Кавказский пленник в чем смысл произведения

Смысл произведения Кавказский пленник и его названия

Спустя несколько лет после окончания Кавказской войны в 70-х годах XIX века Л.Н. Толстой создал рассказ «Кавказский пленник». Это произведение основано практически на реальных событиях, художественный вымысел автора минимален. Для Л.Н. Толстого этот рассказ был очень дорог, ведь он сам чуть не оказался в плену во время путешествия по Кавказу.

Смысл названия книги «Кавказский пленник»

Реалистичное произведение названо «Кавказский пленник» не случайно. Рассказ повествует о героях, которые оказались в плену у горцев. Главных персонажа два: Жилин и Костылин. Но как они поведут себя в нестандартных жизненных ситуациях, как проявят себя по отношению к друг другу и самим себе?

Л.Н Толстой рассказывает о быте горцев, об их обычаях и ценностях. Автор показывает жизнь такой, какая она есть на самом деле. Заглавие реалистичного произведения сразу наталкивает читателя на мысль, что героям предстоит пройти неимоверный путь, состоящий из лишений, неудач, сложностей. Оказавшись в плену, человек сам решает, как он будет справляться с этой проблемой. Будут ли победители этой невероятной битвы за выживание и какой исход ждёт наших героев? В заглавии рассказа Л.Н. Толстой лишь анонсирует о взятии в плен персонажей, но он ничего не говорит о дальнейшей судьбе героев.

Смысл произведения «Кавказский пленник»

Небольшой рассказ «Кавказский пленник» показывает быт, семейный уклад горцев. Бравый русский офицер Жилин — главное действующее лицо произведения — попадает в различные приключения. Отважный герой вместе с напарником направляется домой. Однако на их пути возникают неожиданные проблемы. Жилин и его сослуживец оказываются в плену у местных татар.

Невероятные испытания, трудности и лишения обличают личностные качества каждого персонажа. Жилин предстаёт перед читателем в образе честного, самоотверженного и добропорядочного воина, для которого слово «честь» — не простой звук. Его напарник — Костылин — напротив, показывает себя как подлого и трусливого предателя.

Метод контрастов — излюбленный приём Л.Н. Толстого. Даже самый маленький поступок, незначительное событие показывают, насколько герои противопоставлены друг другу. Их ценности, жизненные приоритеты, характеры — разница очень ощутима. Даже внешние облики героев созданы на контрасте.

Лев Николаевич в своём реалистичном произведении большое внимание уделяет описанию личностных качеств персонажей. Отважный офицер Жилин — рассудительный, честный и искренний воин. Его сослуживец Костылин создаёт впечатление недоброжелательного, мнительного, «скользкого» человека. Между характеристиками двух героев — пропасть.

Автор показывает, что на судьбы людей очень влияют их мировоззрения, взгляды на жизнь, поступки по отношению к окружающим и к себе.

Глубинный смысл произведения «Кавказский пленник» заключается в том, что Л.Н. Толстой показывает читателю, как человек может вести себя в тяжелых стрессовых ситуациях. Эти события крайне неожиданны для героев. Никто из персонажей и не подозревал, что окажется в плену. Но произошло то, что произошло. И как они будут приспосабливаться к непростым условиям, зависит от каждого из них.

Два характера. Две судьбы. Два варианта развития событий. Изначально Костылин сделал неверные шаги: он начал трусить и суетиться. Хотя именно трусость стала причиной того, что оба сослуживца попали в плен. Костылин «борется» только за себя. Ему безразлична жизнь напарника. Подлый герой попытался в одиночку убежать, однако, у него ничего не получилось. Теперь он вместе с бравым офицером оказался в тёмном сарае, выхода из которого нет.

После неудавшегося побега Костылина обидчики потребовали выкуп у персонажей. Мнительный и «скользкий» персонаж сразу же стал писать домой письмо. Он готов был беспрекословно исполнить любой приказ. Жилин же проявил смекалку и указал на конверте неверный адрес.

Для того, чтобы спастись из практически безвыходного положения нужно иметь силу воли, внутренний стержень, выдержку. Даже если с первого раза не получилось добиться желаемого результата, это не повод опускать руки и сдаваться.

Смысл финала «Кавказский пленник»

Что хотел сказать Л.Н. Толстой в финале своего произведения? Жилин благодаря силе духа, рассудительности и стойкости смог преодолеть неимоверные преграды и добраться до своих. Костылин же ждала несколько иная участь. Ослабленного, еле живого персонажа освободили только после того, как за него внесли огромный выкуп.

Смысл финала очевиден. Никогда не стоит даваться. Один неудачный день ещё не повод разочаровываться в жизни. Все сложности и трудности, встречающиеся на пути, лишь закаляют характер и дают дополнительный толчок, чтобы двигаться дальше.

Умение сохранять здравый смысл, не паниковать и не трусить — важные личностные качества, которые жизненно необходимо развивать каждому человеку. Если у отважного офицера есть цель, то он приложит все усилия, ни перед чем не остановится и добьётся своего. Так следует поступать всем людям. Уверенность в себе и своих силах никогда не должна ставиться под сомнения. Даже на самом тяжелом жизненном этапе.

Источник

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой)

В истории нашей страны было немало страшных и кровопролитных войн. Одной из них являлась Кавказская война, шедшая с 1817 по 1864 год. Многие писатели и поэты упоминали о ней в своих произведениях. Не обошел стороной эту тему и Лев Николаевич Толстой. В своем рассказе «Кавказский пленник» он рассказывает о русском офицере, попавшем в плен к кавказцам. Писатель сам принимал участие в этих боевых действиях, был в гуще всех событий, поэтому его произведение буквально пропитано реальностью и достоверностью описываемых перипетий. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.

История создания

В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.

Жанр, направление

«Кавказский пленник» хоть иногда называется повестью, все же является рассказом. Об этом говорят небольшой объем, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия и повествование, которое ведется от первого лица.

Написан рассказ в направлении реализма. Все творчество Льва Николаевича было построено на данном литературном направлении, и «Кавказский пленник» не является исключением. Подтверждает это и то, что произведение основано на реальных событиях. Автор в рассказе изображает настоящую жизнь, без прикрас и романтизации описываемых действий.

Суть: о чем?

В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.

Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.

Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.

Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.

Главные герои и их характеристика

При написании рассказа Л. Н. Толстой применил прием антитезы. Он противопоставил Жилина и Костылина друг другу для придания большей контрастности произведению. Благодаря такой антитезе, становятся более явными проблемы и вопросы, поднятые автором в рассказе. Большинство людей из правящего класса подобны Костылину: они ленивы, слабы, трусливы и беспомощны без своих денег. Поэтому дворянству надо ровняться на изобретательного, смелого и сильного Жилина, который в любой ситуации найдет выход. Только на таких мужчин может положиться страна в трудное время.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам таблицу со сравнительной характеристикой Жилина и Костылина:

герои рассказа «кавказский пленник»характеристика
иван жилинрусский небогатый дворянин. он упрям и принципиален. когда татары заставляли писать его письмо матери с просьбой прислать за него 3000 рублей, он стоял на своем, говоря, что таких денег никто не пришлет, и в конце концов, они сдались и согласились на его цену. он бойкий и храбрый, не опускает руки в трудных ситуациях. он не ждет чуда или помощи от других, а надеется только на себя. жилин очень выносливый, несмотря на свои стертые в кровь ноги, все равно помогает товарищу и несет его на себе. это также говорит о том, что он хороший и надежный товарищ, который не даст в обиду и не предаст. у него очень сильное чувство собственного достоинства: даже находясь в плену, герой требует уважения к себе. иван является мастером на все руки, он и лепит кукол, и чинит часы и ружья, и плетет плетенки. герой очень умен, он умеет ориентироваться по звездам: взобравшись на гору с легкостью определяет, где находится его крепость и как туда добраться, а, находясь среди татар, герой быстро начинает понимать их язык и даже немного говорить на нем. за свой характер он заслуживает уважение у татар.
костылинсостоятельный дворянин. представляет собой полную противоположность ивану. он грузный, полный и неуклюжий. герой слишком изнеженный беззаботной жизнью, он не привык сталкиваться с какими-либо трудностями, поэтому пребывание в плену дается ему очень тяжело. в отличие от главного героя, он — ненадёжный товарищ. видя противников, он стремглав бросает жилина одного, показывая свою подлость и трусость. оказавшись в плену, герой попросту смиряется со своей участью пленника, не собирается предпринимать никаких действий и только ждет выкупа из дома. он постоянно находится в отчаянии. он сомневается в идее побега жилина, уверен, что у них ничего не получится. а когда они все-таки бежали и оба сильно натерли ноги, в отличие от главного героя, костылин начинает ныть и жаловаться. именно из-за него они не смогли сбежать в первый раз.

Темы и проблемы

Главная мысль

Своим рассказом автор хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.

Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.

Чему учит?

Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой. Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.

Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.

Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.

Источник

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

Кавказский пленник в чем смысл произведения. Смотреть фото Кавказский пленник в чем смысл произведения. Смотреть картинку Кавказский пленник в чем смысл произведения. Картинка про Кавказский пленник в чем смысл произведения. Фото Кавказский пленник в чем смысл произведения

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

Кавказский пленник в чем смысл произведения. Смотреть фото Кавказский пленник в чем смысл произведения. Смотреть картинку Кавказский пленник в чем смысл произведения. Картинка про Кавказский пленник в чем смысл произведения. Фото Кавказский пленник в чем смысл произведения

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

Кавказский пленник в чем смысл произведения. Смотреть фото Кавказский пленник в чем смысл произведения. Смотреть картинку Кавказский пленник в чем смысл произведения. Картинка про Кавказский пленник в чем смысл произведения. Фото Кавказский пленник в чем смысл произведения

Главные герои

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

Источник

Краткий и полный анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Кавказский пленник в чем смысл произведения. Смотреть фото Кавказский пленник в чем смысл произведения. Смотреть картинку Кавказский пленник в чем смысл произведения. Картинка про Кавказский пленник в чем смысл произведения. Фото Кавказский пленник в чем смысл произведения

С 1859 года Толстой организовал более 20 школ для крестьянских детей, а позднее сам разработал для них учебники. «Кавказский пленник» был написан для школьного пособия «Азбука».

Краткий и полный варианты анализа рассказа помогут составить целостную картину о произведении.

Рассказ написан в 1872 году по реальным событиям: автор чуть не попал в плен во время службы на Кавказе в 1853 г.

Жанр – рассказ;
Направление – реализм;
Основная идея – нельзя сдаваться в трудных ситуациях;
Тема – выбор человека определяет его судьбу в целом;
Проблема – бессмысленность войны между народами.

п.1. Тематика и проблематика

Тема – то, о чем говорится в произведении; она не имеет выраженной оценки.

Проблема – вопрос, который появляется у автора и читателя при описании темы.

Тема: Нужно стремиться быть автором своей жизни, не позволяя себе просто плыть по течению обстоятельств.

Жилин выбирает сценарий, в котором он решает, как ему жить, Костылин пассивно ждет, что решат за него другие люди.

Проблема: Каждодневный выбор человека влияет на его жизнь в целом, даже мелочи важны.

Тема: И в русском, и в кавказском народе есть хорошие люди, готовые по-человечески помочь.

Жилин, живя в ауле, делает много полезных добрых дел, с интересом и уважением наблюдает за чужой культурой. В ответ на доброту Ивана Дина помогает солдату устроить побег и избежать гибели.

Проблема: Бессмысленность войны, которая подчеркивает, что люди разных народов очень похожи. При близком контакте люди перестают видеть друг в друге врагов.

п.2. Идея и пафос рассказа

Идея – это вывод, который сделал автор, анализируя проблему.

Любая война уродует нормальные отношения между людьми. А Кавказская война стала одним из самых затяжных конфликтов длиной в 47 лет (1817-1864 гг.), это имело негативные последствия для обоих народов.

Поскольку писатель сам служил на Кавказе, он видел это воочию.

Милосердие и человечность – то, что помогает людям в сложных ситуациях.

Жилин при всей силе и твердости характера показывает себя как добрый сострадательный человек.

В момент побега ему было бы проще бросить Костылина, но он не мог так поступить. Жилин нес ответственность за товарища, ведь он сам уговорил его бежать.

Доброта Ивана видна и в желании разобраться, почему его так возненавидел старик-горец. Узнав, что тот потерял семью от рук русских солдат, Жилин проявляет понимание.

Дина – это чистая душа, ребенок, который способен видеть истинную натуру людей. В Жилине она видит просто человека, а не врага, потому что оценивает его по поступкам и словам. Именно поэтому возникает такая трогательная привязанность между Иваном и Диной – в этом они похожи.

п.3. Место героев в образной системе

Взаимодействие между героями строится так, что читателям становится понятно: не каждый свой окажется помощником, не каждый враг окажется негодяем.

Жилин и Костылин являются боевыми товарищами, но противопоставляются (прием антитезы). Костылин в критической ситуации бросает Жилина, спасая лишь себя. Позднее, в момент побега, он выдает их местоположение. Это можно было бы назвать предательством, но это, скорее, обычные слабость и трусость. Жилин же до последнего переживает за судьбу соратника, несет на себе ослабшего Костылина, помогает ему.

Антитезу подчеркивают и говорящие фамилии героев: «Костылин» показывает, что не обойдется без «костыля» в виде помощи со стороны. «Жилин» перекликается со словом «двужильный», что раньше означало «сильный, выносливый».

Финальная сцена спасения Ивана казаками дает надежду, что не все такие, как Костылин, есть и настоящие товарищи.

Изначально татары хотят получить только выгоду (выкуп), им вовсе не хочется убивать пленников. Это сразу перечеркивает их однозначную кровожадность.

Дина идет наперекор устоям своего общества – она помогает Ивану сбежать, и читатель даже не знает, как потом эта ситуация закончилась для нее. Девочка рискует быть жестко наказанной, если узнают о ее участии.

Также автор показывает, что Иван успел завоевать доверие многих сельчан, которые приносили ему в починку свои вещи и даже звали лечить больного.

Автор подчеркивает, как важно оставаться человеком, особенно там, где невольно включается звериный страх за свою жизнь – на войне и в плену.

Образ Жилина воплощает в себе лучшие черты и может быть примером стойкости, мужества, веры в себя и стремления к цели.

п.4. Цитаты из рассказа

«Эх, — думает Жилин, — с ними, что робеть, то хуже».
Вскочил на ноги и говорит:
— А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!»

Костылин говорит:
— Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
— Нет, не пойду, не годится товарища бросать.

— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду.
Ухватилась за него Дина: шарит по нем руками, ищет — куда бы лепешки ему засунуть. Взял он лепешки.
— Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил ее по голове.
Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору…

Окружили его казаки, спрашивают: «кто он, что за человек, откуда?»
А Жилин сам себя не помнит, плачет и приговаривает:
— Братцы! Братцы!
Выбежали солдаты, обступили Жилина; кто ему хлеба, кто каши, кто водки, кто шинелью прикрывает, кто колодку разбивает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *