Как вы считаете в чем причина плюрализма взглядов на понятие образование

1.2.4. Образовательное пространство

Понятие «образовательное пространство», используемое в литературе и образовательной практики реже, чем понятие системы образования, имеет, тем не менее, существенное значение для характеристики, как самого образования, так и его правового регулирования. Дело в том, что понятием «образовательное пространство» охватывается не одна, а множество различных образовательных систем (подсистем), которые складываются в образовательной сфере. Это, например, система (подсистема) дошкольного образования, система (подсистема) общего образования, система (подсистема) профессионального образования, которая, в свою очередь, включает в себя подсистемы более низкого уровня подсистемы начального, среднего и высшего профессионального образования и т.д. В данном случае мы вновь встречаемся с упоминавшимся выше принципом «матрешки» с тем лишь отличием, что «удельный вес» каждой образовательной подсистемы, входящей в образовательное пространство, неодинаков. Кроме того, данным понятием охватываются не только системные параметры самой «большой», интегрированной системы образования в масштабе общества (страны), но и иные характеристики, которые позволяют на основе анализа состояния, структуры и динамики образовательного пространства судить о направлениях и качествах развития общественных отношений в целом. С учетом этого в литературе (Г.Н. Сериков) предлагается выделить несколько координат образовательного пространства.

Нормативно-регламентирующая координата,которая призвана характеризовать правовые и нравственные основания, предопределяющие условия функционирования любой образовательной системы в соответствующем образовательном пространстве. Именно данная координата отражает собой, с одной стороны, возможность и необходимость урегулирования отношений в сфере образования при полмощи правовых средств, и, с другой стороны, самою специфику правового регулирования системы образования и ее различных образовательных подсистем, о чем речь пойдет позже.

Перспективно-ориентирующая координатаориентирует в определении социальной ценности ожидаемых результатов функционирования образовательных систем. Характеристика данной координаты содержит, в частности, анализ двух важнейших социально-ценностных ожиданий, свойственных практически для всякого общества – качества образования и востребованность выпускников различного уровня квалификации (речь, конечно, идет о выпускниках учреждений профессионального образования).

Деятельностно-стимулирующая координатаобразовательного пространства отражает специфику материальных и нематериальных условий жизнедеятельности участников образовательных отношений в соответствующем образовательном пространстве в целом либо в каком-либо его секторе или элементе.

Коммуникативно-информационная координатаслужит средством отражения взаимосвязей между различными и многообразными образовательными системами, входящими в «большую» образовательную систему и, соответственно, в само образовательное пространство.

Помимо рассмотренных координат, образовательное пространство характеризуется еще рядом других черт: состояниями, системными признаками (образовательное пространство само уже есть «сверхсистема») и рядом других, знакомство с которыми читатель может осуществить самостоятельно, обратившись к работам названных выше исследователей.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. В чем причина плюрализма взглядов на понятие «образование»? Можете ли Вы сформулировать свое собственное представление?

2. Каковы основные характеристики образования как социального института? В чем отличие этого института от, скажем, таких, не менее значимых, социальных институтов, как культура, наука, религия? Попытайтесь логико-графическими средствами представить их взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодействие между собой.

3. Назовите основные функции образования как социального института и приведите не менее чем по два соответствующих примера.

4. Что отражает собой понятие «правовое пространство» и в чем сходство и различие этого понятия от понятия правовой системы общества? По каким признакам можно обнаружить в правовом пространстве его «образовательный сегмент»? Можно ли говорить о наличии правового пространства в самом образовании?

5. Вспомните, что понимается под естественным и позитивным правом, в чем их сущностное различие? Вспомните также, в чем различие между правосознанием личности и его правовой культурой? А если эти понятия соотнести с обществом?

5. В чем суть и методологическое значение системного подхода для изучения образования как сферы жизнедеятельности общества? В чем отличие понятий «состав системы» и «структура системы» (попытайтесь представить это логико-графическим средствами).

6. Что представляет собой сложная социальная система? Могут ли вообще существовать не сложные, т.е. простые, социальные системы? Раскройте смысл таких характеристик образования как сложной системы социальной системы: открытость, нелинейность, неравновесность. Можно ли продолжить этот ряд такими свойствами, как, например, неустойчивость, целостность, целенаправленность, самоорганизованность, адаптивность, самовоспроизводимость?

7. Назовите и критически охарактеризуйте предложенный в главе перечень основных элементов состава системы образования и их группировку. Попытайтесь предложить свой вариант перечня, сопроводив его соответствующими аргументами.

8. В учебной и научной литературе по образованию и педагогике попытайтесь выявить максимально возможное число дефиниций системы образования. Сравните их в табличной форме, соотнесите с предложенным определением понятия в настоящей главе и сформулируйте собственное определение.

9. Что представляет собой образовательное пространство и чем оно отличается от образовательной системы? Попытайтесь представить содержание этих понятий и их соотношение между собой графически.

Источник

I.ПЛЮРАЛИЗМ. ПРИЧИНЫ, ВИДЫ ПЛЮРАЛИЗМА.

Интересы членов общества представлены самыми разными организациями и институтами. Современный мир с присутствующей в нём свободой мысли позволил каждому индивиду выбирать, какое мнение ему ближе. В результате полной свободы возникли разные мнения во всех областях.

Культура, религия, политика, экономика и другие сферы жизни подвержены инакомыслию. Плюрализм – это множество разных позиции человека или группы людей, которые определены множеством равноправных мнений. Они независимы друг от друга, но определяют основу форм бытия, а в следствии отличаются методом познания. Термин «плюрализм» (дословный перевод слова «множественный») ввел Христиан Вольф, впервые он был использован в 18 веке.

Для нормального функционирования социальной жизни людей необходимы разные мнения и взгляды на жизнь. Группы людей обладающие, к примеру, разными идеологическими принципами или отличающиеся вероисповеданием обеспечивают здоровую критику, а в споре рождается истина. В результате инакомыслия начинают появляться тенденции к развитию прогресса в науке, политике, философии, экономике и в других областях. Объяснить плюрализм и причины его возникновения, на самом деле не сложно:

1. Он возникает, когда появляется разнообразие действительности.

2. Зачастую зависит от исторической эпохи.

3. Представляет собой принципиальность человека в видении какого-либо вопроса.

4. Знания в определенной области возникают по причине личностного характера.

Разные варианты оценки мира и широкий круг мнений в жизненно важных областях породили разногласия во всех значимых видах жизнедеятельности. Понятие плюрализм начало использоваться чуть ли не повсеместно и вошло в обиход людей разных профессий. Массовая распространённость позволила поделить его на виды.

ПЛЮРАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ:

Древние мыслители выдвигали разные теории возникновения любой сущности, всё подвергали сомнению и бесконечно спорили. Поиск ответов привел к возникновению в философии трех течений.

Присутствует в обществе, где нет сплоченной власти, которая в результате разных мнений распределилась по конфликтующим группам. Плюрализм в политике – это демократическая предпосылка, по своему принципу он является конкуренцией за государственную власть, где члены разных групп постоянно отстаивают свою точку зрения. Для развития политического плюрализма во многих государствах создают определенные условия, которые выражаются в свободе средств массовой информации, в наличии оппозиции, существование многопартийности, в выборах. Признаки плюрализма в политике:

1. Преднамеренное стимулирование многообразия жизни в обществе происходит для возникновения условий существования конкуренции и оппозиции.

2. Элементы общества наделены равноправием и самостоятельностью.

4. Любой конфликт решается мирным путем.

5. Существует многопартийность.

Идейность входит в принцип любого государства с демократическим складом. Идеологический плюрализм вобрал в себя систему мнений самых разных общественных представлений и отношений между людьми. Принцип плюрализма в идеологии подразумевает, что любой человек, или группа людей могут свободно развивать и высказывать взгляды. Идейный плюрализм предоставляет возможность осуществления идей на практике путем их распространения и защиты, активной практической работы в законодательном творчестве, которая может быть представлена на рассмотрение государственным органам.

Парадокс научного мышления сложен из людей, которые признают только одну мысль, или тех, кто рассматривает множество вариантов и признает их все. Существование альтернатив, множество самых разных предположений и взглядов, вот что значит плюрализм в науке. Это парадигма, которая построена на рациональном мышлении, и в результате этого построения появилась некая логическая система. Плюрализм допускает, что логических систем может быть несколько и выделяется основными признаками в научной деятельности.

· отсутствие строгих выводов;

· признание многообразия: много начал, миров, причин и так далее.

В науке плюрализм идет об руку с монизмом, эти понятия не могут существовать друг без друга в сфере научного мышления. Подразумевают они «разнообразное в единстве» или «единство разнообразного», то есть «в общем» человеку надо видеть «единое», и наоборот «в едином – общее». Плюрализм в науке всегда находит свои проявления в признании и возражении.

В большинстве стран мира действует свобода вероисповедания. В основу религий всего мира входят учения о том, что представляемая вера это единственно верный путь. Плюрализм в религии понимается, как уважение к чужой вере. Разнообразие систем и взглядов в религии породили религиозный плюрализм, но для него характерны свои, определенные черты:

1. Не все, но некоторые истины существуют и в других религиях.

2. Взаимоисключающие требования правды могут быть одинаково действительны, для двух, трех и более религий. Проявляется это в форме терпимости.

3. Признание человеком того, что требования в другой религии, если присмотреться, это несколько видоизмененные истины стародавних времен.

4. Создание гармоничного сосуществования и улучшения понимания между представителями религий.

5. Принятие социума религиозного разнообразия.

Затрагивая разнообразные сферы жизни человека, проявляется это понятие и в социальной жизни людей. Подразумевая, что человечество во всем его многообразии, многонародности имеет право на свою культуру. Право быть реализованным и удовлетворить свои культурные потребности, вот что такое культурный плюрализм. Любой человек имеет право на свободу самовыражения, свои убеждения и ценностные ориентации он может отстаивать всеми законными путями.

Общаясь, человек сталкивается не только с единомышленниками, но и с людьми, мнения которых могут противоположно отличаться, от его собственного. Что такое плюрализм мнений и в чем он выражается? Социальная активность индивида наблюдается в плюрализме и выражается через дискуссии и споры в любых видах совместной деятельности, а чаще, когда есть необходимость принятия коллективного решения. Это межличностное конструктивное общение.

Многообразие мнений, существование самых разных точек зрения, споров и соглашений во время какой-либо совместной деятельности приводят к реализации самых сложных задач. При этом несовпадение мнений не подразумевают конфликт, а подробные дискуссии, не только сталкивают и сопоставляют мнения, а приводят к тому, что появляется общая групповая тактика. Благодаря плюрализму мнений происходят интеллектуальные прорывы, совершаются открытия.

Подлинный поиск и рост человека выражается в игре с самим собой, своим подсознанием. Сущность плюрализма предполагает его проникновение во все области духовной жизни людей. Духовность затрагивает многие аспекты: социальные, религиозные, патриотические, и даже политические. Человек, охваченный им, видит больше и шире, чем тот, кто признает только одну единственно верную истину. Поиски правды свойственны многим людям, но увидеть одну строну медали, и признать при этом наличие другой под силу только плюралистам.

II. ПЛЮРАЛИЗМ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

Современная социология как плюралистическая дисциплина представляет собой настолько многообразную науку по числу, характеру и взаимоотношению образующих ее направлений и школ, что ее можно уподобить не реке с более или менее очерченными берегами, а весьма запутанному мотку ниток. Образующие сегодня социологию научные направления и школы нередко накладываются друг на друга, пересекаются друг с другом, иногда в большей, иногда в меньшей степени, разветвляются, включаются одни в другие, часто противостоят друг другу, ведут теоретико-методологическую борьбу между собой. Существующие сегодня попытки свести их в какую-то общую (стройную) систему, проклассифицировать их, носят весьма общий характер и проясняют положение (статус) в социологии лишь наиболее крупных, значительных направлений. Обычно авторы идут таким путем: назвав ведущие направления и школы, раскрывают их сущность каждой в отдельности, акцентируют внимание главным образом на раскрытии содержания, характера тех или иных отдельных, конкретных направлений в социологии, и меньше внимания уделяют самой классификации направлений в социологии с четким обозначением тех мировоззренческих и методологических парадигм, использование которых при социологическом исследовании общества и вело к возникновению различных направлений и школ в социологии. При этом обычно называют две-три парадигмы, и из них выводятся существующие сегодня в социологии направления. Такие классификации страдают неполнотой, узостью и не учитывают нюансов, деталей, тонкостей, весьма необходимых для адекватного представления о плюрализме современной социологии как науки.

Чем же обусловлено это многообразие направлений, существующих (и ранее и в настоящее время) и развивающихся в социологии? Чем вызвано их появление?

Главной причиной того, что социология как особая наука уже с первых дней своего существования функционирует и развивается в форме различного рода направлений и школ является то, что социологией используются разные, порой прямо противоположные парадигмы, подходы к изучению (изучения) общества как объекта социологии. Парадигма (научная) – это ведущий (основной) принцип (или совокупность принципов), который кладется в основу теории. В социологии как науке имеет место то же самое. В построение социологической теории, социология вообще как наука, также имеет важное значение тот или иной главный принцип, составляющий мировоззренческую (философию), методологическую или какую-то общетеоретическую основу. Этот принцип (или положение) выбирается самим социологом в зависимости от его взглядов, пристрастию научных и мировоззренческих, его научной подготовки и даже иногда социального положения. Открытие и применение к построению социологической теории вообще построению социологии как науки и обусловливает рождение (возникновение) нового направления в социологии. Это направление или школа будет существовать до тех пор, пока накопление новых данных не приведет к рождению новой парадигмы и, следовательно, нового направления в социологии. При этом здесь нет четкой какой-то линейности: восхождение социологии от одной парадигмы к другой на основе отмирания прежней и рождения (а также замещения прежней) новой парадигмы. В социологии долгое время могут существовать одновременно и развиваться (использоваться) целый ряд парадигм и тем самым направлений. Мы уже говорили, что и в настоящее время социология как мировая мысль включает в себя множество самых различных направлений, возникших и существующих в результате примечания к изучению общества и построению его теории (науки о нем) различных мировоззренческих (философских), методологических и общенаучных парадигм. Между ними идет «борьба» за место под небом, за лидерство.

Многообразие используемых в социологии (и использовавшихся) парадигм настолько значительно, что возникла необходимость (потребность) хотя бы в каком-то их упорядочивании, то есть их классификации. Сегодня наиболее известными (используемыми) классификациями и особенно в отечественной литературе являются две. Они сравнительно близкие. Первая из них – она касается современного состояния в социологии – выделяют две большие (основные) группы парадигм: (1) «структурные» и (2) интерпретативные (Кравченко).

Первая из них представлена рядом социологических направлений, которые также можно идентифицировать в свою очередь с менее общими (крупными) парадигмами. Это такие направления как структурный функционализм и конфликтосоциология; вторая представлена такими направлениями и соответственно парадигмами как символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология.

Близкой к данной классификации парадигм, но более полной и соответствующей положению дел, является классификация, предложенная американским социологом Дж. Ритцером. Дж. Ритцер называет три основные парадигмы западной социологии:

(1) фактуалистическую – она соответствует группе парадигм, названных в предыдущей классификации структурными. Это парадигма макросоциологическая.

(2) «Дефиниционистская» парадигма – она соответствует группе парадигм в первой классификации, названных интерпретативными. Это парадигма микросоциологическая.

(3) Парадигма социального бихевиоризма (бихевиористская парадигма). Она представлена такими социологическими направлениями как теория социального обмена и собственно бихевиористская социология. Ее, как и вторую, следует отнести к микросоциологической парадигме.

С приведенными двумя классификациями существующих сегодня в мировой социологической мысли не только можно, но и нужно согласиться. В то же время вряд ли было бы достаточно ими ограничиться, чтобы хотя бы с какой-то полнотой представить мультипарадигмальный характер социологии вообще и современной социологии в частности. Предполагается, что такое представление будет неполным, если ничего не сказать о таких парадигмах социологии как позитивистская и антипозитивистская парадигмы, о близких к ним сциентистской и антисциентистской парадигмах.

Было бы упущением, характеризуя социологию как совокупность различных направлений, ничего не сказать о таком ее направлении и соответственно парадигме, как эмпиризм. А можно ли представить социологию с точки зрения внутреннего многообразия образующих её направлений без анализа большой группы парадигм, применение которых к анализу общества привело к появлению таких направлений социологических как географическая школа в социологии, психологическое направление, экономическое направление и другие?! Это парадигмы детерминистского плана; их можно назвать еще факторными парадигмами, ибо они связаны с изучением общества с точки зрения определяющей роли в жизни ( и развитии) общества того или иного фактора – географической среды, психики, экономики и т.д., или что можно рассматривать как альтернативу однофакторной парадигме, – целого ряда факторов сразу – многофакторная парадигма. Учет парадигм, связанных с признанием детерминирующей роли в жизни общества тех или иных различных факторов, особенно важен, если рассматривать «мультипарадигмальность» в социологии в её историческом контексте, то есть в контексте истории развития социологии, представляющей собой смену различных парадигм построения социологии как науки. Да учет этих парадигм полезен и при характеристике плюрализма современной социологии. Плюралистический характер современной социологии проявляется в существовании различных школ и направлений, в их нелинейном, а многомерном развитии.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Современная социология отличается необычайным разнообразием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические теории и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.

1.Концептуально-теоретические основы структурного функционализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902–1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

а ) приспособление к окружающей среде (адаптация);

б) определение и достижение целей (целедостижение);

в) координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

г) снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность – поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – правовые и социокультурные институты, латентную функцию – институты семьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

2. В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

Льюис Козер (р. 1913) – автор теории позитивно-функционального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др.

За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологический прогресс.

Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены власти и хотят изменить существующее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в демократическом, открытом обществе, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность.

Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена.

3. Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863–1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900–1986). Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:

1 люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

2 сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;

3 символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т. д.) и как интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.

4.Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899–1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная методологическая задача феноменологической социологии – открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир – «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.

5.К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которого считается американский социолог Гарольд Гарфинкель (р. 1917/ Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. При этом основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение.

6.Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой является американский социолог Джордж Хоманс (1910–1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в применении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении» от англ. behaviour – поведение) для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

1 принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

2 принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;

3 принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

4 принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны данного социологического направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро– и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.

3.ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИОЛОГИИ.

В современной социологии существуют пять основных парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, которые различаются в зависимости от того, как теоретики понимают социальную реальность.

Образец: моделью для сторонников парадигмы социальных фактов служит творчество Эмиля Дюркгейма, особенно его работы «Правила социологического метода» и «Самоубийство».

Определение предметной области: сторонники парадигмы социальных фактов основное внимание уделяют тому, что было названо Дюркгеймом социальными фактами, или крупными социальными структурами и институтами. Приверженцы парадигмы социальных фактов исследуют не только эти явления, но и их воздействие на индивидуальное мышление и действие.

Методы: сторонники парадигмы социальных фактов в большей степени, чем все остальные, используют опросные методы и методы исторического сравнения.

Теории: парадигма социальных фактов включает в себя несколько теоретических подходов. Структурно-функциональные теоретики склонны считать, что социальные факты четко взаимосвязаны, а упорядоченность поддерживается всеобщим согласием. Теоретики конфликта, как правило, подчеркивают не упорядоченность социальных фактов, а также придерживаются мнения, что порядок поддерживается в обществе принудительными мерами. Хотя структурный функционализм и теория конфликта признаются в данной парадигме господствующими теориями, входят сюда и другие теоретические концепции, в том числе и теория систем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *