Казачий класс в школе что это
Казачий класс – как форма организации жизнедеятельности детского коллектива
Казачий класс – как форма организации жизнедеятельности детского коллектива
Аношкина Людмила Витальевна, МОУ СОШ № 18 х.Первомайского Мостовский район Краснодарский край,
заместитель директора по воспитательной работе
Цель: формирование ценностных ориентации через организацию жизнедеятельности казачьего класса.
Педагогические задачи: воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение истории казачества, включение семьи в систему воспитательной работы.
Классный руководитель осуществляет воспитательную работу в соответствии с воспитательными задачами.
Реализация педагогических задач.
1. Важнейшей педагогической задачей является воспитание гражданина и патриота Отечества. Важное место в воспитательной работе занимает воспитание Мужчины. Класс состоит в основном из одних мальчиков. Это учащиеся из малообеспеченных семей. Есть ребята из многодетных и неблагополучных семей. Много времени мы уделяем беседам о культуре поведения, культуре общения. В основу воспитания взят цикл классных часов «Я в мире. мир во мне».
2. Воспитание уважительного отношения к ветеранам войны, труда, к пожилым людям. Класс постоянно оказывает шефскую помощь вдовам и ветеранам ВОВ, пенсионерам, организует поздравления к праздникам. Неотъемлемой частью всей воспитательной работы планировалось тесное взаимодействие с семьей. К сожалению этот вопрос остается открытым, «неблагополучные» семьи слабо идут на контакт. Но есть и результат: один ребенок из данной категории семей мечтает поступить в казачий краевой кадетский корпус и пробует свои возможности.
Реализация психологических задач.
В наше очень меняющееся время человек должен быть собран, организован для того, чтобы решить. достичь. Поэтому одной из психологических задач является привитие казачатам навыков самоорганизации (это первое необходимое условие для воспитания детей с девиантным поведением). К этому обязывает плотный график жизнедеятельности класса.
Во второй половине дня проходят занятия в факультативах и кружках, спортивных секциях, соревнования, воспитательные мероприятия. На первом этапе занятия во всех секциях обязательны для всех, в следующем году ребята будут определяться по своему усмотрению.
Строго контролируются посещения занятий, опоздания, замечания на уроках. Еженедельно мы выставляем оценку за поведение.
Для воспитания творческой личности необходимо предоставить ей возможность для самореализации. Деятельность мы строим, сочетая разнообразные формы воспитательной работы, чтобы каждый ребенок имел возможности опробовать свои силы и найти себя. Каждый классный час мы используем для игровой деятельности, состязаний по предметам. Вот некоторые из них: расскажи мне о себе, праздник осени и весны, рыцарские турниры, праздник мам, спорт или наркотики, первоапрельский КВН, классные часы «Космос и вселенная», «Они дошли с победой до Рейхстага».
Участие в игровой деятельности принимают все ребята, задания выполняются и индивидуально и коллективно. Без личности нет коллектива, а есть толпа.
Воспитательная работа ведется таким образом, чтобы каждый ребенок опробовал свои силы в разнообразной деятельности. И коллектив движется вперед за счет развития и роста каждой личности и в рамках общего дела. Для того чтобы стимулировать саморазвитие учащихся казачьего класса мы организовали соревнования между ребятами, они включают все стороны нашей жизни:
1. учеба;
2. дисциплина без замечаний;
3. участие в организации классных дел;
4. участие в спортивных соревнованиях;
5. посещение факультатива «Основы православной культуры»;
6. военная выправка;
7. умение пользоваться пневматической винтовкой.
Подведение итогов проводится два раза в год (День защитников Отечества, завершение учебного года).
Результативность работы: Многие ребята желают выступать в роли организатора, умеют высказывать свое мнение, имеют хорошие спортивные результаты, владеют навыками военной подготовки.
Организация казачьего класса возможна при условиях:
— Наличие интереса детей к данному виду деятельности.
— Активное содействие родителей в воспитательном процессе.
— Наличие установившихся связей с казачеством района.
— Материальная поддержка (форма, учебная литература, организация культурных мероприятий).
Научно практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности – Краснодар, 2007.
Что такое «класс казачьей направленности»? Всё, что вы хотели знать о казачьем классе.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Что такое «класс казачьей направленности»?
Всё, что вы хотели знать о казачьем классе.
1 сентября 2017 года в МБОУ СОШ № 47 был сформирован первый в истории школы класс казачьей направленности. В связи с этим у родителей и учеников появилось много вопросов: для чего созданы «казачьи классы», чем будут заниматься «казачата», чем отличается казачий класс от обычного общеобразовательного.
В условиях глубокого социокультурного кри зиса, пропаганды насилия и распространения информации, ока зывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессио нальные конфликты возникла необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологи ческой адаптации.
В целях совершенствования работы по обучению и воспитанию на основе историко-культурных традиций кубанского казачества, патриотического, духовно-нравственного воспитания обучающихся и в нашей школе был создан класс казачьей направленности по приказу №4177\76 от 01.09.16 «Об утверждении Положения о классах и группах казачьей направленности в образовательных организациях Краснодарского края» Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края и департамента по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
По данным на 2016-2017 учебный год в образовательных учреждениях Кубани действует более 2000 казачьих классов и групп казачьей направленности, которых обучаются более 65000 детей.
В таком классе ребята изучают в обязательном порядке кубановедение, основы православной культуры, историю кубанского казачества, традиционную казачью культуру, а также военно-спортивные дисциплины.
Причем изучение данных дисциплин проходит не стихийно и бессистемно, а в соответствии со специальными образовательными программами по каждой дисциплине, разработанными с 1 по 11 класс под контролем Кубанского казачьего войска, департамента по делам казачества Краснодарского края и министерства образования и науки Краснодарского края.
Кроме того, помимо учителей и классных руководителей, за каждым классом закреплен наставник из числа казаков казачьих обществ и представитель православной церкви. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — опре деляющим) фактором формирования культуры, развития государ ственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.
Каждый культурный человек должен быть знаком хотя бы с основами православия.
Повсеместное приобщение казачьей молодежи к Святой Православной вере, формирование духовности у ребенка – это основной стержень, на котором можно воспитать будущего патриота своей страны. Именно вера является основным двигателем в деле защиты Родины и в процессе возрождения казачьего народа. Именно поэтому мы стараемся повсеместно привлекать наших детей к участию во всех основных православных праздниках. На любых мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском, всегда присутствует священнослужитель, который читает молитву и обращается к молодежи с напутственным словом
Какая форма у казачат?
Ученики казачьего класса носят специальную форму: белые рубашки, черные брюки, для девочек юбки, галстук, пилотки с кокардой, красные погоны с вышивкой букв КК (казачий класс), форменные курточки с нашивками.
В казачьем классе учатся только мальчики?
Конечно же, нет. Девочки тоже учатся в этом классе. Раньше казачество было одним из самых закрытых сословий Российской империи. Казаком нельзя было стать, им можно было только родиться.
Отличается ли учебный план казачьего класса от обычного?
Количество часов на все предметы в казачьем классе точно такое же, как в общеобразовательном классе. Во внеурочной деятельности появляются специальные дисциплины.
Чем отличается учеба в таком классе?
Прежде всего своей направленностью и содержанием. Более глубоко изучается культура и традиции кубанского казачества. Воспитывается интерес и чувство сопричастности к истории своей страны.
Самоуправление в классе?
В казачьем классе выбирается атаман-уважаемый всеми ученик, серьёзный и ответственный, который помогает учителю организовать работу в классе.
Есть ли еще какие-нибудь особенности в этих классах?
Да. Например, «казачата» должны знать клич казаков: «Слава Кубани» и уметь отвечать «Героям слава!».
Каковы перспективы выпускников казачьих классов?
Кубанское казачье войско сотрудничает с учреждениями среднего и начального профессионального образования. Это техникумы, профессиональные училища, где тоже есть казачьи группы.
Также заключены договоры с двумя учреждениями высшего профессионального образования: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма и Московский государственным университетом технологий и управления им. Разумовского, филиал которого находится в г. Темрюк. Согласно этим договорам, в данных вузах для казачьей молодежи предоставляются бюджетные места. Студенты на эти места зачисляются только по целевому набору от Кубанского казачьего войска.
Кроме того, атаманом Кубанского казачьего войска Н.А. Долудой было инициировано ежегодное поощрение отличников казачьей учебы.
Ежегодно учащиеся казачьих классов, заканчивающие учебный год только на «отлично» получают из рук атамана Кубанского казачьего войска нагрудный знак «Отличник казачьей учебы», а также ценные призы и подарки. А для лучших студентов-казаков, обучающихся в вузах по целевому набору, была учреждена атаманская стипендия.
Также Кубанское казачье войско и само ежегодно организует и проводит фестивали казачьей культуры. Главным из них стал фестиваль фольклора, народных промыслов и ремесел «Казачье подворье», который ежегодно собирает до 500 участников.
Ежегодно проводятся экскурсии для юных казачат по историческим казачьим местам «Екатеринодар – град казачий». В рамках экскурсий дети посещают основные места города Краснодара, исторически значимые для кубанского казачества, знакомятся с казачьими памятниками, посещают православные храмы, присутствуют на церемониале «Час славы Кубани» (единственном в своем роде в России), и, самое главное, – посещают выставку «Регалии Кубанского казачьего войска» и могилу выдающегося кубанского историка Федора Андреевича Щербины, который внес неоценимый вклад в дело спасения и сохранения казачьих регалий. Экскурсии для «казачат» бесплатные.
Детский летний отдых
Ну и конечно же, в рамках патриотического воспитания молодежи казачье общество повсеместно организовывает детский летний отдых. Казачьи детские летние лагеря – это не просто организация досуга детей. В этих лагерях помимо воспитателей с детьми каждодневно работают казаки-наставники из казачьих обществ. Программа лагеря насыщена казачьей составляющей. Помимо отдыха дети изучают историю и традиции кубанского казачества, с детьми проводят беседы священнослужители и члены Советов стариков казачьих обществ. Организуются различного рода казачьи спортивные соревнования и культурно массовые мероприятия, направленные на изучение традиционной казачьей культуры.
Чем казачья школа отличается от обычной?
Образовательная программа составляется региональным министерством образования и науки совместно с Кубанским казачьим войском, департаментом по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края и авторским коллективом, состоящим из ведущих историков, краеведов, преподающих в Кубанском государственном университете. Ученики казачьих школ и классов участвуют в культурных и спортивных мероприятиях, в организации которых принимают участие районные, станичные и хуторские казачьи общества.
Юные казачата одеты в форму образца, утвержденного для таких образовательных учреждений. По отзывам родителей и учителей, эту одежду дети носят с удовольствием.
Взрослые отмечают, что казачьи классы становятся более сплоченными, в них царит дух товарищества и взаимопомощи, ученики ответственно относятся к урокам и другим заданиям, повышается общая успеваемость.
БЕРУТ ПРИМЕР С НАСТАВНИКОВ
За каждым классом закрепляется наставник, состоящий в районном казачьем обществе. Он служит для ребят примером поведения при общении со старшими, младшими и равными, отношения к государству, работе, семье. К нему дети могут обратиться за советом и помощью.
Например, наставники школы № 18 села Юровка регулярно проводят с детьми беседы о вреде курения, употребления алкоголя и опасности наркотиков, выезжают вместе с ними на экскурсии. Казак районного или хуторского КО не гость в школе, он участвует в воспитательном процессе наравне с педагогами.
В казачьих школах большое внимание уделяют не только образованию, но и воспитанию, закладывая в подрастающем поколении понятия чести, долга, ответственности, патриотизма. В современном мире, где юным умам бывает трудно найти опору, такие устои, несомненно, помогут выпускникам казачьих образовательных учреждений стать зрелыми личностями, достойными гражданами своей страны.
Всего в Краснодарском крае в казачьих классах, школах, кадетских корпусах обучается более 85 тысяч человек.
ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛЬНЫЙ МИР
Визит атамана ККВ Николая Долуды стал большим событием для села. Вместе с ним в Юровку приехали мэр Анапы Юрий Поляков, сотрудники администрации муниципалитета, казаки районного КО.
Делегацию приветствовал атаман школы №18 Артем Смелик. Экскурсию по образовательному учреждению провели 10-классницы сестры-казачки Алина и Мелита Шевченко и 6-классница Анастасия Гузий.
Николай Долуда посетил в младших и средних классах уроки православной культуры, истории кубанского казачества. Он подарил школьной библиотеке книгу о кубанских казаках, освобождавших Крым, и фотоальбом о современном Кубанском казачьем
войске.
Любо было атаману видеть и слышать, как бойко ребята отвечают на вопросы об истории заселения кубанских земель, с каким восхищением рассказывают о подвигах казаков, как глубоко понимают казачьи заповеди: «Честь и доброе имя для казака дороже жизни», «По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем», «Будь трудолюбив. Не бездействуй», «Погибай, а товарища выручай», «Держи слово. Слово казака дорого» и все остальные.
Казаки всегда были опорой российской государственности, остаются ею и сегодня. Непрерывное казачье воспитание формирует личность молодых людей, которые продолжают традиции предков и способны сохранять в себе сильный казачий дух, несмотря на искушения современности.
КАРТИНЫ ПРОШЛОГО В ДЕТСКИХ ГЛАЗАХ
Несомненно, сельские ребята надолго запомнят, как общались с атаманом Кубанского казачьего войска. Торжественная встреча началась с молебна. Дети привычно крестились и повторяли за батюшкой слова молитвы.
Николай Долуда вручил ребятам подарки — телевизор и спортивный инвентарь. В проникновенной беседе батька напомнил им о непростой истории кубанского казачества, о его победах, взлетах, периодах гонений и репрессий.
Атаман рассказал о героических событиях современности. Как живые вставали перед внутренним взором детей картины спасения казаками пострадавших от наводнения в Крымске. Школьники узнали, какую большую помощь оказали казаки Кубанского войска жителям Крыма в их борьбе за независимость. Какую важную роль сыграли они в деле возвращения республики в состав Российской Федерации.
У каждого ученика была возможность лично задать вопрос атаману, поинтересоваться мнением, получить совет.
СОЮЗ ОБЪЕДИНЯЕТ ПАТРИОТОВ
Николай Долуда рассказал о повседневной работе казаков, которые занимаются всеми видами деятельности, определенными Федеральным законом № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». Кроме того, они активно участвуют в общественной жизни своих городов, сел и станиц.
— Мы чтим героическое прошлое кубанского казачества, строим настоящее, но без вас, молодых патриотов, у Кубанского казачьего войска не может быть будущего, — обратился к ребятам атаман. — Чтобы у вас была платформа для реализации своего потенциала, чтобы молодая сила казачества объединилась в один мощный кулак, мы создали Союз казачьей молодежи Кубани.
В состав Союза могут войти все те, кто разделяет духовные ценности и уклад жизни казаков. Общественная организация проводит мероприятия, направленные на сохранение истории и культуры Кубани, волонтерские и добровольческие акции, спортивные состязания.
В школе № 18 села Юровка о новом молодежном движении знают не понаслышке. Для учеников это «живая» организация, в рамках которой проводятся интересные мероприятия. Яркие впечатления о них останутся с ребятами на всю жизнь.
В завершение встречи в честь приезда батьки казачата устроили праздничный концерт.
Валерий Плотников, атаман Анапского районного казачьего общества:
— Первый казачий класс в Анапе появился в 2004 году в школе №15 станицы Гостагаевской. Сегодня в районе насчитывается 59 классов и 20 групп казачьей направленности, 1943 учащихся выбрали образование с упором на казачий устав.
Присвоение школе №18 села Юровка статуса «казачья» для нас очень важно. Районное общество динамично развивается, а в этой школе и других классах казачьей направленности воспитываются наши молодые товарищи, которые продолжат дела казаков и впишут в нашу историю новые страницы. Сегодня это просто казачата, атаманы классов, атаманы школ. Пройдут годы, и они станут атаманами районов, первичных казачьих обществ, хуторов и станиц.
Без молодежи у любой организации не может быть будущего.
Мы и раньше вели шефство над школой № 18, а теперь можно считать, что она стала неотъемлемой частью нашего районного казачьего общества.
Сделаем все, что от нас зависит, чтобы в ближайшее время статус «казачья» был присвоен и другим школам Анапского района и чтобы эти образовательные учреждения становились лучшими по всем показателям.
За парту — в погонах: Кто и зачем идет в казачьи классы
Этих мальчишек и девчонок легко выделить из разношерстной толпы школьников. Их форма немного напоминает военную: белая рубашка, галстук, поверх надет черный китель с погонами и эмблемой на рукаве. На голове — пилотка. Это ученики казачьих классов — сейчас они открыты в каждой краснодарской школе. «КИ» разбирались, чем занимается молодежь в этих классах и зачем отдавать туда детей.
Когда наставник — родной человек
Некоторые краснодарцы отдают своих детей в казачьи классы целенаправленно. А кто-то попадает туда случайно. Именно так это произошло с Василием Мальцевым, который посещал казачий класс первые три года в школе №84.
Вот как это время вспоминает его мама Людмила Мальцева:
— Сначала я была не в восторге от того, что Вася попал в казачий класс, но позже полностью изменила свое мнение. Казачий наставник, который занимался с классом моего сына, водил детей на казачье подворье, в православный храм. Учил их, как правильно посещать церковь, правильно относиться к жизни. В конце 3-го класса ребята поехали на полевые сборы, по окончании которых сыну даже выдали грамоту — он до сих пор ею гордится. Наверное, это лучше всего говорит о том, нравилось ли сыну учиться в казачьем классе. А с его бывшим наставником мы встречаемся до сих пор. Нам он как родной человек.
Популярность казачьих классов в крае привела к появлению казачьих школ. Сегодня в Краснодаре четыре школы с региональным статусом казачьей образовательной организации: № 8, 60, 61 и 79.
Заместитель председателя Союза казачьей молодежи Кубани Ксения Евтушенко отмечает, что вскоре казачьи школы могут стать федеральными площадками и их опыт можно передавать на всю Россию:
— Никто не обращает детей в православную веру, не пытается поменять мировоззрение подростков. На уроках педагоги больше говорят о добре — как основе любой морали, независимо от вероисповедания. Детям пытаются донести, зачем людям необходимы взаимовыручка, сострадание и терпение.
Никакого формализма
Решение организовать казачий класс принимается родителями вместе с педагогами, а у школы должны быть налажены отношения с местным православным храмом. Никакого формализма.
Все казачата с 1-го по 11-й класс носят уставную форму. В казачьих классах занимаются как девочки, так и мальчики, причем в той же пропорции, что и в обычных коллективах.
Помимо школьных занятий, казачья молодежь принимает участие в мероприятиях Кубанского казачьего войска и Союза казачьей молодежи Кубани: конкурсах, викторинах, выставках. Старшеклассники выезжают вместе с казаками на военно-полевые сборы. В городе регулярно проходят соревнования по армейскому рукопашному бою, казачье-юношеские игры. Проводится конкурс на лучшее исполнение казачьей песни.
Молодые казачата регулярно принимают участие в параде, посвященном принятию Закона «О реабилитации репрессированных народов». Проходит он 26 апреля. Строевой коробкой маршируют в Краснодаре воспитанники всех 63 казачьих школ края.
Выпускники казачьих классов, если они подали прошение в районное казачье общество, смогут продолжить обучение в Северо-Кавказском техникуме «Знание», созданном Кубанским казачьим войском, в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, в Кубанском казачьем государственном институте пищевой индустрии и бизнеса им. К. Разумовского в Темрюке. Так же, как и все, они поступают в эти заведения на общих основаниях. Казачье образование будет лишь дополнительным преимуществом при равенстве баллов.
Сейчас в Краснодаре создано 370 казачьих классов. В них учится 11 160 детей. И эта цифра растет с каждым годом. Причина тому — одобрение казачьего воспитания со стороны родителей. Краснодарцы видят, что казачьи классы — это не попытка воспитать только будущих солдат. Молодым казакам пытаются привить уважение к старшим, к женщинам, учат гостеприимству. Ведь именно этого порой не хватает не только молодежи, но и всему российскому обществу.
Прямая речь
Виктор Шевченко, главный специалист отдела по делам казачества управления по делам казачества и военнослужащих администрации Краснодара:
— Казачьи классы вызывают живой интерес как у родителей, так и учащихся. За 8 лет в Краснодаре в более чем 30 раз выросло количество классов казачьей направленности. К тому же в 2017 году в нашем городе 4 школам был присвоен региональный статус «Казачье образовательное учреждение». Юные казаки и казачки Краснодара демонстрируют солидный уровень, регулярно становясь победителями и призерами краевых и всероссийских конкурсов и соревнований. В мае 2019-го краснодарская делегация учащихся классов казачьей направленности была приглашена в Москву для участия в параде кадетов на Поклонной горе.
Факт
Казачьи классы появились в Краснодаре еще в начале 90-х годов XX века. В них детям преподают те же самые предметы плюс дополнительные. В начальной школе казачатам — историю и традиции кубанского казачества, основы православной культуры, а также блок военно-спортивных дисциплин. С 5-го по 9-й класс рассказывают о современном казачестве: его фольклоре, танцах, обрядах. Где-то такие дисциплины входят в учебный план, где-то преподаются в формате факультативных занятий.
Казачество: дань моде или престиж?
«Я работаю учителем начальных классов СОШ №17, уже четвертый год являюсь классным руководителем класса казачьей направленности. Мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями и развеять многие страхи родителей, которые раздумывают – отдавать ли своего ребенка в класс казачьей направленности или нет», – написала нам в редакцию преподаватель выселковской школы Надежда Артюшенко.
Итак, вам слово, уважаемый учитель!
В марте – апреле в школах района пройдут родительские собрания для будущих первоклассников. Во многих образовательных учреждениях открыты классы казачьей направленности, у наших детей есть возможность в них обучаться. Что это за классы, какие преимущества есть у ребят?
В нашем классе учатся 17 мальчиков и 10 девочек. Когда четыре года назад формировался первый класс, как класс казачьей направленности, честно скажу – многие переживали. Но беспокойства были напрасны, мы нашли общий язык и наш класс веселый и дружный. А теперь к самому главному.
Мы живем на Кубани. Это край с казачьими традициями и обычаями. Именно их начинают изучать на первых занятиях дети из казачьих классов. Я расскажу, как мы вместе прожили эти четыре года. Постараюсь ответить на вопросы, которые слышала на протяжении четырех лет.
Первый вопрос
«В чем особенность класса казачьей направленности?»
В течение недели, кроме уроков, ребята посещают кружки и факультативы: «Основы православной культуры», «Казачьи игры», «История и традиции Кубанского казачества». Казачата на этих занятиях глубже изучают историю, культуру и современность Кубанского казачества.
В понедельник и пятницу у детей дополнительные занятия идут до 13.30, со вторника по четверг – до 14.30. Школьная столовая за родительскую плату обеспечивает школьников завтраком и обедом.
Духовное и эстетическое воспитание – одно из составляющих любого человека, а для казака тем более. В течение года казачата приглашаются на театрализованные представления, выставки, памятные мероприятия.
Мы часто посещаем базу Выселковского станичного казачьего общества, храмы станицы Выселки и станицы Новодонецкой, а также выезжаем с экскурсиями за пределы района. Казачата были в музее имени Е.Д. Фелицина в городе Краснодаре, познакомились с достопримечательностями станицы Тбилисской, посмотрели на службу военных в поселке Молькино.
После каждой поездки у детей оставалось море эмоций и впечатлений, масса фотографий и багаж знаний.
Второй вопрос
«Не мешают ли казачьи факультативы учебному процессу?»
Смело говорю: «Нет!». На первом месте всегда учеба. Грамотные люди нужны во все времена. Встречи, поездки, походы иные формы внеурочной деятельности всегда согласуются с администрацией школы и родителями. Наш казачий наставник всегда беспокоится: «На учебе эти мероприятия не отразятся?».
Третий вопрос
«Кстати, кто такой наставник от казачества?»
За казачьим классом закреплен казак реестрового казачьего общества. Наставник нашего, 4 «В» класса, – начальник штаба Выселковского районного казачьего общества есаул Илья Евгеньевич Долгов. Это человек с большой душой и открытым сердцем. Если есть какие-то трудности или вопросы в плане казачьего образования и воспитания у меня, у родителей или детей, то обращаемся к нему.
В тесном сотрудничестве также мы работаем с начальником штаба Выселковского станичного казачьего общества Олегом Александровичем Фурсовым. Ребята занимаются с ним фланкировкой: он обучает их умению владеть шашкой.
Наши наставники всегда интересуются успеваемостью и поведением своих воспитанников. Если требуется, проводят разъяснительные беседы, в том числе, в качестве примера приводя поучительные истории из личной жизни. Уж поверьте, боевым офицерам всегда есть что сказать и чему научить ребят.
Четвертый вопрос
«А в целом, как складываются отношения с казачьим обществом, помогает ли оно казачьему классу?»
Расскажу именно про наш класс.
Когда открывался наш казачий класс, мы обратились к атаману Выселковского станичного казачьего общества Александру Ивановичу Пензеву с просьбой о помощи в приобретении казачьей формы. И вот, к 1 сентября юные казачата получили в подарок рубашки и погоны.
В начале каждого учебного года мы планируем поездки и походы классом. Если есть возможность, станичное казачье общество помогает нам организовать выезд и посещение какого-нибудь интересного места.
К сожалению, в этнографическом комплексе «Атамань» мы еще не были, но надеемся в этом году осуществить поездку. Я считаю, что каждый казачий класс должен хотя бы раз побывать в нашей казачьей «Атамани». Детям, да и взрослым, поучительно будет познакомиться с наглядной историей Кубани. Конечно, это не этнографический и не исторический музей в полном смысле этого слова, но наглядное представление о жизни наших предков он своим посетителям дает. А детали, если что, расскажут экскурсоводы. К тому же, в «Атамани», я уверена, нас ожидает казачий дух гостеприимства в различных тематических хатах-площадках. Хочется тоже, чтобы ребята его ощутили и сохранили не только в своей памяти, но и придерживались в жизни.
Да и просто, в «Атамани» интересно. Лучше, конечно, попасть в этностанице на какой-нибудь праздник с песнями и танцами. Дети много знают кубанских, казачьих песен, а тут они услышат их живое исполнение мастерами и откроют для себя новые произведения. Фольклор кубанских казаков очень интересен и поучителен.
Возвращаясь к обществу, своих шефов-наставников мы стараемся не подводить: участвуем в конкурсах, соревнованиях, занимаем призовые места.
Всего пару недель назад завершился районный конкурс на лучший класс казачьей направленности, прошедший в рамках патриотического месячника и приуроченного к 75-летию освобождения Выселковского района и Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков.
