Казачий класс что это
Казачий класс – как форма организации жизнедеятельности детского коллектива
Казачий класс – как форма организации жизнедеятельности детского коллектива
Аношкина Людмила Витальевна, МОУ СОШ № 18 х.Первомайского Мостовский район Краснодарский край,
заместитель директора по воспитательной работе
Цель: формирование ценностных ориентации через организацию жизнедеятельности казачьего класса.
Педагогические задачи: воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение истории казачества, включение семьи в систему воспитательной работы.
Классный руководитель осуществляет воспитательную работу в соответствии с воспитательными задачами.
Реализация педагогических задач.
1. Важнейшей педагогической задачей является воспитание гражданина и патриота Отечества. Важное место в воспитательной работе занимает воспитание Мужчины. Класс состоит в основном из одних мальчиков. Это учащиеся из малообеспеченных семей. Есть ребята из многодетных и неблагополучных семей. Много времени мы уделяем беседам о культуре поведения, культуре общения. В основу воспитания взят цикл классных часов «Я в мире. мир во мне».
2. Воспитание уважительного отношения к ветеранам войны, труда, к пожилым людям. Класс постоянно оказывает шефскую помощь вдовам и ветеранам ВОВ, пенсионерам, организует поздравления к праздникам. Неотъемлемой частью всей воспитательной работы планировалось тесное взаимодействие с семьей. К сожалению этот вопрос остается открытым, «неблагополучные» семьи слабо идут на контакт. Но есть и результат: один ребенок из данной категории семей мечтает поступить в казачий краевой кадетский корпус и пробует свои возможности.
Реализация психологических задач.
В наше очень меняющееся время человек должен быть собран, организован для того, чтобы решить. достичь. Поэтому одной из психологических задач является привитие казачатам навыков самоорганизации (это первое необходимое условие для воспитания детей с девиантным поведением). К этому обязывает плотный график жизнедеятельности класса.
Во второй половине дня проходят занятия в факультативах и кружках, спортивных секциях, соревнования, воспитательные мероприятия. На первом этапе занятия во всех секциях обязательны для всех, в следующем году ребята будут определяться по своему усмотрению.
Строго контролируются посещения занятий, опоздания, замечания на уроках. Еженедельно мы выставляем оценку за поведение.
Для воспитания творческой личности необходимо предоставить ей возможность для самореализации. Деятельность мы строим, сочетая разнообразные формы воспитательной работы, чтобы каждый ребенок имел возможности опробовать свои силы и найти себя. Каждый классный час мы используем для игровой деятельности, состязаний по предметам. Вот некоторые из них: расскажи мне о себе, праздник осени и весны, рыцарские турниры, праздник мам, спорт или наркотики, первоапрельский КВН, классные часы «Космос и вселенная», «Они дошли с победой до Рейхстага».
Участие в игровой деятельности принимают все ребята, задания выполняются и индивидуально и коллективно. Без личности нет коллектива, а есть толпа.
Воспитательная работа ведется таким образом, чтобы каждый ребенок опробовал свои силы в разнообразной деятельности. И коллектив движется вперед за счет развития и роста каждой личности и в рамках общего дела. Для того чтобы стимулировать саморазвитие учащихся казачьего класса мы организовали соревнования между ребятами, они включают все стороны нашей жизни:
1. учеба;
2. дисциплина без замечаний;
3. участие в организации классных дел;
4. участие в спортивных соревнованиях;
5. посещение факультатива «Основы православной культуры»;
6. военная выправка;
7. умение пользоваться пневматической винтовкой.
Подведение итогов проводится два раза в год (День защитников Отечества, завершение учебного года).
Результативность работы: Многие ребята желают выступать в роли организатора, умеют высказывать свое мнение, имеют хорошие спортивные результаты, владеют навыками военной подготовки.
Организация казачьего класса возможна при условиях:
— Наличие интереса детей к данному виду деятельности.
— Активное содействие родителей в воспитательном процессе.
— Наличие установившихся связей с казачеством района.
— Материальная поддержка (форма, учебная литература, организация культурных мероприятий).
Научно практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности – Краснодар, 2007.
Что такое «класс казачьей направленности»? Всё, что вы хотели знать о казачьем классе.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Что такое «класс казачьей направленности»?
Всё, что вы хотели знать о казачьем классе.
1 сентября 2017 года в МБОУ СОШ № 47 был сформирован первый в истории школы класс казачьей направленности. В связи с этим у родителей и учеников появилось много вопросов: для чего созданы «казачьи классы», чем будут заниматься «казачата», чем отличается казачий класс от обычного общеобразовательного.
В условиях глубокого социокультурного кри зиса, пропаганды насилия и распространения информации, ока зывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессио нальные конфликты возникла необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологи ческой адаптации.
В целях совершенствования работы по обучению и воспитанию на основе историко-культурных традиций кубанского казачества, патриотического, духовно-нравственного воспитания обучающихся и в нашей школе был создан класс казачьей направленности по приказу №4177\76 от 01.09.16 «Об утверждении Положения о классах и группах казачьей направленности в образовательных организациях Краснодарского края» Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края и департамента по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
По данным на 2016-2017 учебный год в образовательных учреждениях Кубани действует более 2000 казачьих классов и групп казачьей направленности, которых обучаются более 65000 детей.
В таком классе ребята изучают в обязательном порядке кубановедение, основы православной культуры, историю кубанского казачества, традиционную казачью культуру, а также военно-спортивные дисциплины.
Причем изучение данных дисциплин проходит не стихийно и бессистемно, а в соответствии со специальными образовательными программами по каждой дисциплине, разработанными с 1 по 11 класс под контролем Кубанского казачьего войска, департамента по делам казачества Краснодарского края и министерства образования и науки Краснодарского края.
Кроме того, помимо учителей и классных руководителей, за каждым классом закреплен наставник из числа казаков казачьих обществ и представитель православной церкви. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — опре деляющим) фактором формирования культуры, развития государ ственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.
Каждый культурный человек должен быть знаком хотя бы с основами православия.
Повсеместное приобщение казачьей молодежи к Святой Православной вере, формирование духовности у ребенка – это основной стержень, на котором можно воспитать будущего патриота своей страны. Именно вера является основным двигателем в деле защиты Родины и в процессе возрождения казачьего народа. Именно поэтому мы стараемся повсеместно привлекать наших детей к участию во всех основных православных праздниках. На любых мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском, всегда присутствует священнослужитель, который читает молитву и обращается к молодежи с напутственным словом
Какая форма у казачат?
Ученики казачьего класса носят специальную форму: белые рубашки, черные брюки, для девочек юбки, галстук, пилотки с кокардой, красные погоны с вышивкой букв КК (казачий класс), форменные курточки с нашивками.
В казачьем классе учатся только мальчики?
Конечно же, нет. Девочки тоже учатся в этом классе. Раньше казачество было одним из самых закрытых сословий Российской империи. Казаком нельзя было стать, им можно было только родиться.
Отличается ли учебный план казачьего класса от обычного?
Количество часов на все предметы в казачьем классе точно такое же, как в общеобразовательном классе. Во внеурочной деятельности появляются специальные дисциплины.
Чем отличается учеба в таком классе?
Прежде всего своей направленностью и содержанием. Более глубоко изучается культура и традиции кубанского казачества. Воспитывается интерес и чувство сопричастности к истории своей страны.
Самоуправление в классе?
В казачьем классе выбирается атаман-уважаемый всеми ученик, серьёзный и ответственный, который помогает учителю организовать работу в классе.
Есть ли еще какие-нибудь особенности в этих классах?
Да. Например, «казачата» должны знать клич казаков: «Слава Кубани» и уметь отвечать «Героям слава!».
Каковы перспективы выпускников казачьих классов?
Кубанское казачье войско сотрудничает с учреждениями среднего и начального профессионального образования. Это техникумы, профессиональные училища, где тоже есть казачьи группы.
Также заключены договоры с двумя учреждениями высшего профессионального образования: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма и Московский государственным университетом технологий и управления им. Разумовского, филиал которого находится в г. Темрюк. Согласно этим договорам, в данных вузах для казачьей молодежи предоставляются бюджетные места. Студенты на эти места зачисляются только по целевому набору от Кубанского казачьего войска.
Кроме того, атаманом Кубанского казачьего войска Н.А. Долудой было инициировано ежегодное поощрение отличников казачьей учебы.
Ежегодно учащиеся казачьих классов, заканчивающие учебный год только на «отлично» получают из рук атамана Кубанского казачьего войска нагрудный знак «Отличник казачьей учебы», а также ценные призы и подарки. А для лучших студентов-казаков, обучающихся в вузах по целевому набору, была учреждена атаманская стипендия.
Также Кубанское казачье войско и само ежегодно организует и проводит фестивали казачьей культуры. Главным из них стал фестиваль фольклора, народных промыслов и ремесел «Казачье подворье», который ежегодно собирает до 500 участников.
Ежегодно проводятся экскурсии для юных казачат по историческим казачьим местам «Екатеринодар – град казачий». В рамках экскурсий дети посещают основные места города Краснодара, исторически значимые для кубанского казачества, знакомятся с казачьими памятниками, посещают православные храмы, присутствуют на церемониале «Час славы Кубани» (единственном в своем роде в России), и, самое главное, – посещают выставку «Регалии Кубанского казачьего войска» и могилу выдающегося кубанского историка Федора Андреевича Щербины, который внес неоценимый вклад в дело спасения и сохранения казачьих регалий. Экскурсии для «казачат» бесплатные.
Детский летний отдых
Ну и конечно же, в рамках патриотического воспитания молодежи казачье общество повсеместно организовывает детский летний отдых. Казачьи детские летние лагеря – это не просто организация досуга детей. В этих лагерях помимо воспитателей с детьми каждодневно работают казаки-наставники из казачьих обществ. Программа лагеря насыщена казачьей составляющей. Помимо отдыха дети изучают историю и традиции кубанского казачества, с детьми проводят беседы священнослужители и члены Советов стариков казачьих обществ. Организуются различного рода казачьи спортивные соревнования и культурно массовые мероприятия, направленные на изучение традиционной казачьей культуры.
«Я против военизации детства». В Краснодарском крае мать первоклассницы борется против превращения школы в казачью
Мать первоклассницы из станицы Старотитаровской Краснодарского края выступила против превращения общеобразовательной школы в казачью: завела инстаграм и начала сбор подписей. Казачьи классы и целые школы казачьей направленности по инициативе бывшего губернатора Александра Ткачева появляются в крае с 2004 года. Настоящее Время рассказывает, чем такие школы отличаются от обычных и что происходит, когда кто-то из родителей выступает против.
Что такое казачьи школы и чему в них учат детей
Екатерина Цвилева – жительница станицы Старотитаровской и мать четверых детей. В Краснодарский край Екатерина с семьей переехала шесть лет назад из Москвы, чтобы поправить здоровье старшего сына (у него ДЦП). По словам женщины, вся ее семья искренне полюбила Кубань и тихую станицу Старотитаровскую, приютившуюся на полуострове между Азовским и Черным морями.
Станица была основана черноморскими казаками еще в XVIII веке, и представители современного казачества здесь – как и на Кубани в целом – пользуются уважением и большой популярностью. На территории края есть множество казачьих объединений, обществ и союзов со своими атаманами. Больше 60 школ в Краснодарском крае носят статус «казачья», здесь есть семь кадетских казачьих корпусов, 4,5 тысячи казачьих классов в общеобразовательных школах и 14 казачьих детских садов.
В классах «казачьей направленности» школьники углубленно изучают традиции и обычаи казаков, историю Кубани и основы православной культуры. В составлении программы для казачьих школ принимают участие представители Кубанского казачьего войска, Департамент по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края, а также историки и краеведы Кубанского государственного университета. За каждым казачьим классом закрепляется атаман-наставник из районного казачьего общества. Казаки беседуют с детьми о вреде курения и алкоголя, учат любить родину, а еще могут провести воспитательную беседу с теми, кто плохо себя ведет или не успевает по учебе.
Кроме этого, в программу общеобразовательных школ Краснодарского края входит курс кубановедения, на котором ученики 1-11-х классов тоже знакомятся историей и традициями казаков.
В конце лета 2020 года руководство школы №6 станицы Старотитаровской сообщило родителям учеников, что в следующем учебном году их школа станет казачьей. Сейчас в школе №6 уже есть 21 класс «казачьей направленности». Екатерина Цвилева, чья младшая дочь Полина в этом году поступила в первый класс школы №6, вспоминает:
«На собрании перед 1 сентября нам сказали, что решение о присвоении школе статуса «казачья» принято атаманом Кубанского казачьего войска Николаем Долудой, – говорит Екатерина. – Когда я спросила, что означает этот статус, мне ответили, что он носит чисто образовательный формат, ребята будут изучать казачью культуру, но при этом в школу нужно будет носить казачью форму, которую должны купить родители, и посещать занятия по строевой подготовке».
По мнению Екатерины, одевать детей в форму с погонами и заставлять их ходить строем в общеобразовательное школе – неправильно. «Я обожаю Кубань и уважаю казаков. Казачьи классы – это здорово, когда родители могут отдать туда детей по выбору. Но я не хочу одевать своего ребенка в военную форму. Я не хочу учить титулы атаманов и казачьи заповеди. Я против военизации детства», – рассказывает Екатерина Цвилева.
«Зачем первоклашке учить титулы казаков и их заповеди?» Как общеобразовательная школа становится казачьей
В конце сентября на урок кубановедения к первоклассникам школы №6 пришел член Союза казачьей молодежи Кубани Александр Малиновский. О том, что у их детей будет открытый урок с представителем казачества, родителей, по словам Екатерины Цвилевой, никто не предупредил.
«О каких-то визитах пишут на сайте школы, но родителей не уведомляют. Биографию Малиновского, например, я сама нашла в интернете, – говорит Екатерина. – Как правило, про этих людей ничего не известно, кроме того, что они казаки. Я считаю, что к работе с детьми нужно допускать только специалистов, которые прошли подготовку по педагогике и психологии».
После открытого урока классная руководительница разослала родителям первоклашек памятку, которую попросила выучить.
На памятке напечатаны имена местных казачьих атаманов и десять «заповедей казака». Среди них, например, такие: «Честь и доброе имя для казака дороже жизни», «Казаки все равны в правах», «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа». На вопрос «В каком классе вы учитесь?» составители памятки предлагают школьникам отвечать «В казачьем первом «В», а на вопрос о том, что им нравится изучать в казачьем классе, – «Много интересного о том, как жили люди раньше».
«Я не понимаю, зачем первоклашке учить титулы казаков. Я не понимаю, почему мы должны учить эти заповеди. И почему моему ребенку дают выучить наизусть готовые ответы на вопросы? С моей точки зрения, это программирование. В первом классе у детей еще слабо развито критическое мышление, они на слово верят своей учительнице. А тут она им говорит: «Выучи ответ на вопрос». Я считаю, что наши дети должны сами искать ответы на вопросы, используя все богатство знаний, накопленных человечеством к 2020 году», – убеждена Екатерина Цвилева.
«Сказали, что я нарушаю общественный порядок, и вызвали участкового»
Сейчас Екатерина публично добивается отмены решения о переводе школы №6 в статус казачьей. Женщина опирается на пункт 2 статьи 30 Конституции РФ, в котором говорится, что «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».
«Я понимаю, что это казачья станица, у меня есть друзья-казаки, которых казачьи школы устраивают. Но у родителей должно быть право выбора, где учить своих детей, иначе нарушаются мои конституционные права и свободы», – считает Екатерина.
В начале октября женщина создала в инстаграме страницу, на которой стала рассказывать обо всем, что происходит в учебном заведении. Екатерина выложила обращение к директору школы №6 Виталию Сухорукову, в котором попросила не привлекать ее дочь к участию в мероприятиях, проводимых представителями казачества. Кроме этого, женщина составила обращение к министру образования Краснодарского края Елене Воробьевой с просьбой остановить процедуру присвоения школе статуса «казачья» с сохранением казачьих классов. Подписаться под обращением могли те родители, которые, как и Екатерина Цвилева, не хотят перевода школы в новый статус.
Сбор подписей Екатерина проводила в пятницу, 9 октября. О том, где ее можно будет найти, она заранее написала на странице в инстаграме. Администрацию школы Екатерина тоже предупредила.
«В пятницу я пошла собирать подписи, встала недалеко от школы. Я установила информационный стенд, у меня была футболка с надписью «Я против военизации детства». Но родители просто обходили меня стороной, хотя на собрании перед началом года очень многие высказывали несогласие с тем, что школу будут делать казачьей», – рассказывает Екатерина. По ее словам, за день до сбора подписей в школе провели собрание, где ответили на вопросы родителей о казачьей школе. Однако саму Екатерину туда не пригласили.
Екатерина успела собрать всего четыре подписи, одна из которых – подпись ее мужа, когда к ней подошли две сотрудницы администрации Старотитаровского сельского поселения. Они отказались представиться и потребовали, чтобы Екатерина ушла с места сбора подписей, так как она «всем мешает».
«Сотрудницы администрации сказали, что я нарушаю общественный порядок, и вызвали участкового. С участковым общался мой муж, которого я попросила подъехать. Объяснительную тоже написал он. Я в это время общалась с атаманом Темрюкского района Виталием Хандошкой», – рассказала Екатерина.
Виталий Хандошка – казак, который также проводил урок в школе №6 в сентябре этого года. По словам Екатерины, сам атаман утверждает, что он – представитель некоммерческой организации. По данным Rusprofile, Хандошка является генеральным директором Темрюкского районного казачьего общества, основной вид деятельности которого – обеспечение общественного порядка и безопасности.
Виталий Хандошка в ответ на просьбу корреспондентки Настоящего Времени об интервью написал, что «вопросы, интересующие родителя, написавшего в инстаграм, ей разъяснены, она не против организации казачьего образовательного учреждения». Хандошка посчитал инцидент исчерпанным и от дальнейшего общения отказался.
Екатерина Цвилева говорит, что намерена продолжать вести свою страницу в инстаграме. Обращение с подписями (удалось собрать семь) она отправила в Министерство образования Краснодарского края, а также направила запрос в Минпросвещения России, где попросила уточнить форму организации учебного процесса в казачьей школе.
«Я доведу начатое до конца, получу ответы на все свои вопросы. Потом буду думать об альтернативных вариантах учебы дочери: переведу ее в другую школу или на семейное образование. Я переехала в станицу из Москвы, чтобы вырастить детей здоровыми – и физически, и психически. Я могла бы просто молча уйти в другую школу, но мне кажется, что это неправильно. Я думаю, если люди будут чаще задавать вопросы, то наша жизнь станет немножко лучше».
Аргументы сторонников казачьей школы
«Я родилась в этой станице, мой отец по духу казак, мой сын считает себя казаком. Я не против того, чтобы школа стала казачьей, но, мне кажется, у родителей может быть право выбора, должны быть и другие классы. В станице очень много приезжих, у людей может быть другая картина мира. Не все же чувствуют себя казаками!» – говорит Ирина Солонинкина, жительница станицы Старотитаровской, мама первоклассника Тимофея.
В детстве Ирина сама ходила в школу №6, а сейчас учебное заведение посещает ее сын.
Ирина говорит, что с удовольствием изучает традиции и историю казачества, а ее сын много знает о казаках от дедушки. «Лет 25 назад мой отец записался в казачье общество, но ушел оттуда буквально через две недели, – вспоминает Ирина. – Он решил, что не хочет быть там с теми людьми, кто тогда входил в объединение». Когда Тимофея попросили выучить заповеди казака, Ирина не посчитала это чем-то странным и страшным. Женщина говорит, что мальчик выучил памятку с удовольствием, так как ощущает себя казаком.
Форма с погонами, которую придется носить школьникам, если школу сделают казачьей, Ирине тоже не кажется плохой идеей: «Своему сыну к началу учебного года я покупала обычную школьную форму и потратила на нее около 15 тысяч рублей. Нужно было купить несколько брюк, три рубашки, ремень, туфли. Говорят, что казачья форма стоит даже дешевле, примерно 5 тысяч за весь комплект. К тому же она и прослужит дольше, ведь ее можно передавать из поколения в поколение».
Строевая подготовка, по мнению мамы первоклассника, поможет школьникам стать более дисциплинированными и сплоченными, научит уважать старших.
«В прошлом году у нас было районное соревнование по строевой подготовке, я тоже там присутствовала. То, что я увидела, меня очень приятно удивило. Все дети были собранными, в красивой форме, слаженно выполняли команды. Я не увидела ничего страшного в том, что они делают. Над ними никто не издевался. И девушки, и юноши с достоинством демонстрировали свою подготовку. Все было красиво, я ничего плохого не увидела. Мне кажется, это хорошо, что дети учатся работать вместе», – рассказала Ирина.
О казаках, которые приходили в школу №6, Ирина мало что знает, но об атамане Хандошке ее знакомые отзываются хорошо, говорят, что он очень открытый и приятный человек, готовый прийти на помощь. По словам женщины, у Тимофея еще не было никаких открытых уроков с представителями казачества. Также Ирина рассказала, что не слышала ни о каких родительских собраниях, кроме организационного перед 1 сентября.
Что говорят школа и министерство образования
На запрос Настоящего Времени администрация школы №6 ответила, что директор заведения Виталий Сухоруков с 12 октября ушел в отпуск и не может дать никаких комментариев.
В Министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Настоящему Времени объяснили, что для присвоения школе статуса «казачья» она должна подать заявку с пакетом документов, куда входит ходатайство районного казачьего общества. Школа № 6 такой пакет предоставила. Присвоение статуса происходит приказом Министерства образования и Департамента по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью. При этом «казачий» статус школы не отражается в названии учебного учреждения и уставе.
В министерстве также сообщили, что для присвоения статуса «казачья» необходимо наличие «образовательного спроса и заказа участников образовательной деятельности, заинтересованности педагогического коллектива, районного казачьего общества, муниципального органа управления образованием и наличие более 50% классов казачьей направленности». О согласии родителей в ответе министерства ничего не говорится, однако упоминается, что детям из общеобразовательных классов доступны внеурочные курсы, не связанные с казачеством.
При этом казачья школа имеет право на внесение изменений в «организацию образовательной деятельности, содержание образования и управление образовательной организацией» в рамках российского законодательства. Кроме этого, совместно с казачьим обществом может быть принято решение о дополнительном финансировании казачьей образовательной организации.
Статус «казачья» повлияет в первую очередь на «организацию воспитательной работы», заявили в министерстве. Казачьи классы будут изучать историю, традиции, а также «военно-спортивное и духовно-нравственное наследие» кубанского казачества во внеурочное время. Работу казаков-наставников организует и курирует не школа, а Кубанское казачье войско и Департамент по делам казачества.
UPD. В материал внесены изменения 16 октября 2020 года: добавлены четыре последних абзаца с комментарием Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края