Как вы понимаете что такое культура 5 класс
Классный час «Что такое культура», 5-6 класс
Разработка классного часа для учащихся 5-6 класса. Тема: Что такое культура? Что мы называем искусством?
Цели:
— начать проведение цикла классных часов «В мире прекрасного»;
— заинтересовать учащихся тематикой и содержанием занятий;
— способствовать развитию творческих сил школьников, нацелить на самостоятельное приобретение знаний о русской культуре и искусстве.
Оборудование и материалы: выставка книг (альбомов, справочников, энциклопедий) по русской культуре и искусству; песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир!» в фонозаписи; большой кроссворд, начерченный на доске для проведения беседы; демонстрационные карточки со словами к кроссворду; эпиграф.
Ход классного часа
Звучит песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир!».
I. Слово классного руководителя.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами начинаем удивительное путешествие в мир прекрасного. Так будет называться серия классных часов, которые мы проведём в интересной, занимательной форме и узнаем много нового и полезного о русской культуре и искусстве. Посмотрите внимательно, какие книги представлены на этой необычной выставке, которая поможет вам понять, о чём пойдёт у нас в дальнейшем речь.
Классный руководитель показывает и называет альбомы, энциклопедии, словари и справочники.
II. Беседа «Что такое культура? Что мы называем искусством?»
Итак, вы увидели книги, которые помогут нам в проведении классных часов. А теперь ответьте на вопросы:
1. Как вы понимаете слово «культура»?
2. Каких известных музыкантов, композиторов, скульпторов, художников, артистов вы знаете?
3. Кто из вас занимается в музыкальной школе, художественной студии, танцевальном ансамбле, театральном кружке?
4. Какие телевизионные передачи вам нравятся больше всего?
5. Как вы понимаете слово «искусство»?
Как правило, ребята очень активно участвуют в беседе, и классный руководитель должен быть готов к тому, что может услышать неправильное толкование слов «искусство» и «культура», фамилии иностранных деятелей искусства, названия передач, которые к искусству никакого отношения не имеют. Но в каком-то смысле это неплохо: классный руководитель, проведя занятия по предлагаемой тематике, сумеет наполнить жизнь учащихся отечественными именами и названиями.
III. Разгадывание кроссворда.
Работа с демонстрационными карточками (они в свободном порядке прикреплены к классной доске).
Классный руководитель объясняет, что будет читать и пояснять значение каждого из этих слов, а детям необходимо будет отгадать нужное слово, найти ему место в кроссворде и поместить карточку на нужной строчке. Одна буква в каждом слове выделена жирным шрифтом или другим цветом. Поэтому, разгадав кроссворд, учащиеся увидят по вертикали название всех классных часов сразу.
Слова для кроссворда с объяснением значения каждого из них:
Вот так может выглядеть готовый ответ:
Классный руководитель может подсказать первую букву слова, сказать, из скольких букв оно состоит.
Ребята с интересом отыскивают ответы на карточках, помещённых на доске.
IV. Подведение итогов.
Слово классного руководителя. Итак, ребята, давайте посмотрим, что получилось у нас по вертикали? Где окажемся мы с вами, проведя интересные классные часы, совершив путешествие в историю культуры и искусства?
Дети без труда читают столбик букв: «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО».
Классный руководитель. А как вы понимаете слово «прекрасное»?
Учащиеся дают свои толкования этого слова. Учитель постепенно подводит их к объяснению слов «культура» и «искусство».
На доске учитель вывешивает карточки со словами и их значениями.
— Итак, ребята, первый классный час «В мире прекрасного» состоялся. Впереди у нас много интересного. Но это будет в следующий раз.
Что такое культура: понятие, примеры, признаки, виды, функции
Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.
Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.
Что такое культура?
Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.
В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.
Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.
Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».
Признаки культуры
Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:
Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.
Виды культуры, примеры
В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.
1. Элитарная культура
Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.
Основные признаки элитарной культуры:
К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).
2. Массовая культура
К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.
Основные признаки массовой культуры:
Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).
3. Народная культура
Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».
Основные признаки народной культуры:
Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.
Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.
4. Субкультуры и контркультуры
Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).
Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.
Функции культуры
Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.
В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:
Материальная и духовная культура
В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.
К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».
К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.
Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.
А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.
Заключение
Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.
Что такое культура — понятие культуры, виды
Что такое культура: определение, значение
У слова «культура» множество значений. В обыденной речи мы можем этого не замечать, но это действительно так. Мы говорим хулиганам на улице «не надо ругаться, соблюдайте культуру речи», просим ребенка «не кричи, это некультурно!», ходим на концерт в Дом культуры и покупаем в магазине садоводства семена плодово-ягодных культур.
В разных словарях встречается более 15-и определений слова «культура».
Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. Социологический словарь Культура — (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах… Словарь по культурологии культура — культура I ж.
Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. || Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа. Толковый словарь Ефремовой
Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большая советская энциклопедия
Культура — 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Большой бухгалтерский словарь
культура — Культуры, ж. [латин. cultura] (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Большой словарь иностранных слов
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения… Новейший философский словарь
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большой энциклопедический словарь
культура — КУЛЬТ’УРА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Толковый словарь Ушакова
культура — КУЛЬТУРА ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; || образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Толковый словарь Даля
К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Этнографический словарь
КУЛЬТУРА — (англ. culture) — ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. Большой психологический словарь
Виды культуры
Обратимся к самым распространенным видам культуры:
Артефакты (материальные произведения)
Культура, как нормы поведения укладывается в правила, которые приняты в том или ином обществе или учреждении. Они могут изменяться со временем, становиться более демократичными или наоборот консервативными. Нормы поведения складываются исторически и, как правило, универсальны, при этом в каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, которые стоит учитывать, если вы отправляетесь в путешествие.
Артефакты — это материальные произведения, осязаемое выражение культуры общества.
Основные признаки
Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:
Читайте также
Церковь и культура. Видео
Что такое культура 5 класс?
Что такое культура для 5 класса?
— Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории. — Культура – возделывание души человека. Цицерон (древнеримский политический деятель, оратор и философ.)
Что такое духовная культура 5 класс?
Духо́вная культу́ра — область человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, а также система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.
Что такое Однкнр 5 класс?
Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) 5 класс — аннотация к рабочим программам Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Что такое культура своими словами?
Общее определение: культура – это различные проявления человеческой жизнедеятельности, состоящие из самопознания, самовыражения и накопления навыков и умений. Также культура представляет собой определенную совокупность кодов, приписываемых каждому члену общества в качестве норм и правил поведения.
Как я понимаю что такое культура?
Культура — это все то уточненное и возвышенное, что соз- дано человеком, сочетание жизни и красоты, продукт твор- ческой работы духа и интеллекта. Без культуры невозможно совершенствование человека и всего общества в целом.
Что можно отнести к духовной культуре?
К духовной культуре относят всю совокупность продуктов духовной и интеллектуальной деятельности человека, не имеющих предметного, вещного характера: религиозные системы, мифы, философские концепции, научные теории, нравы и обычаи, системы социальной организации и т.
Что относится к материальной и духовной культуре?
Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах), гак и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.
Что включает в себя понятие культуры как достижения человека?
Культура как достижение человека в преобразовании мира представляет собой деятельность человека, которая направлена на самовыражение, самопознание, проявлением человека. Что представляет собой духовная сфера? … Она состоит их нематериальных ценностях, культуре, идеях, морали, религии и прочем.
Какие три мировые религии внесли существенные перемены в культуру?
В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.
Что такое культура краткий ответ?
Культура — это все то, что создается человеком и при этом само создает человека, производит сам феномен человечности. Литература, искусство, философия есть в этом смысле наиболее бесспорные компоненты культуры, поскольку они создаются человечеством для самосознания и преобразования человечества.
Что такое культура и ее значение в жизни человека?
Роль культуры в жизни человека и общества. Культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества, выступает средством собирания, хранения и передачи человеческого опыта. … Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту, т.
Как вы думаете что такое культура?
Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.
Разработка урока ОДНКНР в 5 классе на тему «Понятие культура. Виды культуры»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЛЕУЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №3
Разработка урока по ОДНКНР в 5 классе
Понятие культура. Виды культуры
Составила:
учитель высшей квалификационной категории
Вагапова Регина Ильдаровна
5 класс. Тема «Понятие о культуре. Материальная и духовная культура»
Цель урока:__познакомить учащихся с источниками, создающими нравственные установки, вкладом отдельных личностей в культуру, формировать у учащихся умение извлекать существенную информацию из источников, систематизировать её, обобщать, представлять в графическом виде; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация), творческое воображение; воспитывать желание внести вклад в развитие культуры своей Родины.
Задачи урока: через работу с материалами учебника рассмотреть вопросы о жизни человека вне культуры, о процессе усваивания человеком культуры и внесением своего вклада в культуру; выявить, что законы нравственности – это часть культуры общества; уяснить источники формирования нравственных законов общества, пробуждать желание учащихся защищать природу, помочь осознать личную сопричастность в деле охраны природы.
1. Что значит «духовный мир»?
Предлагает прочитать поговорку: «Не хлебом единым жив человек»
–Как вы понимаете эти слова?
– Слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним
подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и
красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.
Задание на карточках в парах
— Все мы знаем, что означает материально богатый человек, а что означает – духовно богатый человек?
Духовность человека в немалой степени зависит от его образованности, нравственных качеств. Она проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Духовное богатство человека не даётся ему при рождении. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.
2. Твоя образованность
Огромную роль в жизни человека и общества играет образование. Кроме передачи накопленного опыта, знаний, образование способствует развитию личности. С его помощью человек приобщается к культуре.
— Кого мы можем назвать образованным человеком?
На данном этапе жизни основное образование вы получаете в школе. Выберете школьные предметы (не менее 3-х), которые вам наиболее всего нравятся, и объясните, каким образом они обогащают ваш духовный мир?
3. Книга и чтение – важная часть культуры человека
Создание письменности значительно ускорило развитие человеческой культуры. Появление печатных книг, открытие библиотек способствовало тому, что число грамотных людей увеличивалось, а это, в свою очередь, определяло развитие науки, техники, искусства. Книга давала возможность использовать опыт прошлого, познавать законы природы и общества.
Предлагает ученикам проанализировать поговорки, которые лежат у них на парте
Соедини две части и объясни смысл пословиц и поговорок.
Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
Предлагает подумать над проблемой:
В последнее время число читателей библиотек снизилось. Школьники больше увлекаются «сидением» в Интернете и компьютерными играми. Выскажи своё мнение: может ли Интернет заменить книги и чтение?
Большую роль в получении знаний играет твой личный интерес. Без него процесс обучения становится принудительным трудом.
Интерес всегда пробуждает активность. Когда человеку интересно, учёба и работа становятся для него источником радости. Он творит, создаёт, узнаёт что-то новое.
Интересы человека могут быть очень разнообразны. Иногда они становятся «второй профессией» человека, в которой он достигает больших высот. У каждого из нас есть увлечения. Интересы и увлечения — это неотъемлемая часть нашего духовного мира.
— Представь, что у тебя есть два часа свободного времени. Как ты им распорядишься? Сколько времени потратишь:
На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями _________
Проанализируй полученный результат: сколько времени ты отдаешь чтению книг? Не тратишь ли его на пустое времяпрепровождение? Правильно ли организуешь свой досуг? Что нужно тебе изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?
5. Твоя культура поведения
Культура поведения тесно связана с нравственностью, с общим развитием человека, его интересами, увлечениями, знаниями — со всем, что составляет внутренний мир человека. Многие правила поведения характеризуют отношение человека к другим людям и самому себе. Это правила учтивости, вежливости, внимательности, точности — то, что принято называть этикетом.
Современный этикет определяет поведение людей в быту, в общественных местах, на улице, в гостях и на различного рода важных мероприятиях (вечерах, приёмах).
Работа с наглядностью. Проанализируй иллюстрации на слайде и назови правила этикета, которые на них нарушают.
6. Дается понятие о культуре
-Культура – это все то, что создано человеком.
— Вспомните, ребята, каждый день мы с вами встречаемся с мусором. Где мы его можем увидеть? (у подъезда, в коридоре школы, вдоль дороги, в лесу, везде)
Возникает спор, которым руководит учитель, он просит детей доказать свою точку зрения.
— Культура – это все то, что создано, сделано человеком. А кто как не человек сделал свалку или мусорку? Конечно человек, все люди. Поэтому свалка – это и есть культура.
Далее рассматривается материальная и духовная культура, где также включается свалка. Детям предстоит самостоятельно разделить то, что относится к материальной и духовной культуре.