Каждый видит что хочет видеть

ВыбиРАЙ

Люди видят то, что хотят видеть; слышат то, что хотят слышать; верят в то, во что хотят верить и отказываются верить в то, что им не нравится.

Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям.

Если очень хочешь – значит сможешь, если не смог – значит не очень хотел.

Человека нельзя заставить быть счастливым точно так же, как нельзя помешать ему быть несчастным, если он сам этого хочет.

Никто не сможет уговорить человека, если он сам не поддастся уговорам.

Человека нельзя обидеть, он может только обидеться.

Вы родились не затем, чтобы оправдывать ожидания других, поэтому сами решайте, зачем вы родились.

Умереть за друга несложно. Сложно найти друга, за которого можно умереть.

Ни к кому не стоит относиться высокомерно, даже к тем, которых называют тупыми бездарями. Каждый человек – целый мир, каждый в чем-то превосходит остальных, просто все мы по-разному раскрываемся.

Если кто-то покинул этот мир, а кто-то остался существовать в нем – неизвестно, кому повезло больше.

Мы способны сочувствовать другим только потому, что неравнодушны к себе.

Тот, кто требует сочувствия от других, на самом деле хочет почувствовать власть над ними.

Мы знаем о мире меньше, чем котенок, играющий с солнечным зайчиком, знает о Солнце.

Глупый противопоставляет себя миру и поэтому злится, мудрый же считает себя частью Вселенной и поэтому спокоен.

Когда мы изменяем точку зрения на мир, то и мир начинает смотреть на нас по-другому.

Версий может быть много, правда – только одна.

В каждом человеке тлеет гигантский костер.

Когда человек говорит, что у него не было времени, это означает, что у него были дела поважнее.

Традиции, как люди – обычно рождаются здоровыми, а с возрастом впадают в маразм.

Наши оценки предметов характеризуют нас, а не предметы.

Деньги липнут не к знаниям, а к реализуемым проектам.

Настойчивость под руководством разума становится упорством, а под руководством страстей – упрямством.

Каждый живет в таком мире, который заслуживает.

Не следует путать информацию с фактами.

Гений видит то же самое, что видят все, но при этом думает по-другому, поэтому совершает открытие.

Источник

АФОРИЗМЫ

1. Люди видят то, что хотят видеть; слышат то, что хотят слышать; верят в то, во что хотят верить и отказываются верить в то, что им не нравится

2. Мы живем в бесцветном мире, который раскрашиваем сами

3. Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям

4. Всё кажется прекрасным, на что смотришь с любовью и всё отвратительно, если нет настроения

5. Абсолютно всё, что происходит – естественно, потому что законы природы позволяют этому быть

6. Всё в мире имеет объяснение, но не всё можно объяснить

7. Добро так же не хорошо, как и зло – не плохо

8. Если очень хочешь – значит сможешь, если не смог – значит не очень хотел

9. Человека нельзя заставить быть счастливым точно так же, как нельзя помешать ему быть несчастным, если он сам этого хочет

10. Если бы все наши мысли были написаны у нас на лбу, то окружающие отворачивались бы от нас

11. Все люди хорошие, но иногда в каждом просыпается подлец

12. Глупо злиться на плохих людей, а наоборот, было бы разумно быть благодарным им за то, что они есть, ведь только благодаря сравнению с плохими людьми мы можем понять ценность хорошего человека

13. Осуждая других – осуждаешь себя

14. Козлы не могут пойти против своей природы и не нам выносить им вердикты

15. Каждый святой в глубине души – носитель преступных замыслов

16. С тех пор, как люди научились говорить, у каждого человека появилось огромное преимущество: он может влиять на других людей при помощи своих слов и может не поддаваться влиянию слов других людей

17. Никто не сможет уговорить человека, если он сам не поддастся уговорам

18. Человека нельзя обидеть, он может только обидеться

19. Не бывает людей великих. Есть люди, которые решили совершать поступки

20. Обыватели считают смелые планы сказками. Победители воплощают сказки в реальность

21. Вы родились не затем, чтобы оправдывать ожидания других, поэтому сами решайте, зачем вы родились

22. Тот, кто верит или не верит в существование Бога, считает, что знает то, чего на самом деле не может знать

23. Многие думают, что, вооружившись необдуманными религиозными догмами, идут к свету свободы, чтобы превзойти свою человеческую сущность, а на деле посадили самих себя в темницу дремучего невежества

25. Не обязательно терять близкого человека, чтобы потом понять, насколько он был нам дорог, а стоит ценить его таким, какой он есть

26. Любой один и тот же поступок можно совершить из глупости и от большого ума

27. Если верить эмоциям, то грамм может перевесить тонну

28. Умереть за друга несложно. Сложно найти друга, за которого можно умереть

29. В нас нет ничего своего: мы родились не по своей воле, мы не выбирали себе родителей и врожденную наследственность, мы застали готовыми обстоятельства окружающего мира – как же мы можем утверждать, что сами творим свою судьбу?

30. Ни к кому не стоит относиться высокомерно, даже к тем, которых называют тупыми бездарями. Каждый человек – целый мир, каждый в чем-то превосходит остальных, просто все мы по-разному раскрываемся

31. Дарите такого коня, которому не стыдно смотреть в зубы

32. Конфликты начинаются после того, когда нарушаются правила взаимоотношений – писанные или неписанные. Поэтому виновной стороной конфликта следует признавать ту, которая первая нарушила правила

33. Люди часто ошибаются, потому что, находясь перед выбором, не имеют взвешенного подхода, а видят лишь ту чашу весов, которая им больше нравится, принимая ее за весы

34. Иррациональность людей такова, что они охотней верят в то, что знают ответы на непознаваемые вопросы и отказываются признавать очевидность того, что порой не видят дальше собственного носа

35. То неплохо само по себе, что кажется плохим

36. В мире нет героев и злодеев, а есть только противоборствующие силы со своими интересами

37. Тот, кто не воспитывает себя сам, подобен ослу, который идет туда, куда его ведут или гонят

38. Когда люди плачут по усопшему, то жалеют не его, а себя, ведь это живым скучно без мертвых, а не мертвым без живых

39. Если кто-то покинул этот мир, а кто-то остался существовать в нем – неизвестно, кому повезло больше

40. Источник всякой любви – любовь к себе

41. Мы способны сочувствовать другим только потому, что неравнодушны к себе

42. Тот, кто требует сочувствия от других, на самом деле хочет почувствовать власть над ними

43. Любить – значит, стремиться к удовольствию

44. Не существует для людей любви, которая не дает им ничего взамен

45. Любовь не могла бы существовать, если бы не было ненависти, точно так же, как не было бы для нас ощущения света, если б не было тьмы

46. Любить всех – значит, не любить никого, потому что любовь возможна только в сравнении с ненавистью

47. Любовь и отвращение – две стороны одной медали

48. Для женщины мужчина – средство, а ребенок – цель

49. Мужчины стремятся покорить мир, а женщины покоряют мужчин вместе с той частью мира, которую они успели покорить

50. Людям полезно помнить, что они грандиозные создания, но не стоит забывать, что они мелкие людишки

51. Если кто-то считает себя венцом природы, то пусть попробует ответить на вопрос: разве есть видимые причины, которые мешают муравьям возомнить себя повелителями мира?

52. Человек – наиболее развитое существо из всех, известных человеку

53. Все люди похожи в своих попытках быть разными

54. Люди, считающие себя праведниками, имеют такие гнусные помыслы, о которых мне тут стыдно писать

55. Цель нашей жизни, придуманная нами, не есть смысл жизни, продиктованный Вселенной

56. Даже если мы знаем, чего хотим, мы не знаем, зачем живем

57. Инстинкты даны человеку для того, чтобы он цеплялся за жизнь и меньше задумывался о глупости своего существования

58. Наша жизнь не имеет разумного объяснения и поэтому напоминает игру в «дурака»

59. Жизнь похожа на тараканьи бега, в которых на финише всех участников пускают на мясо

60. Суть большинства человеческих дел можно определить одним словом – продажность

61. Вселенная – это всё, что есть, и кроме Вселенной ничего больше нет

62. Зачем придумывать Бога и ставить его над Вселенной, когда есть Вселенная?

63. Любое представление о Вселенной – всего лишь примитивная схема в скудных мозгах

64. Вся Вселенная живая

65. Любое живое существо делит Вселенную пополам – на «я» и «не я»

66. Вселенная = Я + Окружающий мир

67. Мы знаем о мире меньше, чем котенок, играющий с солнечным зайчиком, знает о Солнце

68. Из Вселенной не выкинешь и песчинки

69. Люди, пытающиеся рассуждать о происхождении Вселенной, подобны жукам, принявшим свою навозную кучу за Вселенную

70. Пытаясь ограничить Вселенную, мы льстим себе, считая, что наша ограниченность свойственна также Вселенной

71. Окружающий мир для каждого из нас – агрессивная среда. Его девиз: «Слабым не место в мире!»

72. Человек – островок, окруженный океаном смерти

73. Мы живы, потому что боремся

74. Глупый противопоставляет себя миру и поэтому злится, мудрый же считает себя частью Вселенной и поэтому спокоен

75. Законы Вселенной нельзя нарушать безнаказанно

76. Человек – островок, окруженный океаном смерти, представляющим собой бушующую жизнь

77. Эгоизм – двигатель Вселенной

78. Все наши поступки эгоистичны, потому что решение в их совершении принимает наше Эго

79. Что тут греха таить: все мы – центры Вселенной

80. Утверждать, что быть эгоистом плохо – то же самое, что заявлять, что жить аморально

81. Каждый переоценивает стоимость своей жизни и придает себе больше значения, чем всему остальному миру

82. Одни эгоисты склонны обзывать эгоистами других эгоистов за то, что они эгоисты

83. Каждый считает себя лучше других, но не каждый способен себе в этом признаться

84. Когда мы стараемся для других, то в первую очередь стараемся для себя

85. Тот, кто искренне считает, что превзошел себя в бескорыстном служении человечеству, на самом деле всегда поступал, как закоренелый эгоист

86. Мы помогаем утопающему не потому, что хотим помочь, а потому, что хотим почувствовать себя спасителями

87. Что бы человек ни делал, он повинуется двум желаниям: желанию избежать страдания и желанию получить удовольствие

88. Всегда найдутся энтузиасты, готовые похоронить нас бесплатно

89. Наши эгоистичные потребности диктуют нам понятия добра и зла: добром считается то, что выгодно; злом – то, что невыгодно

90. Люди в большей степени не потому соблюдают правила, чтобы угодить другим, а потому, чтобы избежать проблем

91. Мир подчиняется не тому, кто хочет слишком много у него взять, а тому, кто хочет искренне его понять

92. Когда мы изменяем точку зрения на мир, то и мир начинает смотреть на нас по-другому

93. Мир, как и Рим – такой, каким мы его хотим видеть

94. Всё на свете имеет причину, даже, если мы не видим всех причин

95. Версий может быть много, правда – только одна

96. Гений не признает правил

97. В каждом человеке тлеет гигантский костер

98. Большинство наших опасений напрасны

99. Любой герой с другой точки зрения – злодей

100. В мире нет добра и зла, а есть только противоположные энергетические статусы

101. В мире нет хороших и плохих сил, а есть только противоборствующие стороны со своими интересами

102. Одно лишь добро без зла, в конечном счете, само порождает зло

103. Когда человек говорит, что у него не было времени, это означает, что у него были дела поважнее

104. Добро и зло существуют не в природе, а только у нас в голове

105. Закон творит сильный – это закон

106. Традиции, как люди – обычно рождаются здоровыми, а с возрастом впадают в маразм

107. Если неразумные традиции предков, основанные на суеверном страхе и недостатке знаний, приобретают силу общественных законов, то такое общество обречено на застой, ибо плотно закупоривает сосуд со свободолюбивым джинном пытливого человеческого духа

108. Излишняя традиционность в жизни людей рождает скованность мыслей и глушит инновационные порывы

109. Свободный ум тяготится неразумными условностями, но если он не хочет быть осужденным толпой, то даже если в душе смеется над ее дурацкими обыкновениями, должен отрекаться от себя в угоду глупости большинства

110. Благие начинания всегда с трудом пробивали себе дорогу сквозь затхлую толщу человеческого невежества

111. Тот, кто сказал: «я никогда не лгу», – уже солгал

112. Простота дается непросто

113. Приятели – потенциальные предатели

114. Я не всегда могу точно сказать, что взял из жизни, а что от далеких предков

115. Детство – самая счастливая пора, только дети об этом не догадываются

116. Разница между взрослыми и детьми заключается в стоимости их игрушек

117. Активные борцы за мир не менее агрессивны, чем зачинщики войн

118. На любое самое скверное событие можно взглянуть так, что оно покажется благом

