Как вы узнаете что свою работу делаете хорошо
ЖизньЧеклист: 8 признаков того, что вы работаете лучше, чем кажется
Даже если вас всё время одолевают сомнения
Ощущение, что вы не заслужили собственного успеха, а все окружающие просто ошибаются на ваш счёт и когда-нибудь обязательно раскроют, что вы ничего собой не представляете, также известное как синдром самозванца, знакомо многим. Оно может возникнуть по самым разным причинам — например, женщинам культурные установки предписывают быть скромными и не рассказывать о своих успехах. К тому же многие до сих пор живут с уверенностью, что критика полезна, а вот если «захвалить» человека, он, наоборот, «расслабится» и не добьётся никаких результатов.
Неудивительно, что многие из нас часто сомневаются в своих успехах: кажется, понять, достаточно ли мы справляемся с тем, чем занимаемся, невозможно — обратную связь можно получить далеко не всегда. Но страхи вовсе необязательно оказываются реальностью. Рассказываем, как понять, что вы на самом деле неплохо справляетесь с работой — даже если вам совсем так не кажется.
Вы хорошо распределяете время
Будем честны: проблемы с тайм-менеджментом порой встречаются даже у тех, у кого в остальных рабочих моментах всё прекрасно (что, конечно, не значит, что нужно расслабиться и перестать стараться делать всё вовремя). Но если вы чаще всего успеваете делать всё в срок, это говорит о профессионализме: вы как минимум научились распределять задачи по уровню сложности и по срочности, а также представляете, сколько времени потребуется на то или иное дело. Умение чётко рассчитывать время и распределять ресурсы точно пригодится вам в карьере — если у вас его пока нет, самое время начать над этим работать.
Коллеги спрашивают у вас совета
Верный признак, что вы разбираетесь в какой-то теме или проблеме — окружающие спрашивают вашего мнения или консультируются по вопросам, в которых, по их мнению, вы понимаете больше. Или, например, вас зовут читать лекции или обучать других сотрудников — это означает, что, скорее всего, вы накопили определённый опыт и готовы делиться им с другими, с теми, кому он нужен. Не забывайте, что один человек не может знать всего, так что если у вас не получается с ходу ответить на какой-то вопрос коллеги, это не обязательно признак того, что вы некомпетентны. Главное — стремиться к новым знаниям, трезво оценивать пробелы в уже имеющихся и понимать, где именно стоит искать нужные ответы — пресловутое «умение учиться» никто не отменял.
Вы берётесь за сложные проекты
Расхожий совет для тех, кто хочет оценить собственный прогресс — сравнивать себя не с другими, а с собой в недавнем прошлом. В ситуации, когда, кажется, невозможно разобраться, справляетесь ли вы с рабочими обязанностями на достаточном уровне, вспомните, как вы работали, когда только вышли на новое место или заняли нынешнюю должность. Скорее всего, с тех пор всё изменилось: вы берёте на себя более сложные задачи и проекты, научились новому и чувствуете себя увереннее в делах, которые стали рутинными — или по крайней мере стремитесь к этому. Если вы чувствуете, что развиваетесь, и вкладываетесь в это на все сто процентов, поводов волноваться быть не должно.
Вы ставите перед собой большие цели
Конечно, это не значит, что вы должны знать ответ на классический вопрос всех собеседований «Где вы видите себя через пять лет?». А вот представлять, чем вы хотели бы заниматься в будущем и какой карьерный путь вам нужен, не повредит никому. Правда, для того, чтобы качество работы было высоким, просто представлять желаемое мало — нужен план действий, а также желание ему следовать. Если вы знаете, куда движетесь, зачем вам нынешняя работа и чего вы хотите добиться с помощью нынешней должности, скорее всего, у вас всё в порядке.
Вы высказываете мнение на совещаниях
К совещаниям и рабочим планёркам многие относятся формально (недаром про них существует столько мемов) — хотя это хороший способ оценить работу подразделения, подумать над новыми задачами и решить насущные проблемы. Если вы относитесь к совещаниям серьёзно и используете их не для того, чтобы просто посидеть в телефоне, а внимательно слушаете и высказываете свои идеи, скорее всего, вы не тратите время зря — а значит, работаете так, как хотелось бы вашим коллегам. А если идеи, которые вы высказываете в общем обсуждении, воплощают в жизнь или как минимум прислушиваются к ним, у вас наверняка меньше поводов нервничать о качестве работы, чем кажется.
Если вас что-то не устраивает, к этому относятся внимательно
Даже в работе мечты могут встретиться моменты, которые вас не устроят и которые захочется изменить. Это совсем не обязательно значит, что работа вам не подходит или что вы не подходите этой компании: вопрос лишь в том, есть ли у вас возможность заявить, что вас что-то не устраивает, и как на это реагируют. Если к словам о том, что вам что-то не нравится, относятся внимательно — значит, компания о вас беспокоится, а вы на своём месте.
Формула успеха: как понять, своим ли делом мы занимаемся
Об авторе: Марина Мелия — профессор психологии, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса. Приобрести книгу можно на сайте «Лабиринта». Весь гонорар автора передается в благотворительный фонд «Дом с маяком».
Встречая человека профессионально состоявшегося, я всегда пытаюсь понять, почему он успешен в своем деле, почему за помощью и советом идут к нему, а не к его коллеге, почему именно его пытаются заполучить в свою команду. Что объединяет таких людей, из чего складывается их формула успеха? Если почитать воспоминания о великих людях прошлого или приглядеться к тем, кто сегодня добивается выдающихся результатов, кто достиг невероятных высот в профессии, можно понять, что определило их успех. Я бы выделила пять главных, базовых составляющих.
Делаю то, что люблю
Любовь к делу, которому ты служишь, — один из самых важных и точных критериев, говорящих о том, что человек нашел себя в профессии. Работа занимает большую часть нашей жизни. Поэтому заниматься надо тем, что действительно нравится. Тогда вдохновляет сам процесс: мы получаем мощную энергетическую подпитку — интеллектуальную, эмоциональную и даже физическую. Мы ощущаем «внутренний огонь» — он согревает нас, поддерживает, дает силы двигаться вперед. И какой бы напряженной ни была работа, сколько бы времени и сил мы ни потратили, мы не чувствуем себя опустошенными, потому что делаем свое дело и ничего другого нам не надо. Знакомый летчик на вопрос, чем бы еще он мог заняться, если бы не авиация, ответил без пафоса, как будто даже немного стесняясь: «Да, наверное, ничем. Я небо люблю и ничего больше не умею — только летать». Когда мы говорим «пилот от Бога» или «врач от Бога», это значит, что в одном человеке сошлось все — предназначение, его собственное желание, возможности, и, конечно, любовь к своему делу.
Я лучший!
Люди профессионально успешные — вне зависимости от того, в какой сфере они работают и чем занимаются, — верят, что они лучшие в своем деле и таких, как они, возможно, просто больше нет. Однажды я обратила внимание, как лихо официант одного из самых известных в Москве ресторанов скручивает салфетки. Заметив, что я за ним наблюдаю, он безапелляционно заявил: «Так, как я, этого не делает никто в мире». Как истинный профессионал, он уверен, что знает свое ремесло лучше других, что не случайно оказался в этом месте и в это время и что ему нет равных. Интересно, что у настоящих профессионалов, самодостаточных, уверенных в собственной значимости, уникальности, успехи других не вызывают ни ревности, ни зависти. Напротив, они с удовольствием подмечают и оценивают чужие достижения: значит, есть тот, кто с ними «одной крови», с кем можно говорить на одном профессиональном языке.
