Казаться важнее чем быть
Люди в масках. Как социальные сети переводят нас из статуса «быть» в статус «казаться»?
Социальные сети незаметно и прочно вошли в нашу жизнь. В них можно слушать музыку, смотреть видео, совершать покупки, общаться и даже развивать бизнес. Они удобны и помогают нам решать самые разные жизненные вопросы. Главное, чтобы социальные сети не втянули в себя все наши помыслы и всё наше время.
В этой статье мы поговорим, как деформируется собственное восприятие и восприятие других людей под действием социальных сетей. Про то, какие мы натягиваем маски на свои аккаунты и как воспринимаем маски «друзей». А также разберём три убеждения, которые помогут вернуться к себе настоящему, когда «быть» становится важнее, чем «казаться».
Маски на других и маски на себе
Есть такие люди с приставкой «супер»: супермамы, супербизнесмены, суперкрасавицы, супермачо. Им завидуешь, когда в социальных сетях мелькают их фотографии с идеальной семьей, стильным интерьером, детьми-отличниками, играющими на фортепиано. Смотришь на их улыбающиеся лица и думаешь: «Вот они какие! Не то что я».
А какие они, эти суперлюди? Вы заметили, что почти все супергерои в мультиках совершают подвиги в масках? Возьмём, например, Человека-паука. Вот он снимает маску и, оказывается, это обычный мужчина, робкий журналист. Его начальник постоянно чем-то недоволен и почти в каждой серии орёт. Только в маске Питер Паркер — герой.
Мы тоже часто натягиваем на себя маски, прикрываясь красивыми аккаунтами и постами. Многие мои знакомые признаются, часто после просмотра ленты у них появляется неудовлетворенность собой, своей семьей и своим образом жизни. Ведь остальные пользователи выкладывают выгодные фото и видео, пишут позитивные посты о том, как у них всё хорошо.
Вот человек видит фото молодой пары. Они нежно обнимают друг друга и улыбаются. Рядом с ними смирно стоят их счастливые дети. Этот человек, который рассматривает картинку, прекрасно знает, что их автомобиль на заднем плане стоит больше, чем его квартира. И как-то не думается о том, что эти счастливые люди тоже, бывает, ссорятся. Что их дети, как и все другие, иногда дерутся и не любят собирать игрушки. Что за автомобиль они уже не первый год выплачивают кредит. Перед глазами стоит идеальная картинка. Идеальная именно для этого человека. Его мозг реагирует на эту картинку и посылает тревожный сигнал: «У тебя не так. У тебя тесная „однушка“, муж, который вот уже несколько месяцев не может починить кран, ребёнок зарос в двойках, а на работе не ценят».
Поэтому, если уж мне удалось вытащить из гаража мужа и дотащить его до музея, будьте уверены, это событие будет зафиксировано и выложено на «стене» в наилучшем виде, с самым удачным освещением. И на фото мы оба будем счастливы.
«Запостил — было, не запостил — не было»
У человека, погрузившегося в мир онлайн, не обязательно есть какие-то глобальные проблемы. Возможно, его жизнь, и правда, легка и приятна. Но и в этом случае таится опасность. Человек выкладывает всё о своей жизни и незаметно для себя погружается в виртуальный мир. Появляется привычка всё фиксировать, даже любое самое незначительное событие: поход в парикмахерскую, конфликт в магазине, новое платье. Даже общаться человек начинает по-другому. Например, объясняет прохожему, как пройти до библиотеки, а про себя уже думает, как пошутить про него в сети.
Есть такое высказывание: «запостил — было, не запостил — не было». Так шутят. Шутят ли? Событие обесценивается, если оно не выложено в сеть, и о нём никто не узнал. Яркие жизненные моменты пролетают мимо. Человек уже не может сфокусироваться на них, всё сводится к мыслям: «Как бы так повыгоднее выбрать ракурс, чтобы лучше смотрелось?».
Всё выкладывается в сеть. Человек купается в море, прогуливается по Эрмитажу, любуется закатом на озере. Вроде бы, вот: бери и наслаждайся моментом, мир прекрасен, и ты всё ещё есть в этом мире, здесь и сейчас. У тебя есть все чувства, чтобы видеть, слышать и ощущать окружающую тебя действительность, НО!
Вдруг почему-то думаешь, как бы всё это покрасивее сфотографировать и не забыл ли бросить в сумку селфи-палку? И ещё разные клочки мелких мыслей, которые сводятся к подтверждению собственной значимости: «Вот какая (какой) я! И пусть все знаю, что не хуже других».
То есть моя значимость напрямую зависит от мнения и внимания других людей: близких, знакомых и даже незнакомых. Есть внимание (лайки, просмотры, комментарии), хвалят — я хороший. Нет внимания, критикуют — я плохой. И даже не плохой, а, скорее, никчемный, хуже других. Если покопаться дальше, ещё страшнее: чувство, будто меня нет, я — пустое место.
Нет самого важного — безусловного принятия себя, то есть принятия себя таким, какой ты есть. Вот и приходится доказывать: «У меня тоже всё хорошо. Я имею право жить».
Откуда берётся эта безусловная любовь к себе? Как и многое, из детства. Любимый ребёнок, вырастая, меньше подвержен зависимости от окружающих людей и от социальных сетей в частности. Причём, именно любимый, то есть чувствующий безусловную любовь родителей, а не избалованный.
Родители сделали для нас всё, что смогли при тех обстоятельствах и ресурсах, которые у них были во времена нашего детства. Наша же задача, восполнить то, чего нам не хватило. Любыми способами закрыть эту чёрную дыру, куда утекают наши силы и время: читать, проходить тренинги, больше слушать себя, пройти курс консультаций с психологом.
Главное начать жить собственной жизнью. Сколько бы вам ни было лет, помните: «времени мало» и «никогда не поздно».
Чем плохи маски?
Во-первых, долго маску не проносишь — лицо зачешется, захочется снять её, умыться и отдохнуть. Захочется перестать «казаться» и начать «быть» со всеми своими плюсами и минусами.
Во-вторых, однажды примерив маску и показавшись с ней на людях, трудно потом от неё отказаться. Страшно. Все же разочаруются, будут считать тебя неудачником. Так? И доводы, что мол «другим нет до меня дела, потому что каждый занят только собой, не переубедят. Так человек в маске обрекает себя на рабство. Маска — вот что теперь правит его жизнью. Она угрожает и требует.
В-третьих, натягивая на себя маску, человек бежит от проблем. Вместо того, чтобы изменить свою жизнь или себя, он делает вид, что и так всё отлично. Взглянуть правде в глаза больно, легче спрятаться (на первый взгляд легче), чем начать жить собственной жизнью.
Три убеждения, которые помогут вернуться к себе
На сегодняшний день уже ведутся исследования по поводу влияния на человека социальных сетей. Учёные пришли к выводу, что пользователи, постоянно публикующие посты и получающие за это активную положительную реакцию (много лайков, просмотров, положительных комментариев) чувствуют себя увереннее в себе, чем люди, просто регулярно просматривающие ленту или получающие небольшой или негативный отклик на свои публикации. Учёные связывают это с тем, что пассивные пользователи постоянно сравнивают себя, свою семью, образ жизни с «идеальной» жизнью успешных пользователей. Вот, например, мнение профессора этики средств массовой информации Петра Гримм (Германия): «Если я постоянно следую примеру инфлюенсеров в том, какую одежду ношу, чем пользуюсь и какой образ жизни веду, но при этом стремлюсь к самоидентификации, мне будет сложно сконцентрироваться на своих собственных желаниях».
Как вернуть себе себя? Как перестать плавать на поверхности, нырнуть в собственную жизнь и перестать строить иллюзии о чужих жизнях? Это долгий путь. А начать можно с этих трёх убеждений:
1. Каждому своё
У всех свои проблемы. При ближайшем знакомстве оказывается, что всё не так безоблачно, как казалось. Ещё неизвестно, как живется вашим «кумирам». Может быть, они и сами мечтают занять чужое место.
