Как звали жильцов ростовского озера и судей что означают их имена
Как звали жильцов в «Повести о Ерше Ершовиче», значение их имён?
«Повесть о Ерше Ершовиче» Как звали жильцов и Судей Ростовского озера? Что означают их имена?
Главная мысль «Повести о Ерше Ершовиче»
Повесть написана в жанре сатиры, главные герои повести, судьи и жильцы Ростовского озера. Правовая система в России всегда была в пользу богатого, на примере Повести о Ерше Ершовиче можно узнать быт простого человека в давние времена и в принципе ничего не изменилось. Российские суды в большинстве своем выносят странные приговоры, а приставы не делают свою работу.
Имена судий Ростовского озера
Боярин Осетр Хвалынского моря верит на слово, туповатый воевода, от ничего ничего не зависит
судные мужики Судок и Щука-трепетуха.
Пристав Окунь берет взятки, хитрец и лжец
Имена Жильцов Ростовского озера
Ерш Ершович с семьей
В сказке Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» рассказана история об одном бедном парне Петрусе. Он работал у казака Коржа. У Коржа была дочь Пидо́рка в которую был влюблен Петрусь и она была влюблена в него. Но Петрусь был беден, а Корж хотел выдать Пидо́рку за богатого ляха. Однажды отец увидел как Пидо́рка целует Петруся и хотел побить его, но ее маленький брат Ивась спас Петруся. Казак выгнал парня, а тот напился с горя. К Петрусю обратился дьявол в человеческом обличии Басаврюк и предложил ему золото за небольшое дело. Нужно было сорвать цветок папоротника в ночь накануне Ивана Купала. Петрусь все сделал как тот велел и начал копать клад, а сундук не давался и уходил под землю. Басаврюк сказал, что надо пролить невинную кровь и перед Петрусем предстал Ивась. У Петруся помутилось сознание и он ударил мальчика, а потом бежал домой. Когда очнулся, он увидел золото и никак не мог вспомнить откуда оно.
Когда Корж узнал, что Петрусь богат, то выдал за него Пидо́рку. Но Петрусь не мог вспомнить откуда золото стал болеть, а Пидо́рка не могла вылечить его и тоже стала чахнуть. Она позвала ту самую колдунью, которая была с Петрусем в ночь убийства. Увидел ее Петрусь и все вспомнил и от него остался только пепел, Пидо́рка ушла в монахини.
Главные герои сказки Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»:
План повести «Радость нашего дома» для пересказа
1 Бабушка и Ямиль остались одни в доме.
2 Мечты Ямиля о сестренке.
3 Рассказ бабушки о батыре Тимербеке
5 Как прочесть телеграмму.
6 Мама привезла дочку.
7 Ямиль и Оксана нашли общий язык.
8 Оксана испугалась
9 как Ямиль успокоил Оксану.
11 Драка с гусаком
12 Подготовка к встрече мая
13 как сажали яблони
14 Подарки бабушки.
15 Дети нарядились.
16 Прогулка на речке.
17 Как поймали башмак.
18 Праздник в клубе.
21 Папа обязательно вернется
22 Возвращение отца
24 Отца зовут работать.
25 Дети хотят учиться.
28 Рассказ папы Ямиля
30 Ямиль боится остаться без сестры
31 Оксана уезжает с отцом.
В этой замечательной истории много положительный и отрицательных персонажей. Однако среди них можно выделить главных героев повести «Сибирочка» Лидии Чарской, это:
«Повести о Ерше Ершовиче» Как звали жильцов Ростовского озера и судей? Что означают их имена?
В одном из городов Ростовского уезда идёт суд. Боярин Осётр, воевода Хвалынского моря Сом и судные мужики — Судак и Щука-трепетуха рассматривают челобитную на Ерша, которую составили крестьяне Ростовского уезда, рыбы Лещ и Голавль. Они обвиняют Ерша в том, что он, придя с Волги-реки в Ростовское озеро, которое исстари было их вотчиной, попросился пожить вместе с семьёй, а потом освоился, расплодил детишек и выгнал их, крестьян, из вотчины, безраздельно завладев их наследственным владением, Ростовским озером. Ёрш отвечает суду, что он, родом из мелких бояр, никого не бил и не грабил, поскольку Ростовское озеро всегда было его собственностью и принадлежало ещё его деду, старому Ершу, а Лещ и Голавль — его, Ерша, обвинители — были у его отца в холопах.
Ёрш в свою очередь обвиняет Леща и Голавля: они, неблагодарные, забыв о том, что он отпустил их на волю и велел жить у себя, во время голода отправились на Волгу и расселились там по заливам, после чего начали покушаться на его голову с челобитьем. Ёрш жалуется суду, что Лещ и Голавль сами — воры и разбойники и желают вконец разорить его. Ёрш завершает свои речи тем, что упоминает о знакомствах с большими князьями, боярами и дьяками, которые кушают его, Ерша, и «с похмелья животы поправляют». Истцы же, Лещ и Голавль, в ответ на запрос судей, ссылаются на свидетелей и просят, чтобы за ними послали и их выслушали.
И свидетели показывают, что Лещ и Голавль — добрые люди, божии крестьяне, кормятся от своей силёнки, живут своей вотчиной, а Ёрш — ябедник, лихой человек, вор и разбойник, никому от него житья нет, и многих честных людей он своими кознями разорил и погубил голодной смертью. Свидетели утверждают, что рода он самого низкого и не боярского, а что касается до знакомства и дружбы с князьями и боярами, то Ёрш нагло лжёт, ибо хорошо знают Ерша лишь неимущие люди, бражники и всякая кабацкая голытьба, которым не на что хорошей рыбы купить.
Последним перед судьями предстаёт Осётр и рассказывает им о том, как подло и коварно поступил с ним Ёрш: он встретил его, Осётра, в устье Ростовского озера, назвался ему братом и отсоветовал идти к озеру, где, как Осётр потом узнал, всегда есть обильный корм. Осётр поверил Ершу, из-за чего семейство его чуть не померло с голоду, а сам он попал в невод, куда нарочно его заманил злонамеренный Ёрш. Суд со вниманием выслушивает истцов, свидетелей и ответчика и приговаривает: Леща и Голавля оправдать, а Ерша обвинить и выдать истцу, Лещу. Ерша казнят торговой казнью и вешают за воровство и ябедничество в жаркие дни на солнце.
Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове — краткое содержание сказки
Краткое содержание: начало произведения
Идет суд в одном городе, находящемся в Ростовском уезде. Осетр, боярин, Сом, воевода всего Хвалынского моря, а также судные мужики — Щука-трепетуха и Судак — рассматривают поданную на Ерша челобитную, которая была составлена рыбами Голавлем и Лещом, крестьянами, проживающими в Ростовском уезде.
Ерша обвиняют эти жители в том, что он попросился вместе с семьей пожить в Ростовское оозеро, исстари являющееся их вотчиной, придя откуда-то с Волги, а потом расплодил детишек, освоился и выгнал крестьян из этого места, завладев безраздельно Ростовским озером, наследственным владением их.
Ответ Ерша («Повесть о Ерше Ершовиче»)
Как звали жильцов Ростовского озера и судей, в чем они обвиняли Ерша, мы выяснили. Теперь узнаем, что ответил он своим обвинителям. Ерш сказал, что он происходит из мелких бояр, не грабил и не бил никого, так как всегда его собственностью было Ростовское озеро, которым владел еще его дед, Ерш, а Голавль и Лещ, обвинители его, состояли в холопах у отца.
В свою очередь, Ерш обвиняет этих крестьян в том, что они проявили неблагодарность, позабыв о том, что тот велел им жить у себя, отпустив на волю, а они отправились во время голода на Волгу и там по заливам расселились, а затем принялись покушаться с челобитьем на его голову. Суду жалуется Ерш, что Голавль и Лещ сами являются разбойниками и ворами и желают окончательно разорить его. Завершает свой рассказ обвиняемый тем, что упоминает о своих знакомствах с дьяками, боярами и князьями, которые его кушают — поправляют животы с похмелья.
Краткое содержание «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове»
В одном из городов Ростовского уезда идет суд. Боярин Осетр, воевода Хвалынского моря Сом и судные мужики — Судак и Щука-трепетуха рассматривают челобитную на Ерша, которую составили крестьяне Ростовского уезда, рыбы Лещ и Голавль. Они обвиняют Ерша в том, что он, придя с Волги-реки в Ростовское озеро, которое исстари было их вотчиной, попросился пожить вместе с семьей, а потом освоился, расплодил детишек и выгнал их, крестьян, из вотчины, безраздельно завладев их наследственным владением, Ростовским озером. Ерш отвечает суду, что он, родом
из мелких бояр, никого не бил и не грабил, поскольку Ростовское озеро всегда было его собственностью и принадлежало еще его деду, старому Ершу, а Лещ и Голавль — его, Ерша, обвинители — были у его отца в холопах.
Ерш в свою очередь обвиняет Леща и Голавля: они, неблагодарные, забыв о том, что он отпустил их на волю и велел жить у себя, во время голода отправились на Волгу и расселились там по заливам, после чего начали покушаться на его голову с челобитьем. Ерш жалуется суду, что Лещ и Голавль сами — воры и разбойники и желают вконец разорить его. Ерш завершает свои речи тем, что упоминает о знакомствах с большими князьями,
боярами и дьяками, которые кушают его, Ерша, и «с похмелья животы поправляют». Истцы же, Лещ и Голавль, в ответ на запрос судей, ссылаются на свидетелей и просят, чтобы за ними послали и их выслушали.
И свидетели показывают, что Лещ и Голавль — добрые люди, божии крестьяне, кормятся от своей силенки, живут своей вотчиной, а Ерш — ябедник, лихой человек, вор и разбойник, никому от него житья нет, и многих честных людей он своими кознями разорил и погубил голодной смертью. Свидетели утверждают, что рода он самого низкого и не боярского, а что касается до знакомства и дружбы с князьями и боярами, то Ерш нагло лжет, ибо хорошо знают Ерша лишь неимущие люди, бражники и всякая кабацкая голытьба, которым не на что хорошей рыбы купить.
Последним перед судьями предстает Осетр и рассказывает им о том, как подло и коварно поступил с ним Ерш: он встретил его, Осетра, в устье Ростовского озера, назвался ему братом и отсоветовал идти к озеру, где, как Осетр потом узнал, всегда есть обильный корм. Осетр поверил Ершу, из-за чего семейство его чуть не померло с голоду, а сам он попал в невод, куда нарочно его заманил злонамеренный Ерш. Суд со вниманием выслушивает истцов, свидетелей и ответчика и приговаривает: Леща и Голавля оправдать, а Ерша обвинить и выдать истцу, Лещу. Ерша казнят торговой казнью и вешают за воровство и ябедничество в жаркие дни на солнце.
Выступление свидетелей
Лещ и Голавль, истцы, ссылаются, отвечая на запрос судей, на свидетелей и просят о том, чтобы тех выслушали.
Свидетели по делу сообщают, что Голавль и Лещ — добрые люди, крестьяне божии, которые кормятся в меру своих сил, живут вотчиной, а Ерш — это лихой человек, ябедник, разбойник и вор, от него никому нет житья, множество других честных людей он погубил и разорил своими кознями. Утверждают, что происходит он из самого низкого рода, а отнюдь не боярского, а насчет своего знакомства и дружбы с боярами и князьями нагло лжет, так как его хорошо знают лишь неимущие люди, кабацкая голытьба и бражники, которым хорошей рыбы не на что купить.
Рассказ Осетра
Продолжаем рассказывать вам о «Повести о Ерше Ершовиче». Осетр предстает перед судом последним с рассказом о том, как коварно и подло обошелся с ним Ерш: он его встретил в Ростовском озере, назвался братом и посоветовал отправиться к озеру, где всегда имеется обильный корм. Он поверил Ершу, и из-за этого семейство его чуть не умерло с голоду, а сам Осетр оказался в неводе, куда его заманил нарочно Ерш.
Приговор суда
С вниманием выслушивает суд истцов, ответчика и свидетелей и приговаривает: оправдать Голавля и Леща, а Ерша признать виновным и выдать истцу. Казнят подсудимого торговой казнью, за ябедничество и воровство, повесив на солнце в жаркий день.
Мы рассмотрели краткое содержание произведения «Повесть о Ерше Ершовиче». Как звали жильцов Ростовского озера, в чем обвиняли Ерша, что он ответил на эти обвинения и чем закончилась сказка, вы уже знаете. Проведем теперь анализ произведения.
Популярные сегодня пересказы
Время создания произведения, его истоки
Время создания сатирической русской повести о Ерше Ершовиче — конец 16 — начало 17 века. Судя по описываемому месту действия, написана она была где-то в окрестностях города Ростова. Исследователь А. М. Панченко указал на то, что возникло данное произведение как отражение земельных тяжб, ставших после Смутного времени весьма частыми. Н. А. и А. В. Афанасьевы предполагали также, что основой этой повести могла являться история о тяжбе с наследниками Петра, ордынского царевича, ростовских князей, которая была описана в конце другого произведения — «Сказания о Петре, царевиче Ордынском».
Переделки повести
Эта повесть считается одним из самых популярных произведений 17 века, относящихся к сатирическим. Сегодня имеется 4 основные редакции, в которых существуют повести о Ерше Ершовиче, находящиеся более чем в 30 различных списках 17-19 веков. Переделки также можно встретить: это небылица (скоморошина-прибаутка) конца 17 века (в которой говорится о том, как поймали и съели Ерша), относящийся ко второй половине 18 века лубок, а также данное произведение перешло в сказочный фольклор. Как считает исследователь В. В. Митрофанова, сказка эта утвердилась в русской устной традиции.
Писатель Василий Белый эту повесть переложил на современный лад.
В 1978 году по мотивам произведения режиссер С. М. Соколов снял мультфильм под названием «Про Ерша Ершовича».
Сатира против судопроизводства («Повесть о Ерше Ершовиче» или «Повесть о Шемякином суде»)
Одним из примечательных явлений лит-ры 2-й половины 17 века явл. оформление и развитие сатиры как самостоятельного худ. жанра. Появление демократической сатиры явилось следствием активного участия демократических слоёв посадского населения в классовой борьбе. Задачам этой борьбы и была подчинена сатира.
Сатирическому обличению подвергались самые существенные стороны жизни феодально-крепостнического общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духовенства Обличению системы судопроизводства, опиравшейся на Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года, посвящены повести о Шемякином суде и о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове.
«Повесть о Шемякином Суде».
Объект сатирического обличения — судья Шемяка, взяточник.
Прельщённый возможностью богатого «посула», он казуистически толкует законы.
Решение суда ставит в смешное положение и богатого крестьянина, наказанного за свою жадность, и попа, оказывающегося в положении обманутого мужа.
Над миром жадности, корысти, судебного произвола торжествует бедняк. Благодаря своему уму и находчивости «убогий» добивается оправдания на суде.
Так в повести бедняк торжествует над сильными мира сего, «правда» торжествует над кривдой благодаря ошибке лихоимного судьи.
Художественный строй повести определяется русской сатирической народной сказкой о неправедном судье и волшебной сказкой о «мудрых отгадчиках». Характерна быстрота развития действия, неправдоподобное нагнетение преступлений, которые совершает «убогий», комизм положения, в котором оказываются судьи и истцы.
Внешне беспристрастный тон повествования в форме «судебной отписки» лишь заостряет сатирическое звучание повести.
«Повесть о Ерше Ершовиче». Формы и приёмы сатиры.
Ярким сатирическим изображением практики воеводского суда, введённого в 60-80 годах 17 века, является «Повесть о Ерше Ершовиче», дошедшая до нас в четырёх редакциях.
Повесть посвящена изображению одного из характерных явлений своего времени — земельной тяжбы, которую ведут крестьяне Лёщ и Голавль и лихой человек, боярский сын Ёрш.
Лёщ и Голавль предъявляют свои исконные права на владение Ростовским озером, насильственно отнятым у них Ершом, о чём и бьют они великим судьям.
Отвергая предъявленный иск, Ёрш не только пытается доказать законность своих прав на владение захваченными землями, но и предъявляет встречный иск, заявив, что Лещ и Голавль были у его отца в холопах. Однако допрос свидетелей устанавливает виновность Ерша. Суд приговаривает Ерша «казнить торговою казнию».
Повесть обличает хитрого, пронырливого и наглого «ябедника» Ерша.
В то же время автор повести показывает превосходство Ерша над неповоротливостью и жадностью его судей.
Разоблачается в повести и система подкупа, царящая в суде.
Повесть представляет собой первый образец литературной иносказательной сатиры, где действуют рыбы в строгом соответствии со своими рыбьими свойствами, но их отношения — это зеркало отношений человеческого общества.
Характерные черты:
использование образов народной животной сказки
форма делового документа усиливает сатирическое звучание
строгое соблюдение формул канцелярского языка
сатирическая выразительность повести
Житие протопопа Аввакума». Автобиографизм, язык и стиль. Написал сам
Аввакум (1621-1682). Перу «оригинального» протопопа принадлежит около 80 сочинений, из низ 64 написаны в условиях последнего, пятнадцатилетнего заточения в земляном срубе Пустозерска на берегу Ледовитого океана, «местом тундряном, студеном и безлесном».
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
«… предлагаю житие свое от юности до лет пятидесяти пяти годов». Он отбирает лишь самые важные, самые главные вехи своей биографии: рождение в семье сельского священника-пьяницы, первые испытания, борьба с Никоном, ссылка, возвращение на Русь и последняя ссылка в Пусторезрск.
Центральная тема жития — тема личной жизни Аввакума, неотделимая от борьбы за «древнее благочестие» против Никоновых новшеств. Образ незаурядного русского человека, необычайно стойкого, мужественного и бескомпромиссного.
Аввакум — поборник справедливости: он не терпит насилия сильного над слабым. Он заступается за девицу, которую «начальник» пытался отнять у вдовы.
Суров и непримирим Аввакум к своим идейным противникам — Никону и его приверженцам. Используя иронию и гротеск, он создает их яркие сатирические образы. На первый план выдвигается лицемерие и коварство Никона.
Обличает Аввакум сребролюбие никонианского духовенства: дьяк тобольского архиепископа Иван Струна за полтину оставляет безнаказанным «грех» кровосмесительства.
Аввакум в житии изображает и представителей светской власти. Один из них избивает протопопа в церкви.
Обличая представителей церковной и светской власти, А не щадит и самого царя, хотя царскую власть он считает незыблемой.
Если Аввакум непримирим и беспощаден к своим противникам, то он ласков, чуток и заботлив по отношению к своим сподвижникам, к своей семье. Он образцовый семьянин.
Наиболее значителен в житии образ спутницы жизни Аввакума, его жены Анастасии Марковны. Безропотно идет она вместе с мужем в далекую сибирскую ссылку: рожает и хоронит по дороге детей, спасает их во время бури, за четыре мешка ржи во время голода отдает свое единственное сокровище — московскую однорядку. Она помогает мужу морально переносить все невзгоды, которые обрушивает на него жизнь.
Аввакум стремиться подчеркнуть неразрывную связь бытового уклада с церковью. Страстная защита «древнего благочестия» превращает житие в яркий публицистический документ эпохи. Не случайно свое житие протопоп начинает с изложения основных положений «старой веры».
Жанр и стиль жития. Житие Аввакума — это первая в истории нашей литературы автобиографическая повесть-исповедь, в которой рассказ о злоключениях собственной жизни сочетается с гневным сатирическим обличением правящих верхов, с публицистической проповедью «истинной веры». Переплетение личного и общественного превращает житие из автобиографичного повествования в повествование социальной и общественно-политической жизни своего времени. Житие вбирает в себя и этнографические описания далекого сибирского края, его рек, флоры и фауны.
С традиционными формами агиографической литературы житие связывает немногое: наличие вступления, ссылки на авторитет «отцов церкви», присутствие религиозной фантастики, использование ряда образно-изобразительных средств агиографической литературы — например, олицетворением судьбы выступает корабль, а жизнь человеческая уподобляется плаванию.Религиозная традиционная фантастика под пером Аввакума приобретает реальные бытовые очертания.
Новаторство жития Аввакума особенно ярко обнаруживается в его языке и стиле. Он пишет русским природным языком.
В стиле жития протопоп использует форму сказа — неторопливого рассказа от первого лица, обращенного к старцу Епифанию. Его житие состоит из ряда искусно нарисованных правдивых драматических сцен, построенных всегда на острых конфликтах: социального, религиозного или этического порядка.
Рассказчик любит забегать вперёд, возвращаться к ранее сказанным вещам, но не следит за хронологией. А использует народные пословицы, поговорки, каламбуры, в кот можно заметить иронию.
Проблематика и композиция.
, которые он расточает противникам; в откровенном описании физиологических отправлений, и в непривычных сочетаниях слов.
«Житие» с элементами поучения насквозь проникнуто полемикой. В своем полемическом задоре Аввакум расточает противникам обличения. По отношению к единомышленникам он деликатен и ласков. К страдающим иногда посылает обращения, облеченные в торжественно-витиеватую церковно-славянскую форму. С задушевно лирическими воспоминаниями Аввакум обращается не только к людям, но и к собачке, навещавшей его в Братском остроге, и к черненькой курочке, несшей, как он говорит, 2 яичка в день. Эпизод с курочкой.
Ирония, сарказм и шутка нередки в сочинениях Аввакума. Для оживления речи он вводит в нее поговорки, пословицы, часто Той же цели служат диалоги, они живо передают реальные черты персонажей, существенные особенности характера.
Характеристика произведения
«Повесть о Ерше Ершовиче», анализ которой мы проводим, написана в виде судебного дела. Пародируется в произведении русское судопроизводство периода 16-17 веков, его язык и процедуры даны в тексте с иронией. Такова главная тема «Повести о Ерше Ершовиче». Создает комический эффект сочетание рыбьих признаков и социальной характеристики в персонажах. В дальнейшем данным приемом пользовался Салтыков-Щедрин в своих сказках.
Встречается в произведении и игра слов.
Социальная направленность в «Повести о Ерше Ершовиче» не присутствует. Не осуждает Ерша автор, при этом сочувственное отношение к этому персонажу в более поздних редакциях усиливается. Предприимчив и смел Ерш, в отличие от несообразительных, глуповатых истцов, свидетелей и судей. Родственно данное произведение животному сказочному эпосу, можно также найти параллели между главным героем и хитрой лисицей в других русских сказках.
При общем сюжете, каждая из редакций произведения самостоятельна по художественной организации повествования и языку. Если в первой имеется сильное подражание стилю официального документа, то уже во второй намного больше внимания уделяется звучанию самого текста (рифма, ритм, тавтология, парономазия и т. п.).
Характеристика[ | ]
Повесть написана в форме судного дела[3]. В ней пародируется русское судопроизводство XVI—XVII веков, его процедуры и язык даны с иронией[4]. Комический эффект создаёт и сочетание в персонажах социальной характеристики и рыбьих признаков; этим приёмом в дальнейшем пользовался в сатирических сказках М. Е. Салтыков-Щедрин[1]. Для повести характерна игра слов[4].
Повесть не имеет социальной направленности[4]. Автор не осуждает Ерша, причём сочувственное отношение к нему усиливается в более поздних редакциях повести. Ёрш смел и предприимчив, в отличие от глуповатых, несообразительных истцов, судей и свидетелей[3]. Произведение родственно сказочному животному эпосу, указывали на параллели между Ершом и хитрой лисицей русских сказок[4].
Каждая редакция повести при общем сюжете, по языку и художественной организации текста вполне самостоятельна. Если в первой редакции сильно подражание официальному документу, то во второй больше внимания уделено звучанию текста (ритм, рифма, парономазия, тавтология и т. п.)[4]