Как завоевать авторитет у учащихся что относится к коммуникативным способностям педагога
«Учитель для нас больше не царь и бог»: как завоевать авторитет у школьников
Эксперты в области образования в один голос говорят: за последние годы дети изменились, и прежние педагогические методики с ними не работают. Суровая МарьИванна, грозящая классу указкой, больше не завоюет авторитет учеников. 15-летняя Маша Сердюкова рассказывает, как ведут себя учителя, которых в классе любят и уважают.
Почему учитель больше не царь и бог?
Есть люди, которые всё ещё так считают. Учитель знает всё. Ученик только выполняет его указания. В классе господствует дисциплина и строгая иерархия. Дети учатся работать по алгоритму: для каждой задачи есть оптимальный путь решения, выучи и действуй по нему. Твой успех зависит от того, насколько точно ты следуешь правилам. Понятие «надо» ставится выше, чем «хочу», что воспитывает в ребёнке чувство долга.
Такой стиль до сих пор распространён в классических гимназиях Франции, в частных школах Великобритании. Не каждый сможет пережить такой подход, не всегда получается выучить то, что надо, особенно когда у тебя нет никакой мотивации. Сейчас у всех подростков есть телефоны и доступ к интернету. Если нам что-то непонятно или очень интересно, мы можем посмотреть видео на ютьюбе. Мы перестали считать учителя единственным источником знаний по школьной программе.
Многие подростки сидят в телефоне на занятиях, потому что дома они могут посмотреть видеоурок и узнать больше, чем им рассказали в школе. У многих есть репетиторы, ведь не каждый учитель может рассказать тему понятно. Мы перестали бояться учителей и уже не считаем их «страшными».
Какой учитель никогда не добьётся авторитета?
В первую очередь тот учитель, которому наплевать на своих учеников. Мы стараемся угодить преподавателям, потому что они важны для нас. И хотим видеть что-то в ответ! Но наш классный руководитель, учитель русского и литературы, вечно говорит нам: «Если бы не девятый класс, я бы отказалась от вас» или «Мне абсолютно не важно, как вы сдадите экзамен по русскому, готовьтесь дома сами». Слышать такие вещи от учителя очень обидно.
Ещё очень не нравится, когда учитель ведёт себя по-хамски. Например, начинает обзывать своего ученика после одного неверного ответа на вопрос. Или ты опоздал на урок — и учитель из-за этого тебя оскорбляет. Но ведь ты ничего плохого не сделал! Раньше такие ситуации нас не пугали, потому что были бумажные дневники. А сейчас, когда всё фиксируется в электронном журнале, учительский гнев становится только страшнее. Ведь на тебя не только кричат на уроке, но и пишут замечание в электронный дневник.
Должен ли учитель круто выглядеть, чтобы завоевать авторитет?
Не обязательно выглядеть круто. Достаточно, чтобы учитель был опрятным. У всех бывали учителя, которые вызывают или вызывали отвращение одним внешним видом, они неухоженные или одеты во что-то грязное и мятое. У меня в школе у параллельной группы такой учитель информатики. Мои одноклассники вечно жалуются на его внешний вид. У него длинные немытые волосы, одежда не первой свежести. Он до сих пор не завоевал авторитета у своей группы. Ведь не важна модная, дорогая или суперстильная вещь, главное — чтобы учитель выглядел адекватно возрасту.
5 типов учителей, которые бесят и школьников, и родителей
Вы можете себе представить, чтобы учитель, которому около 40 лет, оделся как подросток? Ученики посчитают его сумасшедшим и будут вечно насмехаться. Конечно, есть молодые преподаватели — до 30 лет. В этом возрасте можно надеть что-то прикольное, что могли бы надеть сами подростки, например модное худи или белую футболку под пиджак. Но взрослый учитель и не станет так одеваться, посчитав это ненормальным и несолидным. Если ученик оделся вызывающе, учителю это не понравится, и то же самое ученики чувствуют по отношению к учителю.
Где граница между дружелюбием и панибратством?
Когда учитель начал хорошо к тебе относиться и решил один раз чуть завысить балл, скажи ему «спасибо». Но есть такие школьники, которые начинают этим пользоваться, думая, что теперь всегда должны получать поблажки. Учитель обязан знать границу между дружелюбием и панибратством. Ведь некоторые ученики идут и начинают вымогать у учителя оценку. Некоторые настолько наглеют, что говорят учителю, что он обязан поставить пятёрку, даже если эта оценка очевидно незаслуженная. Слепо следуя своим симпатиям, пытаясь не замечать такого отношения к себе, учителя теряют авторитет. Именно такие ученики становятся катализаторами будущих проблем учителя с другими ребятами в классе и работой в школе в целом.
Как можно предотвратить это? Просто не давать повода. Учитель, безусловно, должен уметь выслушивать, где-то подсказывать и поддерживать ученика, но не стоит переносить эти отношения на учёбу. Там он всё ещё должен оставаться взрослым наставником для ученика.
Как ведут себя учителя, которых все любят?
Они могут показаться мягкими на первый взгляд, но внутри у них чувствуется стержень. Это учитель, который прекрасно понимает, что, кроме его предмета, у нас есть и другие уроки, которые тоже надо делать, и он старается задавать не так много домашней работы. Например, наша учительница истории не даёт нам контрольную, если знает, что по другому предмету мы сдаём проверочную или самостоятельную работу.
Умри в школе: каким должен быть хороший учитель
Этот учитель может объяснить любую тему, заинтересовав учеников нестандартным подходом. Так, чтобы мы потом не были вынуждены смотреть видеоуроки и мучиться. Ведь не каждый может легко понять школьные предметы без дополнительных объяснений. Так, на дополнительных занятиях наш учитель математики — он фанат своего предмета — готов рассказать нам какой-нибудь секрет по решению примеров.
Очень приятно, когда учителя на одной волне с тобой. У нас в классе на уроках появляются разные забавные фразы, которые имеют определённый смысл. Есть учителя, которые прекрасно понимают эти приколы и при общении с нами используют эти фразы. Это очень весело. Когда у нас собирают телефоны на истории, про это мы говорим «по грибы» — и учительница стала пользоваться нашей фразой. Есть учителя, которые находят баланс между дисциплиной и дружелюбием, не переходят границу между авторитетностью и авторитаризмом. Именно их мы и любим.
Как завоевать авторитет у сверстников (интерактивная беседа)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Интерактивная беседа «Как завоевать авторитет у сверстников»
(занятие для участников клуба «Подросток» 3.11.2017)
Цель: сформировать у подростков правильные жизненные ориентиры путем их знакомства с качествами, присущими авторитетным личностям
Задачи: дать определение понятию «авторитет»; определить основные качества авторитетной личности; рассмотреть пути самовоспитания для приобретения необходимых качеств
Раздаточный материал (циферблаты, таблицы), изображение ромашки, видеоролик
Упражнение «Приветствие жестом»
(участники в кругу, они по очереди приветствуют друг друга с помощью жестов)
Этап 1. Каждый участник получает лист бумаги с циферблатом. За три минуты активного общения ребята должны договориться о встрече друг с другом в определенное время и отметить его на своих часах, указав его имя в то время, на которое запланирована встреча. Таким образом, необходимо заполнить весь циферблат, 12 позиций (на каждой позиции только одно имя).
Этап 2. Детям предлагается «отправиться на встречу» с теми, кому назначено на 9 часов. Те, у кого есть договоренность, встретиться в это время, садятся рядом. Их задача в течение одной минуты обсудить вопрос, предложенный ведущим, и ответить на него.
— что такое авторитет?
— качество человека, когда его очень уважают окружающие люди за его дела, познания, жизненный опыт и т. д.
Этап 3. Встреча тех, кто назначил на 2 часа.
— подберите слова (глаголы, прилагательные), которые используются со словом авторитет
Иметь авторитет, пользоваться авторитетом у кого-либо, среди кого-либо. | Приобрести, укрепить, утратить, потерять, подорвать авторитет. | Огромный, большой авторитет
Этап 4. Встреча тех, кто назначил на 5 часов
— как вы думаете, нужен ли вам авторитет и для чего?
— нужен, чтобы человека уважали, чтобы ему доверяли важные дела, были уверены в его серьезности и порядочности, хорошо относились
Этап 5. Встреча тех, кто назначил на 11 часов
Определите, от чего может зависеть авторитет в наше время?
— физическая сила, красота, деньги, обладание властью, умение общаться, поведение человека
Подведение итогов «встреч»
Авторитет – это внешнее качество человека, когда его очень уважают окружающие люди. Авторитет может быть большим, его можно приобрести, укрепить, пользоваться им, а можно потерять, утратить, подорвать. Авторитет нам нужен для достойного отношения и повышенного уважения со стороны других людей. Среди основных факторов формирования авторитета в наше время выделяют такие как физическая сила, красота, деньги, обладание властью, умение общаться, поведение человека
Скажите, какие из перечисленных факторов зависят от вас, а какие – нет? И почему?
Практически каждый современный школьник стремится завоевать признание и уважение сверстников. И это вполне логично, ведь ощущать себя изгоем в классе не хочется никому. Особенно остро проблема освоения в коллективе стоит перед новичками, которые еще не успели зарекомендовать себя с лучшей стороны. Однако вопрос, как стать авторитетом в классе, может возникнуть у любого ученика, мечтающего о всеобщем почитании.
Как вы думаете легко завоевать авторитет? Почему?
Для достижения данной цели необходимо три основных составляющих:
Проявление уважения и доброты
Умение правильно общаться со сверстниками
Умение быть настоящим
Давайте попробуем разобраться в этих составляющих подробнее. Я предлагаю заполнить таблицы, в которых конкретизируются перечисленные составляющие.
Если вы видите, что над кем-то издеваются, неважно, друг это или незнакомец, подойдите и заступитесь за этого человека. Точно так же, когда вы сами являетесь объектом нападок, проявите смелость и защитите себя. И в том, и в другом случае вы заслужите уважение ваших сверстников. Самое худшее, что можно сделать, – это стоять в сторонке и не предпринимать никаких действий, когда над кем-то издеваются.
Можно, например, сказать хулигану: «Эй, приятель! Это совсем не круто, не стоит так разговаривать с девушкой».
Активно слушайте других людей.
Ваши сверстники проникнутся к вам уважением, если вы будете тем человеком, которому можно выговориться, и вы искренне выслушаете. Если друг или одноклассник хочет поговорить с вами о чем-то, уделите ему максимальное внимание, поддерживайте зрительный контакт и проявите сопереживание.
Например, если одноклассник сообщил вам, что у него недавно умерла собака, скажите что-то вроде: «Мне очень жаль это слышать. Я помню, как плохо мне было, когда моя собака умерла в прошлом году. Я могу чем-нибудь помочь?»
Проявляйте доброту и готовность помочь.
Придержите дверь для человека позади вас или помогите сверстнику поднять книги, которые он уронил – продемонстрируйте свое добродушие. Не отвергайте людей, не дразните их и не распространяйте слухи: такими поступками вы не заслужите признания со стороны одноклассников.
Покажите свою зрелость.
Трудно быть волевым человеком в сложной ситуации, но ваши сверстники, безусловно, будут уважать вас за это. Если кто-то нападает или толкает вас, ведите себя по-взрослому и правильно разберитесь в ситуации. Не бойтесь поговорить с учителем или с психологом, если вы считаете, что у вас нет полномочий, чтобы правильно поступить в сложившейся ситуации.
Например, если одноклассник оскорбляет вас, посмейтесь или просто уйдите. Не опускайтесь до его уровня, не оскорбляйте его в ответ, тем более не затевайте драку.
Не совершайте неблаговидных поступков.
Подумайте о том, как другие будут реагировать на ваши действия, и о том, как вы будете выглядеть в глазах других. Не рассказывайте глупых анекдотов, не сплетничайте и не распространяйте слухи. Избегайте споров со сверстниками и никогда не прибегайте к физическим разбирательствам.
Умение правильно общаться со сверстниками
В глазах сверстников вы заработаете очки в свою пользу, если покажете себя в роли лидера. Лидеры участвуют в школьных мероприятиях и работают над тем, чтобы внести позитивные изменения в своей школе или сообществе. Лидер также является хорошими примером для подражания, это уверенный в себе человек, готовый к любой ситуации. Прилагайте усилия, оставайтесь позитивным и будьте дружелюбным и справедливым.
Чтобы показать своим сверстникам, что у вас есть качества лидера, вы можно стать капитаном спортивной команды или клуба, присоединиться к ученическому совету или предложить обучать других в тех областях, в которых вы преуспеваете.
Вступайте в организации, клубы или группы.
