Как вы думаете что преобладает в рассказе диалог или повествование
Типы речи в тексте (повествование, описание, рассуждение, диалог)
Повествованием от первого лица начинаются многие рассказы: повествователь-рассказчик сразу вводит нас в суть дела, где возможно он сам был главным действующим лицом. Он рассказывает о месте, о его обитателях, о судьбах отдельных лиц населявших эти места. Это повествование, то есть рассказ о том, что происходило, о событиях.
Повествование – это авторский рассказ о месте действия, о событиях и поступках и о самих героях.
В повествование произведения В. Г. Короленко “Дети подземелья” включено несколько слов о том, как мальчик Вася
Поэтому сам начинает относиться к героям так, как мальчик Вася: сострадать и любить, сочувствовать или не доверять и возмущаться. Так мы начинаем слышать голос автора.
Значит, читая, мы должны прислушаться, присмотреться: а как же автор относится к своим героям? Кого он любит, кого осуждает, что он ценит в людях, как объясняет их характер,
Описание
Далее, говоря об этом “обществе несчастливцев”, повествователь-рассказчик называет имя пана Тыбурция Драба. И дает описание его внешности – портрет. Потом кратко дается портрет Валека: “высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу…”.
Портрет литературного героя создается автором для того, чтобы читатель мог его живо представить. Обратим внимание на то, что в портрете преобладает не перечисление черт лица, а то впечатление, которое человек производит своей внешностью. Осмыслить впечатление – значит, в какой-то мере понять характер человека.
Писателю нужно найти точные слова для передачи этого.
Описана, может быть не только внешность человека (портрет), но и картина природы. Это пейзаж. В начальной главе мы находим такое описание: “Наступал вечер.
Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком”. Третья глава тоже начинается пейзажем: “Солнце начинало склоняться к закату. Косые лучи золотили зеленую мураву старого кладбища…”.
Рассуждение
В рассказе “Дети подземелья” мы встречаемся и с рассуждением: “Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в различных дурных наклонностях, что наконец я и сам проникся этим убеждением”.
Рассуждение – мысли, выводы, последовательное изложение своих суждений о чем-либо.
Писатель от имени Васи рассуждает о том, как трудно близким и любящим людям понять друг друга и преодолеть отчуждение.
Так в литературном произведении писатель искусно переплетает повествование, пейзаж, портрет, рассуждение, изображает поступки героев, и мы с интересом следим за событиями, рисуем их в воображении, воспринимаем авторские мысли из рассуждения. Они помогают нам глубоко понимать слова и поступки литературных героев.
Диалог
Диалог это разговор (прямая речь) между двумя или большем числом собеседников. Также диалог используется в художественных целях в литературе только в тексте на листе бумаги.
Related posts:
Типы речи и их признаки, примеры
Типы речи — вопрос, с которым столкнетесь в школьном или вузовском курсе языкознания, а также при подготовке к ЕНТ. Разные способы изложения текста способны акцентировать внимание на предмете, событии, определенном высказывании. Правильно оформлять высказывание и различать виды текстов помогут сведения о типах речи, их признаках, а также примеры.
Типы речи: что это, виды, признаки
Типы речи в русском языке подразделяются на описание, повествование и рассуждение. Каждый вид имеет определенный характер выражения мысли и порядок изложения содержания. Эти типы речи представлены в разных стилях, за некоторыми исключениями даже в официально-деловом.
Типы речи — это способ изложения, который использует автор, чтобы передать свои мысли и наблюдения. Какие типы речи бывают? В зависимости от композиционных особенностей и цели различают такие виды:
Описание
Описание как тип речи используется для рассказа об особенностях предмета, живого существа или природной стихии. Его цель — охарактеризовать объект. Чтобы составить описание, достаточно просто ответить на вопрос — каков предмет или человек?
Для составления описания необходимо знать некоторые особенные признаки данного типа речи. Вот в чем особенности текстов такого рода:
Как правило, описывают людей, животных, различные места, природные явления и стихии, состояние человека, предметы интерьера, технику и многое другое.
Различают такие подвиды описаний, как:
Как определить тип речи описание среди других коммуникативных форм? Обратите внимание на композицию. Такой текст состоит из трех частей:
Главная задача — ознакомить читателя с объектом описания, чтобы тот узнал о его особенностях, исключительных чертах, происхождении, предназначении и прочих признаках.
Повествование
Если задача автора привлечь внимание и рассказать о действиях, которые совершает объект, тогда рождается повествование. Главное — придерживаться определенной последовательности в изложении.
