать в неподготовленных холодных и сырых бараках сибирских спецпоселений, получая там скудное пропитание. В общей сложности за все время долгого путешествия из шести тысяч человек в живых осталось чуть более двух тысяч.
Засекреченная трагедия
Никто бы за пределами района так и не узнал бы о случившейся трагедии, если бы не инициатива инструктора Нарымского окружного комитета партии Василия Величко. Он был направлен в одно из трудовых спецпоселений в июле 1933 года, чтобы сделать репортаж о том, как успешно перевоспитывают «деклассированные элементы», но вместо этого полностью погрузился в исследование произошедшего.
Свой подробный отчет, основанный на свидетельствах десятков выживших, Величко отправил в Кремль, где тот вызвал бурную реакцию. Прибывшая в Назино специальная комиссия провела тщательное расследование, обнаружив на острове 31 массовое захоронение с 50-70 трупами в каждом.
Больше 80 спецпоселенцев и охранников были привлечены к суду. 23 из них приговорили к высшей мере наказания за «мародерство и избиение», 11 человек были расстреляны за каннибализм.
После окончания следствия обстоятельства дела засекретили, как и отчет Василия Величко. Его сняли с должности инструктора, но никаких дальнейших санкций в его отношении больше не предпринималось. Став военными корреспондентом, он прошел всю Вторую мировую войну и создал несколько романов о социалистических преобразованиях в Сибири, однако про «остров смерти» написать так никогда и не решился.
Широкая общественность узнала о Назинской трагедии лишь в конце 1980-х годов, накануне распада Советского Союза.