Кавальеры грунта что это
Кавальер
Кавальер — земляной вал правильной призматической формы из грунта, изъятого из выемки и не использованного при возведении насыпи.
Кавальеры устраивают с двух сторон выемки при поперечном уклоне местности меньше 1:5, а при более крутых уклонах — с одной (низовой) её стороны. Их не отсыпают, если существует опасность нарушения устойчивости земляного полотна.
Откосы кавальеров имеют крутизну не более 1:1,5, верхняя поверхность, спланированная в полевую сторону,- уклон 0,02 для стока поверхностных вод.
Высота кавальеров обычно не превышает 3 м, что обеспечивает достаточную устойчивость откосов выемки под действием веса грунта. Кавальеры располагают параллельно бровкам выемки на расстоянии от них не менее 5 м (на однопутных линиях — от проектной бровки будущего второго пути). Поверхности между бровками и подошвами откосов кавальеров со стороны пути называются обрезами. С нагорной стороны кавальеры отсыпают за забанкетной канавой на расстоянии 0,5 м. За кавальером с верховой стороны расположена нагорная канава, от которой его отделяет спланированная в полевую сторону берма.
Кавальеры грунта что это
РАЗРАБОТКА ВЫЕМКИ БУЛЬДОЗЕРОМ С ОТСЫПКОЙ КАВАЛЬЕРОВ
1 Область применения
1.1 Настоящую типовую технологическую карту рекомендуется применять при разработке проектов производства работ и при производстве строительно-монтажных работ.
1.2 Данная типовая технологическая карта устанавливает порядок разработки выемки под земляное полотно железной или автомобильной дороги и устройства двух кавальеров из разработанного в выемке грунта. Работы производятся в теплое время года.
1.3 Особенности производства работ в зимнее время, а также необходимые дополнительные мероприятия разрабатываются в проекте производства работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящей технологической карте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
3 Определения
В настоящей технологической карте применены следующие термины с соответствующими определениями по:
3.1 документ: Информация и носитель, на котором эта информация представлена.
3.2 процесс: Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующая входы для получения намеченного результата.
3.3 грунт: Горные породы, почвы, техногенные образования, представляющие собой многокомпонентную и многообразную геологическую систему и являющиеся объектом инженерно-хозяйственной деятельности человека.
3.4 грунт дисперсный: Грунт, состоящий из отдельных минеральных частиц (зерен) разного размера, слабосвязанных друг с другом; образуется в результате выветривания скальных грунтов с последующей транспортировкой продуктов выветривания водным или эоловым путем и их отложения.
3.5 почва (растительный грунт): Поверхностный плодородный слой дисперсного грунта, образованный под влиянием биогенного и атмосферного факторов.
3.6 земляное полотно: Комплекс земляных сооружений в виде насыпей, выемок, водоотводов, обеспечивающих отвод поверхностных и грунтовых вод от земляного полотна, сооружения инженерной защиты от природных геофизических процессов (согласно требованиям СП 116.13330.2012) и специальных мероприятий по повышению устойчивости основания.
3.7 кавальер: Насыпь из грунта, находящаяся в резерве.
3.8 технологический документ: Результат технического документирования процесса труда, содержащий информацию о способах изготовления, сборки, строительства, эксплуатации и ремонта изделий, а также об организации производственного процесса.
3.9 технологическая карта: Технологический документ, содержащий описание операций технологического процесса, применяемого оборудования и инструмента.
4 Обозначения и сокращения
В настоящей технологической карте применены следующие обозначения и сокращения:
ВЛ: высоковольтная линия.
ЛЭП: линия электропередачи.
ППР: проект производства работ.
СИЗ: средства индивидуальной защиты.
ТК: технологическая карта.
5 Организация и технология выполнения работ
5.1 Общие положения
5.1.1 Работы должны выполняться по рабочим чертежам проекта и ППР.
5.1.2 Настоящая типовая технологическая карта рассматривает разработку грунта в выемке под устройство прямого, горизонтального участка насыпи полотна двухпутной железной дороги первой категории со следующими параметрами:
Применяются следующие машины и механизмы:
Выполняется устройство двух кавальеров с параметрами:
Уклоны откосов соответствуют требованиям СП 45.13330.2017. Работы выполняются в теплое время года.
Ситуационный план участка показан на рисунке 1.
Подсчет объемов работ и обоснование применяемых механизмов приведены в Приложении А.
5.1.3 Выполнение работ должны осуществлять специализированные организации, имеющие допуск на данный вид работ, под техническим руководством и контролем ответственного производителя работ. Лабораторные испытания грунта проводятся специализированной лабораторией, имеющей соответствующую лицензию.
5.1.4 Запрещается производство работ по техническим решениям (проектам) организаций, не имеющих допуска на выполнение данного вида проектных работ.
5.2 Требования к готовности предшествующих работ
До начала устройства земляного полотна должны быть выполнены следующие работы:
5.2.1 Выполнена и принята геодезическая разбивочная основа с оформлением акта приемки геодезической разбивочной основы для строительства.
5.2.2 Решены вопросы по переносу подземных и надземных коммуникаций.
— площадки для стоянки и ремонта техники и подъездные автодороги;
— временное электроосвещение зоны производства работ;
— временное защитное ограждение зоны производства работ.
5.2.4 Проведена линия временного электроснабжения (или установлена электростанция).
5.2.5 Выполнены мероприятия по временному отводу поверхностных и грунтовых вод (при необходимости).
5.2.6 Срезан растительный слой грунта (Рисунки 1, 2).
5.3 Требования к организации рабочей зоны
Организация рабочей зоны при разработке грунта в выемке показана на рисунке 3.
5.4 Технологическая последовательность разработки грунта выемки с отсыпкой его в кавальеры
5.4.1 Разработать грунт в выемке с помощью бульдозеров шириной захватки 3,0 м, толщиной слоя 0,25 м за четыре проходки на всю длину участка на глубину 1,0 м (Рисунок 4) с перемещением его в отвал (Рисунки 5, 6, 8).
5.4.2 Погрузить с помощью фронтальных автопогрузчиков разработанный грунт в автосамосвалы для перевозки в кавальеры в пределах участка до 300 м (Рисунок 7).
5.4.3 Разработать грунт в выемке на глубину 5 м включительно в соответствии с п.5.4.1, 5.4.2, рисунками 8, 9а, б, в.
В каких случаях устраивают кавальеры грунта? Где располагают кавальеры?
Кавальер (строительн.) — насыпь, вал правильного профиля вдоль канала, рва, дороги или полотна железнодорожного пути. Служит защитой от сточных вод и заносов.
Кавальеры необходимо предусматривать в случаях непригодности или нецелесообразности использования грунта из выемок для насыпей, а также при отсутствии в непосредственной близости от выемки пониженных мест рельефа, где размещается непригодный или лишний грунт.
Размещение грунта в кавальерах не допускается: на территориях станционных площадок, населенных пунктов и промышленных предприятий; в местах, где кавальеры могут способствовать снежным или песчаным заносам земляного полотна, в том числе мелких выемок; с нагорной стороны полувыемок.
Кавальеры и водоотводы следует проектировать согласно профилям, приведенным на рис. 52, и размещать в зависимости от поперечного уклона местности (табл. 19) с учетом условий заносимости снегом или песком, а также свойств и состояния грунта, подлежащего укладке в кавальер.
Поперечный уклон местности
Необходимо располагать с учетом местных условий и с проверкой общей устойчивости сооружения
Расстояние от подошвы кавальера до бровки выемки проектируемого второго пути должно быть не менее 5 м (рис. 52). На участках с глинистыми переувлажненными грунтами, а также при наличии верховодки это расстояние должно быть не менее 5 м плюс высота откоса проектируемой выемки.
Кавальеры с низовой стороны следует проектировать с разрывами через 50 м, с шириной разрыва понизу не менее 3 м. Площадке между бровкой выемки и подошвой кавальера необходимо придавать продольный уклон в сторону разрыва.
В песчаных районах на сильно заносимых участках лишний грунт из выемок следует размещать слоями высотой до 1 м и укреплять их поверхность. В пределах малозаносимых участков кавальеры необходимо проектировать по общим требованиям.
Основные элементы поперечного профиля дороги (нарисовать поперечный профиль выемки).
33. Типы поперечных профилей земляного полотна (нарисовать несколько поперечных профилей).
Из ГОСТ 21.701- 2013:
Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 4053 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Кавальеры грунта что это
Главное меню
Строительные работы
Земляные работы
Дамбы, валы
Дамбы, валы (от нидерл. dam) – представляют собой гидротехнические сооружения, в виде грунтовых насыпей имеющих трапецеидальное сечение используемых для регулирования водотоков или защиты земель от затопления паводковыми водами. Верхняя ее часть дамб может использоваться для дорог или иных коммуникаций.
Дамбы, как правило, представляют собой качественные насыпи с проектными физико-механическими характеристиками. Дамбы являются основными элементами гидромелиоративных каналов русла, которых проходят в полувыемках, полунасыпях и насыпях. Протяженность дамб может составлять от десятков метров до сотни километров и более.
Грунт для их отсыпки берут из резервов, расположенных обычно вдоль дамб и валов с помощью различных землеройных или землеройно-траспортных машин, таких как бульдозеры, одноковшовые экскаваторы или скреперы.
Резерв
Резервы устраивают вдоль линейно-протяженных сооружений – дорог или каналов.
Грунт в резервах разрабатывают скреперами или бульдозерами.
Глубина резервов не должна быть большой, чтобы после завершения работ их можно было безболезненно рекультивировать.
Грунт в резервах должен соответствовать требованиям по строительству насыпных земляных сооружений. Резервы могут быть односторонними или двухсторонними.
Резервы могут быть наружными и внутренними.
Траншеи
Устраиваются для прокладки в них дренажа, трубопроводов, ленточных фундаментов, кабелей.
Для разработки грунта в траншеях применяется различная землеройная техника.
Наиболее часто для разработки траншей большой длины, под трубопроводы применяются многоковшовые роторные экскаваторы.
Котлованы
Котлованы разрабатывают в том случае когда производят строительство методом котлована.
При разработке котлованов используют одноковшовые экскаваторы с рабочим оборудованием драглайн или обратная лопата.
Как правило вывозка грунта осуществляется автосамосвалами за пределы строительной площадки.
Для ритмичной разработки котлована необходимо подбирать нужное количество автосамосвалов.
Шурф (зумпф, колодец)
Зумпфы обычно разрабатывают при устройстве систем водопонижения и водоотлива при строительстве зданий и сооружений методом открытого котлована при высоком уровне стояния грунтовых вод.
Зумпфы служат для сбора грунтовых вод из дренажных траншей устроенных по периметру котлована.
Зумпфы необходимы для того чтобы производить насосами откачку грунтовой воды.
Зумпфы должны обеспечивать работу насосного оборудование по продолжительности не менее чем 15-20 минут.
Отвал
Разработку грунта в отвал ведут одноковшовыми экскаваторами с рабочим оборудованием обратная лопата или драглайн в том случае, если грунт планируется использовать для обратной засыпки.
Объем грунта разрабатываемого в отвал должен соответствовать размеру объема обратной засыпки с учетом проектного ее уплотнения.
Иногда лишний грунт разрабатываемый в котлованах приходиться вывозить за пределы стройплощадки, таким образом создаются отвалы грунта которые могут иметь неправильную форму или же могут подвергаться профилированию.
При длительном хранении грунта в отвалах он подвергается самоуплотнению.
Кавальер
Кавальер – это хранилище грунта в отвале правильной формы. Такое хранение грунта в кавальерах наблюдается вдоль оросительных каналов построенных в глубокой выемке.
Кавальеры могут быть расположены как с одной стороны, так и двух сторон от выемки.
Они имеют, как правило, призматическую форму. Крутизна их откосов составляет не более 1:1,5.
Их не отсыпают если может возникнуть опасность обрушения земляного вала.
Площадь планировки
При проведении строительных работ первоначальная форма поверхности строительной площадки меняется.
По окончании строительства необходимо площадь вокруг возведенных сооружений необходимо спланировать, чтобы обеспечить организованный сток дождевых и талых вод.
Поэтому процесс, при котором в строительстве происходит преобразование рельефа, называют вертикальной планировкой.
Планировочные работы собственно сводятся к образованию на поверхности насыпей и выемок.
При этом важно чтобы объем срезанного грунта был равен объему выемок.
Тоннели гидротехнические
Устраиваются в виде закрытых выработок, обычно круглого сечения, под сильно возвышенными участками территории.
Разработку грунта в проходках тоннелей осуществляют специализированные строительные организации использованием тоннельной техники.
Строительство гидротехнических тоннелей часто осуществляется в горной местности при строительстве гидроэлектростанций.
Для того чтобы не создавать большие водохранилища и в то же время осуществлять значительные напоры воды строят гидротехнические тоннели, обеспечивающие подвод воды.
Строительство таких сооружений очень дорого стоит и требует больших затрат финансов материалов.
Водоемы-копани, бассейны, отстойники
Такие сооружения строят с помощью одноковшовых экскаваторов с рабочим оборудованием обратная лопата и драглайн.
Производительность экскаваторов и время разработки грунта определяется свойствами грунта, влажностью грунта и наличием в нем различных каменистых включений.
Иногда водоемы строят с использованием бульдозеров.
Этот вариант выполнения земляных работ рассматривается, если водоем планируется строить в
Водохранилища
Водохранилища вмещают огромные объемы воды и в результате их создания иногда затапливаться большие территории.
В результате водохранилища наряду с пользой иногда наносят и урон природе.
Они служат для сбора воды, которая может быть использована для нужд орошения, водоснабжения, обводнения и т. п.
Водохранилища – это рукотворные объекты созданные человеком путем перекрытия рек.
При их создании полностью изменяется жизнь рек.
Линейные сооружения
Каналы, дамбы, плотины, дорожное полотно, резервы и кавальеры, как правило, имеют большую протяженность и называются линейными сооружениями.
Особенностью строительства линейных сооружение является различие в выборе технологии строительства и следовательно и строительных машин для различного рельефа поверхности выбранной трассы линейного сооружения.
При выборе трассы надо руководствоваться возможностью создания нулевого баланса грунтовых масс. А это означает что объем грунта подлежащий выемки должен быть равен объему грунта который будет уложен в насыпи.
Виды земляных работ и способы их выполнения
При строительстве земляных сооружений встречаются следующие виды работ: разработка, транспорт, рыхление, уплотнение грунтов и планировка площадей.
Этим работам часто сопутствуют другие, так называемые подготовительные и вспомогательные работы: срезка и удаление древесной растительности, уборка камней, откачка воды, доувлажнение грунтов, оттаивание грунтов, очистка их от снега, льда и др.
Для различных видов земляных работ применяются соответствующие, землеройные и землеройно-транспортные машины.
Как правило эти машины работают в одном технологическом цикле и поэтому к выбору их необходимо
Классификация землеройных машин
Земляные работы выполняются различными машинами, которые можно классифицировать по виду выполняемых ими работ (рис. 3).
КАВАЛЬЕР
земляной вал правильной формы, образованный землей, взятой из выемки и не использованной для устройства насыпи. К. располагаются вдоль выемки у границы полосы отвода. Ширина обреза между верхним ребром откоса выемки и подошвой путевого откоса К. в плотных грунтах д. б. не менее 5 м, а в слабых — не менее 5 м плюс глубина выемки и во всяком случае не менее 10 м. Расстояние от подошвы полевого откоса К. до границы полосы отвода д. б. не менее 2 м. На магистральных жел.-дор. линиях насыпка К. на территориях станций и разъездов, а также в подверженных снежным заносам местах вдоль выемок глубиной менее 2 м не допускается.
Смотреть что такое «КАВАЛЬЕР» в других словарях:
КАВАЛЬЕР — (франц.). 1) малый бастион внутри главного. 2) высокая насыпь вдоль полотна железной дороги. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАВАЛЬЕР 1) насыпь в углу крепостного бастиона для стрельбы чрез вал из… … Словарь иностранных слов русского языка
КАВАЛЬЕР — КАВАЛЬЕР, кавалькада и пр. см. кавалер. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
кавальер — вал, насыпь Словарь русских синонимов. кавальер сущ., кол во синонимов: 3 • бастион (9) • вал … Словарь синонимов
кавальер — Небольшая насыпь призматической формы, отсыпаемая вдоль отдельных участков дорожных выемок [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты, тоннели, аэродромы EN earth deposits DE… … Справочник технического переводчика
Кавальер — B кавальер Кавальер (фортификац.) (итал. cavali … Википедия
Кавальер — фортификационная постройка большого командования, всегда превосходящего командование верка, в котором К. помещается. К. представляет собой или особое укрепление внутри другого, или повышенную часть его и имеет назначением на столько поднять… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кавальер — м. 1. Земляной вал, образующийся при рытье канавы или канала. отт. Насыпь вдоль дороги, сооружаемая из вынутого грунта для защиты от заносов и сточных вод. 2. Возвышенная фортификационная постройка внутри главного бастиона. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
кавальер — кавальер, кавальеры, кавальера, кавальеров, кавальеру, кавальерам, кавальер, кавальеры, кавальером, кавальерами, кавальере, кавальерах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
- Как пахнет формальдегид на что похож
- На чем печатают календари