Казачество в россии сегодня что это
Российское Казачество
Действующие казачьи войска
Волжское войсковое казачье общество
Сибирское войсковое казачье общество
Забайкальское войсковое казачье общество
Терское войсковое казачье общество
Уссурийское войсковое казачье общество
Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское»
Енисейское войсковое казачье общество
Оренбургское войсковое казачье общество
Кубанское войсковое казачье общество
Иркутское войсковое казачье общество
Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско»
Расформированные казачьи войска
Азовское казачье войско
Астраханское казачье войско
Бугское казачье войско
Екатеринославское казачье войско
Запорожское казачье войско
Кавказское линейное войско
Калмыцкое казачье войско
Семиреченское казачье войско
Исетское казачье войско
Сибирское линейное казачье войско
Уральское казачье войско
Черноморское казачье войско
Мещерское казачье войско
Ставропольское калмыцкое казачье войско
Греко-албанское казачье войско
Крымско-татарское казачье войско
18 января 2020 года казаки Крыма и Севастополя объединились в единое Черноморское казачье войско. Его численность составила 5 тысяч человек. Объединение казачеств поддержали главы двух регионов, расположенных на полуострове, а также помогли в формировании Крымского казачьего кадетского корпуса. Атаманом Черноморского казачьего войска избран Антон Сироткин.
11 февраля 2019 года Помощник президента Российской Федерации Анатолий Серышев назначен председателем Совета при президенте РФ по делам казачества. Исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов исключен из состава Совета по делам казачества.
16 июля 1992 года в развитие закона «О реабилитации репрессированных народов» был принят ряд законодательных актов, среди которых постановление Верховного Суда РФ «О реабилитации казачества». В соответствии с законом репрессированными признавались народы, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и насилия, сопровождавшаяся их переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраивание национально-территориальных границ.
26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов». Документ признавал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, и на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.
28 июня 1990 года в Москве собрался Учредительный Большой Круг Союза казаков, на котором участвовало 263 делегата, со всей территории Советского Союза. Круг принял Устав организации. Атаманом союза был избран донской казак, полковник, доктор экономических наук, Мартынов Александр Гаврилович. Кроме того, были выбраны Совет Атаманов и Правление Союза казаков.
14 октября 1945 года в Ростове-на-Дону состоялась торжественная встреча трудящихся области и парад частей гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса по случаю возвращения земляков-победителей на Родину. За героизм, проявленные в боях с гитлеровскими захватчиками, 31758 солдат и офицеров корпуса были награждены орденами и медалями, одиннадцати присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
13 февраля 1945 года Приказом Верховного Главнокомандующего за проявленное мужество Донскому казачьему кавалерийскому корпусу объявлена благодарность и присвоено почетное наименование «Будапештский». Корпус, под командованием Горшкова Сергея Ильича принял участие в разгроме попавшей в окружение группировки противника в Будапеште. В ходе боев было уничтожено 50 тысяч и взято в плен около 130 тысяч немецких и венгерских солдат и офицеров.
8 сентября 1943 года казачий корпус, в ожесточенных схватках прорвал оборону противника на реке Кальмиусе и освободив Васильевку, Марьино, вступил в бой за Волноваху. Впервые в сражениях принял участие 71-й танковый полк, укомплектованный машинами танковой колонны «Донской казак», построенной на средства трудящихся Ростовской области. Казаки-гвардейцы с помощью танкистов уничтожили свыше 400 гитлеровцев, две артиллерийские и одну минометную батареи, подбили несколько танков и самоходных установок.
30 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за отвагу и героизм 11-я и 12-я гвардейские Донские казачьи кавалерийские дивизии награждены орденом Красного Знамени.
22 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 25-й гвардейский казачий кавалерийский полк награжден орденом Красного Знамени.
20 ноября 1942 года образован 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус из 11-й и 12-й гвардейских Донских казачьих, а также 63-й кавалерийской дивизии. Командиром корпуса был назначен генерал-майор Селиванов Алексей Гордеевич. Четвертый гвардейский корпус стал именоваться Кубанским, в его состав вошла 30-я Краснознаменная кавалерийская дивизия.
27 августа 1942 года за проявленную доблесть 17-й корпус был преобразован в 4-й Кубанский гвардейский казачий кавалерийский корпус, 12-я и 13-я дивизии стали 9-й и 10-й гвардейскими Кубанскими казачьими. Приказом народного комиссара обороны СССР за проявленную отвагу в боях за Родину с немецкими захватчиками, стойкость, мужество, дисциплину и героизм личного состава Донским казачьим кавалерийским дивизиям присвоено звание гвардейских.
24 марта 1942 года распоряжением Верховного Главнокомандующего 15-я и 116-я Донские казачьи кавалерийские дивизии включаются в состав 17-го казачьего кавалерийского корпуса, в состав которого также вошли еще две Кубанские казачьи кавалерийские дивизии.
23 февраля 1942 года Приказом народного комиссара обороны СССР казачьи добровольческие кавалерийские дивизии зачисляются в кадровый состав Красной Армии под наименованием 15-я и 116-я Донские казачьи кавалерийские дивизии. Личный состав принял военную присягу.
8 июля 1941 года Сталинградским, а затем Ростовским областными комитетами ВКП(б) принято решение об организации народного ополчения из лиц, не подлежащих призыву, и образовании донских казачьих добровольческих кавалерийских дивизий.
17 апреля 1875 года принят Устав воинской повинности Донского казачьего войска, в котором закреплялся порядок службы казаков. Согласно уставу, все войсковое казачье население было обязано поголовно поступать на военную службу, за исключением священников и православных псаломщиков, окончивших духовные академии, семинарии и училища, а также сельских учителей. Денежный выкуп и замена охотниками не допускаются. Казаки отбывают службу с собственным снаряжением и на своих лошадях. С этого времени в официальных документах юридически закрепляется термин «казачьи войска».
14 декабря 1855 года Губернатором Забайкалья и наказным атаманом Забайкальского казачьего войска назначен полковник Михаил Семенович Корсаков. Этот пост он занимал пять лет, сделав чрезвычайно много для заселения обширного и почти безлюдного края. Свою резиденцию Корсаков обосновал в Чите, которая только стала преобразовываться в город из простого острога.
23 октября 1851 года вступил в должность первый губернатор Забайкальской области генерал-майор Павел Иванович Запольский. Он же стал первым наказным атаманом Забайкальского казачьего войска.
17 марта 1851 года Указом императора Николая I образовано Забайкальское казачье войско. В его состав вошли 1-й, 2-й, 3-й русские полки, 4-й тунгусский полк, а также 5-й и 6-й бурятские полки.
16 февраля 1724 года принято постановление Сената о переселении одной тысячи семей донских казаков к гребенцам на Терек и к казакам на реке Аграхань. Переселение состоялось летом того же года, уезжающим казакам разрешалось взять с собой вещи и скот. Для сопровождения семьям выделили провожатый и определили денежное жалованье по 4 рубля на семью.
3 января 1570 года Официально основано Донское Казачество. Поводом для образования Донских Казачьих Станиц-Застав стало признание их доблести, военных заслуг, нужда в их службе Русскому государству, и наделения Казачества грамотой Ивана Грозного. С 1570 года началось активное формирование Казачьего войска и обустройство Станиц-Застав.
Казачество в современной России. Справка
26 мая 2010 года в Омске открывается заседание совета при президенте РФ по делам казачества.
С конца 80-х гг. прошлого столетия в Российской Федерации началось возрождение традиций, культуры и быта казаков, появились казачьи организации.
С начала 1990‑х гг. российское правительство стало принимать меры по воссозданию казачьего самоуправления. Начиная с 1991 г. в отношении российского казачества было принято около 60 законодательных и нормативно-правовых актов.
16 июля 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление «О реабилитации казачества», в преамбуле которого говорится: «Исходя из требований Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет: «Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 г., в части, касающейся применения к нему репрессивных мер».
Постановление признавало за казачеством права на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека; установление общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах; возрождение традиционных для казачества форм землевладения, землепользования и распоряжения землей, несения воинской службы в частях Вооруженных сил и пограничных войск Российской Федерации; восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей; создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других, их регистрацию и деятельность.
При этом отмечалось, что положения данного постановления не должны ущемлять права каких-либо других групп населения и отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.
В 1994 г. был создан Совет по делам казачества при президенте Российской Федерации (упразднен в 1997 г., в 2009 г. воссоздан). Совет по делам казачества является совещательным и консультативным органом при президенте Российской Федерации, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества.
В состав Совета могут входить представители администрации президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, казачьих обществ, общественных объединений казачества, иных общественных объединений, научных организаций.
В составе Совета создано 10 профильных комиссий и семь окружных, а также экспертно-консультативная комиссия и рабочая группа по геральдическим вопросам.
В 1995 г. были разработаны правовые основы государственной службы казачества, а уже в 1996 г. первое казачье войско – Волжское – приняло на себя обязательства по несению государственной службы.
Виды службы, к которой привлекаются члены казачьих обществ, и порядок привлечения их к службе определены федеральным законом Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. «О государственной службе российского казачества», в соответствии с которым российское казачество проходит военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах в соответствии с федеральным законодательством. Для прохождения военной службы российское казачество направляется, как правило, в соединения и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренние войска министерства внутренних дел Российской Федерации, в пограничные органы.
Российское казачество в установленном порядке: 1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе; 2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях; 3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом; 4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3 июля 2008 г. президентом РФ была принята концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, в которой говорится, что целями государственной политики Российской Федерации в отношении казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи.
Глава государства подписал указы «Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ», «Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ РФ», «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ», «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ».
Сегодня российское казачество – это граждане Российской Федерации, относящие себя к казакам (прямые потомки казаков, а также граждане, изъявившие желание быть членами казачьих обществ). Казачьи общества и общественные объединения российского казачества созданы на территории более 70 субъектов Российской Федерации.
Районы компактного проживания казаков существуют и сегодня на территориях республики Северная Осетия – Алания, Краснодарского, Ставропольского, Хабаровского краев, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Омской, Самарской, Челябинской областей, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и ряде других регионов России.
В России 10 реестровых войсковых казачьих обществ (казачьих войск): Всевеликое войско Донское, Кубанское, Терское, Волжское, Оренбургское, Сибирское, Енисейское, Иркутское, Забайкальское, Уссурийское. Самыми крупными из них являются Всевеликое войско Донское (старейшее в России), Кубанское казачье войско, Сибирское казачье войско.
Скоро появится 11-е войско – Центральное, сейчас оно существует де-факто и проходит регистрацию в Минюсте.
В России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников.
Кроме того, в стране существуют 150 военно-патриотических и военно-спортивных клубов и более 500 казачьих фольклорных ансамблей. Ежегодно в масштабе страны проводятся мероприятия, связанные с военно-патриотическим воспитанием казачьей молодежи.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Кто такие казаки, каковы их права и полномочия?
Многие люди задают вопрос – кто такие казаки и по какому праву они участвуют в разгоне митингов и патрулировании улиц? Рассмотрим основные правовые нормы, регулирующие деятельность так называемых казаков, рассмотрим, какие права и обязанности есть у казаков при исполнении ими своих должностных функций, и как грамотно дать отпор в случае нарушения ваших прав.
Чтобы понять абсурдность нынешнего казачества, стоит вспомнить историю. Термин «казаки» был принят на Руси для обозначения самостоятельного и самоуправляемого вооруженного населения на различных территориях. Самая крупная группа казаков образовалась в бассейне реки Дон. Это была группа свободных и независимых людей, не подчинившихся контролю русских князей, несмотря на то что крепостное право было обычным явлением.
История казачества
К началу XIX века казаки выделились в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы, участвовали во множествах войн и даже служили в личном конвое царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от уплаты налогов и так далее.
Многовековая казачья служба Российской империи закончилась революцией 1917 года и отречения императора Николая II. После революции казаки разделились: часть, как и раньше, осталась верна царю и Отечеству, а другая часть поддержала советскую власть. Но та самая советская власть, несмотря на поддержку большого количества казаков, всё же стало прибегать к политике расказачивания.
За время существования советской власти казачество было практически истреблено как сословие, остались только идейные люди, которые помнят и чтят традиции своих предков.
В начале 90-х годов началось возрождение казачества, но новое казачество приняло совершенно иные формы и смысл. Во-первых, далеко не все люди, являющиеся по происхождению казаками, приняли участие в возрождении казачества и, наоборот, люди, решившие возрождать казачьи традиции, никакого отношения к историческому казачеству не имели.
В 90-х годах у казачества не было абсолютно никакого правового обоснования, это были кружки по интересам. Ряженые казаки не имели никаких прав и полномочий, но с большим рвением цепляли себе погоны полковников и генералов, присваивали себе кучу орденов, которые сами придумывали и сами изготавливали.
Современное казачество
Чтобы хоть как-то урегулировать данный вопрос, в 1995 году был создан Государственный реестр казачьих обществ. Данный реестр им также не давал никаких полномочий, но их хотя бы посчитали и официально признали их существование.
В 2005 году российская власть обеспечила принятие федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». В законе содержится понятие о Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, как информационном ресурсе, содержащем сведения о казачьих обществах.
Законом предусмотрено, что российское казачество оказывает содействие государству в выполнении целого ряда функций, среди которых перечисляются содействие в воинском учете, военно-патриотической подготовке призывников, участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в охране общественного порядка, охране государственной границы Российской Федерации и обеспечении экологической и пожарной безопасности.
Таким образом, законодательство допускает возможность участия казаков в выполнении целого ряда функций органов государственной власти. По сути своей любое казачье общество – это некоммерческая организация с довольно сложным правовым статусом. У них, вроде как, и есть какие-то цели и полномочия, но все они выражены в оказании содействия государству, то есть сами они никаких действий предпринимать не вправе.
Сейчас казаки привлекаются к государственной службе довольно часто. Отдельные казачьи формирования активно участвуют в подавлении выступлений оппозиции. Естественно, что такая деятельность казаков осуществляется ими исключительно при поддержке государства, но здесь руководство страны допустило определенную ошибку.
Участие казаков в охране и разгоне политических мероприятий вызывает множество вопросов. Например, в 2018 году доблестные московские казаки, что само по себе абсурд, разгоняли людей, пришедших на митинг, с помощью кулаков, дубинок и нагаек, причём, по словам очевидцев, агрессия казаков была гораздо сильнее, чем сотрудников полиции и Росгвардии.
Согласно тексту федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», деятельность казачества также может финансироваться за счет государственного бюджета. Деятельность казаков в разных регионах определяется разными соглашения между казаками и муниципалитетам.
Например, на территории Краснодарского края деятельность кубанского войскового казачьего общества регулируется законом Краснодарского края № 539 от 5 ноября 2002 года. Несмотря на то что во многих регионах казачьи дружины привлекаются к охране общественного порядка и патрулированию улиц, никаких полномочий на задержание нарушителей или проверку документов у казаков нет.
Максимум, что они могут сделать, – это сообщить в полицию о нарушении. Если же казаки патрулируют улицы вместе с сотрудниками полиции, то в этом случае они являются исключительно руками сотрудника полиции и выполняют функции «принеси-подай».
В данный момент всё так, но инициативные казаки сейчас пытаются всеми возможными путями увеличить количество своих полномочий. Например, в начале 2020 года атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда вошел в состав рабочей группы по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации и не просто присутствовал при разработке поправок, а предложил создать в регионах казачью милицию. Мотивировал он это предложение тем, что главная опора правоохранительных органов сейчас это казаки, которым небезразлична судьба своего города, хутора и станицы. К его большому сожалению, пока данное предложение поддержки не нашло, но ходят слухи о проведении подобного эксперимента на территории Краснодарского края.
В настоящее время, по имеющимся сведениям, общая численность казачьих обществ составляет более 700 000 человек. Президент неоднократно говорил о том, что он очень доволен деятельностью казаков и считает, что зачастую казаки выполняют функцию охраны общественного порядка гораздо лучше полиции.
Отсюда у меня возникает вопрос к вам: считаете ли вы необходимым создание казачьей милиции и считаете ли вы необходимым государственное содержание и развитие казачества в Российской Федерации?
Казаки сегодня
После Октябрьской революции и гражданской войны казачество как военно-служилое сословие перестало существовать. Позиция большевиков в казачьем вопросе с самого начала была ориентирована на ликвидацию этого войскового сословия, в лице которого новая власть видела серьёзного противника. Однако уцелела казачья культура, а в 1936 году, в преддверии мировой войны, решено было сформировать в казачьих областях кавалерийские казачьи части и соединения. В суровые годы Великой Отечественной войны Сталин был вынужден вспомнить о казаках, их бесстрашии, любви к Родине и умении воевать. В Красной Армии были возрождены казачьи кавалерийские и пластунские части и соединения, которые совершили героический путь от Волги и Кавказа до Берлина и Праги, заслужили множество боевых наград и званий Героев. По общему признанию, кавалерийские корпуса и конно-механизированные группы отлично показали себя в ходе войны с германским фашизмом, но уже 24 июня 1945 года, сразу после парада Победы, И.В. Сталин приказал маршалу С.М. Будённому приступить к расформированию кавалерийских соединений, т.к. кавалерия как род Вооруженных сил упразднялась. Главной причиной этого Верховный назвал острую необходимость народного хозяйства в тягловой силе, что, несомненно, было правдой. Несмотря на заслуги, после войны казачьи соединения были расформированы. Казачеству было предложено доживать свой век в виде фольклорных ансамблей (со строго определенной тематикой), да в фильмах типа «Кубанских казаков». Опять сбылась старинная казачья пословица: «Как война, так братцы, как мир, так сукины дети».
Рис. 1. Казачья судьба
Тем не менее, кровь и генетическая память военно-рыцарского сословия (русских кшатриев), потомственных и профессиональных военных давала о себе знать. По социологическим исследованиям Главного политического управления Советской Армии в начале 80-х годов, не менее половины кадрового офицерского состава Советской Армии составляли потомки казаков. Новое возрождение казачества началось в 80-90 годы прошлого века, в основном, руками и головами отставных советских офицеров, потомков казаков.
Рис. 2. Генетическая память
Во все времена существования казачества, объективно и независимо от законодательства и воли правителей, шёл процесс складывания на казачьих землях особых сообществ, отличающихся от других стереотипом поведения, выработавших свою самобытную культуру, особенности языка. И что особенно важно, эти казачьи сообщества видели и осознавали эти отличия, у них складывалось осознание себя отдельным, отличным от других народом. Процесс обрусения этого народа занял несколько веков, этот процесс проходил с разной скоростью, часто был прерывист, в некоторых местах отличия между казаками и иногородними совершенно размылись. Особенно успешно «потрудилась» в вопросах расказачивания советская власть. Несмотря на это, во многих местах сохранились как субэтносы (зачатки нации) донские казаки, кубанские казаки (хотя у них чётко прослеживается различие между украиноязычными «черноморцами» и русскоязычными «линейцами»), терские казаки, уральские казаки. Ни один народ не появляется сразу неизвестно откуда и не существует вечно. Всегда и повсеместно идёт незримый процесс создания и развития новых народов (этносов и суперэтносов), которые вбирают в себя и состоят из малых народов (субэтносов). Отличающиеся по ряду признаков субэтносы, каковыми являются донские казаки, кубанские казаки, терские казаки и др., пытаются объединиться в единый субэтнос казаков — неотъемлемую часть великого русского народа (суперэтнос русов). Процесс этот извилист, прерывист и далёк от завершения, но его нельзя игнорировать.
Возрождающейся России, конечно же, нужны её наиболее боеспособные и дисциплинированные сыновья. На наших глазах в очередной раз меняется характер войн. Армии становятся относительно немногочисленными и профессиональными. Наряду с традиционными появились так называемые гибридные войны, представляющие из себя слаженную комбинацию обычной, партизанской и гражданской войн, а также мятежа и терроризма. Гибридная война является разновидностью асимметричной войны и ведётся на трёх основных полях боя:
— на фронте и среди населения конфликтной зоны;
— среди тылового населения;
— среди международного сообщества.
Собственно, так чаще всего и было в прошлом. Новое — это хорошо забытое старое. Массовыми войны стали лишь в ХIХ-ХХ веках. Они породили тотальные мобилизации и массовые армии, обширные ТВД, с сопутствующим всему этому не только массовым самопожертвованием и героизмом, но и массовым предательством, трусостью, паникёрством, дезертирством и т.п. Реальность бытия состоит в том, что далеко не каждый лекарь, пекарь, токарь, пахарь, животновод и даже солдат способен стать воином. Ещё Суворов говорил: «Солдат — это профессия, боец — это призвание, а воин — это состояние души». Многое уже говорит о том, что сейчас война вновь становится уделом избранных, рыцарским делом, а воин штучным изделием. Так, ещё в древние времена в каждом племени, если оно хотело выжить, были для военных целей специальные бойцы и полевые командиры, способные толпу родоплеменных ополченцев организовать, воодушевить, построить в боевые порядки и превратить в боеспособное войско. У разных народов эти военные защитники родов назывались по-разному: у тюрков беки (беи, беги), у русских бояре (производное от слова бой). Казаки (кайсаки) появились также с незапамятных времён и составляли отряды профессиональных воинов береговой пограничной стражи и судовой рати на службе у степных каганов, а позднее на службе у русских князей и царей. Безопасность границ нашего обширного Отечества и укрепление обороноспособности пограничных районов — также важнейшие проблемы современности. И сами казаки, чья малая родина либо граничит с «горячими точками», либо сама стала «горячей точкой», ясно видят и осознают свое единство со всей Россией и только в укреплении России видят выход из напряжённой обстановки на местах. Так было всегда. Именно с границ России всегда начиналась как оборона, так и расширение (экспансия) русского мира. Поэтому великий русский гений Л.Н. Толстой говорил: «Вся русская история создана казаками», или вот так: «Российская империя создана усилиями двух сословий, дворян и казаков, остальные при сём поприсутствовали, в лучшем случае не мешали…» Несмотря на некоторое преувеличение, это недалеко от истины.
Рис. 3. Великая Русская казачья стена
Начавшееся возрождение казачества не прошло мимо внимания государства. История взаимоотношения российского государства и казачества не была гладкой и бесконфликтной. Активное участие казаков в Смуте (которая закончилась тем, что казаки изгнали интервентов и приняли деятельное участие в установлении новой династии), восстания Разина, Пугачёва, Булавина — все это показывает, что казачья вольница шла на службу России тернистым и сложным путём. Об этом более подробно описано во многих статьях этой серии. (Для тех, кто ещё не в курсе: чтобы открыть любую из статей серии, нужно опуститься в конец статьи до раздела «Статьи из этой серии», навести указатель мыши на нужную статью и один раз кликнуть левой кнопкой. Даже «сим-сим» говорить не надо, статья сама откроется.)
Всем известно, что подавляющая часть казаков не восприняла советскую власть в лице большевиков, и в кровопролитной борьбе казачество понесло огромные, непоправимые и невосполнимые потери. Казачьи войска были ликвидированы, цвет казачества погиб, десятки тысяч ушли в эмиграцию, сотни тысяч рассеялись по всей стране и живут в диаспоре. Но непреложным законом является и то, что в трудные для Родины часы казаки забывали былые трения и конфликты и шли защищать Россию. Как бы больно и несправедливо ни наказывала мать ребенка, но она — мать. И казаки беззаветно любят свою Родину. В единстве Родины — залог процветания её народа. Казаки, верные сыны России, несут и готовы впредь нести службу по охране её рубежей и интересов. Другое дело, умеет ли государство использовать этот потенциал? В прежние времена умело. А сейчас — вопрос.
Рис. 7. Казачки Новороссии на блокпосту
Казаками в настоящее время считают себя около 7 млн. человек в России и ближнем зарубежье. Более того, согласно переписи населения 2002 года, 140028 жителей России вписали в графу «национальность» — «казак». В 1980-х и 1990-х годах прошлого века было воссоздано и создано вновь около двух десятков казачьих войск, объединённых в Союз казаков России (кроме Донского казачьего войска). Участники Совета атаманов приняли здравое решение: считать гражданскую войну оконченной, прекратить раскалывающие казачество споры о «белых» и «красных» казаках, коммунистах и монархистах, отмежеваться от политических страстей в движении за возрождение казачества. Но на деле этого не произошло, как и в целом по стране. Комментарии в «ВО» на эту серию статей воочию это демонстрируют. Особенно, как и прежде, бесчинствуют в выражениях, оценках и суждениях наследники и последователи комбедов и троцкистов. Профессор МГУ Р. Самарин выразил это положение в таких стихах:
Ты, выкорчеванное начисто,
ты, изведённое под корень,
былое русское казачество —
незаживающее горе.
И память о тебе всезнайками
заплёвана почти по брови —
корят казачьими нагайками,
не помня о казачьей крови.
В апреле 1991 года был принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в котором говорится и о казачестве.
Дополнительно приняты указы президента Российской Федерации:
— от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества»;
— от 15 марта 1993 г. № 341 «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества»;
— постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 г. № 3321-1 «О реабилитации казачества».
В правительстве России с 1994 года функционирует Управление президента по вопросам казачества.
В 1995—1996 приняты указы президента РФ:
— «О Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации»;
— «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»;
— «Об экономических льготах казакам».
20 января 1996 указом президента РФ создано Главное управление казачьих войск при президенте РФ. Начался процесс перехода российского казачества на государственную службу.
Эти указы разъяснили многие моменты и противоречия, сложившиеся на то время в казачьих обществах. Со временем количество законодательных актов увеличивается. Вот наиболее свежие и значимые:
— Концепция государственной политики в отношении российского казачества, указ президента Российской Федерации от 02 июля 2008 г.
№ Пр-1355;
— закон Российской Федерации от 05 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;
— закон Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— постановление правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ;
— четыре указа президента Российской Федерации от 09 февраля 2010 г.
№ 168, 169, 170, 171:
1) «Об утверждении гербов и знамён войсковых казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»;
2) «О чинах членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»;
3) «Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»;
4) «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».
— принята и утверждёна президентом Российской Федерации «Стратегия развития российского казачества до 2020 года».
В рамках действующего законодательства мы видим попытку казаков на местах организоваться в реестровые казачьи общества (хуторские, станичные, городские, отдельские, войсковые) с огромной надеждой получить государственную и иную службу с достойным жалованьем и различными льготами. Но мало кто сумел привести уставные документы в полное соответствие с законодательством. То один хутор, то другая станица до конца не дорабатывают, а в целом многие отделы не сформированы.
Хорошо видны также ростки общественной (внереестровой) казачьей деятельности, не всегда организованной и планомерной, но очень разнообразной (военно-патриотической, военно-спортивной, фольклорной, исторической, музейной и т.д.) и очень сильной. В отличие от реестровых, казаки общественных казачьих организаций не изъявляют согласия принять на себя обязательства по несению государственной и иной службы, оговоренной соответствующими федеральными и областными законами. Причин этому много (возраст, занятость, работа, состояние здоровья и др.), но одной из главных причин является та, которая имеет место последние 20 лет — это ложное представление об основах казачьей демократии и стойкое нежелание подчиняться. Буза и буйство, характерные для многих казачьих обществ в 1990-е годы, присутствует до сих пор почти повсеместно. Не случайно в некоторых регионах войсковых и отдельских атаманов набирается по полдюжины и более.
Согласно действующему законодательству, одежда казаков реестровых и общественных казачьих структур должна существенным образом различаться. Поскольку казаки-общественники находятся вне государственной службы, они не имеют права носить кокарды, погоны, нарукавные эмблемы, шевроны. Основная задача общественников — сохранение казачьей культуры. В этом деле реестровые казаки и общественники могут и должны сотрудничать.
Позиция «неказачьего народа» по отношению к казачеству неоднородна и неоднозначна. Позиция наследников комбедов и троцкистов-ленинцев давно и хорошо известна и в комментариях не нуждается. Здравомыслящее население пока наблюдает, смотрит, как ведут себя казаки. Но, к сожалению, мало примеров, как правильно жить по-казачьи. Можно сказать по-другому: не заражает пример так жить. По крайней мере, никто и нигде не видит огромную очередь, чтобы люди, сшибая косяки в дверях, бежали записаться в казачьи общества.
Позиция исполнительных органов государственной власти чётко выработалась за последние 20 лет, а именно: работать и взаимодействовать только с организованными казачьими обществами в рамках действующего законодательства.
Рис. 11. Казаки XXI века
Но, несмотря на все вышеперечисленные сложности, военная история казачества не окончена, она лишь замерла в ожидании, ибо историю движет не только умопомрачение или умопросветление отдельных вождей, народов или государств, но прежде всего объективная историческая необходимость. История развивается по спирали, и эта необходимость неизбежно придёт, и казачество, как уникальное военно-историческое явление, без сомнения будет вновь востребовано на новом, каком-то ином, более высоком уровне. Историю, как и природу, не обмануть.
Регулярно, раз в 100-150 лет на Русь случаются грандиозные вражеские нашествия. Заканчиваются для агрессора они, как правило, очень плачевно, точнее катастрофически. Миллионы галлов, арийцев и их сателлитов своей биомассой удобряют почву бескрайней Восточно-европейской равнины. Поскольку случались эти нашествия неоднократно можно уже выделить некоторые закономерности. Промежутки между нашествиями можно разделить на 3 условные части.
1. В первой части длиною 30-50 лет все выжившие теоретики и практики предыдущего нашествия дружно посыпают голову пеплом, каются и заклинают потомков не совершать более ничего подобного. Цитируют мудрых земляков и предков, сами изрекают, чтобы никто, никогда, ни при каких обстоятельствах и ни за какой надобностью больше не ходил на Восток, ибо дело это абсолютно гиблое. Эти русские, говорят они, сделаны из какого-то другого теста, как всегда на любую нашу премудрость и хитрость ответят своей непредсказуемой глупостью и т.д. и т.п., и всё такое и, в конце концов, непременно победят.
2. Во второй части длиною 30-50 лет вновь народившиеся высоколобые умники и умницы усиленно морщат и трут свои лбы и изрекают: «Ничего не понимаем, парадокс какой-то. Всё было прекрасно спланировано, подготовлено, выбран удобнейший момент, привлечены лучшие люди, умы и силы. В чём причина неудачи?» И начинают усиленно копаться в летописях и мемуарах, применяют симплекс и комплекс, анализ и синтез, интеграл и дифференциал, диалектику и метафизику, логику и схоластику. Привлекают кандидатов и докторов, магистров и академиков, чемпионов и лауреатов, журналистов и литераторов. Тут и наших резунов и волкогоновых подключают. И наконец стучат себя по лбу и кричат: «Эврика». Вот она, тысяча и одна причина катастрофы. Если их устранить, то всё будет okay. И вообще, русская победа — это трагическое стечение обстоятельств и случайностей, бессмысленная и глупая история и полное историческое недоразумение, не поддающееся научному осмыслению.
3. И вот наступает третья часть длиною 30-50 лет. Прежние и новые высоколобые умники и умницы опять усиленно морщат и трут свои лбы и изрекают новые цели и задачи. Мадлен Олбрайт сосчитает, что при плотности населения менее 2 человек на квадратный километр эта территория непременно должна быть интернирована в пользу мирового сообщества. Кондолиза Райс объявит Афганистан плацдармом для продвижения демократии в Среднюю Азию и далее на север. Экс-хиппи Джон Керри придумает, что с русскими удобнее и безопаснее всего воевать до последнего украинца, и т.д. и т.п. И не важно, что пока на Мадлен смотрят как на шизу, из Афганистана вместо триумфального шествия демократии высвечивается очередной Дюнкерк, а дальнейшая судьба милой им Украины это большой, большой вопрос. Несмотря на это сэры, пэры и мадам усиленно работают. Главная задачи этой части — объединить Европу, найти, подготовить и отмобилизовать миллионы отмороженных ландскнехтов и вырастить очередного фюрера или Буонапарте, который поведёт очумелых европейцев в очередной раз «Drang nach Osten». Это не так-то просто. Ведь идти-то придётся на медведя. Известно, что навалившись гурьбой, можно завалить даже его, хотя и это не бесспорный факт. Но первых он при этом однозначно порвёт. Поэтому первыми быть никто не хочет. Для этого надо найти дурачков. Долгие века роль этих дурачков играли турки и поляки вместе с союзными и подвластными им племенами. Премудрые европейцы регулярно направляли их на восток для убоя. Не по разу в роли дурачков отметились немцы, шведы и французы, один раз даже британцы. Американцы, обратите внимание, слишком умны, чтобы самим выполнять такую дурацкую работу. Теперь прежние дурачки уже научены, поэтому ищут новых. Недавно на этом поприще безуспешно попытались сыскать лавров даже грузины, теперь вот американцы подрядили украинцев. Причём очень недорого, практически за пирожки на майдане, они получили в свои руки несколько миллионов очумелых боевых петушков, готовых дерзко бросаться на всякого, на кого укажет дрессировщик. А сама Украина будет послушно и долго играть роль голодного, но злого сторожевого пса Запада на юго-западе России. Это неслыханная, со времён предательства Горбачёва, удача объединённого Запада и самые честные из них уже откровенно заявили, что будут самоотверженно воевать с Россией «до последнего живого украинца». Им вторят правители Украины, объявившие свою страну «бронежилетом» Запада. До какой же степени этим вождям нужно ненавидеть и презирать свой народ, чтобы бросить его на медведя?
С фюрерами также не всё просто. И прежние-то европейские фюреры не сразу соглашались, худо-бедно историю в школе учили и первоначально отсылали высоколобых и горбоносых теоретиков на три русские буквы. А нынешние кандидаты в фюреры уроки истории знают очень неплохо, как-никак в Гарвардах, Оксфордах и Сорбоннах их шляхту обучают теориям вероятностей и оценки рисков. Да и с трудом объединённая Европа постоянно норовит треснуть по швам. Но от объединённой Европы России никогда не было ничего хорошего, НИКОГДА. Тем более не будет ничего хорошего и сейчас, от объединённой Европы да ещё объединённой с Северной Америкой. Это объединение называется НАТО. Поэтому реваншисты всяких мастей усиленно работают, наши коллаборационисты, перебежчики, пораженцы, капитулянты и власовцы всех мастей им усиленно помогают, а нам усиленно вредят и если у них всё склеится…, то история снова повторится.
В этой перманентной истории всё бы ничего, если бы не одно большое НО. Для того, чтобы упаковать в русскую землю эти миллионы незваных англосаксов, галлов, арийцев и их сателлитов, а также примкнувших к ним власовцев, надо положить как минимум столько же своих ребят и девчат, по-другому не получается. А поскольку отражение агрессии, как правило, происходит на нашей территории, то надо прибавить ещё столько же мирного населения. Вот такая вот многовековая и безрадостная арифметика. А живём мы сейчас в самом начале третьей части, потому все эти забугорные жучки и наши доморощенные толерантные кандидаты в полицаи, старосты и бургомистры так выслуживаются и суетятся.
Рис. 12. «Пятая колонна» прибыла на инструктаж в посольство США
Увы, ситуация, изображённая на этом рисунке, это многовековая печальная традиция российской жизни и политики. Так сложилось, что оппозиция в России — это всегда «пятая колонна» геополитических врагов России. Ещё во времена Киевской Руси оппозиционные и опальные князья и бояре постоянно бегали за спонсорской и военной помощью «в степь» к половцам или к чёрным клобукам, «за реку» к булгарам, «за море» к византийцам или варягам, «за гору» к венграм или «за болото» к полякам. Во времена средневекового федерализма оппозиция постоянно бегала спасаться, жаловаться и бить челом в Орду к ханам, а после крушения Орды снова, по старой привычке, в Литву или к полякам. Перебежавшие во время Ливонской войны от Ивана Грозного в Литву олигархи, с помощью подельников, челяди и агентуры развязали в России чудовищную гражданскую войну, длившуюся 2 десятилетия, с 1894 по 1915 год и получившую название Смута. Последствия её были ужасны для страны и народа. Когда Пётр I прорубил «окно в Европу», география спонсоров оппозиции расширилась, и отправляться в эмиграцию стало не обязательно. При царском дворе и правительстве постоянно действовали «французская, английская, австрийская, шведская, прусская, голландская и т.п.» партии, открыто управлявшиеся соответствующими послами и продвигавшие интересы своих стран через олигархическое лобби. Кто внимательно смотрел «Гардемарины вперёд», тот представляет, о чём идёт речь. С середины XIX века к этой деятельности помимо вельмож подключились разночинцы. После убийства императора Александра II и разгрома «Народной воли» её вожди сбежали за границу, произвели там размежевание и реструктуризацию своих рядов и оттуда продолжали руководить процессом. Апофеозом их разрушительной деятельности стала Февральская, а затем Октябрьская революции и гражданская война. Более подробно об этом писалось в соответствующих статьях данной серии. Не изменилась ситуация и после революции. Опальный Троцкий сбежал за границу, а борьба с троцкизмом, т.е. с его последователями внутри и вне страны, стали стержнем и самой глубокой гносеологической причиной сталинских репрессий. Великая Отечественная война стала лакмусовой бумажкой, которая выявила и проявила настоящих «врагов народа» и «изменников Родины», которые под видом борьбы с большевистской властью, на самом деле боролись с Россией. Во второй половине прошлого века диссиденты наступили на эти же грабли. По их же собственным словам, они «целились в Советский Союз, а попали, как всегда, в Россию». В те годы их писанина шла влёт в многочисленных перестроечных изданиях, подвизавшихся на ниве беспощадной, эмоциональной и наукообразной критики всего и вся. За основу брали правду, обильно добавляли враньё, домыслы и фантазии авторов, затем всё это перемножали на гротеск. Тогдашний офисный планктон (многочисленные сотрудники НИИ, КБ, всяких контор и шарашек, профессура, студенты и т.п.) на кухнях и на работе, обсуждая подобные публикации, доводили себя до оргазма. Такая вот была народная забава у тогдашнего креативного класса, больше смахивающая на политическую мастурбацию. Но тлетворное влияние и подрывная работа диссидентов против СССР дали Западу в руки неслыханную удачу и обеспечили победу в холодной войне. Продажная и выродившаяся партийная номенклатура породила троянского коня в виде Горбачёва и его продажной клики, которая ликвидировала народную власть, разрушила страну и капитулировала перед Западом.
Совместными усилиями диссидентов, партийных пропагандистов и продажных СМИ в конце 80-х, начале 90-х годов в народном сознании СССР произошёл невероятный всплеск американизма, труднообъяснимого пиетета перед Западом, а также целый калейдоскоп безудержных социально-политических и экономических фантазий и иллюзий, больше напоминающих девичьи грёзы. С высоты пережитых лет не могу внятно даже сам себе объяснить гносеологию этого явления и просто отнесу к симптомам массового психоза. В данном случае это и не важно. Важно то, что Америка и Запад упустили этот уникальный шанс, а именно на фоне массового пиетета сделать всё постсоветское пространство, включая Россию, своим сателлитом. Вместо этого они объявили СССР разгромленным, а его народы должны были встать на колени, посыпать голову пеплом и дружно начать лизать Запад в попку, как когда-то это сделали, и делают до сих пор немцы и японцы. Но русские — это один из самых непокорных в мире народов, и за исключением перебежчиков, врагов народа, власовцев и компрадоров, этого не захотели делать, хотя бы потому, что не были разгромлены, их просто предали. Американцы не взяли в толк, что даже тогда, Россия была единственной страной в мире способной уничтожить США, хотя и ценой собственной жизни. Но бог с ними, это их ошибка, за которую они вынуждены будут дорого заплатить. Причём в самом прямом, а не в переносном смысле, золотом и ассигнациями. Поскольку им не хватило ума тогда добыть союз и дружбу с Россией добром и лаской, они вынуждены будут его попытаться купить, но уже не факт что сторгуемся.
А пока суть да дело, страна с переменным успехом ведёт активную оборону от ползучего наступления НАТО на Русь. В рамках этой оборонительной стратегии неожиданную реанимацию получила эффективная средневековая практика создания пограничных буферных государственных образований в виде народных (читай казачьих) республик, и не только расположенных на бывших землях Войска Донского. Если внимательно прочесть статьи из этой серии, посвящённые образованию и становлению Донского Войска, то аналогии напрашиваются сами собой.
Таким образом, история казачества продолжается, но напишут её уже другие люди, непосредственные участники событий. Современная военная история, в отличие от прошлой, пишется не только пером, но и штыком, а вместе с чернилами — кровью, потом и слезами.
Рис. 13. Казаки-знаменосцы на Параде Победы в Донецке 9 мая 2015 года
Рис. 14. «Гиви» на Параде Победы в Донецке 9 мая 2015 года
Рис. 15. «Моторола» на Параде Победы в Донецке 9 мая 2015 года