Как вы думаете чем были продиктованы предложенные
Чем были продиктованы предложенные вильсоном принципы послевоенного устройства мира, было ли реальным их осуществление после войны?
Чем были продиктованы предложенные вильсоном принципы послевоенного устройства мира, было ли реальным их осуществление после войны.
Предотвращение новой войны, разоружение и создание лиги наций которая была бы миротворцом на мировой арене.
К сожалению реализовать этот план вряд ли бы удалось, в европе разгорался новый маховик войны, а реваншитские настроения в Германии только подогревал новую войну, а лига наций не оправдала его ожиданий переживаю неудачу за неудачей так и не сумев стать оплотом мира на земле.
Сравнить процесс осуществления индустриализации довоенного и послевоенного периода в СССР и назвать различия?
Сравнить процесс осуществления индустриализации довоенного и послевоенного периода в СССР и назвать различия.
Представьте, что вы участником Парижской мирной конференции?
Представьте, что вы участником Парижской мирной конференции.
Подайте свои предложения послевоенного устройства мира.
Помогите почему на особых условиях мира настаивал президент США В Вильсон?
Помогите почему на особых условиях мира настаивал президент США В Вильсон?
Какие принципы послевоенного устройства мира он предлогал?
Составить 10 вопросов на тему «Версальская система послевоенного урегулирования в мире» и «Первая Мировая война»?
Составить 10 вопросов на тему «Версальская система послевоенного урегулирования в мире» и «Первая Мировая война».
Почему мир не может существовать без войн?
Почему мир не может существовать без войн?
Дайте общую характеристику послевоенного (после второй мировой войны) устройства мира?
Дайте общую характеристику послевоенного (после второй мировой войны) устройства мира.
Чем можно объяснить раскол мира после Второй мировой войны?
Чем можно объяснить раскол мира после Второй мировой войны?
Почему международные отношения послевоенного периода называют «холодной войной»?
Какие планы ведения войны и послевоенного устройства были разработаны фашистами?
Какие планы ведения войны и послевоенного устройства были разработаны фашистами?
Какие разногласия существовали между союзниками?
Вторая мировая война.
Какие разногласия существовали между союзниками?
Вторая мировая война.
1256 Новгород, 1289 Великий Ростов, 1327 Тверь, 1262 Великий Ростов, Владимир, Ярославль, Суздаль.
Чтобы не жертвовать армией, он сдал столицу французам и отступил, но перед этим, сжег ее.
Разуму, гармонии и воспитании души своей.
Если кого то из монахов отлучали от церкви.
Церковные колокола переставали звонить, если на город, графство, королевство папой накладывался интердикт, т. Е. запрещение совершать церковные службы. Интердикт обычно сочетался с отлучением от церкви. Интердикт папы стали применять как способ бо..
Италия : поражение революции Австрия : революция была подавлена Росиией и Австрией Германия : германия не обьединилась революционным путем.
Технологическая карта урока: «Путь к послевоенному миру. Версальско-Вашингтонская система»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель: Воронков Андрей Сергеевич
Тип урока: Комбинированный
1.Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История Отечества. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011
4.Поурочные планы по курсу «История Отечества. ХХ век»: методическое пособие. Составитель Н.И.Чебатарева. – М.: Глобус, 2007. – 239 с.
5.Поурочные планы по курсу «История Отечества. ХХ век»: методическое пособие. Составитель Н.Ю. Бухарева.(Часть I ) – М.: «Учитель», 2008. – 247 с.
6.Поурочные планы по курсу «История Отечества. ХХ век»: методическое пособие. Составитель Н.Ю. Бухарева.(Часть II ) – М.: «Учитель», 2008. – 223 с.
7.Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011
9.Данилов А.А. История России, ХХ – начало ХХ I века : Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт.- 2-е изд.- М.: «Просвещение», 2005
10.Рабочая тетрадь к учебнику Данилова А.А., Косулина Л.Г в трех частях
12.Хромова И.С.история России. ХХ век. Тесты. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.
