Как вы понимаете строки стихотворения не то что мните вы природа
Какие мотивы звучат в стихотворениях Тютчева о природе? Какая главная мысль стихотворения «Не то что мните вы природа»?
Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.
Тютчев был представителем и сторонником направления «чистого искусства»,
главной идеей которого было восхищение окружающим миром — идеалом гармонии
и воплощением высшей мудрости. Таким образом, смысл стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — это вызов обществу, погрязшему в чужеродной и оторванной
от реальности философии, которое разучилось понимать красоту и величие природы.
Значительная часть стихотворения была утрачена в результате действия цензуры. Из-за неё в стихотворении отсутствуют две строфы, вторая и четвертая, которая, возможно, выражала явную авторскую позицию, неприемлемую для цензоров.
Итого из восьми катренов до нас дошли только 6.
Оставшуюся часть произведения можно поделить пополам: в первой части речь
идёт о душе природы, вторая же часть посвящена судьбе тех людей, которые не понимают природу, не слышат её язык, речь.
Лирический герой – это тот образ, который скрепляет саму структуру стихотворения своей ясной и четкой позицией. В данном случае автор стихотворения и лирический герой совпадают, потому что у них одна и та же позиция. Читатель слышит речь мыслящего и рассуждающего человека, который, тем не менее, не разучился восхищаться природой и видеть в ней красоту, душу, смысл.
Образ природы – один из наиболее важных образов в системе ценностей Тютчева
с точки зрения чистого искусства и его мировоззрения как творческой личности. Природа здесь становится как будто живой, ведь автор даже наделяет её языком, что, как мы знаем, свойственно только людям. Она же имеет свободу и может испытывать любовь. Природа в лирике Тютчева самодостаточна и самобытна.
Она всегда была, есть и будет, независимо от того, что о ней думает человек.
Мир живет и развивается сам по себе. Его ценность неоспорима.
В тексте присутствует незримый оппонент лирического героя, который мнит
природу ошибочно. Это «глухонемой» человек, который пытается проникнуть
«в жизнь органа», то есть тот, кто лишен способности понимать природу и ценить
ее. Он заблуждается, считая, что люди или какие-то высшие силы наполняют пейзажи смыслом. Они ценны сами по себе.
Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева
Всего получено оценок: 40.
Всего получено оценок: 40.
Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение «Не то, что мните вы, природа». Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.
История создания – стихотворение написано в 1836 г., в том же году его опубликовали в журнале «Современник».
Тема стихотворения – душа природы, её истинная сущность.
Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».
Эпитеты – «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».
Сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».
История создания
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвёртую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Фёдору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.
Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.
Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Фёдор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, её души. Главные герои произведения – природа, природные явления и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.
Четвёртый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звёздах нема была».
В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.
Композиция
Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Строки объединены перекрёстной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.
Жанр произведения – элегия. Поэт раздумывает над вопросом, который тревожил и тревожит умы многих писателей и философов.
Средства выразительности
Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трёх восклицательных предложений.
История создания
Сочинение Тютчева «Не то, что мните вы, природа» вышло из-под пера в 1836 году, когда поэт находился еще в Германии. Мюнхен в то время считался культурным центром всей Европы. Здесь Тютчев познакомился с Шеллингом, а с Гейне они стали близкими друзьями. Именно он перевел несколько стихотворений Гейне на русский язык, благодаря чему читающая Россия впервые узнала немецкого поэта. «Стихотворения, присланные из Германии» — так называлась первая «томов премногих тяжелей» книга лирических сочинений поэта, напечатанных в «Современнике».
В произведении «Не то, что мните вы, природа» Тютчев выступает против философии материалистов, которые считали природу мастерской для человека (стоит вспомнить тургеневского Базарова). Точно таких же взглядов придерживалась церковь, проповедующая божественное устройство мира. Те строфы, где поэт прямо говорит о величии и высшей мудрости всех природных созданий, цензура вырезала.
Тютчев бросает вызов обществу и оторванной от реальности философии, отрицающей окружающую человека красоту. По его мнению, природа живет по своим законам, никто не имеет права властвовать над нею. Выброшенные цензорами вторую и четвертую строфы впоследствии пытались восстановить, но не получилось: записи были уничтожены, а вспомнить Федор Иванович их уже не смог.
Тематика, композиция, идейный смысл
В стихотворении раскрывается тема природы, но не ее красота, а взаимоотношения с людьми, которым она является матерью. Главная идея произведения в том, что природа живет по своим законам и правилам. Человек должен их уважать, так как получает из нее все, что нужно для жизни: воздух, воду, продукты, душевное наслаждение окружающей красотой. Поэт призывает беречь окружающий мир.
Стихотворение состоит из 6 строф. Отсутствующие фрагменты, скорее всего, выражали истинную суть позиции автора, поэтому и были отвергнуты цензурой. Все содержание можно разделить на две части:
Основная проблема, которую поднимает автор стихотворения — это уважительное отношение ко всему живому. Он обращает внимание читателей на то, что окружающий мир сам по себе самодостаточен, человек не может вмешиваться в него, а тем более что-то менять.
Жанр, размер, выразительные средства
Что касается жанрового своеобразия поэтического произведения, то его можно отнести к элегии: здесь есть грустная тональность, печаль лирического героя, раздумья и философская проблематика. Элегия, в переводе означающая «жалобная песнь», передает грусть, печаль, тревогу лирического героя. Этот жанр возник в творчестве древнегреческих поэтов, встречался он также у Тибулла и Овидия.
В русской поэзии жанр элегии связан с именами Карамзина, Батюшкова, Жуковского, Фета и т. д. Тютчев разделял взгляды поэтов чистого искусства и считал, что политические и социальные явления не должны вмешиваться в область литературного творчества. Размер стиха — четырёхстопный ямб. Поэт использует различные художественные средства:
Перед анализом в школе очень важно выразительно прочитать стихотворение или прослушать аудио. Большую роль имеют интонация и логическое ударение. Автор широко употребляет риторические вопросы, восклицательные предложения. Каждый стих, выделенный интонацией при чтении, передает эмоциональное состояние лирического героя, акцентирует внимание читателя на главном.
Нельзя забывать и о том, что мировоззрение поэта с годами менялось, а это отражалось на содержании его стихов. Неплохо сравнить рассматриваемое сочинение с написанным позднее стихотворением «Природа — сфинкс», сделав его краткий анализ. Если в начале своего творчества поэт видит в окружающем мире некую загадку, гармонию и совершенство, то в зрелых его произведениях природа и человек враждебны друг другу, никакой загадки и смысла в ней нет.
«Не то, что мните вы, природа» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – главный герой, композиция
Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.
История создания – стихотворение было написано в 1836 г, в том же году его опубликовали в журнале «Современник».
Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.
Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».
Эпитеты – «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».
Сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».
История создания
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвертую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Федору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.
Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.
Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения – природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.
В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил».
Четвертый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звездах нема была».
В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.
Композиция
Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.
Жанр произведения – элегия. Поэт раздумывает над вопросом, который тревожил и тревожит умы многих писателей и философов. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Строки объединены перекрестной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Образ природы Ф. И. Тютчев создал помощи художественных средств. Также они являются инструментом для донесения идеи. Ключевую роль играют метафоры: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили». В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления. Выразительности философским раздумьям придают эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».
Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.
Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» (Ф.И. Тютчев)
Полный анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа», которое написал Федор Иванович Тютчев, дает возможность познакомиться с одним из самых важных произведением автора. Команда Литеровед.ру собрала необходимый материал, благодаря которому мы можем узнать о настоящей позиции автора.
История создания
Федор Иванович никогда не скрывал своего отношения к природе. Наоборот, он всеми путями отстаивал и защищал свою позицию. Анализируемое стихотворение является одним из ярких тому примеров. Написал его поэт в 1836 году. И в этом же году стихотворение попадает в печать, представ перед читателем в журнале «Современник». Правда, до этого стихотворение немного подверглось правкам со стороны цензуры.
Это произошло из-за того, что поэт решился оспорить утверждения церковных мыслителей, которые утверждали, что природа – это есть не что иное, как какое-то дополнение в жизни человека. Поэтому некоторые строфы стихотворения, в которых автор размышлял на данную тему, цензуру не прошли. Их попросту удалили. В печать вошли лишь те строфы, где речь шла о материалистах – сторонниках популярного на тот момент философского движения. Они были уверены в том, что природа является некой мастерской для народа, в которой стоит трудиться и совершенствовать уже имеющиеся вещи.
Поскольку Федор Иванович являлся одним из представителей «чистого искусства», поэтому основной его целью было восхищаться тем, что его окружает. Для него это был идеал всей той гармонии, в которой воплотилась вся высшая мудрость.
Стихотворением «Не то, что мните вы, природа», автор бросает своего рода вызов общественности. Он считает, что общество погрязло в не родной и далекой для них философии, при этом перестало обращать внимание и понимать все великолепие природы.
