Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

Появление неравенства и знати

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

Разделение труда в первобытном обществе

Со временем в первобытно-общинном обществе появляются первые части разделения труда. Сперва как обычное разделение труда (пол и возраст), после возникает разделение труда общественное.

Огромное воздействие на процесс формирования техники проявило первое большое общественное разделение труда: произошел раскол между скотоводами и земледельцами.

Скотоводство

Скотоводство дало первобытному обществу новые продукты питания: молоко и шерсть. Из молока, люди научились приготавливать сыры и масло, придумали другие формы емкостей для хранения жидких продуктов – бурдюки. Состриженная с домашних животных шерсть натолкнула людей на изобретение волокон, войлока и ткани. Было придумано веретено и ткацкие станки.

Приручение домашнего скота позволило пастушеским племенам применять животную тягу, сменив человека в некоторых операциях земледелия, где он выполнял работу простой двигательной силы. Это стало началом вьючного, а после гужевого транспорта передвигавшего элементарную повозку – волокушу.

Земледелие

Скотоводство требовало выращивание растений для кормов из-за чего появились зачатки земледелия. На ранних этапах развития земледелие было всего лишь придатком скотоводства. С временем скотоводство стало отдельной деятельностью, и благодаря придуманной технике, позволило получить многочисленные усовершенствования:

Переработка продуктов

Продукты от земледелия научились перерабатывать: зерно стали молотить и размалывать ручными жерновами, из муки выпекать хлеб, также из растений стали изготавливать масло, варить пиво и сбраживать квас.

Гончарство и плавление металлов

Обрабатывая землю, человек нашел глину, употребляя которую сперва для обмазывания стен жилищ, а после сплетённой из лозы посуды. Так рождалось гончарное искусство.

Возникшая в связи с обжигом посуды из глины гончарная печь постоянно совершенствовалась, и со временем позволяла получить температуру нагрева более 500-550°. Это позволило людям заняться плавлением металлов: сперва бронзы, а после и железа. Материал, подаривший человечеству такие твердые орудия и с такой остротой кромки, с которыми не мог сравниться никакой камень или другой металл.

Железу было суждено сыграть грандиозное значение в развитии техники. Железные мечи, плуги и топоры помогали расчищать широкие лесные пространства под пахоту. В строительстве стали использовать тесаный камень.

Рост и верховенство родового строя, создавшего все технические результаты, обозначились на технике и сооружениях общинного пользования. Подтверждением тому стало появление больших сооружений – общинных амбаров, загонов для скота, жилищ, лодок и кораблей и т. п.

Разделение ремесел

На первом этапе изобретение простых орудий труда расценивалось членами общины как побочное занятие. Для изготовления же более сложных орудий уже необходимы некоторые умения и навыки. В то же время, постоянно ощущалась нехватка таких орудий. Поэтому ремесленники, занимающиеся производством орудий труда, уже не могли делать это совмещая со скотоводством или земледелием. Появилась потребность разделения ремесел и прочих работ.

Этот шаг стал очередным (вторым) крупным общественным разделением труда. Стремительный процесс общественного разделения труда повлек потребность в обмене продуктов производства различных групп общества. Сперва все обмены совершались в случайном порядке, однако со временем они стали приобретать огромное значение. Производительные силы первобытно-общинного общества демонстрировало серьезную возможность противостояния природе.

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

Но со временем в обществе стали появляться некоторые противоречия между усиливающимися производительными силами и производственными отношениями, которые уже стали тормозить совершенствование производительных сил, ведь среди итогов стала возможность появления индивидуальных групп, которые могли организовать свои хозяйства.

Неравенства внутри общин

Увеличение производительности труда дает возможность выпускать некоторые излишки, превышающие потребности работников, т.е. получение прибавочного продукта. Но производственные отношения в первобытно-общинном обществе не сочетаются с индивидуальными хозяйствами. Первобытные общины перестали поддерживать применение увеличившихся производительных сил. Увеличение продукции скотоводов и земледельцев позволяло существование небольших хозяйств и малых общин.

Крупные общины стали делиться на т.н. семьи, руководимые их главами. Главы сперва распоряжались основными средствами семьи (земля, скот, орудия производства и т.д.), а после присваивали все себе.

Так в первобытно-общинном мире стали появляться частные собственники на средства производства, которые эксплуатировали соплеменников, а также захваченных в плен людей из других племен. Весь прибавочный продукт, созданный семьей, присваивался их головами.

Так, в недрах первобытного общества возникли и стали развиваться новые рабовладельческие производственные отношения, явившиеся прямым следствием развития производительных сил.

Низкий уровень развития производительных сил требовал, чтобы все добытые средства существования делились поровну между членами общества, иными словами, осуществлялось уравнительное распределение материальных благ. Таким образом, производственные отношения первого человеческого общества основывались на общинной собственности на важнейшие средства производства, коллективном труде и уравнительном распределении предметов потребления.

Первобытнообщинный строй, явившийся первой социально-экономической формацией человеческого общества, не знал эксплуатации человека человеком. В этом обществе не было общественного неравенства и разделения общества на классы. Не было и государства организации классового господства. Чем же характеризовались производительные силы первобытнообщинного строя, какие основные этапы в своем развитии прошла техника?

Источник

Презентация «Неравенство в первобытном обществе»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Возникновение неравенства в первобытном обществе
Леонтьева Р.Ю.

Описание слайда:
Описание слайда:

Земледелие и скотоводство дало человеку возможность:
накапливать избыточный продукт
увеличить среднюю продолжительность жизни человека
появляются первые небольшие города
уменьшилась вероятность голода

Описание слайда:

.
благодаря скоту люди перешли из мотыжного земледелия к вспашке, т.е к пахотному земледелию.

Описание слайда:

важнейшие достижения первобытных людей:
возникают:
-гончарное дело
-ткачество
— обработка меди

Описание слайда:

Причины социального неравенства:
Из-за избытка у каждой семьи накапливалось собственное имущество. Так у некоторых имущества становилось больше. При общинно родовом строе всё делилось поровну, то теперь каждая семья увеличивала лишь собственные запасы.

Описание слайда:

Семьи становились больше, родственные связи утрачивались

богатые семьи становились более влиятельными

Описание слайда:

На смену коллективному труду пришёл труд семейный, при котором каждая семья работала исключительно на себя!

Описание слайда:

Всё изготавливали из камня

Человек научился выплавлять металл

Появление предметов из железа

Каменный век
Медный век
Бронзовый век
Железный век
Периодизация первобытной эпохи

Описание слайда:

Значение первобытной эпохи
появление первых форм общества;
Развитие видов деятельности и появление труда
Закончилась эволюция человека как вида
Появление первых форм религиозных и мировоззренческих представлений

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Урок истории на тему «Древнейшие люди»

Факультатив по истории на тему «Чудеса света»

Поурочная разработка по истории для 8 класса на тему «Россия и Европа в конце 17 века»!»

Задания школьного этапа олимпиады по истории

Конспект внеклассного мероприятия по теме: «Толерантность»

Статья «АФИНЫ-полис. Исторический очерк. Часть 2».

Статья «АФИНЫ-полис. Исторический очерк. Часть 1».

Статья «АФИНЫ. Исторический очерк.Часть 2».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5379752 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Возникновение неравенства в первобытном обществе

Содержание

С годами роль племени в первобытном обществе становилась все значимее. Люди создавали крепкие межплеменные связи, родовая община расширялась и охватывала больше семей. Земледелие не стояло на месте, люди научились выращивать сельскохозяйственные культуры эффективно и слаженно.

Земледельческое хозяйство развивало первобытные поселения и объединяло сородичей. Постепенно в селениях земледельцев начинала формироваться определенная структура, а распределение ролей и обязанностей между жителями положило начало такому процессу, как возникновение неравенства.

Хозяйства земледельцев

Территория поселения была поделена на несколько обособленных частей. Каждым подобным земельным участком занималась определенная семья из родовой общины. У каждой семьи помимо отдельной земли был свой скот и орудия труда. Стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи. С точки зрения распределения обязанностей эта система была действительно удобной.

Таким образом, все семьи общины занимались хозяйством на конкретном участке, возделывали на нем землю и разводили домашних животных. Однако собранным урожаем семья ни с кем не делилась. Глава семьи принимал решения о распределении пропитания между родственниками.

В этот период первобытные земледельцы понимали, что никто другой прокормить их не может, а соответственно рассчитывали только на свои собственные силы. Опытные землепашцы выращивали достаточное количество овощей и зерен, а еще могли успешно приумножать скот.

К сожалению, не все члены общины осознавали важную роль усердного труда. Поэтому со временем одни семьи становились более обеспеченными, а другие испытывали острую нехватку пропитания.

Вследствие такого распределения земельных ресурсов, в общинах начало появляться чувство единения не только между членами отдельной семьи, но и между соседями. Для проведения действенной обработки почвы люди должны были помогать друг другу.

Соседские семейства могли общими усилиями выкопать пруд для полива культур или, например, осушить болото поблизости. Первобытные земледельцы начали придавать значение не только родственным связям между сородичами, но и соседской взаимовыручке.

Выделение знати

Внутри общины существовали определенные моральные устои, среди которых кража считалась неприемлемой и обязательно каралась суровым наказанием. Но когда речь шла о земле чужого племени, украденный урожай и скот расценивался как подвиг отважного добытчика. Так и начались межплеменные войны и конфликты, ведь каждый хотел завладеть наиболее плодородной землей во всей округе.

Появился новый титул для главного представителя племени — вождь. Вождь возглавлял своих соплеменников и руководил военными набегами. Вожди племен и вся знать были заинтересованы в военных походах.

Как правило, вождь собирал своих сородичей и союзников, а затем организовывал военные походы на соседние племена или же защищал свою территорию от вражеских атак. Некоторую часть добычи, собранную на территории чужаков, вождь забирал себе, а остальное раздавал своим соплеменникам.

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

Таким образом, в рамках одного племени носители руководящих титулов приобретали славу и знаменитость. Вождь и его приближенные воины, а также старейшины племени начинали обретать статус знатных людей. Каким имуществом владели знатные семьи? Самой дорогой утварью, одеждой и самыми плодородными землями.

Знать — привилегированный класс, состоявший из представителей высшего общества и передающийся по наследству. Во многих государствах знать играла решающую роль в политических делах, несмотря на то, что официально власть принадлежала одному правителю или народному собранию.

В силу того, что жизнь знатных представителей племени была зажиточной и комфортной, титул знатного человека стали передавать по наследству, чтобы устроить благополучную жизнь для своих сыновей.

Дети вождей и старейшин всегда были уважаемыми воинами, даже если не демонстрировали особых умений и лидерских качеств.

Среди сыновей знатных сородичей жители поселений выбирали себе вождя и отдавали самые плодородные участки земли, а еще немалую часть военной добычи.

Рабство

Жители других племен, которых захватывали во время военных набегов в плен, вожди и старейшины делали своими рабами.

Рабство — система общественных взаимоотношений, в рамках которой широко распространено нахождение человека в собственности у другого человека или государства.

В племенах начали проявляться первые признаки неравенства населения. Одни люди были знатные, другие были обычные земледельцы. Соответственно одни становились богаче, а другие беднее.

Большие поселения постепенно приобретали новый статус и начали называться городами.

Значительные изменения произошли с поселениями, превратившимися в города. Их обороняли с помощью стен и рвов, которые специально выкапывали по всему периметру. В самом центре города и наиболее защищенном его районе стала проживать знать и военная дружина.

Знать имела в своем личном распоряжении лучших представителей из групп ремесленников и земледельцев.

Знатные люди начали обособляться от простого населения и преобразовывать свой класс в более привилегированный. У знати была богатая одежда, искусно сделанные предметы быта и еда наивысшего качества.

В городах начали создавать святилища. Власть над всей территорией племени и всеми крупными городами передавалась вождю. Со временем правителей таких государств стали называть царями.

Святилище — священное место, возведенное в честь определенного божества. Это мог быть далекий предок, мифический дух, герой или другой подобный образ, которому поклонялись люди.

Активно проявлялось неравенство между людьми первобытного общества. Разница между количеством ресурсов зародилась вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением почитаемых людей из числа других.

Уважение стало причиной неравномерного распределения добычи и земли между соплеменниками. Знатные становились богатыми и получали большую часть от общей добычи, тем самым увеличивая собственное благосостояние. Так появилось социальное неравенство.

Полезно знать: изобретения и открытия в древности

Стоит помнить, насколько важную роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия. Когда люди научились добывать огонь, он стал основой их жилища, источником света и тепла. Благодаря огню люди могли готовить пищу и защищать свои лагеря от нападения хищников.

Создание одежды уберегло первобытных людей от суровых холодов. Изобретение лука и стрел позволило охотникам убивать животных на расстоянии и добывать больше мяса.

Возможность для развития поселений и проживания в более комфортных условиях людям подарило земледелие и скотоводство.

Гончарство положило начало новому этапу взаимоотношений человека с природой и позволило людям усовершенствовать свой домашний быт.

Обработка металлов открыла людям мир новых орудий, которые были легче и удобнее в использовании.

Источник

Социальное неравенство в первобытном обществе

Ценности первобытного общества

С возникновением престижной экономики у многих народов совершенно отчетливо выделилась особая категория объектов, которые циркулировали в основном лишь по ее каналам. В таком качестве могли выступать раковины, перья определенных птиц, медные пластины, свиньи, крупный рогатый скот и т.п. Эти объекты были престижными ценностями, составляли престижное богатство. Многие из этих предметов утратили всякое утилитарное значения (например, циркулировавшие в куле соулава и мвали) или же никогда его не имели. Их ценность носила исключительно престижно-дарообменный характер.

Среди этих ценностей выделяются те, которые были названы этнографами примитивными деньгами. Примером могут послужить раковинные деньги Океании и Северной Америки. Они возникли как средство престижного дарообращения, вероятно, в первую очередь дароплатежа. Известны народы, у которых снизки раковинных бус использовались только в престижном дарообращении,

Но наряду с дарообращением и первоначально в оболочке дарообмена возник и постепенно получил развитии дарообмен. И когда последний в своей эволюции достиг такой стадии, на которой появилась насущная нужда во всеобщем эквиваленте, в его роли стали использоваться возникшие совершенно независимо от товарообмена раковинные и иные примитивные деньги. Они стали не только престижными, но и «товарными» деньгами, т.е. деньгами в привычном смысле слова.

Но даже когда раковинные деньги стали средством товарного обращения, у всех народов, у которых продолжала сохраняться престижная экономика, это не стало их единственно и даже главной функцией. Они продолжали использоваться прежде всего в престижном дарообращении: для дароплатежей и великодаров.

Чтобы дарить продукт, причем во все более возрастающем количестве, нужно было как можно больше иметь его, нужно было как можно больше получить его в свое распоряжение.

В основе рассматриваемого социального неравенства первоначально лежали различия в количестве созданного человеком продукта. Человек, который больше производил, соответственно был способен и больше дарить. Однако всегда существовал предел тому, что человек мог произвести сам и с помощью своей семьи. Отсюда стремление использовать для дарения продукты чужого труда.

Еще на стадии раннепервобытной общины престиж человека с определенного момента стал непосредственно определяться количеством не созданного им, а розданного им членам общины продукта. Человек пользовался почетом не как труженик, а как даватель. Но так как на данном этапе давать можно было в основном лишь то, что человек создал собственным трудом, то в конечном счете в основе общественной оценки человека лежала реализация его способности к труду.

С увеличением массы избыточного продукта и переходом к фазе позднепервобытной общины престиж человека стал определяться прежде всего количеством даримого им продукта. На первых порах дарился в основном продукт собственного труда человека и труда членов его семьи. Почти одновременно возникли различного рода способы мобилизации продуктов чужого труда. В результате престиж человека стал определяться способностями не только к труду, но и к манипулированию престижными ценностями.

Индивид мог для мобилизации продукта чужого труда использовать связи по дародачеобмену, которые существовали между ним и его партнерами из других общин. Он мог затребовать от них отдары, которые они были должны ему, или дать им понять, что нуждается в дарах с их стороны. В определенных условиях таким путем могут быть получены немалые средства.

Но все это не могло коренным образом изменить положения, ибо дары нуждались в адекватном возмещении. Вообще, пока человек прямо или косвенно в большей или меньшей степени возмещал полученный им для раздаривания чужой продукт, престиж его зависел прежде всего от того, сколько он сам производил.

Логика развития престижной экономики с неизбежностью предполагала появление эксплуатации человека человеком. Когда это произошло, часть избыточного продукта стала одновременно и прибавочным продуктом.

С появлением эксплуатации количество даримого тем или иным человеком перестало определяться объемом созданного им продукта. В принципе теперь человек мог дарить, и при этом много, даже в том случае, если он сам ничего не создавал. А так как престиж человека зависел только от объема даримого продукта, то теперь добиться его мог и человек, который перестал участвовать в труде. Появление эксплуатации открыло возможность для беспредельного роста массы избыточного продукта, которую мог сосредоточить тот или иной человек в своих руках, а тем самым и беспредельного повышения его престижа.

Первая форма эксплуатации человека человеком выросла на базе тех отношений дачедележа, которые существовали ранее в социоисторическом организме. В дачедележном круге каждый человек был центром, от которого отходил веер линий, связывающих его с другими его членами. По этим линиям шло движение продукта от данного человека к другим. Индивид делился добытым продуктом с остальными. Здесь мы имеем дело с его дающей системой. Но одновременно каждый человек был и центром, к которому сходились линии, по которым шло движение продукта от других людей к нему. С ним ведь тоже делились, причем делился не один человек, а несколько. Здесь мы имеем дело с его получающей системой. Дающих и получающих систем в дачедележном круге, а тем самым и в общине, в идеале было столько, сколько в нем состояло взрослых людей.

Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Смотреть картинку Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Картинка про Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация. Фото Как возникло социальное неравенство в первобытном обществе что такое эксплуатация

В принципе на стадии раннепервобытной общины каждый человек должен был делиться со всеми ее членами. Но в действительности дело обстояло несколько иначе. Всегда были люди, которые добывали очень мало продукта, а то и совсем не добывали. У них либо полностью отсутствовала дающая система или же она была невелика. Но получающая система у них была и она всегда превышала дающую. Были люди, у которых дающая система равнялась получающей. И, наконец, существовали люди, у которых дающая система превышала получающую. Это были наиболее удачливые добытчики, наилучшие производители.

Чем большей была дающая система человека, тем значительнее был ее разрыв с получающей, тем большим был престиж и уважение, которым он пользовался. Пределом расширения дающей системы человека был дачедележный круг, а тем самым социоисторический организм. Человек, систематически дававший всем членам общины, пользовался наивысшим престижем. И наибольшим был при этом разрыв между его дающей системой и получающей. Это особенно наглядно можно видеть на примере общества индейцев пилага (Аргентина).

У них лидер общины систематически давал пищу всем ее членам, хотя получал от значительно меньшего числа лиц. Дающая система лидера охватывала всю общину, что и было основой его положения. Ради достижения престижа лидер у них отдавал значительно больше, чем сам получал. Для него важно было давание продукта, а не его получение.

С переходом к позднепервобытному обществу и возникновением престижной экономики самой важной задачей стала концентрация продукта в руках отдельных лиц. Для людей, которые активно участвовали в великодарообмене, важно было не давание продукта (речь в данном случае идет об отношениях не во вне, а внутри общины), а его получение.

Человек, претендовавший на престиж и лидерство, входил в один из дележных кругов, которые теперь существовали в общине. Но участие только в этом кругу мало что могло ему дать. Если его дающая система охватывала весь круг, то по указанным выше причинам его получающая система была меньше дающей. Поэтому цель, которую он ставил перед собой, не могла быть достигнута без расширения его получающей системы за пределы данного дележного круга. В принципе это не было исключено, ибо как уже указывалось, вся община в целом по инерции продолжала считаться дележным кругом, хотя в реальности она им становилась лишь при некоторых обстоятельствах.

Хотя человек, входивший в тот или иной дачедележный круг в принципе был обязан делиться со всеми его членами, реально это обязательство действовало только тогда, когда у него было достаточно продукта, т.е. когда он был способен это делать. В противном случае он мог не давать. Искатель престижа не мог этого не понимать. Поэтому он расширял свою дающую систему за пределы своего реального дележного круга только за счет таких людей, которые производили достаточно продукта и были способны делиться с ним. В результате расширения его внешней (т.е. находящейся за пределами его реального дележного круга) дающей системы были с неизбежностью одновременно и расширением его внешней получающей системы. Его внешняя дающая и внешняя получающая системы совпадали.

Поступления от периферии к центру редистрибутивной системы носили различный характер. Они могли быть дачедележом. Периферийные члены системы делились продуктом с человеком, стоявшим в центре системы. Они могли быть помогодачей. В случае нужды в обилии пищи и вещей, а такая постоянно возникает при подготовке к дароторжеству, периферийные члены системы помогают человеку, стоящему в центре системы. Это была помогодача, принимающая форму помогосбора.

В эгоцентрической помогодачедележной системе круг отсутствовал. В силу этого движение продукта от центра к периферии системы было необходимым условием его движения от периферии к центру и наоборот. По существу центр и каждую периферийную точку связывали не две линии, не два канала, как в случае с дачедележом, а одна линия, один канал, по которому шло встречное движение продукта. И в этом отношении данная линия была сходна с линиями дарообмена и дачеобмена. Существование этой линии было невозможно без взаимности. Если не было взаимности, не было встречного движения продукта, линия прекращала существование.

И в то же время эта линия отличалась от линий дарообмена и дачеобмена. Нормальное функционирование этого канала не предполагало с необходимостью эквивалентного соответствия между продуктом, который двигался от центра к периферии, и продуктом, который направлялся от периферии к центру. Здесь не требовалось равноценного возмещения.

Расширение эгоцентрической помогодачедележной системы рано или поздно привело к очень своеобразному эффекту. В результате возрастания массы продукта, поступающего от периферии к центру, стало возможным направлять от центра к периферии продукт не только созданный в самом центре, но и полученный с периферии. Человек, стоящий в центре системы, получив продукт от одних периферийных точек системы, стал направлять его в другие ее периферийные точки. В результате система в значительной степени превратилась в самоподдерживающуюся и даже саморасширяющуюся. Если раньше возможность расширения системы была ограничена объемом продукта, создаваемого в ее центре, то теперь это ограничение исчезло. Расширение системы оказалось теперь возможным за счет продукта, поступающего из ее периферийных точек.

Человек, находившийся в центре системы, стал выполнять роль своеобразного механизма, перераспределяющего продукт труда целой совокупности людей. Продукт шел от периферийных точек системы к центру, а от него снова к периферийным точкам, что в свою очередь обеспечивало его поступление от периферийных точек к центру и т.д. Для обозначения такого экономического явления лучше всего подходит широко используемый в этноэкономической литературе, причем нередко в разных смыслах, термин «редистрибуция». Соответственно такую систему можно было бы назвать редистрибутивной.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *