Как воцерковиться с чего начать

Восемь шагов новоначального христианина

Начи­ная свой хри­сти­ан­ский путь, ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин, или, как нынче при­нято гово­рить, воцер­ков­ля­ю­щийся чело­век, ста­но­вится залож­ни­ком скуд­но­сти соб­ствен­ных знаний о пра­во­слав­ной вере. Хочется посту­пать как поло­жено хри­сти­а­нину, а вот как поло­жено – не всегда понятно. Обра­ще­ние к совре­мен­ным источ­ни­кам инфор­ма­ции порой даже больше затруд­няет поиск нужных отве­тов. В интер­нете инфор­ма­ции столько, что за всю жизнь не пере­чи­тать, а полки в книж­ных мага­зи­нах пора­жают оби­лием пра­во­слав­ной лите­ра­туры. Очень легко поте­ряться в таком море инфор­ма­ции. В этой пуб­ли­ка­ции кратко опи­саны восемь шагов, кото­рые помо­гут ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину пра­вильно выстро­ить свою духов­ную жизнь и укреп­ляться в вере.

1. Изу­че­ние Свя­щен­ного Писа­ния

Свя­щен­ное Писа­ние – это источ­ник Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, из него мы узнаём о Боге и Его запо­ве­дях. Основа хри­сти­ан­ского веро­уче­ния – Еван­ге­лие, назва­ние это пере­во­дится как «Благая весть». Она дана всем людям, каждый может изу­чать Еван­ге­лие и пости­гать учение Хри­стово, кото­рое в нем содер­жится. У хри­стиан нет ника­ких тайных знаний о Боге, мы чер­паем знания со стра­ниц Свя­щен­ного Писа­ния. И для свя­щен­ника, и для миря­нина Еван­ге­лие оди­на­ково, и все в оди­на­ко­вой сте­пени при­званы соблю­дать те запо­веди, кото­рые дал Гос­подь. Поэтому для хри­сти­а­нина важно читать и изу­чать Свя­щен­ное Писа­ние.

Чтение стоит начи­нать с Нового Завета, с Еван­ге­лия, еже­дневно про­чи­ты­вая хотя бы по одной, а лучше по несколько глав, но надо пом­нить, что вдум­чи­вое его изу­че­ние не пред­по­ла­гает поспеш­но­сти. Поэтому совсем не лишним будет парал­лельно с чте­нием поль­зо­ваться тол­ко­ва­ни­ями святых отцов, в кото­рых глу­боко рас­кры­ва­ется суть еван­гель­ских повест­во­ва­ний.

Очень хорошо будет при­со­еди­ниться к группе по изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния. Такие группы, очные и дистан­ци­он­ные, бывают при храмах и пра­во­слав­ных учеб­ных заве­де­ниях. При выборе дистан­ци­он­ной группы в интер­нете надо удо­сто­ве­риться, что группа пра­во­слав­ная, иначе есть риск попасть к сек­тан­там или ере­ти­кам.

2. Личная молитва

Для хри­сти­а­нина очень важно научиться пра­вильно молиться, поскольку молитва – это стер­жень духов­ной жизни, живое обще­ние с Богом. Начи­нать надо с самого про­стого – молитвы «Отче наш», кото­рую дал нам Гос­подь Иисус Хри­стос. Несмотря на кажу­щу­юся про­стоту, эта молитва очень глу­бока по своему содер­жа­нию и фак­ти­че­ски охва­ты­вает всю жизнь чело­века. «Отче наш» — это та молитва, кото­рую каждый хри­сти­а­нин должен знать наизусть.

Конечно, можно молиться и своими сло­вами, испра­ши­вая у Гос­пода потреб­ное для души и тела и бла­го­даря за мило­сти. Но будет пра­виль­ным при­бег­нуть к мно­го­ве­ко­вому молит­вен­ному опыту Церкви, кото­рый содер­жится в раз­лич­ных молит­вах, напи­сан­ных свя­тыми отцами. Из таких молитв состав­лены спе­ци­аль­ные сбор­ники – молит­во­словы. В них содер­жатся утрен­ние и вечер­ние молитвы, молитвы, кото­рые чита­ются перед Святым При­ча­ще­нием, и многие другие. Начав с регу­ляр­ного чтения «Отче наш» утром и вече­ром, закре­пив это дела­ние как обя­за­тель­ное духов­ное заня­тие, можно при­сту­пать к чтению утрен­них и вечер­них молитв из молит­во­слова. Пона­чалу может быть затруд­ни­тельно про­чи­ты­вать все молитвы, поэтому можно добав­лять их поне­многу.

Молитвы напи­саны на цер­ков­но­сла­вян­ском языке, что пона­чалу может созда­вать опре­де­лен­ные слож­но­сти – тексты могут быть не вполне понятны, а местами даже совсем непо­нятны. В этом случае стоит обра­титься к тол­ко­вым молит­во­сло­вам, разо­брать молитвы, поль­зу­ясь парал­лель­ным пере­во­дом. Без­дум­ное повто­ре­ние непо­нят­ных слов и выра­же­ний не при­но­сит ника­кой духов­ной пользы. Молитвы – это не заго­воры или закли­на­ния, а бла­го­го­вей­ная беседа с Богом. Оче­видно, что бесе­до­вать нужно осмыс­ленно, иначе есть веро­ят­ность быть не услы­шан­ным. Также необ­хо­димо пом­нить, что суть – это не меха­ни­че­ское вычи­ты­ва­ние молитв, а именно сама молитва, со вни­ма­нием, сосре­до­то­че­нием и пони­ма­нием про­чи­тан­ного.

3. Уча­стие в бого­слу­же­ниях

Молитва бывает не только личной, но и обще­ствен­ной. Цер­ковь – это не только здание храма, кото­рое мы при­выкли так назы­вать, но, в первую оче­редь, это сово­куп­ность хри­стиан во главе с Иису­сом Хри­стом. Гос­по­дом и апо­сто­лами мы научены соби­раться вместе для молитвы и бла­го­да­ре­ния Бога. Поэтому одной из прак­ти­че­ских сторон духов­ной жизни пра­во­слав­ных хри­стиан явля­ется уча­стие в сов­мест­ном бого­слу­же­нии. Пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние неве­ро­ятно инте­ресно и глу­боко по своему содер­жа­нию. Оно очень сим­во­лично, ни одного дей­ствия не про­ис­хо­дит «для кра­соты», во всём заклю­чён глу­бо­кий смысл. По мере изу­че­ния состава и строя службы при­хо­дит пони­ма­ние заклю­чён­ных в бого­слу­жеб­ных дей­ствиях глу­бины, смысла и вели­чия. Для изу­че­ния цер­ков­ных служб суще­ствует мно­же­ство посо­бий в разных фор­ма­тах.

Не стоит сму­щаться и того, что пона­чалу непо­ня­тен язык бого­слу­же­ния, ведь оно совер­ша­ется на цер­ков­но­сла­вян­ском языке. Он, как и всякий язык, для пол­ного пони­ма­ния тре­бует углуб­лен­ного изу­че­ния, но на первом этапе будет вполне доста­точ­ным изу­чить пере­воды бого­слу­жеб­ных тек­стов с пояс­не­ни­ями к ним.

Глав­ное пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние – это Боже­ствен­ная литур­гия. Также ее назы­вают евха­ри­стией, что в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «бла­го­да­ре­ние», ведь бла­го­да­ре­ние Бога состав­ляет глав­ное содер­жа­ние этого бого­слу­же­ния. Во время литур­гии веру­ю­щим под видом хлеба и вина пре­по­да­ется истин­ное Тело и истин­ная Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа во остав­ле­ние грехов и в жизнь вечную ( Ин.6:48–54 ). Сам Спа­си­тель пока­зал пример первой евха­ри­стии, совер­шив Тайную вечерю со своими уче­ни­ками, и впер­вые при­ча­стив их.

Именно с литур­гии и стоит начи­нать свое зна­ком­ство с пра­во­слав­ным бого­слу­же­нием. Уча­стие в евха­ри­стии – жиз­ненно важное для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина дело. Тра­ди­ци­онно хри­сти­ане соби­ра­ются для сов­мест­ной молитвы в вос­крес­ный день, кото­рый име­ну­ется малой Пасхой, и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Тайн за Боже­ствен­ной литур­гией.

