Льется чистая и теплая лазурь что это значит
Льется чистая и теплая лазурь что это значит
Как одним словом можно назвать то, что видит читатель стихотворения? Прозрачность. Или пустота. Или простор. Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный эпитет – «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю! Какие образы вызывает это слово, что значит «хрустальный»? Это, в первую очередь, хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветра, и «хрустальный» день «разобьётся». Найдём ещё слова, передающие «хрупкость» этого времени. Поэт сравнивает паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как «хрустальный» день исчезнет с первыми бурями. Хрупкий – это еще и прозрачный. «Теперь уж пусто всё – простор везде». «Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и «лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».
«И лучезарны вечера». Выясним значение слова «лучезарный». Это значит «сверкающий», пронизанный светом. «Паутины тонкий волос блестит» – тоже свет, блеск.
Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь»: «И льётся чистая и тёплая лазурь». Лазурный – это нежно-голубой. Летом воздух насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. А в начале осени воздух – «чистая и тёплая лазурь» – именно такой, какой и нужен для отдыха.
Мы «посмотрели» на картину, нарисованную поэтом, давайте теперь вслушаемся в неё. Что можно «услышать» в этом стихотворении? Тишину. Это очень важно – уметь «слышать» тишину. Чтобы противопоставить активное, шумное лето спокойной, тихой осени, Тютчев использует скрытую антитезу, противопоставление. Найдём слова с противоположным значением во втором четверостишии. Раньше «бодрый серп гулял» (то есть всюду кипела работа, была горячая пора), а сейчас только паутина «блестит на праздной борозде». Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью, – это тишина после работы. Это сейчас поле «отдыхающее», а борозда «праздная», а недавно здесь «серп гулял и падал колос».
Для того, чтобы определить неторопливость этих прекрасных осенних дней, поэт использует не только лексические, образные средства, но и синтаксические. Всё стихотворение состоит только из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные (до 7 слов). Всё это делает чтение стихотворения неспешным и помогает передать спокойствие в природе.
Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.
История создания: стихотворение написано в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву.
Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.
Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.
Жанр: лирическое стихотворение.
Стихотворный размер: размер стихов – ямб, рифма — перекрёстная.
Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».
Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».
Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».
Олицетворения: «…серп гулял…».
Синекдоха: «…падал колос».
История создания
Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводил в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.
Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.
Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».
«Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Ф.Тютчева.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года) стихотворение впервые увидело свет в 1858 году — оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».
Проникнутая тончайшим лиризмом пейзажная зарисовка запечатлела картину самого начала осени, той поры, которая традиционно называется «бабьим летом». На период начала осени указывает создающий настроение раздумья эпитет «первоначальной» в нулевом названии стихотворения. Признанный мастер, Тютчев сумел описать в стихотворении переходный период, зыбкую грань между летним расцветом и зарождением нового времени года.
Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют в стихотворении эпитеты. Называя эту пору«дивной», Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный теплый привет от уходящего лета.
Эпитет «хрустальный» по отношению к дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Слово «хрустальный» передает звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты.
Эпитет «лучезарны вечера» передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо («чистая и теплая лазурь») празднует вместе с землей наступление осени.
Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная для творчества Тютчева, ярко проявляется в стихотворении введением в пейзаж образа поля и метонимий «падал колос» и «серп гулял».
В третьей строфе все явственнее ощущается дыхание осени и звучит напоминание о грядущей зиме («но далеко еще до первых зимних бурь»). С восклицанием поэта о пустоте («Теперь уж пусто все») появляется мотив звенящей тишины («птиц не слышно боле»), несущей покой и умиротворение. И природа, и человек нуждаются в этой паузе, возможности насладиться тишиной и разлитой в пространстве гармонией. Поэт сравнивает осень с закатом жизни, но не с приближающейся старостью, а со зрелостью и мудростью, которую дает прожитый возраст. Тютчев охватывает поэтическим взором все огромное пространство – от кажущихся необъятными опустевших полей до мельчайшей детали – тонкого волоса паутины. Оглядываясь на прожитые годы, человек особенно остро ощущает в такие моменты свою принадлежность к этому миру, свое единство с природой. Именно поэтому стихотворение, словно сотканное из легкого прозрачного осеннего воздуха, вызывает светлую печаль и нежную грусть.
Состоящее из трех строф стихотворение написано разностопным ямбом; двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге. Поэт использует перекрестную рифмовку в первых двух строфах и охватную (опоясывающую) рифмовку в последней строфе. Ритм стихотворения очень музыкальный. Чередование мужской и женской рифмы, длинных и коротких строк создают ощущение непостоянства и недолговечности красоты природы.
Все стихотворение представляет собой три длинных предложения. Повтор многоточий создает атмосферу размышлений, ощущение недосказанности, рождающее различные ассоциации.
Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами выразительности: метафорами (льется чистая и теплая лазурь), сравнениями (весь день стоит как бы хрустальный), олицетворениями (паутины тонкий волос), антитезой (серп гулял – пусто все). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха: серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос. Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.
Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени – наполненное одухотворенными образами воплощение гармонии мира.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится к пейзажной лирике.
Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь – явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.
Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.
Стихотворение озвучивает ряд проблем:
Основная мысль
Поэт намеревался объяснить читателям, что они едины с природными воплощениями, пусть и не у каждого из них осталась надежда на лучшее. Он знал, что:
Покладистые натуры осень считают периодом застоя, упадка сил и безмерной изможденности. Поэт же более оптимистичен: пора представляется ему благотворной и расценивается, как отрада перед наступлением суровой зимы. Природа в эти мгновения чарующе прекрасна. К ней прикованы все взгляды.
Композиция
Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают лишь при прочтении всего стихотворения как единого целого.
Стих написан разностопным ямбом. В первых двух четверостишиях рифмовка перекрёстная, а в третьем — кольцевая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность состояния природы.
Это лирическое стихотворение, здесь яркое эмоциональное начало. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими тёплыми осенними днями и вечерами. Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.
Средства выразительности
Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные средства:
В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.
Форма единственного числа как бы укрупняет предмет, делает его особенным, выделяет из остальных.)
день стоит как бы хрустальный
сравнение получается мягким. Вроде бы поэт его никому не навязывает, просто ему так кажется.)
И нам, читателям, это как бы
словно разрешает подбирать свои сравнения. И этот ряд можно продолжать.
День… как бы хрустальный
– удивительное авторское сравнение.
Хрусталь
– это «род, сорт стекла».
Что же у них общего?
(День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее.)
(Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и четко слышен.)
(День хрупок, как хрусталь. Мы понимаем, что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер и кончатся тишина, покой, безмятежность.)
день… как бы хрустальный.
(Это слово длинное и состоит из двух корней – -луч-
(Светлый, ясный, теплый.)
Да. А форма множественного числа дает нам почувствовать, что таких вечеров много, они следуют один за другим, чтобы каждый из нас напоследок насладился ими.
Первую строфу заканчивает знак многоточия. Что передает многоточие?
день… как бы хрустальный
Прочитайте первую строфу выразительно.
А теперь послушайте вторую строфу.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Что вы представили, слушая эту строфу?
(Поле, где кипит работа. Кипит потому, что серп назван словом бодрый,
т.е. живой, активный, резвый.)
(И еще потому, что действие серпа – не жал, не работал, а – гулял. В этом слове – то, как он работал, – «легко, весело, играючи».)
(Здесь поэт специально использует форму единственного числа, хотя мы понимаем, что действует много предметов. Мы еще и чувствуем «весомость, единичность» каждого важного для поэта предмета.)
Во второй строке намеренно рядом «собраны» слова, которые обозначают пространство.
Примеры похожих учебных работ
Тема природы в лирике Фёдора Тютчева
… преклоняется, на что направлены его желания. В поэзии Тютчева заключено богатое разнообразие стремлений, чувств и впечатлений. Поэт пытается разобраться в жизни природы и постичь тайны человеческой души. Все его стихи проникнуты романтикой, …
КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова)
… искали : сочинение про кавказ сочинение на тему природа кавказа природа кавказа сочинение сочинение о кавказе сочинение природа кавказа Сохрани к себе … так манит к себе, романтические синие горы Кавказа воспринимались как идеал всех возвышенных …
А. Пушкин, «Поэт и толпа»: анализ стихотворения. В чём суть конфликта поэта и толпы …
… резких и местами грубых, но искренних стихотворениях. И как многие поэты он много рассуждал о конфликте поэта и толпы. … мире. Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”. Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное …
Реферат культурология поэзия конца 19 века тютчев
… Тютчев в 1844 году. Это было время, неблагоприятное для поэзии. После смерти Пушкина, Лермонтова казалось, что «золотой век» русской поэзии … разочарованием в жизнеспособности русского государства. В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, …
Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева
Всего получено оценок: 73.
Всего получено оценок: 73.
Фёдор Иванович Тютчев – признанный мастер лирики о природе. Его произведения напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последней поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. Познакомившись с кратким анализом «Есть в осени первоначальной» по плану, ученики 6-го класса смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений посредством русского поэтического языка. Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.
История создания: стихотворение написано в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву.
Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.
Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.
Жанр: лирическое стихотворение.
Стихотворный размер: размер стихов – ямб, рифма — перекрёстная.
Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».
Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».
Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».
Олицетворения: «…серп гулял…».
Синекдоха: «…падал колос».
История создания
Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводил в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.
Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.
Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».
Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится к пейзажной лирике.
Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь – явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.
Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.
Стихотворение озвучивает ряд проблем:
Композиция
Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают лишь при прочтении всего стихотворения как единого целого.
Стих написан разностопным ямбом. В первых двух четверостишиях рифмовка перекрёстная, а в третьем — кольцевая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность состояния природы.
Это лирическое стихотворение, здесь яркое эмоциональное начало. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими тёплыми осенними днями и вечерами.
Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.
Средства выразительности
Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные средства:
Есть в осени первоначальной
Написано произведение в августе 1857 года в незабываемую осень. Красно-жёлтые деревья, листопады, прохладный и освежающий дождик, дети с букетами для учителей — всё это про одну из прекраснейших пор года. Также есть множество красивых видов, которые меняются из года в год. Однако Тютчев был не из тех, кому этот сезон был по душе.
Фёдор Иванович восхищался и вдохновлялся природой, но осенняя пора навевала грусть, тоску, задумчивость и одиночество. Неровно дышал автор только к её началу и концу. Стих создавался в «бабье лето», когда повсюду можно было увидеть много сплетённой паутины.
История создания
Фёдор Иванович Тютчев родился в усадьбе Овстуг 23 декабря 1803 года. Как-то раз, направляясь со своей дочкой из Овстуга в Москву, он обратил внимание на превосходные пейзажи и настолько ими вдохновился, что сразу же принялся записывать строки стихотворения. Автору хотелось поскорее изложить мысли на бумаге, от этого его руки подёргивались. Ему удалось написать только первую часть, а вторую под его диктовку дописывала дочь. Сам стих настолько же красив, как и его история.
Жизнь поэта также имеет множество интересных и малоизвестных фактов. Например, в молодости у Фёдора было огромное количество девушек, к которым он испытывал притяжение. В порыве горячих чувств по отношению к ним каждой был посвящён стих. Автор был женат достаточно много раз, от каждого брака у него оставался ребёнок. Всего их было девять и все были от разных дам.
В детстве писателя считали одним из одарённых детей. В своём довольно юном возрасте он уже хорошо владел иностранными языками. Мальчику покорились немецкий, русский, латиница. Молодой человек начинал свой путь с перевода текстов и это увенчалось немалым успехом.
Тютчев занимался самообразованием, при этом в четырнадцать смог поступить в университет. Свою творческую деятельность он начинал с написания стихов. Сочинять юноша умел не только на русском. Писатель хорошо владел немецким языком, поэтому также создавал на нём свои произведения.
Его творчество было скорее философского направления, но со временем он начал увлекаться природой и её прекрасными видами. Фёдор с трудом представлял себя, как автора, с которого можно брать пример, так как сам себя не считал хорошим поэтом.
К сожалению, Тютчев частенько болел. В более зрелом возрасте у него уже проявлялась болезнь, которая была смертельной. Он жаловался на частые боли в голове и слабость. На фоне этих симптомов, которые были довольно протяжённое время, Фёдор Иванович постепенно переставал чувствовать левую руку.
Медицина в те времена не была настолько продвинутой, как сейчас. Смерти людей происходили от разных инфекций, которые медики не знали, как и с помощью чего лечить. Они могли чуть замедлить процесс распространения заболевания, однако полностью вылечить не могли.
В период слабости Тютчева его последняя жена ухаживала за ним. Из-за того, что он не чувствовал руку и ужасно болела голова, поэту всё сложнее и сложнее давалось написание произведений. Фёдор знал, что его конец уже близок.
Однако этот факт не помешал ему подарить миру более четырёхсот непревзойдённых стихов. Пусть писатель и считал себя неумелым в написании, но его тексты, пропитанные чувственностью, говорят совершенно об обратном. Он навсегда останется в сердцах его читателей, потому что действительно заслуживает уважения.
Анализ стихотворения
Стихотворение наполнено различными средствами выразительности. Например, эпитетами, которые добавляют индивидуальность и непревзойдённую эмоциональную палитру. Основной идеей было показать неповторимость природы в период «бабьего лета». Тютчев был влюблён в незабываемые пейзажи и большинство его сочинений именно про великолепие русских видов.
Темой поэт выдвигает раннюю осеннюю пору. Автор рассказывает про момент перехода от её начала, когда ещё тепло, до середины, когда листва опадает. Фёдор использует различные олицетворения, метафоры, метонимии, сравнения, чтобы при прочтении у читателя в голове сложился подробный рисунок.
Стихотворный размер — звуковая организация стиха и его ритмическая форма. Единицей этого размера является стопа. Они состоят из нескольких слогов. Один из них ударный, а остальные безударные.
Стопы бывают:
В хорее ударение падает на первый слог стопы (_/_). В ямбе — на второй (_ _/). В дактиле оно приходится на первый слог (_/_ _). В анапесте — на третий (_ _ _/). Амфибрахий — акцент на второй слог (_ _/_).
Строфой называется небольшая группа стихов, похожих по своей структуре, которая повторяется. По второй строчке можно увидеть, что произведение «Есть в осени первоначальной» — ямб. Рифма у него перекрёстная (через строку).
Жанр стиха Тютчева — пейзажная лирика. Она характеризует то, что человек может видеть вокруг себя. Также через иллюстрирование природы могут описывать не только виды вокруг, но и характер, душевное состояние лирического героя.
Краткая характеристика
Произведение Тютчева достаточно осмысленное и логическое. Несмотря на то что автор лишь кратко обрисовал пейзажи, которые ему довелось наблюдать, текст получился гармоничный и лёгкий к прочтению. Ему удалось передать и мимолётную радость и лёгкую грусть.
Краткий анализ стиха «Есть в осени первоначальной»:
Выразительность мыслей
При написании этого произведения автор использовал большое количество разнообразных средств выразительности, благодаря которым раскрывается всё восхищение Тютчева русской природой. Таким способом он передаёт не только превосходный вид пейзажа, но и настроение той поры.
При прочтении стихотворения в голову приходят разные картины, которые вызывают определённые ощущения внутри. Поэт умело передал в небольшом тексте красоту слова, тем самым «управляя» эмоциональным состоянием читателя.
В начале стиха вселяется радость и восторг от дивной поры, а после показываются с помощью средств выразительности изменения, которые происходят. День у автора хрустальный, а далее Тютчев описывает пустеющее со временем поле.
Поражает различие между началом осенней поры и её средней частью. Показывается это в строках, где говорится, что не слышно птиц и пустеет воздух, однако до зимних бурь ещё далеко. В этот момент в чувствах радости у Тютчева промелькает небольшая нотка грусти.
В тексте упоминается про чистую и тёплую лазурь. Само слово лазурь означает светлую синеву. Через него автор пытался описать небесный цвет, который можно увидеть в начале осенней поры, пока небо не затянулось серыми тучами.
Про великолепное творчество Фёдора Ивановича Тютчева можно не только написать сочинение, но и говорить часами. Его стихотворение «Есть в осени первоначальной» это доказывает. То, как он передаёт с помощью средств выразительности мельчайшие детали и эмоциональную палитру, не может не удивить. Сам стих имеет не только глубокий смысл. Большое разнообразие эпитетов, метафор, метонимий, олицетворений и сравнений делает его по-настоящему впечатляющим.