Каждения в храме что это
Каждения в храме что это
Почему во время службы священник окуривает кадилом людей?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
В религиозной обрядовой символике фимиам обозначает молитву. На это указано в Священном Писании: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8). Как благовонный дым легко поднимается вверх, так и искренняя молитва, исходящая от очищенного сердца, должна возноситься к Богу. Как фимиам имеет приятный запах, так и моление, совершаемое с любовью и смирением, угодны Господу. Св. апостол Павел говорит: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:1-2). В приведенных словах мы находим мысль, что ветхозаветное каждение было прооброзом благоухания подвига Спасителя мира. Когда за очередной ропот Бог стал поражать израильтян, первосвященник Аарон, войдя в среду народа, стал совершать каждение, гнев Божий прекратился (Числ.16:41-48). Грех был прощен. Св. пророк Захария во время каждения в храме получил весть от Ангела Господня о рождения сына – Предтечи Господа великого Иоанна (Лк.1:11).
Нужно сказать, что каждение имеет не только символическое значение, но является также и реальным очищающим действием. Это известно из практики. Мне самому довелось в этом убедиться во время освящения квартиры. В доме, куда я был приглашен, находилась пожилая женщина, которая много лет страдала от вселившегося в нее демона. Она могла молиться, приступать к святым таинствам, но не имела возможности избавиться от бесовского плена. Предупрежден я не был, но убедился в этом с первой же минуты. Она попыталась поблагодарить священника за то, что он пришел в их дом, но закончить фразу не успела. Другой голос в ней грубо оборвал ее и сказал, явно обращаясь к священнику: «Зачем пришел. Уходи…». Священник в подобных случаях не должен вступать в общение с демоном, спорить или обличать его. Ему надо положиться на помощь Божию и совершить дело, ради которого пришел, не обращая никакого внимания на беса. За все время моего пребывания в доме была возможность наблюдать его поведение. Если священник не произносил молитву, а молча совершал необходимое действие, то демон замолкал. Как только возобновлялась молитва, он начинал что-нибудь выкрикивать, чтобы перебить и помешать. Когда я стал окроплять квартиру святой водой, бес начал громко кричать: «Гонят меня, гонят. Сам уйду, сам уйду. Через два с половиной часа уйду». Не буду все подробно описывать. Скажу лишь, что крики его и недовольство достигли особой силы, когда началось каждение всей квартиры. Можно было наглядно убедиться в верности пословицы: «Ладан на чертей, а тюрьма на татей» (В.И.Даль. Пословицы русского народа). Замечу, что крики демона слышали все присутствующие. В этом я убедился после окончания молебна.
Не любят также демоны, когда горит лампада или возжигается свеча. Совершая установленные Церковью обрядовые действия, христианин должен помнить, что они имеют значение и силу, только тогда, когда от сердца нашего исходит чистый фимиам смирения, любви и благодарения к Богу. Господь говорит: «от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11).
Кадило. Суть вещей
Приблизительное время чтения: 5 мин.
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое кадило.
Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.
Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.
Каждение
Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.
Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
История возникновения
Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:
И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.
На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:1–9).
Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.
Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.
Современный вид
Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.
На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.
Кация
Кация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.
Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.
По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.
Ладан
Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.
Настоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.
Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.
Ладанница
В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.
Сейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.
Изображение кадила на иконах
С кадилом в руках изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат. Также с кадилом изображается первосвященник Аарон.
Интересный факт:
самое большое в мире кадило находится в соборе святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Оно весит 80 кг и изготовлено из сплава латуни и бронзы, которое покрыто тонким слоем серебра. Изначально кадило изготовили на средства Людовика XI (король Франции с 1461 по 1483 год), но в 1809 году его переплавили солдаты Наполеона. Новое кадило изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году. Оно крепится к потолку собора и раскачивается с помощью веревки, при этом скорость движения достигает 60 км в час.
Что такое каждение?
Что такое каждение? Давайте разберемся простыми словами. Многим из вас знакома картина, когда священник, держа в руке дымящееся кадило, ходит по храму, размахивая кадилом. Давайте разберемся простыми словами, зачем нужно кадить в храме? И что делать, если в храме священник кадит?
Что такое каждение
Каждение (оно же «окуривание», оно же «сжигание благовоний«), это когда батюшка (священник) в церкви берет в руку дымящееся кадило (металлический предмет на цепочке) и обходит с молитвой и поклонами сначала по кругу внутри храма, а потом со стороны иконостаса направляет его в сторону присутствующих в церкви. Каждение – это благоуханная жертва Богу. В металлическую кадильницу (кадило) на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.
Зачем нужно кадить в храме и что это означает
Каждение означало силу, отгоняющую злых духов, славу Божию и возношение молитв к Богу. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.
По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным.
Видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона (площадка перед иконостасом). Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий.
Какая польза при каждении
При глубокой молитве, спасительная и всеосвящающая благодать Святого Духа также наполняет наши сердца, как благодать фимиама (дыма от кадила, точнее ладана в нём) наполняет храм. Считается, что дым ладана из кадила отгоняет нечистую силу (все же знаете присказку «как черт от ладана»).
Что делать когда батюшка идёт с кадилом в храме
По традиции в ответ на каждение принято кланяться. В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться. Когда священник или диакон совершает каждение икон и росписи вдоль стен храма, молящиеся должны немного отступить от стен, не толпиться и поклониться единожды в ответ на каждение.
Каждение
Каждение в храмах Божиих
Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совершении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета (см.: Исх.30,7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее (см. Исх.40,27,34 ).
Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел Ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел. Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок.8,3–4 ) (7, с.402).
Каждение – неотъемлемая часть богослужения. Что оно выражает?
Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъемлемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего (Там же).
Когда совершается каждение?
Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно.
После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением, затем обращается к священнослужителю, совершающему проскомидию, со словами «Благослови, Владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда присутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной литургии.
Далее диакон, открыв завесу царских врат, начинает совершать каждение крестообразно (Типикон, гл.22 Крестообразное каждение в церковном употреблении, по мысли проф. М.Скабалановича, совершалось тогда, когда кадильница была без цепочек. В настоящее время оно заменено троекратным возношением кадила пред каждым священным образом. Толковый Типикон. Киев, 1913, стр.54) вокруг Престола сначала с западной его стороны, а затем с южной, восточной, и наконец, с северной. Совершая каждение святой трапезы, диакон читает тропарь св.Иоанна Дамаскина: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». В слова этого тропаря святой отец вложил глубочайший догматический смысл, а именно – отобразил погребение Спасителя, а также то, что Он как Бог Вездесущий, Необъемлемый, Неописуемый пребывал и во гробе, и в Раи с разбойником, на Престоле со Отцем, в то же время душой был во аде, оттуда вывел души всех людей, которые ожидали Его пришествия.
Этот тропарь читается диаконом во время каждения престола еще и потому, что эта святая трапеза, по мысли епископа Виссариона, является подобием гроба Христова (Виссарион, епископ. Толкование на Божественную литургию. СПб, 1895, с.35) и Горним Престолом Всевышнего (Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию. М, 1816, с.27), на котором пребывает вечно Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Закончив каждение престола, диакон затем кадит весь алтарь, то есть горнее место, жертвенник (Булгаков С.В. Настольная книга для священно церковнослужителей. Харьков, 1900, с.812) (ибо на нем – Св.Дары), далее иконы на правой стороне от себя, потом – на левой и икону над царскими вратами, затем кадит священнослужителей в алтаре и всех присутствующих, а если здесь находится архиерей, то сначала его трижды по три.
Отдав кадило пономарю, диакон делает крестное знамение на горнем месте и поклон священнику. Во время каждения алтаря и храма диакон, согласно уставу, должен читать 50-й псалом, в котором он выражает свое смирение пред величием Божиим и умоляет Творца простить его согрешения (Там же, с.402–403).
Что означает каждение?
Возношение благовонного фимиама во время каждения икон и молящихся означает то, что посредством его воздается особая честь святым, а священнослужители и народ освящаются невидимой благодатью Святого Духа. Блаженный Симеон Солунский по этому поводу пишет: «Священник кадит Престол, храм и всех, священным вещам воздавая честь, как вещам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная с святого святых – престола, он кадит все по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его, и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да приятно будет кадило горе и да ниспошлется нам благодать Всесвятого Духа; таким образом через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением» (Писания св.отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного богослужения, т.II, СПб, 1856, с.413) (Там же, с.403).
Каждение побуждает к усердной молитве и богоугодной жизни
Кроме воздаваемых почестей святым иконам и освящения всех присутствующих, каждением диакон побуждает молящихся возносить усердную молитву к Престолу Вышнего, и не только возноситься умом к Богу, но жизнь свою проводить так, чтобы она благоухала подобно фимиаму, о чем и говорит апостол Павел: «Мы Христово благоухание Богу» ( 2Кор.2,15 ) (Там же).
Благодаря каждению все в храме приобщаются благодати
Итак, каждение за богослужением должно исполняться обязательно всеми священнослужителями с благоговением и страхом Божиим, потому что через это видимое действие все в храме освящаются и таинственным образом приобщаются благодати Святого Духа (Там же).
Пренебрегая каждением, пастырь лишает паству общения с Церковью торжествующей
Пренебрегая каждением, пастырь Церкви Христовой тем самым лишает себя, а также своих пасомых благодатного воздействия Духа Божия, молитвенного общения с торжествующей Церковью (Там же, с.403–404).
Смысл каждения во время чтения Апостола
Каждение во время чтения Апостола означает, во-первых, распространение по всей вселенной святыми апостолами благовествования о Христе и христианской жизни, а во-вторых, сообщение верующим благодати Святого Духа посредством Таинств (Там же, с.380).
Вечером с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св.Андрея Критского. В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Великое повечерие первых четырех дней называется «малым стоянием», в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5-й седмице и «великого стояния» в Великий Пяток.
Внешнее отличие канона св.Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все девять песней (включая вторую), и к каждому тропарю поется припев. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св.Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари и в честь творца его – св.Андрея Критского (4, с.233).
Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Что такое кадило и зачем нужно каждение в храме?
Наполненный запахом ладана (фимиама) храм встречает каждого входящего как будто впускает его в особый мир со своими запахами, символами, законами. Фимиам в православной религии означает, по сути, молитву святых, об этом говорится в Евангелии:
И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр.5:8).
То есть, молитвы всех, кто находится в храме, как благоухающий дым, поднимаются к Богу, взывая у него приятие и благоволение. Также, как фимиам имеет приятный аромат, так и сердечная, искренняя, смиренная молитва приятна Богу.
Поэтому стоит подробнее рассмотреть процесс каждения, чтобы понять его смысл и значение во время богослужения.
Кадило
Каждение происходит с помощью кадила – металлической емкости, которая в литургической практике используется во время совершения богослужений и треб. Внутри кадила разжигается древесный уголь, на который насыпают ладан. При сгорании ладана выделяется благовонный дым – фимиам.
Каждение – это важнейшее символическое действие, совершаемое во время богослужения. Оно проводится в храмах с апостольских времен.
История каждения
В главе 30 книги Исход Ветхого Завета написано, что сам Господь повелел Моисею соорудить в храме особый жертвенник, с помощью которого осуществлялось бы каждение. В те времена кадила были стационарные, переносить их могли лишь несколько человек с помощью специальных носилок. Таким образом, каждение в храмах было установлено с самого начала Церкви и проводилось священниками очень тщательно и благоговейно.
В Новом Завете написано, что волхвы, которые узнали о рождении Спасителя и пришли поклониться ему, в качестве даров принесли, в том числе, ладан. Это также говорит о значении каждения для Господа – самый первый дар.
Кадила, напоминающие современные, начали появляться во время богослужений с 6 века. Это также была чаша на трех цепочках, которые сходились вместе в руке священника. У первых кадил не было крышки, поэтому угли и ладан насыпали прямо во время каждения.
В Руси кадильницы повсеместно стали использовать с 11 века. Традиция пришла, как и многие другие, из Византии. Около 15 века кадила стали делать в форме символичного храма – к чаше добавилась крышка в виде купола с крестом и прорезями для доступа воздуха.
Символы каждения
Кадило объединяет в себе огонь, уголь и ладан, помещенные в сосуд кадильницы. Святые отцы христианской Церкви толкуют их объединение следующим образом:
Во время каждения священником на иконы и святыни, воздается хвала Господу и Святым. Каждение на людей означает благословение и схождение на них Святого Духа.
Каждение может быть полным и малым. Во время полного каждения священник или дьякон охватывает курением фимиама весь храм, иконы и молящихся. Люди, присутствующие в церкви, в этот момент должны поклониться в сторону кадила, но не обязательно крутиться вокруг себя, следя за прохождением служителя по храму. Ведь фимиам свидетельствует, что Дух Святой снисходит на всех, кто верует в Бога. Поэтому не стоит суетиться в такой важный момент, лучше будет понять и принять духовный смысл каждения.
Малое каждение осуществляется с амвона, при этом кадится алтарь, иконостас и предстоящие люди. Это значит, что воздается хвала и честь Господу от имени всех присутствующих в храме.
Молитва священника перед каждением
Перед каждым каждением священник произносит следующую молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Таким образом, благодать духовная незримо присутствует в храме в виде дыма, исходящего из кадила. Это должно укреплять верующих в том, что во время совместной молитвы Господь стоит рядом с ними.
Можно ли проводить каждение у себя в доме во время молитвы?
Для каждения дома используется маленький сосуд – кацея. В нее также помещают уголь или угольные таблетки. На них кладется ладан.
Но суть не в том, что использовать в своей квартире. Суть в том, для чего это делается. Выше описан глубочайший духовный смысл каждения, без понимания которого ладан станет просто дезодорантом, не приносящим никакой пользы. А вот если кадить именно с целью сосредоточиться на молитве, вознести хвалу Господу и принять на себя благодать, то это совсем другое дело.
Но стоит сначала взвесить свою духовную зрелость, чтобы не скатиться к внешней стороне каждения. И что особенно страшно, не превратить свои домашние молитвы в языческую тризну, наполненную символами и причиндалами, когда разговор с Господом и покаяние отойдут на второй план.
Именно поэтому лучше принимать фимиам во время богослужения в храме, когда все каноны соблюдены и ничто не затмевает истинный смысл этого древнейшего богоугодного действа.