Как возникли и что выражают термины этика и мораль

Этимология и история терминов: этика, мораль, нравственность

Этимология и история терминов: этика, мораль, нравственность

Смещение и углубление значения слова «этос» (от местопребывания к характеру, устойчивой природе) является многозначительным: здесь можно усмотреть зависимость характера, устойчивой природы человека и животных от их совместного проживания, общежития.

Термин «мораль» — и по содержанию и по истории возникновения — представляет собой латинский аналог термина «этика». В латинском языке есть слово «mos» (множественное число — «mores»), соответствующее древнегреческому этосу и обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения латинского языка и с прямой ссылкой на опыт Аристотеля образовал прилагательное «моральный» (moralis) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово «мораль» (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. Множественное число от него — moralia — употреблялось как обозначение и моральной философии и ее предмета.

В русском языке есть самобытный термин «нравственность», являющийся в целом эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Насколько можно судить, он повторяет их историю. В русском словаре 1704 года (словарь Поликарпова) есть слово «нрав», но нет еще слов «нравственный» и «нравственность». В словаре 1780 года (словарь Нордстета) есть уже слово «нравственный», но нет слова «нравственность». И только в словаре 1793 года (академический словарь) в добавление к двум вышеназванным появляется слово «нравственность». Многие европейские языки (английский, итальянский, французский и др.) для описания интересующего нас предмета обходятся двумя словами: этика и мораль. В немецком языке, как и в русском, существует еще и третье слово: нравственность. Интересно заметить: немецкий термин (Sittlichkeit), также воспроизводит историю и логику своих иноязычных и более древних эквивалентов. Согласно толковому словарю братьев Гримм, в XIII веке существовало слово «нрав» (Sitte), в XIV веке появляется слово «нравственный» (sittlich) и только в XVI веке возникает существительное «нравственность» (Sitllichkeit), обобщающее определенную реальность внутренней жизни человека и его отношений с другими людьми.

Таким образом, термины «этика», «мораль», «нравственность» приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В ходе развития культуры они приобретали различные смысловые оттенки, самым существенным из которых является разведение этики и морали (нравственности) как науки, области систематизированного знания, и ее предмета (или объекта). Попытка эта, хотя она имеет многовековую историю, не удалась. И язык и духовный опыт сопротивляются тому, чтобы закрепить за этикой исключительно или хотя бы даже преимущественно значение науки, а мораль лишить какого-либо теоретического статуса.

В современном — и живом и литературном — русском языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми. Сказать «этические нормы», «моральные нормы», «нравственные нормы» — значит сказать одно и то же. Складывается, конечно, определенная традиция привычного словоупотребления, но она не является жесткой. К примеру, применительно к идеалам чаще обращаются к термину «нравственный» — нравственные идеалы. Ничто, однако, не препятствует тому, чтобы то, что обозначается как «нравственные идеалы», назвать «этическими идеалами» или «моральными идеалами». Определенную область философского знания принято называть этикой или философской этикой, ее же нередко именуют нравственной философией, моральной философией. Злоупотребления моральной проповедью мы, как правило, именуем морализаторством (морализированием); этот же процесс можно обозначить и как нравоучительство, этизирование.

Этика не является в строгом смысле слова ни наукой, ни даже областью теоретического знания, если понимать под наукой, теоретическим знанием идеальное удвоение реальности, ее более или менее адекватный субъективный образ. Знание само по себе не меняет предмет, а меняет наш взгляд на него. Одно время люди думали, что Солнце вращается вокруг Земли. Потом они узнали, что Земля вращается вокруг Солнца. Это кардинальное изменение наших представлений само по себе никак не сказалось на реальном положении Солнца и Земли. Этическое знание — совсем иного рода. Оно меняет сам предмет, формирует его. Как мы видели, и термин и понятие морали возникают в рамках систематизированной мыслительной деятельности. Этика может считать, что мораль дана богом. А может утверждать, что она обусловлена историческими обстоятельствами. Эти два взгляда, принятые всерьез, в их прямом и обязывающем значении, дают не просто два разных понимания, но и два разных состояния морали. Этику точнее было бы определить не как науку о морали, а как самосознающий моральный опыт. И это всегда субъективный опыт, то есть опыт того субъекта, который размышляет, сознает себя.

Характеризуя эту особенность этики, Аристотель говорил, что ее целью являются не знания, а поступки. Не для того человек изучает этику, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать добродетельным. Или, говоря по-другому, мораль как та реальность, с которой имеет дело этика, не может существовать вне обращения к этике. Она нуждается в этике, в ней получает продолжение и завершение.

Источник

Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность». Предмет и задачи этики.

Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность». Предмет и задачи этики.

Этика – философская наука о морали, нравственных категориях и принципах человеческих отношений, которые обеспечивают устойчивость социальной системы, ее функционирование и развитие.

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад как важнейшая часть философии, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания. Возникновение понятия «этика» как философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Термин «этический», от которого происходит этика, образован Аристотелем на основе слова «этос», что обозначало нравы, обычаи, привычки. Греческое слово ethos было переведено римским философом Цицероном латинским словом mores, на его основе было образовано прилагательное moral’s (моральный).

Этика включает в себя:

• область знаний о сущности морали, законах ее возникновения, развития, функционирования;

• наука, изучающая проблемы нравственности в обществе, их взаимосвязь с социальными процессами и явлениями во всех сферах общественной жизни;

• сфера познания процессов становления, развития и изменений норм морали как регулятор отношений между людьми и их отношения к миру и окружающей среде с позиций добра и зла, целесообразности и полезности.

Мораль – это система принципов, норм, определяющих характер между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Она является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные существенные свойства.

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и/или согласно своим принципам.

Можно сказать, что нравственность выступает как определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственного начала приводит к распаду, дезинтеграции общества, к катастрофе; смена нравственных ориентиров приводит к изменению социальных отношений.

Уровни этического знания.

В любой теории выделяется эмпирический и теоретический уровень. В ряде теорий предполагаются еще какие-то общепринятые, обычно зафиксированные тем или иным способом практические рекомендации. Есть, например, стандарты ГОСТов, практические руководства по сопротивлению матери­алов, инструкции по методам сварки и т.д. Таким образом, многие теории заканчиваются утверждением необходимых для исполнения в данной области человеческой деятельности стандартов.

Мораль также относится к таким теориям, с той, однако, разницей, что в ней нормы, устоявшиеся образцы поведения часто предшествуют теории, являются результатом духовного освоения мира. Сама же теория действует в направлении обоснования, подтверждения необходимости данных норм. Тем не менее, ряд норм уточняется благодаря теоретической деятельности, и их конечные формулировки являются результатом работы определенного теоретика или теоретиков морали. Таковы разного рода кодексы профессиональной этики. Формулированием относящихся к кодексам норм, их распространением (в возможных пределах) занимается нормативная этика.

Но эти же самые кодексы как определенные исторические свидетельства, как фактически существующая реальность служат объектом изучения эмпирической и теоретической этики.

Теоретический – уровень рационально-логического обоснования, доказательства морали, т.е. обоснования необходимости исполнения моральных требований, уровень аргументация поступков. (Что такое мораль? почему ей надо следовать? что такое добро и зло, др.). На этом уровне формируются философско-этические системы – этика исследует, объясняет мораль в ее историческом развитии. Здесь же выявляется следующий,

Нормативный уровень этики, в рамках которого формулируются и корректируются моральные нормы, кодексы, системы ценностей и добродетелей. Этика учит морали. Действительно, рациональное обоснование или критика нормативных программ, нравственных феноменов, самой морали способствует их воздействию на человека или ослабляет их нравственное влияние.

Структура этического знания включает множество аспектов: историю и теорию этики; этику добродетелей (аретология), этику долга (деонтология), этику ценностей (аксиология), др.

История этических учений.

Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.). В истории развития этики как науки можно выделить этапы, для каждого из которых характерно свое представление о сущности морали:

− этика Нового времени,

Уже в поэмах Гомера, отражающих высшую стадию имущественного расслоения первобытного общества, обнаруживается очень важное противоречие. С одной стороны, герои Гомера в высшей степени моральны. Они, принадлежа к своему племени, борятся за его благо и это является смыслом их жизнедеятельности

В различных философских системах прошлого и настоящего превалируют в зависимости от различных обстоятельств (историко-культурных, субъективных и др.) различные отрасли философии. Так, в целом ряде философских школ (Эпикур, Сократ, стоики и др.) акцент делался именно на нравственной философии, которая венчает собой житейскую мудрость.

Однако еще в глубокой древности Аристотель пытался развести этику и философию, поставить этику в зависимость от политики, придать этике практическую направленность — помогать реализовывать те задачи, которые ставит перед ней политика. Мир нравственных ценностей не только существует, но и человек в состоянии познать многие его проявления.

Сократ (469-399 гг. до н.э.), искавший более прочную основу для обоснования нравственности, сводивший все к верховному разуму человека и к выработке им внутренней гармонии между разумом и различными чувствами и страстями. Добродетель понималась Сократом как способность преуспевать в умственном развитии, в искусствах и в творчестве, для чего необходимо знание и понимание общественной жизни и взаимных отношений между людьми. Эта концепция получила наименование этического рационализма

Аристотель разделил добродетели человека на два больших класса: этические, т.е. относящиеся к характеру, темпераменту, и дианоэтические, т.е. относящиеся к разуму, которому он отводил огромную роль в выработке нравственности, в сдерживании страстей. Все этическое учение Аристотеля делится на три части: учение о высшем благе; учение о добродетелях вообще; учение об отдельных добродетелях,

В послеаристотелевский период добродетельность личности отрывается от гражданской, политической жизни, что явилось следствием кризиса полисной организации античного общества.

Средневековая этика.

Суть средневековой этики состоит в том, что она стала религиозной. Ее исторические судьбы на многие столетия оказались сопряженными с христианством.

Характерные особенности средневековой этики мы рассмотрим на примере двух ее наиболее характерных представителей: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Несколько иные взгляды присущи Фоме Аквинскому, который заимствует содержание этики у Аристотеля, но придает ей религиозную форму, переосмысливает ее через призму христианства. Человек, по его мнению, представляет собой такую ступень совершенства, когда он может отступить от своей благости, его деятельность будет сопряжена в этом случае со злом. Все это становится препятствием на пути к блаженству. Человеку свойственно лишь частичное несовершенное блаженство, да и оно оказывается неустойчивым, подрывается болезнями и прочими несчастьями. В своем чистом виде блаженство возможно лишь в загробном мире.

Этика Нового времени.

Наиболее развернутую и типичную для этой эпохи концепцию морали создал Т. Гоббс. По его мнению, не мораль нуждается в объяснении, а мир рассматривается с точки зрения моральной оценки.

Иначе, чем Гоббс, подходит к пониманию морали Бенедикт Спиноза, хотя он также отрицает ее внеприродное происхождение.

Задача этики, по мнению Спинозы, состоит не в том, чтобы осмеивать человеческие недостатки, а в том, чтобы их изучать. Спиноза строил свою нравственность на эвдемонистическом начале, т.е. на искании человеком счастья. Человек, как и все другие существа, стремится к наибольшему счастью, и из этого стремления его разум выводит нравственные правила жизни, но при этом человек не является свободным, так как он не может делать то, что необходимо вытекает из его природы.

Создание рациональной этики, основанной не на изучении человеческой природы и наблюдении над жизнью и поступками людей, а на отвлеченном мышлении, поставил себе целью величайший немецкий мыслитель XIX века Иммануил Кант (1724-1804гг.) Размышляя об основах нравственности, Кант пришел к убеждению, что такой основой является наше сознание долга, которое представляет собой свойство человеческого разума, который может создавать правила для поведения человека двоякого рода, одни из них условны, а другие безусловны. Нравственные требования должны иметь абсолютный характер безусловного веления (категорический императив).

Таким категорическим императивом и является сознание человеком долга. Долг, по мнению Канта, в своей сущности имеет абсолютное значение и поэтому никогда не может быть только средством для чего-нибудь другого, но является в то же время и целью само по себе. Объект нравственного долга составляет свободная и разумная воля.

Суть категорического императива И. Кант формулирует следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественным законом». Кант выдвигает три максимы поведения:

1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство;

Диалектическая взаимосвязь второй и третьей максимы является основой гармонизации отношений между обществом и индивидом, между государством и гражданином, а первая максима фиксирует абсолютное нравственное требование, состоящее в осознании человеком своего долга.

В 40-е годы 19 века формируется марксистская теория, рассматривающая развитие человеческого общества с материалистических позиций.

Основное положение марксистской этики заключается в следующем: чтобы выяснить, что должен делать человек, надо установить, что он есть на самом деле. Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Мораль возникает там, где человек встречается с обществом, человечеством. Отношения, в которые вступают люди между собой в жизни в ходе производства и воспроизводства, прежде всего, труда, являются источником их собственного формирования. Большое внимание в марксистской этике уделяется определению критериев морали, важнейшими из которых являются:

• законы социального развития, конкретизирующиеся в соответствующих общественных потребностях и в общем виде определяющие нравственное содержание моральных норм и принципов;

• конкретные моральные нормы, принципы и идеалы, порождающиеся общественными потребностями и выступающие формой универсального отражения высоконравственных личностей, формируемыхна основе осознания общественных интересов, в отличие от человека буржуазного общества, формируемого главным образом на основе либеральных ценностей.

Современная этика.

Л. Толстой находит ошибку политических учений в том, что они считают возможным посредством насилия соединить людей так, чтобы они все, не противясь, подчинились одному и тому же устройству жизни.

«Ненасилие не означает пассивности, оно активно и предполагает, как минимум, две формы борьбы: несотрудничество и гражданское неповиновение. Идеи отказа от насилия как средства разрешения конфликтов и проблем находит все большее количество своих сторонников во всем мире.

Происхождение морали.

Мораль – понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей выделяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо).

По пониманию источника морали типологически различаются:

а) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, представляющие мораль как момент развития природных (биологических) закономерностей (Ламетри, эволюционная этика);

б) социологические (Т. Гоббс, Дж. С. Милль, К. Маркс, М.Вебер, Э. Дюркгейм) — этнологические теории, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации, как разновидность социальной дисциплины; по сути дела социально-репрессивную функцию выделяют как основную в морали и Ницше, и Фрейд;

в) антропологические концепции (Демокрит, киренаики, Аристотель, К. Гельвеций, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм), выводящие мораль из природы человека, трактующие мораль как неотъемлемое качество человека;

г) супранатуралистические концепции (Гераклит, Платон, Августин, Фома Аквинский, русская религиозно-философская традиция, Тейяр де Шарден), выводящие мораль из некоего трансцендентного источника; в религиозных учениях мораль представляется как данная в откровении божественная заповедь.

Мораль представляет собой социальный институт только в широком смысле как совокупность оформленных в культуре (кодифицированных и рационализированных) ценностей и требований, санкционирование которых обеспечивается самим фактом их существования.

Мораль не институционализирована в узком смысле слова в той мере, в какой её действенность не нуждается в обеспечении каких-либо социальных институтов, в какой её принудительность не обусловлена наличием уполномоченной социумом внешней по отношению к индивиду силы.

Тема 2. Основные моральные категории этики

Свойства долга

1. Осознание необходимости

2. Заинтересованность в исполнении

3. Добровольность принятия

Понятие этикета юриста.

Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др.) и эстетической (красота, изящество поведения).

Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах.

Функции норм этикета.

В него входят те её требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Под этикетом понимается принятый порядок, совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Этикет охватывает те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

Стремление вести себя прилично уходит своими корнями далеко в глубь истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, получило отражение в эпических произведениях поэтов прошлого. Это стремление определяется условиями совместной жизни людей и естественного желания человека заслужить одобрение окружающих, общественное признание.

Первые печатные своды о правилах этикета появились в 15 веке в Испании, откуда довольно быстро распространились по другим западноевропейским странам.

Изначально этикет выполнял социально-дифференцирующую функцию. Он предназначался для имущих классов. Владение правилами этикета было признаком благородства, атрибутом поведения знати в своем кругу. Это отразилось и в истории термина «этикет».

В русский язык понятие «этикет» стало входить в начале 18 века.

Следует отметить, что в России традиции оформления правил и норм поведения в письменные уложения также имела не только большую историю, но и своеобразие. В отличие от Западной Европы правила обязательного и приличного поведения отличались большим демократизмом, распространялись на более широкие социальные слои.

Этикет на государственной службе выполняет различные функции. Выделяют информационную функцию, функцию стандартизации моделей индивидуального и группового поведения, функцию социального контроля и социального влияния, функцию создания психологического комфорта. Нормы этикета информируют о том, как следует вести себя государственному служащему в той или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых.

Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.

Этикет судьи.

Нравственные отношения между судьями возникают в процессе судебного разбирательства, осуществляемого коллегиальным судом. Судебное разбирательство – решающая стадия уголовного процесса, где непосредственно осуществляется уголовное правосудие. Именно на этой стадии в условиях гласного процесса исследуется с участием сторон уголовное дело и принимаются решения о судьбе подсудимого, об обоснованности притязаний потерпевшего и гражданского истца о восстановлении нарушенных прав.

При разбирательстве уголовных дел судья по должности председательствует в судебном заседании. И именно он обязан обеспечить как строгое соблюдение закона, так и высоконравственный ход и результат судебного разбирательства. Конечно, некоторые нравственные проблемы, которые приходится решать в коллегиальном суде, отличаются от тех, которые стоят перед единоличным судьей. Председательствующий обязан заблаговременно ознакомить каждого народного заседателя с материалами дела, разъяснить сущность закона, по которому обвиняется подсудимый, а также права народного заседателя. При этом судья не вправе внушать народным заседателям собственное мнение по вопросам, подлежащим компетенции коллегии суда. Следует также разъяснить личную ответственность народного заседателя за участие в исследовании дела и его справедливое разрешение.

Народным заседателям разъясняются положения закона об основаниях отвода судьи и необходимость заявить себе самоотвод, если имеются основания, могущие вызвать сомнение в беспристрастности судьи. Убедившись, что таковые имеются, председательствующий в установленном порядке вызывает другого народного заседателя, который также готовится к разбирательству дела.

Нравственный долг судьи, председательствующего по делу заключается в коллегии судей атмосферу сотрудничества, взаимного уважения, принципиального и ответственного отношения каждого к своим обязанностям, когда все вопросы решаются на основе внутреннего убеждения при равенстве всех трех судей.

При рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей взаимоотношения председательствующего по делу судьи и присяжных заседателей строятся на основе разделения их функций при гарантиях свободы волеизъявления присяжных заседателей и предельной объективности председательствующего в ведении судебного разбирательства. Судья вправе также постановить оправдательный приговор, признав, что в деянии подсудимого отсутствует состав преступления, хотя присяжные вынесли обвинительный вердикт.

При единоличном рассмотрении дела у судьи отсутствует возможность использовать мнение и совет других судей при принятии решений в процессе судебного разбирательства и при постановлении приговора. Вся нравственная ответственность за объективное ведение судебного разбирательства и справедливость приговора лежит на нем одном.

Если дело рассматривает коллегия в составе профессиональных судей, то взаимоотношения внутри состава суда складываются не без влияния должностного положения председательствующего и судей, разницы в квалификационных классах и прочих обстоятельств, связанных с постоянным пребыванием судей в одном профессиональном коллективе.

Основанные на праве нравственные отношения суда и участников судебного разбирательства определяют поведение судей, и прежде всего председательствующего по делу, в общении с подсудимым, его защитником, потерпевшим, прокурором и другими лицами.

Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность». Предмет и задачи этики.

Этика – философская наука о морали, нравственных категориях и принципах человеческих отношений, которые обеспечивают устойчивость социальной системы, ее функционирование и развитие.

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад как важнейшая часть философии, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания. Возникновение понятия «этика» как философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Термин «этический», от которого происходит этика, образован Аристотелем на основе слова «этос», что обозначало нравы, обычаи, привычки. Греческое слово ethos было переведено римским философом Цицероном латинским словом mores, на его основе было образовано прилагательное moral’s (моральный).

Этика включает в себя:

• область знаний о сущности морали, законах ее возникновения, развития, функционирования;

• наука, изучающая проблемы нравственности в обществе, их взаимосвязь с социальными процессами и явлениями во всех сферах общественной жизни;

• сфера познания процессов становления, развития и изменений норм морали как регулятор отношений между людьми и их отношения к миру и окружающей среде с позиций добра и зла, целесообразности и полезности.

Мораль – это система принципов, норм, определяющих характер между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Она является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные существенные свойства.

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и/или согласно своим принципам.

Можно сказать, что нравственность выступает как определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственного начала приводит к распаду, дезинтеграции общества, к катастрофе; смена нравственных ориентиров приводит к изменению социальных отношений.

Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Смотреть фото Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Смотреть картинку Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Картинка про Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Фото Как возникли и что выражают термины этика и мораль

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Смотреть фото Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Смотреть картинку Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Картинка про Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Фото Как возникли и что выражают термины этика и мораль

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Смотреть фото Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Смотреть картинку Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Картинка про Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Фото Как возникли и что выражают термины этика и мораль

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Смотреть фото Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Смотреть картинку Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Картинка про Как возникли и что выражают термины этика и мораль. Фото Как возникли и что выражают термины этика и мораль

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *