Каждый да держит отчину свою что это значит
Любечский съезд князей в 1097 году
Среди участников присутствующих на съезде перечислены следующие князья:
Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович (Мономах), Олег и Давыд Святославичи, Давыд Игоревич, Василек и Володарь Ростиславичи.
На данный съезд не приехал полоцкий князь Всеслав Брячиславич (Чародей), посчитав, что ему нечего делить или с кем-либо делиться
Причины и предпосылки
В 1096 году Мономах и Святополк Изяславич выгнали Олега из города, а затем уже сыновья Владимира Мономаха боролись с ним за Муром (погиб Изяслав Владимирович), Рязань, Суздаль и Ростов.
В 1097 году, после разгрома войск Олега в битве на Колокше, сын Мономаха Мстислав попросил отца не лишать его «руской земли» и пригласил на заключение мира.
Таким образом основных причин для съезда в Любече было две:
Кратко о сути принятого решения
Собравшись в Любече князья провозгласили новый принцип наследования прав на землю:
«Кождо держить отныне отчину свою»
(каждый с этого момента управляет землями отца)
Т.е. земли отца наследуются сыном. Ранее использовался листвичный принцип наследования, когда князья переезжали из княжества в княжество согласно старшинству (приоритет наследования у братьев).
Также была достигнута договоренность о взаимной поддержке:
«Аще кто отселе на кого востанет, на того крест, и мы вси, и вся земля Руская»
(Если с этого момента кто-то из нас пойдет на другого войной — он клятвопреступник и все остальные должны выступить против него)
Кроме этого произошло перераспределение земли, Мономах вернул Святославичам их наследство:
Значение съезда
Принятое решение констатировало наличие нового политического строя в Древнерусском государстве, основой для которого стало крупное феодальное землевладение передающееся в рамках определенных династий Рюриковичей.
«Приидоша …(перечисление присутствующи)… и сняшась в Любчи на строение, и рекше к себе:
«Почто губим Рускую землю, сами на ся котору имуще, а половцы нашу землю несут розно и ради суть, еже межи нами рати доныне. Отселе имемся во едино сердце и соблюдем Рускую землю; кождо да держит отныне отчину свою»…
…Аще кто отселе на кого востанет, на того крест, и мы вси, и вся земля Руская.»»
Таким образом, в краткосрочной перспективе съезд стал первой вехой на пути объединения князей, что в будущем позволило им провести совместные походы против половцев и временно (до смерти Мономаха) отбросить кочевников от границ государства. В долгосрочной перспективе съезд закрепил сложившуюся де-факто удельную систему, которая впоследствии привела к распаду единого государства на множество мелких княжеств, за что историками часто указывается как отправная точка периода удельной (феодальной) раздробленности на Руси.
Дальнейшее развитие событий
В ходе войны Давыд пытался овладеть княжеством Василька, а Святополк — Волынью, Перемышлем и Теребовлем.
В итоге Ростиславичам удалось отстоять свои владения, а Волынь перешла от Давыда к Святополку по решению нового съезда в Уветичах в 1100 году.
Чесноков Константин Иванович
Добрый день! Интересуюсь историей ещё со школы и убеждён, что изучение биографий выдающихся личностей не только обогащает знаниями, но и помогает лучше прочувствовать дух разных эпох.
Помните совет Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
19 октября 1097 г. на совете князей в Любече было узаконено разделение Руси на удельные княжества
19 октября 1097 г. на совете князей в Любече был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси, и должно было привести к прекращению междукняжеских распрей из-за уделов и сплотить их против разорявших русские земли половцев. Теперь каждый из князей правил самостоятельно на земле, доставшейся ему от отца — «каждый да держит отчину свою». Это решение узаконило уже фактически состоявшееся разделение Руси на удельные княжества.
События предшествующих лет убедили князей в необходимости этого решения. На фоне постоянных половецких набегов и походов, шла борьба между великим князем киевским Святополком Изяславичем, владетелями Черниговской и Северской земель, Рязани, Мурома и Тмутаракани князьями Олегом и Давыдом Святославичами, а также переяславским князем Владимиром Мономахом и его сыновьями. На Руси полыхала настоящая междоусобная война. В 1094 году Олег, вместе с половцами вынудил Владимира Мономаха оставить Чернигов и уйти в Переяславль. Владимир Всеволодович даже построил крепость Остерецкий Городец посередине дороги из Чернигова в Киев, чтобы затрудниться связи своих соперников. В мае 1096 года Владимир Мономах неожиданным ударом отбил Чернигов, Олег отступил в Стародуб, где был окружен. Олег почти потерпел поражение, но его выручили союзные половцы – они ударили по Переяславскому княжеству и Киеву. Черниговский князь смог ускользнуть в Смоленск, где в это время сидел его брат князь Давыд.
В 1095 году сын Владимира – Изяслав захватил принадлежавший Олегу Муром. Князь Олег, собрав войска в Смоленске, двинулся на Муром и потребовал от Изяслава уйти из его вотчины в вотчину отца — в Ростов и Суздаль. Но князь Изяслав собрал войско для обороны Мурома из ростовцев, суздальцев и белозерцев и решил дать бой. В битве под стенами Мурома князь Изяслав погиб, его войско разбили. В результате победы войска Олега заняли Муром, Ростов и Суздаль. Однако Мстислав и Вячеслав Владимировичи с помощью новгородских, переяславских и половецких войск вынудили Олега отступить. Мстислав пустился в погоню и весной 1097 года разбил Олега при впадении реки Колокши в Клязьму. Мстислав захватил вотчину Олега – Рязань и Муром.
Положение князя Олега стало безвыходным, и он был вынужден согласиться на мир и принять участив в съезде, который должен был покончить со сварами и междоусобицами. Причём соотношение сил было таково, что Мономаху, который одержал военную победу, не удалось продиктовать свои условия. Съезд был собран не в Киеве или Переяславле, а вотчине Олега – древнем Любече. Город располагался на стыке киевских, черниговских и смоленских земель. На съезд приехали – Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Олег и Давыд Святославичи, Давид Игоревич и Василько Ростиславич.
Переходы по лествице из одного удела в другой отменялись. Предполагалось, что это решение не вызовет развала единой державы. Киев признавался общим достоянием, престол великого князя по-прежнему переходил по старшинству, младшие князья должны были повиноваться киевскому государю. Князья вместе целовали крест: «Да будет земля Русская общим для нас отечеством, а кто восстанет на брата, на того все восстанем». Таким образом, уже имеющие глубокие трещины, рассекавшие державу, были узаконены. По мере роста «княжеского племени» Русь продолжала дробиться, с этим падали возможности князей, по решению общенациональных задач. С другой стороны, каждый князь хотел украсить свою землю, город, приглашал различных мастеров, ремесленников, зодчих. Начался расцвет местных культур, развивалась экономика. Но нельзя забывать, что эти успехи не могли компенсировать резкого сужения возможностей князей по решению общенациональных дел.
К тому же решения князей о братском союзе так и остались благими пожеланиями. Владимир был недоволен тем, что не смог закрепить военную победу над Олегом – ему достался в Южной Руси постоянно разоряемый Переяславль и порубежные земли. Святополк также не был удовлетворен. Киев не был наследным владением, потомкам можно было оставить только Турово-Пинскую землю. В придворных кругах прошел слух, что Владимир Мономах составил заговор с Василько Теребовльским против Святополка. Владения Василька были небольшим, но он был умелым полководцем и обладал стратегическим мышлением. У него были замыслы с помощью печенегов, торков и берендеев захватить Польшу, Болгарию, поселить часть болгар в своих владениях – «захватить болгар дунайских и посадить их у себя», а затем ударить по половцам.
Василько возвращался из Любеча в свою землю через Киев и был приглашен во дворец Святополка. В Киеве его схватили и подручные владимир-волынского князя Давыда Игоревича выкололи Василько глаза и увезли во Владимир-Волынский и бросили в темницу. Это событие вызвали новую междоусобную войну. Как только стало известно об этом чудовищном событии, Мономах первым забил тревогу, как бы оправдывая слухи о сговоре с Васильком, воззвал к прежним врагам, Давыду и Олегу Святославичам. Давыд и Олег его поддержали, сразу привели дружины. Объединенная рать встала у города. Святополк запаниковал, сил бороться с объединенными войсками трех сильных князей, у него не было. Хотел даже сбежать. Но тут вмешалась киевская церковно-боярская элита, она не открыла ворота Мономаху, который был в шаге киевского стола (в Киеве Мономаха власть предержащие не любили, слишком он был самостоятельным), не дала сбежать Святополку и выслала переговорщиков. К Мономаху приехал митрополит Николай (грек) и его мачеха, великая княгиня Анна. Митрополит повернул дело так, что это Мономах и Святославичи терзают Русь новой сварой.
Владимиру предложили немедленно заключить мир с великим князем. Мономах был вынужден отступиться от Киева, Святополка оставили в покое. На Волыни же разгорелась ожесточённая война. Брат Василька, Володарь Перемышльский вступил против Давыда Игоревича. Давыд был осажден в Бужске, отдал своего ослеплённого пленника брату, а затем выдал Ростиславичам на казнь и своих советников. Давыд изворачивался, сваливал всю вину на великого князя. В результате на него из Киева двинулся Святополк. Преследуемый князьями, Давыд бежал в Польшу. Киевский князь не удовлетворился Волынью и решил отобрать у Володаря и Василька Перемышль и Теребовль. Братья отказались и разгромили рать Святополка. Киевский князь не успокоился, заключил союз с венграми. Венгерский король Коломан с 40-тыс. армией ворвался на Русь. Но он не собирался отдавать Прикарпатье Святополку и его сыну Ярославу. Решил оставить земли себе. Даже привез с войском епископов перекрещивать русских и чиновников для оккупационной администрации.
Василько и Володарь были осаждены в Перемышле. В это время вернулся Давыд Игоревич. Поляки ему помощи не дали. Три князя – Давыд, Василько и Володарь, объединились перед лицом общей угрозы, и позвали на помощь войска половецкого хана Боняка. Венгерское войско потерпело страшное поражение в битве на Вагре. На Волыни снова шли бои, в которых погиб сын великого князя Мстислав. Эта бойня была остановлена новым съездом в Витичеве – в 1100 году. Святополк, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи установили новый мир. Пострадавшим стал Давыд Игоревич – его лишили Владимира-Волынского (туда посадили сына Святополка — Ярослава). Взамен Давыд получил от Святополка городки Бужский Острог, Дубен, Чарторыйск и виру (денежное вознаграждение). Позднее Давыду дали ещё Дорогобуж. Кроме того, обидели ослепленного Василька. Его, видимо, посчитали недееспособным и лишили Теребовля, предлагая уехать к брату или в Киев. Однако Ростиславичи отказались выполнять это требование, и Василько Ростиславич остался князем теребовальским до самой смерти.
Каждый да держит отчину свою что это значит
Жизнь Замечательных Людей | ЖЗЛ запись закреплена
«Каждый да держит отчину свою»: 19 октября 1097 года на совете князей в Любече узаконено разделение Руси на удельные княжества
События 1096 года, когда половецкий хан Боняк разорил окрестности Киева, убедили Ярославовичей в необходимости провести съезд. Местом встречи избрали Любеч, стоявший на стыке киевских, черниговских и смоленских земель.
19 октября 1097 года по подъёмному мосту в Любеч въехали Владимир Мономах, Святополк II, Давид Игоревич, их двоюродный брат Васильке Ростиславович, Олег и Давыд Святославовичи. Это были внуки Ярослава Мудрого.
На съезде в Любече были произнесены прочувствованные речи о строении мира и о том, «почто губим Русскую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно». Решили Ярославовичи, что каждый держит отчую землю. Святополк II сидит в Киеве, на столе отца Изяслава. Владимир II держит удел отца Всеволода. А Олег, Давид и Ярослав Святославовичи сидят по городам, принадлежавшим Святославу Ярославовичу. Давид Игоревич должен был сидеть во Владимире Волынском. А два Ростиславовича — Володарь и Василько — удержали Перемышль и Теребовль. Князья целовали крест и, расходясь, заявили «да аще отселе кто на кого встанеть, то на того будемъ вей и честьный крсть».
Съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов, то есть права на наследование каждого из нескольких сложившихся на тот момент княжеств были ограничены определённой ветвью династии Рюриковичей. Это определило новый политический строй на Руси, основой которого было сложившееся крупное феодальное землевладение.
Что обозначало выражение : «пусть каждый держит отчину свою»?
Что обозначало выражение : «пусть каждый держит отчину свою».
Это решение князей на Любечском съезде.
До него власть в княжествах передавалась по лествице (от слова лестница) от старшего брата к среднему, от среднего к младшему.
Дяди по лестнице старше племянников.
Теперь, после съеза власть переходит по наседству, от отца к сыну.
«Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей», к какому событию в истории Древней Руси относится этот отрывок из летописи?
«Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей», к какому событию в истории Древней Руси относится этот отрывок из летописи!
Прочитайте отрывок из летописи : и сказали князья : «зачем губить русскуюземлю, на себя ссоры навлекая?
Прочитайте отрывок из летописи : и сказали князья : «зачем губить русскуюземлю, на себя ссоры навлекая?
А половцы землю наши расхищают и радуются.
Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей» о каком событии рассказывает летописец?
На Любечском съезде князья решили А) каждый будет править в своей отчине Б) откупиться от половцев данью В) поднять восстание в Киеве и посадить там Владимира Мономаха?
На Любечском съезде князья решили А) каждый будет править в своей отчине Б) откупиться от половцев данью В) поднять восстание в Киеве и посадить там Владимира Мономаха.
Помогите?
Расположите события в хронологической последовательности : А.
Принятие Христианства в Древней Руси.
Б. Съезд князей в Любече, утверждение принципа «каждый держит отчину свою».
В. Введение «уроков и погостов».
Г. Создание Правды Ярослава.
В каком городе состоялся съезд князей на котором они решили что каждый да держит отчину свою А) любеч Б) ростов В) Галич?
В каком городе состоялся съезд князей на котором они решили что каждый да держит отчину свою А) любеч Б) ростов В) Галич.
Когда состоялся съезд князей в Любече, постановивши1 «каждый держит отчину свою»?
Когда состоялся съезд князей в Любече, постановивши1 «каждый держит отчину свою»?
Помогите, пожалуйста Поясните выражение «Польша держится на непорядке»?
Помогите, пожалуйста Поясните выражение «Польша держится на непорядке».
Где была произнесена фраза «каждый да держит вотчину свою»?
Где была произнесена фраза «каждый да держит вотчину свою».
Изобретения Западной Европы 17 века : 1608 : Телескоп : Ханс Липперсгей, Захарий Янсен 1610 : Искровой ударный кремнёвый замок : Марэн ле Буржуа 1610 : Усовершенствованный телескоп : Галилео Галилей 1617 : Джон Непер создал деревянную машину для выпо..
1939 жылы 1 қыркүйекте басталды. 1945 жылы 2 қыркүйек аяқталды.
Каждый да держит отчину свою что это значит
III. Выделение князей-изгоев. По обычному порядку человеческого общежития в каждую минуту действуют два поколения, отцы и дети. Во владельческом порядке Ярославичей дети вступали в передовую цепь по мере выбывания отцов и занимали места в этой цепи в порядке своих отцов; внуки вступали на места своих отцов по мере того как те переставали быть детьми, т.е. по мере выбывания дедов. Значит, политическая карьера князя определялась движением его отца в ряду поколений. Но порядок рождений не соответствует порядку смертей; поэтому, когда у князя отец умирал раньше деда, у внука не оставалось в передовой цепи отецкого места, ибо в ней не стоял его отец. Он становился князем-сиротой, изгоем, бездольным вечным внуком, генеалогическим недорослем. Не имея генеалогической отчины, он лишался права и на территориальную, т.е. терял участие в очередном владельческом порядке как не попавший в очередь. Таких князей, преждевременно сиротевших, которые лишались отцов ещё при жизни дедов, старшие родичи выделяли из своей среды, давали им известные волости в постоянное владение и лишали их участия в общем родовом распорядке, выкидывали из очереди. Эти князья-сироты становились отрезанными ломтями в княжеском роде. Такими князьями-изгоями ещё в XI в. стали дети Ярославова внука Ростислава Володарь и Василько, отнявшие у Польши города Червонной Руси и основавшие из них особое княжество. В XII столетии из общего очередного порядка владения выделяются княжества: Муромо-Рязанское, доставшееся младшему из черниговских князей Ярославу Святославичу, княжество Турово-Пинское на Припяти, отошедшее в осиротелую линию Ярославова внука Святополка Изяславича, наконец, княжество Городенское (Гродненское), ставшее постоянным владением потомства Игоря Ярославича, которого мы видели сперва на Волыни, а потом в Смоленске. Еще раньше всех этих изгоев в положении выделенных князей очутились не по преждевременному сиротству, а в силу особенных обстоятельств князья полоцкие, потомки старшего сына Владимира Святого от Рогнеды. Выделение князей-изгоев из владельческой очереди было естественным следствием основанного на ней порядка, постоянно нарушаемого общественной физикой, и было необходимо для поддержания самой этой очереди; но оно, очевидно, суживало круг лиц и областей, которые захватывал очередной порядок, и вводило в него склад отношений, ему чуждый и враждебный. Исключения поддерживают правило, когда являются случайностью, но разрушают его, когда становятся необходимостью. Обратите внимание на географическое положение этих выделенных княжеств, постепенно стеснявших пространство действия очередного порядка: все они окрайные. Очередной порядок княжеского владения, подогреваемый родственным чувством князей, основан был на соответствии ступеней двух лествиц, генеалогической и территориальной. Теперь это соответствие, на котором он держался, повторяется и в процессе его разрушения. Князья, становившиеся, если допустимо такое сравнение, генеалогическими оконечностями, задержанные преждевременным сиротством на самом низу родовой лествицы, всех дальше от названного отца, великого князя киевского, очутились владельцами оконечностей территориальных, окраин Русской земли, наиболее отдалённых от «матери русских городов»: как будто тёплое родственное чувство князей, ещё бившееся с некоторой силою около сердца земли, Киева, охладевало и застывало на её оконечностях, вдали от этого сердца. Перечисленные условия, расстраивавшие очередной порядок владения, вытекали из его же оснований и были средствами, к которым прибегали князья для его поддержания. В том и состояло внутреннее противоречие этого порядка, что следствия, вытекавшие из его же оснований и служившие средствами его поддержания, вместе с тем разрушали самые эти основания. Это значит, что очередной порядок разрушал сам себя, не выдерживал действия собственных последствий. Кроме того, эти условия разрушения, вытекавшие из самого порядка, вызывали к действию сторонние силы, также его расстраивавшие.