Как вы понимаете что такое честность 4 класс
Значение слова «честность»
1. Свойство по прил. честный (в 1 знач.). Честность намерений.
2. Честное отношение к кому-, чему-л., честное поведение. О честности Смердякова подтвердил [Григорий] почти с жаром и тут же передал, как Смердяков во время оно, найдя оброненные барские деньги, не утаил их, а принес барину. Достоевский, Братья Карамазовы. — Честность в науке так же необходима, как знания. Гранин, Искатели.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие и так далее.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
че́стность
1. свойство по значению прилагательного честный; правдивость
2. честное отношение к кому-либо, чему-либо, честное поведение
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бюрократичный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Беседа «Что такое честность?»
Класс: 8
«Величайшая обида, которую можно причинить
честному человеку, – это заподозрить его в нечестном.»
/Вильям Шекспир/ (Слайд 2)
Учитель: Сегодня мы попробуем с вами быть искренними в исследования понятия «честность». Казалось бы – что проще? Однако так часто приходится возвращаться к вопросам, связанным с честностью в поведении, в ответах на поставленные вопросы.
I. Ребята, а как вы понимаете смысл понятия «честность»? (Слайд 3)
II. А может ли быть сопоставимой честность и чуткость?
Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.
Некоторые воспринимают прямоту легче другие – труднее. Предлагаем вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:
III. Как себя чувствуешь, когда тебе лгут? (Слайд 5)
IV. А бывает ли «невинная ложь»? (Слайд 6)
Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме.
Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.
Некоторые воспринимают прямоту легче другие – труднее. Предлагаем вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:
V. Как вы думаете, что значит быть честным перед собой?
VI. А как тогда понимать «самообман»?
VII. Давайте с вами разберем некоторые ситуации. (Слайд 8)
Учитель: Классный руководитель собирает ваши дневники, чтобы проверить, все ли оценки, полученные вами за неделю, выставлены в дневник. И неоднократны случаи, когда некоторые из вас говорят, что забыли в надежде, что учитель и сам завтра забудет об этом факте. Как расценивать этот факт?
Учитель: Воспользовавшись хорошим знанием интернета, некоторые умудряются находить решение письменной работы там и спокойно переносить найденное в тетрадь. Как посмотреть на это?
Учитель: Вы помните, что на первом уроке при нашем знакомстве с вами я сказала, что вменяю в обязательность три способа общения: не врать, не воровать и не выражаться нецензурными словами. И вы приняли мое условие все единогласно. А сейчас я буду приводить факты из нашей классной жизни, изменив имена. Давайте обсудим их.
(После непродолжительной тишины ребята начинают обсуждать перечисленные поступки. И это хорошо, значит доброе зерно не засохло в душах.)
VIII. Перед вами несколько вопросов. Как бы вы ответили на них? (Слайд 9)
Учитель: Не отвечайте вслух, ответьте своей совести.
IX. Крылатые слова о честности.
X. Живые примеры. (Слайд 10)
1. Полиция Нижнеудинска отметила школьников за честность и порядочность.
2. Кировский школьник сдал экзамен на честность. (Слайд 11)
Важный экзамен пришлось сдать кировским школьникам – это экзамен на честность и порядочность.
В период работы электронных проездных в «тестовом режиме» было принято решение выдавать школьникам карты централизовано в школах. Однако, до этого некоторые родители успели получить электронную карту в «ЦДС». Таким образом, у некоторых детей оказалось по две карты, а у других – ни одной.
Конечно, кто-то может сказать: «Подумаешь, какое дело – вернул какую-то карточку. Мелочь какая-то». Но из таких мелочей некоторые дети остались без карт.
Директор «ЦДС» Д.Г.Никулин и директор ООО «Электронный проездной» лично поблагодарили Никиту Шевченко за благородный поступок и вручили ему в подарок электронную книгу.
3. Абсолютно непонятыми своими сверстниками остались два австрийских подростка, которые сдали в бюро находок около десяти тысяч евро наличными. Столь немалую сумму школьники обнаружили во время поездки на экскурсию с классом. По словам работников бюро находок, это первый случай в их практике, когда им приносят деньги. И если в течение года владелец потерянных десяти тысяч не объявится, то молодые люди с чистой душой смогут забрать их себе. Впрочем, этот пример бескорыстности меркнет на фоне поступка немецкого военнослужащего, примерно в то же время нашедшего и вернувшего инкассаторам три чемодана с миллионом евро, которые были потеряны на дороге.
XI. Так что же такое «честность»?
Это согласие между мыслями и убеждениями человека и его словами и поступками. Честность мысли – это желание следовать фактам, не скрывая и не искажая их, и не делая выводов на основании ложных сведений. Честность поступков включает точность в денежных делах, искренность во взаимоотношениях.
А вот как дается определение честности в Википедии (Слайд 12):
«Честность – избегание обмана, и в частности мошенничества, в отношениях с другими людьми. По сравнению с правдивостью, понятие честности подчеркивает отсутствие корыстных мотивов дезинформации и вместе с тем снисходительней относится к непредумышленному введению в заблуждение, т.е. человек может оставаться честным, если сообщает другому неправду, в которую верит сам.
Честность – это выдающееся качество, проникающее в самую глубину человеческой сущности. Честность (или отсутствие ее) будет отчетливо проявляться в каждом вашем слове и поступке. Честность, твердость характера, незапятнанная репутация и уважение тесно взаимосвязаны и идут рука об руку по пути к выдающемуся успеху».
Учитель: Так в чем же преимущество честности?
Ученики приводят свои аргументы.
XII. Подведем итоги. (Слайд 13)
Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.
Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.
Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.
Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.
Пусть честность станет вашим спутником по жизни и даст возможность получить уважение и понимание окружающих и ведет вас к успеху! (Слайд 14)
Тема урока «Честность и искренность». 4-й класс
Класс: 4
– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;
– учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности;
– развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Личностные:
– развитие этических качеств личности: честности, доброжелательности, дружбы, эмоционально-нравственной отзывчивости;
– формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.
Предметные: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.
– Метапредметные:
– формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
– формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.
Ресурсы: презентация, карточки с синонимами и антонимами к слову “честность”, плакат “Честность и порядочность”, листы с заданиями для индивидуальной работы.
1. Организационный момент.
Звучит фонограмма песни “Вместе весело шагать по просторам”. Ученики входят в класс парами.
– Надеюсь, что эта весёлая мелодия зарядила вас позитивной энергией, которая поможет активно работать на уроке. (Презентация. Слайды 2–3)
2. Проверка домашнего задания.
– Чему нас учат уроки ОРКСЭ?
– С какими важными понятиями мы уже познакомились на этих уроках?
Вежливость, добро, любовь к Родине, дружба, порядочность.
– Какую тему изучали на предыдущем уроке?
Дружба и порядочность. (Слайд 4)
– Дайте определение понятию “дружба”.
Дружба – одна из высших нравственных ценностей.
Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.
– Дайте определение понятию “порядочность”.
Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.
– Какое творческое задание вы получили к этому уроку?
Написать эссе на тему “Мой друг”.
(Ученица читает эссе. Чтение сопровождается показом презентации к данной творческой работе.)
– Подведём итог. Какие качества помогают дружбе?
Дружбе помогают бескорыстие, доверие, интерес, искренность, милосердие, надёжность, равноправие, свобода, симпатия, честность. (Слайд 5)
3. Объявление темы урока.
– Сегодня я хочу обратить особое внимание только на 2 качества, которые помогают дружбе. Это честность и искренность. Тема нашего урока “Честность и искренность”. (Слайд 6)
4. Результаты исследования и уточнение целей урока.
– Готовясь к этому уроку, 2 ученицы нашего класса провели исследование. О результатах исследования девочки сейчас нам расскажут.
1) Определить, кого учащиеся считают честным человеком.
2) Узнать, всегда ли четвероклассники говорят правду.
3) Выяснить, какие чувства испытывают ребята, если им приходится кому-нибудь солгать.
4) Выяснить, какие чувства испытывают ребята, когда их кто-нибудь обманывает.
5) Узнать, хотят ли четвероклассники поговорить о честности.
(Девочки сообщают цели исследования и результаты анкетирования учащихся класса.)
– По результатам исследования видно, что тема урока ребятам интересна, она их волнует.
Поэтому сегодня на уроке мы постараемся понять, что обозначает слово “честность”, будем учиться оценивать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться, зачем людям нужна честность.
5. Работа над новой темой.
– Как вы считаете, что такое честность?
– Прочитаем, что же обозначат слово “честность”. (Слайд 7)
Честность – это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение. (Данное правило есть в учебнике).
Проверка восприятия. (Слайд 8)
1) Что обозначает слово “честность”?
2) Что честность подразумевает в отношениях с другими людьми?
3) Что отрицает честность?
– Обратите внимание, что составной частью честности является искренность.
– Прочитайте, что обозначает слово “искренность”. (Слайд 9)
Искренность проявляется в отсутствии противоречий между чувствами, намерениями человека и его действиями. (Данное правило есть в учебнике.)
– Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”
– Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.
– Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье. (Слайд 10)
6. Работа над фразеологическим оборотом “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”.
– О честности люди задумывались всегда. У многих народов в давние времена были свои правила и обычаи, по которым определяли честность, правду и ложь.
– Рассказ подготовленного ученика. (Слайд 11)
В Древней Руси существовал довольно жестокий обычай определять честность, правду и ложь. Человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Вода считалась стихией чистой, священной, потому и её суд считали справедливым и объективным. Для этого обвиняемого вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили, он не виновен. Если же всплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого, он виновен. Так и появился фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”, т.е. узнать, виновен или нет. (Данная информация есть в учебнике.)
– Что обозначает фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”?
(Учащиеся записывают значение фразеологического оборота на листах для индивидуальной работы.)
7. Выражения со словом “ЧЕСТНОСТЬ”.
– Со словом “честность” существуют выражения, которые мы часто используем в жизни. Сейчас мы с ними познакомимся.
– Как вы понимаете выражение “ЧЕСТНО ИСПОЛНЯТЬ СВОЙ ДОЛГ”?
Всегда добросовестно выполнять свои обязанности. Например, хорошо учиться в школе.
– Подберите синоним к слову долг.
Беседа о том, как люди разных профессий исполняют свой долг. (Слайды 12–15)
– В народе есть выражение “ОН ПРИНЯЛ ЧЕСТНУЮ СМЕРТЬ”. Когда так говорят?
– Давайте посмотрим клип, посвящённый памяти павших в годы ВОВ. (Слайд 16) Видеофрагмент можно получить у автора статьи.
– Выражение “ДАЮ ЧЕСТНОЕ СЛОВО” довольно распространённое. Очень часто люди с лёгкостью дают честное слово и тут же о нём забывают.
В давние времена особенно крепким считалось честное купеческое слово.
Рассказ подготовленного ученика. (Слайд 17)
В 18–19 веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надёжней любого документа с печатью. Считалось, что нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда испортить свою репутацию, утратить хорошее мнение и добрую славу о себе. Человеку с испорченной репутацией никто и никогда больше не поверит. (Данная информация есть в учебнике.)
– Конечно, было бы хорошо, чтобы во все времена и взрослые и дети умели держать слово.
8. Видеозапись отрывка из мультфильма “Честное слово”.
(Рассказ Л. Пантелеева “Честное слово” был прочитан учащимися на уроке внеклассного чтения в 3 классе.)
– Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма. Постарайтесь вспомнить автора и название произведения. (Слайд 18)
(Показ отрывка из мультфильма по мотивам рассказа Л. Пантелеева “Честное слово”).
Вопросы для обсуждения. (Слайд 19)
– Как называется рассказ?
– Кто написал рассказ?
– Чем закончилась эта история?
– Что можно сказать об этом мальчике?
– Давайте послушаем, что о нём говорит автор. (Слайд 20)
(Показ отрывка из мультфильма по мотивам рассказа Л. Пантелеева “Честное слово”.)
Вопросы для обсуждения. (Слайд 21)
– Как автор относится к мальчику?
– Какова главная мысль рассказа?
– Какое правило честного человека можно составить, прочитав рассказ “Честное слово”?
Честный человек всегда держит слово. (Слайд 22)
9. Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”. (Слайд 23)
– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.
– Честно ли бросать друга в беде?
– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи?
– Честно ли пользоваться подсказками?
– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?
– Честно ли подсказывать другу на уроке?
– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
– Немного отдохнули, садитесь.
10. Анализ ситуаций.
– Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.
Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующей ситуации.
1-я ситуация. (Слайд 24)
– Представьте, что вы нашли на улице кошелёк. Как вы поступите в этом случае?
– Сейчас мы послушаем историю, которая произошла с мальчиком Томми.
Вопросы для обсуждения. (Слайд 26)
– В чём проявилась честность Томми?
– Почему Томми не взял кошелёк себе?
– Давайте составим следующее правило честного человека. (Слайд 27)
Честный человек никогда не берёт чужого.
2-я ситуация. (Слайд 28)
Представьте, что ваш лучший друг кого-то обманул, а вы были свидетелем обмана. Что вы будете делать?
– Промолчите.
– Поссоритесь.
– Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.
(Ответы учащихся.)
– Сформулируем третье правило честного человека. (Слайд 29)
Честный человек не боится сказать правду.
– Сегодня на уроке мы составили несколько правил честного человека, а народ составил таких правил очень много. Прочитать некоторые из них мы сможем, если нам удастся составить пословицы.
11. Пословицы о честности. Работа в парах.
– Перед вами пословицы о честности, но чтобы прочитать их, надо правильно соединить левую и правую части каждой пословицы. (Слайд 30)
(Учащиеся работают на листах для индивидуальной работы.)
Кто вчера солгал, Как бы ни пряталась ложь, Ложь до добра Маленькая ложь Ложь | дружбу губит. за собой большую ведёт. правда её отыщет. тому и завтра не поверят. не доведёт. |
Проверка выполненной работы. (Слайд 31)
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.
Ложь до добра не доведет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Ложь дружбу губит.
(Учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.)
12. Подбор синонимов и антонимов к слову “ЧЕСТНОСТЬ”.
– Сегодня на протяжении всего урока мы говорили о честности. Я хочу проверить, как вы поняли, что обозначает слово “честность”. (Слайд 32)
В первый столбик запишите синонимы к слову “честность”, а во второй – антонимы к этому слову.
(Два ученика работают у доски, остальные на листах для индивидуальной работы.)
Проверка выполненной работы. (Слайд 33)
– Назовите антонимы к слову “честность”.
Подлость, хитрость, бесчестность, жульничество, мошенничество.
– А какие качества надо воспитывать в себе всю жизнь? (Слайд 33)
Обучающиеся называют синонимы к слову “честность”.
Искренность, правдивость, добросовестность, безупречность, надёжность.
– А ещё я хочу добавить, что необходимо научиться быть честным самим с собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.
13. Высказывание Н.Г. Чернышевского о честности. (Слайд 34)
– Русский писатель, учёный и философ Николай Гаврилович Чернышевский о честности сказал так: “Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни”.
– Попадая в какую-либо ситуацию, человек стоит перед выбором, как поступить, а выбор этот не всегда легко сделать.
– Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?
– Давайте послушаем об этом стихотворение.
14. Стихотворение Андрея Ковтуна о честности.
Вкус у неё совсем не сладкий,
Скорее горький, будто дым,
Но честность не растят на грядке,
Чтоб пожинать её плоды.
Не обещая мзды за верность,
Она нам приговор несёт:
Не оскверняться там, где скверна,
И не сгибаться там, где гнёт.
Она всегда неприручима,
Её колючие углы
Не чтут ни имени, ни чина
И разрывают все чехлы.
Она из тех лишь измерений,
Где только “да” и только “нет”,
И слов не ищут безразмерных
На промежуточный ответ.
15. Подведение итогов урока.
– Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: “Зачем людям нужна честность?”. (Ответы детей.)
Честность обеспечивает понимание со стороны окружающих.
Честность помогает добиться торжества справедливости.
Честность вызывает уважение, задаёт направление развитию человека.
Звучит фонограмма песни “Дорогою добра”. (Слайд 36)
16. Домашнее задание.
Прочитать материал учебника, выучить правила.
Найти пословицы о честности, записать их в тетради.
На следующем уроке мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.
Конспект урока ОРКСЭ по теме «Честность и искренность» 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель : Чибчикова М.И.
Тема : Честность и искренность.
формировать представление о понятиях: честность, искренность.
Задачи:
учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях;
оценивать позитивные качества честности;
развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
– Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, искренность, доброта, порядочность, бескорыстие.
Развитие умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, умения отличать их ложные проявления.
Формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
Умение договариваться друг с другом, работая в группе.
Формы и виды деятельности :
Работа в группах, в парах, индивидуальная
Работа со слайдами
Технология развития критического мышления
Доброе утро солнцу!
Доброе утро птицам!
Доброе утро всем Вам!
Мы рады улыбчивым лицам!
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть и вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям!
-Как вы понимаете эти строки стихотворения?
— Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.
— Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?
(выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ)
— Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.
Вопросы для обсуждения:
1.Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?
2.Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?
3.Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)
4.А как бы вы поступили в подобной ситуации?
Определите тему урока. Честность.
Учащимся предлагается сформулировать вопросы, ответы на которые необходимо получить на уроке,
1. Что такое честность?
2. Как научиться быть честным?
3. Всегда ли честный человек говорит правду?
4. Зачем людям нужна честность? И др.
IV . Первичное осмысление и закрепление .
Что такое «Честность?».Работа в группах:
– Прочитаем, что же обозначат слово “честность”. (Слайд )
Честность – это искренность , добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение. (Данное правило есть в учебнике).
Проверка восприятия. (Слайд )
1)Что обозначает слово “честность”?
2) Что честность подразумевает в отношениях с другими людьми?
3) Что отрицает честность?
– Обратите внимание, что составной частью честности является искренность.
– Прочитайте, что обозначает слово “искренность”. (Слайд 9)
Искренность проявляется в отсутствии противоречий между чувствами, намерениями человека и его действиями. (Данное правило есть в учебнике.)
– Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”
– Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.
– Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье. (Слайд 10)
2. Работа над фразеологическим оборотом “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”.
– О честности люди задумывались всегда. У многих народов в давние времена были свои правила и обычаи, по которым определяли честность, правду и ложь.
В Древней Руси существовал довольно жестокий обычай определять честность, правду и ложь. Человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Вода считалась стихией чистой, священной, потому и её суд считали справедливым и объективным . Для этого обвиняемого вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили, он не виновен. Если же всплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого, он виновен. Так и появился фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”, т.е. узнать, виновен или нет. (Данная информация есть в учебнике.)
Что в этом хорошего?
Что в этом плохого?
3. Выражения со словом “ЧЕСТНОСТЬ”.
– Со словом “честность” существуют выражения, которые мы часто используем в жизни. Сейчас мы с ними познакомимся.
– Как вы понимаете выражение “ЧЕСТНО ИСПОЛНЯТЬ СВОЙ ДОЛГ”?
Всегда добросовестно выполнять свои обязанности. Например, хорошо учиться в школе.
– Подберите синоним к слову долг.
Беседа о том, как люди разных профессий исполняют свой долг. (Слайды
– В народе есть выражение “ОН ПРИНЯЛ ЧЕСТНУЮ СМЕРТЬ”. Когда так говорят?
– Давайте посмотрим клип, посвящённый памяти павших в годы ВОВ. (Слайд )
– Выражение “ДАЮ ЧЕСТНОЕ СЛОВО” довольно распространённое. Очень часто люди с лёгкостью дают честное слово и тут же о нём забывают.
В давние времена особенно крепким считалось честное купеческое слово.
Рассказ подготовленного ученика. (Слайд )
В 18–19 веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надёжней любого документа с печатью. Считалось, что нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда испортить свою репутацию, утратить хорошее мнение и добрую славу о себе. Человеку с испорченной репутацией никто и никогда больше не поверит. (Данная информация есть в учебнике.)
– Конечно, было бы хорошо, чтобы во все времена и взрослые и дети умели держать слово.
Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”. (Слайд )
– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.
– Честно ли бросать друга в беде?
– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи?
– Честно ли пользоваться подсказками?
– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?
– Честно ли подсказывать другу на уроке?
– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
– Немного отдохнули, садитесь.
5. Анализ ситуаций. Работа в группах.
– Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.
Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующей ситуации.
Каждая группа получает по ситуации для обсуждений в группе.
Вы в магазине покупаете продукты, и кассир даёт вам лишние деньги в виде сдачи. Как вы поступите в этом случае? Составьте по своей ситуации правило честного человека. (Честный человек никогда не берёт чужого) (Слайд )
Вы заигрались у друга, и не успели убрать в своей комнате до прихода родителей. Что вы скажете родителям? Сформулируйте правило честного человека. (Честный человек не боится сказать правду)
Отец мальчика, укравшего у товарища велосипед, долго убеждал сына сознаться, обещая, что не накажет его. А когда мальчик сознался, отец тут же закричал «Ну и выпорю я тебя сейчас!» Составьте правило честного человека
(Честный человек должен держать слово)
– Сегодня на уроке мы составили несколько правил честного человека, а народ составил таких правил очень много. Прочитать некоторые из них мы сможем, если нам удастся составить пословицы.
1. Пословицы о честности. Работа в парах.
– Перед вами пословицы о честности, но чтобы прочитать их, надо правильно соединить левую и правую части каждой пословицы. (Слайд )
(Учащиеся работают на листах для работы в парах)
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.
Ложь до добра не доведет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Ложь дружбу губит.
(Учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.)
Подбор синонимов и антонимов к слову “ЧЕСТНОСТЬ”.
– Сегодня на протяжении всего урока мы говорили о честности. Что обозначает слово “честность”. Работа в парах (Слайд )
В первый столбик запишите синонимы к слову “честность”, а во второй – антонимы к этому слову.
(Два ученика работают у доски, остальные на листах для индивидуальной работы.)
Проверка выполненной работы. (Слайд )
– Назовите антонимы к слову “честность”.
Подлость, хитрость, бесчестность, жульничество, мошенничество.
– А какие качества надо воспитывать в себе всю жизнь? (Слайд )
Обучающиеся называют синонимы к слову “честность”.
Искренность, правдивость, добросовестность, безупречность, надёжность.
– А ещё я хочу добавить, что необходимо научиться быть честным с самим собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.
3. Высказывание Н.Г. Чернышевского о честности. (Слайд )
– Русский писатель, учёный и философ Николай Гаврилович Чернышевский о честности сказал так: “Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни”.
– Попадая в какую-либо ситуацию, человек стоит перед выбором, как поступить, а выбор этот не всегда легко сделать.
– Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?
VI . Подведение итогов урока.
– Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: “Зачем людям нужна честность?”. (Ответы детей.)
Честность обеспечивает понимание со стороны окружающих.
Честность помогает добиться торжества справедливости.
Честность вызывает уважение, задаёт направление развитию человека.
Так давайте становиться лучше, чище, давайте дарить окружающим нам людям тепло наших сердец, заботу и любовь.
Стадия Рефлексии 2
— Кратко напишите на листочках самое важное, что уяснили с урока.
Обсуждение и выбор самых интересных SMS в группах, затем чтение всему классу.
Творческая деятельность Упражнение «Вернисаж»
-С жителями какого города вам хотелось бы продолжить знакомство?
— В каком из этих городов вам хотелось жить? Почему?
Спасибо вам за честность, искренность. Домашнее задание будет выборочным, оно напечатано на карточках, которые вы возьмете па перемене.
– Звучит фонограмма песни “Дорогою добра”. (Слайд)
VIII . Домашнее задание.
На следующем уроке мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.
Искренность, подлость, хитрость, правдивость, добросовестность, жульничество, безупречность, надёжность, мошенничество.
Искренность, подлость, хитрость, правдивость, добросовестность, жульничество, безупречность, надёжность, мошенничество.
Искренность, подлость, хитрость, правдивость, добросовестность, жульничество, безупречность, надёжность, мошенничество.
Искренность, подлость, хитрость, правдивость, добросовестность, жульничество, безупречность, надёжность, мошенничество.
Как бы ни пряталась ложь,
за собой большую ведёт.
тому и завтра не поверят
• Вы в магазине покупаете продукты, и кассир даёт вам лишние деньги в виде сдачи. Как вы поступите в этом случае? Составьте по своей ситуации правило честного человека.
• Вы заигрались у друга, и не успели убрать в своей комнате до прихода родителей. Что вы скажете родителям? Составьте по своей ситуации правило честного человека.
• Отец мальчика, укравшего у товарища велосипед, долго убеждал сына сознаться, обещая, что не накажет его. А когда мальчик сознался, отец тут же закричал «Ну и выпорю я тебя сейчас!» Составьте по своей ситуации правило честного человека.