Кажется что ты все еще идешь за плугом по неглубокой борозде
1. Расставить недостающие знаки препинания, 1?
1. Расставить недостающие знаки препинания, 1.
Аринин пош_л (в) лев_ а мы прямо к берегу реки.
2. Х_рошую книгу купить всем уг_дить.
3. Весь день мы плыли пр_держ_ваясь2 правого края озера и к сумеркам дошли до суже___ой его части.
4. Вышедшая из берегов река отражала тихий свет луны.
5. Рано утром во флигель явился студент племянник графини и передал нам пр_каз.
6. Большой усыпа___ый2 ж_лтыми листьями двор кудрявый от репейника слегка серебрился осенн_ю изморозью4.
7. Сквозь сени была видна другая комната светлая с деревя__ыми полами.
8. (В)дали виднеется высокий горный хребет.
8. Обт_рание холодной водой гимнастика пешие прогулки всё это укр_пляет и зак_ляет организм человека.
10. Кажется что ты всё ещё идешь за плугом по (не)глубокой борозде вокруг слышатся громкие гортанные звуки грачей пр_летевших всего неделю назад.
3. Весь день мы плыли, придерживаясь правого края озера, и к сумеркам дошли до суженной его части.
4. Вышедшая из берегов река отражала тихий свет луны.
5. Рано утром во флигель явился студент, племянник графини, и передал нам приказ.
6. Большой, усыпанный жёлтыми листьями двор, кудрявый от репейника, слегка серебрился осеннею изморозью.
7. Сквозь сени была видна другая комната, светлая и с деревянными полами.
8. Вдали виднеется высокий горный хребет.
10. Кажется, что ты всё ещё идешь за плугом по неглубокой борозде, вокруг слышатся громкие гортанные звуки грачей, прилетевших всего неделю назад.
Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря?
Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря.
Напишите, что вы видите и слышите вокруг себя (вдали, вблизи, слева, справа, вверху, снизу).
Расставьте знаки препинания?
Расставьте знаки препинания.
Река сплошь была занесена плавником и следовательно всюду можно было перейти с одного берега на другой.
Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря?
Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря.
Напишите, что вы видите и слышите вокруг себя (вдали, вблизи, слева, справа, вверху, снизу).
Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря?
Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря.
Напишите, что вы видите и слышите вокруг себя.
Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря?
Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря.
Напиши, что вы видите и слышите вокруг себя (вдали, вблизи, слева, справа, вверху, внизу).
Вставьте недостающие знаки препинания?
Вставьте недостающие знаки препинания.
1. Она словно художник раскрашивает всё вокруг пестрыми красками.
Река у нас мелкая и узкая летом ребята плавают от берега к берегу осенью вода в реке становиться холодной трава по берегам желтеет листья на деревьях и кустах облетают зимой грянут морозы речка замерз?
Река у нас мелкая и узкая летом ребята плавают от берега к берегу осенью вода в реке становиться холодной трава по берегам желтеет листья на деревьях и кустах облетают зимой грянут морозы речка замерзнет.
Нужно правильно расставит знаки препинания в предложение.
Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря?
Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря.
Составте из данных слов предложения так, чтобы выделены слово было первым?
Составте из данных слов предложения так, чтобы выделены слово было первым.
1. реки, широки, и, наши, глубоки 2.
Реки, правый, берег, высокий, а, берег, левый, низкий 3.
Горы, красивы, наши 4.
С, видно, горы, далеко, высокой 5.
Хлеба, на, полях, густые, растут 6.
Река у нас мелкая и узкая летом ребята плавают от берега к берегу осенью вода в реке становиться холодной трава по берегам желтеет листья на деревьях и кустах облетают зимой грянут морозы речка замерз?
Река у нас мелкая и узкая летом ребята плавают от берега к берегу осенью вода в реке становиться холодной трава по берегам желтеет листья на деревьях и кустах облетают зимой грянут морозы речка замерзнет.
