Как вы оцениваете эту позицию во имя чего велась мировая война
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Почему Первая мировая война была мировой войной
А была ли Первая мировая война вообще мировой войной? Для многих очевидцев она была просто «войной». До сих пор в Англии Первая мировая война считается «Великой войной». И только опыт Второй мировой войны превратил «Великую войну» в «Первую мировую».
Но авторы, критически настроенные в отношении евроцентристской картины мира, возражают: в 1914 году европейские державы развязали войну из-за внутриевропейских конфликтов. Затем она превратилась в мировую войну, потому что ведущие державы мобилизовали свои колониальные империи, чьи солдаты проливали кровь на европейских полях сражений. Поэтому Первая мировая война является войной Европы в мире. Можно провести параллели с Семилетней войной (1756 — 1763), которая велась и в Америке, и в Африке, и в Азии.
Немецкий историк Оливер Янц (Oliver Janz) написал книгу «14-й год — Великая война» (14 — Der große Krieg), которая стала заключительной речью против такой позиции. Профессор Свободного университета в Берлине пишет: «с военной, политической и экономической точек зрения эта была не просто глобальная, а длительная война, которая стала собственно эпохой». И это потому, что война началась не в 1914 году и не закончилась в 1918 году. Много лет подряд война продолжала бушевать на периферии, в Марокко и в Ливии, в России и в Турции. Война оставила глубокие следы в Индии, Австралии и Японии. По словам Янца, война была мировой не только с точки зрения мировой истории: она самом деле являлась таковой.
Если автор во введении утверждает, что не хотел писать исторический справочник, то сделал это по причине академической скромности. Вряд ли можно найти среди работ, опубликованных в связи с 100-летием начала Первой мировой войны, более ясное, понятное описание многих главных ее аспектов. Янц без труда установил связь между крупными темами и выразительными деталями, между — унаследованными — национальными и глобальными перспективами.
Первая глобальная война во всемирной истории
На этом фоне сложно отнестись с пониманием к тому, что Янц обошел вниманием теорию, ставшую приоритетной для исторической науки, согласно которой главная ответственность за начало войны возлагается на Берлин. Возможно, отсутствие в книге упоминаний соответствующих дебатов, длившихся в течение нескольких месяцев, связано с решением редакции выпустить книгу раньше срока. Напрасны поиски в библиографическом списке книги Кристофера Кларка (Christopher Clark) «Лунатики» (Die Schlafwandler) на английском языке, которая появилась еще в 2012 году.
Однако по ту сторону этого старого-нового спора Янц расставляет акценты удивительным образом: «Первая мировая война показывает, насколько глобализированными в 1914 году были мир и мировая система власти. Это была не только первая тотальная война, в которой были задействованы все общественные силы и экономические ресурсы: это была первая настоящая глобальная война в мировой истории».
Это не связано с полями сражений, на которых разворачивалась война. 20-го октября 1914 года, когда Османская империя вступила в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии, появились фронты на Кавказе, в Месопотамии и на Аравийском полуострове. До этого на стороне Антанты в войну вступила Япония (в 1905 году одержала победу над Российской империей), крупная держава за пределами Европы. За ней последовали другие не европейские государства: Куба, Эквадор, Панама, Сан Диего, Сиам, Либерия, Китай, Перу, Уругвай, Бразилия, Боливия, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Коста Рика и Гаити, а также США — самый важный игрок, который играл решающую роль в войне. Итак, в 1918 году три четверти населения земного шара находилось в состоянии войны.
1,2 миллиона из доминиона участвуют в войне
Большая часть всех полей сражений находилась в Европе. Таким образом, в начале XX века европейское доминирование отражало мировой порядок. Сюда относятся и колониальные империи — в первую очередь, Англия, Франция и Россия. В одном только британском доминионе — в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке и Канаде — 1,2 миллиона человек участвовали в боевых действиях. Из них девятьсот тысяч человек воевали в Европе. Аналогичный вклад в войну внесла и Индия. Из французских колоний было призвано пятьсот пятьдесят тысяч человек, из которых четыреста сорок тысяч были отправлены в театр военных действий. Сто тысяч находились в резерве.
То же самое было и во время Гражданской войны в Испании и Семилетней войны. 7 ноября 1914 года японцы осаждают порт Циндао, принадлежавший Германии, что положило конец немецким колониям. В отличие от этого, колониальные войска во главе с Паулем фон Леттов-Форбеком (Paul von Lettow-Vorbeck) просуществовали до конца войны и противостояли сильным британским и бельгийским объединениям. Янц называет цифры, которые помогают увидеть масштаб войны: с немецкой и британской сторон жертвами стали примерно двенадцать тысяч солдат, особенно африканцев. К тому же с британской стороны погибло ещё сто тысяч человек. Лишь в одной немецкой Восточной Африке голод, эпидемии унесли жизни шестисот пятидесяти тысяч человек — одну десятую часть населения.
Очень скоро Королевскому военно-морскому флоту удалось потопить немногочисленные немецкие крейцеры по ту сторону океана. С 1915 года немецкие подводные лодки превратили пролив Ла-Манш и Атлантический океан в поле сражений с фатальными для себя последствиями. Неограниченная война подводных лодок подтолкнула США к вступлению в войну. Тем не менее, это не помогло прорвать торговую блокаду стран Антанты. Лишая своих противников стратегических грузов, союзники показали пример успешной экономической войны за индустриальное сырьё, которая в решающей степени привела к поражению центральных держав.
Янц по праву «отправляет» своих коллег на Восток. До сих пор картина статистических окопных войн олицетворяет войну на Западном фронте. Совершенно иная ситуация сложилась на Восточном фронте, где зачастую речь шла об обширных передвижениях войск и прорывах.
Убитых больше на Востоке и в Азии
Одна лишь тактика «выжженной земли», использованная Российской империей при отходе в 1915 году, лишила крова три миллиона человек. Сотни тысяч погибли. Также и на периферии Европы из-за депортации армян и турецкой «политики голода» погибло от восьмисот тысяч до полутора миллиона человек. Возможно, тезис Янца верен: на Восточном фронте, между Балканами и Кавказом, рекой Тигр и Красным морем погибло больше военных и гражданских лиц, чем на Западном фронте.
Этот тезис кажется убедительным, когда анализируешь войны, которые стали следствием Первой мировой войны и долгое время бушевали во всём мире. Одна лишь Революция в России, последствия Гражданской войны, голод унесли жизни, по крайней мере, десяти миллионов человек — прежде всего, гражданских лиц. В 1922 году греческое вторжение в Анатолию закончилось катастрофой. Сотни тысяч умерли, почти два миллиона человек было выселено.
Раздел территорий Османской империи на Ближнем Востоке, которые вопреки достигнутым ранее договорённостям перешли под контроль Англии и Франции, положил начало современному конфликту на Ближнем Востоке. Деятельность Японии в Китае в 1931 году должна была стать прелюдией ко Второй мировой войне в районе Тихого океана. Махатма Ганди начал борьбу против колониального господства, указывая на вклад Индии в победу Англии. Но ещё сильнее был «антиколониальный политический толчок» во французских колониях. Уже в 1921 году в Марокко началась Рифская война.
После войны победители смогли закрепить за собой право на владение многочисленными территориями. Таким образом Британская империя достигла своих максимальных размеров. Однако кадровые и экономические потери препятствовали закреплению этих прав, и это тоже превратило войну в действительно глобальное событие. Но вместе с тем война ознаменовала начало конца европейского господства в мире.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Презентация по истории «Первая мировая война»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Первая Мировая война 1914 – 1918 гг. Всеобщая история, 11 класс учебник под ред. Загладина Н.В.
Самостоятельно составьте план изучения Первой Мировой войны по пунктам. Свяжите их по смыслу, чтобы каждый пункт был логическим продолжением предыдущего.
План урока: Ситуация в Европе в начале XX в. Образование военно-политических блоков. Причины и характер войны. Повод к войне; Австро-Венгерский ультиматум. Основные военные действия. Итоги войны.
Посмотрите на карту и назовите основные страны, которые принимали участие в колониальных войнах. Найдите их колониальные владения. Могли ли происходить столкновения интересов разных стран в зоне колониальных владений? Назовите эти зоны. Вспомните локальные конфликты, произошедшие из-за столкновения разных интересов.
Назовите основные локальные конфликты, которые представлены на данных карикатурах. По каким характерным признакам вы узнали их? Англо-бурская война (1899 – 1902 гг.) Филиппино-американская война (1899 – 1902 гг.)
Образование военно-политических блоков. Карикатура начала XX в. Назовите страны, которые входили в состав данного блока? Как он назывался? По каким характерным признакам вы их определили? Какие цели преследовали страны-участницы в Первой Мировой войне? Что на ваш взгляд высмеивает автор карикатуры? Как можно озаглавить карикатуру?
Образование военно-политических блоков. Российский плакат 1914 года. Какие страны входили в данный союз? Какие цели преследовали эти страны-участницы в Первой Мировой войне? Опишите каждого участника союза? По каким характерным признакам вы узнали каждого? Как можно озаглавить плакат?
Образование противоборствующих блоков в Европе Блок Центральных держав Антанта 1914 г. 1879 – союзный договор Австро-Венгрии и Германии 1882 – заключение Тройственного союза (Германия, Италия и Австро-Венгрия) Присоединение к австро-германскому блоку Турции (1914) и Болгарии (1915) 1893 – союзный договор России и Франции 1904 – заключение англо-французского союза 1907 – соглашение России и Великобритании Как повлияло на развитие международных отношений создание двух систем союзов?
В начале XX века в Европе образовались два военно-политических блока, которые имели общие цели.
Причины начала войны Антанта Тройственный союз Военно-политические и экономические противоречия. Борьба государств за сферы влияния и за передел колоний. Нарушение баланса сил в Европе; Германский милитаризм. Вспомните основные причины начала войны. Сформулируйте их и впишите в схему.
Характер войны Прочитайте отрывок из монографии «Первая Мировая война. Пролог XX в» на стр. 63 учебника и ответьте на вопросы: Как вы оцениваете эту позицию авторов? Во имя чего, на ваш взгляд, велась война? Согласны ли вы с точкой зрения авторов? Почему?
Повод к войне Убийство в Сараево 28 июня 1914 г. Поводом к войне послужило убийство наследника престола Австро-Венгрии в г. Сараево выходцем из Боснии, присоединённой к Австро-Венгрии, Гаврило Принципом. Однако несколько лет он жил в Сербии – этот факт дал правительству Габсбургов предположить, что Сербия замешана в акте террора.
Закрыть общество «Народна Одбрана» и все другие союзы и организации, ведущие пропаганду против Австро-Венгрии. Исключить антиавстрийскую пропаганду из народного образования. Уволить с военной и государственной службы всех офицеров и чиновников, занимающихся антиавстрийской пропагандой. Сотрудничать с австрийскими властями в подавлении движения, направленного против целостности Австро-Венгрии. Провести расследование против каждого из участников сараевского убийства с участием в расследовании австрийского правительства. Прочтите отрывок из австрийского ультиматума Сербии (23 июля 1914 г.) и ответьте на вопрос: Можно ли утверждать, что данный ультиматум носил провокационный характер и был рассчитан на то, что Сербия отвергнет его? Свой ответ обоснуйте и подтвердите пунктами из документа.
Закрыть общество «Народна Одбрана» и все другие союзы и организации, ведущие пропаганду против Австро-Венгрии. Исключить антиавстрийскую пропаганду из народного образования. Уволить с военной и государственной службы всех офицеров и чиновников, занимающихся антиавстрийской пропагандой. Сотрудничать с австрийскими властями в подавлении движения, направленного против целостности Австро-Венгрии. Провести расследование против каждого из участников сараевского убийства с участием в расследовании австрийского правительства. Прочтите отрывок из австрийского ультиматума Сербии (23 июля 1914 г.) и ответьте на вопрос: Подумайте, что было бы, если Сербия согласилась принять ультиматум Австро-Венгрии? Как Вы считаете, война бы состоялась?
Основные военные действия на Западном фронте Используя карту в учебнике на стр. 63 – 66, в таблицу выпишите основные военные действия и их значения. Подведите главный итог к каждому году войны. Дата Итоги военной кампании
Проследите по картам, какие главные изменения произошли после Первой Мировой войны. Сформулируйте итоги и запишите их в таблицу.
Итоги войны Д/З: Заполнить таблицу, подвести итоги Первой Мировой войны, записать общий вывод. Письменно подвести общий итог: «Что дала миру Первая Мировая война»? Основные значения Военные Территориальные Политические Экономические
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-075475
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Вопросы по истории 11 класс учебник Загладин параграф 7
1. Что стало причиной начала Первой мировой войны и какой характер она носила?
Причиной Первой мировой войны были острые противоречия между двумя военно-политическими блоками, которые вы подробно разбирали в 9 классе. Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) возник еще в 1882 г. и был направлен против России и Франции. Охлаждению прежде дружественных российско-германских отношений способствовали соперничество на Балканах (борьба за влияние в Болгарии и Сербии и поддержка Германией австрийских притязаний на Боснию и Герцеговину), рост влияния Германии в Османской империи (нерешенный «Восточный вопрос»), а также торгово-экономические противоречия (Россия стремилась с помощью высоких таможенных пошлин не пускать к себе германские промышленные изделия, а Германия не пускала к себе русское зерно и некоторые другие сельхозтовары). У Франции, в свою очередь, были острые противоречия с Германией (из-за пограничной территории Эльзаса и Восточной Лотарингии, отнятой у Франции по итогам франко-прусской войны) и с Италией (из-за г. Ницца).
В этой ситуации логичным было русско-французское сближение. У самой России с Францией не было противоречий из-за сфер влияния, зато французские банки и частные лица охотно покупали в российские ценные бумаги и давали в долг российскому правительству. К 1894 г. оформился русско-французский союз, которому не мешали даже различия в политическом строе двух стран.
В начале ХХ в. рост могущества и агрессивности Германии вызвал беспокойство у Великобритании, традиционно не стремившейся вступать ни в какие союзы. Германия опоздала к колониальному разделу мира, и то, что она всё-таки успела захватить, смотрелось просто смешно в сравнении с огромными владениями Франции, России и особенно Великобритании. К этому времени также выявилось отставание английской промышленности от немецкой и началось вытеснение с рынков английских товаров немецкими. Германия при этом стремительно наращивала вооружение и создавала мощный военно-морской флот.
Перед лицом нового мощного врага Великобритания вышла из «блестящей изоляции» и пошла на сближение с Францией, а затем и с Россией. В 1904 г. был заключён англо-французский военно-политический союз, который назвали Антантой — «Сердечным согласием» (по-французски согласие — entente). Франция отказывалась от претензий на Египет, а Великобритания признавала французские права на Марокко. В 1907 г. было заключено русско-английское соглашение по разделу Центральной Азии. В итоге оформился англо-франко-русский союз («Тройственное согласие» – Антанта), противостоявший Тройственному союзу во главе с Германией. Европа оказалась расколота на два лагеря, готовящихся к войне.
2. Как проходили военные действия во время этой войны и сколько их этапов было?
3. Чем и каким образом эта война была завершена?
Можно ли сказать, что данный ультиматум носил провокационный характер и был рассчитан на то, что Сербия отвергнет его?
Как вы думаете, почему С. Сазонов считал виновником войны Великобританию?
Как вы оцениваете эту позицию? Во имя чего велась мировая война?
1. Что стало поводом и причинами Первой мировой войны? В чём различие между этими понятиями?
2. Какой характер носила война 1914–1918 гг.? Можно ли однозначно определить, кто был её виновником? Кто, по вашему мнению, несёт ответственность за её возникновение?
3. Подведите итоги первого года войны. В чём состояли ошибки военного командования воюющих сторон?
4. В чём проявился кризис в противоборствующих державах? Каковы были его причины?
2. Германия изначально делала ставку на молниеносную войну, прекрасно осознавая, что в затяжной войне ей не победить. Антанте также помогли США, предоставив солдат, деньги и все необходимое для войны.
3. США оказывали помощь странам Антанты финансами и войсками. Вступив в войну, правительство США помогало победить опасного противника, а также обогатиться вследствие кредитов европейским державам.
5. Чем можно объяснить победу стран Антанты? При ответе используйте материалы таблицы на с. 65.
1. Опираясь на материалы учебника и дополнительные источники, самостоятельно составьте сравнительную таблицу «Лидеры модернизации» (США, Франция, Великобритания). В таблице необходимо отразить следующие положения: а) названия крупнейших монополий; б) в какой отрасли они добились успехов; в) существуют ли они в наши дни.
На основе анализа таблицы подготовьте развёрнутый письменный ответ в форме доклада.
2. Подготовьте реферат на тему «Геополитические теории». При подготовке реферата следует осветить следующие вопросы: а) когда возникли геополитические теории и кого можно причислить к их авторам; б) какое значение эти теории имели в ходе подготовки мировой войны; в) существуют ли в наши дни новые теории и если да, то в чём их новизна.
3. Прочитайте фрагмент из работы Д. Неру «Взгляд на всемирную историю» (1942).
«Одной из целей, к которой последовательно стремилась английская политика в Индии, было создание имущего класса, который, будучи креатурой англичан, зависел бы от них и служил бы им опорой в Индии. Англичане поэтому укрепили позиции феодальных князей и даже поощряли социальный консерватизм под предлогом невмешательства в дела религий. Все эти имущие классы были сами заинтересованы в эксплуатации страны и вообще могли существовать только благодаря такой эксплуатации В Индии постепенно сложился средний класс, накопивший некоторый капитал, чтобы вложить его в дело Единственным классом, чей голос был слышен, являлся новый средний класс; детище, родившееся фактически от связи с Англией, начинало её критиковать. Этот класс рос, и вместе с ним росло национальное движение »
Как автор объясняет появление нового социального слоя в Индии? Согласны ли вы с мнением автора? В чём, на ваш взгляд, он ошибается? Дайте аргументированный развёрнутый ответ в виде тезисов.
4. Подготовьте двухминутное слайд-шоу, посвящённое антивоенным плакатам и карикатурам времён Первой мировой войны, выпущенным разными государствами-участниками. Используя соответствующие сайты (как вариант ria.ru/infografika; www.msk.kp.ru), подготовьте подробное описание каждого из изображений (в какой стране и когда оно было сделано; в чём основной посыл этого плаката или карикатуры) и сделайте небольшое историческое введение к данному слайд-шоу.
5. Обсудите на круглом столе или семинаре вопрос о том, почему Соединённые Штаты Америки приняли решение вступить в Первую мировую войну. Подготовьте и сделайте в классе сообщение на тему «Роль и значение участия США в Первой мировой войне».
Первая мировая война
Презентация предназначена для урока истории в 11 классе
Содержимое разработки
Первая Мировая война 1914 – 1918 гг.
Всеобщая история, 11 класс
учебник под ред. Загладина Н.В.
Самостоятельно составьте план изучения Первой Мировой войны по пунктам. Свяжите их по смыслу, чтобы каждый пункт был логическим продолжением предыдущего.
Могли ли происходить столкновения интересов разных стран в зоне колониальных владений? Назовите эти зоны. Вспомните локальные конфликты, произошедшие из-за столкновения разных интересов.
Посмотрите на карту и назовите основные страны, которые принимали участие в колониальных войнах. Найдите их колониальные владения.
Филиппино-американская война (1899 – 1902 гг.)
Назовите основные локальные конфликты, которые представлены на данных карикатурах. По каким характерным признакам вы узнали их?
Образование военно-политических блоков.
Карикатура начала XX в.
Образование военно-политических блоков.
Российский плакат 1914 года.
Образование противоборствующих блоков в Европе
Блок Центральных держав
1893 – союзный договор России и Франции
1879 – союзный договор Австро-Венгрии и Германии
1904 – заключение англо-французского союза
1882 – заключение Тройственного союза (Германия, Италия и Австро-Венгрия)
1907 – соглашение России и Великобритании
Присоединение к австро-германскому блоку Турции (1914) и Болгарии (1915)
Как повлияло на развитие международных отношений создание двух систем союзов?
В начале XX века в Европе образовались два военно-политических блока, которые имели общие цели.
Причины начала войны
Вспомните основные причины начала войны. Сформулируйте их и впишите в схему.
Прочитайте отрывок из монографии «Первая Мировая война. Пролог XX в» на стр. 63 учебника и ответьте на вопросы:
Найдите ошибки в тексте и прочитайте текст в правильном варианте
Вспомните, какое событие считается поводом к началу Первой Мировой войны? Обоснуйте свою точку зрения.
Поводом к началу Первой мировой войны послужило
убийство, в столице Хорватии Сараево, наследника
австрийского престола Франца Фердинанда. Это
преступление было совершено албанским террористом
Гаврилой Принципом. Нити заговора вели в Сербию,
поэтому немедленно, без предъявления ультиматума,
союзник Сербии – Италия – начала всеобщую
Найдите ошибки в тексте и прочитайте текст в правильном варианте
Поводом к началу Первой мировой войны послужило
убийство, в столице Хорватии Сараево, наследника
австрийского престола Франца-Фердинанда. Это
преступление было совершено албанским террористом
Гаврилой Принципом. Нити заговора вели в Сербию,
поэтому немедленно, без предъявления ультиматума,
союзник Сербии – Италия – начала всеобщую
Однако несколько лет он жил в Сербии – этот факт дал правительству Габсбургов предположить, что Сербия замешана в акте террора.
Убийство в Сараево
Прочтите отрывок из австрийского ультиматума Сербии (23 июля 1914 г.) и ответьте на вопрос:
Можно ли утверждать, что данный ультиматум носил провокационный характер и был рассчитан на то, что Сербия отвергнет его? Свой ответ обоснуйте и подтвердите пунктами из документа.
Прочтите отрывок из австрийского ультиматума Сербии (23 июля 1914 г.) и ответьте на вопрос:
Подумайте, что было бы, если Сербия согласилась принять ультиматум Австро-Венгрии? Как Вы считаете, война бы состоялась?
Основные военные действия на Западном фронте
Итоги военной кампании
Используя карту в учебнике на стр. 63 – 66, в таблицу выпишите основные военные действия и их значения. Подведите главный итог к каждому году войны.
Проследите по картам, какие главные изменения произошли после Первой Мировой войны. Сформулируйте итоги и запишите их в таблицу.
Д/З: Заполнить таблицу, подвести итоги Первой Мировой войны, записать общий вывод.
Письменно подвести общий итог: «Что дала миру Первая Мировая война»?