Повествование — это тот тип речи, который отвечает на вопросы — что, когда и с кем произошло? Определить, что такое повествование, помогут такие признаки:
Повествование отличается четкой композиционной структурой:
Повествование еще бывает:
Если подытожить, то представленный тип речи — это обычная история, которая передает в линейном изложении ход событий. Читатель поймет, с чего история началась, как она развивалась и чем закончилась.
Повествование — это обычная история: Pixabay
Рассуждение
Как еще можно назвать монолог? Рассуждением, поскольку такой тип речи предусматривает словесное изложение мысли автора. Оно сопровождается объяснением и подтверждением умозаключений.
Рассуждение — тип речи, в котором автор в максимально емкой форме пытается раскрыть мысль, донести свою позицию до читателя. Размышляющий приводит примеры, аргументирует свои утверждения, пытается передать полет мысли. Такой текст ответит на вопросы — почему и зачем?
Перечитывая множество текстов-рассуждений, увидите следующие отличительные черты:
Композиционная особенность текста-рассуждения проявляется в трехчленном построении. В рассуждении есть:
Представленный тип речи в зависимости от цели бывает:
Тип речи: примеры
Разобраться с типами речи помогут примеры: Pixabay
Теперь наглядно убедимся в разнице между тремя типами речи. Для этого приведем примеры:
Описание: пример
Как пишется текст описание? Пример поможет в этом разобраться:
Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась, пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой. Бочкой давно никто не пользовался, так как поливать было некому, да и нечего. Детские качели, на которых когда-то было весело и шумно, сиротливо и грустно скрипели, жалуясь ветру… Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного цветка розы. (В. Гаршин).
Повествование: пример
Теперь подробнее рассмотрим, что такое повествование. Пример в этом поможет:
В этом году весна началась поздно. Буквально за три дня снег, который заполонил местные просторы, превратился в ревущие водные потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они направились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась и пробудилась от спячки.
Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше ее уровня: поляны, огороды и ближние избы.
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди. (М. Алексеев).
Текст рассуждение: пример
Рассуждение отличается от предыдущих типов речи, что наглядно продемонстрировано в примере:
Без багажа знаний, без развитого кругозора человеку нельзя двигаться дальше. В наше время человеческая красота проявляется в его интеллектуальном уровне и широком круге интересов. Такого человека еще называют гармонически развитым.
Сторонниками утверждения гармонии считаются Леонардо да Винчи и Лев Толстой. Они были похожи тем, что испытывали жажду ко всему неизведанному, имели широкий круг увлечений и глубокую связь с жизнью.
Леонардо да Винчи был сторонником свободы, за которую всячески боролся, и стал первооткрывателем в некоторых областях знаний. Да Винчи — великий художник, писатель, астроном и ботаник.
Страсть Льва Толстого — языки мира. Он знал украинский, латинский, английский, французский, греческий, итальянский, немецкий и даже церковнославянский языки. Этот человек также был мастером в укладке печи и кошении травы.
Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные познания можно улучшить — просто не нужно лениться. Воспитывайте в себе страсть к чему-то новому. Если даже не попробовать, то, как можно понять, что та или иная область знаний заставит нас проснуться от обыденного существования. Расширяйте кругозор, живите так, чтобы каждый день преподносил что-нибудь новое и интересное. (С. Коненков).
На практике встречается множество текстов, в которых совмещены несколько типов речи. Представленные сведения из статьи помогут легко распознать описание, повествование и рассуждение. Примеры наглядно проиллюстрируют их особенности.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Типы речи: повествование, описание, рассуждение
Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.
Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).
А тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.
Читай больше о каждом из стилей в этих статьях
Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?
Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.
Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.
А что с качеством?
Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?
Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка 😉
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).
Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?
Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).
Пример текста-повествования:
«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»
Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:
Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
Текст описания состоит из следующих частей:
Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.
Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).
Пример текста-описания:
«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»
Примерный текст отвечает на описательные вопросы:
Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».
Рассуждение состоит из следующих частей:
Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.
Рассуждения бывают следующими:
Пример текста-рассуждения:
«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»
Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:
Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:
И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Совершенствуем свою речь
Познакомьтесь с книгой «И. С. Тургенев в воспоминаниях современников». Подготовьте устный рассказ о жизни писателя, используя статью учебника и материалы биографических словарей «Русские писатели XIX века».
Иван Сергеевич вырос в селе Спасском. Там он познакомился с первым дворовым учителем, который и зажег в нем поэта. Он учился сначала в пансионе, а затем в университетах Москвы и Петербурга. Тургенев занимался переводами. Стал известным после написания “Записок охотника”. Но это произведение позже подверглось цензуре.
Иван Сергеевич был сослан в родное имение на два года. Потом Тургенев переехал за границу. Но даже несмотря на это он писал произведения только на русском языке.
Размышляем о прочитанном
Прочитайте описание грозы, которая застала путника в лесу. Какие изобразительные приёмы использует писатель? Сопоставьте описание природы у Гоголя и Тургенева. Расскажите о результатах сравнения.
Тургенев использует следующие изобразительные приемы: эпитеты (лиловая туча), олицетворение (ракиты шевелились и трепетали), градацию (предложение, начинающееся со слов «Сильный ветер внезапно загудел в вышине…»).
Гоголь использует гораздо больше изобразительных приемов: перифразы (девственная пустыня), сравнения (в них, как в лесу; обольстительный, как морские волны; как серебро), метафоры (зелено-золотой океан, синие волны воздуха), диалектизмы (волошки, овражки), риторические восклицания (Черт вас возьми, степи, как вы хороши!), олицетворения (звезды глядели) и т.д.
Сопоставляя описания природы Гоголя и Тургенева, я пришел к выводу, что Гоголь используют гораздо больше средств художественной выразительности.
2. Какая сцена в этом маленьком рассказе может считаться самой важной? Объясните свой выбор. Подготовьте её исполнение в лицах.
Я считаю, что это диалог между лесником и мужиком. Бирюк хоть и суровый по характеру, но имеет большое и доброе сердце.
3. Как относились мужики ближних деревень к Бирюку? Почему Бирюк отпустил провинившегося мужика и виновен ли мужик? Кто и когда называет героя рассказа Фомой, кто — Фомой Кузьмичом, кто — Бирюком? Как вы объясните это? Как Фома стал «бирюком»? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер? Почему рассказ назван «Бирюк»?
Местные жители его боялись. Мужик был виновен, так как решил воровать чужую древесину. Бирюк отпустил его, потому что пожалел. Он тоже был беден.
В рассказе Бирюком и Фомой называет героя рассказчик. По имени и отчеству к Бирюку обращается пойманный мужик, в эпизоде его поимки. Автор пишет в примечаниях, что бирюком в Орловской губернии называют человека одинокого и угрюмого. Лесного сторожа так прозвали окрестные мужики за его нелюдимость и суровость. Но эти его качества появились не просто так: его бросила жена с двумя детьми, он живет в крайней нищете и единственный способ выжить — хорошо служить своему хозяину, а значит честно ловить и наказывать воров.
Рассказ получил такое название, чтобы читатель имел представление об образе главного героя.
4. Как, по вашему мнению, автор относится к героям рассказа «Бирюк»?
Я считаю, что автор относится к своим героям с жалостью. Он не винит никого.
Совершенствуем свою речь
1. Опишите (устно) избу лесника. Мы читаем слова охотника: «Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло». Возникло ли у вас такое же чувство при чтении этого текста? Рассмотрите иллюстрации к рассказу. Так ли вы представляли себе героев?
Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печи. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину.
Да, я испытал такое же ощущение.
Рассматривая иллюстрации, я пришел к такому выводу, что именно так я и представлял себе героев рассказа.
2. Обратите внимание, насколько велико число синонимов к слову «сказал» у Тургенева (возразил, повторял, продолжал, заговорил, подхватил, загремел, закричал и т. д.) Подумайте, что достигается этим. Как через синонимы выражается отношение автора к сказанному и сказавшему?
Такое количество синонимов указывает на то, что большая часть рассказа состоит из диалогов. Достигается эмоциональность и динамичность повествования. Авторская оценка и отношение также выражается через подобранный синоним.
3. Подготовьте художественный пересказ текста (описание портрета Бирюка или одного дня жизни лесника — на выбор).
Творческое задание
Известны свидетельства современников писателя о том, что в решении Александра II освободить крестьян «Записки охотника» сыграли большую роль.
Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян.
Покажите на примере рассказа «Бирюк» значение подобного произведения в решении отмены крепостного права в России.
Не только это произведение, но и весь цикл “Записки охотника” рассказывает о бедной и тяжелой жизни крестьян. В своих произведениях Тургенев без прикрас рассказывал о труде и быте крестьян.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
И. С. Тургенев. «Бирюк»
1. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать особое, редкое явление природы — грозу в лесу? Какие чувства гроза заставляет пережить рассказчика, читателя и слушателя? К каким событиям подготовляет читателя и слушателя такое начало рассказа?
Актер менял интонацию, делал логические ударения. Гроза заставляет тревожиться, переживать. Такое начало готовит к неблагоприятной ситуации.
2. Какие чувства и мысли автора передаёт актёр при чтении описания избы лесника?
При чтении описания избы возникает чувство неизбежности, опустошенности. Автор показывает бедность простого народа и окунает читателя полностью в эту гнетущую атмосферу.
3. Как меняются интонации актёра, когда он переходит к описанию внешности лесника?
Интонация становится грубее.
4. Как вы думаете, почему музыка начинает звучать после восклицания рассказчика: «А, ты Бирюк?!»
Потому что дальше идет описание Бирюка и то, как о нем думают другие люди.
5. Как Бирюк разговаривает с барином? Какие черты характера лесника подчёркивает актёр, воспроизводя этот разговор?
Он говорит мало, прерывисто. Это говорит о его нелюдимом характере. Он не привык с кем-то общаться, а тем более с барином.
6. Какие черты характера Бирюка стремится донести до слушателя актёр, читая диалог лесника и крестьянина-вора?
Бирюк показан милосердным, снисходительным.
7. Как реагирует лесник на истошные обвинения и угрозы крестьянина?
Сначала он не хотел его отпускать, а потом смиловался. Бирюк говорил о том, что много еще таких. Реагировал он спокойно, зевал.
8. Какое объяснение неукоснительного исполнения лесником своего долга звучит убедительнее: «Воровать никому не след» или «Я тоже человек подневольный»? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Я считаю, что объяснение «Я тоже человек подневольный» звучит убедительнее, так как в многих произведениях Тургенева поднимается тема крепостничества, бедности и зависимости от барина и государства в целом.
Как вы думаете что преобладает в рассказе диалог или повествование
О бедном рассказе замолвите слово … (рассказ как жанр)
С каждым годом мне все менее интересными становятся романы, повести; и все интереснее – живые рассказы о действительно бывшем. И в художнике не то интересует, что он рассказывает, а как он сам отразился в рассказе.
(В.В. Вересаев)
Иногда, написав рассказ, авторы недоумевают: почему читатель посчитал текст зарисовкой, просит дополнений и объяснений, или же почему говорит, что рассказ требует продолжения и… тех же дополнений и объяснений?
Получается, что в первом случае автор «недотянул», а во втором «перетянул», что ли? Плохо это или хорошо? И где та «золотая середина», которая именно рассказ? Каковы его признаки?
Я немного, в самом начале статьи, напомню прописные истины, а потом постараюсь изложить свою точку зрения по этому поводу.
У рассказа есть свои правила, отличающие его от зарисовки или романа. Они показаны в таблице. Обратите внимание, что все эти правила не являются «застывшими». Иногда некоторые нарушения приводят к очень интересным результатам. Однако правила являются тем самым стержнем рассказа, о котором авторы порой забывают. Ничего нет плохого в том, чтобы написать зарисовку или повесть, но понимать – в каком жанре работаешь – нужно.
Поговорим подробнее об этих правилах и о том, как они «работают» в рассказе.
1. ЧЕТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ИДЕИ
Рассказ не всегда рождается в голове писателя, а потом пишется – с идеи. Она может возникнуть позже. Она может поменяться. Идея может быть открытой – выраженной словом; может быть закрытой, «растворенной» в тексте. Она может быть банальной или гениальной. В любом случае – идея должна быть. Иначе автор услышит от читателя: «И что? Что вы всем этим хотели сказать?»
Лучше всего, если идея в рассказе одна. Хороший писатель ведет читателя к ее пониманию. Он хорошо видит ту цель, в которую метит, он знает – что хочет высказать.
● Одна из ошибок в определении темы и идеи – это желание «запихнуть» в текст как можно больше философствования, собственных знаний.
Их нужно отсекать безжалостно, хотя иногда сердце кровью обливается.
Например, в маленьком рассказе о несчастной любви автор зачем-то делает экскурс во времена Адама и Евы, обзор всех несчастных любовных случаев, которые знает, вставляет описания всех чувств, что есть на свете – возникает множество тем, в которых растворяется идея.
Или, наоборот, придерживаясь одной темы, он стремится высказать все мысли по ней, что приходят в голову, препарируя несчастный любовный случай с точки зрения физики, лирики, геологии и гинекологии. Вполне возможно, что он мыслит правильно и интересно, но рассказа не будет.
Все должно работать на идею. Многоидейность нужна в романе, рассказ требует краткости и четкости.
● Вторая ошибка – это то, что автор начинает работать на тему, а не на идею.
Вот он задумал написать о «восстании машин против людей», а в итоге получает тот же самый вопрос: «А что вы всем этим хотели сказать?». Идея не в описании восстания, а в мотивах, в смысле, в сути противостояния машин и людей.
● Третья ошибка – это подмена идеи на прописные истины, банальщину или слишком общую мысль.
Такая «прописная» идея может погубить необычность темы. К примеру, автор задумал написать рассказ на тему, которая свежа, актуальна, скажем – о хакерах, взломавших сети Пентагона. А идея банальная: ах, какие они молодцы, показали правду людям! Или – ах, какие они сволочи, опозорили США на весь мир и т.д.
2. ОДНА СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ. ПРОСТАЯ ФАБУЛА
События в сюжетной линии можно выстроить в любой композиции, а вот фабула будет очень простой – то есть последовательность, хронология событий легко понимаются читателем после прочтения рассказа.
Что делать, если автор вдруг сам увлекается второй сюжетной линией? Довести и ту, и другую в рассказе до необходимой концовки – единой – очень сложно. Потому он слышит: «А что же случилось с тем-то и тем-то персонажем?», «Вы написали о том-то, но бросили эту мысль, а мне интересно», «Ваш рассказ претендует на повесть или роман» и т.д.
Не спешите верить словам читателей: «мне не хватило», «мало о том-то». Вы сами легко можете понять – мало или нет, вспомнив простейшую схему сюжетной линии рассказа.
Помните, что пролог не может быть больше всего рассказа, как и развязка.
Если в этой простой схеме у вас есть лакуны – пустые места, то тогда, действительно, «мало», если же появились избыточные «веточки» – пишите роман либо отсекайте их.
3. ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА, СОБЫТИЙ, ДЕЙСТВИЙ
Рассказ – это не «Сага о Форсайтах», где время охватывает поколения одной семьи. В рассказе время имеет определенные рамки. В этих рамках и происходит событие.
Сейчас это правило не так строго соблюдается, но все же закон «единства времени, места, событий и действия» важен.
О другом времени, других местах, событиях автор может лишь упомянуть, а то и «проскочить». Например, для автора важен один день в прошлом и событие в нем, которое изменит жизнь героя в будущем. Совсем не нужно расписывать то, что было между.
Важнее времени и места в рассказе то главное действие ( конфликт ), которое раскрывает в итоге идею – для чего собственно и написан рассказ. Множество действий – множество конфликтов, а это уже для романа.
Перемещение героя с места на место тоже должно работать на идею и быть целесообразным.
В качестве примера приведу рассказ Рея Бредбери «Будет ласковый дождь».
Все действие замкнуто в рамках времени: событие начинается в семь часов утра, заканчивается в десять часов вечера. Целый день мы проводим с главным героем – живым домом, который продолжает действовать так, словно и не было катастрофы. Он, конечно, не понимает, что все уже умерли, но читатель понимает. И от этой методичности дома становится жутко.
Идея тут растворена в тексте, но времени и событий хватает, чтобы ее понять.
Нужно ли было Бредбери описывать, как все началось, как происходило, кто остался жив и жив ли вообще? Есть ли еще такие дома? Не нужно…
4. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ ВОКРУГ ЭПИЗОДА (ПЕРИПЕТИЯ)
Конфликт – основа сюжета, борьба между героями, или между героями и обстоятельствами, или внутри характера или сознания персонажа. Перипетия – это резкая неожиданная перемена в течении действия и судьбе персонажа (ЛЭС).
В рассказе все события служат одному действию и работают на него. Их может быть целая цепь, но главным остается только одно событие, которое и становится центром рассказа.
Понятие «центр» довольно условное. Он может быть и в самом конце. Однако все события, эпизоды ведут к центру, где сходятся все нити смыслов, которые хотел обозначить автор. В рассказе не может быть множества центров. Этот центр по-простому можно назвать кульминацией, главным эпизодом, точкой напряжения, конфликтом, точкой перипетии, которая меняет кардинально все, что было раньше.
● Одна из авторских ошибок – это излишняя событийность, когда в ряду важных событий описываются те, которые «не работают» на центр.
Каждое событие, детали должны быть значимыми и, в конечном итоге, привести читателя к главному событию.
Снова обращусь к рассказу о «несчастной любви».
Вот представьте, что идет спор между двумя любящими людьми, скажем, на кухне за чаем, и вдруг герой или героиня, а может быть сам автор, заметив снежок за окном, решает, что это красиво и надо бы вставить в текст.
Сделать эту деталь значимой – трудно, но возможно. Чаще всего автор пускается в описания зимы, холода в сердце героя или героини и прочего. В результате он уводит читателя от главного эпизода – сути конфликта между героями.
В рассказе автор должен сосредоточиться на конфликте, все остальное – лишнее.
5. ОДИН ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ, МАЛО ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ
Еще один закон рассказа – это минимум героев.
Как правило, главный герой – один. Редко – два, еще реже – три, если только они – единство, наподобие трех богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Второстепенных персонажей может быть сколько угодно, но, увы, они не имеют право на самостоятельность. Опять же – они должны выполнить ту функцию, которая необходима для раскрытия авторского замысла. Они могут мешать герою, поддерживать его, противоречить, высказывать точку зрения и т.д. Но как только вы сделаете их самостоятельными, ждите вопросов от читателя: «А что дальше было с Питом, Лизой, Васей, Мэри?»
● Одна из ошибок авторов – это превращение второстепенного персонажа в эдакий «вещатель» того, чего не может сказать главный герой.
Снова я обращусь к нашему ненаписанному пока рассказу о несчастной любви.
Вот если автор вводит туда друга или подругу, маму, свекровь, соседку по площадке, священника или просто прохожего только для того, чтобы сообщить необходимую для героя информацию – вам прямая дорога писать сценарии для «мыльных опер».
А вот если у вас второстепенные персонажи, без которых обойтись нельзя, без которых событие невозможно, без которых поступки героя кажутся бессмысленными – это самое то для рассказа.
Труднее писателям-фантастам. Иногда они хотят сделать главным героем некий образ. Например, рассказать о каком-то космическом явлении и его последствиях.
Тут придется решать, что вы ставите в центр – само событие или же реакцию на него героя.
Мое личное мнение (не претендую на его правильность) – без эмоций человека на этот образ мало что удастся. Я вспомнил «Солярис» С. Лема. Если бы писатель не показал конфликт между учеными, между человеком и совестью, если бы не обозначил главной проблемой – проблему нравственного начала науки – Солярис сам по себе был бы мало кому интересен из читателей.
6. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ДЕТАЛИЗАЦИИ И СТАТИКИ ОПИСАНИЙ
Законы рассказа вынуждают автора работать над объемом, писать кратко, конкретно, экономить детали и описания, проверять их на целесообразность.
Лишними подробностями могут быть и детали, и описания.
Снег за окном в кухне, где разговаривают наши несчастные герои, еще можно сделать значимой подробностью, но если мы начнем описывать содержимое холодильника, этикетки на баночках, вошедшую кошку и т.д. и т.п. – рискуем уйти от главного.
Несчастный герой встал, сел, кашлянул, повернулся, высморкался, героиня красивая, голубоглазая, длинные ноги, пунцовые губы, решительная, скромная – нужны только те детали и описания, которые важны для действия.
● Отсюда еще одна ошибка – нагромождение деталей, так называемая «матрешка».
Любую деталь или описание можно «дописать» от частного к общему или, наоборот, до самой мелкой единицы в структуре рассказа.
Событие, сцена, эпизод состоят из деталей, описаний, рассуждений. Из «матрешки» нужно выбрать то, что будет работать в эпизоде.
Наши несчастные герои стоят у окна. Пошел снег. Через минуту все засыпало, все стало белым. По белоснежной дорожке пробежал воробей, оставил черные следы. Проехала машина с включенными фарами. В свете фар танец снежинок кажется особенно красивым…
И вот уже автор, забыв о героях, любуется картиной, и вдруг хрясь по мордасам:
– Я ненавижу тебя! – говорит героиня.
За что? Такой красивый снег был. Возможно, достаточным было его всего лишь заметить.
Автору подчас трудно отказаться от того, что он сам только что пережил, но не пережили его герои. В результате читатель спрашивает: «Зачем все эти подробности?»
Посмотрите, как деталь работает в том же рассказе Бредбери, становится главной. Огонь, уничтоживший все – и человека, и творения человечества. Ничего лишнего. Сравнения, эпитеты только подчеркивают ужасный смысл.
Дом старался выстоять. Двери плотно затворились, но оконные стекла полопались от жара, и ветер раздувал огонь.
Под натиском огня, десятков миллиардов сердитых искр, которые с яростной бесцеремонностью летели из комнаты в комнату и неслись вверх по лестнице, дом начал отступать.
Еще из стен, семеня, выбегали суетливые водяные крысы, выпаливали струи воды и возвращались за новым запасом. И стенные распылители извергали каскады механического дождя. Поздно. Где-то с тяжелым вздохом, передернув плечами, замер насос. Прекратился дождь-огнеборец. Иссякла вода в запасном баке, который много-много дней питал ванны и посудомойки.
Огонь потрескивал, пожирая ступеньку за ступенькой. В верхних комнатах он, словно гурман, смаковал картины Пикассо и Матисса, слизывая маслянистую корочку и бережно скручивая холсты черной стружкой.
● Еще ошибка – введение статических описаний.
Это может быть что угодно: пейзаж, портрет, лирические, философские отступления и т.д. В романе – пожалуйста. В рассказе приходится от них отказываться, использовать по минимуму, иначе страдает динамика.
7. ЗНАЧИМОСТЬ КОНФЛИКТА (ПРОБЛЕМЫ) И КОНЦОВКИ, ВЕДУЩАЯ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ (КАТАРСИСУ)
В структуре рассказа концовка – самый значимый элемент.
Вы наверняка сталкивались с тем, что, прочитав концовку, поняв все, удивившись, испытав эмоции, вы возвращаетесь к началу и читаете снова, чтобы уже ничего не упустить. Концовка может быть обычной, содержать парадокс, выражать идею в словах или растворять ее, но именно она делает рассказ.
Есть мнение, что для детей писать проще. Мне кажется – тяжелее. Дети чувствуют, когда фальшь. Потому у мастеров детского рассказа стоит поучиться. В детстве я обожал «Денискины рассказы» В. Драгунского и только сейчас понял – за что. За гениальные концовки.
Вот рассказ «Белые амадины». Дениска отправляется на выставку, где проходит конкурс певчих птиц. Подробно показываются все чувства, которые испытывает ребенок, но смысл рассказа вовсе не в этой прогулке и не в этих чувствах.
– Что это за голос? Что с тобой? Почему ты сипишь?
– Потому что я пел! Я сорвал голос и вот осип.
– Где это ты пел, Козловский?
– Давай подробности! – сказала мама.
– Я пел с канарейкой!
Папа прямо закатился.
– Воображаю, – сказал он, – какой был успех! На бис-то вызывали?
– Не смейся, – просипел я, – я пел про себя. Изнутри.
Вот это самое «пел… изнутри так, что охрип» – сразу раскрывает весь смысл, всю суть переживаний и сопереживаний мальчика. Дальше писатель только усиливает этот смысл.
Под эмоциональным восприятием, катарсисом я в данном случае понимаю лишь то, что читатель удивился, восхитился, задумался, что-то понял для себя или подтвердил, возможно, и не согласился, но не остался равнодушным.
Я хотел вам рассказать о том, как получается рассказ и почему он – не зарисовка и не роман.
Писать рассказ интересно, на мой взгляд, труднее, чем роман, потому что рассказ акцентирует внимание на одном событии в жизни героя, и это событие становится важным и для автора, и для читателя. Снова процитирую В. Вересаева: «И вообще мне кажется, что беллетристы и поэты говорят ужасно много и ужасно много напихивают в свои произведения известки, единственное назначение которой – тонким слоем спаивать кирпичи».
Итак, подведем итоги:
1. Определяя тему и идею, не стоит «запихивать» в текст как можно больше философствования, собственных знаний.
2. Рассказ – это работа на идею, потом на тему, а лучше – в единстве.
3. Не стоит подменять идею на прописные истины, банальщину или общую (всеохватную) мысль.
4. Надо избегать излишней событийности, когда в ряду важных событий описываются те, которые «не работают» на центр.
5. В рассказе не может быть множества главных героев, а также превращения второстепенного персонажа в «вещатель» того, чего не может сказать главный герой, или для сообщения сведений читателю.
6. Надо проверить рассказ на стилистические ошибки: лишние подробности, уводящие от сцены, нагромождение деталей, так называемая «матрешка», введение статических описаний и т.д.
7. Не спешите верить словам читателей «мне не хватило», «мало о том-то». Вы сами легко можете понять – мало или нет, вспомнив простейшую схему сюжетной линии рассказа.
8. Соблюдайте закон «единства времени, места, событий и действия», и рассказ получится.
9. Помните, что в структуре рассказа концовка – самый значимый элемент.
Добавить комментарий
Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.
Помним : 0 — 2: работа плохая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты
Комментарии
А я синопсисы писать пока не умею.
Нам нужен кто-то, кто объяснит это дело, тоже доходчиво и с прикладной пользой.
Удивилась, когда увидела, что не комментировала эту статью, хотя определенно читала и не раз. Исправлям-с.
Мне нравится, как ты пишешь статьи: наглядно, со схемами-пояснениями, именно о том, что нужно, не отвлекаясь на посторонние темы или умничанья. Их всегда приятно и познавательно читать. Многие схемы сохраняю себе, чтобы потом обращаться, если возникают сомнения. Ты очень многому учишь нас всех, спасибо.
Рассказ написать надо тоже постараться. На подсознательном уровне бытия амебой я понимала все, что для этого нужно, но вот на сознательном смогла уложить уже после статьи. Полезные и доступные советы-объяснения, что должно – и нет – быть в рассказе. Тем более в свете последних событий, статья как никогда актуальна. (Люди, кто читал интервью с издателем, смотрел видео – вот, памятка вам, помощь! Пользуйтесь!) Ведь это прекрасный размер, позволяющий сконцентрироваться на одном, раскрыть это со всей душой, не отвлекаясь на постороннее.
И с Днем рождения, конечно ) надеюсь, ты еще не раз порадуешь прекрасными статьями, стихотворениями и историями.
Это самая главная моя проблема. Я неправильно придумываю истории, рассказы. Взяв тему, я вижу сюжет, а не то, что я хочу рассказать. Мои герои действуют, но в итоге получается, что их старания бессмысленны.
Пока я не придумала, как с этим бороться, но нужно.
Аль, спасибо, за ценный материал, за отличную статью!
P.S. Мне понравилась идея невинного описания снежка, воробья за окном и внезапного «Я тебя ненавижу!»))))) Это шикарная завязка))) (но не основное действие).
Какая статья шикарная! Очень понравилась.
1. ЧЕТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ИДЕИ
Когда я стала более серьёзно писать, то мне моя мама постоянно говорит: « Каждый писатель хочет что-то сказать.» И когда я прочитала эту фразу «И что? Что вы всем этим хотели сказать?», я понимаю насколько она права)) быть может поэтому мне часто говорят, что мои идеи загублены не очень качественном исполнении. Я всегда знаю, о чем хочу сказать, какую мысль хочу донести. Стараюсь не начинать рассказ, если у меня нет чётко сформировавшейся одной идеи или мысли. Спасибо, что указал, какие нюансы могут возникнуть из-за которых теряется идея в рассказе.
2. ОДНА СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ. ПРОСТАЯ ФАБУЛА
«В рассказах преобладает одна сюжетная линия, если и появляется вторая, то она вторична, событий в ней намного меньше, она служит для «подкрепления» первой, для нужных объяснений.» – получается, если у нас появляться вторая сюжетная линия, то мы перестаём писать рассказ и плавно переходим к роману?
«Не спешите верить словам читателей: «мне не хватило», «мало о том-то».» – мне всегда поэтому интересно читать комментарии на Синем. Почему я вспоминаю про комментарий. Дело в том, что, вспоминая моих знакомых, которые просто читают, но не пишут, то они как бы чаще всего не указывают то, чего им не хватило. У нас же на сайте творческие люди, которые, возможно, читая рассказ думают о том, как бы они написали и может поэтому им чего-то не хватило. Всё-таки, я думаю, автору больше видно, где бы написать побольше, где не нужно делать акцент. Мы же не будем, например, описывая осеннею погоду, писать о том, что за осенью будет зима. Даже если читателю этого хочется. (простите меня, за глупый пример)
Вот по ПЯТОМУ ПУНКТУ у меня вопрос. Если мы хотим сделать второстепенного героя главным. Ну, по ходу действия сюжета, то у нас уже рассказ перерастает в роман?
А во общем, спасибо за статью, всё очень кратко и, самое главное, доступно и понятно.
П.С. Похоже, мои рассказы не укладываются в несколько предложений синопсиса. Может быть, я неверно их составляю? Аль, а не мог бы ты поделиться информацией, как писать синопсис?
Правда, все стало намного понятнее.
Не умею я писать рассказы, получается) а романы еще не научилась. Ну. значит надо статью в лапы, и вперед.. спасибо большое))
Статьи у нас всегда замечательно-полезны е))
Нету таких нигде))