Активное участие в школьных командах или группах покажет вашу лидерскую сторону и поможет завоевать уважение сверстников. Попробуйте себя в футболе, вступите в шахматный клуб или станьте членом драмкружка.
Будьте открыты для новых идей.
Люди с широким кругозором удостаиваются большего признания, чем ограниченные личности, считающие свое мнение непреложной истиной. Примите, что люди могут отличаться происхождением, религией или культурой, но эти различия не делают их лучше или хуже других.
Покажите другим, что вы похожи на них.
Вам будет трудно заработать уважение товарищей и сверстников, если вы необщительный человек. Попытайтесь найти что-то общее с вашими сверстниками, например, сильные организаторские способности, баскетбольный талант или любовь к научной фантастике.
Делайте небольшие шаги по сближению с другими, например, похвалите рубашку одноклассника, если вы увидели на ней логотип вашей любимой группы.
Другой способ сблизиться с вашими ровесниками – проявить сопереживание. Например, если одноклассник расстроен из-за плохой оценки, подумайте о том, как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации. Скажите что-нибудь вроде: «Я знаю, как обидно получить плохую оценку, особенно если ты очень старался. Это случилось со мной в начале этого года на уроке искусства. К счастью, есть еще время, чтобы улучшить свою общую оценку, поэтому не позволяй этому сильно тебя расстраивать».
Спокойно воспринимайте критику и похвалу.
В школе вы не сможете избежать критики в свой адрес, как от учителей, так и от других детей. Если критика является конструктивной, а не вопиюще грубой, ответьте на нее подобной фразой: «О, спасибо за замечание, ранее я не обращал внимания на эту деталь». Точно так же, когда кто-то вас хвалит, не смейтесь и не отмахивайтесь. Лучше покажите человеку, что вы цените его слова.
Например, если кто-то хвалит ваш наряд, скажите что-то вроде: «Спасибо! Я купил это в недавно открывшемся магазине. Зеленый – мой любимый цвет».
Люди, которые лгут, быстро теряют уважение своих друзей и сверстников. Если вы ненадежный человек, вам вряд ли будут доверять. Говорите правду и признавайте свою вину, когда совершите ошибку. Умение брать на себя ответственность за свои слова и действия поможет вам получить славу зрелой, заслуживающей уважения личности
Будьте активным во время занятий.
Каждый знает, что активное участие в обсуждении на уроке позволяет привлечь внимание одноклассников к своей персоне. Если вам сложно отвечать на вопросы учителя, попробуйте сами задавать вопросы. Другие ученики, у которых возникали подобные мысли, но они не решались их озвучить, будут рады, что вы подняли тему.
Сильные коммуникативные способности помогут вам заработать уважение своих одноклассников. Если вам трудно выразить свою точку зрения, попробуйте некоторые упражнения, которые помогут вам развить свои навыки. Например, прочитав статью в газете или в журнале, подведите итог полученной информации. Это поможет вам откинуть лишнее и одновременно выделить основные моменты.
Умение быть настоящим
Придерживайтесь своих принципов и не позволяйте другим негативно влиять на вас. Не стоит менять свои взгляды и интересы в угоду общественному мнению. Непоколебимое чувство собственного достоинства позволит вам завоевать уважение других.
Например, если все в вашей группе едят пиццу на обед, а вам не нравится пицца, не надо подражать другим и принуждать себя. Выберите то, что вам нравится, и если кто-то прокомментирует, просто скажите: «Я не большой поклонник пиццы. Я предпочитаю салат на обед».
Поделитесь своими талантами.
Покажите людям, в чем вы хороши, и воодушевите их сделать то же самое. У каждого есть свои уникальные способности, поэтому не беспокойтесь, если у вас не все получается. Просто продемонстрируйте то, в чем вы хороши, и признайте таланты других в той области, которая пока вам не по силам.
Например, если вы хороший бегун, присоединитесь к группе любителей простого бега или бега по пересеченной местности.
Если у вашего знакомого отличный голос, убедите его присоединиться к хору или попробовать себя в весеннем мюзикле.
Проявите свои умственные способности.
Интеллектуально развитая личность пользуется уважением в обществе, поэтому не бойтесь прослыть умником. Прилагайте максимум усилий на уроках, сами вызывайтесь отвечать на вопросы и предложите помощь ученикам, у которых возникли проблемы с усвоением материала. Не стоит хвалиться своими исключительными умственными способностями, ведь высокий интеллект говорит сам за себя.
Продемонстрируйте свое чувство юмора.
Заставьте людей смеяться, рассказав им хорошую шутку или забавную историю. Посмотрите комедии или послушайте комедийные пародии для вдохновения. Вы даже можете поискать остроумные шутки во всемирной паутине, чтобы поделиться ими при первой удачной возможности. Избегайте неуместных шуток и шуток, которые унижают или высмеивают людей разного пола или расовых групп.
Не относитесь к себе слишком серьезно. Если с вами произошел неловкий случай, просто посмейтесь и забудьте об этом.
Будьте уверены в себе.
Уверенность идет рука об руку с уважением. Примите и любите себя таким, какой вы есть, со всеми недостатками и положительными качествами. Выбирайте одежду, которая дает вам возможность чувствовать себя комфортно, и всегда улыбайтесь, делясь позитивом с друзьями и сверстниками.
Сейчас, когда мы знаем, что нужно для завоевания авторитета, давайте попробуем определить главные качества, необходимые человеку для того, чтобы его уважали человека.
Уважительное отношение к другим, честность, порядочность, активность, внимательность, отзывчивость, зрелость, рассудительность, тактичность, позитив, общительность, адекватность, самокритичность, искренность, коммуникативность, ум, талант, уверенность.
Если вы будите развивать в себе перечисленные качества, то сможете добиться авторитета не только у сверстников, но и у взрослых. Не забывайте только, что добиться авторитета очень сложно, для этого может понадобиться не один год, а потерять его можно за считанные секунды.
Рефлексия «Желаю тебе»
Участники бросают друг другу мяч и желают друг другу тех качеств, которых им недостает для того, чтобы завоевать авторитет, или просто желают что-либо тому, кому бросают мяч.
Авторитет педагога в становлении личности обучающихся
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.
Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета учителя.
УченыеМакаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета.
Андриади И.П.,Кондратьев М.Ю.,Самуйленков Д.Ф. занимались изучением компонентов авторитета и пути его формирования.
О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А. Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С.,Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.).
В связи с этим актуализируется проблема авторитета учителя-воспитателя на становление личности обучающегося.
Содержание моего доклада по теме «Авторитет педагога в становлении личности обучающегося» отражает гипотезу того, что значение различных компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета учителя, не одинаково для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса и зависит от их возраста и педагогического опыта.
Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы правильно понять, чем определяется характер воспитательных отношений. Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем учителем-воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.
Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.
Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя-воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности.
Подлинный авторитет нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменен авторитетом личностным. В связи с этим различают авторитет роли, то есть авторитет власти, и власть авторитета. Если первый дается должностью учителя, то второй является результатом длительных взаимоотношений. Авторитет должности не надежен, быстро проходящий, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием школьникам профессионализма учителя.
Каждый педагог стремится завоевать авторитет. Но не желая работать над собой, отдельные педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. Что приводит к завоеванию ложного авторитета.
У учителей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета.
Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.
Авторитет расстояния. Педагог, воспитатель стремится всегда держать учащихся на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой преподаватель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до занятий на уроке посторонними делами, прохождения в президиум школьного или студенческого собрания, хотя его никто туда не выдвигает, получения в столовой еды без очереди.
Авторитет мнимой доброты. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительства и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот. Ученики игнорируют указания и даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются.
Обязательным требованием к авторитетному учителю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Любой хороший или плохой поступок обязательно имеет нравственный аспект. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок.
Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек.
Успех же педагогической деятельности, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые предают определенную окраску, стиль действиям и поступкам учителя.
Мы рассмотрим лишь основные составные компоненты авторитета учителя. Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты.
Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии.
Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.
Порой и опытному, квалифицированному педагогу нелегко признать себя неправым перед лицом своих же собственных учеников, заставить себя выступать в роли отчитывающегося перед ними как перед равными. Трудно всегда и во всем самому полностью соответствовать тем требованиям, которые мы предъявляем детям. Мешают и возрастная дистанция, и боязнь потерять свой авторитет, а порой и учительский снобизм, представление о самой роли педагога как о твердой гарантии от любых ошибок. Но если учителю удалось переступить эти препятствия, преодолеть себя, педагогический успех не заставит долго ждать.
Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п).
Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.
Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей. Школьники любят аккуратность в костюме, подтянутость и культуру в поведении. От их внимательного взора ничего не ускользает. Небрежность в костюме ( оторванная пуговица, не почищенная обувь и пр.), не причёсанные волосы у учителя снижают его авторитет.В том случае, когда учитель не следит за собой, нарушается в классе дисциплина, с приходом его в класс слышатся нелестные отзывы, перешептывания, смех.
Лучшие учителя в этом отношении предъявляют к себе строги требования. Само собой понятно, что внешность и культура поведения только в том случае является фактором, определяющим авторитет учителя, когда они свойственны ему, наряду с другими положительными качествами его как учителя и воспитателя.
Как правило, хороший педагог всегда подтянут, опрятен, требователен к своему поведению и поведению других. В месте с тем у любимых учителей школьники не замечают и не желают замечать некоторых внешних недостатков. И наоборот, у плохого учителя, не пользующего у них авторитетом, они подмечают все мелочи.
Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам. Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.
Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.
Недостаточность общего развития учителя, его низкая речевая культура подрывает авторитет учителя- воспитателя и снижает качества учебно-воспитательной работы.
Рассмотрим теперь более подробно профессиональный компонент педагогического авторитета. К нему относятся такие качества, как профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия учителя-воспитателя и учащихся и др.
Во-первых, авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой каждого предмета. Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить.
В воспитании у учителей культуры наблюдения большое значение имеют знания общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики и частных методик. Эти науки помогают разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и сделать его организованно и целенаправленно.
Знания в области указанных наук помогут учителю правильно оценивать каждый поступок своих учеников и научно обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом.
Педагогическая профессия требует от учителя постоянного совершенствования своих знаний, практических умений и навыков. Всесторонность интересов и знаний учителя является необходимым условием его успешной школьной и общественной работы. Плохо, если знания и общее развития учителя не выходят за рамки узкой предметной специальности. А еще хуже, если его знания укладываются в объём учебника. Такой учитель не пользуется авторитетом среди учащихся и сам не получает нравственного удовлетворения от своего труда.
При разрешении воспитательных или учебных вопросов учитель не может пользоваться рецептами, шаблонными схемами и механически заимствованным опытом других учителей. Проявлением творческих способностей учителя в разрешении учебно-воспитательных вопросов и является педагогический такт. Педагогический такт невозможен без знания учителем своего предмета и педагогической науки, особенно возрастной и педагогической психологии.
Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя.
Авторитет учителя-воспитателя также зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у учителя с учениками.
Так, характеризует демократический стиль педагогического взаимодействия, можно подчеркнуть, что он наиболее приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса.
Учитель, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважительного отношения к учащимся, пользуется подлинным авторитетом у детей, они ему доверяют, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за помощью, советом. Дисциплина на его уроках, как правило, сознательная. Если учитель руководствуется демократическими принципами, то для его класса будет характерен » мажорный» психологический климат, высокий уровень групповой сплочённости.
Мимика демократического педагога сдержанная, твёрдая, но без признаков жестокости: лицо его спокойно, выражает волевые черты его характера. Поза, как правило, открыта и подчеркивает чувство собственного достоинства, он не допускает лишних, хаотических движений, не скован, всё в его поведении говорит об уравновешенности и выдержке. Демократичный педагог не повышает голоса на детей, старается быть ровным в общении с учащимися, обращается к ним по именам, не выделяет» любимчиков». В процессе организации деятельности он чаще употребляет выражения, характеризующие просьбу, обоснованное и логичное требование.
Для авторитарного стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно требовательно и в меньшей степени уважительное отношение к учащимся. Авторитарный педагог может добиться слепого подчинения путём диктата, нажима, психологического давления. Важно обратить особое внимание на то, что учащиеся боятся такого учителя, стараются выполнять все его требования только, чтобы не иметь неприятностей. Дети внешне заискивают перед ним. Авторитарному педагогу в большинстве случаев не доверяют. Он часто пользуется мнимым авторитетом.
Психологический климат в классе, которым руководит авторитарный педагог, псевдо интеллигентен. Для его мимики характерно преобладание хмурого, колючего взгляда, часто в выражении лица можно прочесть недовольства, снобизм или преувеличенное самомнение.В его жестах чувствуется властная нетерпимость к мнению оппонента. Авторитетный педагог может накричать на детей, может грубо оборвать неверный ответ ученика. Организует деятельность в приказном тоне, часто употребляя при этом категоричные высказывания. У него за частую бывает скандированная речь.
Для либерального стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой учитель не пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на уроках такого учителя плохая, в классе шумно, дети не слушают объяснений. Либеральный стиль также имеет негативные последствия. Часто школьники выражают недовольство и протест против такого стиля классного руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности, неуверенности в себе.
Антипедагогический стиль взаимодействия с учащимися в практике работы учителя недопустимы. Этот стиль характеризуется низкой требовательностью и неуважительным отношением к детям. Учитель, который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку учащимися своего поведения, разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждения. Такой учитель является социально опасным.
Мы рассмотрели личностный и профессиональный компоненты педагогического авторитета. Нужно заметить, что все, рассмотренные качества педагога личностного компонента (любовь к детям, к профессии; уважение доверие к школьнику, общая культура поведения, оптимизм, требовательность, строгость, справедливость, терпение, и т.д.) и профессионального компонента (профессиональные знания педагогический такт, стили взаимодействия и т.д.) тесно взаимосвязаны.
Также необходимо заметить, что эти качества по-разному значимы для учащихся разного возраста. Авторитет педагога в глазах учащихся, как правило, имеет различные детерминанты в зависимости от возрастных особенностей развития личности.
В подростковым возрасте картина оказывается принципиально отличной: на данном этапе уже недостаточно одного только авторитета роли. Хотя за учителем, как правило, признается право на принятие ответственного решения в ситуации, значимых для класса в целом, и в условиях учебной деятельности. В ситуации же личной заинтересованности подростка и особенно в условиях вне учебной деятельности такое доверие авансируется учителем в меньшей степени, чем это происходит в младшем школьном возрасте. Такое сужение сферы авторитетного влияния, признание авторитета лишь в одной или нескольких областях определяется как спецификация авторитета. Психологические исследования (Кон И.С., Кузьмина Н.В. и др.) показали, что подростки более дифференцированно по сравнению с младшими школьниками подходит к оценке личности педагога и своих взаимоотношений с ним. Если при этом за учителем признается право на принятие ответственного решения в ситуации личной заинтересованности подростка и тем более в условиях вне учебной деятельности, есть все основания расценивать это как подлинный авторитет личности педагога.
В старшем школьном возрасте чаще всего проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации преимущественно на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, несколько потому, что они учителя, а в силу авторитетности и ли не авторитетности их личности.
Учащиеся среднего и старшего возрастов оценивают своих учителей с точки зрения особенности их характера ( прямота, требовательность, чуткость, отзывчивость по отношению к учащимся, правдивость и т.д.), знание своего предмета, педагогического мастерства и общественной активности. Авторитетом пользуются в этих классах такой учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями.
Итак, совершенно очевидно, что авторитет педагога в глазах учащихся тесно связан с личностными и профессиональными качествами педагога. И различные качества по-разному воспринимаются детьми разного возраста.
Заключение
Целью моего доклада (выступления, сообщения) было выявление (?) компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета и определение их значения для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.
В процессе моего долголетнего педагогического (руководящего) опыта было выявлено два основных компонента педагогического авторитета: личностный (любовь к детям, любовь к профессии, терпение, доброта, справедливость, ит.п.) и профессиональный (педагогические знания, педагогический такт, стиль взаимодействия и т.п.). И эти компоненты по-разному воспринимаются детьми разного возраста. Учащиеся младших классов больше обращают внимание на внешний вид учителя, его доброту, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приемам и знаниям учителей. Учащиеся среднего и старшего школьного возраста оценивают своих учителей сточки зрения особенностей их характера (требовательность, прямота, чуткость и отзывчивость, правдивость по отношению к учащимся и т.д.), знания своего предмета, педагогического мастерства. Авторитетом пользуется учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями.
Для авторитетного педагога обязательны оба компонента педагогического авторитета. Но просто механического их сложения недостаточно. Они должны быть освещены индивидуальным творчеством учителя.
Необходимо помнить, что путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен. Основным условием формирования педагогического авторитета является правильный выбор профессии и овладение педагогическим мастерством.
Список литературы
VII (XXIII) Всероссийская научно-методическая конференция
«Совершенствование качества профессионального образования в университете»
23 – 25 марта 2010г. г. Братск