Кайша атаханова что сделала
Атаханова, Кайша
Кайша Атаханова (род. 18 июля 1957, Караганда, Казахская ССР) — советский и казахский биолог, специалист по генетическим нарушениям от радиации. Лауреат Премии Голдманов в области охраны окружающей среды (2005) за кампанию по предотвращению коммерческого ввоза ядерных отходов в Казахстан. Основатель и бывший руководителем Карагандинского экологического центра (известного как Экоцентр).
Биография
Родилась в Караганде, Казахская ССР. Её отец был шахтером, участвовал во Второй мировой войне. С возрастом, она проявляла всё больший интерес к природе, животным, что привело её к изучению биологии и становлению как активиста окружающей среды.
Воздействие радиации сказалось на её семье, так как и её родители, и её сестра умерли от рака. У её единственного брата также был диагностирован рак.
После окончания биологического факультета Карагандинского государственного университета, Атаханова начала проводить экологические и биологические исследования. Следуя своему интересу по теме последствия ядерных отходов в Казахстане, она специализировалась на генетическом воздействии ядерного излучения на земноводных, уделяя основное внимание лягушкам.
В 1992 году она основала Карагандинский экологический центр (Эко Центр), что позволило ей напрямую работать с людьми, подвергшимися воздействию радиации. Целью её деятельности было информирование людей о том, как воздействие радиации может повлиять на их условия жизни. Благодаря Эко Центру, Атаханова смогла возглавить успешную кампанию по предотвращению коммерческого ввоза и утилизации ядерных отходов в Казахстане.
Атаханова является основателем Карагандинского Экологического Центра или ЭкоЦентра, который занимается защитой окружающей среды и развитием демократии. Она также является одним из основателей Женского Земного Альянса (WEA), организации, которая стремится расширить возможности женщин и вооружить их навыками и инструментами, необходимыми для защиты Земли.
Награды
«Мне грозило заточение в «лагерь»». Приговор казашке из Синьцзяна
Панфиловский районный суд Алматинской области в городе Жаркенте 23 декабря завершил рассмотрение уголовного дела в отношении казашки из Китая Кайши Акан, обвиняемой в незаконном пересечении государственной границы, и огласил приговор. Судья Эльмира Асубаева признала Кайшу Акан виновной и назначила ей шесть месяцев лишения свободы условно. Суд не стал выдавать Акан в Китай.
В первой половине дня в понедельник, 23 декабря, в суде Жаркента прошли прения, а во второй половине – огласили приговор. Суд учёл, что 43-летняя Кайша Акан вышла замуж за гражданина Казахстана и у нее есть свидетельство лица, ищущего убежище. У Кайши Акан, как этнической казашки, есть право на получение гражданства Казахстана, она не привлекалась к уголовной ответственности в Китае и несколько раз безуспешно пыталась выехать из Китая в Казахстан, сказала судья. Смягчающим обстоятельством считается «признание вины» подсудимой.
Суд назначил Кайше Акан шесть месяцев лишения свободы и постановил считать этот срок условным. После заседания она сообщила, что согласна с приговором.
«ПРИЗНАЮ, ЧТО НЕЗАКОННО ПЕРЕСЕКЛА ГРАНИЦУ»
Кайша Акан во время прений признала обвинение. Она сказала, что «вынуждена была нарушить границу» и бежать из Синьцзяна.
— Я не знала, что это [незаконное пересечение границы] – серьезное правонарушение. Узнала об этом по прибытии [в Казахстан]. Как бы там ни было, признаю, что незаконно пересекла границу. Я не бежала бы в Казахстан, если бы не было давления со стороны Компартии Китая, если бы в Синьцзяне не было «лагерей политического перевоспитания». Я трижды приезжала к китайской границе – меня не выпустили. Мне грозило заточение в «лагерь», поэтому я нарушила границу. Прошу не высылать меня в Китай и не лишать меня свободы, — сказала Кайша Акан в последнем слове.
В ходе прений прокурор Арзыгуль Имярова просила суд приговорить Кайшу Акан к шести месяцам ограничения свободы без выдворения за пределы Казахстана.
После суда адвокат Кайши Акан Айман Умарова сказала Азаттыку, что они с подзащитной «безмерно благодарны».
— Главное — наказание без заключения в тюрьму, и ее не депортируют в Китай. Мы опасались, что суд может выслать ее. Все разрешилось положительным образом, — сказала Айман Умарова.
Статья «Умышленное незаконное пересечение государственной границы» предусматривает наказание — лишение свободы на срок до одного года, с выдворением за пределы Казахстана.
КАК КАЙША ПЕРЕШЛА ГРАНИЦУ?
Судебный процесс по делу Кайши Акан начался в середине ноября. На предварительном слушании она признала обвинение в «незаконном пересечении границы» и попросила убежища в Казахстане. Она заявила, что покинула Синьцзян, «опасаясь давления со стороны китайских властей». По ее словам, она пересекла границу через таможенный пункт «Хоргос» 7 мая прошлого года вместе с группой женщин, занимающихся торговлей.
— Я договорилась с одним человеком о переходе границы. Он попросил за это полтора миллиона тенге (около 3 800 долларов. — Ред.). Я сказала, что у меня нет таких денег. Потом он согласился на сумму, которая у меня была, и провез на территорию, принадлежащую Казахстану. У меня не было тенге, поэтому я расплатилась юанями. Он привез меня на таможню, поговорил с кем-то и оставил меня с торговками. На таможне было много людей с грузами, была суматоха. В это время человека, который проверял документы, вызвали, и он вышел. Торговки сказали, чтобы я наклонилась и толкала товар, предупредили, чтобы не поднимала головы. Первый пост я прошла таким образом, сделав вид, что помогаю женщинам с товаром, — рассказала обвиняемая в суде.
Уголовное дело в отношении Кайши Акан власти Казахстана завели после того, как в августе 2019 года она проинформировала МВД и пограничную службу КНБ об обстоятельствах перехода границы. До этого обращения ее «никто не искал».
11 ноября Кайша Акан получила в миграционной службе города Алматы свидетельство лица, ищущего убежище.
БЕЖАВШИЕ ИЗ КИТАЯ КАЗАХИ
Кайша Акан – не первая казашка, заявившая о бегстве из Китая из-за преследований этнических меньшинств в Синьцзяне.
В августе 2018 года казахстанский суд признал Сайрагуль Сауытбай виновной по делу о незаконном пересечении государственной границы. Показания Сауытбай в суде пролили свет на факты притеснений представителей исповедующих ислам уйгуров, казахов, кыргызов и представителей других коренных общин Синьцзяна. На фоне внимания широкой общественности к делу Сауытбай казахстанский суд не стал ее депортировать в Китай и освободил из-под стражи, назначив шесть месяцев ограничения свободы с установлением пробационного контроля. В июне 2019 года Сауытбай, не добившись убежища в Казахстане, вылетела с семьей в Швецию.
Kaisha Atakhanova fought to keep nuclear waste out of Kazakhstan
Kaisha Atakhanova. Photo: Goldman Environmental Prize. The Republic of Kazakhstan bears the scars of its Soviet past. Intensive agriculture has drastically shrunk the inland Aral Sea, creating one of the world’s worst ecological disasters, while decades of nuclear testing have poisoned the landscape and its people. The country — which is dominated by vast stretches […]
Photo: Goldman Environmental Prize.
Grist thanks its sponsors. Become one.
The Republic of Kazakhstan bears the scars of its Soviet past. Intensive agriculture has drastically shrunk the inland Aral Sea, creating one of the world’s worst ecological disasters, while decades of nuclear testing have poisoned the landscape and its people. The country — which is dominated by vast stretches of steppe grassland, and underlain by rich oil and mineral deposits — currently harbors some 237 million tons of nuclear waste.
Kaisha Atakhanova, a biologist from Karaganda, Kazakhstan, has dedicated herself to repairing this damage. The founder of the Karaganda Ecological Center, or EcoCenter, Atakhanova recently helped defeat legislation that would have allowed even more nuclear waste to be commercially imported into the country. She and her allies argued that Kazakhstan’s mineral wealth made it unnecessary for the country to earn money from waste disposal, and pointed out that contamination would discourage international tourism.
EcoCenter’s broad and well-orchestrated campaign led the national parliament to drop the legislation in late 2003, and the victory has encouraged the growth of a grassroots environmental movement in Kazakhstan. Atakhanova, 47, continues to direct the EcoCenter, and has helped to develop a nationwide network of more than 100 activist groups.
How has the Soviet nuclear legacy affected the people of Kazakhstan?
Over 100 tests were done openly in Kazakhstan, and many more were done underground. Together, the radiation was more than 100 times that of the Hiroshima bomb. Many millions of people were affected by it. The nuclear testing site was closed by the president of Kazakhstan in 1990, but he was not able to stop the radiation. That will continue for years to come. And the worst effects were not with the first and second generations of people — the worst will come with the third, fourth, and fifth generations.
Grist thanks its sponsors. Become one.
What inspired you to found the EcoCenter?
I used to do a lot of scientific research [on the genetic effects of radiation exposure], but I realized that it was only useful for me, not for doing anything good for the people around me. I needed to make a change, to work with the people who had been exposed to radiation. EcoCenter has [operated] for 12 years, and many biologists and former students now work with me. Our purpose is to provide information to people so they can understand the conditions they are living in, and how to change them.
Atakhanova circulates a petition as part of her anti-nuclear efforts.
Photo: Will Parrinello.
Who have your strongest allies been?
It’s really hard to do the work we do by ourselves. There were a total of 15 organizations that started our campaign, and now there are 100 of us [in a network called EcoForum]. We’ve also gotten a lot of support from our Russian colleagues — from environmental groups in Russia — and from other international colleagues and donor organizations.
Tell me how you stopped legislation that would have allowed nuclear waste to be commercially imported into Kazakhstan.
It was a two-year-long campaign. We did not do a public protest on the street with banners. Instead, we had long conversations with scientists, with people in politics, and we did a “fax attack.” People put together letters and sent them to parliament by fax. A kids’ organization wrote letters to the president’s wife, and youth groups organized debates on the issue — everybody had a role, everybody, on their level, contributed to the campaign. So the government received a very well-thought-out campaign.
Sometimes it’s not very productive to yell and scream — we had a very strong argument, with very good background on the issue.
A local memorial pays tribute to victims of Soviet-era nuclear testing.
Photo: Will Parrinello.
What do you think convinced the government to listen to you?
They realized that we had a very strong backbone and a lot of expertise, and that there were a lot of people supporting us — that this was bigger than the territory of Kazakhstan.
How has this victory affected the environmental movement in Kazakhstan?
It was very important to have this victory, very important for the movement to realize that we could make this happen. Our experience was used by other organizations in their campaigns — environmental organizations fighting deforestation used our strategy. We even put together a brochure about our strategies. This campaign was also very important in getting the government to acknowledge us. We’ve become like partners for the government — now, they turn to us as experts.
What do you consider the most serious environmental problem facing the country today?
The majority of our problems are coming from our use of natural resources — gas, oil, uranium. A lot of problems are coming from the fact that we’re seen as a resource country, that people are taking resources from the land without thinking of the environmental impacts. When we have economic, political, and environmental issues involved, the political and economic issues usually swing over the environmental issues. We hope the environment will become a bigger part of our decision-making process.
What do you hope Kazakhstan looks like in 20 years?
I hope that in 20 years, there will be a stable government with stable politics, and a clear policy on environmental impacts. I hope we will have a sustainable and truly democratic state.
Support solutions-based climate news
The only newsroom focused on exploring solutions at the intersection of climate and justice. Our in-depth approach to solutions-based journalism takes time and proactive planning, which is why Grist depends on reader support. Your gifts keep our unbiased, nonprofit news site free. Donate today, and all gifts will be TRIPLED but only for a limited time.
The only newsroom focused on exploring solutions at the intersection of climate and justice. Your support keeps our unbiased, nonprofit news free. Donate today, and all gifts will be TRIPLED but only for a limited time.
Кайша АТАХАНОВА: «Государство должно видеть в НПО партнера, а не оппонента»
Директор региональных программ Ассоциации развития гражданского общества «АРГО» Кайша Атаханова в своем интервью журналу «Антикоррупционная политика» рассказала о состоянии и темпах развития гражданского общества, о плюсах и минусах обновленного отечественного законодательства для развития неправительственного сектора, о необходимости международного сотрудничества НПО. Кайша Якубовна уверена, что новое поколение НПО способно стать сильным, инновационным и прогрессивным общественным сектором страны.
Мы публикуем вторую часть интервью. Первую часть читайте здесь
Кайша Атаханова, биолог по образованию, лауреат Международной Экологической премии Голдмана (2005г.), имеет 20-летний опыт работы в области охраны окружающей среды, и развития неправительственных организаций в Казахстане, в том числе 14-летний опыт в разработке и реализации проектов и программ в странах Центральной Азии.
– Как Вам видится, готовы ли сегодня отечественные НПО в части своих кадровых, финансовых, институциональных возможностей эффективно реализовывать переданные им госфункции?
– Да, сегодня часть государственных функций передана в гражданский сектор. И он должен предоставлять эти услуги на качественном уровне. В таком случае, повторюсь, актуализируется вопрос о профессионализации неправительственных организаций. И государство должно подумать над вопросом обучения НПО.
Два года назад «АРГО» проводила исследование с целью выявить, какой вклад НПО вносит в социально-экономическое развитие государства. По мнению экспертов, он огромен. Только надо вкладывать в этот сектор. Не стоит забывать о том, что это еще и рабочие места, и снятие социального напряжения, и более профессиональная и заинтересованная работа в социальном секторе. Только нужно видеть в НПО партнера, а не оппонента.
– Если говорить о партнерстве, как Вы оцениваете в этом смысле общественные советы?
– Я участвовала в разработке и написании Методического пособия по общественным советам (ОС) в рамках проекта Европейского Союза «Региональное развитие Казахстана», осуществленного при поддержке Министерства культуры и спорта РК. Пособие подготовлено в связи с необходимостью повышения потенциала членов общественных советов, дальнейшего системного выстраивания работы по организации общественного контроля.
На мой взгляд, общественные советы пока проходят инкубационный период. К слову, одним из лотов, объявленных Министерством культуры и спорта РК, было создание ресурсных центров по поддержке ОС. Я считаю, что это верное решение. Закон был принят в сжатые сроки, ОС создали достаточно быстро. И, проводя семинары в регионах, я убедилась в том, что пока у общественных советов больше вопросов, чем ответов. Для того чтобы общественный совет хорошо работал на принципах прозрачности, открытости и независимости, он должен быть самодостаточным, располагать сильной экспертной базой, хорошими ресурсами. Скажу, не так много НПО вошло в состав ОС.
У каждого совета должны быть своя концепция, свой подход. Потом, многие ОС стремятся каждый пункт закона непременно реализовать здесь и сейчас. Но это невозможно. Закон определяет рамки, указывает, как делать, а уже каждый общественный совет должен рассчитывать на свои ресурсы, свой потенциал. Начинать с малых шагов, но правильных. Не допустить декларативности, формального подхода в работе.
Сегодня роль и функции общественных советов на уровне сел, аульных округов выполняют собрания местных сообществ. У института местного самоуправления в нашей республике большие перспективы. Профильный закон замечательный, но тяжело идет на практике. Казахстан активно изучает опыт других государств, пытаясь имплементировать прогрессивные нормы во внутреннее законодательство. Но одно понятно, сельские администрации сегодня нуждаются в повышении потенциала. Ведь, как известно, с 2018 года в стране начнет работать четвертый уровень бюджетной системы на уровне городов районного значения, сел, поселков, сельского округа. В законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Казахстана по вопросам развития местного самоуправления» предусмотрено, что местным бюджетом акимы соответствующих административно-территориальных единиц будут распоряжаться не единолично, а под контролем и по решению местного сообщества. Следовательно, потенциал общественности, гражданской инициативы возрастет в разы. Но как это будет работать на практике, покажет время.
– В рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов» взят курс на открытость, прозрачность и подотчетность. Мне видится, что эта проблема актуальна для казахстанских НПО, поскольку лишь единицы из них реально подотчетны перед обществом. Не могли бы Вы поделиться своим мнением по этому поводу…
– Есть система отчетности Министерства культуры и спорта по всем отечественным НПО: некоммерческие организации публикуют статьи, материалы о своей деятельности на своих сайтах. Всё это на добровольных началах. Некоторые организации публикуют ежегодные отчеты (но это дорого), другие, зачастую местные, реализовавшие проект самостоятельно, без поддержки, освещают свою работу через СМИ. Плюс в рамках Закона «О платежах и платежных системах» также предполагается сдача отчетности. То есть на сегодняшний день отчетов так много, что НПО и работать некогда. Я думаю, все эти процессы должны быть простыми, удобными — цифры для статистики, и лучше всего виртуальными.
Кроме того, надо учитывать тот факт, что общественный сектор – добровольный сектор. Это гражданская инициатива. Это группа единомышленников, желающих реализовать собственную идею. И перед кем они должны отчитываться? Разве что друг перед другом и своей целевой группой. К тому же многие НПО работают только за счет собственных вложений, как волонтеры.
– Не так давно Общественный фонд «Transparency Kazakhstan» презентовал исследование «Прозрачность международных организаций, работающих в Казахстане». Опрошенные представители международных организаций отмечают тот факт, что среди гражданских организаций Казахстана сформировался так называемый пул «организаций gate-keepers», которые перекрывают доступ молодым/новым организациям к финансированию от различных источников как государственных, так и частных международных. Согласны ли Вы с этим утверждением?
– Я не знакома с этим исследованием. Но из опыта «АРГО», которая вовлекает в свои программы молодые организации, могу сказать, когда мы объявляем грантовую программу (мы работаем по международным стандартам), то заостряем внимание на концепции, формулировании и объявлении каждого грантового конкурса: цели, задачи, приоритеты, направления, критерии, грантовый комитет и так далее. Понятно, что заявка от опытной НПО, которая знакома с нюансами ее составления, будет конкурентоспособнее, чем заявка от молодой общественной организации. Если мы хотим поддержать молодые НПО, то объявляем конкурс специально для них, в таком случае требования к написанию заявки будут проще и сумма финансирования меньше, поскольку, прежде чем управлять большими деньгами, нужно научиться управлять малыми.
Что касается перекрытия доступа к финансированию, то мне непонятно, как это возможно. Поскольку конкурс — это открытый, прозрачный процесс. Конкурентоспособность? Да, это сложно. Программы нужно дифференцировать для каждой группы НПО (молодые, новые, опытные).
А для того чтобы расширить доступ к финансированию молодым и новым организациям, их надо обучать, создавать для них специальные программы, наращивать их потенциал.
Доклад Кайши Атахановой (Ms. Atakhanova)
Кайша Атаханова, со-координатор антиядерной кампании Экофорума, национальной сети общественных объединений Казахстана, на международном правовом семинаре «Mодернизация атомных регионов: изменение правовых норм для решения экологических проблем», прошедшем 24-25 октября 2011 года в Челябинске.
Кайша Атаханова, 1957
Биолог по образованию, Кайша начинала свою деятельность с научных исследований генетических последствий облучения человека, затем занялась активной общественной деятельностью, организовав Карагандинский экологический центр, который развивал основанные на демократических принципах отношения между властью и обществом по защите экологических ценностей.
Более 20 лет работает в области защиты окружающей среды, в том числе – 15 лет занимается вовлечением общественности к формированию экологической политики в Центральной Азии.
Кайша – признанный лидер общенациональной кампании против ввоза радиоактивных отходов в Казахстан и со-координатор Антиядерной кампании Экофорума, национальной сети общественных объединений Казахстана.
Кайша Атаханова координирует деятельность рабочей группы Экофорума по возобновляемой энергетике и является со- председателем группы Экология – здоровье, и добывающая индустрия в Европейском Экофоруме, проводя принципы международной эдвокаси «Зеленые механизмы в добывающих отраслях» для развития и применения их на уровне локальных сообществ и потребителей.
Кайша – Лауреат Экологической премии Голдмана, 2005.
Ms. Atakhanova, 1957
A biologist specializing in the genetic effects of nuclear radiation, Kaisha Atakhanova founded Karaganda Ecological Center (known as EcoCenter), which promotes grassroots democracy-building and environmental protection within government and civil society. She has over 20 years of experience in protection of the environment, including 15 years of experience in development and implementation of environmental public policy in Central Asia.
Ms. Atakhanova is well known as the leader of the national campaign against the import of nuclear waste in Kazakhstan and co-coordinator of the Antinuclear campaign of the Ecoforum of NGO Kazakhstan. Kaisha Atakhanova coordinated of the EcoForum’s Renewable Energy Work Group and Co-chair of the European Ecoforum’s Environmental &Healh\Mining Group for developing and implementation of the household and community level project, international advocate the Green Mechanisms in Mining.
Kaisha is the Goldman Environmental Award Recipient, 2005.