13.Соловьев К.А. Универсальное поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран. – М.: Вако, 2016. – 208 с.
14.Сорокина Е.Н. поурочные разработки по истории России. 9 класс. – М.: Вако, 2016. – 352 с.
1.Трения между странами-победительницами
3.Условия Версальского мира
4.Противоречия версальского мира
Цель урока: сформировать представления о Версальско-Вашингтонской системе
Образовательные: познакомить учащихся с претензиями стран-победительниц, идеями лиги Наций, условиями Версальского договора, условиями и последствиями Вашингтонской системы
Развивающие: способствовать развитию у учащихся следующих умений: сравнивать и обобщать, систематизировать.
Воспитательные : воспитывать у учащихся патриотические чувства
Формы и методы обучения:
Формы: индивидуальная, работа в группах
Основные термины и понятия: Лига Наций, Версальский договор, Вашингтонская конференция
1.научиться объяснять значение понятий «версальско-вашингтонская система»;
2.научиться отличать претензии стран победительниц;
3.осмысливать значение версальско-вашингтонской системы
— развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы
— умение выражать свои мысли;
— владение монологической и диалогической формами речи;
— совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности);
— совместная деятельность учителя и ученика
— самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
— искать и выделять необходимую информацию;
— определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности;
— анализировать результаты исследований и фиксировать их;
— структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;
— овладение приёмами анализа исторического события документов;
— выведение следствий из определения понятия;
— умение сравнивать, приводить примеры;
-постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом
— формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала;
— формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
— формирование исторической компетентности.
Организационная структура урока
Формы организации совзаимодействия на уроке
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
1.Назовите причины ПМВ?
2.Какие страны принимали участие в ПМВ?
3.Что стало поводом к ПМВ?
4.Назовите основные сражения в ПМВ?
5.Принимала ли Россия участие в ПМВ?
6.Когда и при каких условиях был заключен мирный договор?
Изучение нового материала
1.Трения между странами-победительницами
1. 18 января 1919 году в зеркальном зале Версальского дворца вблизи Парижа начала работу конференция держав – победительниц в ПМВ. Наибольший вес на конференции имели позиции Великобритании, США и Франции
2.Работа с контурной картой
-отмечают Великобританию, США, Францию
3.Между участниками конференции – премьер-министром Великобритании Дэвидом Ллойд Джорджем, президентом США Вудро Вильсоном, премьер-министром Франции Жоржем Клемансо возникли разногласия
5.Работа с текстом учебника стр.8-9
Заполните таблицу по теме: «Планы военного переустройства мира после ПМВ»
6.Были ли общие точки соприкосновения?
1.В начале 1918 года В.Вильсон сформулировал основные принципы устройства послевоенного мира. По его мнению, чтобы пережитая война стала последней, условия мирного договора не должны были унижать достоинства побежденных. Политика В.Вильсона стала называться «14 пунктов Вильсона».
2.Работа с текстом учебника на стр.9
— Назовите и выпишите основные положения программы Вильсона?
— Для какой цели хотели создать Лигу наций?
3.Предложенные Вильсоном Устав лиги Наций предусматривал введение санкций (мер наказания) против страны-агрессора: от экономической блокады до использования военной силы. При этом делегация США настаивала на том, чтобы Устав Лиги стал составной частью договора о мире с Германией
4.Как вы думаете, чем были продиктованы предложенные В.Вильсоном принципы послевоенного устройства мира? Было ли реальным их осуществление после войны?
3.Условия Версальского мира
1.Идеи В.Вильсона одним европейским лидерам казались лицемерными, другим – наивными и идеалистическими. Компромисс между странами найден были и договор с Германией был подписан 28 июня 1919 года
2.Как вы думаете, почему инициативы В.Вильсона были восприняты европейскими лидерами неоднозначно? Почему их оценивали как лицемерные и нереальные?