Возраст участников был от 10 лет и старше (наша возрастная группа – 10 – 14 лет). Не побоявшись, и мы подали заявку. Хотя волновались, конечно, сильно. Ведь нам только по десять лет! Но часто повторяю детям, что возраст – это не самое главное. Важно – стремление, сплоченность, тренировки и нацеленность на победу. И тогда все получится.
Наставники нас поддержали и помогли с подготовкой к испытаниям конкурса, а Выселковское казачье общество приобрело для команды единую форму. Большое спасибо!
В районном соревновании мы заняли первое место в районе. Вы бы видели и слышали ликования нашей дружины! Ребята молодцы. Своим упорным трудом они заслужили победу.
Самые достойные казачата в конце учебного года отмечаются грамотами и ценными призами. Малышам признание одноклассников и старших товарищей дорогого стоит.
А еще казаки к нам на День знаний и на Последний звонок всегда приходят с пирогами и сладостями. Так все вместе в своем дружном круге мы начинаем и заканчиваем учебный год, чтобы продолжить наше общение на летних каникулах.
Пятый вопрос
«Как проверяются, так сказать, «казачьи» знания, которые ученик получает в школе?»
Например, с помощью олимпиады по кубановедению, которая проходит ежегодно и начинается с младших классов.
В рамках подготовки в ней ребята изучают учебный материал, который они получили в течение года на уроках. Также мальчишки и девчонки с интересом готовят сообщения, проекты, презентации. Дети приносят фотографии, альбомы, документы о своих предках, семьях, которые демонстрируют, выступая перед классом.
Посещение выставок, музеев, встреча с интересными личностями – это огромная помощь в подготовке к образовательному соревнованию.
Как итог, ребята занимают в олимпиаде призовые места.
Шестой вопрос
«О казачьих ценностях и основе духовно-нравственного воспитания юного казака»
В каждом казачьем классе преподается курс «Основы православной культуры». Хотя «преподается», наверное, не совсем верное слова. На уроках этого факультативного предмета не выставляются оценки и не определяется усвоение точно определенных учебной программой знаний.
Один раз в неделю мы с ребятами обсуждаем определенную тему, касающуюся жизненных ценностей и установок, православной, и несколько шире, русской культуры, в основе которой лежат именно христианские смыслы. Именно обсуждаем, дискутируем, обмениваемся мнениями. Очень интересно наблюдать, как формируется и раскрывается личность ученика, когда он отстаивает свою точку зрения.
Одна я бы с таким серьезным и значимым направлением, как духовно-нравственное-воспитание и знакомство с основами православной культуры, не справилась бы. У нас в гостях часто бывают священнослужители и сотрудники воскресных школ: настоятель храма Рождества Богородицы ст. Выселки протоиерей Андрей Голышев, настоятель Свято-Троицкого храма ст. Новодонецкой отец Александр Ефименко и его супруга, преподаватель воскресной школы матушка Татьяна, священник Свято-Никольского храма ст. Выселки отец Антоний Ушаков. Казачата с нетерпением ждут встреч с преподавателем воскресной школы выселковского Рождествобогородицкого храма Зинаидой Александровной Хомяковой.
Занятия с духовными наставниками насыщены мультфильмами, притчами, иллюстрациями, музыкальным сопровождением, поучительными беседами. Заметила, как регулярное общение с гостями меняет ребят: дети становятся более спокойными, уравновешенными и открытыми.
А в четвертом классе обязательным предметом учебной программы является курс «Основы религиозных культур и светской этики». Он предлагает на выбор шесть учебных блоков, одним из которых является изучаемый в нашем классе модуль «Основы православной культуры». Модуль интересен как детям, так и взрослым.
Седьмой вопрос.
«Кстати, о взрослых. Точнее, о семье. Находится ли семья в центре воспитания в казачьем классе?»
О семейных ценностях мы в классе говорим ежедневно. Верность, преданность, честность, жертвенность, взаимоуважение, взаимовыручка, любовь – без этого сложно быть семьей.
Эти ценности необходимо воспитывать личным примером. Для этого мы проводим совместные мероприятия с родителями, бабушками, дедушками.
Последний совместный праздник – Масленица. Мамы напекли блинов и помогли детям оформить столы для гостей. Как горели глаза детей, когда они вместе с мамами делали эту работу! Юные казачата были в восторге!
В семьях казачат хранится память о предках, которые воевали за свободу нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Ребята приносят семейные архивы и делятся самым сокровенным. В такие минуты мы тоже вместе. На различных патриотических мероприятиях у нас встречаются четыре поколения: дети и их родители, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки.
Знаю, что внуки и внучки помогают своим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам.
Еще мы вместе делаем кормушки для птиц. А недавно собрали посылку для солдат и отвезли в х. Молькино Горячеключевского района.
Восьмой вопрос
«И еще раз про взрослых. Как относятся родители к тому, что их ребенок занимается в казачьем классе?»
Сколько людей – столько и мнений. Есть люди мнительные, впечатлительные, идут на поводу негативных отзывов своих соседей, знакомых, незнакомых собеседников на интернет-сайтах. Есть люди сильные, целеустремленные, которые стремятся заложить воспитательный и образовательный фундамент своим детям. Они хотят видеть своих ребят образованными, воспитанными людьми, сильными духом и с горящим сердцем.
Такие мамы и папы прививают у своих дочерей и сыновей уважение к старшим, к истории малой Родины и своих предков. Ведь народ умирает тогда, когда забывает историю своего рода. Только на людях сильных духом и горящим сердцем держится Россия!
По окончании школы казачье общество своим казачатам дает направление в институт физкультуры и спорта и другие учебные заведения Краснодарского края. Список расширяется с каждым годом.
Да, у нас, как и у всех, возникают в процессе обучения и воспитания различные трудности, но мы с ними стараемся справляться (и справляемся!) сообща, как в родной семье.
Девятый вопрос
«Ваши достижения за четыре года?»
Класс сплоченный, отзывчивый, доброжелательный.
В классе немало детей, которые учатся на «4» и «5». Мы – постоянные участники многих школьных и районных акций, конкурсов, смотров. Ежегодно показываем литературно-музыкальные театрализованные представления для младших школьников.
Мы сохраняем и преумножаем культуру нашего Кубанского края. Классный самодеятельный коллектив имеет в своем репертуаре много кубанских песен, танцев, сказок, обрядовых сцен.
Но, наверное, самой запоминающейся для детей за эти четыре года останется в памяти наша прошлогодняя встреча с атаманом Кубанского казачьего войска Николаем Александровичем Долудой. Одно дело видеть казачьего генерала на плакатах, другое – лично пожать ему руку и беседовать с ним. Уж поверьте, у детей было много эмоций после встречи с главой кубанских казаков.
Наша встреча состоялась в станице Тбилисской на Гречишкинских поминовения. Старшим в группе учеников был атаман класса Артём Муртазин. По окончании памятного митинга он вдруг спрашивает: «Можно с рапортом подойти к атаману войска?» Наш наставник Илья Евгеньевич Долгов ответил: «Давай попробуем».
И мы группой устремились к Николаю Александровичу. Атаман был в окружении казаков, но Артём не растерялся, приставил руку к голове и произнес: «Господин атаман, разрешите обратиться?». «Разрешаю», – сказал казачий генерал. Артём доложил по уставу. Затем атаман предложил сделать совместную фотографию. Встреча была мимолетной, но дети рассказывают о ней с восторгом и гордостью.
А еще в тот день ученикам нашего класса были вручены значки краевой организации «Союз казачьей молодежи Кубани». Так получилось, что мы стали первыми в районе обладателями этих почетных знаков.
Союз казачьей молодежи Кубани –
объединение увлеченных и активных кубанцев
Членом движения может стать любой житель Выселковского района, достигший 8 лет, и юридические организации, разделяющие цели и задачи объединения.
Направлениями деятельности «Союза казачьей молодёжи Кубани» являются развитие казачьего детского и юношеского движения в регионе, воспитание у детей и казачьей молодёжи высокой гражданско-социальной активности, чувства патриотизма, приверженности идеям возрождения казачества, содействие в популяризации православной культуры в общественной среде.
Так, например, на базе Выселковского станичного казачьего общества (ст. Выселки. ул. Кривая, 50) в понедельник и четверг с 17 до 19 часов всех желающих представителей молодого поколения обучают военно-прикладным видам спорта и историческим казачьим боевым искусствам. О занятиях с детьми и молодежью можно узнать в каждом казачьем обществе района.
Годовой план выселковского отделения Союза предполагает организацию летнего муниципального слета классов казачьей направленности, проведение казачьих игр и конкурсов.
Союз казачьей молодежи Кубани –
присоединяйтесь к нам!
Контактный телефон местного отделения — +7-918-188-09-93.
P.S. Мы благодарны казакам! Они – составляющее звено казачьего воспитания. Еще хотелось бы сказать огромное спасибо родителям наших казачат, бабушкам и дедушкам, которые поддерживают нас в любых начинаниях. Мамы и папы, низкий вам поклон за ваших сыновей и дочерей. Без ваших ласковых слов, родительских напутствий, переживаний ничего бы у нас не вышло.
Надежда Александровна Артюшенко, классный руководитель 4 «в» класса казачьей направленности СОШ №17.