Кавказский пленник пушкин про что
«Кавказский пленник» А. С. Пушкин Кратко
Александр Сергеевич Пушкин
Поэма «Кавказский пленник» Краткое содержание
Сюжет поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» отражает события, происходящие в результате военных действий на Кавказе в первой половине XIX века. Пленение воинов было типичным явлением.
Очень краткий пересказ поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник»
История взаимоотношений русского офицера, взятого в плен кавказцем, и молодой черкешенки, способствовавшей освобождению героя.
Список и краткая характеристика героев поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник»
Главные герои:
Второстепенные персонажи:
Краткое содержание поэмы Пушкина «Кавказский пленник» подробно по частям
ПОСВЯЩЕНИЕ
Поэма посвящена Николаю Николаевичу Раевскому, русскому генералу, участнику Отечественной войны 1812 г., другу А.С. Пушкина.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
В кавказский аул поздно вечером черкес привозит на аркане молодого русского пленника. Посмотреть на поверженного врага сбегаются все жители.
Похожий на труп офицер долго лежит без сознания на земле. Придя в себя к полудню, с ужасом понимает, что он в плену. С тоской думает воин о родине, свободе. На закате жители аула возвращаются с полей в свои сакли.
Внезапно пленник слышит тихие шаги. Это юная черкешенка пришла его проведать. Жалея раненого, она поит его кумысом. Девушка так мила, что пленный возвращается к жизни.
С тех пор каждую ночь красавица приносила ему, вино, мёд, кумыс, пшено, чтобы поддержать понравившегося ей русского. Она говорила с ним, пела ему грузинские песни.
Девушка полюбила пленника всей душой. Он боялся ответить ей взаимностью. Меж тем европеец понемногу привыкал к жизни в горах, обычаи и устои черкесов стали ему даже любопытны.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Отношения между русским пленником и младой черкешенкой стали очень близкими. Однажды девушка сказала любимому, что её хотят насильно выдать замуж в чужой аул.
Герой просил девушку забыть его, он не мог ответить на её пылкость, так как, по его словам, «умер для счастья», «окаменел для нежных чувств». Он сказал, что любит другую. Черкешенка тяжело восприняла его объяснения. Они расстались.
Однажды пленник услышал военные кличи и увидел черкесов, отправившихся за данью. В ауле остались только женщины, старцы и дети.
ЧЕРКЕССКАЯ ПЕСНЯ
Песню о казаках и чеченцах поют черкешенки. Пленник решил бежать, но ему мешают кандалы. Неожиданно приходит помощь: младая черкешенка появляется перед ним с пилой и кинжалом.
Она распилила его цепи, тем самым предоставив ему возможность бежать на родину. В порыве благодарности русский зовёт деву с собой. Однако она не соглашается, объясняя, что хочет его счастья с той, другой женщиной, которую он любит.
Пленник переплывает реку, оборачивается и понимает, что черкешенка утопилась. К утру кавказский пленник уже был в русском стане.
ЭПИЛОГ
Автор пишет о Музе, мысленно возвращающей его вновь и вновь на Кавказ. Далее говорится о покорении Кавказа генералом Ермоловым.
История создания произведения Пушкина «Кавказский пленник»
Поэма «Кавказский пленник» была задумана автором во время ссылки на Кавказ. Работа над текстом велась в 1820-1821 гг. Первоначальное название – «Кавказ». Издано произведение было в 1822 г. Входит в цикл «Южные поэмы».
Краткое содержание «Кавказский пленник»
Всего получено оценок: 477.
О произведении
Поэма «Кавказский пленник» Пушкина была написана в 1821 году. В основу произведения легла романтическая повесть о страстной любви разочарованного в жизни героя к прекрасной черкешенке. Декорациями к ней послужили живописные пейзажи Кавказа, рассказы о жизни горцев.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кавказского пленника» по главам. Пересказ произведения будет полезен при подготовке к уроку литературы.
Главные герои
Краткое содержание
Посвящение
Часть 1
Герой, пресытившись прелестями светской жизни, отправился на Кавказ, чтобы обрести истинную свободу. Но вместо этого пьянящего чувства он ощутил всю горечь плена, и теперь ему остались считанные дни до гибели.
Отныне девушка стала каждую ночь навещать русского пленника, чтобы принести ему еду и вино. Она принялась обучать его своему языку, и вскоре перед пленником открылись нравы и обычаи горцев, нехитрый уклад их жизни, понятия о чести. Однако пленника не трогали эти картины: он думал лишь о предстоящем конце.
Часть 2
Пленник слушал признания черкешенки «с безмолвным сожаленьем» : ее страстные слова не вызвали в его душе ничего, кроме тяжких воспоминаний о прошлой жизни. Он принялся умолять девушку позабыть его, не тратить своей прекрасной, чарующей юности ради него и полюбить другого, более достойного молодого человека.
Когда стемнело, к пленнику пришла черкешенка с пилой и кинжалом. Она распилила оковы, дала ему кинжал и заверила, что этой ночью его никто не найдет. Герой позвал ее с собой, но гордая черкешенка попросила отыскать на родине свою любовь, а о ее страданиях позабыть. Он с благодарностью поцеловал руку своей спасительнице и спустился к бурлящей реке. Переплыв на другой берег, пленник услышал всплеск и «отдаленный стон» : девушка, не вынеся неразделенной любви, бросилась в воду.
Эпилог
Заключение
В поэме Пушкин воплотил идею свободы и борьбы за нее, идею любви и преданности ей. Основная мысль произведения заключается в том, чтобы никогда не сдаваться в борьбе за собственную свободу и не требовать от любимого человека больше, чем он может дать.
После ознакомления с кратким пересказом «Кавказского пленника» рекомендуем прочесть поэму в полной версии.
Тест по поэме
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Кавказский пленник Пушкин А.С. — читательский дневник
Читательский дневник по произведению Пушкина «Кавказский пленник» поможет сохранить в сжатом виде значимые моменты данного произведения. В основу поэмы легла история страстной любви черкеской девушки к русскому, попавшему в плен.
Произведение написано Пушкиным в 1821 году. Действие поэмы разворачивается в период Кавказской войны (1817—1864 гг.), в одном из черкесских аулов.
Русский пленник — участник сражений с горцами, попавший в плен. Светская жизнь пришлась не по душе свободолюбивому герою. Он ощущает себя бесчувственным, не может выбросить из головы прежнюю любовь.
Черкешенка — юная девушка, проникшаяся состраданием к главному герою, взятому в плен. Она влюбляется в русского, освобождает его.
В горный аул попадает русский, взятый черкесом в плен. Ему одевают кандалы, не приставляя к нему охраны. Он пасет овец, наблюдает жизнь аула. По ночам к нему наведывается черкешенка, пламенно и безответно влюбленная в русского. В итоге она освобождает пленника от кандалов, а сама умирает, кинувшись в реку. Пленному удается бежать из возвратиться к русским.
В поэме описаны отношения двух людей, представляющих два вражеских лагеря. Черкешенка сострадает пленному, а после влюбляется в него. Читая эти строки, понимаешь, что войны, захват территорий не нужны людям, для обычных людей нет врагов.
Поэма показывает, что настоящая жизнь кроется в простых вещах, в обыденности, в контакте с природой. Для людей важно иметь чувства, строить отношения на искренности и любви.
Произведение учит бережно относиться к себе. Если не обращать на внимание на собственное окружение, то можно травмировать себя и стать бесчувственным, как это происходит с главным героем. Важно следить за своими желаниями и эмоциями, учиться открыто выражать их, стремиться к внешней и внутренней свободе.
Мне очень понравилось описания быта горцев, красот Кавказа. Поэт сумел передать необыкновенное величие и самобытность этого края. Читая о жизни черкесов, ощущаешь спокойствие, размеренность, полноту. У меня всегда такие чувства, когда описана простая жизнь людей на лоне природы.
Тема произведения традиционна для романтической поэмы. Здесь речь идет о свободе и безответной любви. К понятию свободы герой обращается не раз, но в поэме нет персонажей, ощущающих себя независимыми. Черкешенку пытаются насильно выдать замуж, а самих горцев теснят русские. Опасность для казаков представляют те же горцы, когда «чеченец ходит за рекой».
Русский пленный остро ощущает нехватку свободы. Он отказывается от светской жизни, признав ее бесполезной и пустой. Он до сих пор испытывает на себе негативное влияние света, не чувствуя эмоций и желаний. Попав в плен, он видит на ногах кандалы, но в итоге черкешенка освобождает его. Хотелось бы, чтобы, получив такой серьезный урок в черкесском ауле, главный герой снова бы начал испытывать силу и радость своих чувств.
Попав в аул, герой созерцает простую и неприхотливую жизнь. Более свободной и настоящей ощущается именно поведение горцев, чем светская жизнь, которую он вел. Глядя на пленника с его окаменелыми чувствами и на любящую черкешенку, становится понятным, кто из них свободнее и счастливее.
В эпилоге поэт восхваляет доблесть русских генералов, ведущих войну на Кавказе. Я считаю, что захватнические войны не добавляют радости стране-победителю.
В поэме показаны два образа, имеющие противоположные характеры – это русский и черкешенка. Пленник ведет себя пассивно, он только и ждет, чтобы кто-то освободил его. Сам же он не предпринимает никаких попыток бежать, хотя вся его охрана – это тяжелые кандалы. Он – человек, утративший способность чувствовать, лелеющий в своей душе свою давнюю безответную любовь. Ему противопоставлен образ черкешенки – смелой, чувственной, гордой. Она любит всем сердцем. Девушке не хватает хладнокровия главного героя, а ему – ее эмоциональности.
Эти два образа дополняют друг друга, создавая целостную картину в поэме.
Аул — кавказская деревня.
Уздень — человек, имеющий титул князя или состоящий на руководящей должности.
Шашка — сабля черкесов.
Сакля — дом кавказского крестьянина.
Кумыс — напиток, изготавливаемый из молока кобылы. Он считается полезным, имеет приятный вкус.
Потом на камень вновь склонился Отягощенною главой; Но все к черкешенке младой Угасший взор его стремился; И долго, долго перед ним Она, задумчива, сидела; Как бы участием немым Утешить пленника хотела
Нет! я не знал любви взаимной. Любил один, страдал один.
Блеснет за мрачною горой, Черкешенка, тропой тенистой, Приносит пленнику вино, Кумыс, и ульев сот душистый, И белоснежное пшено; С ним тайный ужин разделяет; На нем покоит нежный взор; С неясной речию сливает Очей и знаков разговор; Поет ему и песни гор
Людей и свет изведал он И знал неверной жизни цену. В сердцах друзей нашед измену, В мечтах любви безумный сон, Наскуча жертвой быть привычной Давно презренной суеты, И неприязни двуязычной
Анализ поэмы «Кавказский пленник» Пушкина
Предлагаем вам рассмотреть краткий и полный анализ поэмы Пушкина «Кавказский пленник», которая поможет лучше осмыслить данное произведение. Создавая поэму, Пушкин вдохновлялся впечатлениями, полученными в момент пребывания на Кавказе. Он написал великолепное произведение о красоте этого края, о его гордом самобытном народе.
Год написания и публикации — Произведение было написано в 1820-1821 гг., а опубликовано в 1822 году.
История создания — Пушкин написал поэму в момент ссылки в южную часть страны. Видимо, в этот период поэта волновала тема свободы, нашедшая отражение в данном произведении.
Жанр — Романтическая поэма.
Направление — Реализм.
Основная идея — Большую роль для человека играют его чувства и их выражение. Если человек «заморожен», и его ничего не радует, ему все равно или жить, или умереть. Черкешенка, выросшая среди природы, много чувствует, любит пылко и страстно. Для нее – русский – не враг, а человек, которому больно и плохо. Девушка полна сочувствия к нему.
Тема — Умение чувствовать и сопереживать ближнему.
Проблема — Свои эмоции испытывает не каждый человек. Жизнь без чувств подобна смерти при жизни.
Интересно наблюдать. Что в период любой войны люди поймут друг друга. Воюют государства, а не люди. Если перед тобой человек и ему плохо, к нему появляется сострадание. Он даже может быть врагом. Так произошло и с черкешенкой, которая принесла несчастному пленному кумыс.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Человек и среда. Красота человеческих чувств, сопереживание к врагу.
Проблема: Не каждый умеет чувствовать и выражать свои чувства, что может осложняться негативным влиянием среды.
Для человека важно быть в контакте с собой, со своими чувствами. Окружающая среда может оказывать сильное влияние. Если человек живет в обществе, где носят маски и делают то, что предписано правилами «хорошего» тона, то ему может показаться, что такой весь мир. Он будет видеть себя «каким-то неправильным» и конфликтовать со средой. Хорошо, если человек покинет общество, к которому не лежит душа. Я считаю, что главный герой правильно сделал, поменяв свою жизнь.
2. Тема: Желание стать свободным.
Проблема: Свобода – эта Жар-птица, которую не так уж легко поймать. Только кажется, что свобода от старых оков обретена, как на ногах появляются кандалы.
Я считаю, что умение чувствовать свои эмоции и проявлять их – это один из основных элементов свободы. Человек ощущает себя настоящим, жизнь становится для него понятной, яркой, разнообразной.
Герой покидает свет, идет на войну. Я вижу в этом поступке стремление изменить свою жизнь. Он делает выбор, и в этом чувствуется его свобода. Вскоре ему одевают на ноги кандалы, но судьба улыбается ему. Любящее сердце черкешенки способно освободить его, преподав главному герою важный урок. Пленник видит, какой может быть человек – искренний, любящий, самоотверженный. Думаю, что этот опыт не пройдет для него даром.
Проблема: Любовь бывает неразделенной и иногда перерастает в нежелание жить.
Обидно, что оба герой поэмы – люди, потерявшие смысл жизни из-за неразделенной любви. Пленник покидает свет. Общество становится ему невыносимым еще и потому, что в нем живет та, которую он безответно любит.
С черкешенкой дела обстоят еще хуже. Она тонет в реке, и это только ее выбор. Не пойму, зачем такая прекрасная девушка губит свою молодую жизнь? Почему она делает это? Может, не в состоянии вынести разлуку с любимым, не видит смысла жить без него. Может, девушка боится гонений со стороны своего народа и считает себя виновной в том, что отпустила пленника.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Пушкин отразил в главном герое характерного представителя своего времени, о чем стало понятно по восторженным отзывам читателей. Поэма пропитана пафосом данной эпохи, ее бесстрастностью и разочарованностью в жизни. Русского пленного можно назвать «героем того времени».
Хотя, на мой взгляд, поэт не особо жалует существующие отношения в свете. Ему больше по душе простая и незамысловатая жизнь горцев, выросших в тесной связи с природой. Дикий и вольный народ, впитавший с пеленок воинственный горный воздух, описан поэтом ярко и красноречиво, с большой теплотой.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образы главных героев, русского пленника и черкешенки, находятся в конфликте. Русский страдает от неразделенной любви к своей старой знакомой, живущей в его воображении и безразличен к живой и чувствующей черкешенке, стоящей перед ним. Черкешенка любит русского, но чувство ее безответно. Образ черкешенки стремится к единению с образом пленника, но девушка наталкивается на глухую стену. Она горда, отказывается бежать с ним. Она не хочет «покупать» его любовь, не хочет, чтобы он «платил» ей «взаимностью» за освобождение из плена.
п.4. Литературные приёмы
Быт, нравы черкесов, природа Кавказа описаны Пушкиным необыкновенно красиво, с большим мастерством.
В любом художественном произведении важную роль играют символы. Пушкин видит в горцах гордый и свободолюбивый народ. Их характеристика усилена красотой гордой и неприступной природы, описанной автором. Черкесов окружают величественные горы, придающие местному населению стойкости, воинственности, силы.
Есть чувство, что люди, выросшие на фоне такой красоты, эмоциональны и свободны. Действительно, черкешенка наделена способностью чувствовать и выражать себя.
Главный герой ощущает на своих ногах кандалы. На мой взгляд, этот символ его внутренней несвободы, он отражает неспособность героя чувствовать и сопереживать. Он глух даже к себе самому, к возможной гибели в чужом ауле.
В России эти кандалы для него представлены в лицемерии и лживости светской жизни. Главный герой бежит от них, но несвобода преследует его по пятам. Перед ним появляется черкешенка, в которой есть то, чего не хватает пленнику – сопереживания, яркой эмоциональности. Герою следует научиться этому, тогда жизнь для него станет радостной, а это уже путь к свободе.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – конфликт человека и цивилизации, пронизанной извращенными, ложными ценностями и отношениями. Герой вспоминает о днях, когда «верил я надежде и упоительным мечтам!», но он разочарован в светской жизни. Герой и общество отторгли друг друга, и он вынужден искать свободы и счастья в других местах.
Краткое содержание Кавказский пленник Пушкина
В черкесский аул приводят полумертвого молодого русского. Пленник приходит в себя и чувствует, что закован в кандалы. Он в отчаянии. Аул пустынен, все черкесы в поле. Молодой пленник вспоминает жизнь в России: он узнал на родине любовь и дружбу, но разочаровался в них и в свете. На Кавказе он искал свободы, а стал рабом, теперь он ожидает только смерти. Когда приходит ночь, русский видит молодую черкешенку, которая принесла ему кумыс. Еда, приятный взор и голос молодой девушки оживляют его. Девушка сочувствует ему.
Идут дни, пленник проводит их прикованным в горах, недалеко от стада. Каждый вечер приходит молодая черкешенка, приносит ему еду и разделяет с ним ужин. Она поет ему песни Грузии и учит языку. Девушка влюблена в русского, но пленник, разочарованный в любви, не может ответить ей тем же.
Молодая черкешенка влюблена в пленника, хотя ее отец и брат хотят выдать ее замуж за другого. Пленник не может отвечать ей с тем же пылом и просит забыть его, так как он разочаровался в любви, но до сих пор верен образу своей прежней возлюбленной. Девушка потрясена этим признанием, она спрашивает любим ли пленник, но он отвечает, что его чувства сильные, но невзаимные.
После своего признания пленник остается один и еще сильнее жаждет свободы. Однажды он видит, что все черкесы готовятся к набегу. Ночью в опустевшем ауле к нему приближается черкешенка с пилой и кинжалом, она освобождает его от цепей. Пленник предлагает бежать вместе, но девушка говорит, чтобы он возвращался к своей любимой. Русский переплывает реку, оглядывается назад и понимает, что девушка заколола себя.
Произведение заканчивается размышлениями автора о прекрасном диком народе Кавказа, который повержен русскими.
Эта повесть в стихах отражает романтические идеалы: сильная личность в окружении дикой природы способна на более глубокие чувства, чем выходец из цивилизованного света.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пушкин. Все произведения
Кавказский пленник. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Молодой Эврисфей после смерти своего отца Сфенела получил огромную власть в качестве царя всей Арголиды. Не имея ни ума, ни храбрости, он пренебрежительно относился к Гераклу, которого боги наделили невиданной силой.
Главный герой романа Владимир Санин, он долго жил далеко от семьи. Его сестра Лида красивая девушка, влюблена в офицера Зарудина, с которым она встречалась. Но чувства после встреч у них были абсолютно разными
Расцвет творчества Ивана Сергеевича Тургенева пришелся на 1847 год. В журнале «Современник» печатается произведение «Хорь и Калиныч». Читатели одобрили историю охотников. Каждый найдет для себя что-нибудь интересное у этого автора
События происходят в портовом городе. В подвале одного из домов расположилась пивная по названию «Гамбринус». Стены пивной всегда влажные, пол усыпан опилками. Вместо столов используются обычные деревянные бочки
Это произведение – своего рода притча о том, какое положение человек занимает в своей жизни и как он должен относиться к себе и окружающим людям.