Кавказская албания и албания что общего

Балканская и Кавказская Албании. «Пелазги» и «лезги»

Кавказская албания и албания что общего. Смотреть фото Кавказская албания и албания что общего. Смотреть картинку Кавказская албания и албания что общего. Картинка про Кавказская албания и албания что общего. Фото Кавказская албания и албания что общего

Идентичная ситуация имеет место и в случае родства Балканской Албании и Кавказской Албании, т.е. между пелазгами и лезгинами (о названии «Албания» — см. II.3). Живут ли в настоящее время на терри­тории Балканской Албании представители лезгиноязычных народов? В древности — 4 тысячи лет тому назад, несомненно, такие народы (пелазги) составляли большинство населения не только территории нынешней Балканской Албании, но и Среднего и Южного Балкан, Эгейского архипелага и запада Малой и Передней Азии. Оказывается, Балканы и Кавказ являются «естественными заповедниками» и для лезгинской подгруппы языков.

Выдвигая свою версию о происхождении слов «этруски» и «пелас­ги» акад. Н.Я. Марр отмечает /188/, что для Кавказа (на «яфетическом Востоке») характерен корень в этнических терминах с перерождением l-s l-z. «Так мы имеем с суффиксом «а-» название реки A-laz-an, от­ложение племенного названия в материково-перевальном районе Кавказского хребта с суффиксом мн.ч. «-ан», [4] племенные названия и этно- культурные термины — läzg (лезгин), lesk-ur (сабля; букв, «лезгинско* оружие»), leg+z+i — leg+z-i (арм,- лезгин), lag-лак (кази-кумух), lek-ur (лезгинка, лезгинский танец [5] ) и др. Здесь на Северном Кавказе, господствуют образования с показателем множественности «к — g», но ни одно из них не прослеживается на Апеннинском полуострове, по­скольку оно несется яфетическим племенем с последней своей стоян­ки в бассейне Каспийского моря. Чтобы с прикаспийского края достигнуть такой дали, термин должен был обязательно пропутешество­вать по северному пути и … пройти два лингвистических средостения сванское и абхазо-адыгейское (или абхазо-черкесское), если не касать­ся смежного чеченского мира — материково-перевального. Следова­тельно, та или иная разновидность северокавказского типа могла пере­строиться в новую форму, получив или в сванской среде префикс «lе-» или в абхазо-адыгейской среде префикс «ре-», однако и таких новооб­разований мы не находим достигшими Апеннинского полуострова, точно Балканский полуостров перехватил эти северные переселенче­ские волны этрусков или урартийцев, поскольку получившие прикас­пийское и северно-кавказские крещения их сородичи по общему в корне наименованию «lazg» («las-к») в абхазо-адыгейской форме «ре- lasg» (чит. или «pelazg») или «leg» («lek-и») в сванской форме «le-leg», проникнуть на этот же европейский полуостров, входили в состав пер­воначального населения его территории, имели уже отсюда распро­странение на другие острова, в числе их и на Крит, да с моря и на со­седний полуостров.

Разумеется, пеласги таким образом с Балканского полуострова также распространились на острова, заселили вместе с яфетидами и Апеннинский полуостров, но все-таки, насколько яфетодологическому анализу и истории занявшего нас племенного названия можно прида­вать реальное значение, картина намечается такая: этруски с юга Кав­каза, из пределов бассейна Ванского озера, сделав этап в Ливии, дви­гаются Средиземным морем на Апеннинский полуостров, а их соро­дичи с северного Кавказа «лазги» или «pelasg» и («le-leg»и) по север­ному пути, Черным морем или по северному его побережью, вливаются в пределы Балканского полуострова. Далее их встречи на островах, да и на Апеннинском полуострове…» /188/.

Приведенные аргументации убедительно доказывают этимологи­ческую состоятельность нынешнего лезгинского языка для дешифров­ки пелазгской письменности, незаслуженно названной «минойской».

Источник

Есть ли связь между древней Албанией и нынешней?

В первый раз албаны упоминаются во времена Александра Македонского у историка Луция Флавия Ариана. Согласно ему, албаны сражались на стороне персов в битве при Гавгамелах в 331 году до н.э.
Античные авторы отмечали высокий рост албан, светлые волосы и светлые глаза. С ними соглашаются антропологи, отмечающие, что каспийский тип людей распространился на Кавказе значительно позже.
Известно, что изначально албанами называли союз из 26 разных племен, говоривших на различных диалектах лезгинского. Албанами они стали именоваться потому, что именно это племя инициировало объединение. Среди племен были гаргары, удины, чилби, лезгины, льпины и сильвы. Все они жили на землях между Иберией и Каспием, населяли предгорья Большого Кавказа и территории Дагестана.
Язык
Самым многочисленным племенем среди албан были гаргары. На основании их языка был создан алфавит, в котором было 52 простых графемы и два диграфа. Кроме лезгинских языков, в Албании говорили на среднеперсидском, армянском и парфянском языках. Албанский постепенно вытеснили тюркские диалекты, армянский и грузинский.
Археологами найдены несколько образцов албанской письменности, которые датируют VII—VIII веками. Так, в христианском монастыре Святой Елены на полуострове Синай в 1996 году был найден текст на албанском в 120 страниц. Поверх его был написан текст на грузинском. Сейчас текст дешифрован и издан.

В древности албаны были язычниками, почитали солнце и луну и приносили богам человеческие жертвы. Из Персии в Албанию активно проникал зороастризм. Распространение христианства связывается с мученической кончиной святого Варфоломея, который был зверски убит в городе Альбане, и с проповедью святого Елисея – ученика апостола Фаддея, более известного, как Елише. Христианство стало официальной религией Албании с начала IV века. В период арабского владычества в страну проникло магометанство, и постепенно распространилось повсеместно.

Примерно к середине I в. до н.э. союз племен преобразовался в государство во главе с царем. Столицей Албании до VI века была Кабала (разрушена персами в VI веке). Впервые Кавказская Албания как отдельная страна упоминается у римского историка Страбона, который в своей 17-томной «Географии» указывал, что страна лежит между рекой Курой и Каспием.

В III – I веках до н.э. на территории Албании существовала Ялойлупетинская культура, люди которой занимались виноделием и возделывали землю. Здесь находят характерные курганные могильники, захоронения в кувшинах и в гробницах. На раскопках найдены железные ножи и кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, золотые украшения, керамика.

В 66 году до н.э. страна подверглась нашествию римского консула Гнея Помпея, который встал со своим войском на Куре, но был атакован албанским царем Орозом. Отбив атаку, консул напал на Албанию, уничтожил войско царя и «даровал» албанам мир. Во II веке н.э римский император Траян превратил Армению в римскую провинцию и возвел на престол Албании своего ставленника, но вскоре независимое положение государства восстановилось.

Под Персией и арабским владычеством

В V веке Албания стала подвергаться давлению со стороны Персии, и в 450 году албаны примкнули к антиперсидскому восстанию народов. Персы разбили восставших в Аварайской битве, и в 461 году Кавказская Албания стала провинцией персов-Сасанидов. В 552 году в страну с севера вторглись савиры и хазары и вынудили шаха Хосроя выстроить Дербенские укрепления, которые не стали панацеей: в VII веке тюрко-хазарское войско захватило Дербент и разорило страну.

С 630 года к правлению пришла династия Михранидов. В конце VII века страна восстановила независимость и тут же стала искать союза то с хазарами, то с Византией, чтобы остановить вторжение арабов. В 667 году царь Джеваншир признал себя вассалом Халифата, и вскоре на троне укрепилась арабская династия Омейядов. Началась череда столкновений с хазарами, которых остановил арабский полководец Мирван II. В 737 году он разбил хазар и взял их столицу Семендер.

В IX – X веках в стране идут процессы арменизации, а затем – тюркенизации населения. Поскольку единой албанской народности так и не сложилось, происходит распад страны на княжества. Албанский этнос исчезает, оставив после себя только названия.

Источник

Кавказская Албания реквием по мечте

Государством, первым образовавшимся в V веке до нашей эры на территории Южного Дагестана и Азербайджана, являлась Кавказская Албания, населенная предками современных дагестанских лезгино-язычных народов, при этом надо сразу подчеркнуть, что окончательно нынешние географические границы Дагестана сформировались в советский период истории лишь в середине 60-годов прошлого века. Были присоединены ныне северные районы Дагестана, с населяющими их этносами.

Следовательно, было бы не корректно указывать в числе «потомков» и наследников Кавказкой Албании, все ныне населяющие народы Дагестана. Хотя дагестанские историки в учебниках по истории часто этим «грешат», указывая, что на «территории Дагестана располагалось в древности государство Кавказская Албания», не локализую при этом ее прежние исторические границы.

Как правило, за такими «неточностями» стоит сознательная попытка размыва реальных исторических границ этого государства со всеми вытекающими последствиями, второй причиной видимо служит, попытка искусственной консолидации всех ныне населяющих народов в одну «дагестанскую» общность, на базе якобы общей истории.

Образованная как конфедерация 26 царств, распавшись на мелкие княжества в 12 веке, она просуществовала до XVII века нашей эры, вплоть до вхождения в Российскую Империю (Арран, как историческая область, такое название нынешнего Азербайджана фигурирует в арабских исторических источниках – как последнее политическое образование, продолжавшее традиции Кавказской Албании).

По армянским источникам, в IV веке в Дагестане существовали 11 «царей» (предводителей горцев) и «царь леков». К VI веку оформились следующие политические объединения: Лайран (в горах на юге Дагестана южнее реки Самур), Маскут (плоскость на юге от Дербента по берегам реки Самур, Лакз (земли к северу от реки Самур и в бассейне реки Гюльгерычай), Табасаран (к северо-западу от Дербента в бассейне реки Рубас).

Укрепленное поселение на месте Дербента возникло еще в VIII-VI веках до нашей эры. До IV века нашей эры Дербент входил в состав Кавказской Албании, в определенное время был ее столицей, но из-за постоянных угроз и набегов с «севера», утратил свой статус, в городе располагался патриарший престол Главы Албанской церкви.

Находившаяся на стыке цивилизаций, караванных и миграционных путей, Кавказская Албания по существу постоянно была в состоянии войны за независимость. При этом у албанцев, даже по современным меркам, армия была довольно внушительной, в отдельном из сражение упоминается о наличии у албанцев 60 тыс. пехотинцев, и 22 тыс. конницы.

Албания воевала с Сасанидским Ираном, римлянами (знаменитые походы Красса и Помпея на Кавказ), гуннами, хазарами, арабами, тюркскими племенами, которые, в конце концов, и разрушили Албанию как государство окончательно.

В истории известен интересный эпизод, когда Кавказская Албания, будучи, выражаясь современными терминами, была оккупированной древней Персией, и преобразованной ею в одну из своих сатрапий, царь Албании выставляет в сражении на стороне персов, и свой отряд против Александра Македонского.

В первые века нашей эры народы Албании (первые христианские секты уже появились в первом веке в окрестностях современного п. Белиджи Дербентского района, под руководством св. Елисея (Егише в арм.ист.), а затем и почти весь Дагестан приняли христианство.

Но в VI-VII века нашей эры в течение столетней войны с арабами албанцам силой был навязан ислам, который затем через них распространился почти на весь Северный Кавказ. Так по стечению исторических обстоятельств современные лезгины первыми на территории РФ приняли как христианство, так и ислам (удины, в количестве св. 2 тыс. чел., на сегодняшний день остаются единственным лезгиноязычным народом исповедующий христианство).

В древности лезгинский народ, не уступавший по численности (см. Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи. СПб., 1895), армянскому и грузинскому народам, и наравне с этими не менее древними народами, создал могущественное государство Алупан (Кавказская Албания) со своей самобытной экономикой и культурой.

Нашествие римлян, персов, арабов вызвало политический и этнический распад Кавказской Албании. Часть албано-лезгинских племен покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных отрогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические общества. С течением времени (V-X в.) в языке, быту и культуре складывались свои особенности. Так сложились лезгинский, табасаранский, рутульский, цахурский и агульский языки и народности.

Даже при жесточайших завоевателях (персы, арабы, татаро-монголы, турки) лезгины сумели сохранить свои государственные образования: Ширван (VI—XVII вв.), Лакз (VI—XII вв.).В XVIII веке, победив персов-захватчиков, лезгины, фактически, на всей территории Кавказской Алупании (Албании)- Лезгистана дважды восстанавливали свое государство-ханство Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721-1728 гг.), государство Фет-Али-Хана Лезгинского (1768-1789 гг.). Оба эти государства имели дружественные отношения с Россией и были признаны ею. Более того, Фет-Али-хану Лезгинскому в его борьбе с внешними врагами Россия оказывала большую военную помощь.

Повсеместно существовал запрет пускать солнечные зайчики в окна домов. Это расценивалось как намек, что в этом доме живут женщины легкого поведения (с. Ахты). По всеобщему представлению, затмения светил происходят по воле Всевышнего, наказывающего таким образом людей за грехи. Существовало также представление, что грешников убивает молния («цIайлапан»). По мнению жителей с. Мискинджа, «молнию посылает гъуцар». В с. Ахты имелось проклятие в адрес человека, к которому испытывали неприязнь, – «Вун цIайлапанди ягърай!» («Чтобы тебя ударила молния!»). В этом и других селениях шустрых детей называли «молнией» («цIайлапан»).

Существовало поверие, что под концами радуги спрятано золото клад, который охраняет мифическая змея шамгьандар, клад с золотом – «от него и исходит блеск и свет радуги» (с. Мискинджа). Найти этот клад может только человек, угодный Богу.
Ветер («гар», «къай») лезгины долины воспринимали в облике женщины в лохмотьях и с развевающимися волосами. Его воспринимали и как злую силу. Повсеместно существовал запрет ругать ветер за нанесенный ущерб, это расценивалось как оскорбление в адрес Всевышнего. Имелось также представление, что ветер уносит с собой из селения все нечистое и негативное.

Ощутимый ущерб хозяйству наносил не только ветер, но и проливные и затяжные дожди. Для их прекращения повсеместно ставили во дворе топор острием вверх, выбрасывали туда же соль (с. Мискинджа).

Были и другие приемы по вызову дождя. Например, в с. Ахты процессия мужчин, женщин и детей во главе с муллой собирала в кувшин воду из семи источников. Затем мулла, произнося молитвы, эту воду выливал в реку. Дети в этот момент кидали в реку камешки, стараясь всех обрызгать. Обряды вызывания дождя и солнца бытовали у лезгин Самурской долины вплоть до 60–70-х годов XX в.

Ряженые у лезгин участвовали не только в обрядах метеорологической магии. Они были непременными персонажами праздника весны, свадеб и выступлений канатоходцев. В с. Ахты такие ряженые назывались коса, къабачи, в с. Мискинджа – коса, сев («медведь»).

В день весеннего равноденствия лезгины очень красочно отмечали праздник начала весны и нового сельскохозяйственного года Яран сувар.

На праздник Яран сувар выпекались и особые фигурные обрядовые хлеба зооморфной формы: пехъ («ворона») в виде полумесяца с вдавленными на поверхности отпечатками пальцев, хъвед («куропатка») с запеченным внутри яйцом, кIек («петушок»), балкIан («конь»).

Верили лезгины и в существование домового – кIвал, кьвал, кьол, къвал, хъварц. По мнению жителей с. Мискинджа, хъварц водится в сырых, темных местах. Жители с. Хрюг считали, что къвал обитает там, где нечисто (свалки, места выброса нечистот и т.п.), и поэтому после контакта с ним человеку необходимо было совершить ритуальное омовение.

Нечистая сила у лезгин долины, как и у других лезгин и дагестанцев, носит название шайтIан («шайтан»), чын («джинн»). Этих персонажей не разграничивают. По рассказам местных жителей, шайтан и джинн маленького роста, у них уши удлиненной формы, стоят торчком, а пятки вывернуты наружу. Они всячески пакостят людям.(1)

Определенное распространение в среде лезгин получили христианство и зороастризм, которых сменил ислам. Лезгины в подавляющем своем большинстве являются суннитами, придерживающиеся шафиитской религиозно-богословской школы (масхаб), за исключением единственного села Мискинджа, Докузпаринского района Дагестана, которые исповедают шиизм.

Отголоски «Гюлистанского мира»

Последующую эпоху, до включения в состав России в 1813 году согласно Гюлистанскому миру, Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за обладание им.
12 октября 1813 года, согласно Гюлистанского мирного договора (который собственно юридически оформил вхождение лезгин в Россию), народ (естественно, и территории, на которых они проживали по обе стороны реки Самур) вошел в состав России. И лишь позже, в 1860 году, новые колониальные власти разделили единый лезгинский народ между административными единицами — вновь созданными Дагестанской областью и Бакинской губернией.

После покорения Кавказа лезгинские ханства и «вольные общества» на договорных началах вошли в состав России. Во всех актах о вхождении ханств в состав России, подписанными обеими сторонами, говорилось, что « для охранения особо его высочества, его дома, так же как и всех его владений поставить. войска с пушками с их штабом и обер-офицерами, а на случай большой обороны главноуправляющий обязан будет, смотря по обстоятельствам и по нужде, усиливать отряд тот и военной рукою оборонять владения его высокостенства, Всероссийской империи принадлежащее».

Россия оказалась более демократическим государством, чем Персия и Турция, поэтому во время нефтяного бума в Баку (конец XIX — начало XX в.) из Северо-Западного Ирана, имевшего историческое название Атропатакан-Азербайджан, и из Турции в Бакинскую и Елизаветпольскую губернии тогдашней России стали переходить сотни тысяч людей тюркского происхождения в поисках заработка и оседать на наших территориях. С помощью Турции тюрки захватили основные позиции в экономике Баку.

До и после Октябрьского переворота, в тот переломный момент для России, Турция открыто и беспрепятственно работала на огромных территориях Кавказа. В сентябре 1918 году турки оккупировали Восточный Кавказ и привели к власти в Азербайджане турок (турки-огузы). Как только политическая власть в многонациональной республике была захвачена турками, правящая элита сразу же приступила к реализации идеи создания мононациональной тюркской республики за счет принудительного превращения лезгин, талышей, татов, и т.д. в турок. Политики, философы и языковеды, теоретически обосновывая эту архиреакционную акцию, назовут этот процесс образованием или зарождением новой социалистической азербайджанской (?) нации.

Подписание Гюлистанского мира не принесло мира в Дагестан. Высшая власть в Дагестане после Гюлистанского мира принадлежала русскому военному командованию. Новосозданные Дербентскую и Губинскую провинции возглавляли военно-окружные начальники. Главное управление этими провинциями осуществлялось из Дербента.
В 1846 году для управления Дагестаном была установлена должность военного губернатора с резиденцией в городе Дербенте. На него возлагалось гражданское управление.(4)

Из-за не продуманной политики административно-территориального устройства в целом на Кавказе (административные границы регионов и республик Кавказа менялись свыше сорока раз). Наиболее политически уязвимым разделенным народом стали лезгины. Это связано с тем, что численность представителей именно этой национальности, оказавшихся по разные стороны государственной границы, в относительных показателях превосходит остальные разделенные народы. Одновременно лезгины оказались беззащитными перед серьезными провокациями организуемыми, с некоторой периодичностью в районе российско-азербайджанской границы.

В самом Дагестане, правящая «элита» 50-60 годах расчленила лезгинский народ на составные части, придав им статуса «суверенности» накануне всесоюзной переписи, однако от такой «суверенности» лезгинские народы только проиграли, обещанные алфавиты они получили спустя сорок лет, уже в другом государстве.
Их носители, оставаясь бесписьменными, в школах взамен родного лезгинского языка, ввели «родной» русский язык, тем самым была осуществлена страшная авантюра тогдашними коммунистическими руководителями, в лице Абдурахмана Даниялова.

5) Агулы (агульцы, самоназвание агъулар) — народ центральной части юго-востока Дагестана (Агульский, Курахский и Дербентский районы). Агулы делятся на четыре группы, проживающие в ущельях: агулдере и хушандере.

6) Арчинцы (самоназвание — аршиштиб, авар. рочисел, лакск. арчи) — коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар, в селах Арчиб, Алчинуб, Кубатль, Хилих, Кесериб, Хитаб, Калиб Чародинского района.

История этого вопроса уходит в начало 90-х годов. Тогда, при развале СССР, оказавшийся в разных государствах народ начал борьбу за свои права, выдвигая радикальные требования воссоединения и создания Лезгистана. Разные идеологи предлагали различные модели этого государственного образования – от создания независимого государства до образования автономии в составе России.
Название созданного ими движения “Садвал” (Единство) в Азербайджане сразу стало синонимом терроризма, а сама организация дискредитирована спецслужбами и объявлена вне закона. Более двух десятков «садвалистов», международными правозащитными организациями признаны как политические заключенные, один из которых осужден пожизненно. Преследование активистов движения во многом было обусловлено опасениями Баку перед войной на два фронта – в Нагорном Карабахе и на севере республики.

Не случайно мост через реку Самур в районе КПП Яраг-Казмаляр был назван «золотым». Верх абсурда был достигнут на 2-километровом участке дороги, проходящей вдоль российско-азербайджанской границы и ведущей в высокогорные районы Дагестана, населенные преимущественно лезгинами. Этот отрезок пути, пролегающий около азербайджанского селения Цухуль, перешейком проходит по территории соседнего государства и, соответственно, охвачен с двух сторон российскими пограничными постами. Легковые машины могут преодолеть это препятствие после простой проверки документов, но грузовой транспорт собирается в колонны, пересекают государственную границу только в сопровождении пограничников.(5)

И сегодня положение народа не многим лучше, остро стоит вопрос водоснабжения питьевой водой юга республики. Из-за большого забора воды из реки Самур азербайджанской стороной, высыхает реликтовый лиановый лес – самый северный лиановый лес в мире. Не решен вопрос упрошенного (двойное гражданство) перехода границы лезгинскими народами.

Однако лезгинская общественность не опускает руки, общественные организации, представители многочисленной лезгинской интеллигенции делают все возможное, для того чтоб снять катастрофические последствия развала страны.

1)«Мифологические верования лезгин», «Народы Дагестана» Р. Сефербеков http://bubakiri.narod.ru/news/?news=690

2) «Этнополитические образования Дагестана» http://hist.ctl.cc.rsu.ru/Don_NC/Middle/Etn_Dag.htm

3)Председатель Международной организации ЛНД «Садвал», профессор Абдурагимов А. Г. Обращение председателя ЛНД «Садвал» президенту Российской Федерации.

4) «Южный Дагестан на карте Русской Империи», С. АЛИЕВА, кан. ист. Наук. Институт истории им. А. А. Бакиханова НАН Азербайджана, (Южный Дагестан в ходе административно-территориального реформирования русского самодержавия)

Источник

Кавказская Албания. Потомки албан. Интервью лингвиста.

Кавказская албания и албания что общего. Смотреть фото Кавказская албания и албания что общего. Смотреть картинку Кавказская албания и албания что общего. Картинка про Кавказская албания и албания что общего. Фото Кавказская албания и албания что общего

Немецкий лингвист о Кавказской Албании

Кавказская албания и албания что общего. Смотреть фото Кавказская албания и албания что общего. Смотреть картинку Кавказская албания и албания что общего. Картинка про Кавказская албания и албания что общего. Фото Кавказская албания и албания что общего

Знаменитый языковед, кавказовед, профессор сравнительного языкознания в институте эмпирического языкознания в университете Гёте во Франкфурте-на-Майне (Германия) Йост Гипперт посвятил долгие годы изучению языка кавказских албан, и не будет преувеличением сказать, что он является одним из лучших в мире специалистов по древнеалбанскому языку. Вместе с филологами Вольфгангом Шульце, Заза Алексидзе и Жаном Пьером Маэ он издал в 2008 году книгу в двух томах, посвященную анализу албанских письменных памятников (палимпсестов), найденных в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове. С ним у нас состоялся диалог на немецком языке по Skype, перевод которого мы предлагаем нашим читателям.

— Господин Гипперт, расскажите, пожалуйста, немного о себе и своей научной деятельности

— Я изучаю кавказские языки уже 35 лет. До того занимался европейскими языками, санскритом, персидским – индоевропейскими языками. Тогда я работал в Берлине, преподавал черкесский, грузинский, абхазский языки. Восточно-европейскими языками я занимался не столь интенсивно. Начиная с 1980-х годов у нас было много обменов с грузинскими коллегами. Уже в конце 90-х годов мы начали реализовывать проекты, связанные с албанскими палимпсестами. Совместно с Заза Алексидзе и другими учеными в 2003 году мы исследовали палимпсесты и рукописи в Екатерининском монастыре на Синае. На базе этих исследований нам удалось провести объемные научные работы. Албанский язык в палимпсестах имеет такое же отношение к современному удинскому языку, какое имеет древнегрузинский язык к современному грузинскому языку. Для современного удина староалбанские письмена частично понятны. Следует понимать, что впоследствии удинский язык испытал сильное влияние азербайджанского, персидского и русского языков, вобрав в себя много слов из этих языков.

Кавказская албания и албания что общего. Смотреть фото Кавказская албания и албания что общего. Смотреть картинку Кавказская албания и албания что общего. Картинка про Кавказская албания и албания что общего. Фото Кавказская албания и албания что общего

— Выходит, албанский язык был некой первоначальной версией удинского языка?

— Да, с определенными допущениями можно сказать, что это староудинский язык.

— Но при этом тот язык непонятен современным удинам в силу впитывания многочисленных заимствований из других языков?

— Да, почти половина слов будет непонятна удинам, а остальная половина им вполне знакома. Мы проводили опыты, я общался с удинами, читал им эти тексты, и практически всегда они могли понять, о чем идет речь, но не могли понять все в точности.

— И это не были ученые?

— Нет, это были обычные люди, в том числе учителя.

— Можете ли вы назвать другие современные языки, которые были бы родственны албанскому?

— Все языки лезгинской группы находятся в родстве с албанским языком, этот факт не подлежит сомнению. К примеру, если русский человек прочтет текст 14 века на русском языке, то он неплохо поймет его содержимое, и при этом в нем будет много сходств со староболгарским или польским. Языки лезгинской группы находятся в относительно тесном родстве между собой, и удинский язык является одним из них. Так или иначе, все языки лезгинской группы близкородственны с тем языком, на котором были написаны албанские палимпсесты. Поэтому мы еще раз можем с уверенностью утверждать, что Кавказская Албания была государством лезгинских народов.

— Не могли бы рассказать о своей книге, посвященной палимпсестам, которую вы написали в соавторстве с господином Шульце?

— Там раскрывается тема палимпсестов, которые были найдены на Синае. В общей сложности те палимпсесты состоят из 240 страниц. Это достаточно много, но не все из них можно прочитать, поскольку они сильно потерты. Мы издали ту их часть, которую можно прочесть. Мы также дополнительно издали грамматику албанского языка, словарь албанских слов, включающий также слова из других источников. Помимо этого, было издано историческое введение, написанное Заза Алексидзе и Жаном Пьером Маэ. Это объемный двухтомник, в общей сложности более 500 страниц.

— В ваших с Шульце работах также высказываете мнение о том, что кавказско-албанский язык «сохранил исконно лезгинские (более точно: восточносамурские) признаки намного лучше, чем современный удинский». Это действительно так?

— Да, это так, и одной из причин мы считаем сильное изменение удинского языка под влиянием того же азербайджанского и других языков, в то время как лезгинский, агульский, табасаранский языки поменялись по ряду параметров в меньшей степени.

— Расскажите, пожалуйста, о своей нынешней научной работе.

— Я все так же много занимаюсь рукописями. Мы ведем проект по грузинским рукописям и палимпсестам, изучаем структуру этих текстов. По итогам этих работ будет выпущена книга на английском языке. Помимо этого я продолжаю и далее работать с албанскими палимпсестами, потому что мы занимаемся новым проектом в связи с тем, что теперь уже появились новые фотографические технологии, позволяющие считать очень искаженные фрагменты текста. Таким образом, у нас имеется широкий набор разных методов, позволяющих читать албанские палимпсесты. Это дает нам возможность распознавать и понимать на 25% больше текста, чем мы могли еще десять лет назад. Понадобится два-три года, пока нам удастся достоверно восстановить соответствующие фрагменты текста.

Кавказская албания и албания что общего. Смотреть фото Кавказская албания и албания что общего. Смотреть картинку Кавказская албания и албания что общего. Картинка про Кавказская албания и албания что общего. Фото Кавказская албания и албания что общего

— А можно ли полностью восстановить содержание этих ценных письменных источников?

— Сто процентов – нет. Во всяком случае, с современным оборудованием. Существующая на данный момент аппаратура позволяет нам раскрыть 70-80% содержания палимпсестов. В нашем издании было изложено 60%. Сейчас эта цифра, как я уже сказал, выросла до 80%. Но прогресс не стоит на месте, технологии развиваются, и со временем это позволит нам раскрыть еще больше текста.

— От чего это зависит?

— Это зависит от того, каким образом мы сможем сделать палимпсесты читаемыми. Мы применяли технику многоспектральной фотографии. То есть делали снимки в разных областях спектрального диапазона света и сравнивали их между собой. Это позволяет нам распознать буквы, ставшие совершенно неразличимыми для человеческого глаза. Но и это не позволяет решить проблему полностью. Существует также ещё один новый подход, позволяющий повысить степень видимости. Я думаю, что со временем достигнутый результат можно будет повысить с помощью анализа электронным микроскопом, но это уже вопрос вложения больших денег.

— Вы можете полноценно использовать албанские буквы – читать, писать, то есть оперировать ими?

— Разумеется, могу. Уместно добавить, что мы уже оцифровали две трети албанского алфавита, до сих пор это не было известно. Я сделал так, чтобы Юникод поддерживал албанские буквы. Чтобы ими могли воспользоваться все желающие, необходимо, чтобы фонты (шрифты) для данного Юникода были загружены в операционную систему пользователя.

— Как бы вы оценили современное состояние албанистики?

— Я считаю, что благодаря палимпсестам мы имеем совершенно новый базис для исследования истории лезгинских языков, восточно-кавказских языков. Нам известно, что удинский язык, хоть и отличается от других лезгинских языков, состоит в близком родстве с ними.

— Какие из современных народов можно причислить к потомкам тех 26 племен Кавказской Албании?

— Это сложный вопрос. Я исхожу из того, что албанский язык, который нам известен из палимпсестов, применялся в качестве общего языка всех племен, которые жили в албанском государстве. Возможно, он играл роль некого литургического языка, языка документов, политических актов и пр. Вне всяких сомнений, в Кавказской Албании жили предки всех народов лезгинской группы – собственно лезгин, рутульцев, цахуров, крызов, будухов и др. Возможно, в самых северных ее районах жили предки аварцев, дидойцев и некоторых других дагестанских народов. Вопрос в том, какие границы были у этого государства. Я исхожу из того, что границы Кавказской Албании простирались от Дербента вплоть до приблизительно современной азербайджано-армянской границы. Это значит, что в Албанию входили большая часть Азербайджана, крупная часть Дагестана и некоторые части на востоке Грузии. Трудно определить точные границы Кавказской Албании в Дагестане. Я исхожу из того, что Дербент на определенный период был столицей Кавказской Албании. В таком случае, скорее всего северные границы государства не шли впритык со столицей и проходили несколько севернее ее. Но я не могу сказать, насколько далеко на север от Дербента она простиралась.

— А какие другие языковые группы могли относиться к Кавказской Албании?

— На территории Кавказской Албании жили также и представители иранских народов. Они и поныне существуют – потомки тех иранцев — это талыши и таты, которые проживают ныне в Азербайджане. Они жили на землях Кавказской Албании, но их язык не относился к албанскому.

— Иранский элемент был чужеродным для албанской государственности?

— Да, но этот элемент довольно рано проник в Албанию, это видно также из существующих в албанском языке заимствованных слов из иранских языков.

— Можно ли назвать удельную численность лезгинских народов в населении Кавказской Албании?

— Я предполагаю, что относительно большая. Очень вероятно, что большинство. Но можно дать лишь предположительный ответ, потому что до сих пор не установлены северные границы Кавказской Албании, которые проходили в современном Дагестане.

— Выходит, иранцы могли составить около трети?

— Да, возможно и так, но следует понимать, что все это находится на уровне оценочного суждения, не имеющего никакого подтверждения.

— Можно ли назвать какой-нибудь современный народ наследником Кавказской Албании?

— Да, можно назвать наследниками Кавказской Албании все народы, которые живут на ее территории. Албания как государство охватывало пространство, границы которого проходили примерно на северо-западе Азербайджана, охватывало Дагестан, как минимум Южный. Все, кто там живет, являются наследниками албанского государства. Но это не значит, что предки всех, кто сейчас там живет, были насельниками этих мест одну или две тысячи лет назад, когда существовало албанское государство. Например, предки тюркоязычных азербайджанцев абсолютно точно впервые появились в этом регионе уже после падения албанского государства. Во времена Кавказской Албании в этом регионе не было тюркских государств. В то время, как, например, тогда уже была Грузия, юго-восточная часть которой относилась к Албании. Говоря об отношении азербайджанцев к Кавказской Албании, можно отметить, что албанцы участвовали в генезисе азербайджанцев, живущих на самом севере ареала своей нации. Это произошло путем ассимиляции албан и их потомков, перешедших на азербайджанский/тюркский язык.

— Выходит, северная часть азербайджанцев имеет генетическое отношение к албанцам, но не весь азербайджанский народ?

— Сложно сказать точно, так как нам неизвестны точные границы Кавказской Албании и на южном направлении. Предполагается, что они проходили по реке Кура. Но, в любом случае, можно сказать, что на южном направлении в генезисе нынешних азербайджанцев активное участие приняли иранские народы, на юго-западном — армяне, на северо-западном – грузины, а на северном — лезгинские народы. Подобного рода смешение факторов говорит о том, что представление, будто азербайджанский народ является однородной массой, ложно. В историческом аспекте азербайджанское государство произошло из соприкосновения различных культур, и в этом ключе попытки идентифицировать весь Азербайджан с Кавказской Албанией ложны и ошибочны.

— А можно ли выделить какой-то временной период, в котором произошло прекращение существования Кавказской Албании не только как государства, но и социокультурного сообщества, нации?

— Сложно выделить конкретное время. Государство было повержено уже в 8 веке и более в подобном виде никогда не существовало. Но я считаю, что албанское сознание существовало еще у людей вплоть минимум до 18 века. Имеется письмо, написанное удинами, жителями Варташена, российскому императору Петру Великому. В этом письме они пишут: «Мы удины из албанского народа» («мы албанцы, по нации утийцы»). И это в то время, когда Албания уже очень давно не существовала. Но при этом еще сохранялось понимание своей исторической родословной, преемственности. Удивительно, как спустя тысячелетие они сохранили албанское самосознание. Очень важным фактором является религия. Кавказская Албания была христианским государством, так же как и удины были и остаются нацией, исповедующей христианство. Они сохраняли албанскую церковь и даже после объединения с армянской церковью, в ее рамках они сохраняли свою отделенность.

— В таком случае, можно говорить о том, что в культурном плане Албания продолжала свое существование вплоть до 18 века включительно, несмотря на то, что само государство не существовало уже тысячу лет?

— Да, вполне. Как минимум, идея еще была жива. Жило самосознание того, что мы, здесь живущие, как народная общность, являемся албанами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *