Кайдзен команда что это
Кайдзен — путь к совершенству
Кайдзен, кайдзэн (яп. 改善 кайдзэн, ромадзи Kaizen; встречается неверный вариант «кайзен») — японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.
В статье я опишу несколько полезных, зарекомендованных и простых инструментов практики Кайдзен, которые можно начать применять без значительных усилий.
Но для начала немного истории. Философия возникла в Японии после второй мировой войны, с тех пор она хорошо прижилась в производственных отраслях страны и повысила уровень качества товаров и услуг Японии на порядок. О эффективности данной философии можно и не сомневаться. Спустя столько времени она до сих пор используется и уже давно вышла за пределы производства и применяется в любых сферах, которые только можно вообразить.
Самое примечательное в кайдзен то, что это всего лишь философия совершенствования, он по определению применим для всех аспектов жизни. На основе этой философии разработаны множество инструментов и механизмов наладки производства и разработки ПО. Как вы уже догадались, в статье речь пойдет о применении кайдзен в IT сфере. В основе кайдзен лежит идея, идея улучшения и оптимизация любых процессов. Можно выделить следующие принципы.
Принципы кайдзен:
На мой взгляд, ключевой пункт здесь решимость. В некоторых случаях идеи по улучшению очевидны, но требуют действий, так и не совершаемых из за прокрастинации. В других же случаях они требуют изменений «микроклимата» вокруг, что нелегко осуществить, учитывая консервативную природу человека и возможные перемены в образе жизни.
Для примера, Джефф Сазерленд, один из создателей методологии Scrum, рассматривает кайдзен как средство для процесса устранения помех. Ключевым моментом является то, что поиском помех занимается вся команда, а не только scrum-мастер. И задача по устранению наиболее серьезных помех вносится в следующий резерв спринта.
Кайдзен можно абстрагировать на разные уровни разработки и деятельности в IT сфере, начиная от организации рабочего стола разработчика и заканчивая методологией разработки в крупной компании. Но основа у всех одна — улучшить процесс разработки, эффективнее использовать время и имеющиеся ресурсы, чтобы в конечном итоге получить качественный продукт.
Методов кайдзен придумано очень много, львиная доля из них создана для оптимизации процессов в компаниях, я же постараюсь спроецировать 2 метода кайдзен для проффесиональных нужд человека в IT сфере.
5S / 5C / 5У
Метод включает 5 пунктов, соблюдение которых поможет навести феншуй порядок на рабочем столе (реальном и виртуальном)/комнате/кабинете/в жизни.
Seiri Clear up Удалить | Разобраться в файлах/предметы на столе или комнате. Убрать/удалить с рабочего стола всё ненужное. Будьте честны перед собой и не оставляйте то, что уже покрылось сантиметром пыли. |
Seiton Configure Упорядочить | Упорядочьте те файлы/предметы что остались. Самый используемые должны находиться на удобном месте, всё должно быть на своих местах, которые не желательно путать. На производственных заводах используется так называемый метод теней — там, где должен лежать инструмент рисуется контур, клеится стикер. Это сделано, чтобы сразу было видно инструмент, не лежащий на своем месте. Поэтому, если ваша чашка на столе оставила круг, то это непременно Seiton. |
Seiso Clean up Убраться | Наведите чистоту. Протрите пыль, почистите компьютер, отфотошопьте фоновую картинку рабочего стола, помойте чашку, наконец, которая оставила контур на вашем столе. |
Seiketsu Clean Убираться | Следите за чистотой. Поддерживайте всё в таком же виде. Работать вам будет гораздо приятнее. |
Shitsuke Custom Укоренить | Взять соблюдение этих принципов за правило. Не останавливайтесь перед совершенствованием. Следите за соблюдением всех принципов. |
Важно то, что комфорт и чистота вокруг способствуют продуктивной работе. Не важно, будь то рабочий стол компьютера, рабочее место, комната, кабинет, серверная или склад.
Эта тема уже проскальзывала на хабре, но уже давно.
Устранение семи потерь
Формирование кайдзен-команд. Коммуникация и лидерство.
Другая предпосылка формирования кайдзен – команд состоит в том, что работа в стиле кайдзен – это работа по иному, обычно не принятому в большинстве компаний способу. И смена привычек в работе не может осуществляться одномоментно путём издания приказа или открытием проекта по развитию. Устойчивая работа группы может быть только при реальной вовлеченности участников и настоящем понимании необходимости перемен. И в данном случае без лидера, который мог бы сформировать такую команду и поддерживать её работоспособность не обойтись. Итак, если перед предприятием стоит цель формирования кайдзен – команд, то необходимо определить, кто мог бы стать её лидером. В первую очередь, этот человек должен обладать настоящей уверенностью в эффективности и работоспособности методов кайдзен. Во – вторых, ему совершенно необходимо иметь план формирования команды и задачи, которые предстоит решать. В-третьих, он должен представлять, что его команда будет менять, на что будет менять и как это делать?
При наличии этих условий лидер может приступать к формированию команды. Данный этап может быть осложнён (чаще) или облегчен (реже) корпоративной культурой, которая царит в компании, общими настроениями людей и тенденциями на рынке. Если компания развивается, растёт, её сотрудники постоянно принимают участие в открытии новых рынков и направлений деятельности, то такая компания больше склонна к изменениям, но менее способна осознать кризис, в котором она находится. Компании же не испытывающие бурного роста или теряющие объемы производства в первую очередь должны прибегать к помощи методик кайдзен, но не всегда внутреннее состояние сотрудников и возможных членов кайдзен – команды будет способствовать осуществлению перемен. И вот в такой ситуации роль лидера возрастает много кратно, т.к. ситуация бросает ему вызов. И он сможет ответить на этот вызов, проанализировав свою готовность к нему.
Первое – уверенность в работоспособности и эффективности методов кайдзен. Такая уверенность появляется после существенной практики. Когда будущий лидер группы не только применял кайдзен в работе, но наблюдал и краткосрочные результаты и долгосрочный эффект от перехода на новые улучшенные способы работы. Поэтому, выявив возможного будущего лидера, дайте ему возможность получить необходимые знания и практику по кайдзен.
Второе – план формирования команды. Данный план должен включать в себя подготовку коллектива к идее о новых методах работы, о, возможно новых, обязанностях, связанных с кайдзен – деятельностью и должен учитывать особенности подхода к решению подобных вопросов. Ведь сотрудники охотно соглашаются на облегчение условий труда, которое способен обеспечить кайдзен, но весьма неохотно на выполнение новых обязанностей, особенно, если не до конца понимают, зачем эти новые обязанности нужны. Такая подготовка может осуществляться с помощью коротких собраний, на которых, не давая пока конкретных заданий, можно обсуждать с сотрудниками производственные темы и планы по производству. Также необходимо ежедневно в беседах с сотрудниками разъяснять им, что такое кайдзен и для чего он нужен. Каким образом он способен повысить эффективность труда. Насколько эффективны, бывают его инструменты.
Третье – личный пример. Так как лидер команды – не обязательно (и даже нежелательно) – структурный руководитель в компании, то начав применять методы и инструменты кайдзен на своём рабочем месте и демонстрируя положительный эффект, он способен воодушевить своих коллег и вести работу по кайдзен на конкретном примере – своем, самом лучшем из примеров.
Четвертое – представление об объекте изменений. И об этапах изменений. Для организации рабочей группы лидеру необходимо сформулировать и донести до участников, какой процесс, рабочее место или участок необходимо включить в работу по изменениям. Какой должен быть результат изменений и, какие шаги приведут к этим изменениям.
Система Кайдзен на предприятии: ее ключевые принципы и особенности внедрения
Вопросы, рассмотренные в материале:
На сегодняшний день японским производителям принадлежат лидирующие позиции в различных отраслях производства, в связи с чем Япония занимает четвертое место в мировом рейтинге стран по объему ВВП. Многие связывают успех с повышенной работоспособностью японцев, а также с применением правильной управленческой стратегии. В этой статье мы расскажем о том, что представляет собой система Кайдзен на предприятии, в действительности ли она способна привести к подобным результатам, каковы ее основные принципы и как ее внедрить в компании.
Что такое Кайдзен
Кайдзен означает особую японскую философию или практику, в которой основной акцент делается на непрерывном улучшении процессов производства, оптимизации управления и повышении различных аспектов жизни сотрудников. Сами японцы считают систему способом правильной организации производства и налаживания взаимодействия сотрудников в целях достижения успеха. Кайдзен подходит для любой сферы бизнеса, государственного управления и даже для повседневной жизни.
1. Философия Кайдзен.
В основе практики, эффективно применяемой в Японии, лежат ориентированные на успех принципы. По мнению ее последователей, рабочее место каждого сотрудника демонстрирует его мыслительные способности, что непосредственно влияет на эффективность труда. В системе Кайдзен на предприятии используется пять правил, помогающих организовать рабочее время и пространство, которые носят название «5S».
2. Психология Кайдзен.
Японская философия может эффективно применяться не только в профессиональной, но и в личной жизни. К такому мнению пришли психологи различных стран. Это связано со страхом людей перед существенными изменениями, в то время как использование системы Кайдзен на предприятии и не только предполагает совершение маленьких шагов, ведущих к успеху, которые, напротив, будут вселять в человека уверенность в себе, призывая прилагать больше усилий, использовать рациональное и творческое мышление.
Ключевые принципы Кайдзен
Как появилась система Кайдзен
Впервые о принципах системы Кайдзен мир узнал благодаря японцу Масааки Имаи, написавшему и опубликовавшему в 1986 году в Англии книгу, называвшуюся «Кайдзэн: ключ к успеху японских компаний». В 1997 году увидела свет вторая книга Масааки – «Гэмба Кайдзэн: путь к снижению затрат и повышению качества», которая говорила о производственных аспектах (гэмба, или гемба – означает место, в котором непосредственно производится продукция, будь то цех, офис, лаборатория) в системе Кайдзен.
Что касается самого Имаи, то он является основателем консалтинговой компании, в течение многих лет работал в сфере рекрутинга и подбора персонала, создал институт «Кайдзен», в котором обучают менеджменту с использованием системы Кайдзен, а также оказывают консультационную помощь организациям, внедряющим у себя эту философию.
В настоящее время можно найти огромное количество статей и пособий, учебников, рассказывающих о системе Кайдзен на предприятии, в их основе лежат как книги Масааки Имаи, так и опыт компаний, которые внедрили систему в свою деятельность.
Главная идея системы состоит в том, чтобы ориентировать производство в первую очередь на потребности клиента. Увеличению прибыли способствует удовлетворение нужд и требований заказчиков.
При этом система Кайдзен предполагает признание предприятиями существования определенных проблем (философия Кайдзен считает, что нет компаний без каких-либо проблем) и перестройку системы сознания работников таким образом, чтобы они работали не из-за боязни получить штрафы за допущенные ошибки, а стремясь их не допускать.
Какие цели достигает Кайдзен на предприятии
Основной целью использования системы Кайдзен на предприятии является постоянное улучшение, непрерывающееся совершенствование различных процессов. Достижения этой конечной цели добиваются за счет:
Подробнее о том, из чего состоит система Кайдзен
В соответствии с системой Кайдзен на предприятии в первую очередь определяются нюансы, которые необходимы, чтобы повысить эффективность работы. Нужно составить список того, что способно повлиять на сокращение финансовых, временных и прочих затрат. Расписываются даже такие моменты, как инструменты на рабочих местах сотрудников, располагающиеся в определенном порядке, помогающем повысить скорость работы. При этом изменения могут касаться не только рабочих мест и деловых процессов, но и привычек работников.
К примеру, человек, привыкший не менее двадцати раз в день проверять свой электронный ящик, вряд ли сможет достичь высокой концентрации внимания. Однако можно ввести в свою жизнь новое правило, в соответствии с которым проверке почты отводится определенное время два или три раза в день. Некоторые задачи и вовсе оказываются бессмысленными, а значит, могут быть исключены из рабочих процессов.
Правило математики гласит, что перестановка слагаемых не влияет на итоговую сумму. Однако оно не распространяется на рабочие процессы, в которых порядок выполнения тех или иных действий имеет значение. К примеру, наиболее высокая работоспособность у людей отмечается вскоре после пробуждения. Соответственно, решению наиболее сложных задач стоит посвящать именно первые рабочие часы. А от каких-то задач стоит вообще отказаться. Также будет не лишним продумать оптимизацию и последовательность их решения – что необходимо сделать в первую очередь, а что – во вторую.
К примеру, сотруднику необходимо для решения деловых вопросов поехать на другой конец города. При этом разумнее будет запланировать там выполнение сразу ряда задач, избавившись от необходимости кататься туда-сюда по десять раз, тратя не только время, но и силы, и деньги на проезд. Упорядочить дела можно, пользуясь техникой хронометража, которая предполагает запись всех выполняемых дел с указанием времени их выполнения. Просмотрев такие записи, можно обнаружить, что основная часть времени уходит на решение второстепенных вопросов, в то время как приоритетные задачи могут страдать.
Использование системы Кайдзен на предприятии предполагает особое внимание к порядку. То есть по окончании рабочего дня необходимо выделить время на его наведение на рабочем месте. Чистый стол заряжает энергией, и, приходя утром на работу, сотрудник сразу же приступает к решению важных задач, не отвлекаясь на бардак.
После определения оптимального баланса в рабочих процессах его необходимо сделать стандартом предприятия. Благодаря высоким стандартам достигается высочайшее качество, которое определяет успех японских предприятий. Их продукция стоит в одном ряду с товарами, производимыми немецкими компаниями. То есть, говоря о том, что тот или иной продукт выпущен в Японии, подразумевают его высокое качество.
Без соблюдения дисциплины невозможно следовать практике непрерывных улучшений в рабочих процессах, не сбиваясь на прежние, привычные условия нашей реальности, хаотичные методы менеджмента, когда сотрудники одного предприятия работают, что называется, «кто в лес, кто по дрова».
Каких результатов ожидать от системы Кайдзен на предприятии
Современные тренды заключаются в росте конкуренции и потребительских требований. Но стоит понимать, что использование системы Кайдзен на предприятии является долгосрочным проектом, который внедряется в жизнь компании и ее сотрудников постоянно и каждый день, не допуская перерывов на неделю или месяц, поскольку они чреваты откатами на начальный уровень. Для того чтобы всегда опережать конкурентов хотя бы на шаг, улучшениями следует заниматься ежедневно. Имейте в виду, что прибыль не повыситься сразу же по итогам текущего квартала.
Однако применение системы в течение более длительного периода приведет к улучшению производительности труда на 50–100 %, а то и больше. Постоянное выполнение действий, направленных на повышение эффективности работы, на протяжении многих лет позволит предприятию всегда быть впереди своих конкурентов, занимать лидирующие позиции на рынке. В качестве прекрасного примера можно привести компанию Toyota, которая следует концепции Кайдзен на протяжении уже более 70 лет.
Каждое из улучшений, рассматриваемое по отдельности, может и не быть грандиозным, однако именно совершение небольших шагов в совокупности ведет к существенным стратегическим победам. В обычных организациях работники ежедневно просто выполняют порученную им работу, в то время как на предприятиях, использующих систему Кайдзен, сотрудник, замечая возможность улучшить свою работу, внедряет приводящие к такому улучшению изменения в жизнь. Применение системы позволяет компаниям эффективно работать даже при меньшей в сравнении с конкурентами численности штата (на 10–20 %, а порой и на 50 %).
Зачастую для подобных изменений совсем не нужны никакие вложения, людям необходимо лишь сконцентрировать внимание на собственной работе и подумать над способами ее улучшения.
В семидесятых годах прошлого века среди руководителей компании Toyota был талантливый топ-менеджер – Тайити Оно, уверенный в том, что все подчиненные обладают необходимой силой и талантом, и при наличии полномочий смогут справиться с любыми проблемами. Такой подход использовался им очень часто. К примеру, целью компании было производство 100 единиц продукции за час.
В таком случае, Оно предоставлял инженерам то количество ресурсов, которое давало возможность выпускать лишь 90 единиц, но требовал при этом 100. Поскольку сразу выполнить данное поручение было невозможно, у сотрудников было два варианта – сверхурочная работа либо внедрение в процесс улучшений, которые позволили ли бы справляться с поставленной задачей на 100 %.
После того как инженерам удавалось справиться с решением проблемы, с этого производственного участка снималось 10 % рабочих и перебрасывалось на другую линию. Оставшимся вновь ставилась задача по выпуску 100 единиц продукции.
Как внедрить японскую систему? Кайдзен-блиц в помощь!
Внедрение системы Кайдзен на предприятии рассчитано на длительное время, однако существуют варианты, при которых улучшений можно достигнуть достаточно быстро. Кайдзен-блиц – так называется практический семинар, призванный в сжатые сроки добиться радикальных изменений, улучшив результаты и показатели. Работа рассчитана на участие всего персонала компании, помогающего в создании эффективной рабочей машины. С помощью кайдзен-блиц можно сразу убедиться в результативности деятельности и внесенных изменений.
№ 1. Составление планов и подготовка
№ 2. Проведение кайдзен-блица
Первичное знакомство заключается в:
Понимание реальной ситуации состоит в следующем:
(по 3 часа + дополнительное время, необходимое на сбор информации)
Внедрение улучшений заключается в:
№3. Презентация результатов
Нюансы управления людьми по Кайдзен
Система Кайдзен на предприятии ориентирована на человека. Японский менеджмент во главу угла ставит отношение сотрудников к работе. Их нельзя наказывать, а также давать приказания. Их необходимо поддерживать и поощрять (западный менеджмент строится на основе метода использования «кнута и пряника»). С работниками советуются, задача руководства помогать подчиненным, разъяснять, учить, совместно принимать те или иные решения. Цель заключается в поднятии внутренней мотивации, ценности и приверженности организации, в стопроцентном КПД сотрудников, поиске ими (самостоятельно либо в небольших группах) того, что и каким образом может быть улучшено.
Не стоит бояться ошибок. Менеджеры, напротив, поощряют действия работников и совершение ими ошибок, поскольку таким образом они набираются опыта.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Нулевые потери в Кайдзен
Все происходящее внутри компании имеет условное деление на действия, приносящие ценность, и действия, ее не приносящие. К примеру, если сотрудник курит, то его действия не приносят пользу (ценность) для работы, наоборот, они будут мешать. Руководство предприятия заинтересовано в исключении такого рода издержек или потерь.
Система Кайдзен на предприятии имеет целый перечень таких издержек или потерь (иначе они называются muda), которые заключаются в:
Что такое Gemba в Кайдзене
Для руководителя, решившего применить систему Кайдзен на российских предприятиях, важно быть хорошо ознакомленным с происходящим на производстве, в местах создания продукции или оказания услуг. В концепции Кайдзен это место носит название «гемба».
Начальнику необходимо регулярно бывать на производстве и при возникновении проблем понять, что явилось причиной неполадок, что необходимо для их устранения. В противном случае ситуация приведет к постепенному ухудшению всех показателей предприятия – повышению затрат, снижению качества продукции, ухудшению морального климата в коллективе, увеличению времени на выполнение заказов, а также возрастанию нареканий и жалоб от клиентов.
Правила gemba заключаются в следующем:
Систему Кайдзен можно применять на предприятиях и в компаниях, независимо от размера и сферы деятельности. Впервые система увидела свет на автомобильных заводах (Toyota), однако она подходит для любой производственной организации, любой компании, занимающейся созданием собственных товаров/услуг. К примеру, гембой в банке будет операционный зал, в отеле – место регистрации посетителей, в интернет-магазине – сайт.
Итак, в бизнесе гемба – это место производства товара/оказания услуги. Различные методики (TFM, 5S, TQM, управление циклами PDCA/SDCA) позволяют предприятиям избежать потерь и проводить непрерывные улучшения, касающиеся качества, безопасности, доставки, производительности. Результатом станут повышенная конкурентоспособность, возрастание покупательской удовлетворенности и увеличение прибыли.
Цикл улучшения PDCA, SDCA
Каждая операция выполняется в следующей последовательности:
Планирование порой заменяется стандартизацией (SDCA). Оба этих понятия являются смежными. С помощью планирования улучшаются бизнес-процессы, с помощью стандартизации – поддерживаются.
Этот цикл схож с традиционной схемой управления, которая состоит из планирования, мотивации, организации и контроля, используемой в классической школе менеджмента.
Принципы Кайдзен в обычной жизни
Несмотря на то, что Кайдзен в первую очередь рассматривается как система, способствующая улучшению отдельных бизнес-процессов на предприятии, философия вполне может применяться и в повседневной жизни. У любого человека есть те сферы, которые нуждаются в улучшении. И в этом случае стоит использовать перечисленные выше техники, адаптировав их под решение личных задач.
В России обычно дела доводятся до критического состояния, после чего прилагаются героические усилия для совершения в отрасли революционных прорывов. В ряде книг проводится анализ российской модели управления предприятиями. Основное отличие системы Кайдзен заключается в выполнении незначительных, но при этом непрерывных улучшений. То есть для совершенствования бизнеса используются эволюционные процессы, а не революционные потрясения.
Система Кайдзен на предприятии будет работать лишь в том случае, когда ей будут следовать все сотрудники компании, начиная с топ-менеджеров и заканчивая линейными исполнителями. Кайдзен направлен на то, чтобы максимально повысить качество работы организации, уделяя основное внимание совершенствованию бизнес-процессов, развитию персонала на всех уровнях и внедрению ежедневных улучшений.
Отличия традиционных систем управления от системы Кайдзен
Во множестве организаций присутствует недопонимание между отделами производства и сбыта продукции. Идеальное производство заключается в выпуске товаров по предварительному заказу, в соответствии с требованиями рынка.
Если же компания работает наоборот, то есть в первую очередь прогнозирует продажи, затем запускает производство продукта, независимо от того, что в действительности необходимо рынку, то такой подход неизбежно приведет к увеличению производственных затрат, образованию на предприятии излишка товарно-материальных запасов, требующих больших площадей для хранения. Результатом станет снижение рентабельности бизнеса.
Усилия успешных компаний направлены на сближение производства и сбыта. Они нацелены на изготовление того, в чем нуждается рынок, и в том количестве, которое легко продать.
Кайдзен абсолютно не похож на классическую советскую систему менеджмента, которая предполагала достижение целей любой ценой, запуск новых проектов без оглядки на возможные потери. Кайдзен – совершенно иная философия, в которой даже самые незначительные процессы считаются важными. Ее последователи придерживаются мнения, что незначительные на первый взгляд недоработки с течением времени станут большими проблемами.
Разница между европейскими и японскими компаниями заключается в первую очередь в том, что в последних постоянно предлагают те или иные рационализаторские идеи, причем поступают они от рядовых сотрудников, а не от руководителей.
Система Кайдзен на предприятии предполагает наличие у него проблем. И им придается позитивное значение, поскольку благодаря проблемам существует стимул для дальнейшего развития. Эта философия не преследует исключительно экономические цели, напротив, она нацелена на решение социальных задач, таких как сглаживание управленческой иерархии внутри компании, максимальная вовлеченность сотрудников в работу, удовлетворенность клиентов и т. п.
Философия Кайдзен относится не только к деньгам и бизнесу, она затрагивает самую суть работы, оттачивая мастерство и совершенство.
Кайдзен в российских условиях
В японских школах детям преподают дисциплину, которая называется «малое дело». Им объясняют, что не только большие дела имеют значение, что мелкие недоработки в итоге приводят к серьезным проблемам, что недочеты нуждаются в методичном устранении, а улучшения – в постоянном внедрении в жизнь.
Разница между японскими и российскими предпринимателями, воспитанными на идеологии о «повороте вспять рек», заключается в желании последних получить результат незамедлительно. Однако в основе результата лежат постоянно повторяющиеся улучшения. Разумеется, если совмещать систему Кайдзен на предприятии с инновационными подходами, то можно получить наиболее высокие результаты (подняться вверх путем применения японской философии и резко шагнуть вперед, внедрив инновации).
Впрочем, среди причин того, почему система Кайдзен не нашла широкого применения на российских предприятиях, можно назвать ту, что звучит в предисловии к книге Имаи: «Кайдзен – отличная стратегия для честного бизнеса и порядочных людей, строящих успех на основе партнерства и доверия. К остальным просьба: не беспокоиться по пустякам».
Поскольку в нашей стране система Кайдзен на предприятиях практически не используется, то и эффективность, производительность и конкурентоспособность наших компаний не слишком высока.
Однако есть ряд российских компаний, таких как «Лукойл», «АЛРОСА», «ГАЗ», «Балтика», «КАМАЗ», «Росатомстрой», «Гидросила», Банк «Союз» и другие, уже начавших внедрение системы Кайдзен. Ведь при построении бизнеса, рассчитанного не на одно десятилетие, хочется стать в своей сфере лидером.