Казачьи челны что такое
Значение слова «чёлн»
1. Небольшая лодка, выдолбленная из ствола дерева, а также вообще лодка. [Петр Дмитрич] прыгнул в узкий и длинный челн, выдолбленный из тополя. Чехов, Именины. Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам. Паустовский, Мещорская сторона.
2. Трад.-поэт. Судно, ладья. Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны весла. Пушкин, Арион. Через рассыпанные волны Катились груды новых волн, И между них, отваги полный, Нырял пред бурей утлый челн. Полежаев, Море.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЧЁЛН, челна́, мн. чёлны и челны́, м. Небольшая лодка, выдолбленная из одного куска дерева. Пред ним широко река неслася; бедный челн по ней стремился одиноко. Пушкин. Смолили тяжелые челны. Блок.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. небольшая лодка, выдолбленная из ствола дерева ◆ Там обшивали досками чёлн; там, переворотивши его вверх дном, конопатили и смолили; там увязывали к бокам других челнов, по козацкому обычаю, связки длинных камышей, чтобы не затопило челнов морскою волною; там, далеко прочь, по всему прибрежью разложили костры и кипятили в медных казанах смолу на заливанье судов. Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба», 1835–1841 г. ◆ На озере употребляются выдолбленные из дупла лодки (чёлн), длинные, узкие. В. И. Григорович, «Очерк путешествия по Европейской Турции», 1848 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Пётр Дмитрич, которому наскучило шагать, прыгнул в узкий и длинный чёлн, выдолбленный из тополя, и, покачнувшись, едва не упав в воду, отчалил от берега. А. П. Чехов, «Именины», 1888 г. ◆ Один из первых предметов, найденных в Советском Союзе на Южном Буге близ села Сабатиновка подводными археологами, был чёлн длиной 6 м 81 см, изготовленный из цельного дуба не менее 2,5 тысяч лет назад. Знаете ли вы? // «Спортсмен-подводник», 1972 (цитата из НКРЯ)
2. разг. любая лодка ◆ ― А тем временем по Рейну, весь обсыпанный лунным светом, скользит лёгкий чёлн, и там виднеются женщины, тоже прозрачные, как и их ладья. И. Ф. Анненский, «Вторая книга отражений», 1909 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: безучастность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Казацкие струги и запорожские чайки
Несмотря на то, что в Европе военные флоты активно использовали паруса, а борта кораблей буквально ощетинивались пушками, на побережье Чёрного моря, в обширных степных районах, лежащих за порогами Днепра и в районе реки Дон, кораблестроение развивалось по особому сценарию. Здесь, на землях, контролируемых казаками, известная еще со времен Киевской Руси ладья последний раз обрела новую и долгую жизнь.
Казачий струг – прямой потомок
Технология строительства славянской ладьи была крайне простой и дешевой, но в то же время корабль получился весьма эффективным. Несмотря на многие достоинства, ладья обладала и целым рядом недостатков. Главный из них — ее размеры больше подходили для плавания по крупным реками и морям. Но для многих целей такие размеры были неудобными.
Поэтому примерно в 1054 г. при киевском князе Ярославе Мудром (1019—1054 гг.) в написанном под его руководством первом сборнике законов Киевской Руси «Русская правда» впервые был упомянут струг — маленькая ладья, скользящая по волнам.
Казачий байдак XIX в.
Казацкие струги первоначально строились как ладьи небольших размеров, своего рода замена челну, но на более высоком технологическом уровне.
Различия парусников
Примерно в это же время слова «струг» и «челн» начинают употребляться и в фольклоре как синонимы. Но постепенно струг увеличивается в размерах, в том числе для того чтобы выходить в открытое море. В итоге большое количество разнообразных по размерам и конструкции древнерусских корабликов начинают бороздить водную гладь. В целом струг представлял из себя преимущественно плоскодонный парусно-весельный корабль длиной от 20 до 45 м и шириной от 4 до 10 м.