Нужно правильно расставит знаки препинания в предложение.
Строгают Пилят Кроют Красят Роют Проводят.
Один из путей решения этой проблемы, архиважной и не сразу решаемой, – создание ассоциации содействия как детскому, так и юношескому предпринимательству, учредителями которой должны стать редакции периодических изданий, особенно так называемых юношес..
Смотрим, зеленый промок подножка, безбрежный. Разведчик, расписной фруктовый, гусыня, пробка, ключик, булавка ФУТБОЛКА.
В ночном небе рассыпались яркие звёзд.
Яркие звезды рассыпались в ночном небе.
Конспект открытого урока по русскому языку «Односоставные предложения
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Открытый урок русского языка в 8 классе
Провела : Абакарова З.М.
— Формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения, определять их тип, использовать односоставные предложения в разных стилях речи,
— правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные.
Образовательная: Систематизация сведений об односоставных предложениях.
Развивающая: отработка умений правильно определять тип односоставных предложений, отличать односоставные простые предложения от двусоставных предложений, находить односоставные простые предложения в составе сложных предложений.
Воспитательная: воспитание культуры речи учащихся.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений.
Форма урока: Комбинированный.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый.
Технология реализации: технология уровневой дифференциации. Технология формирования учебных задач. Деятельностный подход в обучении. Использование современных информационно- коммуникативных технологий.
Тип урока: практикум.
I. Организационный момент.
II. Словарно- орфографическая работа.
Причудливого золотисто – оранжевого цвета, приобрести полсотни книг, пристроить полдома, 850-летний юбилей, сделать по-новому, прекратился давным-давно, преградить путь на полуостров, превратить пол-острова в оазис, призадуматься кое над чем, был когда-то пресмешным малышом, приемлемый вариант, среднерусский пейзаж, престижная профессия, тоненький- претоненький голосок, древнеримский поэт, девяностолетний старец.
III. Актуализация знаний.
1.Прочитайте тему урока, записанную на доске, сформулируйте цели сегодняшнего урока, какие задачи перед нами стоят?
2.Синтаксический разбор предложения.
Стало темно, и в доме зажгли свет.
— Подчеркните грамматические основы.
— Составьте схему предложения.
— Входят ли в состав этого предложения односоставные простые предложения? Определите их тип.
3. Актуализация теоретических знаний по теме « Односоставные предложения»
— Как отличить двусоставное предложение от одноставного?
— На какие две группы можно разделить все односоставные предложения?
— Перечислите односоставные предложения с главным членом сказуемым.
— Как называются предложения с главным членом подлежащим?
4. Рассмотрим таблицу.
Главный член предложения – подлежащее.
Раннее утро. Берег реки.
Действующее лицо мыслится
стоит в 1 и 2 л. в наст. или буд. вр.
изъявит. и повел. накл.
Расскажу тебе всё при встрече.
Скоро пойдём на прогулку.
Действующее лицо мыслится
стоит в 3 л. мн. ч. наст. и буд. вр.;
повел. накл., мн. ч. прош. вр.;
мн. ч. условного накл.
За стеной играют на рояле.
Почту ещё не приносили.
Могли бы сделать и лучше.
Действующее лицо мыслится
обобщённо (все, любой, каждый).
На деньги ума не купишь.
Цыплят по осени считают.
Действующее лицо не мыслится,
нет производителя действия.
Главное – совершаемое действие.
Вам не видать таких сражений.
Под снегом можно найти цветы.
У меня не прибрано.
Денег у него нет, не было и не будет
Работа с таблицей. Учащиеся читают примеры, называют грамматические основы предложений.
1. Выписать номера односоставных предложений, определить их тип.
1) Иду по широкому лугу.
2) Меж тем время идет.
3) В воздухе чувствовалась прохлада.
4) Нужно заниматься любимым делом.
5) Что-то зазвенело в вышине.
6) Сегодня меня задержали после уроков.
7) Проголодаешься, так хлеба достанешь.
8) На улице было морозно.
10) Отдыхающие толпились на пристани.
2. Составьте предложения по схеме:
1) (безличное.), и (безличное).
2) ( назывное), (двусоставное).
3) (безличное), и (двусоставное)
4) (определенно- личное), (двусоставное).
3. Разноуровневое задание. ( Уровень трудности учащиеся определяют самостоятельно или по рекомендации учителя).
1) Первый уровень сложности. Спишите предложения, подчерните грамматические основы.
· Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну.
· Его везли из крепости, из Бреста.
· Хлестало в окно дождиком косым.
· Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло.
· Багровые горизонты. Оборванные провода.
· У одержимых нет дороги вспять.
· Тянет холодом осенних дней.
· Черемуху ломают ветками огромными.
2) Второй уровень сложности. Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, определите тип односоставных предложений.
3) Третий уровень сложности. Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, определите тип односоставных предложений, определите вид сказуемого.
1. По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?
А) По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения
Б) По наличию или отсутствию членов предложения.
В) По наличию главных членов предложения.
2.На какие виды делятся односоставные предложения?
А) Назывные, определенно- личные
Б) Назывные, определенно- личные, неопределенно- личные, обобщенно-личные, безличные
В) назывные, безличные, обобщенно-личные
3) Какое предложение является односоставным?
А) Жди ясного на завтра дня.
Б) Черные сосны на белый песок кинули странные тени.
В) На заре ты ее не буди.
Г) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
4) Какое предложение является безличным?
А) На работе следите за осанкой.
Б) Дадим друг другу руки и молча двинемся в путь.
5) Какое предложение является неопределенно- личным?
Б) Выхожу на крыльцо.
В) Далеко- далеко грохочет.
Г) О произошедшем буду долго вспоминать.
6) Какое предложение является назывным?
А) Недавно дом отремонтировали.
Б) Былой славой бой не выиграешь.
В) Ясное и морозное утро.
7) Какое предложение является определенно- личным?
А) Уходить из парка не хотелось.
Б) Теперь в лесах везде косят.
В) Люблю сырые запахи ненастья и влажный шум взволнованных лесов.
* Составьте и запишите сложное предложение, в состав которого входило бы простое односоставное определенно- личное предложение и двусоставное предложение.
1 По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?
А) По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения
Б) По наличию или отсутствию членов предложения.
В) По наличию главных членов предложения.
2.На какие виды делятся односоставные предложения?
А) Назывные, определенно- личные
Б) Назывные, определенно- личные, неопределенно- личные, обобщенно-личные, безличные
В) назывные, безличные, обобщенно-личные
3) Какое предложение является односоставным?
А) Вечернее небо гляделось в зеркальный затон.
Б) От лип душистым медом тянет.
В)Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
Г) Здесь розы больше кулака.
4) Какое предложение является назывным?
А) На улице пустынно.
Б) Вчерашний день не воротишь.
В) Загрустив, вспыхнула осень маленьким дождем.
5) Какое предложение является безличным?
А) Не жалею, не зову, не плачу.
Б) Не презирай совета ничьего.
В) Вороне соколом не быть.
Г) Из воды пустой масла не извлечешь.
6) Какое предложение является определенно- личным?
А) Начнут советовать и вкривь и вкось.
Б) Под музыку осеннего дождя иду во тьме.
7) Какое предложение является неопределенно- личным?
А) Вспоминали события прошлого, думали о будущем.
Б) В лесу стало тихо.
Г) Не относись к природе свысока
* Составьте и запишите сложное предложение, в состав которого входило бы простое односоставное назывное предложение и двусоставное предложение.
— Давайте вспомним, какие цели мы определи в начале урока. Достигли ли мы эти цели.
Заполните лист достижений. ( От 1 до 5)
Цели урока были понятны
Цели урока были достигнуты
Все задания мне были понятны
Я понял (а) темы « Односоставные предложения»
6. Домашнее задание. ( вариа тивное)
1. Спишите текст, подчеркните грамматические основы, определите тип односоставных предложений.
Вечереет. Ветра уже нет. На меже улеглись кусты перекати- поле. Весь день их бросало по свежей сыроватой пахот. Теперь и пахарям можно отдохнуть.
Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звездочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.
Сладко дремлется, и ломит от усталости больные ноги. Кажется, что ты все еще идешь за плугом по неглубокой борозде. Слышатся гортанные голоса грачей. Они устраиваются на ночь в уже готовых своих гнездах.
2. Составить мини- сочинение « В лесу» или « Ура! Скоро каникулы!».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект открытого урока по русскому языку «Обращение»
Конспект открытого урока по русскому языку «Несклоняемые существительные
Конспект открытого урока по русскому языку «Наречие»
Конспект открытого урока по русскому языку «Имя существительное»
Конспект открытого урока по русскому языку «Имя прилагательное»
Презентация по русскому языку на тему «Склонение имен существительных» (3 класс)
Статья «Культура речи в устноязычном общении»
Конспект урока по русскому языку на тему «Управление» (4 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5377716 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
I. Проверка домашнего задания.
II. Закрепление материала.
1. Переделайте двусоставные предложения в безличные; укажите, чем выражено в них сказуемое.
1) Я нездоров.— Мне нездоровится. 2) Малыш не спит.— Малышу не спится. 3) Приближается вечер. —. 4) Снег замел дорогу. —. 5) Вчера был дождь? —. 6) У тебя есть книга? —.
Делается вывод о возможности синонимической замены двусоставных предложений безличными.
2. Работа с текстом.
Вначале учитель читает текст целиком. Учащиеся определяют, к какому стилю речи он относится; затем текст записывается по предложениям (выборочно); указывается, чем выражены главные члены; определяется вид предложения; проводится устная синонимическая замена односоставных предложений двусоставными.
ХОРОШИЕ МАНЕРЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Когда пьете чай или кофе, чашку надо держать за ручку, не вкладывая в нее всех пальцев, не поднимая мизинца. После перемешивания сахара ложку надо положить на блюдце. Не следует пить с помощью ложки.
Не дуйте на горячий кофе или чай. Блюдце не поднимаем, поднимаем только чашку.
Как поступить с чаем, заваренным с помощью пакетика, опущенного в чашку? Такой способ заварки дает возможность сделать чай желаемой крепости. Когда чай заварится, вынимаем пакетик и откладываем его на блюдце.
Напиток, который пьют через соломинку, не следует вытягивать до последней капли во избежание неприятного звука.
3. Составьте предложения по схемам:
1) [безл.], и [безл.]; 2) [двусост.], и [безл.].
III. Диктант «Проверь себя».
По мере записи текста учащиеся подчеркивают сказуемые безличных предложений, обозначая их морфологическую форму.
Вечереет. Ветра уже нет. На меже улеглись кусты перекати-поля. Весь день их бросало по свежей сыроватой пахоте. Теперь и пахарям можно отдохнуть.
Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звездочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.
Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты все еще идешь за плугом по неглубокой борозде. Слышатся гортанные голоса грачей. Они устраиваются на ночь в уже готовых своих гнездах.
Домашнее задание: по выбору учащихся: 1) упр. 238; 2) написать фрагмент текста, передающего состояние человека, созвучие его настроения и состояния природы. Возможны темы: «Дождь идет», «Осень», «Зимнее утро» и др. Какие синтаксические конструкции будут преобладать в тексте?
Задание (обязательное для всех): упр. 235 (устно).
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Спецкурс «Синтаксический практикум»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Спецкурс «Синтаксический практикум»
Тема: Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
1. Выпишите сначала предложения с двумя главными членами, потом – с одним главным членом. Над главными членами надпишите часть речи.