Лучше направить зависть в рациональное русло. Обратите внимание, чему вы чаще всего завидуете? Или на чём дольше всего фиксируется ваше внимание? Допустим, вы часто нажимаете «читать полностью» в постах о похудении, и долго рассматриваете фото с подтянутыми спортивными фигурами. При этом либо восхищаетесь, либо у вас портиться настроение, потому что «у меня не так». Обязательно сфокусируйтесь на этом моменте: «У меня испортилось настроение, потому что хочется быть стройной, а я не стройная». Если этого не сделать, есть риск выплеснуть негативные эмоции на того, кто рядом.
После этого решите, что с этим делать: начать бегать по утрам или поработать над самооценкой?
2. Суперчеловек — это собирательный образ
Собирательный образ — это когда качества нескольких человек складываются у нас в голове в некий единый образ. Например, образ идеального человека. Представьте — вы листаете ленту новостей, в которой то и дело мелькают фото и посты о жизни «друзей». Вы видите: Алла готовит превосходные блюда, Аня всегда модно и стильно выглядит, Машины дети постоянно получают какие-то дипломы и побеждают в конкурсах. И вот вы листаете ленту, где мелькают все эти модные Ани, хозяйственные Аллы, неутомимые Маши и всё это складывается у вас в один образ: «Вот ОНА какая — „и чтец, и жнец, и на дуде игрец“, а я. ».
Причём, если прийти в гости к Алле, возможно, вы увидите, что она ходит по дому в старом фартуке или на ужин у неё обычная жареная картошка, или. она, действительно, обожает готовить, восхитительно выглядит, у неё дома идеальный порядок и увлечённые дети. Так тоже бывает. И это хорошо. Порадуйтесь за человека и с лёгким сердцем продолжайте свой путь. По своему индивидуальному плану.
3. Вы — человек, а не аккаунт
И поэтому аккаунт должен служить вам, а не вы ему. Вы не обязаны каждую минуту улыбаться, безупречно выглядеть, постоянно путешествовать и развиваться.
Вы имеете полное право все выходные валяться на диване в мятой футболке и смотреть телевизор, только потому, что вам так захотелось (если, конечно, это не нарушает личные границы близких).
Человек имеет право быть только потому, что он родился.
Желаю вам, любуясь закатом, наблюдая за играющим ребёнком, замирая от запаха сирени, забыть сфотографировать всё это. Пусть лучше пестрит впечатлениями ваша жизнь, а не страничка в социальной сети.
Казаться – важнее, чем быть
В Европе долгое время проводятся исследования, позволяющие сформировать представление, какие же ценности наиболее важные в современной жизни. В опросники были введены такие позиции, как «хорошо выглядеть», «казаться привлекательными». Показатели по этим позициям были почти ошеломляющими. Для многих участников исследования эти ценности оказались более значимыми, чем здоровье, семейное благополучие, судьба близких людей и экологическая обстановка.
ДЕМОНСТРАЦИЯ И ЖИЗНЬ
Мотивация демонстративности — одна из важнейших, через нее мы реализуем и множество иных потребностей.
Например, властные реализуются через признаки высокого статуса в одежде и стиле поведения. Создание атмосферы почитания и страха, демонстрация силы и влияния — тоже очень привлекательные и часто встречаемые мотивы публичного спектакля. С другой стороны, демонстрация самоуничижения рассчитана на сочувствие и ожидание помощи и покровительства.(1)
СПЕКТАКЛЬ РАДИ СПЕКТАКЛЯ
Есть, однако, ситуации, когда демонстративное желание становится важным само по себе. В современной культуре идет серьезная борьба за то, чтобы просто себя показать, сделать так, чтобы ты был в центре внимания. Не в последнюю очередь это обусловлено огромной ролью средств массовой информации, превращением мира в «большую деревню». Продемонстрировать себя стало не просто путем к власти. Присутствие на экранах телевизора или страниц журналов — это, собственно, и есть власть. Она измеряется количеством аудитории, разного рода рейтинговыми показателями. Быть в фокусе публичного внимания, прославиться или, говоря совсем простыми словами, «засветиться в ящике» есть мотивация, довлеющая сама себе. Оказавшийся в поле объектива телекамеры человек преображается, машет в камеру рукой, посылает воздушные поцелуи и готов на многое, чтобы снова оказаться в кадре.
ЦЕНТР ВАЖНЕЕ ПЕРИФЕРИИ?
В структуре нашей личности есть части — глубинные, неотчуждаемые, истинные. Их называют по-разному: самость, подлинное Я, ядро личности. Однако есть при этом и некие образования, обращенные вовне, к другим людям. Эти части зачастую никак не отражают реальность нашей личности. Это маски. Они помогают нам изобразить отсутствие чувств там, где мы их испытываем. Показать те чувства, которых мы испытывать не можем. Суждения всех психологов по этому поводу едины: чем больше в человеке «маски», тем хуже это сказывается в итоге на его психическом состоянии, душевном комфорте, личностном росте.
Современные психологи говорят о стремлении быть личностью как о самостоятельной очень важной потребности. Подлинное Я требует, чтобы к нему относились серьезно.
ГДЕ ГРАНИЦА МЕЖДУ ВНЕШНИМ И ВНУТРЕННИМ?
Невозможно быть личностью без персональной системы ценностей. Эти ценности должны быть осознаны и преподнесены. Однако в нашей культуре существует определенная пропасть между тем, что считается «подлинным», и тем, что связано с экспрессией, внешним. На самом деле наши подлинные ценности — это те, которые мы неизбежно хотим предъявить другим людям, это те, которые лежат в основе нашего повседневного общения. Очень трудно жить одними ценностями и предъявлять другим людям совершенно другие.
ПОВЕРХНОСТНОЕ НЕ ХУЖЕ ГЛУБОКОГО
Найти границу между самим переживанием и его внешним образом невозможно. Самые поверхностные вещи оказываются самыми глубокими. При этом само по себе стремление показывать все что угодно — безразлично, достоинства или недостатки, — самодовлеющая фундаментальная потребность человека. Эта потребность лежит в основе многих феноменов его поведения, в то время как ущемление этой потребности — основная причина самых разнообразных психических расстройств и жизненных проблем.
Наша психика в высшей степени демонстративна. Особенно ярко это проявляется в те моменты, когда мы остаемся наедине с собой. Мы всегда продолжаем что-то кому-то показывать, объяснять.
КОММУНИКАЦИЯ ЧЕРЕЗ ИМИДЖ
Развитие личности — не в последнюю очередь вживание в свою роль, создание предлагаемых обстоятельств и сценографии. Мы не только взаимодействуем имиджами, мы ими конфликтуем. Вспомните анекдотические житейские ситуации вроде покупок «назло» соседям, соревнование светских звезд за внимание к своей персоне.
Усовершенствование имиджа — движущая сила эволюции личности. То, что мы называем личностным ростом, заканчивается тогда, когда человек перестает думать о том, какое впечатление он производит. Однако даже отсутствие внимания к своей внешности, небрежный вид или, к примеру, отсутствие макияжа у женщины не есть следствие пренебрежения к своему имиджу. Наоборот, если украшательство отсутствует там, где ему следовало бы быть, мы можем иметь дело с особо ярким, бросающимся в глаза спектаклем. Только пьеса другая. Эта пьеса повествует о беде. Запущенный внешний вид взывает об участии, помощи.
Чтобы быть замеченным, надо было так или иначе усиливать свои сообщения вовне. Если трагедия изоляции в том, что тебя «никто не слышит», то демонстрация как раз помогает это преодолеть. Хороший спектакль (необязательно шумно-пестрый) всегда есть средство эффективной коммуникации, выход из одиночества.
СПЕКТАКЛЬ И МАСКАРАД
Следует, однако, отличать спектакль от маскарада. Спектакль происходит на фоне неизмененной идентичности. Личность, сохраняя свою подлинность, заботится только о средствах выразительности для ее преподнесения. Особенность же маскарада в том, что происходит идентификационный сдвиг. Порой сдвиг носит тотальный характер, так что человек в состоянии носить только маски в зависимости от среды, в которую он попадает.
В таких случаях можно говорить о синдроме Зелига, обозначенного так по имени героя одноименной киноленты Вуди Аллена. Зелиг, как известно, менял свою внешность в зависимости от того, в какую компанию он попадал. Так, с китайцами он превращался в китайца, с психиатрами — в психиатра, с нацистами — в нациста. Чаще всего маскарад требуется там, где оказываются недостаточными средства выразительности, подчеркивающие естественную личину индивида (образ, с которым человек идентифицируется всегда и без дискомфорта). Задача психотерапевта в таких случаях заключается в том, чтобы заменить патологическую (маскарадную) демонстрацию нормальной.
ДЕМОНСТРАТИВНОЕ И СЕКСУАЛЬНОЕ
ХУДОЖНИК КАК ЭКСГИБИЦИОНИСТ
Художественные практики во все времена играли в обществе роль отдушины, оставлявшей пространство для реализации демонстративных желаний.
Эксгибиционист просто делает то, что в глубине души присуще людям с так называемой нормальной сексуальностью. Он обнажает не столько себя, свои «срамные части», сколько скрытые, вытесненные, но при этом достаточно мощные желания демонстрировать себя. Художественные практики — и это можно считать общим местом — есть эксгибиционистские в полном смысле этого слова.
Они основаны на борьбе за присутствие, право на демонстрацию, привилегии. Занять помещение, где на тебя придут глазеть, соблазнить тех, кто пишет об этом. Множество факторов встроено в это состязание.
ПОКАЗЫВАЕМ ТО, ЧТО РЕПРЕССИРОВАНО
Самое глубокое — то, что подверглось самому интенсивному вытеснению. Вытеснение связано с репрессией. Чем глубже вытеснено, тем, соответственно, будет интенсивнее эмоция, сопровождающая демонстрацию этого вытесненного.
Мы очевидным образом замотивированы в наших действиях стремлением хорошо выглядеть, причем так, чтобы как можно больше людей могло нас наблюдать.
Знаменитая фраза «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры…» — становится одним из главных афоризмов, отражающих сущность современности.
Автор: Александр Сосланд (кандидат психологических наук)
Быть, а не казаться: что проще, что важнее
Важнее быть, а не казаться. А может быть и так, что для кого-то по-другому. Нередкая тревога «а что подумают и скажут люди» нас заставляет отказываться от самих себя и проигрывать чужую жизнь в угоду публике. Насколько это верно для души? Насколько это жизнь?
Одна история
В погоне за иллюзорным статусом и популярностью один человек забывал хотя бы изредка останавливаться, чтобы взглянуть на свое отражение. Он хотел казаться лучше, чем он есть на самом деле. Что плохо в этом? Но через время уже совсем нельзя понять, что есть «Я», а что – лишь еще одна маска, в которую «Я» облачилось из лучших намерений. Он собирал эти маски всю жизнь. И однажды он осознал, что время на исходе, но вместо него жил кто-то другой. Он казался, но не был по-настоящему. Ведь его истинное «Я» так и не было открыто миру. Он боялся и скрывал то, что действительно имело значение. Он не дал проявиться тому, ради чего был рожден. Он набросил на свою душу покрывало страха неприятия. И теперь он страдает, ведь на самом деле у него нет ни друзей, ни врагов…
Что проще: быть или казаться?
Что нас толкает придумывать образ за образом, что заставляет нас отказываться от своей сути? У человека есть лишь он сам, так почему и ради чего он пытается забыть это? Говорят, казаться легче, чем быть. Но так ли это? Сколько энергии мы расходуем на поддержание ореола или образа, которому на самом деле не соответствуем?
Неуверенный парень старается скрыть свою неуверенность и выбирает маску противоположную этому качеству. Однако, если в человеке есть уязвимое место, попытки решить эту проблему таким образом выглядят смешно и глупо. Наши истинные достоинства и недостатки исходят изнутри. Такие люди словно источают уверенность, обаяние, интеллектуальность, успешность. Когда неуверенный парень хочет обмануть всех вокруг, ему приходится кривляться, дабы поддержать желаемый образ внешним поведением. И он начинает демонстрировать откровенную грубость. Он не знает, что такое настоящая уверенность, ведь он ее не чувствует. Тогда он просто одевает маску другой крайности, заменяет неуверенность чрезмерной самоуверенностью. Одно асоциальное качество прикрывает другим.
Результат такой подмены, очевидно, не принесет хороших плодов. Ведь эта клоунада не может выглядеть естественной. Наш парень допускает высокомерные и дерзкие высказывания, стараясь вызвать страх и уважение, а получает в ответ агрессию и непонимание.
Когда личность играет роль, ее внешнее поведение противоречит внутреннему состоянию, и это приводит к нервному напряжению. Подсознание всегда знает правду и его невозможно обмануть или заставить замолчать. Таким образом, сталкиваясь с нежелательной реакцией от игры в самоуверенность, индивид получает двойную порцию стресса. Так может, лучше быть тем, кем ты есть, и не пытаться казаться лучше?
Как мы убеждаемся во лжи
Иногда мы настолько заигрываемся, что сами начинаем верить в искусственный образ. Тогда нить, ведущая к истинной причине нашего неестественного поведения обрывается, и формируется новый комплекс. Потому так часто заниженная самооценка часто живет в одной личности рядом с чувством завышенной важности, жестокость — рядом с ранимостью, заносчивость — рядом с неуверенностью.
Мы можем убедить себя в чем угодно, но лишь на время. Если внутренний конфликт не решен, он рано или поздно вернется. И нам придется опять делать выбор: начинать распутывать клубок наших комплексов или придумать еще несколько защитных шаблонов поведения, чтобы хотя бы на какое-то время отдалить момент осознания собственного несовершенства. Словом, легче быть, а не казаться. Однако, быть — страшнее. На это нужно смелость.
Индивид идет по дороге жизни. Но по каким-то причинам иногда ему становится больно. Эту боль причиняют другие этим непринятием, осуждением, непониманием. И тогда он придумывает образ, который служит в угоду окружающим и защищает его от их неприятия. Этот образ помогает ему идти дальше без риска снова почувствовать боль. Так, сталкиваясь с осуждением, мы постепенно формируем маски. Кто-то выберет маску бунтаря, кто-то — маску циника, а кто-то — маску моралиста. В любом случае, это будет выбор в сторону «казаться», но не «быть». Психика всегда придумывает алгоритм поведения, наиболее подходящий для защиты от внешнего мира. Но разве можно защититься от всего? Пройдет время и что-то все равно напомнит личности о боли неприятия. Кто-то найдет мораль моралиста несовершенной, кто-то поднимет на смех натуру бунтаря, и маска равнодушия окажется бесполезной, когда тот, кто важен для него снова не примет и не разделит его взглядов. Что может сделать человек? Укрыться под еще одной драконовой шкурой? А может, все же не отвергать собственную сущность и научиться принимать истинную натуру «Я»?
Нам кажется, что мы сильны и независимы, но почему мы впадаем в печаль от того, что люди нас не понимают? Мы кричим о важности свободомыслия, но почему нас тревожит, что подумают окружающие? Мы заявляем о своей уникальности и оригинальности, но видим ли мы сами какую-то идею в нашем творчестве? Эта тяга казаться, а не быть исходит из простого человеческого естества: человек — существо социальное.
В жестокой борьбе с самим собой можно долго искать ответ: «кем же надо быть», и главное — быть для кого? И если правильнее быть самим собой, то кто же этот «Я»? Неужели «Я» — этот несовершенный человек в зеркале со слабостями и недостатками? Порой, нам так страшно показаться миру именно по этой причине. Ведь не бывает идеальных людей. И никто здесь не исключение. Потому мы боимся, что нас не примут, и этот страх заставляет нас искажать и деформировать собственную индивидуальность.
Когда личность принимает себя, она принимает и свои недостатки. И вместе с этим он принимает весь мир. Для него больше не существует неприятия. Для того, кто выбирает быть, а не казаться, чужда гордыня и ненависть. Пороки не существуют там, где нет сравнения. Недостатки становятся терпимыми там, где появляется самодостаточность.
Выходит, быть – важнее, чем казаться. Важнее делать то, что идет из души, а не из страха быть осужденным. Нет смысла стыдиться, нет смысла страдать от осуждающих взглядов, когда ты – это ты. Ты все равно не сможешь себя обмануть, но и не за чем. Человек – прекрасен и уникален. И все, что идет из его глубины, наполнено смыслом и красотой. А тот, кто смотрит осуждающе, просто не понимает этого, просто он сам не снял маски.
Почему важно быть, а не казаться?
Я часто думаю о статусе вещей и людей, об их использовании и предназначении. С вещами всё проще: мы знаем, что и для чего используется. А вот с людьми… Иногда случается неразбериха.
Например, я беру в руки хрустальный шар, он хрупкий и дорогой, поэтому я отношусь к нему бережно и аккуратно. Вот передо мной ложка, я беру её в руки и использую для того, чтобы поесть суп. И мне не придет в голову забивать этой ложкой гвозди. Так же и с людьми. Каждый несет в себе информацию, сам того не замечая. И люди обращаются с человеком так, как видят и воспринимают его. И поэтому внешний статус человека должен соответствовать и его внутреннему статусу.
Знаю я, например, одного директора. Он занимает эту должность, но по своему внутреннему состоянию он не директор, а слуга. И его не уважают, не прислушиваются к нему, потому что не видят в нём директора. Это всё равно, что на игрушечном самолете совершать реальный перелёт — ничего не выйдет. Человек не дорос до занимаемой должности, не соответствует ей. Можно сказать, его нужно перепрограммировать. Удалять прежнюю версию и устанавливать новую. А это огромная внутренняя работа.
Многие люди, к сожалению, ленятся работать над собой. Обычно они жалуются на то, что с ними несправедливо обращаются, воспринимая их не должным образом. Но если заглянуть внутрь себя и честно ответить себе на вопрос: «Что во мне не так? И почему это со мной происходит?», то можно понять, что именно вы и привлекаете всё это к себе. Окружающие вас люди — как зеркала, и они только отражают ваше внутреннее содержание. И если, например, вами пользуются, значит, вы сами позволяете это делать, значит, не доросли ещё до нужного уровня, не привели в порядок и соответствие своё внешнее и внутреннее содержание. «Надо быть, а не казаться».
Мужчина может сколько угодно заниматься спортом, делать всё для того, чтобы стать мускулистым качком, но при всей своей массе тела и внешней брутальности внутри он может остаться трусливым и неуверенным в себе мальчишкой. И никакие физические данные не поднимут его авторитет, если внутри он не соответствует своей внешности. Девушки, которые надевают шикарные платья и ходят на высоченных каблуках, предполагая, что их внешняя красота заменит их внутреннюю пустоту, тоже ошибаются. Королева и в простеньком платьице останется королевой, а пустышка и в самых дорогих нарядах не сможет дотянуть до королевы. Главное — то, кем вы являетесь на самом деле, а не кем хотите казаться.
Как гласит одна Китайская народная мудрость: «Бриллиант, упавший в грязь, останется бриллиантом, а пыль, даже поднявшаяся до небес, так и останется пылью».
Поэтому очень важно каждому человеку заглянуть внутрь себя, провести самоанализ, подумать, каким он хочет стать и каковым является на самом деле? Пока человек жив, у него есть возможность меняться, развиваться и становиться тем, кем он хочет быть. Это нелегко, но возможно. Ведь «Ни одно желание не даётся нам отдельно от силы, позволяющей его осуществить» (Ричард Бах).