Казахи земледельцы в основном что выращивали
Хозяйство и быт казахского народа в XVI–XVII вв.
Скотоводческое хозяйство.
В XVl–XVll веках главной отраслью хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, при котором наиболее продуктивно использовались пастбища. Все пастбища делились по сезону на четыре типа: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайлау), осенние (кузеу).
Для занятия полукочевым скотоводством были благоприятные солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. Это полуостров Мангистау, плато Устюрт, Прикаспийская низменность, горы Мугоджары, Большие и Малые Барсуки, Приаральские Каракумы, Тургайские степи, Бетпак Дала, Мойынкумы и Кызылкумы.
Зимнее кочевье.
Очень удобными были зимние пастбища в Кызылкумах. Аулы, которые зимовали в Кызылкумах, поили скот из глубоких колодцев. У каждого аула был колодец, принадлежащий только ему. Откочевывая с зимовки, колодец закрывали кошмой и оставляли родовой знак. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали каракульских овец и одногорбых верблюдов. Для кочующих аулов основную опасность представлял джут – массовый падеж скота. Он обычно начинался, когда заканчивались запасы кормов, во время суровой зимы, сильных снегопадов или гололедицы. Во время джута среди скота распространялись заразные болезни: у коз – кебенек, у овец – топалан, у коров – карасан, у лошадей –жамандат, манка. Все эти болезни по-русски назывались сибирской язвой.
Весеннее кочевье совпадало со временем окота. Дневная перекочевка в это время не превышала 8-10 километров. Было необходимо регулярно поить и кормить молодняк. Весной проводили первую стрижу скота. У овец и коз стригли шерсть, у лошадей – кыл (гриву и хвост), у верблюдов – шуда (лишнюю шерсть). Перекочевывать на жайлау начинали после того, как окрепнет молодняк, обычно в начале мая. Перед кочевкой на жайлау массивные, большие грузы закапывали в землю.
Летнее кочевье.
Жайлау служили богатые травой пастбища с источниками чистой воды, находившиеся между полынными степями и горами. Здесь аулы находились обычно полтора-два месяца. На жайлау доили кобыл и готовили кумыс. Главной задачей пастухов было правильно откормить скот, от чего напрямую зависело сохранение поголовья в зимнее время. К концу июля промывали шерсть у ягнят, прогоняя их вплавь через речку или пруд. Такое купание называлось «тогыту». Затем наступало время стрижки ягнят – «козы кузем». Из шерсти катали кошмы. В этом принимали участие все женщины аула независимо от возраста. На жайлау проводили праздники, отмечали свадьбы, устраивали поминки. Праздник, связанный с началом сезона доения кобыл, назывался «кымыз мурындык».
Осеннее кочевье.
На кузеу перекочевывали с наступлением холодов. В первые дни кочевки двигались медленно, чтобы скот мог хорошо кормиться. Аулы двигались группами, вереницей одна за другой. Осенняя перекочевка была тяжелой: с собой везли заготовленные на зиму продукты питания, кошмы, зимнюю одежду и другие вещи домашнего обихода. Обычно аулы к перекочевке на зимовки начинали готовиться в конце октября, после выпадения снега и появления ледяного покрова на реках и озерах.
Земледельческое хозяйство.
Во время создания Казахского ханства очаги традиционного земледелия переживали особенно бурное развитие. Бедняки, не имевшие скота для кочевания, вынуждены были заниматься земледелием. Они назывались жатаки («лежащий»). Поймы рек Сырдарья, Арыс, Чу, Талас и Или были районами поливного земледелия. Здесь строились каналы, арыки, пруды, сооружались искусственные дамбы и озера. Население занималось бахчеводством и садоводством. Земледелие было хорошо развито у подножия гор Каратау и Улытай, в долине Иртыша и на берегах озера Зайсан. Сеяли пшеницу, ячмень, просто и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для хранения зерна рыли специальные ямы – «ура». Для предохранения зерна от отсырения его обжигали. Хлеб пекли в казанах, сковородах, печах. На масле пекли бауырсаки и шелпек – тонкие лепешки. Для кочевников особо ценным продуктом питания было просо, так оно долго хранилось и не портилось.
Налоги и повинности.
Рядовые скотоводы и земледельцы ежегодно были обязаны отдавать двадцатую часть своего имущества в виде скота, продовольствия и т. д. Распространенной формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением был сойургал – феодальное пожалование земли за несение службы. Скотоводы платили налоги: зякет, согум, сыбага, земледельцы и ремесленники – ушур, тагар, баж, харадж. Зякет (зякят) – обязательный ежегодный налог в пользу бедных и нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама. Согум – налог в виде подношения мясом, который производился осенью. Сыбага – это часть согыма, которую приберегали до приезда почетных гостей либо передавали через посыльного уважаемым людям со специальным приветствием. Ушур – это вид налога, взимавшийся с оседлого земледельческого населения тюркских народов в размере от 5% до 10%. Тагар – налог, взимавшийся с населения для обеспечения войск продовольствием. Баж – налоговый сбор с караванов. Передача родственникам, потерявшим скот вследствие джута или других природных бедствий, части скота называлась жылу. Передача скота богатыми людьми на выпас рядовым кочевникам называлась саун.
Состояние городов.
Город Сыгнак в присырдарьинском регионе был расположен на границе с кочевой степью. Он сыграл огромную роль в истории казахского народа. Город переходил из рук в руки во времена непрерывных войн между Узбекским и Казахским ханствами. В период правления хана Касыма, в конце XVI, он стал ханской ставкой – ордой. Сыгнак был важным центром оседлости, развитого земледелия.
Во второй половине XVII века Туркестан (Йасы) был присоединен к Казахскому ханству. Превратившись в столицу Казахского ханства, он оказывал большое влияние на развитие экономики. Караванные пути с Востока и Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. В нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров. Здесь похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Жители города наряду с торговлей и ремеслами занимались земледелием. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, расположенный в Туркестане, стал святым местом паломничества мусульман.
За овладение Саураном между Узбекским и Казахским ханствами около 100 лет шли кровопролитные войны. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства. Основными причинами заинтересованности сторон в захвате Саурана были то, что Сауран находился на выгодном торговом пути и в зоне Саурана было хорошо развиты земледелие, садоводство и бахчеводство. В период правления хана Тауекеля он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики.
В XVI–XVII веках Сайрам играл значительную роль в общественной и социально-экономической жизни Казахского ханства, был важным торговым и хозяйственным центром Южного Казахстана. Город быстро развивался и рос. Как и другие города, в войнах с Узбекским ханством переходил из рук в руки. Наконец, после внушительных побед Казахского ханства Сайрам был превращен в сильную крепость. Отсюда наносились удары по врагам. Однако в конце XVI века Сайрам подвергся нашествию джунгар, что привело к разорению его экономики и упадку жизни в самом городе.
Отрар (Фараб) – один из среднеазиатских крупных городов Средневековья. В исторических письменных источниках он был известен с VIII века под названием Тарбанд (Трабан). Его также называли Турарбанд, Турар, Фараб. Отрар находился на торговом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. После монгольского нашествия в 1219 году, когда город был разрушен, Отрар возродился и просуществовал до XVII века. При правлении ханов Ак Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара расположен мавзолей Арыстан-баба, духовного наставника Йасауи. Он считается священным местом паломничества мусульман.
Поливные традиции казахов-земледельцев
Традиции земледелия у казахов имеют многовековую историю. Особенно они были развиты на юге и в районах Семиречья. Оно и понятно. Природно-климатические условия региона позволяли выращивать различные сельхозкультуры. Но говоря об истории развития земледелия в Казахстане, невозможно обойти тему способов полива.
Главное – это правильный полив
В первую очередь у казахов развитие получило поливное земледелие. Существовало два вида – нерегулярное и регулярное. В первом случае для посевов люди использовали участки долин рек, которые весенние паводки обильно топили. Такой способ полива применялся в долинах рек Или, Шу, Талас, Торгай, а также в долине одной из главных речных артерий Центральной Азии – Сырдарьи. Жители нижней Сырдарьи, по данным ученых, использовали озера в качестве своеобразных водохранилищ уже в середине 1-го тысячелетия до н.э. И для этого были объективные причины. Дело в том, что в этом районе реки было два периода половодья – весеннее и летнее. После них уровень реки снижался, оставляя земледельцев без воды. И тогда спасали вот такие озера-водохранилища. Интересный способ сохранения поливной воды был и в Прибалхашье. Здесь заливаемые в весеннюю пору низины между барханами специально ограждали, не давая воде уйти в степь. Удивительно, но вода в таких своеобразных водохранилищах сохранялась все лето, а с приходом холодов – замерзала. Весной, когда обнажалось дно водоема, эту землю распахивали.