Пахло милым тлением осени. Буду слушать тихую музыку падающ…й листвы. В лесу держался запах прелой травы. Чуде…но пахло рыбой, морскими водор…слями и смолой. Ноч(?)ю кают-к…мпанию уб…рают букетами из красной осе(н,нн)ей рябины. Люблю (не)об(?)ятное море, сияние зимних ночей. Снегу намело почти до крыш. Задождило (не) (на) шутку. Зима. Метелица метёт. Буран влетает в сени. В четыре часа ра(с, сс)вело. Ветре(н, нн)о, прохладно и ясно. Осе(н, нн)ий день шуршал ломкой листвой. Зелёная площадка, толпящ…йся народ. Об(?)явле(н, нн)а посадка в московский самолет.
2. Спишите предложения. Определите, какие предложения односоставные или двусоставные – являются частями сложных предложений.
Щеке было холодно: она к…салась снега. Меня прин…ли в баск…тбольную команду, и я через день трен…ровался с ребятами по два часа. Рояль поставили на широкой, открытой те(р, рр)а (с, сс)е, и лёгкая девушка быстро и бездумно подошла к нему, подн…ла его крышку, заиграла. По дороге я спрашиваю у встречных, что слышно в других районах. (Не)беда, что ветер косит и бе…жалос(?)на волна.
3. Спишите предложения, подчеркивая главный член и указывая часть речи, которой он выражен. Назовите вид предложения. Поставьте недостающие ЗП и дефисы.
Люблю дымок спале(н, нн)ой жнивы. От марш…ровки меня избавь. Молча сижу под окошком те…мницы. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный. Не смейся над моей пророч…ской тоской. Гляжу на будущ(?)ность с боязнью гляжу на прошлое с тоской и, как пр…ступник перед казнью, ищу кругом души родной. Не грусти дорогая соседка. Возьму винтовку длинную. Брошу в море сети частые белый парус подыму. Плывем пусты(н, нн)ой Ладогой под яркой аркой радугой. О чудес(?)ном лесе буду песни складывать расскажу про терем сказку правду мудрую. Милый крот слепой рабочий! Выб…рай т…мнее ночи бер…гись св…рканий дня!
4. Какие из приведенных предложений можно преобразовать в определенно-личные? Запишите эти предложения в преобразованном виде. Почему другие предложения не допускают такого преобразования?
5. Указать сказуемые и типы односоставных предложений. Расставить ЗП.
Шумим братец шумим… Постоим ещё Гриша. Ну солдат поедем со мной. Взвейтесь кострами синие ночи! Пой моя хорошая! Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди! Друг мой друг далёкий вспомни обо мне! Что стоишь качаясь тонкая рябина?
6. Выделить ГО предложений, определить тип предложений.
На опушке обнаженной рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся. Словно в них кто-то ворочается. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня ёж.
Тема: Односоставные предложения. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.
1. Выделить ГО предложений, определить тип предложений.
Барин, не прикажешь ли воротиться? Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. Не гордись званьем, а гордись знаньем. Предчувствую отрадное свиданье. Дай ему заячий тулуп. Не хотите ли чаю? Соловья за песни кормят. Приветствую тебя, пустынный уголок. С кем поведешься, от того и наберешься. Из усов не выкроишь бороды. Интервью с ветераном войны поместили в газете. Умную голову почитают смолоду. Напиши мне письмо из пылающих джунглей банановых. Сижу за решеткой в темнице сырой.
2. Выделить ГО предложений, определить тип предложений.
Теперь хочешь увидеть – стань невидим; хочешь услышать – стань неслышим; хочешь понять – замри.
Не бери в лес ружьё…
3. Записать предложения, объяснить орфографию. Расставить ЗП. Определить вид односоставных предложений, стиль речи.
Отн…ситесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нем изучайте его любите его и вам откро…тся мир бе…граничных радостей ибо бе…граничны с…кровища русского языка.
4. Записать предложения. Определить вид односоставных предложений, стиль речи.
Во время чтения постарайтесь думать только о том, что читаете: мысленно задавайте себе вопросы о прочитанном, ищите ответы на них, представьте себя на месте автора или персонажей произведения. Не расстраивайтесь, если не сразу удается сосредоточиться: внимание приходит, когда «войдешь» в текст, а это может случиться не на первой и даже не на второй его странице.
В работе с книгой приучите себя к определенной последовательности, которую всегда старайтесь выдерживать: определите цель чтения (или наблюдения при чтении); обдумайте, всё ли вам ясно в прочитанном; если текст не понят, прочтите его ещё раз; сделайте необходимые (в соответствии с целью чтения и наблюдения) выписки, записи.
5. Записать предложения. Определить вид односоставных предложений.
За лето небольшую сельскую школу отремонтировали. Стены в классах заново побелили, и они стали такими чистыми, свеженькими, без единого пятнышка. Поменяли наличники на окнах, сделали новое крылечко. Теперь её называют теремком.
6. Записать предложения. Определить вид односоставных предложений
Не презирай совета ничьего. Истины врагу не открывай, тайны дураку не поверяй. Из речи пустой мысли не извлечешь. Любишь кататься – люби и саночки возить.
7. Дополните пословицы. Определите вид односоставных предложений.
8. Запишите предложения, составьте схемы, объясните постанову ЗП. Записать предложения. Определить вид односоставных предложений.
В дверь несмело постучали, и в комнату вошла девушка. Объявили тревогу, и через несколько минут отряд отправился в путь. В горах произошел обвал, и нам посоветовали вернуться назад.
9. Расставить ЗП. Определить вид каждого простого предложения, входящего в сложное. Для этого обозначьте ГО.
Башкирцы разогнали народ и мы были представлены Пугачеву. Минут через пять Мишку выпустили из квартиры и он быстро зашагал к условленному месту. Его дипломный проект был блистателен и ему предложили работу в научно-исследовательском институте. Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. В это время отворилась дверь и на пороге показалась Вера.
10. Записать предложения. Определить вид односоставных предложений.
1) Чтобы море оставалось чистым, любите медуз и моллюсков. Запомните на всякий случай, что плотное поселение мидий площадью в один квадратный километр фильтрует за сутки более 200 кубических метров воды.
2) Несколько лет назад был создан экспериментальный кефалевый завод. Построили так называемые зимовалы, где рыба могла проводить холодное время года. Наладили искусственное разведение молоди. Потом кефаль запустили в Каспий. Через несколько лет решили каспийскую кефаль переселить в Черное море.
3) К середине мая на лесных полянах расцветают мохнатые колокольчики. Остановишься на такой поляне, прислушаешься – и не уловишь иного звука, кроме едва различимого шороха распрямляющейся молодой травы. Потом услышишь, как запоет одинокая птица и вдруг замолкнет, испугавшись чего-то. Кровь ударит в ноги, руки и голову, словно тебя ранили. Скинешь пиджак, вдохнешь, насколько позволит грудь, жаркий, напитавшийся запахом трав воздух – и поймешь, что пришло лето.
11. Распределительный диктант: определенно-личные и неопределенно-личные предложения.
А) …И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
В) Спи ж, пока забот не знаешь,
С) Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Д) Дни поздней осени бранят обыкновенно…
Е) Не уходи, побудь со мною…
12. Продолжите предложения так, чтобы получились сложные предложения. В каждой части СП подчеркните главные члены.
1) Нам сообщили, что….. 2) Меня задержали после уроков, и ….. 3) У нас любят спорт, и ….. 4) Володе отказали в ….. 5) Сашу вызвали на уроке математики, и ….. 6) Заметно улучшаешь свои результаты в плавании …… 7) Растешь не по дням, а по часам ….. 8) Друзья увлекаются боулингом….. 9) Сижу за столом у открытого окна, и ….. 10) Жаворонков здесь полон воздух, ……
13. Выпишите предложения со значением обобщенного лица.
Это задание выполнишь после уроков. В весенние дни вдыха…шь воздух полной грудью и раду…шься солнцу. Любишь катат(?)ся, люби и саночки возить. Принеси стакан воды. Руби дерево по себе. За правое дело стой смело. Сегодня рисуем с натуры пейзаж. Перед экзаменом всегда волнуеш(?)ся. Проголодаеш(?)ся, так хлеба достать дог…даеш(?)ся. Не найдеш(?) лучше родной стороны. Сегодня с утра начали жать рожь. Из усов не выкроиш(?) бороды. С кем поведеш(?)ся, от отго и набереш(?)ся. Соловья за песни кормят. Сценарий праздника готовили сообща.
14. Мини-сочинение на одну из тем с использованием односоставных предложений:
Тема: Односоставные предложения. Безличные предложения.
1. Запишите предложения; укажите, чем выражено сказуемое в каждом предложении; определите, что оно обозначает (душевное состояние, физическое состояние человека, его настроение; состояние природы и окружающей среды; отрицание чего-либо; возможность или невозможность чего-либо).
На небе ни клочка лазури. Как жить мне хочется до нового свиданья! И снова мне легко. Холодно, ясно, бело, солнца ещё не видать, а на душе благодать. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться.
2. Запишите текст; определите, с помощью каких предложений передается состояние героя.
На душе у меня стало так хорошо, так радостно! Сердце громко стучит и рвется на простор, и хочется куда-то мчаться или лететь. В голове теснятся какие-то чудесные мысли, от которых захватывает дух. Хочется быть добрым, хорошим; хочется сделать что-то необыкновенное, чтобы все удивились, чтобы всем стало так хорошо, как и мне.
3. Запишите предложения, составьте их схемы, объясните постановку ЗП.
Утро ясное, морозное, и дома не сидится. Мне не спалось, и я вышел в сад. В лесу голо и сумрачно, и в полях безлюдно и неуютно.
4. Составьте сложные предложения, употребив в них как часть сложного следующие предложения:
В саду тихо. К вечеру подморозило. Нет спасения от духоты июльского дня.
5. Составьте предложения по схемам:
6. Диктант «Проверь себя». Подчеркните сказуемое безличных предложений, обозначая его морфологическую форму.
Вечереет. Ветра уже нет. На меже улеглись кусты перекати-поля. Весь день их бросало по свежей сыроватой пахоте. Теперь и пахарям можно отдохнуть.
Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звездочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.
Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты всё ещё идешь за плугом по неглубокой борозде. Слышатся гортанные голоса грачей. Они устраиваются на ночь в уже готовых своих гнездах.
7. Самостоятельно. Определить тип односоставного предложения.
С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. На пригорке то сыро, то жарко. Вечером работалось особенно хорошо. Волка шапками не закидаешь. Ради розы терпят и шипы. Нигде жилья не видно на просторе. Со скрипом опустили трап. Еду-еду в чистом поле. Ведут ко мне коня. На дворе вечерело. Пахнет сеном над лугами. Не спится, няня. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. Кому-то принесли от мастера ларец. Тепло на солнышке. Весна берет свои права. Вам не видать таких сражений. Было бы глупо даже приступать к этому вопросу. В детстве мне ни разу не удалось запустить змея. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Из воды пустой масла не извлечешь. Зажгло грозою дерево. Мне в душу повеяло жизнью и волей. Приветствую тебя, пустынный уголок. Не слышно шума городского. В дверь негромко постучали. Под музыку осеннего дождя иду во тьме. Быть грозе великой. Осенний день прошуршал ломкой листвой. Сегодня же меня здесь не будет. Над вашим предложением стоит подумать. В этот час было совсем тихо.
Тема: Односоставные предложения. Назывные предложения.
1. Спишите предложения, расставляя ЗП. Подчеркните назывные предложения.
1) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух. 2) Родные русские картины! Заснул и видел я во сне знакомый дом леса долины. 3) Мох да вереск да граниты… Чуть шумит сосновый бор. 4) Скорый поезд. Он гремит лесами стелет дым на желтое жнивьё. 5) Сядем там на кочке… Зной и тишина… В голубом веночке высь отражена. 6) Звучный мерный звук копыт. Кони бьют о камень плит. 7) Безлюдье степь. Кругом всё бело и небеса над головой. 8) Ночь. Сидит работяга шофер за рулём напряженно и строго устремив испытующий взор на летящую вихрем дорогу. 9) Половина одиннадцатого. Я не сплю я притворяюсь что сплю.
2. Вставьте вместо точек назывные предложения, которые явятся частью сложных предложений.
1) ….. но я не могу уснуть. 2) ….. Слышен только стук падающих на подоконник капель. 3) Давно уже улетели птицы ….. 4) ….. темноту прорезают молнии. 5) ….. солнце палит невыносимо. 6) ….. первые лучи освещают верхушки деревьев старого парка. 7) ….. на песке лежит лодка без весел.
3. Определите вид простых предложений (в том числе входящих в состав сложных). Подчеркните главные члены предложения. Расставьте недостающие ЗП.
Тощ…й мох кустарник чахлый искривлё(н, нн)ая сосна камень, сумрачный и дряхлый, бел…й пыли пелена. На высях дремл…т бор сосновый глуха закатная вода закат загадочно-б…гровый в воде г…рит как сон л…ловый угрюмость блеск и тишина. Ве…т нежная прохлада наступающ…й зимы. Тело свеж…сти так радо! Над р…вниной (ярко)снежный месяц в небе ворожит. Любо ласточкам крылатым се…ть крики с вышины. Спи мой мальчик птицы спят накормили львицы львят. Вечер теплый и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случит(?)ся. Понюха…шь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, заб…рался (на)верх по дереву за ягодками, блестящими, чернолаковыми. Лесная поляна. Вышел я стал под березкой. Надо тихо идти: можно увид…ть, как горлинка тут пьёт воду.
4. Спишите предложения. Определите их вид. Подчеркните главные члены предложения. Расставьте недостающие ЗП.
Открыли окно. Теплая сырость после грозы собралась в тесной ар…матной чаще акаций с…рени черемухи и яс…ней. Солнце небо цветы пчёлы с утра до ночи работают вместе и каждый день всё больше и больше соб…рается мёду в ульях. Морозная тишина. Вечере…т. Темнеют кусты (не)одетого леса будто это сам лес соб…рает к ночи свои думы. Ночью (не)было мороза. День сл…жился серый но (не)тёплый. Весе(н, нн)ий ручей зап…здал не успел совсем сбежать и теперь струится по зеленой траве и в ручей капает сок из полома(н, нн)ой ветки берёзы. Солнце и ветер. Весе(н, нн)ий свет. Корка наста от лыжи как стекло со звоном разлетается. Рябина краснеет и краснеет. Стрижи давно улетели. Табунятся и ласточки. Скосили овсы. Пожелтели (с)верху (до)низу липы а в болотах осины и берёзы. Было уже два лёгких морозца.
5. Найдите назывные предложения. Расставьте недостающие ЗП.
1) Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то журавли летят. Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льётся песня южной стороны. Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.
2) Последний день июля месяца. Кругом – Россия – родной край. Ровной синевой залито всё небо. Лишь одно облачко на нем не то плывёт не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух – парное молоко.
3) Глубокий но пологий овраг. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали – края земли и неба. Синеватая черта большой речки…
4) Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая берёзовая роща. Редкий лес на берегу реки.
Определите типы односоставных предложений.