119. Тому, что нас огорчает сейчас, мы можем быть рады потом

120. Неверно говорить: «это действительно великолепная картина», а правильно было бы сказать: «эта картина мне кажется великолепной»

121. Даже когда мы излагаем вечные истины, мы говорим не о том, что есть, а о том, что нам кажется

122. Наши оценки предметов характеризуют нас, а не предметы

123. Человек иногда теряет совесть, потому что это естественно, ведь каждый рождается бессовестным

124. Деньги липнут не к знаниям, а к реализуемым проектам

125. В наших руках многое, но не всё

126. Мир способен вознести нас на Олимп или бросить лицом в грязь

127. Упрекать прошлое – костерить мертвеца

128. Погрязшие в мнимых ценностях считают себя праведниками

129. Человек не может понять нелогичное

130. Любовь к чему-то или к кому-либо не может превышать любовь к себе, как и персонаж книги не может быть умнее автора, хотя и может казаться таковым

131. Если убрать из мира противоречия, то он рухнет

132. Если бы не было убогости, то как бы мы могли оценить прекрасное?

133. Врагам мы обязаны тем, что у нас есть друзья

134. Человеческие желания беспредельны, мечты необозримы, планы грандиозны, а достижения ничтожно малы

135. Любые новые открытия – это раскопки, а не творения

136. Каждый человек желает подчинить себе весь мир

137. Слабая голова, лень и неуверенность – вот, что мешает человеку покорить мир

138. В тщетных стремлениях завоевать мир проводят люди время своей жизни. Это ли не суета?

139. Человечество не хуже и не лучше, чем было раньше и будет потом

140. История человечества – история борьбы людей за управление друг другом

141. Человечество очень сильно напоминает паразитов на теле Земли

142. Человечество в любом случае умрет. Хорошо, если от старости, а то ведь возможен несчастный случай

143. Есть люди, способные отнестись к вам по-человечески лишь после того, как вы поступите с ними по-свински

144. Все хотят примерно одного и того же, но каждый считает себя особенным

145. Многие из тех, кто начинал войну, считали, что делают благое дело

146. Куда приятней утонуть в пучине грез и сладкой лжи, чем плавать в холодном океане суровой правды, но лучше знать, чем оставаться в дураках

147. Настойчивость под руководством разума становится упорством, а под руководством страстей – упрямством

148. Прекратите жаловаться на других – вы ведь тоже не подарок

149. Тот, кто вечно недоволен, считает, что мир должен подчиняться его вздору

150. Люди только и твердят о мире, но не было и дня, чтобы человечество не воевало

151. Отпустить виновного – ошибка, осудить невиновного – тяжкий грех

152. Предоставьте разговоры о ваших заслугах другим, и пусть о ваших достижениях красноречиво расскажут ваши дела

153. Обида – это попытка назначить виновным того, на кого обижаются

154. Только я себя понимаю и то не всегда

155. Если вас пинают ногами, имейте в виду, что ноги не виноваты – бейте по голове

156. Любой индивид стремится покорить мир, даже если не отдает себе в этом отчета

157. Несмотря на то, что мы не знаем наверняка, существует ли мир вокруг нас, мы живем и действуем с верой в существование объективного мира

158. Каждый живет в таком мире, который заслуживает

159. Каждый сам решает, смеяться ли ему или плакать, положиться ли на победу или терпеть поражения

160. Эмоции – это краски жизни, которые делают ее яркой

161. Чтобы чего-то достичь, нужно разозлиться

162. Наш мир в основе своей бесцветный и наполнен смыслом лишь потому, что мы его туда вложили

163. Не следует путать информацию с фактами

164. Суеверия – вечные спутники человечества

165. С красивой идеей жалко расставаться, иначе мир кажется убогим. Поэтому часто люди склонны верить в то, что им нравится, а не в то, что есть

166. Сны не пророчат будущее, а отражают прошлый опыт

167. Неверно говорить: «событие произошло без причин». Правильно было бы сказать: «событие произошло без видимых причин»

168. В разные времена в разных странах разные люди писали и пишут историю по-разному

169. Историю прошлого делают в настоящем

170. История для нас выглядит как отражение произошедшей реальности в заляпанном белилами кривом зеркале: где-то преувеличена, искривлена, кое-где адекватна и очень много белых пятен

171. Тот, кто имеет адекватное мировоззрение, способен правильно расшифровывать закодированные сигналы мира и слышать его истинные музыкальные произведения, а не выдумывать себе мифы и иллюзии

172. Гений видит то же самое, что видят все, но при этом думает по-другому, поэтому совершает открытие

173. Истина не всегда лежит на поверхности, поэтому в попытках объяснить себе природу вещей, люди от невежества под влиянием страха впадают в суеверия

174. Информация правит миром – для нас во многом важно не то, что происходит в мире на самом деле, а то, что об этом пишут и говорят

175. Наша голова напичкана информацией о мире. Достоверной или ложной? Это очень важный вопрос, ответу на который стоит посвятить жизнь и написать книгу

176. Цепляясь за свои несостоятельные убеждения, люди тем самым загоняют себя в сети невежества, и беда их в том, что при этом сами они не осознают, что попали в ловушку

177. Если человек способен легко и без проволочек отрекаться от надуманных верований, значит, он чего-то стоит

178. Будьте готовы к революциям в своих мозгах. Проводить инвентаризацию своей веры так же полезно, как наводить порядок в доме, очищая его от пыли и грязи

179. Тот, у кого мозги напичканы мусором, находится в состоянии помешательства. А так как мусор в той или иной мере присутствует в голове у каждого, то все мы в разной степени помешанные

180. Наши органы чувств – самые надежные источники информации в мире

181. Чтобы открыть стоящую теорию, требуется ум гения, а чтобы ее развить – наблюдения, размышления и дискуссии исследователей разных поколений

182. Недостоверные теории, хоть даже и очень красивые, не возносят человека, а сажают в лужу

Источник

«Люди видят только то, что хотят видеть»: честные цитаты о мире, в котором мы живем

Жизнь бывает разной: порой гладит, порой бьет наотмашь. Мы не на все можем повлиять, и принять это бывает сложно. Но все-таки кое-что изменить способны. Например, свое отношение к происходящему. А еще мы можем не забывать. Не забывать тот сложный опыт, через который прошли люди до нас, и делать правильные выводы…

«В теории эволюции мы всё время говорим, что выживает сильнейший. Мне кажется, она работает по-другому. Выживает система», — Эрик Карсенти.

«Самые богатые люди не могут быть порядочными, поскольку есть два способа сделать состояние — порядочный и непорядочный, и тот, кто пользуется обоими способами, гораздо богаче того, кто пользуется одним. Кроме того, непорядочные не платят налогов и не учувствуют в благотворительности».

«Желание соврать, с целью осчастливить своего ближнего, ты встретишь даже и в самом порядочном нашем обществе, ибо все мы страдаем этою невоздержанностью сердец наших. Только у нас в другом роде рассказы; что у нас об одной Америке рассказывают, так это — страсть, и государственные даже люди!» — Фёдор Достоевский («Подросток»).

«У Белинского где-то в письмах, помнится, есть такая мысль: мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами, как с порядочными людьми», — Дмитрий Лихачёв.

«Я родился в стране, где идея свободы, понятие права, обычай человеческой доброты холодно презирались и грубо отвергались законом. Порою в ходе истории ханжеское правительство красило стены национальной тюрьмы в желтенькую краску поприличнее и зычно провозглашало гарантии прав, свойственных более удачливым государствам; однако либо от этих прав вкушали одни лишь тюремные надзиратели, либо в них таился скрытый изъян, делавший их еще горше установлений прямой тирании. Каждый в этой стране был рабом, если не был погромщиком; а поскольку наличие у человека души и всего до нее относящегося отрицалось, причинение физической боли считалось достаточным средством для управления людьми и для их вразумления. Время от времени случалось нечто, называемое революцией, и превращало рабов в погромщиков и обратно. Страшная страна, господа, жуткое место, и если есть в этой жизни что-то, в чем я совершенно уверен, — это что я никогда не променяю свободы моего изгнания на порочную пародию родины», — Владимир Набоков.

«Страшно выговорить, но люди видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. На этом свойстве человеческой природы держится 90% чудовищных слухов, ложных репутаций, свято сбережённых сплетен», — (Анна Ахматова (источник: «Записки об Анне Ахматовой» Лидии Чуковской).

«Корней [Чуковский] не был в Третьяковке 40 лет. Он туда пошёл, посмотрел современный отдел и сказал: «Почему я не ослеп раньше?» — Анна Ахматова, из записных книжек М. Ардова).

«Самое сильное чувство — разочарование. Не обида, не ревность и даже не ненависть… после них остается хоть что-то в душе, после разочарования — пустота», — Эрих Мария Ремарк.

«Каждый человек находит себе оправдание, и чем более подлым он становится, тем трогательнее у него история», — Джо Аберкромби.

Новое видео:

Источник

Иллюзия объективности: почему мы замечаем только то, что хотим

Каждый видит что хочет видеть. Смотреть фото Каждый видит что хочет видеть. Смотреть картинку Каждый видит что хочет видеть. Картинка про Каждый видит что хочет видеть. Фото Каждый видит что хочет видеть

Каждый человек верит в свою объективность. Нам кажется, что мы достаточно наблюдательны, чтобы найти все доказательства против теории, которой мы придерживаемся — а раз этих доказательств недостаточно, то теория верна. Но что если мозг фильтрует любую — даже зрительную — информацию в соответствии с нашими убеждениями? Можем ли мы оставаться беспристрастными, или даже наша нейробиология противоречит этому? Журналист Том Вандербильт рассуждает о парадоксах восприятия в статье на сайте Nautil.us, вот его основные тезисы.

Палмер Филд, Принстон, 1951 год. Традиционный осенний матч по американскому футболу: непобедимые принстонские «Тайгерс», с их знаменитым тейлбеком Диком Казмайером, против команды Дартмута. В игре со множеством пенальти Принстону удалось одержать победу над «Биг Грин», но цена ее была высока: около дюжины игроков получили травмы, а сам Казмайер закончил матч со сломанным носом и сотрясением. Как мягко выразились «The New York Times», это была «грубая игра, приведшая ко взаимным обвинениям со стороны двух команд». Каждая утверждала, что соперники играли грязно.

Эта история появилась не только на страницах спортивных изданий, но и в «Журнале аномальной и социальной психологии». Вскоре после этого происшествия психологи Альберт Хэсторф и Хэдли Кэнтрил провели опрос среди студентов, показав им видеозапись матча. Они должны были решить, кто из соперников начал грязную игру. Но мнения испытуемых по поводу игры той или иной команды оказались невероятно предвзятыми, и исследователи пришли к неожиданному выводу: «данные свидетельствуют о том, что нет никакого отдельного явления «игры», существующей вне сознаний конкретных людей». Каждый увидел ту игру, которую хотел увидеть. Но как? Возможно, они оказались примером того, о чем говорил отец «когнитивного диссонанса» Леон Фестингер: «Люди воспринимают и интерпретируют информацию так, чтобы она удовлетворяла их собственным убеждениям».

Когда студенты смотрели и анализировали запись матча, они вели себя словно дети, увидевшие знаменитую иллюзию «утка-кролик». Если картинку показывали в пасхальное Воскресенье, дети чаще видели кролика, хотя в любое другое воскресенье большинство видело утку. Сама картинка может интерпретироваться двояко, и «переключение» с одного образа на другой требует усилий.

В эксперименте Элисон Гопник и ее коллег ни один ребенок в группе от 3 до 5 лет не смог самостоятельно переключиться с одного изображения на другое (им показывали иллюзию «вазы-лица»). В группе детей постарше, но все еще «наивных», переключение сделала треть. Почти всем остальным это удавалось, когда им намекали на двойственность изображения. Интересно, что дети, сумевшие распознать оба изображения, также лучше справились с заданием на «теорию разума» — способность осознавать субъективность своего восприятия по отношению к внешнему миру (например, детям показывали коробку цветных мелков, внутри которой на самом деле были свечи, а затем просили предположить, что подумает о содержимом коробки другой ребенок, увидевший ее).

Каждый видит что хочет видеть. Смотреть фото Каждый видит что хочет видеть. Смотреть картинку Каждый видит что хочет видеть. Картинка про Каждый видит что хочет видеть. Фото Каждый видит что хочет видеть

Даже если вы сами не можете поначалу увидеть и утку, и кролика, не стоит расстраиваться: в любых подобным исследованиях обнаруживаются взрослые «вероятно обладающие более сложными репрезентативными способностями», неспособные «переключиться». Также нет единственно верной трактовки изображения: хоть и есть некоторая тенденция видеть кроликов, утиных людей тоже полно.

В какой-то момент все могут увидеть утку-кролика, но есть одна вещь, на которую неспособен никто: как бы вы ни старались, вы не сможете увидеть и утку, и кролика одновременно.

Я спросил Лизу Фельдман Барретт, главу Лаборатории интердисциплинарных аффективных наук Северо-Восточного Университета в Бостоне, не живем ли мы в некоем метафорическом утино-кроличьем мире. Ее ответ был краток: «Думаю, даже не в метафорическом». Наш мозг устроен таким образом, что внутренних связей между нейронами гораздо больше, чем тех, по которым сенсорная информация поступает извне. «Мозг сам снабжает неполную картину нужными подробностями», — говорит она, — «чтобы придать конкретный смысл неоднозначным сенсорным данным».

Лиза Фельдман Барретт называет мозг «генератором помех». В соответствии с набирающей популярность гипотезой «прогнозирующего кодирования», восприятие генерируется нашим собственным мозгом и лишь корректируется внешней информацией. В противном случае ему пришлось бы обрабатывать слишком много данных. «Это нерационально», — говорит она, — «мозгу нужны обходные пути». Поэтому он постоянно прогнозирует. Когда «поступающая сенсорная информация не соответствует прогнозу, приходится менять либо прогноз, либо саму информацию».

Подобная связь между внешней сенсорной информацией и внутренними убеждениями и прогнозами давно интересует ученых. В ходе исследования, опубликованного в «Neuropsychologia», испытуемых просили решить, верно ли утверждение о связи цвета и объекта (например, “банан желтый”). При этом в их мозге активировались те же области, что и при обычном различении цветов. Для мозга не было никакой разницы, видит ли его обладатель реальный желтый цвет или думает о желтом банане. Такое «повторное восприятие» сходно с механизмом воспоминания (правда, исследователи отмечают «различную природу восприятия и воспроизведения знаний»).

Информация из внешнего мира поступает к нам через узкое окно восприятия и формирует наши убеждения. Но затем эти убеждения действуют подобно линзе, фокусирующейся на том, что им нужно увидеть. В прошлом году в Лаборатории психологии Нью-Йоркского университета группе людей была показана 45-секундная запись жестокой драки между полицейским и невооруженным лицом. Было неочевидно, корректно ли вел себя полицейский по отношению к человеку, которого он пытался скрутить. Перед показом участников исследования спросили, насколько они отождествляют себя с полицейскими в целом. После просмотра, в ходе которого отслеживались движения глаз испытуемых, они должны были решить, кто из дерущихся неправ. Естественно, строже осудили действия полицейского те, кто был менее расположен к нему изначально. Но так было только в том случае, если они дольше смотрели на него. Решение тех, кто смотрел на него меньше, никак не зависело от их изначального отношения к полицейским.

Но что влияет на подобную оценку ситуации? Сложно сказать наверняка. Во множестве исследований у испытуемых возникает характерный нейронный ответ при виде изображения человека одной с ними расы. Но что будет, если сказать, что люди на фотографиях — некая «команда», к которой принадлежит испытуемый? «Примерно первые 100 миллисекунд мы решаем проблему кролика-утки», говорит Джей Ван Бэйвел, профессор психологии в Нью-Йоркском университете. Кого вы видите — члена своей команды или человека другой расы? Исследование Ван Бэйвела обнаружило положительную нейронную активность в ответ на изображения «членов команды», в то время как расовая характеристика становится абсолютно незначимой (как и в случае с уткой-кроликом, мы способны лишь на одну интерпретацию в конкретный момент времени).

Каждый видит что хочет видеть. Смотреть фото Каждый видит что хочет видеть. Смотреть картинку Каждый видит что хочет видеть. Картинка про Каждый видит что хочет видеть. Фото Каждый видит что хочет видеть© Tim O’Brien

Впрочем, приняв то или иное решение, мы будем упрямо на нем настаивать. Отдав долг уважения утке-кролику, Балсетис с коллегами провели эксперимент, в ходе которого группе людей показывали изображения «морских животных» и «домашнего скота». Испытуемые должны были выбрать, которое из двух представлено на картинке: за каждый ответ они либо набирали баллы, либо теряли (примечание: одни получали баллы за «морских животных» и теряли за «домашний скот», другие — наоборот). Закончив игру с положительным счетом, они получали в награду упаковку мармелада. Если счет был отрицательным, им доставалась «банка жидкой консервированной фасоли». Решающий момент наступал в конце, когда испытуемые видели смутное изображение то ли лошади, то ли тюленя (тюленя было немного сложнее разглядеть). Чтобы не давиться злосчастной фасолью, им нужно было распознать то изображение, за которое они бы набрали очки. И большинству это удалось. Но что если они видели оба изображения и сообщили лишь о том, которое должно было принести им выигрыш? Эксперимент повторили с новыми участниками, но на этот раз отслеживались движения их глаз. Те, кому нужно было найти больше «домашнего скота» чаще смотрели на кнопку «домашний скот» (после ее нажатия ответ был бы засчитан и они перешли бы к следующему вопросу), и наоборот. Взгляд, брошенный на кнопку «правильного» (по их мнению) ответа выдавал их намерения безо всяких расчетов мозговой активности. В первую очередь выбор делало их зрение.

Даже если в эксперименте имитировалась компьютерная ошибка и испытуемым говорили: «извините, на самом деле это “морские животные” спасли бы вас от жидкой фасоли», большинство все равно настаивало на своей изначальной интерпретации изображения — даже в свете новой мотивации. «Они неспособны посмотреть по-другому на изображение, уже закрепившееся в их сознании,» — говорит Балсетис. — «потому что если наделить неоднозначное явление конкретным смыслом, оно перестает быть неоднозначным».

Недавнее исследование Кары Федермайер показывает, что нечто подобное происходит при формировании воспоминаний. В нем рассматривалось ошибочное представление о программе политического кандидата — как в том случае, когда большинство людей полагали, что Майкл Дукакис, а не Джордж Буш собирается стать «президентом-просветителем». Исследования активности мозга испытуемых при помощи ЭЭГ обнаружили, что сигналы ложных и корректных воспоминаний практически совпадают. Личная версия произошедшего настолько закрепилась в сознании испытуемых, что стала правдой.

Подобное «закрепление» может происходить и неосознанно. В ходе опубликованного в «Pediatrics» исследования более 1700 родителей в США получили для ознакомления брошюры одной из четырех кампаний, призванных развеять мифы об опасности жидкой коревой вакцины. По результатам исследования ни одна из кампаний никак не повлияла на решение родителей делать прививку. Да, изначальные противники вакцины слегка усомнились в том, что она вызывает аутизм. Но вместе они еще сильнее убедились в том, что делать ЖКВ нельзя. Изображения опухших и покрытых сыпью детей лишь укрепили веру родителей в ее опасные побочные эффекты.

Пока неясно, как именно происходит это закрепление, и почему человек может внезапно передумать и переключиться с утки на кролика. Споры о том, как происходит переключение, ведутся уже давно и продолжаются по сей день. Одни доводы говорят в пользу того, что это «восходящий» процесс: нейроны, сообщающие, что перед вами утка, утомляются или «насыщаются», уступая место новой информации — о кролике.

Другой возможный механизм — «нисходящий» — предполагает, переключение происходит в выcших отделах мозга: если мы уже знаем что-то, то мы будем ожидать и всячески искать это. Если сказать человеку, чтобы он не пытался переключиться, то он скорее всего не будет это делать — в отличие от человека, которого попросят переключиться как можно быстрее.

Юрген Кормайер с коллегами из Института новейших исследований в области психологии и психического здоровья во Фрайбурге, Германия, предложил гибридную модель, совмещающую оба механизма. Как Корнмайер сообщил мне, даже в самом раннем возрасте активность глаз и визуальные системы влияют на «нисходящие» процессы, так что нельзя сказать, что информация воспринимается односторонне. Он предполагает, что даже если мы не заметили утку или кролика, наш мозг подсознательно распознал оба образа, но счел один ненадежным и не стал сообщать нам о нем. И тогда получается, что ваш собственный мозг в курсе происходящего, но сами вы так и остались в дураках.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *