Как вы понимаете что хорошо сделали свою работу
Зачем делать работу хорошо? Манифест Качества
Генеральный директор компании Nekki Дмитрий Терёхин поделился своими мыслями о том, почему одни люди делают работу хорошо, даже когда этого никто не видит, а другие поступают небрежно, независимо от вознаграждения.
То, что я напишу здесь, достаточно трудно понять, и еще сложнее объяснить. Тем не менее, я верю, что мы все подсознательно знаем, о чем идет речь, и со временем смысл сказанного будет раскрываться всё полнее.
Многие из понятий, которые я использую, не имеют однозначного определения и допускают различные трактовки. Не цепляйтесь к словам — просто попробуйте почувствовать то, что за ними стоит.
Итак, начнем. То, о чем я собираюсь поговорить, я называю Качеством. Качество — не синоним правильности. Это нечто большее. Правильно выполненная работа — это еще не работа, выполненная Качественно. Это просто работа, удовлетворяющая чьим-то правилам. А что, если нет того, чьи правила надо выполнять?
Для тех, кто не понимает разницы, всегда возникает вопрос: зачем делать что-то сверх правил? Зачем делать качественнее, чем меня просят? Зачем делать качественно то, что никто не увидит и не оценит? Зачем делать то, за что мне не платят?
Никто не сможет дать на этот вопрос убедительного ответа. Ответа, который расставил бы всё по местам и дал бы каждому достаточную мотивацию для Качества. А когда убедить нельзя, остаётся только верить и выбирать с кем по пути. Для тех, с кем мне по пути, я решил написать манифест.
Но сначала немного теории.
Самым родственным понятием Качеству на данный момент я считаю древнегреческое Арете. Этим словом называлось совершенство в чем-либо, будь то военное дело, спорт, искусство или знания. Арете было тесно связано с личной эффективностью и максимальным раскрытием человеческого потенциала. Рискну предположить, что для древних греков Арете было смыслом жизни.
Поэтому, возвращаясь к вопросу, зачем поступать качественно, если этого не просят — можно дать ответ: поступать иначе противоречит смыслу жизни. Поступать иначе — значит пренебрегать своими возможностями. Пренебрегать потенциалом, данным человеку, когда он пришел в этот мир.
Но как добиться Качества?
Возможно, и на этот вопрос нельзя дать логического ответа. Мы выяснили, что недостаточно просто выполнять работу по правилам. То проявление Качества, которое может быть описано словами, автоматически превращается в правила, и мы возвращаемся к тому, с чего начали.
Значит, у Качества есть и другое проявление. Помимо логического, рационального, есть еще и второе — духовное, романтическое проявление качества. То необъяснимое, что внушает благоговение тем, кто соприкасается с ним.
Научить Качеству нельзя, но можно задать себе вопросы: люблю ли я то, что делаю? Не стыдно ли мне за это? Могу ли я вдохновиться своей работой и вдохновить других? Совершил ли я хотя бы маленький подвиг, стал ли хоть немного лучше?
А еще можно спросить себя: если бы я знал, что этот поступок станет последним в моей жизни, сделал бы я его так же?
Можно еще много сказать о Качестве, но Качество заключается и в краткости. Поэтому я попробую декларировать главные принципы в виде короткого манифеста:
Закончить эту статью я хочу цитатой из замечательной биографии Стива Джобса, написанной Уолтером Айзексоном:
«Прошло полвека, а этот забор на заднем дворе дома в Маунтин-Вью так и стоит. Показывая мне его, Джобс гладил штакетины и вспоминал урок, который преподал ему отец. Нужно тщательно отделывать обратную сторону шкафа и забора, учил Пол. Неважно, что они не на виду. «Ему нравилось все делать хорошо. Даже то, что никто никогда не увидит».
Формула успеха: как понять, своим ли делом мы занимаемся
Об авторе: Марина Мелия — профессор психологии, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса. Приобрести книгу можно на сайте «Лабиринта». Весь гонорар автора передается в благотворительный фонд «Дом с маяком».
Встречая человека профессионально состоявшегося, я всегда пытаюсь понять, почему он успешен в своем деле, почему за помощью и советом идут к нему, а не к его коллеге, почему именно его пытаются заполучить в свою команду. Что объединяет таких людей, из чего складывается их формула успеха? Если почитать воспоминания о великих людях прошлого или приглядеться к тем, кто сегодня добивается выдающихся результатов, кто достиг невероятных высот в профессии, можно понять, что определило их успех. Я бы выделила пять главных, базовых составляющих.
Делаю то, что люблю
Любовь к делу, которому ты служишь, — один из самых важных и точных критериев, говорящих о том, что человек нашел себя в профессии. Работа занимает большую часть нашей жизни. Поэтому заниматься надо тем, что действительно нравится. Тогда вдохновляет сам процесс: мы получаем мощную энергетическую подпитку — интеллектуальную, эмоциональную и даже физическую. Мы ощущаем «внутренний огонь» — он согревает нас, поддерживает, дает силы двигаться вперед. И какой бы напряженной ни была работа, сколько бы времени и сил мы ни потратили, мы не чувствуем себя опустошенными, потому что делаем свое дело и ничего другого нам не надо. Знакомый летчик на вопрос, чем бы еще он мог заняться, если бы не авиация, ответил без пафоса, как будто даже немного стесняясь: «Да, наверное, ничем. Я небо люблю и ничего больше не умею — только летать». Когда мы говорим «пилот от Бога» или «врач от Бога», это значит, что в одном человеке сошлось все — предназначение, его собственное желание, возможности, и, конечно, любовь к своему делу.
Я лучший!
Люди профессионально успешные — вне зависимости от того, в какой сфере они работают и чем занимаются, — верят, что они лучшие в своем деле и таких, как они, возможно, просто больше нет. Однажды я обратила внимание, как лихо официант одного из самых известных в Москве ресторанов скручивает салфетки. Заметив, что я за ним наблюдаю, он безапелляционно заявил: «Так, как я, этого не делает никто в мире». Как истинный профессионал, он уверен, что знает свое ремесло лучше других, что не случайно оказался в этом месте и в это время и что ему нет равных. Интересно, что у настоящих профессионалов, самодостаточных, уверенных в собственной значимости, уникальности, успехи других не вызывают ни ревности, ни зависти. Напротив, они с удовольствием подмечают и оценивают чужие достижения: значит, есть тот, кто с ними «одной крови», с кем можно говорить на одном профессиональном языке.
Все в дело
Успешный человек, как сверхчувствительный локатор, улавливает и подмечает вокруг себя все, что так или иначе относится к его профессии, что можно «пустить в дело», что может пригодиться сегодня или в будущем.
Так, университетский преподаватель, готовясь к очередной лекции, выхватывает из жизни подходящие примеры или, читая книгу, отмечает для себя моменты, способные проиллюстрировать проблему, о которой он собирается рассказать студентам. А опытный архитектор, оказавшись в незнакомом городе, моментально оценит удачное расположение элементов на фасаде старинного здания и возьмет эту идею «на карандаш», чтобы использовать для своего следующего проекта. Даже достигнув профессиональных высот, такой человек продолжает учиться: его не оставляет ощущение, что есть что-то, чего он пока не знает. Он делает свое дело легко, с удовольствием, многое схватывает на лету.
Изо всех сил
Тот, кто нашел себя в деле, готов в него вкладываться, работать с огромным напряжением, не замечая, сколько потрачено времени — «счастливые часов не наблюдают». У таких «счастливчиков» редко бывает хобби — они живут своей работой. Даже усталые и больные, они способны «включаться на полную мощность», работать с энтузиазмом и максимальной самоотдачей, с удовольствием выполнять в том числе и рутинную работу, да так, как никто другой сделать не сможет. Им нравится прилагать усилия, преодолевать себя, работать на пределе возможностей. Я видела, как первоклассный хирург, который провел подряд три операции и, казалось, еле держится на ногах («Две минуты передохну и домой»), вызвался проконсультировать молодого коллегу: «консультация» в операционной продлилась еще пять часов — он просто взял сложную операцию на себя, а коллега ему ассистировал. «Откуда силы?» — задаешься вопросом, глядя на таких людей. Ответ очевиден: человек занят своим делом, и оно дает ему эти силы.
За гранью собственного «Я»
Истинный профессионал, преданный своему делу, верит, что от его работы многое зависит, что она нужна не только ему, что он вносит свой вклад в нечто более важное, чем его собственная жизнь.
Яркий пример — адвокаты, специалисты высочайшего класса. Час их работы стоит огромных денег, тем не менее, они находят время на защиту людей, которые не в состоянии оплатить их услуги, просто потому, что убеждены — каждый имеет право на справедливость. Своей деятельностью они поддерживают благородный статус профессии, в то время как некоторые их коллеги ради денег легко изменяют своим принципам. Это «расслоение» хорошо видно не только среди юристов, но и среди врачей, учителей, консультантов. Когда мы уверены, что не просто зарабатываем деньги, а приносим пользу людям, обществу, мы выходим на совершенно другой профессиональный уровень: мы готовы плыть против течения, действовать вопреки обстоятельствам, преодолевать препятствия, потому что знаем — всегда найдется тот, кто оценит наши усилия. Пусть даже не сразу. Главное — выполнить свою миссию, свое предназначение.
Великолепная пятерка
Если посмотреть на эти пять составляющих, становится понятно, что успех приходит к тем, кто движется «по своей колее», живет в согласии с собственной природой и своими желаниями, считает свою профессию нужной и полезной, кто вкладывается в свое дело по максимуму и высоко оценивает себя как профессионала. Попробуем примерить к себе эти пять элементов: если все они не про нас — дело плохо. Если любимая работа не отвечает нам взаимностью, может быть, стоит «развестись» и поискать другую, с которой мы будем чувствовать себя счастливее?
Я знаю человека, сменившего профессию в 50 лет. Он преподавал социологию в вузе — правда, без энтузиазма. Зато к нему часто обращались за советом, и он готов был часами обсуждать и анализировать чужие проблемы. В какой-то момент он понял, что люди ему доверяют, а он их с удовольствием слушает. Сегодня он востребованный организационный консультант, буквально завален работой. Человек нашел свое дело уже в зрелом возрасте — казалось бы, неожиданный поворот судьбы. Но, оглядываясь назад, он понимает, что именно к этому всегда и шел. Он не растерял ничего из своего личного опыта, из наработанного годами профессионального багажа, и теперь все накопленное им в течение жизни пригодилось и работает на его новое дело. Он занимается им изо всех сил, потому что видит: это важно не только ему, но и другим.
Изменить свою жизнь никогда не поздно — было бы желание. Одна моя знакомая, больше 30 лет проработавшая инженером, в 62 года получила психологическое образование. Она работает в городском социальном центре с пенсионерами, с обездоленными, с теми, кто нуждается в помощи и поддержке. Сейчас ей далеко за восемьдесят, и уже много лет она счастлива в новой профессии. Иногда на помощь приходит «его величество случай».
Представьте себе летчика, который влюбился в девушку, боявшуюся летать. Конечно, ему захотелось доказать ей, что на самом деле самолет — это совсем не страшно. В конце концов тема фобий настолько его увлекла, что он закончил психологический факультет и теперь профессионально занимается лечением аэрофобии.
Настоящим «делом жизни» может стать увлечение или хобби. Так, владелица фирмы по ландшафтному дизайну в советское время закончила Московский авиационный институт и потом много лет прилежно трудилась в конструкторском бюро. В 1990-е годы оборонная промышленность пришла в упадок, и она осталась без работы. Встал вопрос, что делать дальше. Пытаясь найти выход из, казалось бы, безвыходного положения, она перебирала в уме все, чему научилась за свою жизнь, и вдруг поняла: единственное, что всегда делала с удовольствием, так это выращивала цветы на своих шести сотках. Причем она готова была заниматься этим с утра до вечера и добивалась прекрасных результатов. Она нашла курсы ландшафтного дизайна, выучилась, получила диплом и начала брать заказы — поначалу небольшие, потом дело разрослось, работать приходилось сутками, и она пригласила помощников. А дальше — организовала фирму и даже написала книгу. И теперь благодарит судьбу за то, что когда-то ее выгнали с работы — сама бы она ни за что не решилась уйти. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Но чтобы найти свое дело, совсем не обязательно ждать от судьбы ударов или, наоборот, подарков. Конечно, не каждый готов к переменам, готов рисковать. Недаром говорят, «от добра добра не ищут». Кто-то живет вполнакала, но ничего менять не собирается: «Ведь работа — от слова «раб», все так живут». А те, кто хочет перемен, должны понимать, что добраться до вершины «на раз» не получится, придется и потрудиться, и попотеть, и потерпеть. Но когда идешь на это сознательно, возникает «эффект бумеранга»: мы отдаем себя любимой работе, а работа дает нам силы жить и двигаться вперед. И тогда мы счастливы, как был счастлив легендарный Стив Джобс, создатель корпорации Apple, или Александр Львович Галецкий, директор детского дома в Ярославской области, с которым меня свела судьба. Оба они меняли и меняют наш мир. И неважно, что один известен всем, а другой — небольшому кругу людей.
Помню, как когда-то, в ходе разговора с молодым предпринимателем я вдруг почувствовала: «Вот оно, все пять элементов сходятся», — и уже через несколько лет любовалась его фотографией в журнале Forbes. Сотни таких «живых примеров» помогли мне вывести формулу успеха из пяти слагаемых. Эти пять элементов — всего лишь «вешки», опознавательные знаки «свое — чужое», помогающие проанализировать свою жизнь и понять, своим ли делом мы занимаемся. Но если поместить всю эту «великолепную пятерку» в один «сосуд» — получится настоящий энергетический коктейль. И тогда человек будет успешен и счастлив.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Критерии, по которым можно судить об эффективности работы сотрудника
1. Работник может оценить объем работ и выполнить его в этот срок.
Способность оценить объем работы, а также разбить ее по пунктам и оценить каждый из них — это очень непростая задача. Если еще придется выполнять этот объем задач, а также необходимо будет уложиться в отведенные сроки, то это по плечу только настоящему профессионалу.
Если разработчики выполняют проект в оцененное ими же время, значит это можно считать критерием эффективной работы сотрудника.
2. Выполнение проекта без внесения, в последствии, значительных изменений.
Этот критерий означает что сотрудник хорошо ознакомился с задачей, понял ее и при реализации принимает верные решения и современные способы реализации. Важным тут является то, что задача должна быть подробно описана и не иметь двойного смысла. Чтобы все понимали эту задачу одинаково без разночтений.
3. Редко ошибается, полученный результат содержит мало ошибок.
Выполнять работу без ошибок может только высококвалифицированный и внимательный сотрудник. Это означает что работник ценит свое время, время компании. После выполнения работы не надо будет долго переписываться с отделом тестирования или заказчиком, чтобы проект был принят.
4. Реализация дополнений к проекту проходит быстро с минимальными затратами.
Этот критерий говорит об опыте сотрудника. На сколько он все продумал и учел. Сделал свою работу адаптивной к изменениям.
5. Сотрудник обучает других.
Способность научить другого человека чему-то — это талант и терпение. Все ведущие разработчики должны научиться обучать других. Благодаря этому в коллективе будут расти профессиональные качества остальных работников, а также это очень сильно объединяет людей. Таких людей в вашей компании надо ценить и мотивировать.
6. Сотрудник помогает руководителю и консультирует его.
Квалифицированная поддержка и помощь в принятии решения очень важный критерий для руководителя. Аргументированные доводы всегда полезны особенно там, где другие не очень компетентны и их решения основываются на мнении своих подчиненных.
7. Самообучение и Саморазвитие.
Человек который не развивается, не развивает и компанию. Ему нечего предложить, он довольствуется тем что есть. Современный мир очень динамично развивается и чтобы быть наравне со всеми, не говоря уже о том, чтобы быть выше остальных, надо постоянно обучаться и внедрять что то новое, перспективное. Поэтому люди, которые в перерывах между проектами не сидят социальных сетях, а изучают что то инновационное, очень ценятся в коллективе.
Мы с вами рассмотрели критерии, по которым можно определить насколько эффективно сотрудник работает. Найти такого, который удовлетворяет всем критериям — это сложная задача. Но, имея несколько из них в своем запасе, сотрудник из простого подчиненного превращается в мощный «двигатель» развития компании. Таких сотрудников надо выявлять, ценить и всячески поощрять и даже материально.
ЖизньЧеклист: 8 признаков того, что вы работаете лучше, чем кажется
Даже если вас всё время одолевают сомнения
Ощущение, что вы не заслужили собственного успеха, а все окружающие просто ошибаются на ваш счёт и когда-нибудь обязательно раскроют, что вы ничего собой не представляете, также известное как синдром самозванца, знакомо многим. Оно может возникнуть по самым разным причинам — например, женщинам культурные установки предписывают быть скромными и не рассказывать о своих успехах. К тому же многие до сих пор живут с уверенностью, что критика полезна, а вот если «захвалить» человека, он, наоборот, «расслабится» и не добьётся никаких результатов.
Неудивительно, что многие из нас часто сомневаются в своих успехах: кажется, понять, достаточно ли мы справляемся с тем, чем занимаемся, невозможно — обратную связь можно получить далеко не всегда. Но страхи вовсе необязательно оказываются реальностью. Рассказываем, как понять, что вы на самом деле неплохо справляетесь с работой — даже если вам совсем так не кажется.
Вы хорошо распределяете время
Будем честны: проблемы с тайм-менеджментом порой встречаются даже у тех, у кого в остальных рабочих моментах всё прекрасно (что, конечно, не значит, что нужно расслабиться и перестать стараться делать всё вовремя). Но если вы чаще всего успеваете делать всё в срок, это говорит о профессионализме: вы как минимум научились распределять задачи по уровню сложности и по срочности, а также представляете, сколько времени потребуется на то или иное дело. Умение чётко рассчитывать время и распределять ресурсы точно пригодится вам в карьере — если у вас его пока нет, самое время начать над этим работать.
Коллеги спрашивают у вас совета
Верный признак, что вы разбираетесь в какой-то теме или проблеме — окружающие спрашивают вашего мнения или консультируются по вопросам, в которых, по их мнению, вы понимаете больше. Или, например, вас зовут читать лекции или обучать других сотрудников — это означает, что, скорее всего, вы накопили определённый опыт и готовы делиться им с другими, с теми, кому он нужен. Не забывайте, что один человек не может знать всего, так что если у вас не получается с ходу ответить на какой-то вопрос коллеги, это не обязательно признак того, что вы некомпетентны. Главное — стремиться к новым знаниям, трезво оценивать пробелы в уже имеющихся и понимать, где именно стоит искать нужные ответы — пресловутое «умение учиться» никто не отменял.
Вы берётесь за сложные проекты
Расхожий совет для тех, кто хочет оценить собственный прогресс — сравнивать себя не с другими, а с собой в недавнем прошлом. В ситуации, когда, кажется, невозможно разобраться, справляетесь ли вы с рабочими обязанностями на достаточном уровне, вспомните, как вы работали, когда только вышли на новое место или заняли нынешнюю должность. Скорее всего, с тех пор всё изменилось: вы берёте на себя более сложные задачи и проекты, научились новому и чувствуете себя увереннее в делах, которые стали рутинными — или по крайней мере стремитесь к этому. Если вы чувствуете, что развиваетесь, и вкладываетесь в это на все сто процентов, поводов волноваться быть не должно.
Вы ставите перед собой большие цели
Конечно, это не значит, что вы должны знать ответ на классический вопрос всех собеседований «Где вы видите себя через пять лет?». А вот представлять, чем вы хотели бы заниматься в будущем и какой карьерный путь вам нужен, не повредит никому. Правда, для того, чтобы качество работы было высоким, просто представлять желаемое мало — нужен план действий, а также желание ему следовать. Если вы знаете, куда движетесь, зачем вам нынешняя работа и чего вы хотите добиться с помощью нынешней должности, скорее всего, у вас всё в порядке.
Вы высказываете мнение на совещаниях
К совещаниям и рабочим планёркам многие относятся формально (недаром про них существует столько мемов) — хотя это хороший способ оценить работу подразделения, подумать над новыми задачами и решить насущные проблемы. Если вы относитесь к совещаниям серьёзно и используете их не для того, чтобы просто посидеть в телефоне, а внимательно слушаете и высказываете свои идеи, скорее всего, вы не тратите время зря — а значит, работаете так, как хотелось бы вашим коллегам. А если идеи, которые вы высказываете в общем обсуждении, воплощают в жизнь или как минимум прислушиваются к ним, у вас наверняка меньше поводов нервничать о качестве работы, чем кажется.
Если вас что-то не устраивает, к этому относятся внимательно
Даже в работе мечты могут встретиться моменты, которые вас не устроят и которые захочется изменить. Это совсем не обязательно значит, что работа вам не подходит или что вы не подходите этой компании: вопрос лишь в том, есть ли у вас возможность заявить, что вас что-то не устраивает, и как на это реагируют. Если к словам о том, что вам что-то не нравится, относятся внимательно — значит, компания о вас беспокоится, а вы на своём месте.
5 признаков хорошей работы
1. Перспективы
Одну из известных теорий мотивации выдвинул американский психолог Фредерик Герцберг. Согласно его исследованию, факторы, которые мотивируют людей работать, — это признание, ответственность и ощущение своей ценности для компании.
Как можно понять, что вас ценят и признают ваши заслуги? Например, по возможности роста в должности, если не сейчас, то в перспективе, расширению круга задач, денежным поощрениям — за высокие результаты или успешный проект. Если на вашей работе возможностей для развития нет, и ничего кроме устного «Спасибо!» вы не получаете (и то не всегда), то система в итоге дает сбой: дела превращаются в рутину, а стремления двигаться вперед нет.
Как проверить. Представьте себя через три года в той же компании. Вас повысили в должности? Поменялись задачи? Увеличилась ли зона ответственности? Интересно ли вам это?
Если представить на своем примере тяжело, посмотрите на коллег: а какая у них карьерная история? Довольны ли они? Считают ли они, что их оценивают по достоинству?
Если на все эти вопросы ответ «нет», то по этому пункту можно ставить работе минус.
2. Зарплата, которая не ущемляет
Конечно, зарплата — главный фактор, по которому оценивают место работы. И конечно, чем она выше, тем лучше, а предела мечтам нет. Но на что ориентироваться, если говорить не о мечтах, а о реальности?
На рыночный уровень. Ваша зарплата в рынке, выше рыночного уровня или ниже него? А что, если она выше средней по рынку, но ниже зарплаты вашего коллеги на той же должности, о чем вы случайно узнали и очень расстроились? Говорить уместно скорее об отношении к зарплате, а не о ее фактическом размере.
Как проверить. Очень просто. Вам хватает вашей зарплаты на жизнь? У вас есть возможность на этой работе получать больше? А в других местах? Какую зарплату предлагают в вакансиях с обязанностями аналогичными вашим? Вы считаете, что компания платит вам столько, сколько вы заслуживаете?
3. Гарантии и выполнение обязательств
Стабильность для россиян — очень важное качество. Один из опросов на hh.ru показал, что ее ждут от работодателей 60% опрошенных соискателей. В это понятие входит не только официальное оформление, но и социальные гарантии, уверенность в том, что работа не будет создавать проблем с законом — в том или ином виде.
Как проверить. У вас белая зарплата? А есть та самая «уверенность в завтрашнем дне»? Хотели бы вы, чтобы ваши близкие имели работу с такими же гарантиями, что и у вас?
4. Развитие
Развитие может быть и личным, и профессиональным. А лучше — и то, и другое сразу: разочарование от работы, в рамках которой вы не развиваетесь, может быть даже сильнее разочарования от маленькой зарплаты. Вам наверняка встречались примеры, когда люди уходили из престижных компаний, с хороших должностей, отказываясь от довольно высоких зарплат, на условия поскромнее, но с большими возможностями для развития, и объясняли это тем, что «засиделись» и «задыхаются».
Как проверить. Что нового вы узнали за последний год работы? У вас есть возможность обучаться чему-то непосредственно на работе или за счет работодателя? Представьте себя лет через 5-10: в будущем вам пригодятся навыки, которые вы получили на этой работе? Вы можете с гордостью говорить о результатах своей работы?
5. Коллектив, внушающий доверие
Коллег, в отличие от друзей, выбирают — правда, за нас это делают руководители и рекрутеры. И на отношения в коллективе во многом влияют компания и ее руководители. Уважительные и доверительные отношения внутри организации — обязательный фактор, который отличает хорошую работу. Сюда же входит уважение и доверие к руководителю.
Как проверить. Прислушиваются ли коллеги к вашему мнению? Вы можете доверять своему начальнику? Вы готовы попросить совета у коллег, если нужна помощь? Вам есть чему учиться у окружающих? В коллективе здоровая психологическая атмосфера?