Лэп опора что это такое
Опоры ЛЭП
С полным перечнем опор ВЛ, представленных на нашем сайте, можно ознакомиться на вкладках, представленных ниже. Выберите сначала материал, из которого изготовлена опора, а затем номинал напряжения линии. После этого перейдите на страницу с перечнем опор ВЛ. Обратите внимание, что список опор постоянно обновляется.
Опоры линий электропередачи являются, пожалуй, одним из самых сложных элементов ЛЭП. При проектировании и строительстве этих сооружений необходимо принимать во внимание как климатические, так и грунтовые характеристики местности. В настоящее время производители опор стремятся к удешевлению производства и повышению прочностных характеристик изделий.
В виду этого разрабатываются различные конструкции, позволяющие снизить нагрузки на фундамент и обеспечить устойчивую эксплуатацию в различных режимах работы.
На нашем сайте Вы можете ознакомиться как со старыми, так и с новыми разработками российских инженеров.
Классификация по назначению
Каждая марка опор предназначен для выполнения своей конкретной функции. Именно поэтому конструкции делят на основные типы в зависимости от назначения:
Классификация по материалам изготовления
Конструкции устанавливаются в различных климатических, геосейсмических условиях. При этом стоит обратить внимание, что многие типы опор предназначены для эксплуатации в условиях городской застройки. Таким образом в каждом из случаев требуется использовать подходящий материал для изготовления стоек.
Деревянные опоры
Деревянные опоры ЛЭП широко распространены в условиях сельской местности, однако не стоит забывать, что соответствующие деревянные конструкции также применяются и на линиях вплоть до 220кВ.
Конструкции из дерева применяются чаще всего на линиях низшего напряжения, при этом они имеют ряд преимуществ:
Железобетонные опоры
Железобетонные опоры устанавливаются на линиях напряжением менее 500 кВ. В основном это промежуточные опоры, не воспринимающие на себя нагрузку от тяжения проводов и тросов. В случае использования железобетонных стоек в качестве анкерных опор, их укрепляют укосами или оттяжками.
ЖБ опоры производятся из предварительно напряженного железобетона и имеют ряд преимуществ:
Стальные опоры
Стальные опоры на линиях 0,4-10 кВ ставятся крайне редко. Их прерогатива это линии среднего напряжения и выше. Опоры из металла в основном используются в качестве анкерных, однако при напряжении сети более 110 кВ применяются и промежуточные стальные опоры.
Конструкции могут быть изготовлены как из профиля и уголков, так и методом проката, так как в освещении зачастую используются металлические опоры на основе труб. Среди преимуществ опор такого типа можно отметить их износостойкость и долговечность, а также возможность изготовления очень высоких конструкция для обеспечения безопасного перехода через инженерные сооружения и естественные преграды.
Необходимость доступа к типовым проектам
При проектировании линий электропередачи инженерами выполняются сложные расчеты и подробные чертежи. Для облегчения труда проектировщикам, трудящимся в этом направлении, разрабатываются типовые проекты и серии. В них содержатся чертежи, расчеты и сведения об элементах линии с той целью, чтобы исключить повторное проведение работ по их разработке.
Типовые проекты представлены для каждого из типов опор. В результате Вы будете уверены в своем выборе, так как ознакомитесь со всей необходимой документацией.
Виды и типы опор воздушных линий электропередачи
В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий (ВЛ) делятся на две основные группы:
Рис. 1. Схема анкерованного участка воздушной линии
Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально, на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давления ветра на провода и на опору и вертикальные — от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.
При необорванных проводах и тросах промежуточные опоры, как правило, не воспринимают горизонтальной нагрузки от тяжения проводов и тросов в направлении линии и поэтому могут быть выполнены более легкой конструкции, чем опоры других типов, например концевые, воспринимающие тяжение проводов и тросов. Однако для обеспечения надежной работы линии промежуточные опоры должны выдерживать некоторые нагрузки в направлении линии.
Линия электопередачи высокого напряжения (рисунок из книги 1950 года)
Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерные угловые опоры воспринимают также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.
Рис. 2. Промежуточные опоры ВЛ
При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, т. е. воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки.
Рис. 3. Опоры ВЛ анкерного типа
В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от анкерной опоры можно натягивать с различным тяжением, тогда анкерная опора будет воспринимать разность тяжения проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет также воздействовать горизонтальная продольная нагрузка. При установке анкерных опор на углах (в точках поворота линии) анкерные угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.
Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций. При подвеске проводов на линии до окончания сооружения подстанции концевые опоры воспринимают полное одностороннее тяжение проводов и тросов ВЛ.
Не менее важным при реконструкции, модернизации и строительстве линий становятся и вопросы снижения транспортного веса опор, простота монтажа, высокая удельная прочность опор, долговечность, вандалоустойчивость, устойчивость к воздействию климатических нагрузок, экологичность. Поэтому, на современном этапе необходимо активно проводить работы по реализации внедрения новых форм опор и модификации существующих конструкций опор и их элементов с применением новых материалов и технологий.
Композитные опоры ВЛ
Композитные опоры ВЛ представляют собой модульную конструкцию из последовательно собранных конусооборазних композитных модулей на основе стекловолокна (стеклоровинг) и применяются для одноцепных и двухцепных промежуточных опор линий электропередач классов напряжения 110 и 330 кВ. Для композитных опор рекомендуется применять изолированные траверсы.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Опоры воздушных линий электропередач. Их устройство и основные типы
При прокладке воздушных линий электропередач помимо выбора кабеля необходимо также осуществлять и выбор опор, на которых он будет закреплен, а также изоляторов. Данную статью мы посвятим опорам воздушных линий электропередач.
Для устройства воздушных линий применяют металлические, железобетонные и деревянные, как их часто называют в обычной жизни, электроопоры.
Деревянные опоры
Изготавливаются, как правило, из сосновых бревен со снятой корой. Для ЛЭП с напряжением питания до 1000 В допускается применение и других пород деревьев, например, пихта, дуб, кедр, ель, лиственница. Бревна, которые впоследствии должны будут стать опорами линий электропередач, должны соответствовать определенным техническим требованиям. Естественная конусность ствола, проще говоря, изменение его диаметра от толстого нижнего конца (комля) к верхнему отрубу не должна превышать 8 мм на 1 метр длины бревна. Диаметр бревна на верхнем отрубе для линий с напряжением до 1000 В принимается не менее 12 см, для линий с напряжением выше 1000 В, но не выше 35 кВ – 16 см, а для линий с более высоким напряжением не менее 18 см.
Деревянные опоры могут применять для сооружения воздушных линий с напряжением не выше 110 кВ включительно. Наиболее широкое распространение деревянные опоры получили в воздушных линиях с напряжением до 1000 В, а также в линиях связи. Плюсом деревянных опор есть их относительно небольшая стоимость и простота изготовления. Однако есть и минус, существенный минус – они подвержены гниению и срок службы сосновых опор составляет порядка 4-5 лет. Для предохранения древесины от гниения ее пропитывают специальными антисептиками против гниения, например антраценовым или креозотовым маслом. Особенно тщательной обработке поддаются те части, которые будут вкапываться в землю, а также врубки концов, раскосов и траверс. Благодаря антисептикам срок службы увеличивается примерно в 2-3 раза. Для этой же цели довольно часто ноги деревянной электроопоры изготавливают из двух частей – основной стойки и стула (пасынка):
Где – 1) основная стойка, а 2) стул (пасынок)
При сильном загнивании нижней части достаточно сменить только пасынка.
Металлические опоры
Плюс – прочные и надежные в эксплуатации. Минус – необходим большой расход металла, что влечет за собой значительное увеличение стоимости (в сравнении с деревянными). Применяют металлические опоры воздушных линий электропередач, как правило, при напряжениях от 110 кВ, так как эксплуатация металлических опор вызвана с большими расходами на выполнение очень трудоемких и дорогостоящих работ по периодической покраске, предохраняющей от коррозии.
Железобетонные опоры
При промышленном процессе изготовления являются наиболее оптимальным вариантом для воздушных линий как до 1000 В, так и выше 1000 В. Применение железобетонных опор резко снижает эксплуатационные расходы, так как они практически не требуют ремонта. В настоящее время, практически повсеместно, при сооружении воздушных линий 6-10 кВ и до 110 кВ применяют железобетонные опоры. Особенно широкое распространение они получили в городских сетях до и выше 1000 В. Железобетонные опоры могут выполнятся как монолитными (литыми), так и в виде сборок, которые собираются непосредственно на месте монтажа. Прочность их зависит от способа уплотнения бетона, которых два – центрифугование и вибрирование. При использовании способа центрифугования получается хорошая плотность бетона, которая, впоследствии, оказывает хорошее влияние на готовое изделие.
На воздушных линиях электропередач применяют специальные, анкерные, угловые, концевые, промежуточные опоры.
Анкерные опоры
Их назначение – жесткое закрепление на них проводов и линии. Места для их установки определяет проект. По своей конструкции анкерная опора должна быть прочной, так как при обрыве провода с одной стороны она должна выдержать механическую нагрузку проводов с другой стороны линии.
Анкерными пролетами называют расстояние между анкерными опорами. На прямолинейных участках (в зависимости от сечения проводов) анкерные пролеты имеют длину до 10 км.
Промежуточные опоры
Служат только для поддержки проводов на прямых участках линии между анкерными опорами. Из общего количества установленных на линии электроопор, промежуточные занимают порядка 80-90%.
Угловые опоры
Концевые опоры
Имеют анкерный тип и устанавливаются в начале и в конце линий. Если в анкерных электроопорах сила одностороннего тяжения проводов может возникнуть только в аварийной ситуации, при обрыве провода, то в концевых электроопорах она действует всегда.
Специальные опоры
Представляют собой электроопоры повышенной высоты и применяются в местах пересечения линий электропередач ЛЭП с шоссейными и железными дорогами, реками, пересечении между самими ЛЭП и в других случаях, когда стандартной высоты электроопоры недостаточно для обеспечения необходимого расстояния до проводов. Промежуточные электроопоры линий с напряжением до 10 кВ выполняют одностоечными (свечообразными). В сетях низкого напряжения одностоечные опоры выполняют функции угловых или концевых опор, а также снабжаются дополнительно или оттяжками, прикрепленными в сторону, противоположную тяжению проводов, или подкосами (подпорками), которые устанавливаются со стороны тяжения проводов:
Для линий с напряжением 6-10 кВ электроопоры выполняются А-образными:
Также характеризуются воздушные линии и основными габаритами и размерами.
Габарит воздушной линии – вертикальное расстояние от самой низкой точки провода к земле или воде.
Стрела провеса – это расстояние между воображаемой прямой линией между точками крепления проводов на опоре и самой низкой точкой провода в пролете:
Все габариты ЛЭП строго регламентируются ПУЭ и напрямую зависят от величины напряжения питания, а также местности, по которой проходит трасса.
ПУЭ также регламентирует и другие габариты при пересечении и сближении ЛЭП как между собой, так и между линиями связи, авто- и железнодорожными магистралями, воздушными трубопроводами, канатными дорогами.
Для проверки запроектированной ЛЭП требованиям ПУЭ производятся расчеты на механическую прочность, методы которых даются в специальных курсах электрических сетей.
Опора линии электропередачи
Опора воздушной линии электропередачи (опора ЛЭП) — сооружение для удержания проводов и при наличии — грозозащитных тросов воздушной линии электропередачи и оптоволоконных линий связи на заданном расстоянии от поверхности земли и друг от друга.
Содержание
Основные сведения
Опоры ЛЭП предназначены для сооружений линий электропередач при расчётной температуре наружного воздуха до –65 °C и являются одним из главных конструктивных элементов ЛЭП, отвечающим за крепление и подвеску электрических проводов на определённом уровне.
В зависимости от способа подвески проводов опоры делятся на две основные группы:
Эти виды опор делятся на типы, имеющие специальное назначение.
При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, то есть воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки. В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от опоры можно натягивать с различным тяжением проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет воздействовать горизонтальная продольная нагрузка.
При установке анкерных опор на углах анкерно угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.
Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций.
Помимо перечисленных типов опор, на линиях применяются также специальные опоры: транспозиционные, служащие для изменения порядка расположения проводов на опорах; ответвительные — для выполнения ответвлений от основной линии; опоры больших переходов через реки и водные пространства и т. д.
На линиях электропередач применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры. Разработаны также опытные конструкции из алюминиевых сплавов.
Сталь является основным материалом, из которого изготавливаются металлические опоры и различные детали (траверсы, тросостойки, оттяжки) опор. Достоинством стальных опор по сравнению с железобетонными является их высокая прочность при малой массе.
По конструктивному решению ствола стальные опоры могут быть отнесены к двум основным схемам — башенным (одностоечным) и портальным, по способу закрепления на фундаментах — к свободностоящим опорам и опорам на оттяжках, по способу соединения элементов разделяются на сварные и болтовые.
Опоры изготавливаются из стального уголкового проката, причем в подавляющем большинстве случаев применяется равнобокий уголок, высокие переходные опоры могут быть изготовлены из стальных труб.
В СНГ насчитывается несколько основных центров производства стальных конструкций опор ЛЭП — центральный, уральский и сибирский.
Классификация опор
По назначению
По способу закрепления в грунте
По конструкции
По количеству цепей
По напряжению
Опоры подразделяются на опоры для линий 0,4, 6, 10, 35, 110, 220, 330, 500, 750, 1150 кВ. Отличаются эти группы опор размерами и весом. Чем больше напряжение, тем выше опоры, длиннее её траверсы и больше её вес. Увеличение размеров опоры вызвано необходимостью получения нужных расстояний от провода до тела опоры и до земли, соответствующих ПУЭ для различных напряжений линий.
По материалу изготовления
Срок службы железобетонных и металлических оцинкованных или периодически окрашиваемых опор достигает 50 лет и более. Стоимость металлических и железобетонных опор значительно превышает стоимость деревянных опор. Выбор того или иного материала для опор обусловливается экономическими соображениями, а также наличием соответствующего материала в районе сооружения линии.
Унификация опор
На основании многолетней практики строительства, проектирования и эксплуатации ВЛ определяются наиболее целесообразные и экономичные типы и конструкции опор для соответствующих климатических и географических районов и проводится их унификация.
Обозначение опор
Для металлических и железобетонных опор ВЛ 35—330 кВ в СНГ принята следующая система обозначения.
Буквы | Что обозначают |
---|---|
П, ПС | промежуточные опоры |
ПВС | промежуточные опоры с внутренними связями |
ПУ, ПУС | промежуточные угловые |
ПП | промежуточные переходные |
У, УС | анкерно-угловые |
К, КС | концевые |
Б | железобетонные (не распространяется на опоры 500 кВ) |
М | Многогранные |
Отсутствие Б | стальные |
Цифры после букв обозначают класс напряжения. Наличие буквы «т» указывает на тросостойку с двумя тросами, буквы «п» — на изменение взаимного расположения проводов на опоре (обычно заключается в переносе проводов верхнего или нижнего яруса на средний ярус). Цифра через дефис указывает количество цепей: нечётное — одноцепная линия, четное — двух и многоцепные, или типоисполнение опоры. Цифра через «+» означает высоту приставки к базовой опоре (применимо к металлическим опорам). Cистема обозначений иногда нарушается заводами-изготовителями.
Проектирование
Самые высокие опоры
Лэп опора что это такое
Термины и определения
Опора линии электропередач (ЛЭП) – конструкция, предназначенная для удержания проводов и при наличии —грозозащитных тросов воздушной линии электропередачи и оптоволоконных линий связи на заданном расстоянии от поверхности земли и друг от друга.
Опоры лэп промежуточные – конструкции, устанавливающиеся на прямых участках ЛЭП и предназначенные только для поддержания проводов и тросов на определенном уровне. Не рассчитаны на нагрузки направленные вдоль трассы.
Опоры ЛЭП промежуточные прямые – конструкции, устанавливающиеся на прямых участках ВЛ для поддержания провода в анкерном пролете.
Опоры ЛЭП промежуточные угловые – конструкции, устанавливающиеся в точках поворота линии, использующиеся для компенсации боковых суммарных нагрузок от тяжения проводов при повороте трассы.
Анкерные опоры ЛЭП – сооружения на прямых участках ЛЭП в местах перехода через инженерные сооружения или естественные преграды для ограничения анкерного пролета, а также в местах изменения числа, марок и сечений проводов.
Анкерно-угловые опоры ЛЭП – конструкции, использующиеся для строительства ВЛ в районах с различными гололедно-ветровыми нагрузками и рассчитанные на малые углы поворота и малые марки проводов.
Концевая опора лэп – сооружение, являющееся разновидностью анкерных опор и устанавливающиеся в конце и начале линии электропередачи. Рассчитаны на нагрузку от одностороннего тяжения всех проводов и тросов.
Анкерно-угловые металлические опоры ВЛ 35 кВ – одностоечные свободостоящие сооружения, использующиеся для строительства ВЛ 35кВ в районах с различными гололедно-ветровыми нагрузками.
Анкерно-угловые стальные опоры ЛЭП – специальные стальные сооружения с горизонтальным расположением проводов, рассчитанные на применение в городских условиях.
Переходные металлические опоры ЛЭП ВЛ 110 кВт – одностоечные, свободностоящие сооружения, использующиеся для строительства ВЛ до 110кВ в районах с различными гололедно-ветровыми нагрузками.
Унифицированные решетчатые опоры ЛЭП – сооружения, использующиеся при строительстве ВЛ, которые выполняют в виде пространственных решетчатых конструкций и собирают из большого числа элементов изготовленных из углового проката.
Переходные опоры ЛЭП – сооружения, использующиеся для перехода ВЛ через естественные преграды и инженерные сооружения.
Транспозиционные опоры ЛЭП – сооружения, использующиеся ля изменения порядка расположения проводов на опорах.
Ответвлительные опоры ЛЭП — сооружения, использующиеся для выполнения ответвлений от основной линии ВЛ.
Опоры ЛЭП больших переходов – сооружения, использующиеся при строительстве ВЛ через реки и водные пространства и т.д.
Перекрестные опоры ЛЭП – сооружения, использующиеся для реализации пересечения двух ВЛ.
Опоры ВЛ с оттяжками – сооружения, использующиеся для компенсации сил, возникающих от тяжения проводов при повороте и окончании трассы ЛЭП.
Свободностоящие одностоечные металлические опоры ЛЭП – конструкции на основе стальных многогранных стоек, имеют фланцевое соединение с фундаментом.
Стальные решетчатые опоры ЛЭП – пространственные решетчатые конструкции из низколегированного стального проката марки 09Г2С или углеродистой стали марки Ст3 с обработкой от коррозии горячей оцинковкой или покрытием специальным цинконаполненным композитом.
Одноцепные башенные опоры лэп – сужающиеся вверх конструкции Т-образного вида с одной траверсой, использующиеся для строительства линий постоянного тока высокого напряжения.
Портальные опоры лэп – конструкции из металла, дерева или железобетона, напоминающие букву «П» либо букву «Н». Пользуются широким распространением на ЛЭП 330-750 кВ. Как правило, одноцепные.
Y-образные одноцепные опоры – металлические пространственные конструкции решетчатого типа. Используются в качестве переходных опор ВЛ.
V-образные промежуточные поры ЛЭП – пространственные конструкции типа «Набла» с оттяжками, применяются на трассах ЛЭП 330-1150кВ. Исключительно одноцепные.
Столбовые опоры ЛЭП – пространственные конструкции не решетчатого типа, в основе которых деревянные, металлические либо железобетонные столбы. Существуют одностоечные и портальные. конструкции, которые служат для поддерживания над земной поверхностью проводов под напряжением и грозозащитных тросов.
Портальные столбовые опоры ЛЭП – пространственные конструкции, состоящие т из двух столбов (деревянных, железобетонных или МГС) скреплённых общей траверсой.
Промежуточные опоры с внутренними связями – сооружения, использующиеся при строительстве ВЛ, имеющие внутренние неподвижные связи, соединяющие несколько элементов опоры между собой.
Промежуточные переходные опоры ЛЭП – стальные сооружения для строительства воздушных линий до 330кВ в районах с различными гололедно-ветровыми нагрузками. Данные опоры выпускаются одностоечными свободностоящими.
Многогранные опоры закрытого профиля – стальные конструкции закрытого профиля (шести-, восьми- и т. д. гранники), оцинкованные методом горячего цинкования, с буронабивными и шпунто-забивными фундаментами.
Многогранные опоры открытого профиля – стальные конструкции открытого профиля (треугольного и квадратного сечения), оцинкованные методом горячего цинкования, использующиеся для строительства ВЛ.
Вантовые опоры аварийного резерва – конструкции V-образного типа на оттяжках с вантовой полимерной траверсой, использующиеся для оперативной ликвидации технологических нарушений на ЛЭП.
Мобильные опоры ЛЭП – быстровозводимые конструкции для строительства ВЛ, которые могут собираться без привлечения бригад рабочих и без подготовки фундамента.
Узкобазовые опоры ЛЭП – конструкция высотой не более 4 метров для прокладки воздушных линий, устанавливаемые в фундамент с креплением на стальную трубу или стальную винтовую или железобетонную сваю.
Ответвительные опоры ЛЭП – металлические конструкции, использующиеся для организации ответвлений от ВЛ.
Стойки железобетонные вибрированные для опор ЛЭП – элементы опор ЛЭП, которые изготавливаются, как из предварительно напряженного, так и ненапряженного железобетона в многоместной прямоугольной опалубке с применением вибрации и тепловой обработки.
Центрифугированные железобетонные стойки для опор ЛЭП – конические со сбегом или цилиндрические железобетонные конструкции кольцевого сечения, изготавливающиеся методом вращения в специальных формах.
Классические башенные опоры ЛЭП – пространственные конструкции, использующиеся, как на одноцепных, так и на двухцепных и многоцепных переходах линий.
Повышенные линейные опоры лэп – конструкции, имеющие специальные подставки в основаниях. Применяются при коротких переходах.
Трехстоечные опоры ЛЭП – сооружения, имеющие три стойки, каждая из которых предназначена для подвески проводов одной фазы.
Опоры ЛЭП на базе многогранных гнутых стоек (МГС) – пространственные конструкции переходного типа, изготовленные из многогранных гнутых стоек. Могут быть П-образные и башенные.
Траверсы высоковольтные – захватные приспособления, использующиеся для установки штыревых и подвесных изоляторов и крепления изолированных и не изолированных проводов, установки разъединителей на ВЛ и РУ 6-10кВ в населенной, ненаселенной местности.
Траверсы низковольтные ТМ – основные несущие элементы опоры ВЛ, использующиеся для установки штыревых и подвесных изоляторов и крепления изолированных и не изолированных проводов, установки разъединителей на ВЛ и РУ 6-10кВ в населенной, ненаселенной местности.
Траверсы высоковольтные ТВ, В, Б – стальные элементы в опорах ВЛ 35 и ВЛ110-220 кВ.
Надставки высоковольтные ТС – приспособления, предназначенные для использования в переходных опорах ВЛ 6-10 кВт. Позволяют увеличить высоту стандартных железобетонных стоек для организации безопасного прохождения ЛЭП через различные инженерные сооружения в том числе другие ВЛ с изолированными и не изолированными проводами.
Накладки и оголовья ОГ в опорах ЛЭП – приспособления, предназначенные для установки изоляторов верхнего одинарного или двойного провода или изоляционных подвесок на железобетонных опорах ВЛ 6-10кВ в населенной, ненаселенной местности.
Кронштейны и узлы крепления укосов в опорах ЛЭП – соединительные элементы, использующиеся при сооружении угловых, переходных, ответвительных и концевых опор с подкосами на базе железобетонных стоек трапециевидного сечения и служат для надежного закрепления подкоса к стойке опоры, передачи и распределения действующих горизонтальных нагрузок между соединенными несущими конструкциями.
Оттядки опор ЛЭП – элементы, использующиеся для устройства угловых, переходных и концевых опор на базе железобетонных стоек СВ164, для компенсации сил, возникающих от тяжения проводов при повороте и окончании трассы ЛЭП.
Штыри для опор – соединительные элементы, использующиеся для крепления штыревых изоляторов к траверсам опор ЛЭП.
А-образная падающая стрела – конструкция, использующаяся для подъема и установки собранных опор ЛЭП из горизонтального положения в вертикальное путем поворота вокруг шарнира монтажной стрелы, соединенной с монтируемыми опорами.
Железобетонные фундаменты опор ЛЭП – унифицированные фундаменты, использующиеся при установке опор линий электропередач напряжением 35-500 кВ.
Ригели для опор ВЛ – элементы конструкции опоры ЛЭП, использующиеся для улучшения способности фундамента выдерживать горизонтальные нагрузки.
Воздушные ЛЭП – пространственные конструкции, у которых провода подвешены над землёй или над водой.
Воздушная линия (ВЛ) – устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам.
Анкерный пролет – это расстояние между двумя анкерными опорами ВЛ, на которых жестко закреплены провода.
Провод – элемент ВЛ, предназначенный для передачи электрического тока.
Тяжение провода (троса) – усилие, направленное по оси провода (троса), с которым он натягивается и закрепляется на анкерных опорах ВЛ.
Габарит воздушной линии – расстояние от низшей точки провисания провода до поверхности земли.
Стрела провеса провода (f) – расстояние по вертикали между прямой линией, соединяющей точки подвеса провода, и низшей точкой его провисания.
Габаритная стрела провеса провода (fгаб) – наибольшая стрела провеса провода в габаритном пролете.
Пролет ВЛ – расстояние между соседними опорами воздушных линий электропередачи.
Габаритный пролет (lгаб) – пролет, длина которого определяется нормированным вертикальным расстоянием от проводов до земли при установке опор на идеально ровной поверхности.
Весовой пролет (lвес) – длина участка ВЛ, вес проводов (тросов) которого воспринимается опорой.
Ветровой пролет (lветр) – длина участка ВЛ, с которого давление ветра на провода и грозозащитные тросы воспринимается опорой.
Вибрация проводов (тросов) – периодические колебания провода (троса) в пролете с частотой от 3 до 150 Гц, происходящие в вертикальной плоскости при ветре и образующие стоячие волны с размахом (двойной амплитудой), которая может превышать диаметр провода (троса).
Пляска проводов (тросов) – устойчивые периодические низкочастотные (0,2 – 2 Гц) колебания провода (троса) в пролете с односторонним или асимметричным отложением гололеда (мокрого снега, изморози, смеси), вызываемые ветром скоростью 3 – 25 м/с и образующие стоячие волны (иногда в сочетании с бегущими) с числом полуволн от одной до двадцати и амплитудой 0,3.
Гирлянда изоляторов – устройство, состоящее из нескольких подвесных изоляторов и линейной арматуры, подвижно соединенных между собой.
Линейная арматура для ВЛ – это, в частности, элементы крепления изоляторов, средства защиты, зажимы, спиральные вязки.
Нормальный режим ВЛ – состояние ВЛ при неповрежденных проводах или тросах.
Аварийный режим ВЛ – состояние ВЛ при оборванных проводах или тросах.
Монтажный режим ВЛ – состояние ВЛ при монтаже опор, проводов или тросов.
Трасса ВЛ – положение оси ВЛ на земной поверхности.
Тросовое крепление – устройство для прикрепления грозозащитных тросов к опоре ВЛ, если в состав тросового крепления входит один или несколько изоляторов, то оно называется изолированным.
Электрическая сеть – совокупность воздушных и кабельных линий электропередач и подстанций, работающих на определенной территории.
Анкерный зажим – приспособление, применяющиеся для концевого анкерного крепления изолированных и незащищенных проводников напряжением 6-35 кВ. Корпус концевых анкерных зажимов изготовлен из алюминиевого сплава, устойчивого к появлению коррозии.
Концевые зажимы клинового типа – приспособления, использующиеся для анкерного крепления защищенных проводов в опорах лэп. Зажим легко монтируется на проводах, так как не требует снятия изоляции.
Поддерживающие зажимы – приспособления для опор ЛЭП, составляющие широкий спектр арматуры для сип, применяются для неизолированных и защищенных проводов напряжением 6-35 кВ.
Зажим подвесной – приспособление, предназначенное для крепления натяжных и подвесных зажимов к стойке опоры на прямых участках и при внутренних углах поворота линии.
Аварийный режим ВЛ – состояние ВЛ при оборванных одном или нескольких тросах.
Волоконно- оптическая линия связи на воздушных линиях электропередачи.- линия связи, для передачи информации по которой служит оптический кабель, размещаемый на опорах ВЛ.