3.Работа с текстом учебника стр.10
-назовите на каких условиях был подписан Версальского договор
4. Парижская конференция определила границы новых европейских государств, возникшие после распада Австро-Венгрии и Российской империи – Польша, Чехословакия, Австрия, Венгрия.
Польше передавались восточные земли Германии
Румыния присоединена Трансильвания
Наиболее территориальные приращения получила Сербия, ставшая ядром нового государства – Королевство сербов, хорватов и словенцев (Югославия)
5.Работа с картой стр.15
-проследите, как изменились границы территории согласно Версальскому мирному договору и дополнительным соглашениям 1919-1920 гг.
6.Заполните таблицу на ст.13
7.Работа с документом стр.14
4.Противоречия версальского мира
1.Работа с текстом на стр.11-12
— Какие противоречия были заложены в условиях Версальского мира?
— Как вы думаете, почему Сенат США не ратифицировал Версальский договор?
-Как вы думаете, почему лидерам Запада не удалось в 1919 году создать надежную систему европейской безопасности?
1.За годы войны Япония примерно в пять раз увеличила объем выпуска промышленной продукции. Внимание ведущих держав во время ПМВ было приковано к Европе. Япония воспользовалась этим, захватила большую часть германских владений в бассейне Тихого океана и навязала Китаю кабальный договор, который назывался «21 условие». Договор превратил Китай в зависимое от Японии государство. Это нарушало принципы «открытых дверей» и «равноправных возможностей» в Китае
3.Как вы понимаете термины «принцип открытых дверей», «равноправные возможности»?
4.Почему усиление Японии и расширение ее сфер вызвало беспокойство великих держав?
5.В 1921-1922 гг. в Вашингтоне состоялась конференция по урегулированию спорных вопросов и подведение итогов войны в Восточном полушарии.
6.Работа с текстом учебника стр.12-13
— на каких итогов добились на Вашингтонской конференции?
-какое значение имело соглашение по ограничению морских вооружений?
7.В результате заключения соглашений 1919-1922 гг. сложилась Версальско-Вашингтонская система. Она определила развитие международных отношений в первые послевоенные десятилетия.
Всемирная история
ВВЕДЕНИЕ
XX в. во многом стал переломным для человечества. Как по насыщенности событиями, так и по масштабу перемен в жизни народов он не только не уступал, но даже превзошёл предыдущие столетия мирового развития. Основа изменений — значительное ускорение темпов научно-технического прогресса и расширение горизонтов знаний. В XIX в. для удвоения объёма научных знаний в среднем требовалось 50 лет, к концу XX в. — около пяти лет.„Их плоды буквально революционизировали все стороны жизни большинства народов мира.
Появились новые источники энергии (атомная, солнечная). Новые технологии обеспечили автоматизацию и роботизацию производства. Стало возможным получать вещества с заранее заданными свойствами, не существующими в природе. Были внедрены новые средства обработки и культивации земель, биотехнологии, методы генной инженерии. Всё это позволило многократно повысить производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. За 1900-2000-е гг. объём производства промышленной продукции в развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 23,2 раза. Достижения медицины обеспечили удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Численность населения мира в XX в., несмотря на то что этот век ознаменовался самыми кровопролитными войнами в истории человечества, увеличилась примерно в 3,5 раза — с 1 млрд 680 млн человек в 1900 г. до 6 млрд в 2000 г. Отметим, что для предыдущего утроения численности землян потребовалось 250 лет.
Наиболее зримые и наглядные перемены затронули быт людей и их производственную деятельность. В начале века лишь в Великобритании основная масса населения жила в городах. В большинстве же стран мира, включая Россию, восемь-девять человек из десяти жили в сельской местности и обрабатывали землю преимущественно вручную или с использованием рабочего скота. К началу XXI в. почти половина населения планеты живет в городах-гигантах (мегаполисах), занята в промышленности, сфере услуг, науке и управлении.
Качественно нового уровня развития достигли средства коммуникации между людьми, народами и государствами. Это было связано с развитием транспорта, особенно воздушного, появлением электронных средств массовой информации (радио, телевидение), повсеместной телефонизацией, складыванием глобальной компьютерной информационной сети (Интернет). Произошло углубление международного разделения труда, активизировался обмен научно-технической информацией, идеями, культурными ценностями. Ускорилась миграция населения.
В то же время столь разительное изменение облика мира повлекло за собой обострение многих прежних проблем и породило новые, угрожающие самим основам существования цивилизации. В начале XXI в. продолжает углубляться экологический кризис. На нашей планете истощаются запасы сырья и энергоносителей. Среда обитания человека всё больше загрязняется промышленными и бытовыми отходами. Увеличивается число «горячих точек» — стран и регионов, где возрастает напряжённость в этнических и социальных отношениях. Нарастает нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы.
Всё это требует качественно нового уровня сотрудничества государств, придания развитию человечества устойчиво-безопасного характера. Однако уровень общественного, политического, социально-экономического развития народов очень сильно различается. Они живут как бы в разном историческом времени, решают неодинаковые задачи. Одни овладели самыми передовыми технологиями, создали конкурентоспособную экономику и стремятся к наибольшей открытости мировых рынков. Другие преодолевают последствия отсталости. Третьи лишь недавно обрели собственную государственность и ищут своё место в меняющемся мире. Такое многообразие жизни народов часто затрудняет взаимопонимание между ними. Более того, возникают новые противоречия.
В этих условиях изучение истории XX в. обретает особую актуальность. Само по себе историческое знание не даёт готовых рецептов для решения насущных проблем третьего тысячелетия. Но, позволяя увидеть истоки основных направлений современного развития, оно закладывает основу их понимания.
1. Подумайте, какие события, явления и процессы социально-экономической, политической и культурной жизни народов мира способствовали ускорению темпов научно-технического прогресса в XX столетии. Какие страны и регионы в XIX в. были в авангарде научно-технического прогресса?
2. Как, по вашему мнению, изменился сам человек? его представления о смысле жизни, отношение к себе и «другим» в результате масштабных перемен?
3. В содержании учебника подберите примеры параграфов, демонстрирующих многообразие и противоречия жизни народов в XX — начале XXI в.
4. Просмотрите иллюстрации и документы учебника, определите, какие виды исторических источников помогают учёным изучать историю Новейшего времени. Какие новые виды источников, характерные для этого времени, можно выделить?
РАЗДЕЛ I
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Мировая война была величайшим испытанием для народов Европы. Бремя её тягот стало непосильным для многих стран. Война привела к революциям, разрушившим могущественные империи Европы: Австро-Венгерскую, Германскую и Российскую. Державам-победительницам — Англии и Франции пришлось столкнуться с подъёмом освободительного движения в колониальных и зависимых странах.
Как Первая мировая война изменила политическую карту Европы и какое влияние она оказала на мировое развитие в XX в.?
Какие тенденции развития международных отношений предопределила Версальско-Вашингтонская система в первые послевоенные десятилетия?
Почему в 1920-е гг. произошёл подъём революционных и национальных движений в разных странах мира? Какие изменения произошли в политической жизни индустриальных стран?
§ 1. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К МИРУ. ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА
18 января 1919 г. в зеркальном зале Версальского дворца вблизи Парижа начала работу конференция держав — победительниц в Первой мировой войне. Наибольший вес на конференции имели позиции Великобритании, США и Франции.
1. Трения между державами-победительницами. Между участниками конференции — премьер-министром Великобритании Дэвидом Ллойд Джорджем, президентом США Вудро Вильсоном, премьер-министром Франции Жоржем Клемансо и другими лидерами — сразу же возникли серьёзные разногласия.
Франция стремилась к расширению своей колониальной империи, к максимальному ослаблению Германии за счёт репараций (выплаты компенсации за причинённый ущерб) и отторжения от неё территорий по западному берегу Рейна.
Подписание мира в зеркальном зале Версальского дворца 28 июня 1919 г. Художник Уильям Орпен
Великобритания также намеревалась расширить свою колониальную империю, но не желала чрезмерного ослабления Германии, чтобы не нарушить равновесие сил в Европе в пользу Франции.
Особые условия мира отстаивал президент США В. Вильсон. Огромный экономический и финансовый потенциал определял особую заинтересованность Соединённых Штатов в свободном доступе к зарубежным рынкам. Поэтому США не поддерживали стремления европейских держав к расширению своих колониальных империй.
Расскажите о планах послевоенного устройства мира ведущих держав. Были ли у них точки соприкосновения?
2. Идея Лиги Наций. В начале 1918 г. В. Вильсон сформулировал основные принципы устройства послевоенного мира. По его мнению, чтобы пережитая война стала последней, условия мирного договора не должны были унижать достоинства побеждённых. «14 пунктов Вильсона» предполагали свободу торговли и мореплавания, учёт интересов народов всех стран, в том числе колониальных и зависимых. Это противоречило планам расширения английских и французских владений. Предлагалось также создание международной организации — Лиги Наций. Ей предстояло решать споры между государствами, а в случае военного конфликта — организовывать коллективные действия для его прекращения.
Предложенный Вильсоном Устав Лиги Наций предусматривал введение санкций (мер наказания) против страны-агрессора: от экономической блокады до использования военной силы. При этом делегация США настаивала на том, чтобы Устав Лиги стал составной частью договора о мире с Германией.
Как вы думаете, чем были продиктованы предложенные В. Вильсоном принципы послевоенного устройства мира? Было ли реальным их осуществление после войны?
3. Условия Версальского мира. Идеи В. Вильсона одним европейским лидерам казались лицемерными, другим — наивными и идеалистическими. С большим трудом был найден компромисс, зафиксированный в мирном договоре с Германией, подписанном 28 июня 1919 г.
Великобритания и Франция согласились на создание Лиги Наций. Под её контроль переходили отобранные у Германии и Турции территории. Странам Антанты были переданы мандаты на право управления ими. Мандат давался на ограниченный срок, который мог продлеваться лишь с согласия Лиги Наций. Считалось, что народы «подмандатных» территорий пока «недостаточно цивилизованны» и не готовы к самоуправлению.
Франция получила Сирию и Ливан, Великобритания — Ирак, Палестину и большую часть германских владений в Африке.
Франция вернула себе Эльзас и Лотарингию, присоединённые к Германии после Франко-прусской войны 1870-1871 гг. Германский район Саара, богатый углем, был передан под управление Лиги Наций, его судьбу в будущем предстояло решать на общенародном голосовании — плебисците. Территория Германии по западному берегу Рейна провозглашалась демилитаризованной зоной, т.е. там не должны были сооружаться укрепления и находиться германские войска, кроме полицейских формирований.
Германию признавали виновной в развязывании войны, её обязали выплачивать репарации. Первоначальные выплаты составляли 20 млрд марок, а окончательную сумму предстояло подсчитать позднее. Германии запрещалось иметь вооружённые силы численностью более 100 тыс. человек, создавать военную авиацию и подводный флот, строить линкоры (крупно-тоннажные надводные военные корабли).
Парижская конференция определила границы новых европейских государств, возникших после распада Австро-Венгрии и Российской империи, — Польши, Чехословакии, Австрии и Венгрии. Польше передавались восточные земли Германии; к Румынии была присоединена Трансильвания, ранее входившая в состав Австро-Венгрии. Наибольшие территориальные приращения получила Сербия, ставшая ядром нового государства — Королевства сербов, хорватов и словенцев (Югославии).
1. Как вы думаете, почему инициативы В. Вильсона были восприняты европейскими лидерами неоднозначно? Почему их оценивали как лицемерные и нереальные?
2. По карте (с. 15) проследите, как изменились границы территорий согласно Версальскому мирному договору и дополнительным соглашениям 1919—1920 гг.
4. Противоречия Версальского мира. Заложенные союзниками основы послевоенного европейского и мирового порядка несли в себе зачатки множества проблем и конфликтов.
• Серьёзной ошибкой Антанты было стремление получить как можно больше от побеждённых в то время, когда Европа переживала глубочайший кризис. В Германии и государствах Восточной Европы вновь образованные правительства не могли решить проблемы снабжения населения продуктами первой необходимости. Это привело к социальным и политическим потрясениям во многих странах.
• Границы новых государств в Европе определялись без учёта интересов народов, населявших их территории. Около 30 млн человек оказались в положении национальных меньшинств (немцы — в Польше, Чехословакии,
Демонстрация в Берлине против условий Версальского мира
1. Представители каких слоёв германского общества могли принимать участие в демонстрациях против условий Версальского мира?
2. Предположите, под какими лозунгами и с какими требованиями демонстранты выходили на улицы городов.
Югославии, венгры — в Румынии, Чехословакии, Югославии, украинцы и белорусы — в Польше).
• Ряд государств не был удовлетворён условиями навязанного им мира. В Германии, Венгрии и Болгарии вопрос возвращения потерянных территорий стал главным во внутренней политике. Идея реванша послужила основой сплочения милитаристских сил. Италия принадлежала к лагерю победителей, но большинство её политиков считало, что Парижская конференция не учла её интересов при разделе колоний.
• Лига Наций не стала универсальной организацией. В неё не вошла охваченная Гражданской войной Россия. Сторонники политики изоляционизма в конгрессе США, выступавшие против вмешательства европейских держав в дела Западного полушария и связывания политики страны внешними обязательствами, сорвали ратификацию Устава Лиги Наций и Версальского мирного договора. В итоге США подписали с Германией отдельный мирный договор лишь в 1921 г.
1. Какие противоречия были заложены в условиях Версальского мира?
2. Как вы думаете, почему Сенат США не ратифицировал Версальский договор?
3. Как вы думаете, почему лидерам Запада не удалось в 1919 г. создать надёжную систему европейской безопасности?
5. Вашингтонская конференция. За годы войны Япония примерно в пять раз увеличила объём выпуска промышленной продукции. Внимание ведущих держав во время Первой мировой войны было приковано к Европе. Воспользовавшись этим, Япония не только захватила большую часть германских владений в бассейне Тихого океана, но и навязала Китаю кабальный договор, так называемое «21 условие». Договор превратил Китай в зависимое от Японии государство. Это нарушало принципы «открытых дверей» и «равных возможностей» в Китае, принятые до войны.
Подобное усиление Японии и расширение сфер её влияния вызывали беспокойство остальных великих держав. В 1921-1922 гг. в Вашингтоне состоялась конференция по урегулированию спорных вопросов и подведению итогов войны в Восточном полушарии. Здесь Япония столкнулась с единым фронтом государств, имевших в Китае собственные интересы. Ей пришлось отказаться от «21 условия», вернуть Китаю захваченный порт Циндао (бывшее владение Германии), подтвердить приверженность принципу «открытых дверей».
В Вашингтоне было заключено соглашение по ограничению морских вооружений. Оно должно было предотвратить соперничество среди победителей по наращиванию военно-морской мощи. Японии не удалось добиться признания равенства с США и Великобританией. Конференция установила, что по линейным кораблям, считавшимся основной ударной силой флота, пропорции между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией могут составлять приблизительно 5:5:3:1,75:1,75.
В результате заключения соглашений 1919-1922 гг. сложилась Версальско-Вашингтонская система. Она определила развитие международных отношений в первые послевоенные десятилетия. При этом и на Парижской, и на Вашингтонской конференциях интересы народов колониальных и зависимых стран не принимались во внимание. В итоге в 1920-1930-е гг. обострились противоречия между ними и ведущими индустриальными державами.
1. Почему Япония оказалась в числе государств, определяющих послевоенное устройство мира?
2. Следствием каких геополитических процессов начала XX в. стала Вашингтонская конференция?
1. Заполните таблицу и сделайте выводы о степени надёжности послевоенного устройства Европы.
Условия Версальского и дополнительных договоров