В отличие от ладьи он имел более вытянутый корпус, зачастую с прямой — транцевой — кормой. На нем была оборудована примитивная каюта — чердак (так называемые чердачные струги). Но главное — удалось сделать мачту убираемой, поэтому струги могли ходить как на веслах, так и под парусом. Скорость и маневренность стругов также различались в очень широких пределах. Наиболее маневренные и скоростные из них, развивавшие при попутном ветре скорость ( до 13 узлов, назывались ертаульными. При этом, где бы ни строился струг, он одинаково хорошо держался и на реке, и в прибрежной части моря.
Универсальный струг
Будучи универсальными прибрежными кораблями, струги в основном перевозили войска до 80 пехотинцев на борту и грузы. Однако вооруженные мелкокалиберными пушками струги могли стать серьезными противниками и для крупных кораблей неприятеля, вздумавших атаковать побережье Российской империи. Как следствие, на регулярной основе строились они вплоть до начала XIX в., а казаки и купцы продолжали строить струги и торговать (а иногда и воевать) на них как минимум еще столетие.
Уникальный образец – запорожская чайка
Представители возникшего в конце XV в. на землях восточной Украины запорожского казачества разработали оригинальный и крайне эффективный тип боевого струга, получивший название чайка или шайка (в последнем случае так называли чайку малых размеров).
Технология строительства чайки была предельно упрощена по сравнению не только с ладьей, но и с уже привычным стругом. Уменьшились и ее размеры: длина, как правило, не превышала 21,3 м. а ширина — 4 м. При этом чайка могла принять на борт 40-70 вооруженных казаков, 2-6 мелкокалиберных фальконетов и изрядный запас продовольствия, воды и боеприпасов, позволявший кораблю и его экипажу действовать в открытом море до двух месяцев.
Мачту с единственным легким прямым тканым парусом не только сделали съемной и складывающейся, но и предусмотрели возможность ее установки как строго в центре корпуса, так и ближе к носу или корме в зависимости от ситуации.
Стенька Разин бросает персидскую царевну в Волгу. Гравюра из книги, опубликованной в Амстердаме, 1681 г.
Тем самым обеспечивалось варьирование скоростных данных корабля в очень широких пределах, и открывались уникальные тактические возможности. Например, стандартной тактикой запорожцев при атаке господствовавших тогда на Чёрном море турецких гребных или парусных кораблей был поиск противника при убранной мачте. Этим обеспечивалась незаметность чайки и неожиданность ее атаки, которую казаки могли проводить, либо дружно управляясь веслами (от 10 до 20 пар), либо идя на противника под парусом. В первом случае турецкие корабли неминуемо ждал абордаж, а во втором — атака с применением пушек и ружей.
Превосходство
При этом чайка обладала изрядной непотопляемостью. По бортам верхней части ее корпуса навешивались легкие связки камыша, лыка или прутьев боярышника, служившие защитой от вражеских стрел и пуль. Но главным их предназначением было держать корабль на плаву, даже если весь корпус будет заполнен водой.
А вообще корпус чайки. несмотря на свою простоту и примитивность, был настолько устойчивым к проникновению воды, что запорожцы могли переворачивать чайку вверх дном идти на ней близ берегов, так на почти всплывшей подводной лодке, чем вводили в заблуждение противников и под покровом ночи незамеченными проникали в хорошо охраняемые врагами гавани.
Гетман Пётр Конашевич Сагайдачный
Украинская военная история явила миру многих талантливых полководцев, в том числе и с гетманской булавой. Среди них особо выделяется знаменитый гетман Пётр Конашевич Сагайдачный (1582—1622 гг.).
Памятник гетману П. Сагайдачному в Киеве
В июле 1616 г. флотилия из 150 чаек, на которых находилось до 6000 запорожцев, стала спускаться вниз по Днепру. На выходе в Чёрное море казаки встретили эскадру турецких галер, сразу же атаковали и разгромили ее. Затем часть чаек отправились назад — это был обманный маневр для турок. А остальные, используя паруса и весла, без остановок направились к Кафе. Через 2 дня — 22 июня 1616 г. — около 120 чаек с 4000 казаков неожиданно обрушились на турецкую твердыню. Через 6 часов боя город был взят, а турецкий флот наполовину уничтожен и наполовину захвачен. Запорожцы освободили несколько тысяч пленников-христиан и на захваченных у турок галерах отправили их домой. Но пленных было настолько много, что размещать их пришлось и на чайках, из-за чего казаки вынуждены были выбросить значительную часть захваченных у турок трофеев.
Запорожцы на чайках атакуют Турецкий флот и штурмуют Кафу. Рисунок XVII в.
Кафа — самая знаменитая морская операция запорожских казаков, проведенная под руководством гетмана Сагайдачного.
Противостояние казаков и турков
Турки попытались скопировать чайку, создав ее вариацию, получившую название кирлангич («ласточка»). Это был скоростной парусно-гребной корабль длиной до 22 м, шириной до 7,6 м. Изначально был взят курс на создание скоростного корабля по принятым для большого коралестроения технологиям, в результате чего он получился намного более тяжелым, чем чайка, и с куда большей осадкой в 2,4 м против 1-1,5 м. Однако прочная конструкция позволила поставить на «ласточку» две мачты с косым парусным вооружением. Теоретически это должно было обеспечить кораблику высокую скорость и возможность двигаться при любом ветре. На практике же кирлангич по всем статьям уступал чайке и потому получил крайне ограниченное распространение.
Однако она была далеко не единственной. Еще будучи простым казацким полковником, Пётр Сагайдачный со своими запорожцами с 1603 г. изрядно портил жизнь туркам. География и дерзость морских походов казаков поражают.
Хронология походов Сагайдачного
1603 г. — морской поход на Варну. Запорожцы взяли крепость, которая считалась в то время неприступной, уничтожили все ее укрепления и корабли, стоявшие на рейде. Были захвачены значительные трофеи и 10 турецких галер целыми и с экипажами. Разгневанный султан приказал перегородить железной цепью реку Днепр в районе острова Тевани, чтобы заблокировать казаков. Но тщетно.
1608 г. — казаки под руководством Сагайдачного осуществили комбинированный сухопутный и морской поход на Крымское ханство, в ходе которого захватили Перекоп и Очаков. Расположенные в этих городах турецкие крепости были уничтожены.
1608-1609 гг. — на 16 чайках запорожцы Сагайдачного совершили успешный поход в устье Дуная, напав на турецкие крепости Белгород, Килия и Измаил.
1612 г. — флотилия Сагайдачного из 60 чаек совершила успешный поход к болгарскому побережью, уничтожив крепости Гёзли, Бабадаг, Варна и Месембрия.
1613 г. — казаки совершили два успешных похода в устье Днепра, разбив турецкую флотилию и захватив 6 новеньких турецких галер.
Портрет гетмана Петра Конашевича Сагайдачного. Неизвестный автор. XIX в.
В августе 1614 г. казаки действовали уже у турецкого побережья. В итоге была захвачена крепость Трапезунд и осажден Синоп. Хотя не удалось взять крепость целиком, был уничтожен весь турецкий флот из галер и галеонов, стоявший на рейде.
Рекомендуется к прочтению: Крупнейшие морские сражения
Казаки атакуют турецкие галеры. 1636 г.
Хотя после смерти Сагайдачного масштабных морских походов против Османской Империи казаки не предпринимали, практически любой выпад Блистательной Порты против них на море заканчивался плачевно для турецкого флота.
Ладья для торговых целей – байдак
Нельзя не сказать о том, что развитие конструкции струга преследовало и другие, куда более мирные цели. В результате появился байдак, или байдак днепровский, первые сведения о котором относятся к XVI в.
Это было преимущественно речное судно, созданное по технологии чайки, но с большими развалом и высотой бортов, благодаря чему обеспечивалась изрядная для незначительных размеров самого корабля грузоподъемность в 160-290 т. При этом размеры байдаков, как и стругов, варьировались в широких пределах: длина — 36-60 м, ширина — 13-25 м и высота борта от 1,3 до 3,8 м, а иногда 5 м. Но почти всегда неизменной оставалась осадка, варьирующаяся в пределах 1-1,5 м.
Конструкция Штерна: 1 – перо; 2 – штерновый гак; 3 – вертлюг; 4 – ахтерштевень; 5 – борт
Носовая и кормовая части корпуса байдака были заужены для придания ему лучшей мореходности, он часто оснащался штернем, или, как его тогда называли, кормилом, — специальным устройством для обеспечения обратного курса или его изменения.
Источник: “Парусники. История парусных судов от Античности до наших дней” Поспелов А.С.
Морские и речные суда донских казаков
В многочисленных документах Московского государства неоднократно встречаются подробные отчёты казаков о морских баталиях. Казачья флотилия сначала базировались в Раздорском городке, а затем с середины 17 века в Черкасском городке. О привычности донских казаков к морскому делу говорит хотя бы то, что в походы на море отправлялось по несколько тысяч человек, они на своих стругах проходили сквозь турецкие заграждения и вырывались на морские просторы.
В зависимости от размера струговой трубы однодеревые речные струги имели разную длину: от 10 метров до 20 метров при ширине в 2-2.5 метров. По виду это были длинные и узкие суда без палубы. У каждого струга имелось 1 или 2 кормовых весла и от 6до 20 гребных вёсел в зависимости от размеров судна.
С 40-х годов 17 века на воронежских судоверфях стали строить большие суда под названием – «Дощечник». Он строился полностью из досок и был гребным плоскодонным речным судном для перевозки людей и грузов.
Морской струг в отличии от речного имел мачту высотой до 5 саженей и парус. Мачта изготавливалась из соснового бревна. Корпус морского струга для прочности оковывался железом. В отличии от речного струга морской всегда имел железный якорь. Существовал и определённый минимум длины морских судов: достаточной устойчивостью на морской волне обладали струги длиной не менее в 8.5-9 саженей(18-19 м).
Караваны стругов и дощечников, отплывавшие из Воронежа с грузами, достигали Черкасска через 25-35 дней. Минимально на струге команда могла состоять из 7 человек: один кормщик и 6 гребцов. Нехватка и бегство гребцов, поломка судов или другие причины приводили обычно к тому, что в Черкасске у донских казаков оставалось много судов. Приспособить наиболее крепкие и крупные речные однодеревые струги, прибывшие из Воронежа, к морскому походу было казакам проще, чем строить новые.
В низовьях Дона нельзя было найти подходящих деревьев для струговых труб. Из документов видно, что в середине 17 века донские казаки ездят за лесом для постройки стругов на Северский Донец и нередко покупают лес у русских торговых людей.
«Казацкие суда, которые они называют челнами, не имеют палубы. Корма и нос у них острые, длиной они от 50-70 футов (15-21 м), а шириной от 18 до 26 футов(5.5-8 м). Казаки обводят сии суда пуками из соломы или камыша в 8 футов толщиной, которые служат им грудной защитой против ружейной пальбы. Суда одномачтовые с рейным парусом, который ставится только по ветру. Для плытия большей частью употребляются вёсла, которые находятся для одного судна от 16 до 40. Прежде сего казаки не возили с собой никаких орудий, теперь же несколько лет уже берут фальконеты».
Для перевозки на небольшие расстояния казаки использовали суда под названием – будара или бударка. Это длинная, узкая лодка, выдолбленная из одного ствола дерева с наращенными бортами из досок. Размеры будары колеблются от 4м до 10 м. Будары поднимают груз от 160 до 500 кг. Некоторые из будар могли иметь небольшой парус на короткой мачте.
Из прочих мелких судов на Нижнем Дону были распространены баркасы, каюки и кайки. Каюк делался из цельного ствола, мог перевозить грузы до 200 кг или около 5 человек. Баркас мог перевозить грузы до 800 кг или до 15 человек. Баркас мог иметь небольшой навес над носовой частью судна и скамейки для сидения. Кайка плоскодонная лодка из досок, имевшая скамейки и минимум два весла. Грузоподъемность зависела от размеров кайки.
После взятия Азова Петром 1 было решено основать азовскую флотилию. Выполняя поставленную задачу, работали все верфи Воронежа, Хопра и Паншина. В 1702 году при сдаче турками Азова, в Черкасск казаки притащили турецкий корабль «Генляр» с 14 пушками на борту, который ремонтировал мастер Грек Иван Фёдорович. После поездки по Европе Пётр1 принимает меры по улучшению судоходства на Дону: строятся плотины и крепости, засыпаются ерики, устанавливаются маяки. В 1711 году в Черкасске работала судовая верфь, где 70 плотников достраивали царёву галеру «Стрела», разбирали приведённую из Азова галеру «Делифант», выполняли ремонт других судов.
По мирному договору с Турцией от 1712 года, Россия потеряла право иметь флот на Азовском море, и была вынуждена уничтожить не только суда, но и вновь выстроенные крепости. Работы по кораблестроению были закончены. В начале 1712 года большую часть мастеров и две трети мастеровых отправили в Петербург. Три корабля и до 20 мелких судов были отведены в Черкасск. Для заведованиями судами, оставшимися в Черкасске, был назначен капитан Мургант с 80 матросами и мастеровыми людьми.
В 1714 году Войско Донское подало прошение о выводе судов из протоки, вследствие его обмеления от их стоянки. В 1716 году на Дон пришёл указ об уничтожении остатков азовской флотилии в Черкасской протоке.
В связи с подготовкой к русско-турецкой войне императрица Анна Иоанновна прислала на Дон указ «о неотложной постройке на Дону лодок по образцу бывших здесь судов, отобранных потом у казаков и к постройке запрещённых, и о сплаве их к Азову», где указала атаману Ивану Фролову построить 100 лодок к весне 1737 г.
В следующих ответных рапортах имеются подтверждения и заверения атамана Ивана Фролова о том, что «не токмо 110 лодок, но и сверх того, сколько возможно, самым добрым мастерством и крепостию, конечно к будущей весне построены и по вскрытии воды к Азову спроважены». В рапорте от 7 января 1737 года атаман Иван Фролов докладывает о том, «что о строении вышеописанных лодок неусыпное старание имеем…что те лодки весною вскоре будут согнаты к Черкасскому»
В 18 веке Черкасская пристань, и Черкасская протока служила рейдом для военных вооружённых судов русского флота и донских казаков. Указом императрицы Екатерины 2 от 12.05.1769 г вооружённые лодки были переведены от Черкасска к крепости Дмитрия Ростовского и отданы на сохранение коменданту крепости Потапову.
Черкасская пристань располагалась сразу за торговыми рядами Павловской станицы. В 19 веке Дон поменял русло, в результате Тютеревская станица была затоплена. Пристань перенесли к месту, где в 18 веке стояла Никольская деревянная церковь. Старочеркасская пристань функционирует до сих пор. На месте, где стояла церковь, в настоящее время находится здание речного причала Старочеркасска.
Использованная литература и источники:
1. В.П. Кузнецов. Речные деревянные суда. М. «Речной транспорт». 1956 г. С.26
2. В.П. Загоровский. Сборник научных работ аспирантов ВГУ. Воронеж.1959 г.С.102
3. В Сухоруков. Историческое описание земли Войска Донского.Ростов.2001 г.С.416
4. К.Крюйс. Отечественные записки. № 54. 1824г.С.68-71
5. Б.С.Э. Москва. 1927 г с 776
6. С. Елагин. История русского флота. Азовский период. Репринт издание 1696 г. Р/Д.1996 г. С 44-47
7. В Гладченко. Последний причал. Газета «Победа» №126 от17.10.1996 г
8. А.А Лишин. Акты, относящиеся к истории войска Донского. Т 2. Ч. 1 Новочеркасск. 1894 г с 148-155
9. Архив министерства иностранных дел. Т 2. СПб.10 1872 г. С 337
Умом чудилу не понять: зачем идти в ряженые «казаки»?
Заинтересовала меня их психология лет пять назад, когда я работал в газете и часто бывал на их «Сходках» (казачьих кругах).
Итак, главные причины на моё усмотрение.
Один забавный случай расскажу, поверьте, ни слова не выдумал, лично был свидетелем.
Присутствовал в Ростове, на съезде СДД (Союз добровольцев Донбасса), казаков там очень много, и пошёл я в туалет, где застал такую картину:
P/s. Хотя, есть и нормальные люди, вот у нас в области, хорошо знаю дедка, он человек заслуженный, лётчик, полковника своего заслужил в армии, т.е. то что на нём погоны полкана, никаких недоумений и вопросов не вызывает. Занимается детьми, организовал парашютную секцию, выбивает спонсирование, правда, пока только прыгают они с вышек, но он и занялся этим не так давно, активно бьётся за «воскрешение» старого аэродрома, хочет что-то вроде аэроклуба возродить. хорошее дело, спору нет.
понять логику тех, кто идёт в ряженные,
Им же деньги платят. Обычные бюджетные деньги
Идиоты одним словом.
При возможности, нужно просто не замечать говно вокруг. Так проще.
Что у него с лысиной.
Массовые кражи в Сан-Франциско
Про Сан-Франциско мы чаще слышим как про идеальную среду для бизнеса, где всюду витают инновационные идеи и венчурный капитал. Однако аптечная сеть Walgreens уже закрыла 10 точек в этом городе и объявила о закрытии ещё 5 из-за грабежей. В Сан-Франциско на безопасность компания выделяет в 46 раз больший бюджет, чем в среднем по сети, но это не помогает. Вы можете вбить в поиск «organized retail crime sf» и увидеть множество роликов, на которых люди вальяжно обворовывают магазины и спокойно уходят. То есть они даже не убегают. А расхолаживает общество Калифорнийский закон, согласно которому кражи на сумму менее 950 долларов де-факто не преследуются по закону. Вот такая вот идеальная бизнес среда.
Ответ на пост «Школьнику за собственное мнение в сочинении по русскому снизили оценку»
Пост напомнил пару случаев из жизни.
В 6 или 7 классе мне влепили тройбан за сочинение после похода в театр. Нужно было писать, как всё было волшебно и шикарно, а я написал как было: противная нервная ведущая со скрипящим голосом, очевидно, ненавидящая работу и зрителей, плохая организация, предсказуемый сюжет и всё такое. Да и в 13 лет после многих прочитанных книг (комп у меня чуть позже появился, потому я много читал) и просмотренных фильмов всё было слишком пресным.
Детали уже не помню, но мне не понравилось вообще ничего, как и многим остальным, если не сказать, что всем.
Сначала начал раздумывать, что я могу подметить хорошего, а потом осознал, что ни хрена не было, вот совсем, и что не буду себя уважать, если буду писать откровенное враньё.
А всё почему? Потому что нужно было писать не своё мнение, а мнение, совпадающее с позицией преподавателя.
Затем аналогичная ситуация была и на уроках по литературе. Если учитель считает, что в произведении явление Х символизирует Y, то ты и должен так писать, и никак иначе. Своё мнение? Засунь его сам знаешь куда и пиши в сочинении то, что хочет проверяющий.
Проверяющему не твоё собственное мнение важно, а чтобы ты принял и выразил его мнение.
Позже в университете я в этом только убедился, и вот там уже стало припекать всерьёз.
Как-то раз на втором курсе большая часть группы за контрольную работу из двух частей получила оценки 2/2, 2/3, и подобные.
У меня как у порядочного ученика, были ещё и куплены разные учебники (рекомендуемые преподавателем, к слову), и я постарался дать развёрнутые ответы с цитатами отовсюду, а не только из лекций. Но, видимо, это был неверный подход, потому я и попал в вышеупомянутую категорию с грустными оценками. А 5/5 получили те несколько людей, кто просто выписывал определения из тетрадочки с заметками после лекций, слово-в-слово, как давал преподаватель.
У меня до этого даже четвёрок почти не было, потому я, как и многие, был сильно удивлён, и было крайне неприятно, особенно, учитывая объём проделанной работы.