Был еще и переходной способ полива. Нечто среднее между регулярным и нерегулярным. Во время разлива рек выбирали специальное место, ограждали его плотиной – «бегет», а затем по мере необходимости вода из этого источника подавалась на поля. Здесь мы подошли к самому востребованному способу полива у казахских земледельцев прошлого. Чтобы подать на обширные поля воду, люди создавали арычные системы, по которым вода самотеком поступала на поля. Из-за того, что Казахстан – это все-таки степной край, где не так много крупных рек, большие арычные системы встречали не так часто. Но с большим умением местные жители использовали то, что давала природа. В основном это были ручьи. А в тех местах, где реки были полноводными и быстрыми, в ход шли особые оросительные системы. Например, на протяжении десятка километров левобережья Сырдарьи существовало бассейновое орошение. Это значит, что поливная вода на поля поступала из 2-3 искусственных озер, которые соединяли протоки.
А вот жители южных склонов Каратау использовали другой способ полива своих полей. Здесь востребовано было кяризное орошение, которое было не менее трудоемким, чем названные выше виды. Что же это за способ? Глубокие колодцы соединялись подземными водосборными каналам, а уже оттуда вода шла на поля.
Но не только самотёчной системой пользовались казахские земледельцы несколько веков назад. Посевы поливали и с помощью водоподъемных устройств. Самым распространенным водоподъемным устройством был шыгыр. Это деревянное колесо до 5 и более метров в диаметре, по ободу которого прикреплялись ведра. Специальная система передач соединяла колесо с рычагом, приводившимся в движение животными. Шыгыры подавали воду на участки из степных рек с глубоким руслом.
Что росло на возделываемых казахами-земледельцами полях?
Главным образом поля засеивались пшеницей, просом, рожью, ячменем, овсом, на юге – рисом, хлопком и т.д. Иногда могли сеять несколько сортов пшеницы (бидай). Такое разнообразие особенно могли себе позволить жители юго-восточного Казахстана. У них даже существовали местные сорта, причем их было не так мало. Особым спросом пользовались такие сорта, как «ак бидай» – белая пшеница, «кызыл бидай» – красная пшеница. Могли засеять поля и сортом «кара сулы» – черноколоска с мелким темно-бурым зерном, который не редко шел на корм лошадям. Разнообразные сорта пшеницы также выращивали и в других районах Казахстана. Например, сорт «лизелик» выращивали в горных районах и на севере Казахстана. «Тиецп бидай», «лючин бидай» – пшеница с белой остью, легко обмолачивалась и давала белую муку.
Востребованным у казахов-земледельцев было просо (тары). Учитывая непростые климатические условия степей, при экстенсивном земледелии этот злак был лучше остальных. Эта культура очень неприхотливая. Хороший урожай можно было собрать как на поливе, так и на богаре. Для посева использовались сорта «ак тары» – белое просо, «кызыл тары» – красное просо и «шокай» – наиболее ранний и высокоурожайный сорт. Кроме того, были известны торгайские сорта проса – «ак бикеш», «коныр шолак», «конак». И они высоко ценились. Наряду с пшеницей и просом наши предки сеяли овес (сулы), ячмень (арпа), рожь (кара бидай), рис (шалы) и бахчевые культуры – арбуз, дыню, тыкву. Выращивали и огородные культуры, среди которых лук (пияс), морковь (сәбіз), а в тех районах, где проживали переселенцы из западных областей Российской империи, местным жителям особенно пришлись по душе картофель (картом), огурцы (қияр) и прочие овощи.
Казахи земледельцы в основном что выращивали
Зимнее кочевье. Разделившись на мелкие группы, казахские аулы осенью перекочевывали к подножиям гор с богатым разнотравьем, где выпасали верблюдов, овец и коз. Очень удобны и благоприятны были зимние пастбища в Кызылкумах, где росли ковыль, полынь, перекати-поле, верблюжья колючка, низкорослые кусты саксаула и др. Между песчаными холмами в защищенных от холодных ветров местах выпасали скот. Даже в зимние морозные месяцы он здесь свободно пасся. Правильный выбор зимовки был залогом сохранения всего поголовья скота. Зимовавшие в Кызылкумах кочевые аулы поили скот из глубоких колодцев. Чтобы колодцы не забивались песком, внутри их делали сплетения из саксаула. Откочевывая,покрывали их кошмой и оставляли свой родовой знак. Каждый аул имел только ему принадлежащий колодец.
На зимние пастбища кочевые аулы откочевывали глубокой осенью. Из-за знойной жары летом в Кызылкумах почти не было кочевавших аулов. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали каракульских овец и одногорбых верблюдов. Лошадей имели лишь богатые люди. Кочевники использовали для утоления жажды молоко овец и коз, напитки из кобыльего (кумыс) и верблюжьего молока (шубат). Кочевые аулы поставляли на продажу в соседние Хивинское и Бухарское ханства скот, мясо, шерсть, пушнину, курт, масло и т.д., а сами покупали или обменивали на свои товары ткани, одежду, обувь, украшения, сахар, чай, предметы домашнего обихода.
Для защиты скота от воров и хищных зверей в ночное время вокруг стойла забивали деревянные колы, устанавливали сплетенные из кустарниковых растений сборные заборы. Иногда стойла для скота строили из колючего тростника (чингиля) и камыша.
В целях содержания молодняка для ягнят рыли землянки. Только с наступлением погожих дней молодняк вместе со всем скотом выгоняли на пастбища.
Аулы обычно находились на жайляу полтора-два месяца. После перекочевки на жайляу они приступали к доению кобылиц и приготовлению кумыса. Основной обязанностью пастухов был правильный откорм и повышение упитанности скота. Сохранение поголовья напрямую зависело от степени его упитанности. К концу июня ягнят купали в прудах. Казахи называли такое купание «то- гыту» (промывание шерсти овец и ягнят, прогоняя их через речку и пруд вплавь). Вслед за этим занимались стрижкой. Сезон, когда стригли ягнят, носил название «козы кузем». Из стриженой шерсти ягнят катали кошмы. В катании кошм принимали участие все женщины аула, несмотря на возраст. Кошмы изготавливали различных размеров.
Женщины все лето чесали шерсть и пряли из нее нити, затем ткали и шили шекпены (домотканые кафтаны) для мужчин. Выделывали овечьи шкуры и из них шили тулупы, телогрейки, головные уборы.
На жайляу проходили празднества, справлялись свадьбы, устраивались поминки, на которых проводились конные скачки, борцовские состязания, выступления музыкантов, певцов и сказителей, айтысы акынов. Молодежь веселилась всю ночь. Девушки и джигиты состязались в айтысах, играли в игры: белая кость, слепой козел, прятки, алтыбакан (качели). Словом, время пребывания на жайляу считалось среди кочевников самым привольным и богатым интересными событиями.
С первым снегом мужчины с беркутами, гончими и борзыми собаками выходили на охоту на диких зверей, которая являлась для них и развлечением, и подсобной отраслью хозяйственной деятельности.
Земледелие. Жетысу и Южный Казахстан с древних времен были регионами развитой земледельческой культуры. В период создания Казахского ханства особенно бурное развитие переживали очаги традиционного земледелия. Поймы рек Сырдарья, Арысь, Чу, Талас и Или были регионами развития поливного земледелия. Для использования речных вод строились каналы, арыки и пруды, воду черпали при помощи чигирей, делали искусственные дамбы и озера. На берегах рек и озер, даже в пустынных и полупустынных местах население занималось обработкой земель и бахчеводством, возделывались сады. Хорошо было развито земледелие у подножий гор Каратау и Улытау, в поймах Иртыша и на берегах озера Зайсан. Бедняки, не имевшие скота, обрабатывали земли. Их называли Соха Борона жатаками (букв, лежащий). Земледельцы-казахи сеяли пшеницу, ячмень, просо и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для обработки земель использовались такие орудия труда, как кетмень, деревянная соха, борона, серп, лопата. Для очистки зерен и перемалывания их в муку использовались деревянные ступы и ручные мельницы. Землю вспахивали с помощью лошадей, волов и верблюдов. Для хранения зерна рыли специальные ямы (ура). В целях предохранения от отсырения зерно обжигали. Хлеб пекли в котлах, сковородах и тандырах. На масле пекли баурсаки и тонкие лепешки (шелпек). Просо для кочевников было особо ценным продуктом, так как могло долгое время храниться и не портиться.
Туркестан (Йасы). Во второй половине XVII века Туркестан был присоединен к Казахскому ханству. Превратившись в столицу Казахского ханства, он оказывал большое влияние на развитие экономики. Караванные пути с Востока и Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. В нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров. Здесь похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Жители города наряду с торговлей и ремеслами занимались земледелием. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи стал святым местом паломничества мусульман.
Сауран. За овладение Саураном между Узбекским и Казахским ханствами кровопролитные войны длились около 100 лет. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства. Основными причинами заинтересованности сторон в захвате Саура- на были такие факторы, как: а) Сауран находился на выгодном
торговом пути; б) в зоне Саурана было хорошо развиты земледелие, садоводство и бахчеводство. В период правления хана Тауекела он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики.
В результате усиления внутренних междоусобиц, джунгарских нашествий и грабительских походов среднеазиатских ханов в XVI- XVII веках южные города пришли в упадок. Это нанесло значительный ущерб экономике всего Казахского ханства. Феодальные распри и междоусобицы привели к упадку городской культуры, кризису земледелия. В этом определенную роль сыграл и рост удельной доли кочевого скотоводства в экономике ханства. Некогда известный всему миру Великий Шелковый путь потерял свое важное значение. Открытие морского пути на Восток катастрофически сказалось на ослаблении торговли в южных городах Казахстана.
1. С чем было связано кочевье в хозяйстве кочевого скотоводства?
2. С чем связано различие типов сезонных кочевий и пастбищ?
3. Назовите четыре вида скота, выращиваемых казахскими скотоводами. Какие названия болезней скота вы знаете?
4. В каких регионах преимущественно развивалось земледелие?
5. Покажите на карте позднесредневековые южные города Казахстана.
6. Каковы причины застоя этих городов?
Вопросы для самопроверки
1. Сколько типов сезонных пастбищ существовало в кочевом животноводстве казахов?
2. Как казахи называли бедняков, не имевших скота и занимавшихся земледелием?
3. Какой город являлся ханской ставкой хана Касыма?
Введение
Государственное устройство Казахского ханства
Высшую ступень социальной иерархии занимали султаны и ходжи. Султаны у казахов были аристократическим сословием и представляли самую влиятельную политическую силу казахского общества. Наряду с термином «султан» для обозначения нецарствовавших потомков Чингисхана по мужской линии употреблялись термины «торе» или оглан. Дети Чингизидов по праву рождения приобретали титул и вместе с ним права, потомственно принадлежавшие этой социальной группе. Каждый Чингизид независимо от того, к какой именно династии потомков он относился, мог претендовать на ханский престол в любом месте, где сохранялись в какой-то мере традиции монгольской империи. Важно отметить при этом, что султаны сами не были ни казахами, ни узбеками, не относили себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, не разделялись на колена. Казахи сохраняли традиции степной государственности и не отвергали установившиеся права потомков Чингисхана. Вследствие чего каждый влиятельный султан претендовал на улус. Ибн Рузбихан Исфахани писал: «В каждом известном улусе есть свой полновластный султан из потомков Чингисхана, который со своим народом пребывает в какой-либо местности, старинном юрте (территория улуса). Султаны сидят там еще со времени…Джучи-хана и Шибан-хана и пользуются пастбищами». Правление в улусах давало султанам как военно-политическую власть над улусными людьми, так и фактическое право распоряжения пастбищами, водными источниками. Каждый улусный султан был прежде всего правителем улуса и командовал улусным войском. Верховным собственником всей земли был царствующих род в целом, то есть земля составляла сословную собственность всех Чингизидов вместе взятых. Привилегии султанов перед другими членами общества состояли в том, что по существовавшему в ханстве закону различно наказывались люди разных социальных слоев за одни и те же преступления. Султаны были избавлены от телесного наказания и не подлежали суду биев. Творить суд над Чингизидами мог только султан или сам хан.
Социальный строй Казахского ханства
Из социальной группы кара-суйек особыми правами обладали только бии –предводители родов и племен. Бии казахских улусов пользовались некоторыми правами: в пределах подвластных им родов только биям (кроме хана) принадлежала и судебная, и административная. Бии наряду с султанами участвовали в решении общегосударственных дел, сообща являясь на ежегодно созываемое «народное собрание». Наиболее влиятельные родоначальники входили в «совет биев» при хане. Бий сочетал в себе четыре качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии. Бий, в противоположность Чингизидам – «наднациональному» сословию, составляли «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суйек.
Для обозначения различных категорий простолюдинов употреблялось несколько терминов: карачу (караджи), каракиши, кул-кутаны, шаруа, пукара (бухара). Карачу – юридически свободное лицо, обладающее личными и имущественными правами. Но защита свободы личности и имущественных свободных лиц обеспечивалась не государственным аппаратом, а солидарностью членов рода. Отдельная личность имела значение только как часть рода, и только род был юридической единицей. Человек, от которого отступился его род оставался как бы вне закона.
В отличие от аристократического сословия у представителей кара-суйек прочно сохранялось деление на отдельные роды и племена. Все казахские племена были объединены в три жуза: Улы жуз (Старший жуз), Орта жуз (Средний жуз) и Киши жуз (Младший жуз). В ханстве казахов одним из основополагающих принципов общественного устройства была иерархия родов и племен. Общественное положение каждого отдельного представителя кара-суйек, будь он потомственным бием или рядовым кочевником, определялось степенью привилегированности его рода и племени.
Казахское общество ханского периода представляло собой иерархически организованную социальную структуру сословных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях.
Вершину всей социальной иерархии представляло лицо, облеченное титулом хана.
Хан ская власть не всегда передавалась по наследству, а хан избирался султанами из числа их самих. На выборы хана приглашались знат ные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избран ного ханом на белую кошму. Затем кошму, на которой султан был возведен в ханский титул, разрезали на мелкие части и раздавали присутствующим как знак их участия в выборах хана. Собравшиеся делили между собой и весь скот хана, только после этого они разъез жались по домам. Такая традиция называлась «ханталапай» («ханская дележка»). Хан, у которого весь скот подвергся дележке, отныне имел право жить за счет народа. Немного времени спустя главы родов пригоняли к хану скот, изъятый у населения, больше, чем он роздал при избрании его ханом.
Ханом могли избрать не того султана, кто имел большие землевладения, а того, кто имел много скота. Потомки Чингисхана избирались ханами в зависимости от их возраста и близости по родству. Казахский хан не только правил страной, но и командовал войсками. У хана имелись свои небольшие военные отряды. Члены этих вооруженных отрядов вместе с ханом отправлялись в походы, пасли его скот и помогали в домашнем хозяйстве. В необходимых случаях собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали сам хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавливали места и маршруты сезонных кочевий. В случае военной угрозы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу. В мирное время перекочевка без согласия хана не разрешалась. От его имени с населения собирали налоги.
В результате разделения казахского народа на три жуза в каждом из них избирался свой хан. Их власть распространялась лишь на подчиненные им жузы. Между владениями этих ханов не было четких границ.
Хозяйство и быт
Главной отраслью хозяйства в Казахском ханстве было кочевое и полукочевое скотоводство. У каждого рода были свои традиционные маршруты кочевок. Кочевое хозяйство породило практику посезонного выпаса скота. Вся территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайляу), осенние (кузеу). Полукочевое скотоводство в основном преобладало на юге, юго-западе, юго-востоке и в центральной части Казахстана. Это были солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. К ним относятся Мангистауский полуостров, Устюртское плато, часть Каспийской низменности, Мугоджарские горы, Большие и Малые Барсукские пески, Приаральские Каракумы, возвышенности в Тургайской степи, Голодная степь и пустыни Мойынкумы и Кызылкумы. Эти райо ны составляли более половины всей террито рии Казахстана и имели благоприятные условия для занятия полукочевым скотоводством.
На зимние пастбища кочевые аулы откочевывали глубокой осенью. Очень удобны и благоприятны были зимние пастбища в Кызылкумах. Здесь росли ковыль, полынь, перекати-поле, верблюжья колючка, низкорослые кусты саксаула. Между песчаными холмами в защищенных от холодных ветров местах выпасали скот. Зимовавшие в Кызылкумах кочевые аулы поили скот из глубоких колодцев. Откочевывая, покрывали их кошмой и оставляли свой родовой знак. Каждый аул имел только ему принадлежащий колодец. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали каракульских овец и одногорбых верблюдов. Лошадей имели лишь богатые люди. Кочевники использовали для утоления жажды молоко овец и коз, напитки из кобыльего (кумыс) и верблюжьего молока (шубат). Кочевые аулы поставляли на продажу в соседние Хивинское и Бухарское ханства скот, мясо, шерсть, пушнину, курт, масло, а сами покупали или обменивали на свои товары ткани, одежду, обувь, украшения, сахар, чай, предметы домашнего обихода. Для кочующих зимой казахских аулов основную угрозу представлял джут (массовый падеж скота).
Весеннее кочевье совпадало со временем окота. Это один из самых ответственных периодов скотоводческих работ. Скотоводы должны были регулярно кормить молодняк, поить и содержать в теплых условиях. Весной проводили первую стрижку коз, овец, лошадей и верблюдов. Когда молодняк твердо становился на ноги, обычно в начале мая, перекочевывали на жайляу. До жайляу приходилось преодолевать расстояние в 300-400 километров, за это время молодняк уже набирался сил.
Аулы обычно находились на жайляу полтора-два месяца. После перекочевки на жайляу они приступали к доению кобылиц и приготовлению кумыса. Основной обязанностью пастухов был правильный откорм и повышение упитанности скота. К концу июня ягнят купали в прудах. Вслед за этим занимались стрижкой. Сезон, когда стригли ягнят, носил название «козы кузем». Из стриженой шерсти ягнят катали кошмы. В катании кошм принимали участие все женщины аула, несмотря на возраст. Кошмы изготавливали различных размеров. На жайляу проходили празднества. Время пребывания на жайляу считалось среди кочевников самым привольным и богатым интересными событиями.
В период создания Казахского ханства особенно бурное развитие переживали очаги традиционного земледелия, а именно в Жетысу и Южном Казахстане. Поймы рек Сырдарья, Арысь, Чу, Талас и Или были регионами развития поливного земледелия. Хорошо было развито земледелие у подножий гор Каратау и Улытау, в поймах Иртыша и на берегах озера Зайсан. Бедняки, не имевшие скота, обрабатывали земли. Их называли жатаками. Земледельцы-казахи сеяли пшеницу, ячмень, просо и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для обработки земель использовались такие орудия труда, как кетмень, деревянная соха, борона, серп, лопата. Для очистки зерен и перемалывания их в муку использовались деревянные ступы и ручные мельницы. Землю вспахивали с помощью лошадей, волов и верблюдов.
Значительное место в хозяйстве казахов занимали различные ремесла и домашние промыслы. Большинство из них было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи издавна умели выделывать кожу и войлок и окрашивать их в разные цвета. Они искусно владели техникой тиснения, аппликации и узорного шитья. По свидетельству Ибн Рузбихана, казахи «производили разноцветные войлоки с необыкновенными узорами и нарезные ремни, очень красивые и изящные». Домашние промыслы обеспечивали в той или иной степени каждую семью общества необходимыми вещами для своего проживания. Это изделия внутреннего убранства жилища, различные виды одежды. Ибн Рузбихан писал, что казахи кочуют из пределов Кыпчакской степи и Итиля на берега Сырдарьи на зимние пастбища, «передвигая кибитки среди снегов, в собольих, беличьих и других шубах, в шелковых одеждах со множеством украшений…». Также он указывал на многообразие изделий, изготавливаемых мастерами «…вследствие частого общения, в эту страну привозят красивые и изящные товары, особенно хорошие платяные и ковровые изделия, серебряные и золотые украшения… Из шерсти овцы шьют сначала себе рубашку, а под конец саван и завертывают в него тело…» Сырье, получаемое в хозяйстве, перерабатывалось в различные изделия бытового назначения. Народные промыслы и ремесла, были частью натурального хозяйства кочевников-скотоводов.