Как вы думаете с чем связана описанная ю к бабанским ситуация
Практические задания. 1. Как Вы думаете, с чем связана описанная Ю.К
1. Как Вы думаете, с чем связана описанная Ю.К. Бабанским ситуация?
«Анализ состояния педагогических исследований показывает, что далеко не все они посвящены актуальным проблемам. В ряде случаев в них доказывается доказанное. Ряд исследований посвящен узким вопросам, не опирается на целостный, комплексный подход и поэтому ведет к односторонним, гиперболизированным, шаблонным рекомендациям, которые невозможно применить в реальной практике. Исследования в ряде случаев подтверждают самоочевидные гипотезы».
(Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований // Избр. пед. тр. – М., 1989. – С. 437.)
2. Проанализируйте и сравните три следующих фрагмента:
2) «Автор научной работы может воспользоваться результатами научного исследования другого лица. Все зависит от того, каков статус научной работы. Поэтому результат научной работы может быть, а может и не быть результатом самого автора. Например, к курсовой или дипломной работе не предъявляется обязательное требование научной новизны результата. Это значит, что результат может быть взят у других авторов, но более или менее самостоятельно раскрыт и обоснован студентом в его курсовой (или дипломной) работе» (Петров, Ю.А. Культура мышления: Методолог. проблемы науч.-пед. работы. — М., 1998. — С. 77).
3) «Плагиат (от лат. рlagiatus – похищенный) – присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения или изобретения за собственное» (Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1989. – С. 390).
Темы для индивидуальных сообщений:
1. Методологические требования к научному исследованию по педагогике.
2. Философско-психологические и системотехнические основания методологии.
3. Особенности гуманитарного познания в научных исследованиях.
Практическое занятие № 3. Тема: Философия как методологическая основа развития педагогической науки. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопросы для обсуждения:
1. Научная проблема как субъективная форма выражения объективной необходимости развития познания.
2. Создание научной теории (концепции, модели) как объект фундаментального исследования.
3. Факт как основания научного знания. Научная абстракция.
4. Изменения в личности ребенка в процессе обучения и воспитания как объект прикладных исследований.
5. Когнитивные, аксиологические, акмеологические, рефлексивные аспекты содержания педагогических исследований.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. Тема: Логика как методологическая
основа развития педагогического мышления. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Вопросы для обсуждения
1.Понятие методологии научного исследования.
2.Методологическая выдержанность исследования (эффективность использования методологических принципов в целях получения теоретического или практического знания изучаемого предмета в соответствии с поставленными задачами).
3.Интерпретация оснований исследования (избранной проблемы, объекта и предмета исследования, информационного массива, методов исследования, целей и задач), а также выводов и положений по исследованию.
Теория оптимизации обучения Ю.К. Бабанского
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:47, реферат
Краткое описание
Цель: раскрыть основы теории оптимизации обучения Ю.К.Бабанского. Следовательно, задачами являются:
• Обоснование терминов «оптимальный», «оптимизация»;
• Характеристика критериев и выбора оптимальной структуры обучения;
• Система способов деятельности по оптимизации учебного процесса.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ…………………………………….4
1.1 Методологические и теоретические основы
1.2 Психологические основы оптимизации
II КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ……………………………. 6
2.1 Оптимальность результатов обучения
2.2 Сущность и критерии оптимизации
III СИСТЕМА СПОСОБОВ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………12
Прикрепленные файлы: 1 файл
РЕФЕРАТ.docx
Очень важно осознать новизну системы способов обучения, так как сами по себе отдельные способы деятельности учителя, ведущие к оптимизации обучения, в той или иной мере уже знакомы, особенно опытным педагогам. Но здесь происходит как бы качественный скачок. Когда учитель овладевает всей совокупностью способов оптимального построения учебного процесса, он достигает значительно больших результатов при том же расходе времени, предусмотренном Уставом школы.
Обратим внимание на то, что в одних случаях можно говорить о способах оптимизации, в других — об умениях оптимизировать учебный процесс. Умение в данном случае понимается как овладение учителем определенным способом оптимизации. Можно также выделить и определенные этапы оптимизации, так как сами способы ее расположены не случайно, а поэтапно.
В теории научной организации педагогического труда выделяют четыре основных уровня деятельности учителя: недостаточный, критический, доступный и оптимальный (И. П. Раченко).
Чем же характерен более высокий, т. е. оптимальный, уровень обучения, что нового вносит он в элементы обучающей деятельности, каковы основные способы его оптимизации?
Остановимся вначале на подготовительном этапе к обучению, который начинается с планирования его задач. Оптимальное планирование требует комплексного подхода к проектированию задач обучения и не допускает их односторонности. На одном и том же уроке учитель должен решать в единстве задачи образования, воспитания и развития. Такой подход повышает эффективность обучения, не требуя дополнительного времени на решение всего комплекса учебно-воспитательных задач.
Оптимальное планирование предполагает обязательную конкретизацию задач с учетом особенностей системы, в которой протекает учебный процесс. Конкретизация задач обучения невозможна без специального изучения особенностей класса, группы, и т.д, в которых проходит процесс обучения.
При этом осуществляются следующие действия: примерная оценка реальных учебных возможностей учащихся, оценка имеющихся условий, прогнозирование максимально возможных результатов, которых можно достичь в имеющихся условиях, планирование оптимально необходимых затрат времени на классную и домашнюю работу.
Осуществляемая на основе такого изучения школьников конкретизация задач обучения выступает в роли способа оптимизации обучения, так как позволяет выявить типично сильные и слабые стороны реальных учебных возможностей учеников и наметить меры по их эффективному развитию. Благодаря этому наступает своеобразное явление «педагогического резонанса» — совпадение влияний учителей с возможностями и активностью самих учеников и достижение в связи с этим быстрой и высокой эффективности обучения.
Оба рассмотренных способа оптимизации обучения — комплексное планирование и конкретизация задач учебного процесса — одновременно являются наиболее слабыми звеньями в работе еще многих учителей, и поэтому их подтягивание будет способствовать оптимальному построению обучения в современных условиях.
После проектирования задач обучения учитель приступает к отбору его содержания. Выбор оптимального варианта содержания обучения с помощью выделения главного, построения рациональной структуры учебного материала, выступает в роли важной группы способов оптимизации обучения, позволяющей успешно решать задачи образования, воспитания и развития без перегрузки учеников.
В целях оптимизации содержания обучения учителю на каждом уроке надо стремиться меньшим числом упражнений достичь максимально возможного эффекта.
Выделение главного, рациональное структурирование учебного материала в целом повышают уровень доступности материала, ведут к оптимальной трудности его для учеников при одновременном соблюдении принципов научности, систематичности и последовательности.
После отбора содержания учитель осуществляет выбор методов и средств обучения. Поэтому следующим способом оптимизации обучения является выбор таких методов и средств обучения, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи за отведенное время. Осуществляется такой выбор путем ознакомления с возможными вариантами методических рекомендаций по этой теме. Педагог учитывает при этом специфику задач, содержания материала, возможности учеников и свои собственные сильные методические стороны.
Необходимо особо подчеркнуть важность оптимального выбора методов стимулирования и мотивации учения школьников.
Одновременно с выбором методов обучения учитель определяет, какие средства преподавания (технические, наглядные, лабораторные и др.) рациональнее и экономнее по времени применять на данном этапе урока
Следующим способом оптимизации обучения является выбор таких организационных форм, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи за отведенное время. Этот способ оптимизации предполагает необходимость осуществления не только общеклассного, но и дифференцированного и индивидуального подхода к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим ученикам.
При дифференциации обучения основное внимание надо уделять не столько уменьшению сложности заданий для слабоуспевающих школьников, сколько дифференциации помощи им при выполнении одинаковых для всего класса учебных заданий. Это позволит предупредить появление пробелов в знаниях, умениях и навыках. При выборе наиболее рациональных сочетаний урочных, внеурочных, а также общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения учитель знакомится с возможными вариантами методических рекомендаций, проводит сравнительную оценку их эффективности и затрат времени и выбирает наиболее подходящий для данной ситуации.
Все описанные выше способы оптимизации обучения относятся к подготовительному этапу деятельности учителя. На следующем этапе ее реализуются намеченные задачи с помощью избранного варианта содержания, методов, средств и форм организации обучения.
На этапе осуществления учебного процесса применяются два основных способа оптимизации: рациональное сочетание управления и самоуправления учебной деятельностью школьников (оптимизация учения) и оперативное регулирование и корригирование хода учебного процесса. Необходимость оперативного регулирования и корригирования учебного процесса вытекает из неожиданно возникающих у учеников на уроке затруднений, которые требуют быстрых изменений в методах обучения.
Завершающим способом оптимизации является анализ результатов обучения и затрат времени с точки зрения критериев оптимальности, т. е. установление соответствия достигнутых результатов поставленным максимально возможным задачам и отсутствия перерасхода времени учеников и учителей.
Такова относительно целостная система способов деятельности педагогов и воспитуемых по оптимизации учебного процесса. Только при целостном применении всей системы способов можно рассчитывать на действительное осуществление оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Ю.К.Бабанский характеризовал методологическую основу оптимизации как единство методологии деятельности, диалектического системно-деятельностного подхода, теории управления и научной организации труда, общей теории систем, общих закономерностей педагогического процесса. Таким образом, новаторство в разработке философско-методологического основания концепции оптимизации проявилось в последовательном применении важнейших принципов диалектического подхода: объективности рассмотрения действительности, историзма, конкретно-исторического подхода, системности; конкретности истины (диалектическое соотношение абсолютной и относительной истины), меры, необходимости учитывать конкретные условия, терпимость в отношении других педагогических идей, сохранения ценного из педагогического наследия.
Необходимой философской категорией теории оптимизации явилась «мера», выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта и связана с определенным количественных характеристик, ведущей к модификации объекта с сохранением существенных характеристик объекта. В школе Ю.К.Бабанского в связи с таким понимание меры введено понятие «зона оптимума», предполагающей наличие не отдельного оптимального варианта решения поставленных задач, а сочетание набора возможностей при доминировании одного из них. В этом смысле исследователь был близок к проблемам нелинейного мышления, развиваемого современной философией самоорганизующихся систем.
Разработанная Ю.К.Бабанским концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса опиралась на теорию принятия управленческих решений, в рамках которой изучались методы выбора наилучшего варианта решения из множества альтернативных. Идеи теории принятия управленческих решений позволили Ю. К. Бабанскому систематизировать накопленные знания о структуре учебно-воспитательного процесса и научно обосновать теорию оптимизации обучения. В своей концепции исследователь использовал системный подход к определению понятия управления, на основе которого он рассмотрел учебно-воспитательный процесс как систему, выделив основные его элементы (общество, преподаватель, обучающийся, цели обучения) и связи между ними. Исследователь подчеркивал, что «только в том случае, когда при принятии решения учитываются все закономерные связи между компонентами системы, можно ожидать, что мы изберем оптимальный вариант обучения».
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие 1 (2 ч)
Тема: Исследование в педагогике:
сущность, методологический аппарат
1) сформировать понятие о научном исследовании, методологических характеристиках педагогического исследования, их взаимосвязи;
2) сформировать умение четко выстраивать методологический аппарат педагогического исследования; выявить типичные ошибки начинающих исследователей при формулировании проблемы, объекта, предмета, цели и задач, гипотезы исследования.
1. Научное исследование: понятие, типология, структура.
2. Методология педагогического исследования.
3. Основные элементы методологического аппарата педагогического исследования.
4. Анализ образцов методологического аппарата конкретных педагогических исследований (подбираются преподавателем с учетом специфики факультета).
Литература
Задания для обсуждения в группе
III. Сравните два следующих высказывания:
1) «Следует отметить, что встречающиеся в ряде бюрократических документов требования обязательно описать актуальность, научную новизну, практическую значимость исследования, выделить его «цели», «задачи» и др., к организации и планированию реальной научной работы никакого отношения не имеют».
2) «Развитая методологическая рефлексия предполагает умение ученого осмысливать и оценивать собственную исследовательскую деятельность или научную работу других в соответствии с такими характеристиками исследования, которые могут служить и критериями его качества: «объект и предмет исследования», «цель», «актуальность», «новизна»».
Задания для обсуждения в микрогруппах
II. Проанализируйте и сравните три следующих фрагмента:
2) «Автор научной работы может воспользоваться результатами научного исследования другого лица. Все зависит от того, каков статус научной работы. Поэтому результат научной работы может быть, а может и не быть результатом самого автора. Например, к курсовой или дипломной работе не предъявляется обязательное требование научной новизны результата. Это значит, что результат может быть взят у других авторов, но более или менее самостоятельно раскрыт и обоснован студентом в его курсовой (или дипломной) работе».
Практикум
2.1.5. Междисциплинарные проблемы индивидуализации образования.
2.1.7. Учащийся как субъект педагогического процесса.
2.2.7. Образование, культура, искусство: проблемы взаимодействия в нравственном становлении учащихся.
2.3.3. Доступность обучения как фактор отбора содержания образования. Проблемы взаимоотношений научности и доступности в обучении.
2.3.6. Общение как проблема организации обучения.
2.3.7. Мотивация и стимулирование в обучении.
3.1.13. Технологические аспекты гуманизации и гуманитаризации образовательных систем.
3.1.14. Эмоциональная сфера межличностных отношений в образовании.
Проанализируйте эти темы. Попробуйте разбить их на более мелкие темы (подтемы), которые можно использовать в качестве тем курсовых (дипломных) работ.
Дайте логическое обоснование предлагаемой вами детализации.
III. Проанализируйте план ( А ) и методологические характеристики ( Б ) исследования на тему «Психолого-педагогические возможности осуществления индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения биологии» (дипломная работа, выполненная на естественно-научном факультете). Определите, как взаимосвязаны элементы методологического аппарата и структура исследования. Считаете ли вы необходимым что-либо изменить в плане и методологическом обосновании исследования? Аргументируйте свою позицию.
Глава 1. Теоретические основы применения индивидуального подхода в современной педагогике.
1.1. Историко-педагогические аспекты проблемы индивидуального подхода.
1.2. Индивидуальный подход как основа педагогической деятельности учителя.
1.3. Особенности осуществления индивидуального подхода к слабоуспевающим школьникам.
Глава 2. Психологические основы индивидуализации обучения в работе с подростками.
2.1. Мотивация учения в среднем школьном возрасте.
2.2. Особенности познавательных процессов и их учет при организации учебной деятельности.
Глава 3. Психолого-педагогический эксперимент.
3.1. Диагностический этап экспериментальной работы.
3.2. Формирующий этап эксперимента.
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.
Б. Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью учитывать многие индивидуальные особенности личности в учебном процессе и ограниченной возможностью реализации этой необходимости в массовой школе из-за недостаточной разработки педагогического и методического инструментария.
Цель дипломной работы: теоретически обосновать и в опытноэкспериментальной работе проверить эффективность предлагаемой нами модели индивидуального подхода к учащимся на уроках биологии.
Гипотеза: индивидуальный подход может способствовать развитию познавательного интереса учащихся к биологии, улучшению качества знаний, т. е. повышению эффективности обучения детей в том случае, если:
1. Учитываются наиболее важные с точки зрения учения индивидуальные особенности.
2. Учитываются возрастные закономерности и особенности психического развития подростков.
3. Индивидуальный подход осуществляется систематически на каждом уроке.
4. На уроках биологии применяется предлагаемая нами модель индивидуального подхода.
1. Провести психолого-педагогический и методический анализ литературы по проблеме индивидуального подхода.
2. Обосновать применение индивидуального подхода к учащимся как основы педагогической деятельности.
3. Выявить психологические основания для осуществления индивидуализации обучения.
4. Разработать методику осуществления индивидуального подхода к учащимся на уроках биологии.
5. Проверить эффективность предложенной методики в отношении повышения качества знаний, формирования познавательного интереса к предмету.
6. Обосновать использование определенных методов и приемов индивидуального подхода к подросткам в ходе разработки отдельных тем курса «Биология 6-7».
V. Вам предлагаются данные, полученные в ходе опроса 652 учащихся школ Центрального района г. Тулы и 102 родителей: «Как использует свободное время школьник?»
Проанализируйте эти данные. Позволяют ли они сформулировать проблему(ы) исследования? Какие проблемы вы выделили бы как наиболее актуальные? Сформулируйте их.
Темы для индивидуальных сообщений
Семинарское занятие 2 (2 ч)
Тема: Методы научно-педагогического исследования
1) актуализировать информацию о диагностических методах, процедурах, полученную студентами в курсе «Педагогические технологии»;
2) определить возможности различных методов научно-педагогического исследования: теоретических (анализ понятий, индукция, моделирование), эмпирических (психологических и социологических), статистических; эксперимента.
3) отработать навыки отбора методов исследования (в соответствии с целью, задачами, гипотезой исследования) и их использования.
1. Теоретические методы в педагогическом исследовании. Моделирование и терминологический анализ.
2. Эмпирические методы в педагогическом исследовании.
3. Математические и статистические методы в педагогическом исследовании.
4. Общее понятие об эксперименте как комплексном методе педагогического исследования.
Литература
Задания для обсуждения в группе
Нередко в понятие доказательства вкладывается более широкий смысл. Тогда под доказательством понимается любая процедура обоснования истинности тезиса, включающая как дедукцию, так и индуктивное рассуждение, ссылки на связь доказываемого положения с фактами, наблюдениями и т. д. Расширительное истолкование доказательства является обычным в гуманитарных науках, но встречается и в экспериментальных, опирающихся на наблюдения, рассуждениях.
Широкое употребление понятия «доказательство» само по себе не ведет к недоразумениям. Но только при одном условии. Нужно постоянно иметь в виду, что индуктивное обобщение, переход от частных фактов к общим заключениям, дает не достоверное, а лишь вероятностное знание».
III. Познакомьтесь с приемами, при помощи которых ведется анализ и критика источников, проработанных на этапе изучающего чтения:
1) выделение критериев, определение характера связей анализируемого исследования с собственной темой (описывает ли источник сходный фактический материал или дает общую теоретическую базу, предлагает пригодный метод исследования или может быть взят за образец самого способа построения исследования);
2) выделение общих содержательных параметров (оснований) анализа литературных источников по теме исследования. Такими параметрами обычно служат те ключевые понятия, на базе которых формулируется тема;
3) составление сводных таблиц, содержательных параметров по различным авторам, на основе которых (таблиц) проводится сравнительно-сопоставительное изучение представленности и интерпретации этих параметров;
4) сопоставительный анализ и классификация определений, даваемых разными авторами одним и тем же или соотносительным понятиям и категориям, значимым для разработки темы. Создание на основе такого анализа описательных классификационных текстов;
5) составление рефератов и обзоров по одному источнику или по нескольким.
Подумайте:
а) какие из перечисленных приемов соответствуют методу терминологического анализа;
б) можно ли сформулировать проблему исследования, не прибегая предварительно к анализу документальных источников информации.
IV. Прочитайте текст:
«Математическая модель, отображая объект исследования в идеальном виде, дает новую, хотя, возможно, и неполную информацию об этом объекте. При построении математической модели используются только те свойства объекта, которые могут быть описаны количественно, и только те связи между свойствами, которые поддаются описанию языком математики. Построение математической модели, т. е. формальная постановка задачи на языке математики, сегодня самое слабое место в теории эксперимента».
Подумайте, какие свойства объекта педагогического исследования не могут быть описаны количественно.
Приведите примеры объектов, связи между свойствами которых поддаются описанию языком математики.
Задания для обсуждения в микрогруппах
I. Важнейшими проявлениями склонности человека к той или иной профессии являются:
1) длительное и устойчивое стремление человека к определенной деятельности;
2) успешность ее выполнения;
3) проявление устойчивого интереса к той или иной области знания, стремление к постоянному накоплению знаний.
Подумайте, какие методы исследования помогут дать информацию по каждому из указанных проявлений. Аргументируйте свой выбор.
II. Прочитайте перечень требований к личности эксперта, которые используются при отборе экспертов. Какие основания использованы для этого перечня? Можно ли продолжить список? Можно ли его сократить?
Практикум
I. Вам предлагаются следующие темы педагогического исследования:
а) «Педагогические условия организации обучения и воспитания «трудных» подростков»;
б) «Организация индивидуальной работы на уроках физики (математики, черчения, литературы или др.) с одаренными детьми»;
в) «Формирование навыков самопознания у старшеклассников».
Проанализируйте эти темы, сформулируйте основные методологические характеристики исследования и обоснуйте набор адекватных им методов исследования.
II. «Опросные методы используются в ряде случаев:
1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют;
2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения;
3) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.;
4) в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами».
Конкретизируйте первые три ситуации выбора опросных методов в педагогическом исследовании. Приведите примеры.
III. Ниже приведены три формулировки вопросов анкеты. Во всех трех допущена одна и та же ошибка. Какая?
1) Удовлетворены ли вы своими успехами по математике?
2) Как вы думаете, улучшились ли за последний год отношения между учениками вашего класса?
в) не улучшились, остались такими же.
3) Осознаете ли вы свои учебные цели?
Как можно переформулировать эти вопросы, чтобы избежать ошибки?
IV. С. И. Брызгалова в книге «Научно-педагогическое исследование» утверждает:
«В современном педагогическом исследовании чаще всего используются три разновидности тестов:
Учитывая указанные цели использования тестов разного типа, сформулируйте соответствующие темы педагогического исследования.
V. В книге А. Н. Комозина и А. И. Кравченко «Популярная социология» приведены различные модели вопросов, «которые не надо задавать». Проанализируйте две из этих моделей и подумайте, почему это «плохие» вопросы.
1. Зависит ли результат вашей учебы от взаимоотношений с учителями?
а) да, хорошие отношения помогают мне в учебе;
б) хорошие отношения помогают мне в учебе, но не очень сильно;
в) отношения на учебе не сказываются.
2. Как вы оцениваете роль труда в жизни человека?
в) в труде человек становится мастером своего дела, творцом, личностью;
г) затрудняюсь ответить.
VI. В эссе Х.-Л. Борхеса «Аналитический язык Джона Уилкинса» упоминается некая китайская древняя энциклопедия под названием «Небесная империя благодетельных знаний». В ней написано, что все животные делятся на:
Темы для индивидуальных сообщений
Семинарское занятие 3 (2 ч)
Тема: Организация опытно-экспериментальной работы
в педагогическом исследовании
1) проанализировать этапы опытной работы по педагогике;
2) выявить специфику констатирующего и формирующего этапов эксперимента; видов эксперимента;
3) сформировать умение планировать опытно-экспериментальную работу по педагогике.
1. Этапы и виды педагогического эксперимента.
2. Программа опытно-экспериментальной работы по педагогике.
Литература
Задания для обсуждения в группе
I. Проанализируйте следующие фрагменты. Согласны ли вы с автором? Почему?
1) «Выводы, которые позволяют сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки».
1. Проведение измерений и использование результатов измерений процессов и явлений без учета особенностей их развития.
2. Отсутствие учета вероятностного характера измерений и результатов в социальных системах вообще и в педагогических системах в частности и многофакторность при описании образовательных систем.
3. Невнимание к проблемам детерминации того или иного явления или факта, к отделению влияния фактора педагогического от влияния иных социальных факторов, обусловливающих то или иное явление.
4. Невнимание к проблемам качества проведения измерений и качества существующих измерительных инструментов. Сами понятия надежности и валидности не адаптированы применительно к измерениям в педагогике, а попытки перенесения способов определения показателей качества из психологии вялы и, как правило, низкопрофессиональны.
5. Проблемы стандартизации в области измерений в педагогике.
6. Несоответствие затрат на измерение полученному результату.
Вопросы:
1. О каких особенностях развития процессов и явлений идет речь в п. 1?
2. Какие факторы, влияющие на образовательную систему, имеются в виду в п. 2?
3. Чем отличаются и чем сходны понятия «надежность» и «валидность», упоминаемые в п. 4?
4. Как сгруппировать шесть приведенных ошибок (проблем)?
III. Проанализируйте следующий фрагмент. Как вы думаете, можно ли контролировать «эффект Пигмалиона»? Если «да», то как?
IV. В монографии Ю. К. Бабанского «Оптимизация процесса обучения» приводится ранговая классификация, предназначенная для оценки деятельности учителя, связанной с организацией внеклассной работы:
Можно ли использовать приведенную шкалу в педагогическом исследовании? А в практической деятельности учителя?
Задания для обсуждения в микрогруппах
I. Тема вашего исследования: «Формирование ценностных ориентаций старшеклассников». Позволяет ли такая формулировка темы спланировать экспериментальную работу? Какую формулировку вы бы предложили в качестве альтернативной? Обоснуйте свою позицию.
1. Тема: «Формирование творческой активности школьников при изучении повестей Н. В. Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Гипотеза: «Творческая активность учащихся может быть переведена с уровня интерпретации на уровень сотворчества, если:
2. Тема: «Компьютерное обучение как средство активизации познавательного интереса на уроках химии».
Гипотеза: «Использование компьютерных технологий будет наиболее эффективным, если соблюдать следующие условия:
Практикум
Темы преподаватель отбирает на основе:
б) реальных курсовых и дипломных работ, выполненных на факультете.
Примечание. Возможен вариант проведения практикума как представление и защита программ педагогического исследования. В этом случае преподаватель на предыдущем семинаре производит разбивку группы на микрогруппы по два-три человека и распределяет темы исследования.
Темы для индивидуальных сообщений
Семинарское занятие 4 (2 ч)
Тема: Обработка, анализ
и интерпретация результатов исследования.
Оформление и представление итогов научной работы
1) проанализировать способы систематизации и обобщения полу-ченных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов;
2) познакомить студентов с элементарными сведениями о способах статистической обработки материала и его интерпретации;
3) рассмотреть требования, предъявляемые к оформлению научной работы по педагогике и процедуре защиты дипломной работы; выявить типичные ошибки, связанные с нарушением стиля научного изложения, оформлением библиографии, цитацией, конструкцией доклада, подготав-ливаемого к защите дипломной работы.
1. Этап обработки и интерпретации данных в педагогическом исследовании.
2. Оформление итогов научно-исследовательской работы и процедура защиты дипломного проекта.
Литература
Задания для обсуждения в группе
«Что же касается конкретизации цели жизни, то здесь на первое место (39 %) вышло «стремление полностью реализовать себя», затем «сделать счастливым любимого человека» (21 %), «достичь высокого уровня материального благосостояния» (10,5 %), «воспитать ребенка» (6 %), «достичь полной свободы, независимости» (4,8 %), «найти хорошего мужа (жену) » (3,1 %). Вместе с тем весьма невелика доля (2,2 %) тех, кто в качестве цели жизни ставит стремление стать хорошим специалистом в избранной сфере деятельности, и только 4,3 % хотят овладеть накопленными человечеством духовными ценностями.
Таким образом, такие необходимые составляющие человеческой жизни, как стремление к познанию, труду, образованию и т. п., заметно потеряли в своем значении, уступив верхние ступени иерархии ценностей самореализации, материальной обеспеченности и семье. В целом, это, видимо, позитивная тенденция, однако известно, что снижение авторитета ценностей надличностных ведет к примитивизации духовных начал».
Проанализируйте данный фрагмент интерпретации результатов исследования и ответьте на вопросы:
1. В какой форме можно представить те же данные?
2. Какая форма, на ваш взгляд, была бы самой убедительной? Почему?
3. Единственная ли интерпретация данных, которую дают авторы исследования, или возможны иные трактовки тех же данных?
4. Насколько в целом корректна интерпретация, приводимая в данном фрагменте?
II. Проанализируйте структуру дипломной работы на тему: «Негосударственные учебные заведения г. Тулы и особенности преподавания в них иностранных языков» с точки зрения ее соответствия правилам построения плана научной работы:
Глава I. Негосударственные учебные заведения и их место в системе образования.
§ 1. Возрождение духовных традиций в Тульской Православной классической гимназии.
§ 2. Единство процессов обучения и воспитания в Российской Христианской гимназии Церкви Адвентистов седьмого дня.
§ 3. Школа радости им. В. Д. Поленова.
Глава II. Особенности преподавания иностранных языков в негосударственных учебных заведениях г. Тулы.
§ 1. Система обучения немецкому языку в негосударственных учебных заведениях г. Тулы.
§ 2. Система преподавания английского языка в негосударст-венных учебных заведениях г. Тулы.
Приложение 1. Учебный план Тульской Православной классической гимназии
Приложение 2. Аттестация педагогических работников в Тульской Православной классической гимназии
Считаете ли Вы необходимым внести в этот план какие-либо изменения? Обоснуйте свое мнение.
III. Прочитайте текст:
«По своему содержанию результаты педагогических исследования весьма разнообразны. Это разработка новых концепций обучения, воспитания, образования; определение закономерностей учебно-воспитательного процесса; учет условий формирования и развития личности; выявление факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний, постановка новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов заданий); анализ практики обучения, воспитания и т. д. Несмотря на исключительное разнообразие, результаты, на наш взгляд, имеют общую структуру, позволяющую рассматривать их в виде трех взаимодополняющих компонентов: объектного, преобразующего, конкретизирующего».
Вопросы и задания к тексту
1. Какое методологическое значение, на ваш взгляд, имеет структура результата, представленная В. М. Полонским?
2. Попробуйте определить каждый компонент результата, запишите свои определения.
3. Сравните свои определения с характеристиками, данными В. М. Полонским в статье.
Задания для обсуждения в микрогруппе
I. «Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Причинная зависимость, например, выражается импликативной формой «если А, то В». Существуют основные логические формы высказывания:
Приведите примеры, иллюстрирующие все четыре логические формы высказываний. (Можно использовать материал заданий для обсуждения предыдущих семинаров.)
II. Рассмотрите структурную схему построения учебников географии (тема дипломной работы: «Дидактические основы применения современных учебников географии в 10-м классе»):
Какие, на ваш взгляд, возможности у этой структурной схемы в разработке темы исследования? Обоснуйте свои идеи.
Практикум
Попробуйте дать интерпретацию этих результатов. Постарайтесь при этом четко обосновывать ваши предложения и комментарии.
Как изменится интерпретация, если ввести разделение мальчики / девочки?
Как вы думаете, легче было бы интерпретировать результаты, если представить их в виде диаграммы, графика? Сделайте это.
Какую информацию о 1-м и 2-м классах можно получить из анализа диаграмм? Попробуйте составить краткую характеристику этих классных коллективов.
Причины предпочтения учителя
Какую интерпретацию данных вы можете предложить по итогам анализа? Какие рекомендации учителю вы могли бы дать, опираясь на свою интерпретацию? Сформулируйте их в виде советов начинающему учителю.