Как вы понимаете что такое подробный пересказ 3 класс
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 8 сентября 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к разделу «Жизнь дана на добрые дела» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 46-47.
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Вспомните, что мы называем юмористическим рассказом.
2. К какому жанру относятся рассказы из раздела «Жизнь дана на добрые дела»? Обоснуйте.
Это юмористические рассказы.
В них описываются смешные ситуации, в которых оказывались герои из-за собственных ошибок. Эти рассказы вызывают смех, но несут в себе поучительный смысл.
3. Вспомните, для чего составляется план.
План составляется, чтобы не забыть содержание текста; лучше пересказывать, не пропуская событий; лучше понять текст; соблюсти при пересказе правильный порядок событий.
4. Как вы понимаете, что такое подробный пересказ?
Подробный пересказ это детальный пересказ, близкий к тексту., без отступлений от событий.
5. Что нужно делать, если учитель предлагает пересказать какое-то одно событие, то есть сделать выборочный пересказ?
Выбрать из текста предложения о данном событии, составить план.
6. Как вы понимаете смысл высказывания «Жизнь дана на добрые дела»? Как можно было иначе назвать этот раздел?
Смысл этого высказывания в том, что человек должен делать добро другим людям и тогда его жизнь окажется прожита не зря.
Я бы назвала этот раздел «Смешно о серьёзном», ведь в каждом рассказе раздела затронуты важные, серьёзные темы.
7. Прочитайте пословицы. Подумайте над их смыслом. Почему они живут в народной памяти многие века?
Это пословицы о доброте, о том, что каждый должен творить добро и не делать плохого.
Эти пословицы живут в народной памяти потому, что являются краткими наставлениями, которые учат каждое новое поколение. Это своего рода народный устный учебник.
8. Вспомните произведения, которые можно сопоставить с пословицами:
Лень до добра не доводит. («Сочинение», «Трудная задача»)
Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. («Огурцы», «Не надо врать», «Через 30 лет»)
На обмане далеко не уедешь. («Огурцы», «Не надо врать», «Через 30 лет»)
9. Представьте, что вы друг Лены из рассказа Каминского «Сочинение». Что бы вы ей посоветовали, объяснили? Какой диалог мог бы состояться между вами?
Я бы посоветовала Лене не выдумывать, а взять и помочь маме. Я бы объяснила ей, что дети обязаны помогать родителям, должны иметь свои обязанности.
Диалог между мной и Леной из рассказа «Сочинение»
— Юля! Смотри, какое я хорошее сочинение написала!
— Лена! Но ты же ничего этого не делаешь!
— Но это же сочинение, вот я и сочиняла!
— Лена! Но ведь можно просто помочь маме и потом написать сочинение ничего не выдумывая.
— У меня нет времени помогать! Нам столько уроков задают!
— Каждый должен иметь обязанности по дому. Пусть самые небольшие. Тебе, Лена, должно быть стыдно, что ты все домашние дела бросила на маму!
10. Расскажите о том, что вы прочитали в разделе «Жизнь дана на добрые дела» по предложенному плану: названия произведений, авторы произведений, какой рассказ больше всего понравился, какие интересные эпизоды запомнились, с кем из героев вы хотели бы подружиться?
Рассказ о прочитанном в разделе «Жизнь дана на добрые дела» для 3 класса
В этом разделе я прочитала рассказы «Огурцы», «Не надо врать», «Сочинение», «Через тридцать лет», «Трудная задача» и «Где это видано, где это слыхано».
Авторами этих рассказов являются писатели Николай Носов, Михаил Зощенко, Леонид Каминский и Виктор Драгунский.
Больше всего мне понравился рассказ Носова «Трудная задача». Он показался мне самым смешным. Его герой, мальчик Федя не мог решить задачу, потому что одновременно решал и слушал концерт.
Больше всего мне запомнился эпизод другого рассказа Носова «Огурцы», когда мама объясняла Котьке о том, как плохо брать чужое.
Я бы хотела подружиться с героями рассказов Зощенко Минькой и Лёлей. Мне они показались очень хорошими ребятами, которые могут ошибаться, но делают правильные выводы.
Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ. (методические рекомендации).
Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.
Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).
Подробный пересказ.
Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.
Частичный (выборочный) пересказ.
Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.
Памятка
Творческий пересказ.
Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:
Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.
Краткий пересказ
Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:
Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:
Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.
Подробный и выборочный пересказ. Проверка и оценка достижений
Просмотр содержимого документа
«Подробный и выборочный пересказ. Проверка и оценка достижений»
Урок 51. подробный и выборочный пересказ. проверка и оценка достижений
Тип урока: систематизация знаний
Педагогические задачи: создать условия для проверки основных понятий раздела; способствовать развитию умений пересказывать текст (последовательно воспроизводить содержание рассказа, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова); оценивать свой ответ; планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок
научатся пересказывать текст (последовательно воспроизводить содержание рассказа, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова); оценивать свой ответ; планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок
познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности при составлении рассказов;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы; отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; вырабатывают в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения)
осознают, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям произведения
Образовательные ресурсы: портрет писателя; карточки с отрывками из произведений Л. Н. Толстого
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока
Приветствуют учащихся. Проверяет готовность учащихся класса к уроку. Настраивает учащихся на предстоящую работу:
Чтоб урок прошёл не зря,
Я желаю вам, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были
Показывают готовность
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, указки, пишущих принадлежностей).
Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения
II. Проверка домашнего задания
– С творчеством какого писателя мы начали знакомиться на предыдущем уроке?
– Что вы помните о биографии писателя?
– А как вы думаете, какой характер был у писателя? Почему вы так считаете?
– О чем мечтал Л. Н. Толстой?
Отвечают на вопросы.
Рассказывают (1–2 ученика) биографию писателя
Учатся аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, делать выводы
III. Сообщение темы и целей урока
– Посмотрите на доску (на доске портрет Л. Н. Толстого, плакат с его высказыванием, выставка книг).
«И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина, и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает».
– Какие мысли возникли у вас сейчас, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?
– Почему вы так считаете?
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с рассказами Л. Н. Толстого. Попытаемся спрогнозировать содержание текста по названиям и рассмотрим на примерах отличие текстов разных видов (повествования, описания, рассуждения).
– Какие рассказы Л. Н. Толстого вы читали?
Рассматривают портрет выставку книг Л. Н. Толстого. Читают высказывание писателя.
и сохраняют учебную цель и задачу
IV. Обобщение знаний по творчеству Л. Н. Толстого.
На доске: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
– Как вы понимаете смысл данных слов?
Дают объяснение прочитанному.
Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудниче-
1. Вступительная беседа.
2. Рассказ учащихся о Л. Н. Толстом.
– Прошло много времени, но эти слова считаются поучительными, нужными, актуальными. Как вы считаете, почему?
– Вы абсолютно правы, современному миру нужно больше добра.
– Вглядитесь в портрет писателя. Ведь лицо, глаза могут о многом рассказать.
– Л. Н. Толстой был добрым, так как у него добрые глаза, и мудрым, это видно по лицу.
ства, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и уже имеющиеся знания.
3. Повторение изученных произведений.
4. Работа со схемой
– Об этом человеке вы очень многое узнали на уроках.
– Прочитайте пословицы с доски, соотнесите их с изученными рассказами:
••Гордится отец, что у него сын храбрец. («Акула».)
••Кому потеха, а мне не до смеха. («Прыжок».)
– Вспомним, какие по жанру произведения писал Л. Н. Толстой. Поработаем со схемой на доске (см. ресурсный материал).
– Приведите примеры из известных произведений.
– Что вы можете сказать о рассказах Л. Н. Толстого?
– Из рассказа «Какая бывает роса на траве» вы учили наизусть отрывок. Вспомните его и расскажите.
– Какие сказки Л. Н. Толстого вы знаете?
– А что вы можете сказать о сказках Л. Н. Толстого?
– Верно, он писал свои сказки, а также обрабатывал русские народные сказки или сказки зарубежных авторов – Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена.
Заранее подготовленный ученик рассказывает
о биографии Л. Н. Толстого (см. ресурсный материал).
Читают пословицы на доске, подбирают к ним рассказы Толстого.
– Рассказы: «Акула», «Лев и собачка», «Черепаха», «Русак», «Лебеди».
– Среди его рассказов есть научно-познавательные,
в которых содержатся факты, например о животных, их жизни, видах.
Один учащийся читает наизусть.
– Сказки: «Как мужик гусей делил», «Мальчик-
с-пальчик», «Царское новое платье».
Высказывают свое мнение.
Адекватно воспринимают полученную информацию из сообщений учащихся, рассказа учителя.
Осуществляют логические действия.
Владеют навыками выразительного чтения.
– Какие басни Л. Т. Толстого вы знаете?
– Что можете сказать о баснях Л. Н. Толстого? Чем они отличаются от басен Крылова, Измайлова, Эзопа?
– Верно, в его баснях скрытая мораль.
– Басни: «Мужик и водяной», «Осёл и лошадь», «Белка и волк», «Зайцы
и лягушки».
– А как же тогда понять, какова мораль, если она скрыта? (Ее можно понять, ответив на вопрос «Чему учит басня?».)
– Чем они отличаются от других произведений?
– Толстой писал произведения, взяв за основу русские народные былины. Какие?
– А что такое очерк? Невымышленный рассказ о точных фактах из жизни человека, событиях в стране. В нем нет вымысла. Назовите очерки Л. Н. Толстого.
– Что же вы узнали из воспоминаний Л. Н. Толстого?
А теперь, ребята, встали! Повернулись влево, вправо,
Дружно руки вверх подняли, Получается на славу!
В стороны, вперед, назад, Мы слегка взбодрили тело?
Чуть размяться каждый рад. Тихо сели, вновь за дело
– Толстой писал истории, которые были на самом деле, был очевидцем каких-то событий.
– Были: «Прыжок», «Котенок», «Филипок».
Высказывают свои мнения.
– Былины: «Святогор-богатырь», «Как боролся русский богатырь».
– Очерки: «Воспоминания Л. Н. Толстого».
Высказывают свое мнение.
Отвечают на вопрос.
Сопровождают слова учителя соответствующими действиями
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
V. Продолжение работы над темой.
1. Работа в группах.
Предлагает выполнить работу по карточкам (см. ресурсный материал).
Отгадывают название рассказа или кратко передают содержание рассказа.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.
2. Тестирование
по произведениям Л. Н. Толстого
Предлагает выполнить тестовые задания (см. ресурсный материал)
Самостоятельно выполняют тест
Формулируют ответы на вопросы
VI. Итог урока. Рефлексия
– Наш урок подходит к концу. У вас у каждого на парте лежат листочки. Сейчас вы попробуете написать небольшое письмо.
Ученики 1-й группы напишут письмо в прошлое. Если бы Л. Н. Толстой был бы еще жив, что бы вы ему написали после сегодняшнего урока?
2-я группа напишет письмо в будущее, детям, которые скоро пойдут в школу. Что бы вы им написали после сегодняшнего урока?
Делают выводы и обобщения.
Формулируют ответы на вопросы.
••Урок дал мне для жизни…
Осуществляют самоанализ учебной деятельности
Владеют навыками самоанализа
Ресурсный материал к уроку
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ О Л. Н. ТОЛСТОМ
Лев Николаевич Толстой принадлежал к древнему русскому роду. Он находился в родстве с А. С. Пушкиным: прабабка Пушкина и прабабка матери Л. Н. Толстого были сестрами.
Толстой рано потерял отца и мать. Он рос очень способным: изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много читал. Всю свою жизнь Лев Николаевич пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.
Толстой был на военной службе на Кавказе, а после окончания войны, подав в отставку и посвятив свою жизнь литературе, и поселился в усадьбе Ясная Поляна под Тулой. Именно там Толстой организовал школу для крестьянских детей, создал «Азбуку» для них. Сам же и преподавал в этой школе. Написал для детей очень много произведений. Прожил Лев Николаевич 82 года. Умер от воспаления легких.
КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
– Что ты это делаешь, Миша?
– Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что глазам больно стало, и я зажмурился.
На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.
ТЕСТ «ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО»
1. У берегов какой земли стоял корабль в рассказе «Акула»?
2. Кем был отец одного из мальчиков?
3. Какое экзотическое животное в рассказе «Прыжок» взяли с собой матросы?
4. Каким предметом капитан корабля напугал своего сына?
5. Быль «Лев и собачка».
Как в Лондоне называлось место, где за деньги показывали диких зверей?
6. От чего умер лев?
7. Как называется имение, в котором жил Л. Н. Толстой?
Как научить ребенка пересказывать тексты
Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать.
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.