Как же так получилось что у вулича произошла осечка
Анализ главы «Фаталист» Лермонтова (9 класс Герой нашего времени)
«Фаталист» является последней главой романа «Герой нашего времени», представляющейся в качестве отдельного сочинения, созданного автором под воздействием реальных событий.
Жанровая направленность произведения представляется новеллой, характеризующейся небольшим объемом, немногочисленными героями, необычным событием, трагическим финалом, концентрацией внимания на одном событии.
Композиционная структура произведения отличается последовательностью сюжетных элементов, однако отсутствует экспозиция. В условном плане глава состоит из трех частей в виде спора Печорина и Вулича, размышлений Героя на тему фатума, смерти Вулича и эпизода, который воспроизводит захват казака.
Основной тематикой произведения является рассмотрение темы рока в человеческой жизни, которая подвергается развитию автором посредством размышлений о жизни и смерти, что является продолжением эпического начала, развивающегося в период античной литературы.
Система образов главы романа является неразветвленной, отличающейся существенным значением повествовательного мотива в виде диалогов персонажей.
Центральная роль в сюжетном повествовании отводится спору, случившемуся между главными героями произведения Печориным и Вуличем, служившими в тот период времени в казацкой станице. Спор заканчивается трагедией в виде гибели Вулича, пустившего себе пулю в лоб, решившись испытать удачу и судьбу.
Основными персонажами данной части романа являются офицер Печорин, серб Вулич и пьяный казак. Второстепенные персонажи в лице офицеров и Максим Максимыча не отличаются существенностью, однако придают произведению более яркое очертание.
Печорин придерживает точки зрения об управлении своей судьбой лично человеком, а Вулич придерживается мнения о предрешенности рока.
Произведение отличается отсутствием определенной загадки, однако заставляет читателя постоянно находится в напряжении, не позволяя расслабиться. Автору удается изобразить фатализм не только в качестве характерной черты Вулича, но и как человеческое свойство главного героя в лице Печорина, используя ироничное описание стремление человека к возможности влияния на собственную судьбу, полностью и фанатично углубляясь в данное понятие.
Главная мысль произведения заключается в вечном противостоянии между жизнью и смертью, раскрывая данную тематику в своем психологическом и философском сочинении.
Анализ №2
Анализ главы «Фаталист»
Популярные сочинения
Детство – самое беззаботное и лучшее время в жизни человека, оно заканчивается, когда начинается подростковый период. В тот момент мы еще не понимаем, что детство закончилось
По этому произведению понятно, что человек должен относиться к природе с осторожностью! То есть со вниманием, конечно, и с восхищением, но не забывать о том, что природа не прощает слабости.
Ещё недавно меня можно было охарактеризовать как ленивого человека. Обязанности свои он выполнял: уроки, уборка в доме, помощь родителям. Всё остальное — через силу. Не было ни энергии, ни желания
Кратко «Фаталист» из романа «Герой нашего времени»
«Фаталист» – новелла из «Героя нашего времени», наполненная глубоким философским смыслом. Главным героем этой главы является молодой офицер Григорий Печорин.
Сюжет: Печорин на некоторое время поселяется в казачьей станице, где становится свидетелем и участником странных событий: удачного пари, нелепой гибели одного из сослуживцев-офицеров, а затем сам, задумав испытать судьбу, чудом избегает смерти.
Повесть завершается открытым вопросом о существовании некоего предопределения и степени свободы человека.
Очень краткий пересказ главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени»
Печорин на две недели приезжает согласно приказу начальства в казачью станицу, где в это же время находится батальон пехоты. По вечерам офицеры коротают время за картами, время от времени заводя беседы.
Однажды, играя в карты у майора, они разговорились о фатализме, или о предопределении. Что человеку назначено судьбой, то непременно случится – так считали одни, в том числе сербский офицер Вулич. Другие полагали, что никакого предопределения нет, а все, что происходит с человеком, – это цепь случайностей и следствие его собственных поступков.
Однако Печорину казалось, что Вуличу суждено вскоре погибнуть. Так и случилось: в тот же вечер он был зарублен пьяным казаком, без всяких причин. Печорин начинает менять свои взгляды, начинает верить в предопределение. Искушая судьбу, он вызывается в одиночку взять пьяного обезумевшего казака, запершегося в избе. И это ему удается. При этом сам он остается невредим.
Заканчивается повесть рассказом Печорина Максиму Максимычу об этих странных событиях. Максим Максимыч говорит о Вуличе: «..видно, уж так у него на роду было написано…». На этом новелла заканчивается.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание главы «Фаталист» подробно
Повествование ведется от лица Григория Печорина. Он проживает в казачьей станице, днем ходит на службу, а по вечерам встречается за картами с другими офицерами, которые также волею судьбы оказались в этом далеком уголке.
За карточной игрой завязываются разговоры. Один из них особенно запал в душу Печорина. Спор зашел о предопределении: предназначены ли человеку судьбой все события в его жизни или он волен сам распоряжаться своей жизнью, как хочет? Мнения разделились. Старый майор, в чьем доме состоялась эта примечательная беседа, спросил у спорящих, как они могут подтвердить свое мнение?
В спор вступил поручик Вулич, серб по национальности. Печорин описывает его как несколько странного человека – очень холодного, спокойного, безумно храброго. Вулич не имел сильных привязанностей в жизни, и его единственным горячим увлечением была карточная игра. При этом он чаще всего проигрывал.
Взглянув на Вулича, Печорин каким-то чутьем понимает, что сегодня он умрет. Он видит печать смерти на лице военного, о чем сообщает ему.
Между тем Вулич снимает со стены один из пистолетов – наугад – и предлагает окружающим пари. Если есть предопределение, он не погибнет. Печорин принимает вызов, уверяя, что никакого предопределения нет.
И все же Печорин убежден, что Вуличу остается жить считанные часы. Спорящие расходятся. Печорин, размышляя о странностях судьбы, глубоко погрузившись в собственные мысли, направляется к дому. После вечернего происшествия он почти стал фаталистом: теперь он уверен, что предопределение существует. Его не отпускает чувство, что Вуличу судьба приготовила мрачный конец.
Вдруг Печорин спотыкается о некий мягкий предмет, лежащий на дороге. Это оказалась свинья, зарубленная пьяным казаком. Этого казака разыскивает обеспокоенное начальство, понимая, что он способен натворить много бед. Печорина спрашивают, не видал ли он пьяницу, он отвечает, что не видел, и направляется домой спать.
Уснуть ему так и не удается: тяжелые мысли отгоняют сон, а в 4 утра громкий стук в окно будит его. «Вставай, – кричат ему офицеры, – Вулич убит».
Перед смертью Вулич, разрубленный от плеча до сердца тем самым пьяным казаком, успел сказать два слова: «Он прав!». Печорин понимает, что Вулич имел в виду его предостережение о грядущей близкой смерти.
С разбуянившимся казаком необходимо что-то делать. Он заперся в избе, никого не подпускает, а его нужно связать и изолировать, пока не натворил еще каких-нибудь бед. Но никто не решается приблизиться к нему. Буян решил идти до конца, дорого продав свою жизнь.
Ни казаки, ни обезумевшая от горя старуха мать не хотят попытаться уговорить его сдаться. Мать, видимо, понимает, что подобные попытки бесполезны, и лишь качает головой в ответ на просьбы есаула «поговорить с сыном».
И тут Печорин решает испытать судьбу. У него нет предчувствия смерти – следовательно, казак ничего ему не сделает. Попросив отвлечь внимание убийцы, он подходит к окну, отрывает ставень и бросается головой вниз прямо под ноги безумному казаку.
Раздается выстрел. Пуля сорвала эполет Печорину, но сам он остался невредим. Он схватил преступника за руки, и тут подоспела помощь. Казака связали и увели.
Отныне Печорин должен был стать фаталистом, то есть человеком, безусловно верящим в судьбу. Но он по-прежнему сомневается.
Вечером, вернувшись в крепость, он рассказал Максиму Максимычу обо всех странных происшествиях последних суток. «Уж так у него на роду было написано», – отмечает Максим Максимыч, имея в виду Вулича.
Так заканчивается глава «Фаталист». Автор предлагает читателю самому решить для себя вопрос, существует ли некое предопределение или все-таки человек полностью владеет собственной жизнью. Позиция Печорина относительно этого не раскрывается. Печорин лишь отмечает: «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!».
Сочинение Пари Печорина с Вуличем Анализ главы Фаталист романа Герой нашего времени Лермонтова
Печорин – главный герой произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В главе «Фаталист» он заключил интересное пари с Вуличем, который говорил, что человек не может сам решать свою судьбу, а Печорин вступился против этого заявления.
Вулич очень похож на Печорина в эмоциональном плане. Он также носит маску равнодушия, скрывая за ней свои настоящие эмоции. Мужчины оба смелые и решительные, они очень уверены в своих действиях. Но есть у них и определенные отличия, например, Печорин холостяк и одиночка, а у Вулича есть жена. Он в отличие от главного героя является фаталистом. Печорин согласился на пари от скуки, у него не было желания что-то доказать Вуличу, в то время как сам Вулич относился к спору очень серьезно и даже поставил на кон жизнь.
Победитель спора был выявлен очень быстро. Вулич направил дуло пистолета себе в висок и выстрелил. Осечка… Но когда был произведен второй выстрел пуля вылетела и пробила фуражку. Таким образом, Вулич признан победителем пари, так как стало ясно, что Вулич не умер из-за воли судьбы. Но несмотря на то, что он не погиб сейчас Печорин предполагал, что Вулич умрет в тот же день, он видел на его предзнаменовение смерти.
Несмотря на все, что произошло с Печориным после встречи с Вуличем, он не начал верить в предрешенную судьбу. Он объяснил это тем, что сомневается в любом истинном явлении. Таким образом, жизнь, которую прожил Печорин, является тем, что он построил самостоятельно. Показать это, и есть смысл главы «Фаталист». Печорин не был истинно «правильным» человек, но согласно его собственным суждениям, свою «неправильную» жизнь он выбрал сам.
2 вариант
Это пари главного героя «Героя нашего времени» с мистиком Вуличем стало центром завершающей главы романа – «Фаталист».
Вулич верил в судьбу. Вероятно, это какие-то восточные учения. (Возможно, в наше время он бы занимался йогой.) Кстати, его в главе называют сербом, по портрету он смуглый, темноволосый. Все в полку знали, что он смелый человек, способный на разные выходки. Он антипод Печорина – бледного, холодного и расчетливого.
Интересно, что Вулич, получается, тоже расчетливый. Конечно, с такой верой он мог рисковать… Он как будто знал, что ему ничего не грозит, кроме «того самого». В этот странный спор он практически втянул Печорина, Вулич сам предлагал отдыхающим господам не тратить слов, а «судьбу испытать».
Однако его радость была не такой уж долгой. В ту же ночь его зарубил пьяный казак. Это выглядит, как наказание. Будто бы Вулич посмеялся над Высшими силами, стал их дразнить, а вот так они его наказали.
Печорин от этого случая впал в глубокую задумчивость. Ему было над чем поразмышлять в дороге. Главное, что он предсказал Вуличу, что после этой удачи с пистолетом он точно погибнет. Возможно, у Печорина сверх способности.
Нужно ли рисковать так неоправданно? По народной мудрости – нет. Думаю, что это скорей иллюстрирует, что человек может, например, пройти страшную войну, а погибнуть уже после – от простуды. И тогда можно верить в то, что ему «судьба» была погибнуть не на войне.
Спор этот интересен сам по себе, тут вопросы воли человека и его судьбы. Выглядит немного поучительно.
Краткое содержание «Фаталиста» — последней части философского романа Лермонтова
Опасный спор
История создания
Последняя часть романа М. Ю. Лермонтова была написана в 1838 г. Мнения исследователей об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространенная версия следующая: М. Ю. Лермонтов вместе со своим приятелем А. А. Столыпиным был участником происшествия с пистолетом. Биограф П. А. Висковатов утверждал, что основой для эпизода, воспроизводящего «приключения» Печорина в доме пьяного казака, стал случай из жизни дяди Михаила Юрьевича П. А. Висковатова.
Посмотрите, что еще у нас есть:
«Нынче вы умрете…»
Продолжаем описывать краткое содержание «Фаталиста». Увиденное потрясло Печорина. Он, привыкший сомневаться во всем, презирающий фатум, на вопрос, верит ли теперь в предопределение, ответил положительно. Но серб радоваться победе в споре долго не смог. Еще до выстрела Григорий Александрович, заметив на лице Вулича неуловимый отпечаток приближающейся кончины, сделал ему мрачное пророчество. И осечка не повлияла на убежденность Печорина. Вулич, задетый словами главного героя (что весьма странно, ведь он несколько минут назад целился себе в голову), покидает собрание.
Лермонтов — Фаталист. Анализ главы
Структурная основа произведения строится таким образом, что квинтэссенция главного героя и замысел раскрываются поэтапно. Каждая последующая часть инкорпорирует впечатления предшествующих, помогая найти ответы на возникающие у читателя вопросы, тем самым контролируя движение мыслительного процесса. Следовательно, допустимо предполагать, что ответы на вопросы оставшиеся у читателя после повести «Княжна Мери», необходимо искать — в «Фаталисте».
В повести «Фаталист» открываются подлинные поведенческие мотивы Печорина и вместе с этим, становится очевидна вся художественная идея произведения.
Основой главы «Фаталист» становятся стремительная смена событий в течении одной ночи. Сначала игра в карты, спор героев по вопросу фатальности судьбы, затем «трагически случайная» гибель Вулича, отважный поступок Печорина. Всё это способно притягивает внимание читателя.
Лермонтов сталкивает в данной главе две абсолютно разные позиции относительно мировоззрения. Печорин утверждает, что человек с помощью воли и разума сам способен решать свою судьбу. Что нет никакой высшей силы, которая управляет чужими жизнями. Такая позиция героя приводит к превозношению собственного я, которое становится для него единственным Богом. Фаталистом является Вулич, у которого кардинально другой взгляд. Он убежден, что все кругом подвержено фатальности.
Для чего автор романа создает из этих взглядов спор?
Такие спорные моменты помогают понять глубинную сущность человека, в частности Печорина, его убеждения, характер, способствуют раскрытию его индивидуальной позиции.
Такое мнение у Печорина сложилось засчет того, что он сам перестал верить во многие вещи. На страницах романа он признается, что любит во всем придаваться сомнению, абсолютное незнание исхода события придает ему смелость.
Основным критерием нравственной основы для Печорина предполагается личное упоение, поощрение прихотей, превозношение гордыни, достижение целей.
Действенность и напор характера герой культивирует в себе. Он достигает результатов любыми средствами. Порой такими средствами оказываются любящие его люди.
После прочтения романа читатель имеет возможность философствовать об эгоистичном индивидуализме героя, который затрагивает и современных людей. Подобные раздумья и поиски до сих пор являются мучительными проблемами перетекающими в споры.
«Я люблю сомневаться во всем»
Вариант 2
Произведение описывает жизнь одного молодого офицера. Роман состоит из нескольких глав, они дополняют друг друга. Ответы на вопросы возникшие в одной главе можно найти в следующей.
Михаил Юрьевич использовал сюжеты для своего романа из жизни. Все о чем он написал было на самом деле, герои реальные люди.Считается что это даже автобиографическое произведение. Сам писатель был немного фаталистом. Нельзя сказать, что на его характер повлияли нравы царившие тогда в армии или его жизнь в целом.
Многие верили в судьбу. Взять хотя бы карточные игры офицеров. Выиграть в них мог любой все зависело не от умения, а от случая. Кому как повезет. То есть, игрок зависел полностью от госпожи фортуны. Между военными действиями, офицерский состав скучали надо было хоть как то разнообразить свой быт. Вот и приходилось играть роли фаталистов, пылких влюбленных, разочарованных странников и убежденных холостяков. Наш герой Печорин одинокий, свободолюбивый человек. Несмотря на то что сам страдал от своей чрезмерной свободы он не собирается становиться другим. Он боится кого то сделать счастливым, подарить частицу своего сердца. Зато ему ничего не стоит толкнуть человека на поступок, от которого будут потом страдать оба. Печорин получает удовольствие не столько от страданий тех кому причинил боль, а от собственных страданий. И в то же время сказать, что жить по другому не умеет или не хочет, вот такой вот он негодяй.
Анализируя главу начинаешь понимать, что такие люди существуют и сейчас. Они не умеют ценить хорошие отношения, а принимают это как должное. Играть со смертью, дразнить ее вот его предназначение.
Почему роман заканчивается повестью «Фаталист»?
При анализе различий между композицией и сюжетом романа Лермонтова стало уже общим местом утверждение, что нарушение порядка повествования служит средством лучшего раскрытия главного героя. Что сначала характер Печорина подается с точки зрения наивного Максима Максимыча, потом повествователя (человека, несомненно, более проницательного) и самого Григория Александровича. В то же время завершающая часть романа на то и завершающая, что должна быть неким итогом, чертой, довершающей образ Печорина. Хотя, на первый взгляд, произошедшее с Вуличем (см. краткое содержание «Фаталиста») ничего принципиально нового в понимание главного героя не добавляет. Читатель уже познакомился с крайним индивидуализмом главного героя: позади остались страницы с Беллой, княжной Мери, Грушницким и т. д. Видимо, в последней главе писатель стремился раскрыть причину такого мировоззрения своего героя.
Определение слова
Фаталист — это человек, который верит в заранее предопределенный путь, в неизбежность событий, в злой и добрый рок. Такие люди отрицают свободу выбора. Fatum — латинское слово, переводящееся как «судьба», считается антонимом волюнтаризма — веры в то, что человек сам определяет свою судьбу.
Фатализм нередко бывает связан с религией, верой в божественное предопределение. В той или иной степени явление встречается в следующих религиях и конфессиях:
В мифологии это явление тесно связано с мистицизмом. Например, в греческой мифологии судьбу определяют мойры, которые прядут нить жизни человека. Это 3 сестры:
В скандинавских сказаниях то же самое делают норны. Фатализм не всегда слепо верит в неизбежность судьбы. Иногда это просто вера в законы природы и общества, которые влияют на события.
Философская проза Лермонтова
В завершающей части «Героя нашего времени» мы осознаем, что рефлексия Печорина куда глубже, нежели предполагалось ранее. Ведь, рассуждая о роли предопределения в жизни человека, Григорий затрагивает очень глобальные, бытийные вопросы. При этом Богу в традиционно-христианском понимании места в размышлениях Печорина нет – это доказала повесть «Фаталист». Герой нашего времени пытается найти ему замену, по сути, размышляя о смысле человеческой жизни. И находит его заключенным в самом человеке, в крайнем индивидуализме. Отсюда – постоянные со стороны Григория психологические эксперименты над судьбой остальных персонажей, позволяющие проверить, каких пределов достигает его влияние. По сути, от произведения Лермонтова остался лишь шаг до книг Толстого и Достоевского, философских трактатов Ницше.
Но необходимо заметить, что «Герой нашего времени» имеет черты и философского, и социально-психологического романов. Последнее проявляется в том, что состояние Печорина обозначается писателем как целая болезнь, поразившая его современников, как несладкий плод, порожденный сумрачно-неуверенной николаевской эпохой. Герцен однажды заметил, что вопросы бытия в их время становились все сложнее. Свое решение этих философских загадок пытался найти и Печорин.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Глава «Фаталист» и её философско-композиционное значение
Конспект урока литературы в 9 классе
Тема: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Глава «Фаталист» и её философско-композиционное значение
Цели урока
II. Вступительное слово учителя с элементами беседы
— В какое бы время, столетие ни жил человек, его всегда волновали вопросы бытия, жизни и смерти, добра и зла. И всегда среди этих вопросов был такой: есть ли судьба, рок, предопределение. В течение многих веков наиболее прогрессивные, интеллектуальные люди пытались разгадать эту загадку, состоящую из слов рок – судьба – предопределение
— Какая глава из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывает эти понятия? Конечно же, «Фаталист».
— Почему роман заканчивается именно этой повестью? (Ведь там поднимается очень важный философский вопрос, который всегда мучил людей: предопределена ли жизнь человека, или он сам, своими руками, строит собственную судьбу?)
А вот великий писатель-философ Л. Н. Толстой в свое время сказал: «В чем состоит фатализм восточных? Не в признании закона необходимости, но в рассуждении о том, что если всё предопределено, то и жизнь моя предопределена свыше и я не должен действовать».
— Обратимся к этому высказыванию. В нем есть слово, от которого мы можем оттолкнуться в наших дальнейших рассуждениях. Слово, которое спорит с роком, с предопределением. Назовите его. (Действовать) (Записывается на доске и в тетрадях)
— Какая это часть речи? (Глагол)
— Какой человек – творец своей судьбы? (Тот, который действует)
— На сегодняшнем уроке перед нами произведение, в котором все эти понятия: рок – судьба – предопределение – действие – случайность —
III. Объявление темы урока. Целеполагание. Обращение к эпиграфу
Глава «Фаталист» и её философско-композиционное значение в
романе «Герой нашего времени».
— Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока. Что мы должны сегодня выяснить? Чему научиться?
: что такое судьба, выяснение на примере художественного произведения, есть ли судьба или нет, возможно ли человеку управлять, руководить своей жизнью.
А эпиграфом будут слова замечательного поэта С. Есенина из его знаменитого стихотворения «Письмо к женщине»:
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
Куда несет нас рок событий…
— Действительно, куда несет нас рок событий? Ведь никто из нас не знает, что произойдет с ним через день, через год. Человек точно знает одну вещь – дату рождения, но не дату смерти.
IV. Выступление творческой группы
Итак, чтобы разобраться в этом вопросе, была организована творческая группа, состоящая из «социолога», «лингвиста» и «статиста». На предложенный вопрос они постараются ответить, используя социально-статистические исследования.
Почему же «Фаталист» — самая загадочная повесть из романа. Какая повторяющаяся лексика говорит об этом?
— «Лингвист» работал с философским словарём. Что же означает слово «фаталист?» И какие еще сопутствующие ему понятия вы нашли в словаре?
Фаталист– человек, верящий в фатум, склонный к фатализму.
Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное.
Фатальный– роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом.
Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. Рок– судьба.
Судьба – участь, доля, жизненный путь.
— А мы, люди XXIв, верим в судьбу?
Вопрос судьбы и предопределения наш «социолог» исследовал и в стенах школы. Попросим его поделиться результатами работы.
( диаграмма – результат соцопроса)
— Социологи обобщили мнения старшеклассников нашей школы. А кого из героев повести «Фаталист» больше всего мучают вопросы судьбы, предопределения? (Вулича и Печорина)
V. Этап исследования (анализа) произведения.
— Итак, перед нами последняя часть романа «Герой нашего времени» – повесть «Фаталист».
— Где же эти загадочные вопросы начинает проявляться? (В споре)
— Как вы поняли спор Печорина с Вуличем? О чем он? (Возникает спор о том, что же решает участь человека: его воля или судьба, предопределение)
— Спор – это одно из основных событий повести «Фаталист». А какие еще два события лежат в основе этой главы? (Испытание судьбы Вуличем и Печориным)
— Исходя из этих событий, давайте запишем план нашего урока, так как произведение сложное и это облегчит нашу работу.
— Но значение повести состоит не только в этих трех событиях. Подлинно художественное произведение всегда ставит важные проблемные вопросы.
В «Фаталисте» есть слова, прямо формулирующие такой вопрос. Исходя из темы нашего урока, эпиграфа, найдите эти слова.
(«И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?»)
— Все персонажи повести делятся на верящих в судьбу и противящихся этой вере. К кому же из героев относится философское определение, вынесенное в заглавие повести: к Вуличу, Печорину или, наконец, к Максим Максимычу?
Чтобы ответить на этот вопрос, проследим по тексту, что конкретно говорят о судьбе, роке участники этого спора.
: офицеры поначалу не верят, «будто судьба человека написана на небесах».
— Найдите в тексте логическое продолжение этого спора.
Печорин: «Утверждаю, что нет предопределения».
— Итак, поначалу общество офицеров и Печорин не склонны верить в «мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах». Значит, кто является сторонником фатализма? (Вулич) Докажите текстом. («Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута».)
— Каким же образом Вулич доказывает свое убеждение? (Учащиеся приводят из текста пример, когда Вулич стреляет и происходит осечка)
— Итак, рискуя жизнью, Вулич доказал Печорину и офицерам свою правоту. Скажите, а что убедило всех, что есть высшее предопределение, не позволившее Вуличу умереть? (Осечка). А как вы думаете, осечка – это случайность или вмешательство судьбы? (Учащиеся склоняются к мысли, что все-таки это случайность)
— Но пари затеяно Вуличем не только для того, чтобы сделать Печорина фаталистом. Вулич себе хочет доказать, что судьба к нему все-таки благосклонна. Хотя в картах он «обыкновенно проигрывал»: «постоянные неудачи только раздражали его упрямство». Вот это упрямство и заставило Вулича играть, но уже с жизнью своей. И он очень доволен, увидев в осечке пистолета признак благосклонности судьбы.
— Ребята, сейчас я хочу предложить вам такое определение, относящееся к Вуличу. Игрок. Да, он игрок, постоянно испытывающий судьбу. И в картах, и в истории с выстрелом он ищет власти над судьбой. А если это игра, то в ней всегда должен быть победитель и побежденный. В этот раз Вулич – победитель. Но игра – это ведь не бесконечное везение. Когда-то оно закончится.
— Так что же тогда сильнее – человек или судьба? (В этот раз получается, что сильнее судьба (или случай). Но до конца этот вопрос все же не решен. Поэтому Лермонтов не останавливается на этом. Он решает довести дело до конца, и поэтому ставит Вулича в более тяжелые обстоятельства, не зависящие от него.
— А Печорин в этом первом случае с Вуличем – участник или свидетель? (Свидетель). А такому рисковому, смелому человеку, как Печорин, самому теперь хочется убедиться, что же сильнее: человек или судьба? А почему? Да потому что случай с осечкой не убедил Печорина в правоте Вулича, в том, что человек подчинен высшему предопределению. Докажите это тестом. (Вид ночного неба, в котором как бы спорят между собой «месяц полный и красный, как зарево пожара», и спокойно сияющие на темно-голубом своде звезды, освобождают его от «таинственной власти», какую приобрел над всеми присутствующими офицерами Вулич. Дети читают текст от слов «Я возвращался домой…» до слов «…во всякой борьбе с людьми или судьбой». В этот момент Печорин не верит, что существует высшая сила, управляющая жизнью людей).
— И в то же время о чем он тоскует, сожалеет? (Тоскует по вере, воодушевлявшей предков, убежденных, что небесный мир участвует в их делах. Ведь потомки, не верящие в судьбу, не верят и в себя).
— В этих размышлениях Печорина есть слова, близкие строкам из стихотворения Лермонтова «Дума», где он так же горько судит свое поколение. Что это за строки?
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,