Как вы думаете что значит беликовщина в социальном
Что такое “беликовщина” на примере рассказа “Человек в футляре”
В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом стало механическое, бездушное исполнение предписанных правил и норм. Повседневная пошлость, серость и грязь калечат человеческие души, лишают человека божественной искры, непосредственности и готовности воспринимать жизнь в самых разнообразных формах.
Против этого омертвления и борется Чехов, выводя квинтэссенцию казенной бездумности в гениальном по предельной сжатости и глубине образе человека “в футляре”.
Давление действенно там, где есть готовность ему подчиняться.
Весь самодержавно-бюрократический строй русской жизни таков, что в нем могут процветать только беликовы, только “беликовщина” – единственно возможное состояние русского общества, и потому русская интеллигенция задыхается в сетях “человечка в футляре”, который, подобно пауку, опутал все сферы общественной жизни.
Скучный, мелочный, пошлый быт провинциального города превращается в рассказе в бытие, отличающееся бесприютностью человеческих чувств и ненужностью живой жизни. “Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке”, – говорит обывателям губернского города герой этого рассказа – преподаватель Коваленко.
С появлением свежего источника жизни в гимназии ломается бездушный механизм, кончается век Беликова, подходит к логическому завершению. Теперь, “когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!” Но с уходом Беликова “беликовщина” не исчезает, она живуча, так что и сама жизнь остается “не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне”.
Лейтмотивом рассказа является мысль: “Нет, так больше жить невозможно”. “Футлярность” жизни всепроникающа, и чеховское мастерство дает читателю возможность почувствовать ее на разных уровнях произведения.
После гневной и эмоциональной тирады Ивана Ивановича о невозможности такого бездуховного существования мы снова слышим глухие шаги крестьянки Мавры, этого народного варианта “беликовщины”, и равнодушную реплику собеседника Ивана Ивановича Буркина: “Ну, уж это вы из другой оперы… Давайте спать”. И минут через десять Буркин уже спал”.
Но если все-таки в душах людей зреет желание изменить мир, стремление к добру, если люди осознают бесцветность и мерзость такой жизни, то мир рано или поздно избавится от “футлярности”. В этом смысле символичен финал рассказа, когда Иван Иванович восхищается звездным небом, его глубиной и бездонностью, ведь таким просторам нужны великаны, люди е русской широтой и размахом, а не Беликовы, Ковявкины и Подзатыльниковы.
Related posts:
«Что такое «беликовщина» на примере рассказа «Человек в футляре»»
В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом стало механическое, бездушное исполнение предписанных правил и норм. Повседневная пошлость, серость и грязь калечат человеческие души, лишают человека божественной искры, непосредственности и готовности воспринимать жизнь в самых разнообразных формах.
Против этого омертвления и борется Чехов, выводя квинтэссенцию казенной бездумности в гениальном по предельной сжатости и глубине образе человека «в футляре». Рассказ об учителе греческого языка Беликове читатель слышит не из уст автора, а одного из персонажей, и это не случайно, так как подобный композиционный прием позволяет читателю глубже прочувствовать и понять основную идею рассказа. «Футлярный» облик Беликова (очки в футляре, зонт в футляре и т.д.) превращается в «футлярный» образ мысли, чувства и в конечном итоге существования. Далее читатель узнает, что он является не просто казенно-бездушным существом, а давящей силой, угнетающей и уничтожающей любой источник живой жизни. Буркин замечает: «Вот подите же, наши учителя народ весь мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший в калошах и с зонтиком, держал в своих руках всю гимназию целые пятнадцать лет…» И это не случайно. Давление действенно там, где есть готовность ему подчиняться.
Весь самодержавно-бюрократический строй русской жизни таков, что в нем могут процветать только беликовы, только «беликовщина» — единственно возможное состояние русского общества, и потому русская интеллигенция задыхается в сетях «человечка в футляре», который, подобно пауку, опутал все сферы общественной жизни.
Скучный, мелочный, пошлый быт провинциального города превращается в рассказе в бытие, отличающееся бесприютностью человеческих чувств и ненужностью живой жизни. «Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке», — говорит обывателям губернского города герой этого рассказа — преподаватель Коваленко.
С появлением свежего источника жизни в гимназии ломается бездушный механизм, кончается век Беликова, подходит к логическому завершению. Теперь, «когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!» Но с уходом Беликова «беликовщина» не исчезает, она живуча, так что и сама жизнь остается «не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне».
Лейтмотивом рассказа является мысль: «Нет, так больше жить невозможно». «Футлярность» жизни всепроникающа, и чеховское мастерство дает читателю возможность почувствовать ее на разных уровнях произведения.
После гневной и эмоциональной тирады Ивана Ивановича о невозможности такого бездуховного существования мы снова слышим глухие шаги крестьянки Мавры, этого народного варианта «беликовщины», и равнодушную реплику собеседника Ивана Ивановича Буркина: «Ну, уж это вы из другой оперы … Давайте спать». И минут через десять Буркин уже спал». Но если все-таки в душах людей зреет желание изменить мир, стремление к добру, если люди осознают бесцветность и мерзость такой жизни, то мир рано или поздно избавится от «футлярности». В этом смысле символичен финал рассказа, когда Иван Иванович восхищается звездным небом, его глубиной и бездонностью, ведь таким просторам нужны великаны, люди е русской широтой и размахом, а не Беликовы, Ковявкины и Подзатыльниковы.
Контрольная работа по литературе «Жизнь и творчество А.П. Чехова» 11 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В-1 Контрольная работа №1
Укажите даты жизни А.П. Чехова:
3. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов?
5. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»?
6. Как называется рассказ А. П. Чехова, герой которого из молодого, энергичного, подающего надежды врача превращается в жадного обывателя и стяжателя?
7. Как вы думаете, что значит «беликовщина» в социальном плане? Отметьте то, с чем вы не согласны или считаете неправильным:
1) всеобщий страх; 2)всеобщая трусость; 3) порядочность;
4) скромность; 5) тормоз прогресса; 6) житейское болото, которое затягивает;
8. С каким театром сотрудничает Чехов с 1898 года?
9. Каким термином обозначают глубокое противоречие, лежащее в основе драматического действия?
10. Развитие действия в чеховских пьесах называют «подводным течением». Что подразумевает данное понятие?
Выберите только один из двух предложенных вопросов и сформулируйте прямой связный ответ (5-10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста (-ов) произведения (-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.
Критик Ю.И. Айхенвальд писал (1904), что между героями «Вишнёвого сада» «есть какое-то беспроволочное соединение, и во время пауз по сцене проносятся на лёгких крыльях неслышимые слова. Эти люди связаны между собой общим настроением». Прокомментируйте мысль критика о «беспроволочном соединении» героев «Вишнёвого сада». Можете ли вы с нею согласиться? Почему?
А. П. Чехов утверждал: «Истина должна быть красивой». Прокомментируйте эту мысль писателя. Какие «истины» стали доступны вам благодаря произведениям А.П. Чехова?
В-2 Контрольная работа №1
Укажите даты жизни А.П. Чехова:
3. Какое образование получил А.П. Чехов?
5. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»?
6. Как называется рассказ А. П. Чехова, где герой горячо говорит: « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда …и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других ».
7 . Какая тема связывает между собой рассказы цикла «Маленькая трилогия»?
8. С каким театром сотрудничает Чехов с 1898 года?
9. Как называется элемент сюжета, во время которого начинают проявляться конфликт и противоречия между персонажами?
10. Развитие действия в чеховских пьесах называют «подводным течением». Что подразумевает данное понятие?
Выберите только один из двух предложенных вопросов и сформулируйте прямой связный ответ (5-10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста (-ов) произведения (-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.
А. П. Чехов однажды заметил: «Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Показывает ли Чехов то, каков есть человек, в пьесе «Вишнёвый сад» и в известных вам прозаических произведениях?
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТарас Шуклин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Страшное явление – « беликовщина » (« Человек в футляре » А. П. Чехова ) Автор разработки : Пушкарева Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы.» — Транскрипт:
1 Страшное явление – « беликовщина » (« Человек в футляре » А. П. Чехова ) Автор разработки : Пушкарева Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Лицей 36» г. Осинники, Кемеровской обл.
2 Антон Павлович Чехов : жизнь и творчество
3 Родители со стороны отца Прадед Михаил Чехов ( ) всю свою жизнь был крепостным, он имел пятерых сыновей, с которыми был строг и суров
4 Егор Михайлович тридцать лет он тяжело трудился варил сахар из свеклы и, откармливая им скот своего хозяина графа Д. Черткова, получал свою долю прибыли с продажи животных. Ему удалось скопить 875 рублей и в 1841 году он выкупил себя, жену и троих сыновей, дочь Александру граф отпустил из милости.1841 году Дед Чехова
5 Евгения Яковлевна Чехова Евгения Яковлевна Чехова ( ) тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи. Антон Чехов говорил, что « Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери ».
6 Павел Егорович Чехов Отец А.П.Чехова ( ) унаследовал от своего отца деспотичный характер. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.
7 Отчий дом писателя в Таганроге Отчий дом писателя в Таганроге Таганроге
8 Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник». Тексты Антона иллюстрировал Николай А.П. Чехов с братом Николаем Литературная деятельность
9 Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х годов XIX века. От сатирических миниатюр писатель проходит стремительный путь к лирической прозе. В 1886 году выходит сборник «Пестрые рассказы» «Толстый и тонкий» Илл. Б. Калаушина «Унтер Пришибеев» Илл. Б. Калаушина
10 Следуя традициям русской литературы, А.П. Чехов в изображении самых повседневных явлений действительности показывал противоречие между природой человека и социальным устройством общества
11 Мелихово В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово Антон и Михаил Чеховы на крыльце мелиховского флигеля
12 Подмосковная усадьба Мелихово 1892 – 1898 гг. – мелиховский период жизни и творчества. Здесь написаны рассказы « Черный монах », « Ионыч », « Человек в футляре », пьеса « Чайка »
13 Школа, построенная Чеховым в Мелихове г.
14 Огромное значение для Чехова – драматурга имело его знакомство с деятелями Московского Художественного театра Работа для Московского Художественного театра (МХАТ)
15 1898 г. – « Чайка » 1899 г. – « Дядя Ваня » 1901 г. – « Три сестры » гг. – « Вишневый сад » Пьесы для МХАТа
16 25 мая 1901 г-женитьба на актрисе МХАТа О.Л. Книппер
18 Знакомство с Л. Н. Толстым и М. Горьким
19 1904 г.май– по совету врачей вместе с женой выехал на курорт в Баденвейлере (юг Германии). В ночь на 2 июля скончался. 9 июля 1904 г.- похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
23 К ак чувствует себя сам Беликов? Ч ехов пишет, что сам он пребывает в постоянном страхе «как бы чего не вышло». Это оболочка, защищающая человека от внешнего влияния, отъединяющая его, позволяющая прятаться от действительности.
27 Беседа по тексту Гротескные детали постоянно усиливаются : дома он ходил в колпаке, женской прислуги не держал ; спальня точно ящик, кровать с пологом.
30 Бакалейная лавка П. Е. Чехова Автограф Чехова
Что такое «беликовщина» на примере рассказа «Человек в футляре»
В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом стало механическое, бездушное исполнение предписанных правил и норм. Повседневная пошлость, серость и грязь калечат человеческие души, лишают человека божественной искры, непосредственности и готовности воспринимать жизнь в самых разнообразных формах. Против этого омертвления и борется Чехов, выводя квинтэссенцию казенной бездумности в гениальном по предельной сжатости и глубине образе человека «в футляре».
Рассказ об учителе греческого языка Беликове читатель слышит не из уст автора, а одного из персонажей, и это не случайно, так как подобный композиционный прием позволяет читателю глубже прочувствовать и понять основную идею рассказа. «Футлярный» облик Беликова (очки в футляре, зонт в футляре и т.д.
) превращается в «футлярный» образ мысли, чувства и в конечном итоге существования. Далее читатель узнает, что он является не просто казенно-бездушным существом, а давящей силой, угнетающей и уничтожающей любой источник живой жизни. Буркин замечает: «Вот подите же, наши учителя народ весь мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший в калошах и с зонтиком, держал в своих руках всю гимназию целые пятнадцать лет. » И это не случайно. Давление действенно там, где есть готовность ему подчиняться. Весь самодержавно-бюрократический строй русской жизни таков, что в нем могут процветать только беликовы, только «беликовщина» — единственно возможное состояние русского общества, и потому русская интеллигенция задыхается в сетях «человечка в футляре», который, подобно пауку, опутал все сферы общественной жизни.
Скучный, мелочный, пошлый быт провинциального города превращается в рассказе в бытие, отличающееся бесприютностью человеческих чувств и ненужностью живой жизни. «Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке», — говорит обывателям губернского города герой этого рассказа — преподаватель Коваленко. С появлением свежего источника жизни в гимназии ломается бездушный механизм, кончается век Беликова, подходит к логическому завершению. Теперь, «когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!» Но с уходом Беликова «беликовщина» не исчезает, она живуча, так что и сама жизнь остается «не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне».
Давайте спать». И минут через десять Буркин уже спал». Но если все-таки в душах людей зреет желание изменить мир, стремление к добру, если люди осознают бесцветность и мерзость такой жизни, то мир рано или поздно избавится от «футлярности». В этом смысле символичен финал рассказа, когда Иван Иванович восхищается звездным небом, его глубиной и бездонностью, ведь таким просторам нужны великаны, люди е русской широтой и размахом, а не Беликовы, Ковявкины и Подзатыльниковы.