Все в дело
Успешный человек, как сверхчувствительный локатор, улавливает и подмечает вокруг себя все, что так или иначе относится к его профессии, что можно «пустить в дело», что может пригодиться сегодня или в будущем.
Так, университетский преподаватель, готовясь к очередной лекции, выхватывает из жизни подходящие примеры или, читая книгу, отмечает для себя моменты, способные проиллюстрировать проблему, о которой он собирается рассказать студентам. А опытный архитектор, оказавшись в незнакомом городе, моментально оценит удачное расположение элементов на фасаде старинного здания и возьмет эту идею «на карандаш», чтобы использовать для своего следующего проекта. Даже достигнув профессиональных высот, такой человек продолжает учиться: его не оставляет ощущение, что есть что-то, чего он пока не знает. Он делает свое дело легко, с удовольствием, многое схватывает на лету.
Изо всех сил
Тот, кто нашел себя в деле, готов в него вкладываться, работать с огромным напряжением, не замечая, сколько потрачено времени — «счастливые часов не наблюдают». У таких «счастливчиков» редко бывает хобби — они живут своей работой. Даже усталые и больные, они способны «включаться на полную мощность», работать с энтузиазмом и максимальной самоотдачей, с удовольствием выполнять в том числе и рутинную работу, да так, как никто другой сделать не сможет. Им нравится прилагать усилия, преодолевать себя, работать на пределе возможностей. Я видела, как первоклассный хирург, который провел подряд три операции и, казалось, еле держится на ногах («Две минуты передохну и домой»), вызвался проконсультировать молодого коллегу: «консультация» в операционной продлилась еще пять часов — он просто взял сложную операцию на себя, а коллега ему ассистировал. «Откуда силы?» — задаешься вопросом, глядя на таких людей. Ответ очевиден: человек занят своим делом, и оно дает ему эти силы.
За гранью собственного «Я»
Истинный профессионал, преданный своему делу, верит, что от его работы многое зависит, что она нужна не только ему, что он вносит свой вклад в нечто более важное, чем его собственная жизнь.
Яркий пример — адвокаты, специалисты высочайшего класса. Час их работы стоит огромных денег, тем не менее, они находят время на защиту людей, которые не в состоянии оплатить их услуги, просто потому, что убеждены — каждый имеет право на справедливость. Своей деятельностью они поддерживают благородный статус профессии, в то время как некоторые их коллеги ради денег легко изменяют своим принципам. Это «расслоение» хорошо видно не только среди юристов, но и среди врачей, учителей, консультантов. Когда мы уверены, что не просто зарабатываем деньги, а приносим пользу людям, обществу, мы выходим на совершенно другой профессиональный уровень: мы готовы плыть против течения, действовать вопреки обстоятельствам, преодолевать препятствия, потому что знаем — всегда найдется тот, кто оценит наши усилия. Пусть даже не сразу. Главное — выполнить свою миссию, свое предназначение.
Великолепная пятерка
Если посмотреть на эти пять составляющих, становится понятно, что успех приходит к тем, кто движется «по своей колее», живет в согласии с собственной природой и своими желаниями, считает свою профессию нужной и полезной, кто вкладывается в свое дело по максимуму и высоко оценивает себя как профессионала. Попробуем примерить к себе эти пять элементов: если все они не про нас — дело плохо. Если любимая работа не отвечает нам взаимностью, может быть, стоит «развестись» и поискать другую, с которой мы будем чувствовать себя счастливее?
Я знаю человека, сменившего профессию в 50 лет. Он преподавал социологию в вузе — правда, без энтузиазма. Зато к нему часто обращались за советом, и он готов был часами обсуждать и анализировать чужие проблемы. В какой-то момент он понял, что люди ему доверяют, а он их с удовольствием слушает. Сегодня он востребованный организационный консультант, буквально завален работой. Человек нашел свое дело уже в зрелом возрасте — казалось бы, неожиданный поворот судьбы. Но, оглядываясь назад, он понимает, что именно к этому всегда и шел. Он не растерял ничего из своего личного опыта, из наработанного годами профессионального багажа, и теперь все накопленное им в течение жизни пригодилось и работает на его новое дело. Он занимается им изо всех сил, потому что видит: это важно не только ему, но и другим.
Изменить свою жизнь никогда не поздно — было бы желание. Одна моя знакомая, больше 30 лет проработавшая инженером, в 62 года получила психологическое образование. Она работает в городском социальном центре с пенсионерами, с обездоленными, с теми, кто нуждается в помощи и поддержке. Сейчас ей далеко за восемьдесят, и уже много лет она счастлива в новой профессии. Иногда на помощь приходит «его величество случай».
Представьте себе летчика, который влюбился в девушку, боявшуюся летать. Конечно, ему захотелось доказать ей, что на самом деле самолет — это совсем не страшно. В конце концов тема фобий настолько его увлекла, что он закончил психологический факультет и теперь профессионально занимается лечением аэрофобии.
Настоящим «делом жизни» может стать увлечение или хобби. Так, владелица фирмы по ландшафтному дизайну в советское время закончила Московский авиационный институт и потом много лет прилежно трудилась в конструкторском бюро. В 1990-е годы оборонная промышленность пришла в упадок, и она осталась без работы. Встал вопрос, что делать дальше. Пытаясь найти выход из, казалось бы, безвыходного положения, она перебирала в уме все, чему научилась за свою жизнь, и вдруг поняла: единственное, что всегда делала с удовольствием, так это выращивала цветы на своих шести сотках. Причем она готова была заниматься этим с утра до вечера и добивалась прекрасных результатов. Она нашла курсы ландшафтного дизайна, выучилась, получила диплом и начала брать заказы — поначалу небольшие, потом дело разрослось, работать приходилось сутками, и она пригласила помощников. А дальше — организовала фирму и даже написала книгу. И теперь благодарит судьбу за то, что когда-то ее выгнали с работы — сама бы она ни за что не решилась уйти. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Но чтобы найти свое дело, совсем не обязательно ждать от судьбы ударов или, наоборот, подарков. Конечно, не каждый готов к переменам, готов рисковать. Недаром говорят, «от добра добра не ищут». Кто-то живет вполнакала, но ничего менять не собирается: «Ведь работа — от слова «раб», все так живут». А те, кто хочет перемен, должны понимать, что добраться до вершины «на раз» не получится, придется и потрудиться, и попотеть, и потерпеть. Но когда идешь на это сознательно, возникает «эффект бумеранга»: мы отдаем себя любимой работе, а работа дает нам силы жить и двигаться вперед. И тогда мы счастливы, как был счастлив легендарный Стив Джобс, создатель корпорации Apple, или Александр Львович Галецкий, директор детского дома в Ярославской области, с которым меня свела судьба. Оба они меняли и меняют наш мир. И неважно, что один известен всем, а другой — небольшому кругу людей.
Помню, как когда-то, в ходе разговора с молодым предпринимателем я вдруг почувствовала: «Вот оно, все пять элементов сходятся», — и уже через несколько лет любовалась его фотографией в журнале Forbes. Сотни таких «живых примеров» помогли мне вывести формулу успеха из пяти слагаемых. Эти пять элементов — всего лишь «вешки», опознавательные знаки «свое — чужое», помогающие проанализировать свою жизнь и понять, своим ли делом мы занимаемся. Но если поместить всю эту «великолепную пятерку» в один «сосуд» — получится настоящий энергетический коктейль. И тогда человек будет успешен и счастлив.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Это нормально!
The programmer’s worst friend
Как узнать, что вы хорошо работаете
Должны ли тестировщики уметь программировать?
Я считаю, что да, каждый в нашем деле должен уметь программировать.
Надо уметь автоматизировать свои рутинные задачи.
© Алексей Баранцев
Очень, очень крутое выступление главного редактора портала Software-testing.ru Алексея Баранцева на первой встрече московского клуба тестировщиков, 19 октября 2010 года.
Самые важные вопросы:
А теперь можно и перечитывать 🙂
(на заднем фоне слышен легкий, нарастающий шум из области тестирования)
Как узнать, что вы хорошо работаете
Я не буду говорить о каких-то общих вещах, вроде того, что «Тестирование — это круто, да!», и что без тестирования самолеты падали бы на поезда, и что все это понимают, но всё равно относятся к тестировщикам наплевательски. Я расскажу о более приземлённых вещах.
Какое место я, тестировщик, занимаю в проекте и в компании, в которой я работаю, и если меня это положение не устраивает — могу ли я что-нибудь сделать и изменить ситуацию?
Недавно я наткнулся на статью Джонатана Кола, замечательного консультанта в области тестирования, который сказал, что к нему часто обращаются с вопросом типа «Мы чувствуем свою ненужность, что нам делать? Нас, тестировщиков не любят и не ценят…» Он давал некоторые советы, которыми я сегодня тоже поделюсь.
Сейчас я немного переформулирую тему выступления – как понять, что вы качественно делаете свою работу. Да, точно так, как мы говорим о качестве софта, мы можем говорить и о качестве работы.
Начнем с определения качества 🙂
Я придерживаюсь определения, которое было сформулировано Джерри Вайнбергом в его замечательном трехтомнике про управление качеством. На русский язык эти книги не были переведены, кроме того, их невозможно найти в интернете, что еще больше усугубляет их недоступность. К счастью, недавно его книги начали появляться официально в электронном виде по десять долларов за штуку, но этот трёхтомник пока в электронном виде недоступен.
Так вот, Вайнберг дает следующее определение качества:
«Quality is the value to some person».
Качество — это ценность или значимость для некоторого человека. Джеймс Бах дополняет это утверждение, говоря, что качество это ценность для какого-то человека, мнение которого для нас важно.
Из этого можно сделать прямой вывод о том, что тестирование должно создавать для кого-то ценность, тогда его можно считать качественным. И в этом случае мы можем рассматривать тестирование именно как созидательную деятельность – мы создаём ценность.
Одна из вполне логичных претензий к тестированию заключается в том, что тестировщики ничего не производят. Но тестировщики, все-таки, кое-что производят — они производят информацию.
Конечно, не всякая информация одинаково полезна. Важно, чтобы тестировщики производили информацию, которая для кого-то ценна и полезна. Мы можем говорить о качестве самой работы тестировщиков, о том, что эта работа нужная, важная, ценная, полезная, и что тестировщик будет получать признание именно от тех людей, для которых он создает ценность.
Для кого? Для кого мы можем создавать ценности?
Первое заинтересованное лицо — сам тестировщик
Как определить, что мы действительно делаем свою работу хорошо, и создаем ценности для самих себя?
Если вы смотрите на плоды своего труда и чувствуете удовлетворение — это хорошая работа. Вы для себя создали ценность. Если вы чувствуете себя усталыми, но довольными — это хорошо. Если же вы усталые и недовольные — ценность для себя вы не создали. Чем дальше — тем будет хуже.
Может быть, другие люди будут довольны вашими результатами, но вряд ли вы долго задержитесь на этой работе (в профессии, в организации) без ощущения удовлетворения от неё. Человек долго не может жить, если работа не приносит ему удовлетворения.
Как еще ощущается, что работа сделана хорошо: вы это ощущаете не только как внутреннее удовлетворение, но и можете это осознать — мозгом, сознанием, можете объяснить и доказать любому человеку, который вас спросит «Почему ты считаешь, что делаешь работу хорошо?».
Впрочем, это знание тоже сродни эмоциям. Тестирование не является наукой, строгой дисциплиной, в которой можно что-то строго математически доказать. В тестировании вы делаете предположения. Как вы доказываете, что ваши предположения правильные? Почему вы решили, что надо применить именно эту технику? Вы знаете, что здесь надо было сделать вот так, но почему?
Третий очень важный фактор — прогресс. Если вы делаете работу постоянно примерно одинаково, то в первый раз она будет приносить удовлетворение, второй раз принесет, и в третий, но потом, если вы не почувствуете, что вы делаете её лучше и быстрее, и нет движения — не будет жизни. В работе постоянно что-то должно улучшаться. Что именно — заранее неизвестно. Просто вы понимаете, что в прошлый раз вы тестировали вот так, а сейчас можете сделать это же лучше. Есть прогресс, есть дополнительная ценность внутри себя.
Коллеги
Я лютой ненавистью ненавижу легенду про «Черную команду» тестировщиков из книги Демарко, где он написал про тестировщиков, которые истязали программистов.
Да, действительно, были когда-то такие времена, когда тестировщиков гнобили не так, как сейчас, а гораздо хуже. Тестирование было каторгой. Туда ссылали самых неугодных или неперспективных программистов. В те времена компьютеры были такими сложными, что «простые пользователи» не могли с ними работать без предварительной подготовки, а уж тестировать что-либо могли только сами программисты.
И этим парням из «Черной команды» надо было как-то выживать. Это были не отношения сотрудничества, никакого сотрудничества с программистами у них тогда не было, их задачей было выжить в тех условиях, доказать свою ценность для проекта. Единственный способ, который они тогда нашли, был «деструктивная работа».
У нас уже нет необходимости издеваться над разработчиками, потому, что есть и другие способы получить от них признание.
Тестировщики приносят разработчикам новости. Люди хотят получать положительные эмоции. А людей, которые приносят плохие вести, мало кто любит. Какому программисту бывает приятно ощущать, что работа была сделана плохо? А к нему приходит тестировщик и говорит: «Ты сделал работу плохо, лузер!» И в отношении тестировщика программист начинает занимать агрессивную позицию, начинает избегать диалогов с ним, вступает в конфронтацию — начинает защищаться.
Эти механизмы ухода в защиту достаточно хорошо описаны в последней книге Джерри Вайнберга «Perfect Software and Other Illusions About Software Testiing» Там три главы посвящены именно тому, как разработчики реагируют на те или иные слова со стороны тестировщиков, какие приемы защиты они применяют, и как тестировщикам следует действовать, чтобы эти приемы аккуратно обойти и наладить нормальные отношения, а не вступать в конфликт.
Разработчики хотят получать положительные эмоции от своей хорошо сделанной работы. И тестировщики должны им помогать именно в этом. Если программист где-то ошибся — мы ему помогли, поддержали, сделали так, что ошибка не ушла куда-то к пользователям. Если об ошибке программиста узнает пользователь — это будет очень неприятно, гораздо неприятнее, чем если об этой ошибке узнает брат-тестировщик. Брату можно довериться. Другу можно показать какие-то свои слабости. А пользователю показывать слабости нельзя. Поэтому отношение должно быть доверительным.
Информация, которую мы доносим до разработчиков, должна преподноситься и восприниматься как помощь, как поддержка с нашей стороны.
Даже информация о том, что программист в десятый раз накосячил одинаково, все равно можно донести таким образом, чтобы программист чувствовал поддержку, а не укор.
Ещё одна серьёзная проблема заключается в том, что коллеги, особенно разработчики, не знают, чего им хотеть от тестировщика. Они по традиции считают, что тестировщик — это тот человек, который занимается багами. Они не знают других способов наладить рабочие отношения с тестировщиком. Они не знают, что с тестировщиком можно, например, обсудить архитектуру приложения. На этом уровне тестировщики не воспринимаются.
Тестировщикам надо прокачивать нужные скиллы, набирать себе такую квалификацию, на уровне которой можно будет обсуждать с программистами такие вещи, и иметь возможность сказать, что «вот если оно будет так — неминуемо будут баги, а если сделать вот этак — проблем не будет».
Если зарабатывать перед разработчиками такой авторитет, давать полезные советы, то со временем разработчики начинают понимать, как надо правильно общаться и взаимодействовать с тестировщиками. Конечно, ваш совет должен быть умным, иначе через некоторое время к вам перестанут относиться всерьёз.
Аналитики тоже могут получить хороший совет от тестировщиков, они точно так же, как и разработчики, нуждаются в обратной связи. Им тоже интересно обсудить написанные ими требования. Разумеется, они получают такую обратную связь от разработчиков. Но разработчики читают требования не для того, чтобы посмотреть с точки зрения «какие проблемы вероятно возникнут», а смотрят они на уровне «сможем мы это сделать, или не сможем?».
Если тестировщик не знает точно, чего коллеги от него хотят, то тестировщик тестирует вслепую. Он предоставляет какую-то информацию в надежде на то, что кто-то сможет ею воспользоваться. Откуда он знает, какую информацию ему надо выбрасывать на поверхность? Да в книжках прочитал… В общем, да, в книжках глупое не напишут. Но лучше пойти и спросить у коллег лично — у разработчиков, у аналитиков, у менеджера, у каждого спросить лично – чего они хотят от тестирования.
Как это сделать? Подойти и спросить: «Вася, чего ты ожидаешь от тестирования, какую информацию ты хочешь получить?»
Если вы получите внятный ответ — вам неимоверно повезло. Скорее всего, они будут мямлить, ведь они и не знают, какую информацию они хотят получить.
Как можно принести человеку удовлетворение, если он не знает, чего хочет, а вы ему неизвестно что даете? Нет стыковки…
Как определить, насколько у вас хорошие отношения с коллегами, и насколько они вас ценят? Вот чек-лист:
1. Любят ли вас разработчики?
2. Советуются ли они с вами? Есть ли такие области, в которых вы имеете более высокий уровень квалификации, и они приходят к вам за советом? Если да, то ваша ценность несомненна. Друг к другу они ходят советоваться. Я ни разу не сталкивался с тем, что человека ненавидят за то, что он знает о чем-то в какой-то области больше остальных, и при этом не относится к окружающим высокомерно. С вашей стороны никто не должен чувствовать угрозу. Не обязательно пытаться стать круче разработчика, чтобы он с вами советовался. Вы можете, например, стать заменителем аналитика в предметной области, и к вам будут приходить советоваться, когда аналитика не будет на месте.
3. Принимают ли ваши советы? Это может быть формальным делом, когда по процессу положено согласовать требования с тестировщиками. Высказали вы свои претензии к архитектуре, они сказали «Да, да, да, да!», потом все в стол засунули, ничего не поправили, потому, что мнение тестировщиков просто не принимают во внимание. Ну, насоветовали они там чего-то, но мы же сами знаем, как надо. Этот момент очень важен — принимают ли всерьез советы тестировщиков?
4. Делают ли что-то для вас? Еще один способ понять, относятся ли к вам хорошо. Это реакция, например, программистов на какие-то ваши просьбы. Если они реагируют хорошо, и помогают — вас ценят.
5. Зовут ли в свой проект? Очень хороший с моей точки зрения признак. Не каждого тестировщика приглашают в новый проект, не за каждого ведется борьба. Надо стать человеком, с которым захочет работать каждый разработчик. Разработчикам нужен тестировщик, но не любой. Они будут выбирать того, кто приносит больше положительных эмоций. Ну, или меньше отрицательных 🙂
6. Замечают ли ваше отсутствие? Самый простой способ — уйти в отпуск или заболеть. И выяснить, заметил ли это кто-то. Есть вы, нет вас — есть разница?
Я не призываю к тому, чтобы тестировщики были носителями уникального знания, так что заболел один и теперь никто не может установить систему на тестовый стенд. Дело не в том, что тестировщики не должны быть взаимозаменяемы. Дело в том, что вот ушел тестировщик, и кому-то из разработчиков стало плохо — он перестал ощущать обратную связь, перестал ощущать поддержку. У нас были ситуации, когда программисты прибегали, и спрашивали:
— Почему багов нет?
— Ну, вы все хорошо написали.
— Оооо, круто!
и убегали. Это для них очень важно — и то, что есть баги, и то, что нет багов, и то и это обратная связь. Если программист пишет, пишет, тестировщик тестирует, тестирует, а потом уходит в отпуск, а программист даже не замечает отсутствия тестировщика, то это ненормально.
Есть такие организации, в которых тестировщиков много, и они могут между собой советоваться, и получать признание у своих коллег программистов, и у своих коллег тестировщиков тоже. Такое признание ничуть не менее важно. Но если речь идет о маленькой компании, или о тестировщике-фрилансере, то у него коллег маловато.
В этом случае можно завести блог, и создавать ценности для еще незнакомых вам людей. Коллеги — это не только те люди, с которыми вы непосредственно работаете, смотрите шире. Коллеги — эжо те, кто делает примерно то же самое, что и вы. Это все тестировщики.
Руководство
Несмотря на то, что я выделил руководство отдельно, здесь применимо всё вышесказанное о коллегах. Они тоже коллеги, хотя почему-то так говорить не принято.
Руководство тоже хочет получать положительные эмоции, которые выражаются, например, в том, что все вовремя сдали, от заказчика нет нареканий.
С руководством та же ситуация — они не знают, чего им хотеть от тестировщиков, а иногда бывает, что они хотят чего-то странного, или даже плохого.
Руководство иногда вынуждает тестировщиков работать плохо. Потому, что оно что-то умное читало, и знает, как надо тестировать по-настоящему. К ним приходят тестировщики и говорят: «Да так вообще уже никто не тестирует!» Они говорят: «Нет, нет, ты давай, делай так, так правильно».
Руководство надо воспитывать примерно так же, нужно формировать правильный заказ, чтобы они знали, чего они хотят от тестировщиков. Перед руководством вам чаще и в большей мере приходится защищать свою работу, чем перед программистами или аналитиками. Руководство конкретно спрашивает: «Почему вы сделали так? Почему вы это тестировали, а это не тестировали?» Вы должны четко и грамотно защищать свою позицию. Если вы это умеете делать, то руководство будет прислушиваться к вашему мнению. Если не умеете — то вам будут говорить, что вам нужно делать, и будут хотеть от вас плохое.
Руководство тоже советуется с тестировщиками и по планированию, и по конкретному составу работ, может принимать советы во внимание, может не принимать, может идти на какие-то уступки. И руководство в большей степени влияет на формирование команды под проект, и от них в большей степени зависит, в какой проект вы попадете, или вместо вас в проект попадет кто-то другой.
Надо понимать, что руководство это не тот человек, который читает ваши отчеты, а также и те люди, которые находятся над ним, а также те люди, которые в перспективе могут вас взять к себе на работу — чужие руководители, чужие тест-менеджеры, которые тоже ходят на сходки тестировщиков, и смотрят, кто как общается, кто как говорит. Они тоже читают форумы и блоги, и видят, кто что пишет. Поэтому обращайте внимание на свой образ тестировщика не только в глазах своих нынешних руководителей, но и в глазах своих будущих руководителей, с которыми вы потом будете работать.
Пользователи
А про пользователей я вам ничего рассказывать не буду 🙂 потому, что про Business driven development нам когда-нибудь расскажет Юля Нечаева. Она такой доклад уже делала на одной из конференций, и это мы оставим на одно из следующих заседаний нашего московского клуба тестировщиков.