Но есть и печальная сторона в этом произведении. К сожалению, те строки, которые были удалены цензурой, исчезли навсегда. Поэтому у нас нет возможности познакомиться с текстом в первозданном виде.
Жанр, размер
По жанру анализируемое стихотворение считается элегией, поскольку в нем присутствует грустная тональность, в которой поднимаются темы философской проблематики. Сам автор, как ярый представитель «чистого искусства», являлся противником того, чтобы проблемы социума воспевались в поэзии. Из-за этого большое количество произведений написано с уклоном в философию, поэтому считаются философской лирикой. Данное стихотворение является ярким тому примером. Размер для написания стихотворения автор использует четырехстопный ямб.
Композиция
Большая часть стихотворения была утрачена из-за того, что его не пропустила цензура, поэтому пострадала и композиция произведения. Безвозвратно пропали две строфы произведения, а именно вторая и четвертая. Скорее всего, именно в них и содержалась основная позиция автора, но была не принята цензурой.
В результате этого, на сегодняшний день до нас дошли лишь шесть строф. Вот они делятся на две части по смысловой нагрузке.
В первой части произведения автор рассказывает нам о душе природы.
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Во второй части произведения Федор Иванович ведет речь о судьбе того народа, который не хочет понять и оценить природу, понять её сущность и язык.
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Образы и символы
Благодаря лирическому герою в стихотворении появляется ясная и четкая позиция. В лирическом герое без труда можно рассмотреть самого Федора Ивановича Тютчева. Их позиция полностью совпадает, а взгляды одинаковы. Перед читателем предстает человек, который умеет думать, рассуждать и анализировать. Но, кроме того, он все так же умеет восторгаться природой, восхищаться её красотой, рассматривать её душу и улавливать смысл.
Образ природы, является одним из более важных образов для Федора Ивановича. Он будто оживляет природу, наделяя её человеческими качествами. Она может говорить, а эту особенность имеет только человек. Так же, автор показывает природу свободной, способной испытывать чувство любви. Он показывает природу вполне самостоятельной и самодостаточной единицей. Для природы безразлично, что о ней думают люди. Она была, есть и будет существовать дальше. Жить своей жизнью, не обращая внимания на всякие мелочи. Она ни от кого не зависит, развиваясь сама по себе. В этом автор и видит всю ценность окружающего мира.
Так же автор показывает некого оппонента, который неправильно оценивает природу. Этот человек не способен слышать, видеть и понимать природу как таковую. Он не ценит её красоту и не понимает величие. Он считает человека выше всего этого, не понимая, что самая большая ценность таится в окружающем мире.
Темы, проблемы
Основной темой стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — это то, что люди заблуждаются. Они не хотят услышать окружающую их природу, понять её. Можно заметить, что автор отмечает проблему уважения к природе, взаимоотношение людей с ней. Так же он призывает обратить внимание на тех людей, которые относятся к природе без должного уважения и восхищения. Автор не может разделить точку зрения данного слоя населения, обвиняя их к нелюбви к родной матери. Это автор считает самым большим преступлением.
Тема природы поднимается практически во всем творчестве автора. Анализируемое стихотворение не стало исключением. Здесь в данной теме можно выделить подтему, в которой идет речь об отношении человека и окружающего мира. Его современники относились к окружающим пейзажам как к некому реквизиту, считая, что он просто дополняет работу человека. При этом они в упор не замечали того, что окружающий мир является самодостаточной единицей, которая способна существовать независимо от жизни и труда человека. Человек не является венцом природы, правильнее будет назвать его всего лишь её сыном. Именно поэтому любой человек должен относиться к природе с особым уважением и почтением.
Средства художественной выразительности
Благодаря использованию большого количества различных троп, автору удается передать все свои мысли и чувства. Здесь не обошлось без олицетворений, благодаря которым автор оживляет природу. Так же поэт использует эпитеты, метафоры и сравнения.
Основной смысл
Главной задачей автора в произведении «Не то, что мните вы, природа» является показать настоящую сущность природы, показать насколько она является ценной и независимой. Она существует независимо от мнения людей на этот счет. Она сильная, самодостаточая и самостоятельная. Поэт старается рассказать читателю о том, что природа обладает всеми теми же чувствами и качествами, что и человек.
К природе необходимо относиться с уважением, стараясь всегда понять и услышать её голос.
Природа – это мать каждого из нас. Она дает нам жизнь, и помогает существовать в дальнейшем. Это мы от неё зависим, а не она от нас. Именно поэтому мы обязаны относиться к ней с почтением, любовью, трепетом и уважением. Главная задача человека – это беречь природу, восхищаясь её красотой.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.