Как вы думаете в чем основная причина описанной ситуации
Как принять ситуацию, которую не можешь изменить
Как принять ситуацию, которую ты не можешь изменить? В жизни каждого человека бывают ситуации, с которыми сложно смириться, принять и начать жизнь с нового листа.
Измена любимого человека, предательство друга, болезнь родственников, уход из жизни близкого человека, это далеко не полный список того, что может произойти в жизни, и ты никак не можешь повлиять на происходящее. Даже простые повседневные проблемы, происходящие с нами, включают раздражение, и забирают душевный покой.
Да, жизнь любит преподносить нам сюрпризы, и к сожалению, не всегда приятные.
Что делать в таких ситуациях, когда ты никак не можешь принять, не можешь согласиться с происходящим и жить дальше?
Конечно, необходимо поработать со своими мыслями, эмоциональными реакциями, затронуть убеждения, стать более осознанным и научиться быть взрослым человеком.
В этой статье, вас ждет подробный анализ причин непринятия ситуаций, и техники, которые помогут вам с легкостью справляться со всеми жизненными невзгодами.
Самая простая техника принятия ситуации, которую не можешь изменить
Поделюсь с вами своим способом принятий ситуаций, когда я не могу ничего сделать.
Но прежде, чем описать технику, хочу сказать несколько слов про себя.
Я давно работаю с осознанностью, и поэтому, могу управлять своими эмоциями. Я часто себя задаю вопросы и отвечаю на них, поэтому у меня, этот процесс уже отлажен до автоматизма. И если вы тоже начнете практиковать более осознанное отношение к событиям, то и у вас, эта техника будет хорошо получаться.
Вот что-то произошло, и это, мне явно не нравится, не устраивает, я расстроена или я в бешенстве. Я тут же отслеживаю, что я злюсь и сопротивляюсь какому-то событию.
«Могу ли я как-то повлиять или что-то сделать, для изменения этой ситуации?»
Что этот вопрос делает? Он перестраивает мои мысли с переживаний и эмоций на действия.
— «Могу ли я что-то сделать?»
И честный ответ: «Нет, не могу»
Ответ: «Нет, не имеет»
Посмотрите видео, в котором я более подробно рассказала о этой технике, и еще о 2 техниках, которые вам помогут научиться принимать ситуации, которые не можете изменить.
А теперь, предлагаю вам подойти к этому вопросу по принятию ситуаций, более глубоко.
Как принять ситуацию, которую не можешь изменить?
Почему человек зацикливается на проблеме или ситуации?
Потому что, происшедшее событие его не устраивает, не нравится, бесит, раздражает, злит и т.д.
Вы не хотите, чтобы это происходило, и это произошло против вашего желания. Это основная предпосылка, по которой не получается отпустить ситуацию.
Давайте немного порассуждаем, и тогда вы поймете, почему вам просто необходимо перестать сопротивляться тому, что УЖЕ произошло?
Момент принятия ситуации, самый важный, именно этот процесс в психике, запустит другие процессы, с помощью которых вы найдете решение проблемы. Сейчас, когда вы сфокусированы на неприятии, то все ваши ресурсы направлены на сопротивление и отрицание.
Что надо сделать для принятия ситуации, которую не можешь изменить?
В первую очередь, почувствовать себя взрослым человеком, отвечающим за свое поведение, поступки, мышление и эмоции.
Когда вы сопротивляетесь тому, что уже есть в вашей жизни, вы попадаете в состояние маленького ребенка, который устраивает истерики и катается по полу с целью получить то, что ему хочется.
Только ваше поведение сейчас, это не катание по полу, а переживания и нервы.
Для того, чтобы выйти из состояния ребенка, постарайтесь отстраниться от проблемы и посмотреть на происходящее как будто со стороны, как фильм.
Ваша задача, успокоить свои эмоции, которые не дают вашей голове здраво размышлять.
Что мешает принять ситуацию?
В вашей голове постоянно возникают мысли и вопросы, на которые у вас нет ответа.
Любой из этих вопросов и мыслей, ставит вас в позицию сопротивления.
Давайте разберем несколько мыслей, которые запускают мыслительный процесс снова и снова.
Так не должно быть. Получается, что определенное событие произошло вопреки чему-то. И это что-то, ваше собственная оценка происходящего.
Вы каким-то образом, ставите себя в позицию Бога, и считаете, что произошла ошибка или недоразумение. Т.е. законы причины и следствия вы полностью отрицаете. Событие, которое с вами произошло, является следствием каких-то определенных процессов.
Например, разбился самолет, много жертв, много горя. Само собой, что будут скорбящие по своим родственникам, которые будут отрицать происшедшее, обвинять всех и вся и задавать разные вопросы. Но одной из основных мыслей, будет мысль о том, что этого не должно было случиться.
Но самолеты просто так не падают, существует множество факторов, по которым самолет может потерпеть крушение – человеческий фактор, поломка, плохие погодные условия, птицы, ураганы, турбулентность и т.д.
Получается, что существует причина по которой разбился самолет.
А это означает, что он должен был упасть, потому что, была объективная причина, например, поломка двигателей + погодные условия. Получается, что чудес не бывает, у каждого следствия (события) есть своя причина.
Надеюсь, что вы поняли мою мысль. Что случилось, то и должно было случиться из-за того, что были предпосылки и была причина.
И от того, что вы сопротивляетесь, ничего не изменится.
Получается, что вы эмоционально «застряли» в ситуации. Время идет вперед, а вы, как будто, находитесь в прошлом, и пытаетесь настойчиво бороться с тем уже есть. Проблема состоит в том, что вы не признаете, что вы УЖЕ давно находитесь в том, что произошло.
Упражнение для принятия ситуации, в которой вы застряли
Ваша ситуация или проблема, это конечный результат каких-то процессов.
Напишите от 5 до 10 предпосылок или причин, из-за которых произошло то, что произошло.
Если вы не знаете причин, то пофантазируйте.
А теперь, проговорите следующие слова:
Это произошло (ваша ситуация), потому что, …. (одна из причин)
Я принимаю (ваша ситуация), потому что, есть причина происшедшего (одна из причин)
Вам необходимо произнести эти 2 фразы со всеми вашими предпосылками и причинами возникновения вашей неприятной ситуации.
Сколько раз проговаривать? До тех пор, пока вы не почувствуете, как ваше тело расслабилось, напряжение ушло, и вам стало спокойно.
Я вас уверяю, что эти фразы отлично сработают.
Почему? Ключевое слово в этих фразах «потому что».
Психологические исследования показывают, что человеческий мозг, очень хорошо реагирует на фразу «потому что», особенно на те слова, что говорятся после проговаривания «потому что».
Вторым компонентом, мешающим принять ситуацию, являются ваши эмоции
Какие эмоции возникают, когда человеку что-то не нравится?
Гнев, ярость, обида, бешенство, разочарование и т.д. Человек так устроен, что когда в нем бушуют эмоции, то мыслительная деятельность снижается. Совершаются ошибки, о которых человек в последствии будет жалеть, и вообще, уровень разумности поступков на нуле.
Поэтому, чтобы принять ситуацию, и впоследствии, отпустить и не переживать, нужно разобраться со своими эмоциями.
Смотрите, если ваши переживания тянутся долго, и после события прошло какое-то время, то это означает, что ваша эмоциональная реакция на событие была очень бурная, и вы сгенерировали огромное количество энергии.
Теперь, ваша задача освободиться от этой эмоциональной энергии, которая запускает вновь и вновь, ваши мысли и состояние раздрая. К тому же, любая сильная эмоциональная реакция – это стресс для организма.
Много упражнений и техник для снятия стресса — по этой ссылке
Упражнение на принятие ситуации, которую не можешь изменить
Для того, чтобы «продышать» не принятую ситуацию, убрать эмоциональный фон, потребуется минут 15-20.
Механизм работы этой техники.
Когда вы думаете о ситуации, которую не можете изменить, то у вас возникает множество эмоций. И организм автоматом переходит в стрессовый режим, выделяются стрессовые гормоны – кортизол и адреналин.
Во время спокойного дыхания, включается парасимпатическая нервная система и гормоны выводятся.
В момент представления ситуации и медленного дыхания, организм продолжает выводить гормоны из организма. И в тоже время, снижается значимость ситуации, она становится не такая важная.
Нейронные связи, по которым передавалось возбуждение, связанное с этой ситуацией, начинают тормозиться, т.е. успокаиваться.
Если ситуация бытовая, простая, то будет достаточно 1-2 раза, чтобы вы спокойно реагировали на этот случай.
Если что-то сложное, более травматичное, то времени надо больше.
Третья причина, которая мешает принять ситуацию – ваша привычка переживать
Излишние переживания, можно назвать чертой характера, или даже привычкой. Что такое привычка переживать? Не будем глубоко вдаваться в психический механизм, если в двух словах, то ваши нейронные связи в головном мозге «приучены» быть в возбужденном состоянии из-за разных событий, происходящих в жизни.
Если вы и сами про себя говорите, что я принимаю все близко к сердцу, нервничаю и переживаю из-за пустяков, то у вас развилась привычка излишних переживаний.
Хорошая новость! От излишних переживаний можно избавиться, если вы к этому подойдете более осознанно и будете направлять в эту сторону свое внимание.
Когда у человека сложился определённый паттерн поведения, тогда он считает свое поведение нормальным и оправданным. И если вдруг ему говорят: «А зачем ты об этом думаешь и переживаешь?
Это же ерунда, пустяки», то для такого человека, эти слова будут говорить о том, что ему надо быть холодным и бессердечным. Ведь для многих людей, сам факт переживания о чем-либо или о ком-то является фактором любви и заботы.
Но вернусь к тому, как привычка переживать является камнем преткновения к принятию ситуации, которую невозможно изменить.
Где-то глубоко внутри прячется мысль или ощущение про то, что если я не буду переживать, то совершу плохой поступок, и я просто обязан и должен так реагировать.
Вы как бы изнутри себя заставляете сопротивляться ситуации, и чувствуете, что обязаны и должны это делать. Этому сопротивлению могут способствовать несколько причин:
— вы взяли чужой шаблон поведения у близких людей – мама, папа и т.д. Они всегда так себя вели, когда что-то случалось, и вы искренне считаете, что сопротивление и не принятие событиям – это нормально.
— вы не привыкли быть осознанными, в вашей голове всегда много мыслей и они скачут как кенгуру, и вам сложно проанализировать причины и следствия происходящего.
— вы излишне эмоциональны. Вам сложно управлять своими эмоциями, и любая сильная эмоция накрывает вас как цунами.
— вы пессимист по натуре и привыкли концентрироваться на негативных событиях. Ваше мышление и сознание направлено на выискивание проблем, и когда проблема найдете, то включается программа сопротивления, чтобы лишний доказать себе и окружающим, насколько мир не справедлив, а вы в нем жертва.
Что делать с привычкой переживать, как исправить собственное мышление и восприятие?
Научиться управлять своими эмоциями, и речь совсем не идет о контроле и подавлении. Управление, это выбор, к тому же сознательный, а не автоматический, как сейчас.
Сейчас как… событие произошло и внутри вас сработала автоматическая программа эмоционального реагирования на ситуацию.
Мозг, ленив, и ему совсем не хочется каждый раз, разрабатывать новую модель поведения, если, когда-то в прошлом, была апробированная модель поведения, и не столь важно насколько она была эффективна, мозг будет ее использовать вновь и вновь.
Если вы находитесь в осознанном состоянии, то значит, вы находитесь в позиции взрослого человека. А как мы говорили выше, что позиция взрослого, автоматически убирает сопротивление, и переводит ситуацию с состояние принятия.
На этом я заканчиваю, и надеюсь, что смогла вам донести информацию о том, как принять ситуацию, которую не можешь изменить.
Конечно, следующим шагом, будет отпускание ситуации, потому что, если вы ее приняли, то надо оставить и идти дальше. О том, как отпускать ситуации, читайте в статье «3 техники: как отпустить ситуацию и не переживать».
Будьте любимы и счастливы!
С уважением, семейный психолог Наталия Гнездилова
ГДЗ география 8 класс Алексеев, Николина Просвещение Задание: § 12 Наш «демографический портрет»
Вопросы в конце параграфа
1. Что такое демографическая ситуация?
Демографическая ситуация – это сложившееся в данном районе в данное время соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, отражающееся в половозрастной структуре населения.
2. Согласны ли вы с мнением авторов учебника о том, что половозрастная структура населения является «запечатлённой демографической историей»?
С мнением авторов учебника о том, что половозрастная структура населения является «запечатлённой демографической историей», так как на ней отражаются все спады и подъёмы рождаемости, которые отражают демографическую ситуацию в стране в определённые годы.
3. Выберите верный ответ. Более молодое население проживает:
б) в районах Крайнего Севера
4. Как вы считаете, для чего необходимы знания о возрастном составе населения страны?
Знания о половозрастном составе населения необходимы для строительства социальной инфраструктуры в стране и их финансирования (количество детсадов, школ), подготовке кадров в социальной сфере. Она необходима при планировании пенсионных выплат и формировании пенсионного фонда. Кроме того, она отражает грядущие изменения в половозрастной структуре и помогает прогнозировать её состав для принятия государственных решений в демографической политике.
5. Назовите особенности половозрастной структуры населения России.
Особенности половозрастной структуры населения России: показывает неблагоприятные периоды (демографические кризисы); трудоспособное население преобладает над детьми и пожилыми; доля детей мала, что в будущем приведёт к росту доли пожилых людей; она отражает старение российского населения.
6. Какие различия по возрастному составу населения наблюдаются в отдельных регионах России? Чем это обусловлено?
В отдельных регионах России наблюдаются различия по возрастному составу населения. Доля детского населения преобладает на Северном Кавказе и юге Сибири, где расположены слабо урбанизированные регионы страны. Трудоспособное население наиболее преобладает в Москву и регионах Крайнего Севера, где ведется добыча ресурсов. Пожилое население в основном проживает в центральных, северных и северо-западных регионах европейской части страны.
7. Найдите на половозрастной пирамиде точки, соответствующие вашему возрасту, возрасту ваших родителей, бабушек, дедушек и других родственников.
8. Можно ли утверждать, что продолжительность жизни в России во многом зависит от образа жизни? Как вы считаете, может ли увеличиться продолжительность жизни в России? Что для этого нужно сделать обществу и самому человеку?
Действительно продолжительность жизни зависит от образа жизни. В России продолжительность жизни увеличиться, так как сейчас всё большее количество людей переходят на здоровый образ жизни, появилась программа бесплатной диспансеризации с целью выявления болезней на ранних стадиях, в целом люди стали следить за своим здоровьем. Обществу для этого нужно поменять отношение к правильному питанию, физкультуре и здоровому образу жизни. Сам человек должен следить за своим здоровьем периодически проверяя его, уделять время физкультуре, правильно отдыхать, избегать стрессовых ситуаций, правильно питаться.
9. В одном из посланий Федеральному собранию Президент России назвал одной из самых острых проблем современности демографическую проблему. В качестве задач, направленных на преодоление демографического кризиса, были названы: 1) снижение смертности; 2) эффективная миграционная политика; 3) повышение рождаемости. Выскажите своё отношение к данной проблеме.
Снижение смертности в качестве задачи по выходу из демографического кризиса не должно быть приоритетным, так как низкая смертность не приведет к демографическому подъёму. Правильнее сказать «снижение детской и младенческой смертности и смертности среди населения половозрелого возраста», что действительно важно для преодоления демографического кризиса. Эффективная миграционная политика, как задача для решения демографической проблемы должна касаться процессов репатриации из эмиграции наших соотечественников, либо правильная политика, которая исключит выезд наших граждан заграницу на постоянное место жительство. Задача повышения рождаемости является главной и определяющей. Однако необходимо помнить, что при увеличении рождаемости нужно подготовить будущие места в детсадах, школах и больницах, подготовить новые и квалифицированные кадры в области образования и медицины.
ГДЗ по литературе 8 класс Меркин часть 1 страница 247-251
1. Подберите необходимые ключевые слова для характеристики Андрея Петровича Гринева, Авдотьи
2. Какие черты, свойственные дворянскому быту XVIII века, воссозданы в I главе романа? Каким образом можно сопоставить характер воспитания Петруши Гринева и Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
В первой главе повести «Капитанская дочка» Петр Гринев рассказывает о своем воспитании и сразу говорит: «воспитывались мы не по-нонешнему». В то время в дворянских семьях воспитанию не уделялось должного внимания, не было системы обучения: изначально ребенка воспитывали слуги, которые состояли при нем (у Петра Гринева это был стремянной Савельич), а затем нанимали малограмотных людей, выдававших себя за учителей. У Гринева был француз, мосье Бопре, бывший парикмахер и солдат, который приехал в Россию работать учителем, «не совсем понимая значения этого слова». В результате такого воспитания, дворянские дети вырастали неграмотными. В комедии «Недоросль» перед читателем предстает аналогичная картина: Простаковы, сами грубые и невежественные люди, нанимают сыну учителей, которые на самом деле сами ничего не знают: учитель арифметики Цыфиркин — бывший солдат, учитель грамматики КУтейкин — дьячок, не закончивший семинарию из-за «заумных наук», учитель французского с говорящей фамилией Вральман — бывший кучер Стародума.
3. Каков, по вашему мнению, центральный эпизод I главы? В чем его основной смысл?
Момент отправления Петра Гринева на службу- основной. Этому предшествовал рассказ о детстве главного героя. Рос он в дружной семье, был обласкан родителями и безумно любим Савельичем( слугой). Ему не докучал и мосье Бопре, учитель.
Смысл эпизода состоит в том, что все родом из детства и каждый человек должен прожить жизнь честно, пройдя испытания. Главный герой отправился по велению отца в Оренбург, где его ждала настоящая армия, а не праздное существование.
1*. Гринев мог встретиться с Пугачевым при различных обстоятельствах. На страницах романа встреча происходит во время разразившегося бурана. В чем его символический смысл?
Буран в повести «Капитанская дочка» является символом предстоящего восстания, которое воспринимается как разрушительное, стихийное бедствие для народа. Так же буран символизирует противоречия и внутренний конфликт, который возникает в душе Гринева во время разговора с Пугачевым: с одной стороны, офицер понимает, что предводитель восстания — бунтарь и разбойник, но как человек он вызывает у него симпатию и сочувствие. Как Пугачев-вожатый помогает Гриневу найти дорогу, так и Пугачев-атаман помогает ему разобраться в себе.
2. Раскройте символический смысл сна Петра Гринева. Какова роль этого эпизода в общей композиции романа?
3. Зачитайте строчки, в которых дается портрет «вожатого». Есть ли в пушкинском тексте выразительные средства, способствующие наибольшей яркости портрета?
Какие это средства? Обратите на них внимание. Воссоздайте портрет устно.
В главе «Вожатый» (роман «Капитанская дочка») А.С. Пушкин так описывает вожатого (Емельяна Пугачева): «увидел черную бороду и два сверкающие глаза», «в черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали; лицо имело выражение приятное, но плутовское», «мигнул значительно». Большое внимание Пушкин уделяет бороде и глазам вожатого, фактически из всего лица он описывает только их. Автор неоднократно обращает внимание на бороду, так как она скрывает все лицо, кроме глаз, к которым Пушкин и хочет привлечь внимание читателя. Для описания глаз и взгляда вожатого он использует эпитеты («сверкающие глаза», «живые большие глаза», «мигнул значительно», «выражение приятное, но плутовское»), а так же олицетворение («глаза так и бегали»).
4. Как характеризует Петра Гринева решение подарить «вожатому» свой заячий тулуп? Почему Гринев не послушал Савельича и настоял на своем решении?
Я думаю, Гринев был благодарен тому и поэтому настоял на своем решении подарить ему свой заячий тулуп. Тем более его это спасло, ведь тот кому он подарил тулуп был Пугачев.
5. Какое слово в репликах Савельича наиболее точно передает его отношение к происходящему?
Ох, и полетит моя головешка с плеч
6. Генерал-немец не понимает смысла слов из записки Андрея Петровича Гринева «держать в ежовых рукавицах». Каково значение этого крылатого выражения?
Это значит, — отвечал я ему с видом как можно более невинным, — обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли, держать в ежовых рукавица
1. Каково первое впечатление Гринева от Белогорской крепости? Что удивило и поразило юношу?
Белогорская крепость в самом начале произвела на Гринева удручающее впечатление.
Он ожидал увидеть грозные, неприступные бастионы. А по факту нашел деревушку, окруженную бревенчатым забором, и избы, крытые соломой.
Лелеемый образ строгого, сердитого начальника столкнулся с реальным комендантом, который вышел на учение в колпаке и халате.
Но дальше жизнь в Белогорской крепости открывается перед юношей совсем иначе. Он видит красоту жизни простых добрых людей и учится радоваться общению с ними.
2. Каким предстает характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчиненными, женой, вновь прибывшим офицером?
Характер коменданта можно охарактеризовать, как добрый и покладистый. Комендант был всегда разным в общении с людьми. Например, с подчиненными (стариками-инвалидами) он был строг и проводил с ними каждодневные учения. В родными и близкими, а это — его жена Василиса Егоровна и дочь Маша, он был мягок и добр. Жена коменданта была в курсе всех его дел, и комендант сильно зависел от нее. С вновь прибывшим офицером комендант был добр и приветлив, так же, как и со своей семьей.
3. Назовите художественные средства, с помощью которых воссозданы характеры капитана Миронова и его жены.
Художественные средства с помощью которых воссозданы характеры капитана Миронова и его жены:
4. Стилистические фигуры
Так же сравнения слова (швея);
Эпитеты (добрый честный человек);
Эпифоры (на настоящей службе научишься настоящей дисциплине).
4. Назовите наиболее типичные слова и сочетания слов, характерные для речи капитана Миронова.
Речь капитана Миронова представляет собой смесь военных формулировок и простонародных слов: «занят службой: солдатушек учил», «господа офицеры, важная новость!», «возьмут фортецию приступом», «такую задам острастку, что лет на десять угомоню», «неприятель недалече», «ребята, стреляй!» Так же его речи много уменьшительно-ласкательных слов: матушка, батюшка, солдатушки, детушки. Он часто употребляет просторечные слова: слышь ты, таки, пуще, видно, авось, коли, пожалуй, потолкуем. Капитан не прочь ввернуть в речь красное словцо, поговорку: «надумается да раскается», «баба-то не робкого десятка», «не в укор буди тебе сказано».
5. Каковы обычаи в доме Мироновых? Справедлива ли их характеристика, данная Швабриным?
Жизнь Мироновых была простой и незамысловатой. Семья капитана жила достаточно скромно, без излишеств. Мироновы были приветливыми и добродушными людьми. Так, Василиса Егоровна радушно приняла Петра Гринева и вела себя открыто и приветливо. Видимо, семья капитана всегда радушно относилась к гостям.
Капитан Миронов не слишком обращал внимания на быт. Обустройство дома и всей Белогорской крепости лежало на плечах капитанши Василисы Егоровны. Чаще всего Ивана Кузьмича не было дома. Он был занят своими военными делами и даже не всегда успевал прийти на обед.
Семья капитана была достаточно бедной. Но на свою бедность Мироновы не обращали внимания, хоть Маше и не было приятно, что у нее вовсе нет приданого.
1. «…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною», — пишет в начале главы Петр Гринев. Почему изменилось настроение героя?
Жизнь Петра Гринева в крепости стала приятной из-за того, что у него появилось сильное влечение к Маше. Он ее полюбил безгранично.
2. Расскажите о занятиях Гринева в крепости.
Гринев в свободное время увлекался чтением литературы, писал стихи, также он пытался читать их своему товарищу Швабрину, который посчитал его стихи не совсем хорошими.
3. Каков кульминационный эпизод главы? Составьте цитатный план для ответа на вопрос.
1. «..жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною»
2. «Я был произведен в офицеры.»
3.» Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости.»
4.»он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово»
5.» что знаю по опыту ее нрав и обычай.»
6.»Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье — и разойдитесь; а мы вас уж помирим»
7.»В этот вечер я расположен был к нежности и к умилению»
8.»Бесстыдство Швабрина чуть меня не взбесило»
9.».. подавайте сюда ваши шпаги, подавайте. «
10.»Впрочем, слава богу, что все так кончилось»
11″Марья Ивановна заикнулась и покраснела.»
12.»надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! ни за какие благополучия!»
13.»Швабрин постучался под моим окошком. «
14.». кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств».
4. В чем причина поединка и кто его инициатор?
Причина поединка в том, что Швабрин некрасиво отзывался о Маше Мироновой, а Гринев решил защитить честь девушки, к тому же он был в нее влюблен.
5. Какие человеческие качества Швабрина раскрываются в этой главе?
Непорядочность, лживость его натуры, бесчестие.
1. Определите значение слова «цирюльник».
2. Назовите эпитеты, характеризующие чувства Маши Мироновой и Петра Гринева. Какие еще средства выразительности применяет Пушкин, рассказывая о любви героев?
В произведении «Капитанская дочка» А. Пушкин, описывая чувства Маши Мироновой к Петру Гриневу использует эпитеты: искреннее, светлое, бескорыстное.
Искренняя любовь, потому что главная героиня отличалась честностью и не имела привычки притворяться.
3. Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринева о его дуэли?
Родителям Гринева тайно написал Швабрин. Он хотел отомстить Гриневу, рассчитывая, что его отец рассердится. Швабрин пытался расстроить отношения Маши и Петра. Так и вышло, отец Гринева не одобрил, что его сын вместо нормальной службы занимается такими глупыми ребячествами как сражения на дуэли, и запретил ему брать в жены Машу.
4. Как вы думаете, почему родители Гринева отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?
Когда отец отправлял сына служить, он четко сказал ему беречь честь смолоду. Батюшка хочет, чтобы Петр научился ответственности, уму. Гринев приезжает в крепость и знакомится с Швабриным. Через некоторое время между ними происходит дуэль. Петр был ранен, за ним ухаживала девушка, которая собственно и стала причиной ссоры. Герой влюблен в нее и просит ее руки. Молодой человек пишет домой, чтобы попросить благословления. Но родители не могут его дать, так как услышали о поединке. Они понимают, что их сын так и не смог повзрослеть.
5. Как характеризует Машу ее реакция на письмо родителей Петра Гринева?
Реакция Маши на письмо отца Петра Гринева характеризует ее, как девушку добрую, ласковую, благочестивую, благородную, мудрую.
Девушка не захотела выходить замуж за Гринева против воли его отца, поскольку отец в письме указал, что не даст своего благословения этому браку. Девушка пожелала Гриневу счастливого будущего, она пожелала ему встретить ту единственную, с которой он разделит все тяготы жизни, и просила забыть ее. Но Гринев был категорически с ней не согласен.
6. Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?
Прежде всего преданность Гриневу и беспокойство за его благополучие даже вопреки его желанию. Савельич часто вступается за Гринева, даже если тот его не просит, беспокоится, как бы Гринев со своим характером по доброте к другим, не сделал плохо себе, вступается за него, бережет его добро, не хочет, чтобы Гринев отдавал свой тулуп незнакомцу просто так. Можно сказать, что он порой дерзок и нахален, но всегда с благими намерениями.
1. Названия глав очень точно отражает их содержание. Какой основной смысл и какие оттенки заключены в названии главы VI — «Пугачевщина»?
Название 6-й главы «Капитанской дочки» говорит о том, что в ней изображен тот самый «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Это слово кроме разгула народного мятежа подразумевает и время кратковременной власти Емельяна Пугачева, и все мятежные степные окраинные земли, где в то время жили вольные кочевые народы, не привыкшие к подчинению властям и поминутно «смутьянящие».
2. Насколько точна характеристика Пугачева, данная в секретном предписании начальства?
Я думаю, что в в этом предписании проскальзывает подсознательный страх..
3. Охарактеризуйте реакцию на надвигающиеся события со стороны различных персонажей, находящихся в Белогорcкой крепости. Составьте тезисный план ответа.
По началу обитатели крепости относились к нападению безразлично. автор преподнес это в шуточной форме. об этом говорит фраза » Пороху довольно, пушка вычищена. Вось и отобьемся». Потом когда обитатели крепости узнали о падении их соседей, они начали суетится и готовиться. Они узнали всю силу Пугачева.
4. Какой эпизод главы произвел на вас наибольшее впечатление? Почему?
Сцена, где Машу (дочь) и Василису (жену) капитан решает отправить в Оренбург, а жена отказывается уезжать и решает остаться с мужем. Так могла поступить только по-настоящему любящая женщина, и это вызывает восхищение.
1. Составьте сложный план главы «Приступ».
2. Как ведут себя капитан Гринев, Миронов, Василиса Егоровна, Маша, отец Герасим, Швабрин накануне решающего события и в момент штурма крепости?
Ночь перед штурмом хорошо характеризует героев, раскрывает их истинные чувства. Например, Миронов воспринимает ситуацию спокойно и даже с каким-то восторгом, он закаленный воин, готов к любому повороту событий, спокойно прощается с дочерью, благословляя ее.
Гринев очень переживает за Машу, все думы только о ней, как она уедет, как сложится у нее жизнь.
Василиса Егоровна осуждает Пугачева, но тем не менее, она выдержанная женщина, повидавшая на своем веку. Просит прощения у мужа, понимая, что может больше не увидеть его.
Отец Герасим молится о благополучном исходе событий.
Швабрин довольно объективно оценивает мощь врага, готов к бою, напорист.
3. Подберите эпитеты, характеризующие поведение защитников крепости и пугачевцев после взятия крепости.
Защитники Белогорской крепости:
Мужественные, сильные духом, отважные, верные присяге, героические, непокорные, стойкие.
Жестокие, мстительные, грубые, дерзкие, озлобленные.
4*. На первый взгляд Пушкин никак не комментирует переход Швабрина на сторону Пугачева. Как вы думаете, в какой части романа заключена позиция писателя, какими словами она выражена? Размышляя по этому поводу, задумайтесь над ролью эпиграфа к роману.
Перешедший на сторону Пугачева Швабрин в романе выглядит негодяем и предателем.
5. Основными элементами фабулы в эпическом произведении являются завязка, кульминация, развязка. Чем является глава «Приступ»? Обоснуйте свой ответ.
1. Прочитайте фрагмент: «Оставшись один, я погрузился в размышления. Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру. Долг требовал, чтоб я явился туда, где служба моя могла быть полезна отечеству в настоящих, затруднительных обстоятельствах… Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем. Хотя я и предвидел скорую и несомненную перемену в обстоятельствах, но все же не мог не трепетать, воображая опасность ее положения».
Как вы оцениваете решение героя и его анализ ситуации?
Гринев колеблется между надобностью соблюсти дворянский долг и желанием поддаться чувствам.
Решив оставить крепость и шайку Пугачева, Гринев выбирает правильно: любовь и прочие чувства приходят и уходят; а долг дворянина присущ ему с рождения и остается с ним до смерти. Делая судьбоносный выбор, лучше опираться на нечто постоянное, а не мимолетное.
2. Каково ваше отношение к поведению Гринева после захвата крепости?
3. Подробно перескажите эпизод «Гринев у Пугачева и пугачевцев». Что произвело наиболее сильное впечатление на Гринева?
На Гринева сильное впечатление произвело то, как Пугачев разговаривает со своими подчиненными, не как царь, а как друг. Они советуют ему, шутят с ним.
1. Чем могло грозить Гриневу поручение Пугачева?
Измена Родине. Первоначально его так и засудили.
2. Почему Гринева испугало решение сделать Швабрина комендантом крепости?
Боязнь за Машу.
Тогда бы Маша оказалась в полной власти Швабрина и он принудил ее вступить с ним в брак.
И это в лучшем случае.
В худшем, просто принудил к сожительству.
3. Охарактеризуйте эпизод «Прошение Савельича». Какие чувства вызвал у вас его поступок? Запишите ключевые слова для ответа на вопрос.
1. Готова ли крепость Оренбург к встрече с силами Пугачева?
Белогорская крепость не была готова к встрече с Пугачевым. Иван Кузьмич и его жена жили, не думая о приближающейся опасности. В крепости стояла пушка, но она была непригодна, поскольку в ней был один мусор. Комендант приказал хорошенько вычистить пушку.
Да я думаю, что Пугачев всегда волен поступать так, как ему хочется, потому что он считает себя царем Петром III.
2. Какими представил Пушкин членов совета: генерала, чиновников?
3. «Все чиновники говорили о ненадежности войск, о неверности удачи, об осторожности и тому подобном. Все полагали, что благоразумнее оставаться под прикрытием пушек за крепкой каменной стеною, нежели на открытом поле испытывать счастие оружия». Эти высказывания предваряются суждением Гринева: «Все мнения оказались противными моему». Каково было мнение Гринева? Почему?
Личное мнение Гринева. Его открытые мысли вот причина, что он чувствовал в тот момент то и говорил
4. На основании письма Маши Мироновой к Гриневу охарактеризуйте внутреннее состояние девушки. В текст своего рассказа вводите слова и обороты, передающие ее чувства.
Маша любила Гринева и тома недежду что он жив и ждала встречи с ним.
1. Как вы оцениваете решение Гринева ехать в крепость ради спасения любимой девушки?
2. Гринев вспоминает: «…общество, в котором я так нечаянно очутился, сильно развлекало мое воображение». Как вы думаете, почему? Зачитайте фрагменты из главы, в которой даны портреты сподвижников Пугачева.
3. Как характеризует Пугачева его отношение к известию о поступке Швабрина?
4. Перечитайте диалог Пугачева и Гринева, состоявшийся по дороге в Белогорскую крепость. Какие детали наиболее важны для понимания характера и поступков Пугачева?
По дороге в Белогорскую крепость у Пугачева и Гринева произошел разговор. Пугачев начал разговор первым и спросил Гринева, о чем тот думает. Гринев говорил честно. Он сказал, что совсем недавно он воевал против Пугачева, а сейчас едет рядом с ним и надеется на его помощь. Также Гринев посоветовал Пугачеву сдаться и возможно императрица помилует его. Но Пугачеву не нужно было помилование, и он сказал, что собирается продолжать так же, как и начал. Пугачев держался весь разговор спокойно и надменно.
5. В чем смысл калмыцкой сказки? Какова ее роль в романе?
1. Охарактеризуйте состояние и поведение Пугачева, Швабрина и Гринева в начале главы.
В главе XII повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» происходят ключевые для сюжета события. Уже в самом начале ее писатель четко обозначает состояние героев, которым обусловлены их дальнейшие поступки. Гринев встревожен, его переполняют эмоции, но он ни на минуту не утрачивает присутствия духа, в отличие от Швабрина, явно заискивающего перед самозванцем. Пугачев ведет себя как хозяин положения, в чьей власти казнить или миловать. Решается судьба Маши Мироновой, которую Швабрин пытается выдать за свою жену. Но, хоть тот и принял присягу самопровозглашенному императору, симпатии Пугачева на стороне Гринева, остающегося верным чести даже перед угрозой смерти.
2. Какие качества личности Пугачева проявляются в его решениях по отношению к Маше Мироновой, Швабрину и Гриневу?
3*. Желая спасти Машу, Гринев обратился за помощью к своему начальнику по службе, но получил отказ. В роли спасителя Маши (как и Гринева) выступает «мужицкий царь» Пугачев. Как вы думаете, почему так происходит и что этим хотел сказать Пушкин?
Думаю Пушкин этим показывал, что несмотря на ужасные поступки Пугачева, в нем была хоть капля доброты и человечности, к тому же, я думаю он помог Гриневу и Мироновой, потому что ему было жаль Машу, ведь от его рук она осталась сиротой.
1. Можно ли считать решение Гринева отправить в деревню Машу в сопровождении Савельича единственно верным? Обоснуйте свое мнение.
Скорее это решение было принято от безысходности положения. Сделай он другой выбор все могло быть намного хуже.
2. Отношение к событиям передано Пушкиным через восприятие Савельича. Почему это особенно важно для данной ситуации?
В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живет в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич — чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,— хорошо сказал один из писателей — современников Пушкина.
В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Все лучшее в Гриневе воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гриневу. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич — раб по положению, но не раб по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринева. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.
3. С каким чувством думает Гринев о Пугачеве после поражения бунтовщика? В свой ответ вводите слова из текста главы.
Когда Гринев узнает о поражении и пленении Пугачева его одолевают противоречивые чувства.
С одной стороны как добропорядочный гражданин, как человек верный своему долгу, Гринев с радостью встречает весть о пленении Пугачева-мятежника.
С другой стороны, как человек, которому Пугачев несколько раз помогал, Гринев испытывает жалость к этому человеку. И это второе чувство столь же естественное, как и первое.
Гринев видел ужасы мятежа. На его глазах казнили капитана Миронова и его жену, убивали других ни в чем не повинных людей. Множество детей остались сиротами, множество семей лишилось крова. мятеж Пугачева не принес людям радости и счастья, он был именно бессмысленным и беспощадным русским бунтом, не имеющим особой цели. Поэтому окончание мятежа Гринев приветствует.
Но как человек Пугачев ему симпатичен. Он говорит, что если для всех остальных Пугачев будет злодеем, для него он останется благодетелем. И дело не в том, что Пугачев пару раз спас Гринева от смерти, к которой сам чуть его не приговорил. Главное в том, что Пугачев поступил благородно и спас Машу Миронову, хотя уже знал, кто она такая. А Маша для Гринева была всем, он очень любил эту девушку. А это значит, что без Пугачева Гринев не смог бы обрести личное счастье.
Поэтому Гринев сожалеет об ужасной участи мятежника, желая ему честной смерти в бою. Он понимает, что Пугачев не достоин прощения, но хотел бы избавить его от мучений.
4. Закономерен ли арест Гринева? Вы ожидали такого развития сюжета? Обоснуйте свой взгляд на события.
Я думаю, что в этом есть определенная закономерность, поскольку его арестовывают сразу после окончания кампании. Но Гринев по-прежнему уверен в своей невиновности и честности.
1. Гринев «решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надежным». Как вы относитесь к его решению?
Положительно, так как он не хотел впутывать в это дело Марью Ивановну. Поэтому так и поступил.
2. Подробно передайте содержание сцены суда по заранее намеченному плану.
Гринев с Савельичем выезжают в Белогорскую крепость, но у Бердской слободы они схвачены мятежниками. И снова провидение сводит Гринева и Пугачева, давая офицеру случай исполнить свое намерение: узнав от Гринева суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает освободить сироту и наказать обидчика.
Машу в качестве невесты Гринев отправляет ксвоим родителям, а сам по «долгу чести» остается в армии.
3. Кто явился причиной новой неприятности Гринева? Можно ли назвать такой поворот событий неожиданным?
Гринев был привезен в разоренную Казань и помещен в тюрьму. На суде ему было предъявлено обвинение в преступных сношениях с бунтовщиками. Офицер дал четкие и уверенные объяснения по поводу знакомства с Пугачевым. В противовес этим объяснениям был зачитан донос, в котором клеветнически описывалось поведение Гринева, и введен в зал заседаний сам доносчик. Гринев был изумлен тому, что этим человеком оказался Швабрин. Прежних своих объяснений Гринев отвергать не стал, оба они были выведены из зала суда, и более Гринева не допрашивали. Марья Ивановна была от всего сердца принята родителями Гринева, и всю семью поразило известие сначала об аресте Петра Андреича, а потом и приговоре суда о ссылке на вечное поселение. Маша догадывалась о том, что она виной этому, и однажды вечером объявила старикам о необходимости выезда в Петербург. Андрей Петрович Гринев в цель путешествия посвящен не был, а матушке Маша кое-что объяснила, и та пожелала ей успеха. Под Петербургом, в Царском Селе, ей посчастливилось переговорить с придворной дамой и рассказать об истинном положении вещей. Дама взялась ходатайствовать перед царицей о решении Машиного вопроса. Каково же было изумление девушки, когда вскоре она была вызвана к царице, и Марья Ивановна узнала в ней ту самую даму, с которой разговаривала на утренней прогулке! Императрица простила Гринева, взяла на себя устройство состояния барышни и отпустила. Гринев был отпущен по именному повелению и присутствовал при казни Пугачева. После всех этих событий он женился на Марье Ивановне и прожил с ней долгую счастливую жизнь.
4. Дайте оценку показаниям Швабрина на суде. В чем вы видите причину такого его поведения?
Показания Швабрина лживые. Он обвиняет Гринева в сотрудничестве с Пугачевым, перевирает факты, сообщает о том, что Гринев занимался шпионажем в пользу бунтовщиков. Это приводит к тому, что судьи, уже почти поверившие в невиновность Гринева, ожесточаются против него и выносят обвинительный приговор. Это очень подлый поступок. Швабрин поступает так, чтобы отомстить Гриневу, которого он ненавидит, потому что Маша Миронова предпочла Гринева ему.
5. Решение Маши Мироновой ехать в Петербург спасать любимого — это жест отчаяния, последняя надежда или что-то еще? Дайте развернутый ответ.
Мария Миронова влюбилась в главного героя практически с первой встречи. Ей очень понравился молодой человек. Когда Гринев делает ей предложение, она не дает однозначного ответа, так как не знает мнение его отца. Петр попадает под суд за участие в битве. Девушка отправляется в город, чтобы спасти его. Это был порыв не из-за отчаяния, а из-за любви. Героиня просит помиловать молодого героя у императрицы. В этом поступке проявилась ее смелость и храбрость. Маша готова на все ради близких ей людей.
6. Во время встречи с «дамой» Маша Миронова, рассказывая свою историю, отвечает на вопрос о цели своего предприятия: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Как вы думаете, почему она так формулирует свою цель?
7. Почему «дама» так резко реагирует на упоминание имени Гринева?
«Вы просите за Гринева? — сказала дама с холодным видом. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй». Этими словами она выразила все свое отношение к Гриневу..
8. Как вы думаете, почему императрица помиловала Гринева?
Таков был замысел Пушкина: показать, что человечность, которой не чужды и царственные особы, преодолевает формальную законность и справедливость, требующую быть жестокими с государственными преступниками.
Плюс обаяние, искренность, беззащитность Маши не могли не тронуть императрицу.
9. Описывая облик Екатерины II, Пушкин воспользовался портретом императрицы, выполненным В.Л. Боровиковским. Эта картина была широко известна. В 1827 году Н.И. Уткин сделал с нее гравюру. Пушкину было важно создать узнаваемый образ, поэтому он почти ничего не изменил в портрете Екатерины. И все же незначительные изменения в ее облик он внес. Какие?