Казачий класс в школе что

Чем казачья школа отличается от обычной?

Образовательная программа составляется региональным министерством образования и науки совместно с Кубанским казачьим войском, департаментом по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края и авторским коллективом, состоящим из ведущих историков, краеведов, преподающих в Кубанском государственном университете. Ученики казачьих школ и классов участвуют в культурных и спортивных мероприятиях, в организации которых принимают участие районные, станичные и хуторские казачьи общества.

Юные казачата одеты в форму образца, утвержденного для таких образовательных учреждений. По отзывам родителей и учителей, эту одежду дети носят с удовольствием.

Взрослые отмечают, что казачьи классы становятся более сплоченными, в них царит дух товарищества и взаимопомощи, ученики ответственно относятся к урокам и другим заданиям, повышается общая успеваемость.

БЕРУТ ПРИМЕР С НАСТАВНИКОВ

За каждым классом закрепляется наставник, состоящий в районном казачьем обществе. Он служит для ребят примером поведения при общении со старшими, младшими и равными, отношения к государству, работе, семье. К нему дети могут обратиться за советом и помощью.

Например, наставники школы № 18 села Юровка регулярно проводят с детьми беседы о вреде курения, употребления алкоголя и опасности наркотиков, выезжают вместе с ними на экскурсии. Казак районного или хуторского КО не гость в школе, он участвует в воспитательном процессе наравне с педагогами.

В казачьих школах большое внимание уделяют не только образованию, но и воспитанию, закладывая в подрастающем поколении понятия чести, долга, ответственности, патриотизма. В современном мире, где юным умам бывает трудно найти опору, такие устои, несомненно, помогут выпускникам казачьих образовательных учреждений стать зрелыми личностями, достойными гражданами своей страны.

Всего в Краснодарском крае в казачьих классах, школах, кадетских корпусах обучается более 85 тысяч человек.

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛЬНЫЙ МИР

Визит атамана ККВ Николая Долуды стал большим событием для села. Вместе с ним в Юровку приехали мэр Анапы Юрий Поляков, сотрудники администрации муниципалитета, казаки районного КО.

Делегацию приветствовал атаман школы №18 Артем Смелик. Экскурсию по образовательному учреждению провели 10-классницы сестры-казачки Алина и Мелита Шевченко и 6-классница Анастасия Гузий.

Николай Долуда посетил в младших и средних классах уроки православной культуры, истории кубанского казачества. Он подарил школьной библиотеке книгу о кубанских казаках, освобождавших Крым, и фотоальбом о современном Кубанском казачьем
войске.

Любо было атаману видеть и слышать, как бойко ребята отвечают на вопросы об истории заселения кубанских земель, с каким восхищением рассказывают о подвигах казаков, как глубоко понимают казачьи заповеди: «Честь и доброе имя для казака дороже жизни», «По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем», «Будь трудолюбив. Не бездействуй», «Погибай, а товарища выручай», «Держи слово. Слово казака дорого» и все остальные.

Казаки всегда были опорой российской государственности, остаются ею и сегодня. Непрерывное казачье воспитание формирует личность молодых людей, которые продолжают традиции предков и способны сохранять в себе сильный казачий дух, несмотря на искушения современности.

КАРТИНЫ ПРОШЛОГО В ДЕТСКИХ ГЛАЗАХ

Несомненно, сельские ребята надолго запомнят, как общались с атаманом Кубанского казачьего войска. Торжественная встреча началась с молебна. Дети привычно крестились и повторяли за батюшкой слова молитвы.

Николай Долуда вручил ребятам подарки — телевизор и спортивный инвентарь. В проникновенной беседе батька напомнил им о непростой истории кубанского казачества, о его победах, взлетах, периодах гонений и репрессий.

Атаман рассказал о героических событиях современности. Как живые вставали перед внутренним взором детей картины спасения казаками пострадавших от наводнения в Крымске. Школьники узнали, какую большую помощь оказали казаки Кубанского войска жителям Крыма в их борьбе за независимость. Какую важную роль сыграли они в деле возвращения республики в состав Российской Федерации.

У каждого ученика была возможность лично задать вопрос атаману, поинтересоваться мнением, получить совет.

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

СОЮЗ ОБЪЕДИНЯЕТ ПАТРИОТОВ

Николай Долуда рассказал о повседневной работе казаков, которые занимаются всеми видами деятельности, определенными Федеральным законом № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». Кроме того, они активно участвуют в общественной жизни своих городов, сел и станиц.

— Мы чтим героическое прошлое кубанского казачества, строим настоящее, но без вас, молодых патриотов, у Кубанского казачьего войска не может быть будущего, — обратился к ребятам атаман. — Чтобы у вас была платформа для реализации своего потенциала, чтобы молодая сила казачества объединилась в один мощный кулак, мы создали Союз казачьей молодежи Кубани.

В состав Союза могут войти все те, кто разделяет духовные ценности и уклад жизни казаков. Общественная организация проводит мероприятия, направленные на сохранение истории и культуры Кубани, волонтерские и добровольческие акции, спортивные состязания.

В школе № 18 села Юровка о новом молодежном движении знают не понаслышке. Для учеников это «живая» организация, в рамках которой проводятся интересные мероприятия. Яркие впечатления о них останутся с ребятами на всю жизнь.

В завершение встречи в честь приезда батьки казачата устроили праздничный концерт.

Валерий Плотников, атаман Анапского районного казачьего общества:

— Первый казачий класс в Анапе появился в 2004 году в школе №15 станицы Гостагаевской. Сегодня в районе насчитывается 59 классов и 20 групп казачьей направленности, 1943 учащихся выбрали образование с упором на казачий устав.

Присвоение школе №18 села Юровка статуса «казачья» для нас очень важно. Районное общество динамично развивается, а в этой школе и других классах казачьей направленности воспитываются наши молодые товарищи, которые продолжат дела казаков и впишут в нашу историю новые страницы. Сегодня это просто казачата, атаманы классов, атаманы школ. Пройдут годы, и они станут атаманами районов, первичных казачьих обществ, хуторов и станиц.

Без молодежи у любой организации не может быть будущего.

Мы и раньше вели шефство над школой № 18, а теперь можно считать, что она стала неотъемлемой частью нашего районного казачьего общества.

Сделаем все, что от нас зависит, чтобы в ближайшее время статус «казачья» был присвоен и другим школам Анапского района и чтобы эти образовательные учреждения становились лучшими по всем показателям.

Источник

Казачьи школы и классы на Кубани: особенности образования

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

Постепенно казачье образование становится очень востребованным — потому что организован не только образовательный, но и воспитательный процесс, что в настоящее время архиважно: все больше детей страдают зависимостью от онлайна и гаджетов, теряют мотивацию к учебе, выходят контроля родителей. Решать проблему достаточно сложно, куда практичнее постараться не допустить такого развития событий — и казачьи школы становятся реальной возможностью для этого.

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

Какое оно — казачье образование и воспитание? Как работает система непрерывного казачьего образования? Кто может стать и прийти в класс к детям? Какие есть наставники? Что они пытаются донести? Какие идеи заложены во всем? Об этом и другом состоялся разговор в прямом эфире Радио 107.7. Атаман Темрюкского районного казачьего общества Виталий Хандошка ответил на вопросы Вадима Гончарова в утреннем шоу «Атмосфера» и поделился со слушателями опытом своей работы.

Это был очень интересный разговор. И «ВК Пресс» запросил на радио запись эфира (большое спасибо за нее коллегам!), чтобы подготовить небольшую часть разговора в печатной форме: информация будет полезна как для тех, кто уже сделал выбор в пользу казачьего образования, так и для тех, кто только размышляет о такой возможности. И, конечно, для всех неравнодушных, интересующихся процессами в современном обществе.

Как атаман пришел в казачество и стал наставником

Вернулся домой, увидел, что открываются казачьи классы, пришел к атаману и попросил назначить меня наставником. Молодежь не должна быть неподготовленной и беспомощной. Парни должны уметь защитить себя, постоять за свою землю, дать отпор любой агрессии и быть готовыми к этому, а не смотреть беспомощно, как тот молодой солдат.

С этого момента все и началось. Сначала работал с казачатами одного класса, потом стал помогать второй школе. И до сих пор я наставник — прихожу в казачьи классы, помогаю, рассказываю, учу.

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

Система непрерывного казачьего образования

— Сфера непрерывного образования сейчас в тренде. В Темрюкском районе 152 казачьих класса, в них обучается 3019 казачат. Работают два казачьих садика, одна школа и еще две готовятся получить такой статус, есть казачий техникум и филиал института имени Разумовского.

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

Дети могут переходить из казачьего садика в казачью школу, а затем — в казачий техникум или казачий институт. Конечно, в институте не все профессии, и молодежь может выбирать более модные направления. Но мы во время работы с казачатами нацеливаем их на будущее в родном районе.

Особая роль наставников

— На сегодня в Темрюкском районе всего 30 наставников, но каждый из них достоин этого звания. Нет задачи отправить хоть к детям: работа с молодежью очень сложная и ответственная, наставники проходят специальную педагогическую подготовку. Мы проводим очень серьезный отбор кандидатов. Атаман Таманского отдела Иван Васильевич Безуглый держит на контроле эту работу. И главное требование — возможность наладить качественную коммуникацию с подрастающим поколением.

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

Наставнику есаулу Виктору Семеновичу Полюшенко 75 лет, в прошлом — преподаватель, сейчас на пенсии и занимается с казачьими классами, очень хорошо ладит с детьми, казачата его любят и уважают. Старшему уряднику Александру Александровичу Юрченко 38 лет, он начальник строительного участка в «Таманьнефтегаз», глава многодетной семьи (четверо детей), занятой человек. Но все свое свободное время отдает воспитанию молодежи, занимается с казачьими классами. Важно не количество наставников, а эффективность и качество их работы.

— Когда мы приходим к детям, рассказываем о казачьих традициях, большое внимание уделяем православной вере, добрососедским отношениям с народами, с которыми рядом живем на этой земле. Отличным методическим подспорьем для служит книга «Казачья доля», написанная ныне покойным председателем Совета стариков ККВ Павлом Захаровичем Фроловым. Он доступно, в деталях объясняет традиции, обычаи. Рассказывает об отношении казака к женщине, к матери, к друзьям, соседям, гостю.

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

Идет настоящее нравственное воспитание, закладываются не только казачьи, но и общечеловеческие ценности. К сожалению, детей вне казачьих школ сейчас практически не воспитывают.

Казачьи не по статусу, а по сути

— Мне часто задают вопрос: что делать, чтобы казачьими классы были не только по статусу, но и по сути? В первую очередь надо, чтобы сами дети приняли это. Сейчас в казачьи классы выстраиваются очереди, идут отборы — возможно, не все всех районах. Но там, где работа поставлена хорошо, родители стараются выбрать именно казачью школу для своих детей. Потому что образование образованием, а дополнительное развитие ребенка никак не менее важно для казачества. Мы занимаемся с детьми не только в рамках дополнительных дисциплин и факультативов, но и вне уроков, поскольку наша задача — не только рассказать обо всем в теории, но и на практике отвлечь от улицы и плохого.

Институт наставничества — это очень близкое общение с детьми. Со временем наставник становится практически членом семьи, с ним делятся радостью, болью, планами, он помогает при поступлении в казачий вуз, определяет в казачьи войска. Когда парни уходят в армию — ребята служат на территории края. Потом с ним приходят в казачье общество. Даже работу своим детям помогает подыскать. В системе казачьего образования дети не остаются один на один со сложными вопросами.

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

Духовные наставники в кадетских корпусах и школах

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

Сейчас и не знают, как с этим бороться: гаджетомания, игромания, различные неформальные течения, которые очень опасны и для морального здоровья, и для физического, и даже для жизни. Миссия духовного наставника — помогать идти по жизни и оберегать детей от соблазнов. Это всегда прекрасный психолог, который может простым языком донести, что такое хорошо и что такое плохо. Задача духовника — не просто приходить в казачьи школы или кадетские корпуса и учить молитвам или рассказывать о заповедях, а быть настоящим другом. Потому что молодежь не скажет своему то, что можно открыть Богу.

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

Духовник поможет молодежи не сделать опасный шаг. В школах и корпусах есть молельные комнаты, куда казачонок может прийти и попросить Божьей помощи перед важным мероприятием, экзаменом, оставить записочку о здравии своих близких — в кадетских корпусах многие живут далеко от семей и скучают, а такая забота о родных согревает мальчишек. Ну и пообщаться со священником, спросить у него совета, как сделать лучше. Чем чаще дети будут общаться с батюшками, тем добрее будут их сердца, светлее будут их помыслы. Тем внимательнее они будут к близким, больше будет милосердия в их жизни. И меньше зла во всем мире.

И, конечно, самая важная в казачьем воспитании роль — это роль семьи. Общаемся с родителями детей — не всегда легко, но есть и много казачьих семей, в которых сохранились традиции.

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

Залог успеха — в том, чтобы заботиться о будущем детей и молодежи всем вместе и не потерять поколение.

Источник

За парту — в погонах: Кто и зачем идет в казачьи классы

Этих мальчишек и девчонок легко выделить из разношерстной толпы школьников. Их форма немного напоминает военную: белая рубашка, галстук, поверх надет черный китель с погонами и эмблемой на рукаве. На голове — пилотка. Это ученики казачьих классов — сейчас они открыты в каждой краснодарской школе. «КИ» разбирались, чем занимается молодежь в этих классах и зачем отдавать туда детей.

Когда наставник — родной человек

Некоторые краснодарцы отдают своих детей в казачьи классы целенаправленно. А кто-то попадает туда случайно. Именно так это произошло с Василием Мальцевым, который посещал казачий класс первые три года в школе №84.

Вот как это время вспоминает его мама Людмила Мальцева:

— Сначала я была не в восторге от того, что Вася попал в казачий класс, но позже полностью изменила свое мнение. Казачий наставник, который занимался с классом моего сына, водил детей на казачье подворье, в православный храм. Учил их, как правильно посещать церковь, правильно относиться к жизни. В конце 3-го класса ребята поехали на полевые сборы, по окончании которых сыну даже выдали грамоту — он до сих пор ею гордится. Наверное, это лучше всего говорит о том, нравилось ли сыну учиться в казачьем классе. А с его бывшим наставником мы встречаемся до сих пор. Нам он как родной человек.

Популярность казачьих классов в крае привела к появлению казачьих школ. Сегодня в Краснодаре четыре школы с региональным статусом казачьей образовательной организации: № 8, 60, 61 и 79.

Заместитель председателя Союза казачьей молодежи Кубани Ксения Евтушенко отмечает, что вскоре казачьи школы могут стать федеральными площадками и их опыт можно передавать на всю Россию:

— Никто не обращает детей в православную веру, не пытается поменять мировоззрение подростков. На уроках педагоги больше говорят о добре — как основе любой морали, независимо от вероисповедания. Детям пытаются донести, зачем людям необходимы взаимовыручка, сострадание и терпение.

Никакого формализма

Решение организовать казачий класс принимается родителями вместе с педагогами, а у школы должны быть налажены отношения с местным православным храмом. Никакого формализма.

Все казачата с 1-го по 11-й класс носят уставную форму. В казачьих классах занимаются как девочки, так и мальчики, причем в той же пропорции, что и в обычных коллективах.

Помимо школьных занятий, казачья молодежь принимает участие в мероприятиях Кубанского казачьего войска и Союза казачьей молодежи Кубани: конкурсах, викторинах, выставках. Старшеклассники выезжают вместе с казаками на военно-полевые сборы. В городе регулярно проходят соревнования по армейскому рукопашному бою, казачье-юношеские игры. Проводится конкурс на лучшее исполнение казачьей песни.

Молодые казачата регулярно принимают участие в параде, посвященном принятию Закона «О реабилитации репрессированных народов». Проходит он 26 апреля. Строевой коробкой маршируют в Краснодаре воспитанники всех 63 казачьих школ края.

Выпускники казачьих классов, если они подали прошение в районное казачье общество, смогут продолжить обучение в Северо-Кавказском техникуме «Знание», созданном Кубанским казачьим войском, в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, в Кубанском казачьем государственном институте пищевой индустрии и бизнеса им. К. Разумовского в Темрюке. Так же, как и все, они поступают в эти заведения на общих основаниях. Казачье образование будет лишь дополнительным преимуществом при равенстве баллов.

Сейчас в Краснодаре создано 370 казачьих классов. В них учится 11 160 детей. И эта цифра растет с каждым годом. Причина тому — одобрение казачьего воспитания со стороны родителей. Краснодарцы видят, что казачьи классы — это не попытка воспитать только будущих солдат. Молодым казакам пытаются привить уважение к старшим, к женщинам, учат гостеприимству. Ведь именно этого порой не хватает не только молодежи, но и всему российскому обществу.

Прямая речь

Виктор Шевченко, главный специалист отдела по делам казачества управления по делам казачества и военнослужащих администрации Краснодара:

— Казачьи классы вызывают живой интерес как у родителей, так и учащихся. За 8 лет в Краснодаре в более чем 30 раз выросло количество классов казачьей направленности. К тому же в 2017 году в нашем городе 4 школам был присвоен региональный статус «Казачье образовательное учреждение». Юные казаки и казачки Краснодара демонстрируют солидный уровень, регулярно становясь победителями и призерами краевых и всероссийских конкурсов и соревнований. В мае 2019-го краснодарская делегация учащихся классов казачьей направленности была приглашена в Москву для участия в параде кадетов на Поклонной горе.

Факт

Казачьи классы появились в Краснодаре еще в начале 90-х годов XX века. В них детям преподают те же самые предметы плюс дополнительные. В начальной школе казачатам — историю и традиции кубанского казачества, основы православной культуры, а также блок военно-спортивных дисциплин. С 5-го по 9-й класс рассказывают о современном казачестве: его фольклоре, танцах, обрядах. Где-то такие дисциплины входят в учебный план, где-то преподаются в формате факультативных занятий.

Источник

Казачий класс – как форма организации жизнедеятельности детского коллектива

Казачий класс – как форма организации жизнедеятельности детского коллектива

Аношкина Людмила Витальевна, МОУ СОШ № 18 х.Первомайского Мостовский район Краснодарский край,
заместитель директора по воспитательной работе

Цель: формирование ценностных ориентации через организацию жизнедеятельности казачьего класса.

Педагогические задачи: воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение истории казачества, включение семьи в систему воспитательной работы.

Классный руководитель осуществляет воспитательную работу в соответствии с воспитательными задачами.

Реализация педагогических задач.
1. Важнейшей педагогической задачей является воспитание гражданина и патриота Отечества. Важное место в воспитательной работе занимает воспитание Мужчины. Класс состоит в основном из одних мальчиков. Это учащиеся из малообеспеченных семей. Есть ребята из многодетных и неблагополучных семей. Много времени мы уделяем беседам о культуре поведения, культуре общения. В основу воспитания взят цикл классных часов «Я в мире. мир во мне».
2. Воспитание уважительного отношения к ветеранам войны, труда, к пожилым людям. Класс постоянно оказывает шефскую помощь вдовам и ветеранам ВОВ, пенсионерам, организует поздравления к праздникам. Неотъемлемой частью всей воспитательной работы планировалось тесное взаимодействие с семьей. К сожалению этот вопрос остается открытым, «неблагополучные» семьи слабо идут на контакт. Но есть и результат: один ребенок из данной категории семей мечтает поступить в казачий краевой кадетский корпус и пробует свои возможности.

Реализация психологических задач.
В наше очень меняющееся время человек должен быть собран, организован для того, чтобы решить. достичь. Поэтому одной из психологических задач является привитие казачатам навыков самоорганизации (это первое необходимое условие для воспитания детей с девиантным поведением). К этому обязывает плотный график жизнедеятельности класса.

Во второй половине дня проходят занятия в факультативах и кружках, спортивных секциях, соревнования, воспитательные мероприятия. На первом этапе занятия во всех секциях обязательны для всех, в следующем году ребята будут определяться по своему усмотрению.

Строго контролируются посещения занятий, опоздания, замечания на уроках. Еженедельно мы выставляем оценку за поведение.

Для воспитания творческой личности необходимо предоставить ей возможность для самореализации. Деятельность мы строим, сочетая разнообразные формы воспитательной работы, чтобы каждый ребенок имел возможности опробовать свои силы и найти себя. Каждый классный час мы используем для игровой деятельности, состязаний по предметам. Вот некоторые из них: расскажи мне о себе, праздник осени и весны, рыцарские турниры, праздник мам, спорт или наркотики, первоапрельский КВН, классные часы «Космос и вселенная», «Они дошли с победой до Рейхстага».

Участие в игровой деятельности принимают все ребята, задания выполняются и индивидуально и коллективно. Без личности нет коллектива, а есть толпа.

Воспитательная работа ведется таким образом, чтобы каждый ребенок опробовал свои силы в разнообразной деятельности. И коллектив движется вперед за счет развития и роста каждой личности и в рамках общего дела. Для того чтобы стимулировать саморазвитие учащихся казачьего класса мы организовали соревнования между ребятами, они включают все стороны нашей жизни:
1. учеба;
2. дисциплина без замечаний;
3. участие в организации классных дел;
4. участие в спортивных соревнованиях;
5. посещение факультатива «Основы православной культуры»;
6. военная выправка;
7. умение пользоваться пневматической винтовкой.

Подведение итогов проводится два раза в год (День защитников Отечества, завершение учебного года).

Результативность работы: Многие ребята желают выступать в роли организатора, умеют высказывать свое мнение, имеют хорошие спортивные результаты, владеют навыками военной подготовки.

Организация казачьего класса возможна при условиях:
— Наличие интереса детей к данному виду деятельности.
— Активное содействие родителей в воспитательном процессе.
— Наличие установившихся связей с казачеством района.
— Материальная поддержка (форма, учебная литература, организация культурных мероприятий).

Научно практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности – Краснодар, 2007.

Источник

«Я против военизации детства». В Краснодарском крае мать первоклассницы борется против превращения школы в казачью

Мать первоклассницы из станицы Старотитаровской Краснодарского края выступила против превращения общеобразовательной школы в казачью: завела инстаграм и начала сбор подписей. Казачьи классы и целые школы казачьей направленности по инициативе бывшего губернатора Александра Ткачева появляются в крае с 2004 года. Настоящее Время рассказывает, чем такие школы отличаются от обычных и что происходит, когда кто-то из родителей выступает против.

Что такое казачьи школы и чему в них учат детей

Екатерина Цвилева – жительница станицы Старотитаровской и мать четверых детей. В Краснодарский край Екатерина с семьей переехала шесть лет назад из Москвы, чтобы поправить здоровье старшего сына (у него ДЦП). По словам женщины, вся ее семья искренне полюбила Кубань и тихую станицу Старотитаровскую, приютившуюся на полуострове между Азовским и Черным морями.

Станица была основана черноморскими казаками еще в XVIII веке, и представители современного казачества здесь – как и на Кубани в целом – пользуются уважением и большой популярностью. На территории края есть множество казачьих объединений, обществ и союзов со своими атаманами. Больше 60 школ в Краснодарском крае носят статус «казачья», здесь есть семь кадетских казачьих корпусов, 4,5 тысячи казачьих классов в общеобразовательных школах и 14 казачьих детских садов.

В классах «казачьей направленности» школьники углубленно изучают традиции и обычаи казаков, историю Кубани и основы православной культуры. В составлении программы для казачьих школ принимают участие представители Кубанского казачьего войска, Департамент по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края, а также историки и краеведы Кубанского государственного университета. За каждым казачьим классом закрепляется атаман-наставник из районного казачьего общества. Казаки беседуют с детьми о вреде курения и алкоголя, учат любить родину, а еще могут провести воспитательную беседу с теми, кто плохо себя ведет или не успевает по учебе.

Кроме этого, в программу общеобразовательных школ Краснодарского края входит курс кубановедения, на котором ученики 1-11-х классов тоже знакомятся историей и традициями казаков.

В конце лета 2020 года руководство школы №6 станицы Старотитаровской сообщило родителям учеников, что в следующем учебном году их школа станет казачьей. Сейчас в школе №6 уже есть 21 класс «казачьей направленности». Екатерина Цвилева, чья младшая дочь Полина в этом году поступила в первый класс школы №6, вспоминает:

«На собрании перед 1 сентября нам сказали, что решение о присвоении школе статуса «казачья» принято атаманом Кубанского казачьего войска Николаем Долудой, – говорит Екатерина. – Когда я спросила, что означает этот статус, мне ответили, что он носит чисто образовательный формат, ребята будут изучать казачью культуру, но при этом в школу нужно будет носить казачью форму, которую должны купить родители, и посещать занятия по строевой подготовке».

По мнению Екатерины, одевать детей в форму с погонами и заставлять их ходить строем в общеобразовательное школе – неправильно. «Я обожаю Кубань и уважаю казаков. Казачьи классы – это здорово, когда родители могут отдать туда детей по выбору. Но я не хочу одевать своего ребенка в военную форму. Я не хочу учить титулы атаманов и казачьи заповеди. Я против военизации детства», – рассказывает Екатерина Цвилева.

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

«Зачем первоклашке учить титулы казаков и их заповеди?» Как общеобразовательная школа становится казачьей

В конце сентября на урок кубановедения к первоклассникам школы №6 пришел член Союза казачьей молодежи Кубани Александр Малиновский. О том, что у их детей будет открытый урок с представителем казачества, родителей, по словам Екатерины Цвилевой, никто не предупредил.

«О каких-то визитах пишут на сайте школы, но родителей не уведомляют. Биографию Малиновского, например, я сама нашла в интернете, – говорит Екатерина. – Как правило, про этих людей ничего не известно, кроме того, что они казаки. Я считаю, что к работе с детьми нужно допускать только специалистов, которые прошли подготовку по педагогике и психологии».

После открытого урока классная руководительница разослала родителям первоклашек памятку, которую попросила выучить.

На памятке напечатаны имена местных казачьих атаманов и десять «заповедей казака». Среди них, например, такие: «Честь и доброе имя для казака дороже жизни», «Казаки все равны в правах», «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа». На вопрос «В каком классе вы учитесь?» составители памятки предлагают школьникам отвечать «В казачьем первом «В», а на вопрос о том, что им нравится изучать в казачьем классе, – «Много интересного о том, как жили люди раньше».

«Я не понимаю, зачем первоклашке учить титулы казаков. Я не понимаю, почему мы должны учить эти заповеди. И почему моему ребенку дают выучить наизусть готовые ответы на вопросы? С моей точки зрения, это программирование. В первом классе у детей еще слабо развито критическое мышление, они на слово верят своей учительнице. А тут она им говорит: «Выучи ответ на вопрос». Я считаю, что наши дети должны сами искать ответы на вопросы, используя все богатство знаний, накопленных человечеством к 2020 году», – убеждена Екатерина Цвилева.

«Сказали, что я нарушаю общественный порядок, и вызвали участкового»

Сейчас Екатерина публично добивается отмены решения о переводе школы №6 в статус казачьей. Женщина опирается на пункт 2 статьи 30 Конституции РФ, в котором говорится, что «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

«Я понимаю, что это казачья станица, у меня есть друзья-казаки, которых казачьи школы устраивают. Но у родителей должно быть право выбора, где учить своих детей, иначе нарушаются мои конституционные права и свободы», – считает Екатерина.

В начале октября женщина создала в инстаграме страницу, на которой стала рассказывать обо всем, что происходит в учебном заведении. Екатерина выложила обращение к директору школы №6 Виталию Сухорукову, в котором попросила не привлекать ее дочь к участию в мероприятиях, проводимых представителями казачества. Кроме этого, женщина составила обращение к министру образования Краснодарского края Елене Воробьевой с просьбой остановить процедуру присвоения школе статуса «казачья» с сохранением казачьих классов. Подписаться под обращением могли те родители, которые, как и Екатерина Цвилева, не хотят перевода школы в новый статус.

Сбор подписей Екатерина проводила в пятницу, 9 октября. О том, где ее можно будет найти, она заранее написала на странице в инстаграме. Администрацию школы Екатерина тоже предупредила.

«В пятницу я пошла собирать подписи, встала недалеко от школы. Я установила информационный стенд, у меня была футболка с надписью «Я против военизации детства». Но родители просто обходили меня стороной, хотя на собрании перед началом года очень многие высказывали несогласие с тем, что школу будут делать казачьей», – рассказывает Екатерина. По ее словам, за день до сбора подписей в школе провели собрание, где ответили на вопросы родителей о казачьей школе. Однако саму Екатерину туда не пригласили.

Екатерина успела собрать всего четыре подписи, одна из которых – подпись ее мужа, когда к ней подошли две сотрудницы администрации Старотитаровского сельского поселения. Они отказались представиться и потребовали, чтобы Екатерина ушла с места сбора подписей, так как она «всем мешает».

«Сотрудницы администрации сказали, что я нарушаю общественный порядок, и вызвали участкового. С участковым общался мой муж, которого я попросила подъехать. Объяснительную тоже написал он. Я в это время общалась с атаманом Темрюкского района Виталием Хандошкой», – рассказала Екатерина.

Виталий Хандошка – казак, который также проводил урок в школе №6 в сентябре этого года. По словам Екатерины, сам атаман утверждает, что он – представитель некоммерческой организации. По данным Rusprofile, Хандошка является генеральным директором Темрюкского районного казачьего общества, основной вид деятельности которого – обеспечение общественного порядка и безопасности.

Виталий Хандошка в ответ на просьбу корреспондентки Настоящего Времени об интервью написал, что «вопросы, интересующие родителя, написавшего в инстаграм, ей разъяснены, она не против организации казачьего образовательного учреждения». Хандошка посчитал инцидент исчерпанным и от дальнейшего общения отказался.

Екатерина Цвилева говорит, что намерена продолжать вести свою страницу в инстаграме. Обращение с подписями (удалось собрать семь) она отправила в Министерство образования Краснодарского края, а также направила запрос в Минпросвещения России, где попросила уточнить форму организации учебного процесса в казачьей школе.

«Я доведу начатое до конца, получу ответы на все свои вопросы. Потом буду думать об альтернативных вариантах учебы дочери: переведу ее в другую школу или на семейное образование. Я переехала в станицу из Москвы, чтобы вырастить детей здоровыми – и физически, и психически. Я могла бы просто молча уйти в другую школу, но мне кажется, что это неправильно. Я думаю, если люди будут чаще задавать вопросы, то наша жизнь станет немножко лучше».

Аргументы сторонников казачьей школы

«Я родилась в этой станице, мой отец по духу казак, мой сын считает себя казаком. Я не против того, чтобы школа стала казачьей, но, мне кажется, у родителей может быть право выбора, должны быть и другие классы. В станице очень много приезжих, у людей может быть другая картина мира. Не все же чувствуют себя казаками!» – говорит Ирина Солонинкина, жительница станицы Старотитаровской, мама первоклассника Тимофея.

В детстве Ирина сама ходила в школу №6, а сейчас учебное заведение посещает ее сын.

Ирина говорит, что с удовольствием изучает традиции и историю казачества, а ее сын много знает о казаках от дедушки. «Лет 25 назад мой отец записался в казачье общество, но ушел оттуда буквально через две недели, – вспоминает Ирина. – Он решил, что не хочет быть там с теми людьми, кто тогда входил в объединение». Когда Тимофея попросили выучить заповеди казака, Ирина не посчитала это чем-то странным и страшным. Женщина говорит, что мальчик выучил памятку с удовольствием, так как ощущает себя казаком.

Форма с погонами, которую придется носить школьникам, если школу сделают казачьей, Ирине тоже не кажется плохой идеей: «Своему сыну к началу учебного года я покупала обычную школьную форму и потратила на нее около 15 тысяч рублей. Нужно было купить несколько брюк, три рубашки, ремень, туфли. Говорят, что казачья форма стоит даже дешевле, примерно 5 тысяч за весь комплект. К тому же она и прослужит дольше, ведь ее можно передавать из поколения в поколение».

Строевая подготовка, по мнению мамы первоклассника, поможет школьникам стать более дисциплинированными и сплоченными, научит уважать старших.

Казачий класс в школе что. Смотреть фото Казачий класс в школе что. Смотреть картинку Казачий класс в школе что. Картинка про Казачий класс в школе что. Фото Казачий класс в школе что

«В прошлом году у нас было районное соревнование по строевой подготовке, я тоже там присутствовала. То, что я увидела, меня очень приятно удивило. Все дети были собранными, в красивой форме, слаженно выполняли команды. Я не увидела ничего страшного в том, что они делают. Над ними никто не издевался. И девушки, и юноши с достоинством демонстрировали свою подготовку. Все было красиво, я ничего плохого не увидела. Мне кажется, это хорошо, что дети учатся работать вместе», – рассказала Ирина.

О казаках, которые приходили в школу №6, Ирина мало что знает, но об атамане Хандошке ее знакомые отзываются хорошо, говорят, что он очень открытый и приятный человек, готовый прийти на помощь. По словам женщины, у Тимофея еще не было никаких открытых уроков с представителями казачества. Также Ирина рассказала, что не слышала ни о каких родительских собраниях, кроме организационного перед 1 сентября.

Что говорят школа и министерство образования

На запрос Настоящего Времени администрация школы №6 ответила, что директор заведения Виталий Сухоруков с 12 октября ушел в отпуск и не может дать никаких комментариев.

В Министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Настоящему Времени объяснили, что для присвоения школе статуса «казачья» она должна подать заявку с пакетом документов, куда входит ходатайство районного казачьего общества. Школа № 6 такой пакет предоставила. Присвоение статуса происходит приказом Министерства образования и Департамента по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью. При этом «казачий» статус школы не отражается в названии учебного учреждения и уставе.

В министерстве также сообщили, что для присвоения статуса «казачья» необходимо наличие «образовательного спроса и заказа участников образовательной деятельности, заинтересованности педагогического коллектива, районного казачьего общества, муниципального органа управления образованием и наличие более 50% классов казачьей направленности». О согласии родителей в ответе министерства ничего не говорится, однако упоминается, что детям из общеобразовательных классов доступны внеурочные курсы, не связанные с казачеством.

При этом казачья школа имеет право на внесение изменений в «организацию образовательной деятельности, содержание образования и управление образовательной организацией» в рамках российского законодательства. Кроме этого, совместно с казачьим обществом может быть принято решение о дополнительном финансировании казачьей образовательной организации.

Статус «казачья» повлияет в первую очередь на «организацию воспитательной работы», заявили в министерстве. Казачьи классы будут изучать историю, традиции, а также «военно-спортивное и духовно-нравственное наследие» кубанского казачества во внеурочное время. Работу казаков-наставников организует и курирует не школа, а Кубанское казачье войско и Департамент по делам казачества.

UPD. В материал внесены изменения 16 октября 2020 года: добавлены четыре последних абзаца с комментарием Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *