Как вы думаете что значит беликовщина в социальном плане
Что такое “беликовщина” на примере рассказа “Человек в футляре”
В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом стало механическое, бездушное исполнение предписанных правил и норм. Повседневная пошлость, серость и грязь калечат человеческие души, лишают человека божественной искры, непосредственности и готовности воспринимать жизнь в самых разнообразных формах.
Против этого омертвления и борется Чехов, выводя квинтэссенцию казенной бездумности в гениальном по предельной сжатости и глубине образе человека “в футляре”.
Давление действенно там, где есть готовность ему подчиняться.
Весь самодержавно-бюрократический строй русской жизни таков, что в нем могут процветать только беликовы, только “беликовщина” – единственно возможное состояние русского общества, и потому русская интеллигенция задыхается в сетях “человечка в футляре”, который, подобно пауку, опутал все сферы общественной жизни.
Скучный, мелочный, пошлый быт провинциального города превращается в рассказе в бытие, отличающееся бесприютностью человеческих чувств и ненужностью живой жизни. “Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке”, – говорит обывателям губернского города герой этого рассказа – преподаватель Коваленко.
С появлением свежего источника жизни в гимназии ломается бездушный механизм, кончается век Беликова, подходит к логическому завершению. Теперь, “когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!” Но с уходом Беликова “беликовщина” не исчезает, она живуча, так что и сама жизнь остается “не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне”.
Лейтмотивом рассказа является мысль: “Нет, так больше жить невозможно”. “Футлярность” жизни всепроникающа, и чеховское мастерство дает читателю возможность почувствовать ее на разных уровнях произведения.
После гневной и эмоциональной тирады Ивана Ивановича о невозможности такого бездуховного существования мы снова слышим глухие шаги крестьянки Мавры, этого народного варианта “беликовщины”, и равнодушную реплику собеседника Ивана Ивановича Буркина: “Ну, уж это вы из другой оперы… Давайте спать”. И минут через десять Буркин уже спал”.
Но если все-таки в душах людей зреет желание изменить мир, стремление к добру, если люди осознают бесцветность и мерзость такой жизни, то мир рано или поздно избавится от “футлярности”. В этом смысле символичен финал рассказа, когда Иван Иванович восхищается звездным небом, его глубиной и бездонностью, ведь таким просторам нужны великаны, люди е русской широтой и размахом, а не Беликовы, Ковявкины и Подзатыльниковы.
Related posts:
«Что такое «беликовщина» на примере рассказа «Человек в футляре»»
В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом стало механическое, бездушное исполнение предписанных правил и норм. Повседневная пошлость, серость и грязь калечат человеческие души, лишают человека божественной искры, непосредственности и готовности воспринимать жизнь в самых разнообразных формах.
Против этого омертвления и борется Чехов, выводя квинтэссенцию казенной бездумности в гениальном по предельной сжатости и глубине образе человека «в футляре». Рассказ об учителе греческого языка Беликове читатель слышит не из уст автора, а одного из персонажей, и это не случайно, так как подобный композиционный прием позволяет читателю глубже прочувствовать и понять основную идею рассказа. «Футлярный» облик Беликова (очки в футляре, зонт в футляре и т.д.) превращается в «футлярный» образ мысли, чувства и в конечном итоге существования. Далее читатель узнает, что он является не просто казенно-бездушным существом, а давящей силой, угнетающей и уничтожающей любой источник живой жизни. Буркин замечает: «Вот подите же, наши учителя народ весь мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший в калошах и с зонтиком, держал в своих руках всю гимназию целые пятнадцать лет…» И это не случайно. Давление действенно там, где есть готовность ему подчиняться.
Весь самодержавно-бюрократический строй русской жизни таков, что в нем могут процветать только беликовы, только «беликовщина» — единственно возможное состояние русского общества, и потому русская интеллигенция задыхается в сетях «человечка в футляре», который, подобно пауку, опутал все сферы общественной жизни.
Скучный, мелочный, пошлый быт провинциального города превращается в рассказе в бытие, отличающееся бесприютностью человеческих чувств и ненужностью живой жизни. «Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке», — говорит обывателям губернского города герой этого рассказа — преподаватель Коваленко.
С появлением свежего источника жизни в гимназии ломается бездушный механизм, кончается век Беликова, подходит к логическому завершению. Теперь, «когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!» Но с уходом Беликова «беликовщина» не исчезает, она живуча, так что и сама жизнь остается «не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне».
Лейтмотивом рассказа является мысль: «Нет, так больше жить невозможно». «Футлярность» жизни всепроникающа, и чеховское мастерство дает читателю возможность почувствовать ее на разных уровнях произведения.
После гневной и эмоциональной тирады Ивана Ивановича о невозможности такого бездуховного существования мы снова слышим глухие шаги крестьянки Мавры, этого народного варианта «беликовщины», и равнодушную реплику собеседника Ивана Ивановича Буркина: «Ну, уж это вы из другой оперы … Давайте спать». И минут через десять Буркин уже спал». Но если все-таки в душах людей зреет желание изменить мир, стремление к добру, если люди осознают бесцветность и мерзость такой жизни, то мир рано или поздно избавится от «футлярности». В этом смысле символичен финал рассказа, когда Иван Иванович восхищается звездным небом, его глубиной и бездонностью, ведь таким просторам нужны великаны, люди е русской широтой и размахом, а не Беликовы, Ковявкины и Подзатыльниковы.
Контрольная работа по литературе «Жизнь и творчество А.П. Чехова» 11 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В-1 Контрольная работа №1
Укажите даты жизни А.П. Чехова:
3. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов?
5. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»?
6. Как называется рассказ А. П. Чехова, герой которого из молодого, энергичного, подающего надежды врача превращается в жадного обывателя и стяжателя?
7. Как вы думаете, что значит «беликовщина» в социальном плане? Отметьте то, с чем вы не согласны или считаете неправильным:
1) всеобщий страх; 2)всеобщая трусость; 3) порядочность;
4) скромность; 5) тормоз прогресса; 6) житейское болото, которое затягивает;
8. С каким театром сотрудничает Чехов с 1898 года?
9. Каким термином обозначают глубокое противоречие, лежащее в основе драматического действия?
10. Развитие действия в чеховских пьесах называют «подводным течением». Что подразумевает данное понятие?
Выберите только один из двух предложенных вопросов и сформулируйте прямой связный ответ (5-10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста (-ов) произведения (-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.
Критик Ю.И. Айхенвальд писал (1904), что между героями «Вишнёвого сада» «есть какое-то беспроволочное соединение, и во время пауз по сцене проносятся на лёгких крыльях неслышимые слова. Эти люди связаны между собой общим настроением». Прокомментируйте мысль критика о «беспроволочном соединении» героев «Вишнёвого сада». Можете ли вы с нею согласиться? Почему?
А. П. Чехов утверждал: «Истина должна быть красивой». Прокомментируйте эту мысль писателя. Какие «истины» стали доступны вам благодаря произведениям А.П. Чехова?
В-2 Контрольная работа №1
Укажите даты жизни А.П. Чехова:
3. Какое образование получил А.П. Чехов?
5. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»?
6. Как называется рассказ А. П. Чехова, где герой горячо говорит: « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда …и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других ».
7 . Какая тема связывает между собой рассказы цикла «Маленькая трилогия»?
8. С каким театром сотрудничает Чехов с 1898 года?
9. Как называется элемент сюжета, во время которого начинают проявляться конфликт и противоречия между персонажами?
10. Развитие действия в чеховских пьесах называют «подводным течением». Что подразумевает данное понятие?
Выберите только один из двух предложенных вопросов и сформулируйте прямой связный ответ (5-10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста (-ов) произведения (-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.
А. П. Чехов однажды заметил: «Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Показывает ли Чехов то, каков есть человек, в пьесе «Вишнёвый сад» и в известных вам прозаических произведениях?
Литература. 10 класс
Герои «Маленькой трилогии» А. П. Чехова
В каком рассказе А. П. Чехов пишет о том, что за дверью каждого довольного, счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминать стуком, что есть несчастье?
Рассказ «Человек в футляре»
Как вы думаете, что значит «беликовщина» в социальном плане? Выделите цветом неправильные варианты ответа.
житейское болото, которое затягивает
Рассказ «Крыжовник» А. П. Чехова
Вставьте пропущенные пункты в план героя Николая Ивановича из рассказа «Крыжовник».
Герои «Маленькой трилогии» А. П. Чехова
Заполните кроссворд на тему: «Главные герои рассказов».
Главные герои «Маленькой трилогии» А. П. Чехова
Распределите детали внешности каждого персонажа по колонкам.
Беликов
Николай Иванович
Алёхин
Герои «Маленькой трилогии» А. П. Чехова
Одним из средств характеристики образа является высказывание о нём другого персонажа или описание, данное автором. Найдите соответствие между героем и высказыванием.
Герой рассказа «Крыжовник»
Соберите из тайлов изображение, которому соответствует цитата из рассказа: «. Он выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком».
Герои «Маленькой трилогии» А. П. Чехова
Найдите 5 слов, связанных с темой «Герои рассказов А. П. Чехова».
1. «…Был даже знаком с ней (дамой) и находил её красивой»
2. «…Была влюблена в повара»
3. «Добряк, один из тех простодушных людей, которые крепко держатся мнения, что раз человек попал под суд, то, значит, он виноват»
4. «Это был человек среднего роста, с пухлым лицом и маленькими глазками, бритый, и казалось, что усы у него были не бриты, а выщипаны»
5. «…Образованный человек, знающий языки, вместо того, чтобы заниматься наукой или литературным трудом, живёт в деревне»
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТарас Шуклин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Страшное явление – « беликовщина » (« Человек в футляре » А. П. Чехова ) Автор разработки : Пушкарева Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы.» — Транскрипт:
1 Страшное явление – « беликовщина » (« Человек в футляре » А. П. Чехова ) Автор разработки : Пушкарева Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Лицей 36» г. Осинники, Кемеровской обл.
2 Антон Павлович Чехов : жизнь и творчество
3 Родители со стороны отца Прадед Михаил Чехов ( ) всю свою жизнь был крепостным, он имел пятерых сыновей, с которыми был строг и суров
4 Егор Михайлович тридцать лет он тяжело трудился варил сахар из свеклы и, откармливая им скот своего хозяина графа Д. Черткова, получал свою долю прибыли с продажи животных. Ему удалось скопить 875 рублей и в 1841 году он выкупил себя, жену и троих сыновей, дочь Александру граф отпустил из милости.1841 году Дед Чехова
5 Евгения Яковлевна Чехова Евгения Яковлевна Чехова ( ) тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи. Антон Чехов говорил, что « Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери ».
6 Павел Егорович Чехов Отец А.П.Чехова ( ) унаследовал от своего отца деспотичный характер. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.
7 Отчий дом писателя в Таганроге Отчий дом писателя в Таганроге Таганроге
8 Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник». Тексты Антона иллюстрировал Николай А.П. Чехов с братом Николаем Литературная деятельность
9 Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х годов XIX века. От сатирических миниатюр писатель проходит стремительный путь к лирической прозе. В 1886 году выходит сборник «Пестрые рассказы» «Толстый и тонкий» Илл. Б. Калаушина «Унтер Пришибеев» Илл. Б. Калаушина
10 Следуя традициям русской литературы, А.П. Чехов в изображении самых повседневных явлений действительности показывал противоречие между природой человека и социальным устройством общества
11 Мелихово В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово Антон и Михаил Чеховы на крыльце мелиховского флигеля
12 Подмосковная усадьба Мелихово 1892 – 1898 гг. – мелиховский период жизни и творчества. Здесь написаны рассказы « Черный монах », « Ионыч », « Человек в футляре », пьеса « Чайка »
13 Школа, построенная Чеховым в Мелихове г.
14 Огромное значение для Чехова – драматурга имело его знакомство с деятелями Московского Художественного театра Работа для Московского Художественного театра (МХАТ)
15 1898 г. – « Чайка » 1899 г. – « Дядя Ваня » 1901 г. – « Три сестры » гг. – « Вишневый сад » Пьесы для МХАТа
16 25 мая 1901 г-женитьба на актрисе МХАТа О.Л. Книппер
18 Знакомство с Л. Н. Толстым и М. Горьким
19 1904 г.май– по совету врачей вместе с женой выехал на курорт в Баденвейлере (юг Германии). В ночь на 2 июля скончался. 9 июля 1904 г.- похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
23 К ак чувствует себя сам Беликов? Ч ехов пишет, что сам он пребывает в постоянном страхе «как бы чего не вышло». Это оболочка, защищающая человека от внешнего влияния, отъединяющая его, позволяющая прятаться от действительности.
27 Беседа по тексту Гротескные детали постоянно усиливаются : дома он ходил в колпаке, женской прислуги не держал ; спальня точно ящик, кровать с пологом.
30 Бакалейная лавка П. Е. Чехова Автограф Чехова