4. Изу­че­ние основ пра­во­слав­ной веры

Духов­ное насле­дие Церкви неве­ро­ятно обширно – дог­ма­тика, каноны, тво­ре­ния святых отцов и многое другое. Углуб­лен­ное изу­че­ние бого­слов­ских дис­ци­плин явля­ется зада­чей для свя­щен­но­слу­жи­те­лей, бого­сло­вов, но также вполне доступно каж­дому жела­ю­щему. Ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин рис­кует поте­ряться в обилии инфор­ма­ции, если начнет хва­таться за всё сразу. Какой бы инте­рес­ной и при­вле­ка­тель­ной для чтения ни была пред­ла­га­е­мая в раз­лич­ных источ­ни­ках инфор­ма­ция, начи­нать надо с малого. Нельзя сразу кор­мить мла­денца твер­дой пищей, сна­чала он растет на молоке матери.

Само­сто­я­тель­ное изу­че­ние основ Пра­во­сла­вия стоит начать с «Сим­вола веры» и пояс­не­ний к нему. «Сим­во­лом веры» назы­ва­ется крат­кое и точное изло­же­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Он состоит из две­на­дцати членов (пред­ло­же­ний), и в каждом из них содер­жится особая истина, или, как еще назы­вают, догмат нашей пра­во­слав­ной веры.

Далее стоит углу­биться в изу­че­ние инфор­ма­ции о Таин­ствах Пра­во­слав­ной Церкви. Выше уже было ска­зано о Евха­ри­стии – это одно из семи Таинств. Полез­ным будет и озна­ком­ле­ние с пра­во­слав­ным кален­да­рем – празд­ни­ками, постами, жити­ями святых.

Самое надёж­ное обра­зо­ва­ние – систем­ное, самое ценное – очное, к нему отно­сятся кате­хи­зи­че­ские беседы и заня­тия в вос­крес­ной школе для взрос­лых. Кроме знаний они вводят чело­века в общину веру­ю­щих. Суще­ствуют и дистан­ци­он­ные курсы, среди кото­рых можно выде­лить Про­све­ти­тель­ские курсы при Сре­тен­ской духов­ной семи­на­рии.

Посо­бия для ново­на­чаль­ных можно найти в раз­деле Кате­хи­за­ция нашего пор­тала.

Реко­мен­дуем также вос­поль­зо­ваться биб­лио­те­кой «Азбуки веры». В ней содер­жатся тысячи трудов, поэтому начи­нать стоит с раз­дела «Что читать хри­сти­а­нину».

5. Пока­я­ние как пере­осмыс­ле­ние и изме­не­ние жизни

Начи­ная хри­сти­ан­скую жизнь, чело­век должен заду­маться о том, как он жил до этого момента, и как должен жить дальше. Кри­те­рием для такого осмыс­ле­ния соб­ствен­ной жизни явля­ется Еван­ге­лие, учение Хри­стово. При­ни­мая Христа как Спа­си­теля, чело­век при­ни­мает и усло­вия спа­се­ния. Бог спа­сает нас, но не без нашего уча­стия. Усло­вия спа­се­ния – это пока­я­ние в грехах, исправ­ле­ние и жизнь по запо­ве­дям Божьим. Нельзя упор­ство­вать в грехе, назы­вая себя хри­сти­а­ни­ном. Грехи сле­дует испо­ве­дать и ста­раться больше к ним не воз­вра­щаться.

Таин­ство Пока­я­ния (Испо­ведь) даёт воз­мож­ность хри­сти­а­нину полу­чить про­ще­ние грехов от Бога для после­ду­ю­щего исправ­ле­ния. Испо­ведь при­ни­мает свя­щен­ник, кото­рый явля­ется сви­де­те­лем пока­я­ния чело­века перед Богом. Выслу­шав испо­ведь, он совер­шает види­мый знак отпу­ще­ния грехов – читает раз­ре­ши­тель­ную молитву.

6. Само­на­блю­де­ние

Хри­сти­а­нин должен быть вни­ма­те­лен к себе, к своим поступ­кам и отно­ше­ниям с дру­гими людьми. То, что каза­лось про­стым и при­выч­ным до обра­ще­ния к вере, может стать недо­пу­сти­мым для хри­сти­а­нина. Такие «повсе­днев­ные» грехи как осуж­де­ние, пусто­сло­вие, раз­дра­же­ние, гнев, сквер­но­сло­вие и многие другие – это то, с чем при­дется еже­дневно бороться. И тут без само­на­блю­де­ния никак не обой­тись. При­дется бить себя по рукам и при­ку­сы­вать язык, ста­ра­ясь исклю­чать эти грехи из своей повсе­днев­ной жизни. Тут в помощь усерд­ная молитва и регу­ляр­ная испо­ведь. Чем больше усер­дия в доб­ро­де­тели, тем больше и помощи от Гос­пода.

7. Добрые дела

Изучая Еван­ге­лие, мы встре­чаем слова Христа: «Запо­ведь новую даю вам, да любите друг друга; как Я воз­лю­бил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Учение Хри­стово в первую оче­редь о любви. «Любовь есть испол­не­ние закона», – пишет апо­стол Павел ( Рим.13:10 ).

Любовь без добрых дел немыс­лима. Хри­сти­а­нин при­зван Спа­си­те­лем любить ближ­него: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мк.12:31 ). Ближ­ний – это не только род­ствен­ник или друг, а всякий чело­век, встре­ча­ю­щийся на жиз­нен­ном пути. Любовь к ближ­нему – это не просто слова, а, в первую оче­редь, дела. Дела, на кото­рые тол­кает вера, ибо «вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).

Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необ­хо­ди­мо­сти про­во­дить спе­ци­аль­ную клас­си­фи­ка­цию добрых дел. Всегда, когда есть воз­мож­ность сде­лать добро, нужно ста­раться делать его во славу Гос­пода.

8. Обре­те­ние духов­ника

Ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину может быть довольно сложно в духов­ных вопро­сах. Духов­ная жизнь полна «под­вод­ных камней» и слож­но­стей. Чем больше чело­век стре­мится быть ближе к Богу, тем силь­ней опол­ча­ется на него лука­вый. Бесов­ские козни могут быть изощ­рен­ными и хит­рыми, неза­мет­ными на первый взгляд. С опытом при­хо­дит духов­ное вни­ма­ние и ви́дение. Хри­сти­а­нин – это воин, кото­рый обре­тает опыт в битвах с неви­ди­мым про­тив­ни­ком. Но как воину нужен опыт­ный коман­дир, так хри­сти­а­нину нужен настав­ник – духов­ник. Это свя­щен­ник, кото­рый будет помо­гать расти духовно, настав­лять в вере и бла­го­че­стии, при­ни­мать испо­веди.
Как обре­сти духов­ника? Нужно усердно молиться, чтобы Гос­подь помог в этом деле. Важно не стес­няться обра­щаться с духов­ными вопро­сами к свя­щен­ни­кам в храме. Не нужно бояться отвлечь свя­щен­ника от потен­ци­аль­ных «более важных вопро­сов». Ответы на духов­ные вопросы при­хо­жан – прямая обя­зан­ность при­ход­ского свя­щен­ника. Если обще­ние со свя­щен­ни­ком скла­ды­ва­ется, и советы его помо­гают духов­ному росту, то, воз­можно, это и есть тот самый иско­мый духов­ник.
Не всегда бывает воз­мож­ность задать все вопросы, кото­рых порой соби­ра­ется немало, духов­нику лично, тогда можно полу­чить ответ на нашем сайте в раз­деле «Вопросы и ответы».

На пути в Цар­ство Небес­ное ново­на­чаль­ного хри­сти­а­нина под­сте­ре­гает много иску­ше­ний, про­блем, да и просто непо­нят­ных вещей. Поэтому насто­я­тельно сове­туем озна­ко­миться с Осно­вами духов­ной без­опас­но­сти.

Источник

Решил, наконец, воцерковиться. Что делать?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

В редакцию журнала «Фома» приходит много вопросов от читателей, которые пишут: «Я вроде в Бога верю, но в храм не хожу. С чего начать, как подступиться — не знаю». Протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма во имя Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе рассказал, с чего начать путь к воцерковлению.

Как воцерковиться с чего начать. Смотреть фото Как воцерковиться с чего начать. Смотреть картинку Как воцерковиться с чего начать. Картинка про Как воцерковиться с чего начать. Фото Как воцерковиться с чего начать

Первое:

Как воцерковиться с чего начать. Смотреть фото Как воцерковиться с чего начать. Смотреть картинку Как воцерковиться с чего начать. Картинка про Как воцерковиться с чего начать. Фото Как воцерковиться с чего начать

Выберите храм, в который будете ходить. Воцерковление — это период, во время которого человек становится членом Церкви: регулярно посещает богослужения и участвует в таинствах. Но делать это желательно в одном храме.

Прихожанин — это человек, который ходит в конкретный храм и является членом его общины, прихода. Я советую идти в ближайший к вашему дому. Конечно, рядом с вами может оказаться несколько храмов, так что на первых порах попробуйте походить по разным, выбрать, где вам лучше видно и слышно, где более доступные священники, где вам самому больше нравится.

Постепенно вы полюбите этот приход и у вас сложатся доверительные отношения c кем-нибудь из священников. В идеале он должен стать вашим духовником, то есть тем, у кого вы постоянно исповедуетесь, кто вас знает. Но это вопрос времени, не первого шага.

Второе:

Как воцерковиться с чего начать. Смотреть фото Как воцерковиться с чего начать. Смотреть картинку Как воцерковиться с чего начать. Картинка про Как воцерковиться с чего начать. Фото Как воцерковиться с чего начать

Сходите на службу. Встаньте сзади — так, чтобы было видно и слышно, но никому не мешая. Не смущайтесь, что пока не все понимаете: невозможно узнать, что и как происходит в церкви, не посещая ее.

Представьте, что вы решили стать хоккейным болельщиком. Вы можете прочитать правила игры, но в первую очередь вам скажут: пойдем на матч. И там, в процессе игры, вы поймете правила и у вас появятся дополнительные вопросы.

Вот и с храмом так же. В ходе богослужения у вас будут рождаться вопросы, на которые вы захотите найти ответ. С поиска ответов на них и начнется постепенное осмысление службы — практика будет подкрепляться теорией.

Третье:

Как воцерковиться с чего начать. Смотреть фото Как воцерковиться с чего начать. Смотреть картинку Как воцерковиться с чего начать. Картинка про Как воцерковиться с чего начать. Фото Как воцерковиться с чего начать

Изучите основы своей веры. Точное и краткое изложение ее содержится в Символе веры, но стоит открыть и учебник Закона Божьего.

Что читать из церковной литературы, зависит от человека — его образования, запросов и уровня знаний о Боге и жизни Церкви. Одним лучше начинать с книг митрополита Сурожского Антония, другие могут сразу приступать к Иоанну Лествичнику. Универсальный совет здесь дать сложно — лучше установить контакт со священником и просить его вас направлять.

Кстати, сегодня почти при каждом храме проводятся специальные беседы для крестных и готовящихся принять крещение. Во многих есть курсы катехизации или воскресные школы для детей и взрослых. Сходите и вы на эти курсы или беседы, послушайте, вникните — это большое подспорье для воцерковляющегося человека.

Четвертое:

Как воцерковиться с чего начать. Смотреть фото Как воцерковиться с чего начать. Смотреть картинку Как воцерковиться с чего начать. Картинка про Как воцерковиться с чего начать. Фото Как воцерковиться с чего начать

Пятое:

Как воцерковиться с чего начать. Смотреть фото Как воцерковиться с чего начать. Смотреть картинку Как воцерковиться с чего начать. Картинка про Как воцерковиться с чего начать. Фото Как воцерковиться с чего начать

Начните молиться с малого — с чтения «Отче наш» утром и вечером. Только не торопясь, вдумчиво, посмотрев толкование значения молитвы, отдельных ее слов и поразмыслив над ними. В сложных жизненных ситуациях в течение дня можно молиться коротко: «Господи, помоги», «Господи, спаси и сохрани». Это те базовые молитвы, которые человек обычно помнит наизусть с детства. Начиная свое обращение к Богу с них, мы приучаем себя к молитвенному правилу.

Потом можно увеличивать время молитвы — по три раза осмысленно читать «Отче наш» утром и вечером. Можно приобрести православный молитвослов для мирянина, где утреннее и вечернее правило дается в сокращении. Обычно я рекомендую его детям и подросткам. А можно подойти к батюшке с обычным молитвословом и попросить его отметить галочками те молитвы, которые, на его взгляд, вам будет посильно читать на первых порах.

Помните: молитва не обязанность, а возношение ума и сердца к Богу, прямое, личное обращение к Нему. Поэтому так важно читать молитву медленно, осмысленно, правильно ставя ударения, сопереживая каждому слову. Если вам непонятен церковнославянский язык, можно найти молитвослов с параллельным переводом на русский, чтобы быстрее привыкнуть и потом уже читать на церковнославянском.

Шестое:

Как воцерковиться с чего начать. Смотреть фото Как воцерковиться с чего начать. Смотреть картинку Как воцерковиться с чего начать. Картинка про Как воцерковиться с чего начать. Фото Как воцерковиться с чего начать

Исповедуйтесь и причащайтесь. Участие в этих таинствах отличает человека воцерковленного от «абстрактного верующего». Перед первой исповедью лучше побеседовать со священником — он посоветует, как к ней подготовиться.

Общение с батюшкой вообще сильно облегчает вхождение в Церковь: находясь под началом священника, вы будете иметь наставника в его лице. Если у вас нет знакомого священника, обратитесь к тому, к кому вы испытываете доверие и расположение.

Подойти к батюшке и попросить поговорить можно после службы, когда он выйдет из алтаря. Конечно, вполне вероятно, что сделать это сразу не получится, он может спешить. В таком случае попросите назначить вам удобное время, например, какой-то вечер. Не бойтесь задавать священнику любые волнующие вас вопросы. Можно попросить его номер телефона или почту на случай, если понадобится срочный совет. Но важно знать меру: не забывайте, что священник тоже человек, который может уставать и не быть на связи круглосуточно.

При встрече посоветуйтесь, что вам делать дальше, как начать свой путь в Церкви. И тогда, скорее всего, батюшка предложит вам прийти на исповедь и объяснит, как подготовиться к причастию.

Но не путайте: исповедь — это не общение со священником. На исповеди мы просим прощения у Бога, а священник может лишь дать вам совет, развеять сомнения или поддержать. Но доверие после исповеди может укрепиться, а может и рассеяться. Если вы увидите, что священник хочет вами руководить, если он начинает давать вам конкретные советы — насторожитесь, не спешите безоговорочно им следовать. Священник должен помочь вам разобраться, что правильно, а что неправильно, чтобы вы на основании этого приняли самостоятельное решение, как поступить.

Седьмое:

Как воцерковиться с чего начать. Смотреть фото Как воцерковиться с чего начать. Смотреть картинку Как воцерковиться с чего начать. Картинка про Как воцерковиться с чего начать. Фото Как воцерковиться с чего начать

Постарайтесь приучить себя к регулярному посещению служб и молитве, но без фанатизма. Богослужения и молитвы — это большой духовный труд, требующий немалых усилий и работы над собой.

Когда люди приходят в Церковь, у них могут быть два мотива: внешний и внутренний. Если вас привели в храм за руку — это внешний мотив. Он может стать толчком к вашему воцерковлению, но сработает только тогда, когда включится мотив внутренний — ваша личная тяга к Богу. И этот мотив — единственный по-настоящему надежный, ибо без него молитвенное правило вам будет в тягость и вы не захотите остаться в Церкви.

Восьмое:

Как воцерковиться с чего начать. Смотреть фото Как воцерковиться с чего начать. Смотреть картинку Как воцерковиться с чего начать. Картинка про Как воцерковиться с чего начать. Фото Как воцерковиться с чего начать

Внимательно следите за тем, чтобы не было перегибов, которые в начале вашего воцерковления могут навредить вам и вашим близким. Этот период обычно называют неофитством. Я бы сравнил его с влюбленностью — со всеми вытекающими, как положительными, так и потенциально опасными последствиями.

С одной стороны, с вхождением в церковную жизнь вы будете испытывать неподдельную радость и желание служить Богу. В период неофитства человеку под силу то, что в обычном состоянии сделать трудно: например, прочитать сразу все Евангелие или строго выдержать весь Великий пост.

А с другой стороны, в это время человек пытается вписать свое новое чувство — свою веру — в обыденную жизнь, но, будучи очарованным вдруг открывшимся вам миром, можно легко не заметить, как вы делаете что-то не так и причиняете боль вашим близким. В это время обычно и происходит разлад: такая ревностная тяга кардинально изменить жизнь, отказаться от всего мирского и посвятить себя Богу иногда приводит к разного рода перекосам. Поэтому, как любое яркое состояние, неофитство требует вашего контроля. Менять уклад и ритм жизни обязательно нужно, но необходимо следить за тем, чтобы эти перемены вели к вашему духовному возрастанию, а не делали вас заложником ваших благочестивых фантазий, напрасно изнуряющим себя и своих близких.

Девятое:

Как воцерковиться с чего начать. Смотреть фото Как воцерковиться с чего начать. Смотреть картинку Как воцерковиться с чего начать. Картинка про Как воцерковиться с чего начать. Фото Как воцерковиться с чего начать

будьте готовы к тому, что ваша жизнь поменяется. Идти к Богу — значит отказываться от тех привычных вещей, в которых вы, возможно, не видели ничего страшного. Речь не о том, чтобы фанатично сменить белое на черное и уйти жить в пустыню. Эти изменения должны происходить естественно: дело не в привычке ходить по воскресеньям в храм, а в смене образа жизни. А как меняться — это вам будет подсказывать сама Церковь, и главное — ваше сердце. Степень изменений обыденной жизни будет зависеть лишь от того, насколько вы будете готовы посвятить свою жизнь Богу.

Постепенно вы привыкнете молиться и поститься, станете частью общины храма, в который ходите. В вашем доме появятся иконы, может измениться и ваш внешний вид — вы начнете одеваться, как это принято в среде верующих. Но по сути, это вещи второстепенные, не воспринимайте церковную жизнь как набор внешних правил: длина вашей бороды или юбки еще не показатель вашей воцерковленности.

Десятое:

Как воцерковиться с чего начать. Смотреть фото Как воцерковиться с чего начать. Смотреть картинку Как воцерковиться с чего начать. Картинка про Как воцерковиться с чего начать. Фото Как воцерковиться с чего начать

Не поддавайтесь приступам уныния. Приобщаясь к новому образу жизни, вы постепенно будете понимать, что некоторые безобидные на первый взгляд вещи вели вас не туда. Но когда к людям приходит осознание их греховности — вредных привычек, раздражительности, лени — у многих опускаются руки. Они начинают считать себя безнадежными грешниками, и появляется страх, что священники их будут ругать, а в Церкви не примут.

На самом деле происходит обратный, положительный процесс: у вас открываются глаза — вы начинаете видеть путь, которым надо идти. Так не поддавайтесь сомнениям и идите. Помните, что Церковь — это собрание кающихся грешников; место, где вы начинаете видеть болезни, но не как отчаявшийся человек, а как диагност, который знает, как эту болезнь лечить.

Как происходит это лечение? В Церкви такая практика называется покаянием. Покаяние — это избавление от того, что нас искажает и не дает свершиться соединению с Богом. Оно меняет наш ум и мировосприятие. Конечно, человеческое естество инертно и будет противиться переменам. Но вы должны помнить, что Церковь — это место, где перемены случаются в лучшую сторону.

Источник

С чего начать воцерковление?

Чаша греха переполнена. Человек понимает, что где-то, в глубине души, он противен сам себе. Внешне всё прекрасно – красив, ухожен, есть на что купить одежду и продукты, образован. Но удовлетворения от жизни нет.

Поискав в Интернете, нашел несколько православных сайтов, что-то почитал и понял – вот, это спасение. Такое решение приходит не просто так – это Сам Святой Дух направляет душу на единственно верный путь. И медлить нельзя, нужно становиться воцерковленным человеком, чтобы иметь постоянную помощь в борьбе с сатаной, который немедленно ухватится за штанину, или подол, пытаясь не отпустить душу, которую почти погубил.

С чего начать, куда идти, что говорить, если принято решение спасаться? Возьмем на себя смелость дать несколько советов, обобщив множество рекомендаций православных священников.

Первый этап

Выяснить свое происхождение. Имеется в виду – когда было крещение, кто крестные отец и мать. Может оказаться, что человек, совсем, не член Церкви. Тогда нужно будет начать с подготовки к крещению, а это особый этап жизни. В таком случае нужно пойти в храм, лучше всего вечером в пятницу или субботу, дождаться батюшку после службы, чтобы поговорить с ним на эту тему. Или договориться о времени встречи, например, по телефону в церкви. Подготовка к крещению – тема большого разговора. Сегодня не об этом.

Но таких людей немного, большинство все же крещены в православии, поэтому и тянется их душа к дому. Поэтому будем исходить из того, что человек хочет быть воцерковленным, а не просто носить красивый крестик на груди и красить яйца на Пасху.

Самому читать какие-то книги или статьи на сайтах не очень верно, потому что существует немало сект, ложных религий, которые упаковывают свои идеи в красивые обложки, но при этом уводят своих последователей в бездну. Нужен обязательный разговор со священником. Его вы найдете в том храме, который планируете посещать. Выбирать церковь нужно самостоятельно. Посмотреть, где вам комфортно, где хорошо слышно. Может быть, это рядом с домом или работой, что также удобно.

Не нужно бояться этого обращения. Если один батюшка не имеет возможности помочь вам, то он, непременно, перенаправит вас к другому, чтобы помощь была оказана. Но ваша встреча должна быть подготовлена, чтобы она прошла плодотворно.

Для этого все же следует почитать книгу «Азы православия», «Духовные посевы» и почитать азы, которые изложены для детей. Главное, чтобы на книге была надпись, что она рекомендована Русской Православной Церковью. Не стоит выбирать храм далеко от своих обычных маршрутов. Когда наступит период соблазна, (а он бывает у всех, ведь сатана не дремлет), то одним из поводов не пойти в церковь будет ее отдаленность.

Второй этап

Ходить на службу. Настроиться на труд, на долгое стояние, на отсутствие понимания на первых порах. Если это воскресная литургия, то прочитать заранее, какие в ней существуют этапы. Тогда каждый следующий этап будет приближать вас к завершению, будет понятен и значим. Служба в этом случае пролетает незаметно.

Третий этап

Понять смысл молитв и богослужений невозможно без чтения Евангелия. Его можно купить в любом храме, в том числе на русском языке. Есть и аудиозаписи, что очень удобно для начинающих и занятых людей. Евангелие нужно читать ежедневно. Начать с Евангелия от Марка, затем от Луки, а после – от Матфея и Иоанна. Это даст четкое понимание многих молитв и церковных песнопений, придет осмысление притч, сказанных Господом, или апостольских посланий.

Четвертый этап

Ежедневная молитва. Начать нужно с чтения «Отче наш» строго утром и вечером, перед иконой Господа. Нужно вдумчиво, понимая смысл каждого слова, произносить молитву. Затем добавить к ней «Символ веры», который и является главным содержанием учения нашей Церкви. После этого можно переходить к утренним и вечерним правилам в сокращенном виде для детей. И лишь научившись не отвлекаться во время молитвы, возможно, через несколько лет после начала, переходить на полное утреннее и вечернее правило. Оно длится около 20 минут.

Таким образом, привычка молиться утром и вечером, поделиться с Богом своими мыслями и желаниями, попросить прощения за грехи, станет привычкой.

Пятый этап

Первая исповедь бывает настолько потрясающей для человека, что многие, кто ее прошел, приходят домой, падают и спят по 12 часов. Сняв с души все самые страшные и гадкие тайны и камни, покаявшись в том, о чем давно хотелось бы забыть, люди чувствуют себя настолько облегченными, что готовы горы свернуть. Главное – не впасть снова в грех, это будет уже более тяжелый проступок. А на другой день, на литургии, когда подходит очередь к причастию, понимание того, что вот, через мгновение, Бог войдет в тело в виде плоти и крови Христовых, что произойдет соединение с Ним — это совершенно необъяснимо словами.

После этого нужно посещать храм регулярно. Планировать заранее, изыскивать все возможности для того, чтобы побывать на литургии – вот путь к настоящему воцерковлению. И постоянно трудиться, учиться, читать книги, Евангелие, изучать наследие и житие святых отцов.

Помните слова свт. Феофана Затворника:

Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди – иго, и грехи – бремя. Но, сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора.

Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.

Иго заповедей, это и не иго вовсе, а крылья, которые возносят человека настолько высоко, что даже соблазны мира, направляемые сатаной, не могут его достать. Спешите в храм, это дом для души, где ей легко и просторно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *