Льется лазурь что это
Стихотворение и анализ «Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,–
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Краткое содержание
Осень не была любимым временем года Федора Ивановича Тютчева, она навевала на него грустные мысли об угасании и неизбежном конце всего живого. Но, как и любой поэт, наделенный художественным воображением, он умел видеть и ценить прекрасное. Его не могло не восхищать золотое убранство лесов, переливающихся на солнце паутинок, разноцветье шуршащих под ногами листьев, ласковое тепло осеннего солнца.
«Золотая осень». Художник В. Поленов
Невероятно красивая и удивительная пора – конец августа. В народе она получила название бабье лето, когда погода еще балует последними теплыми деньками перед наступлением холодов. Тютчев очень выразительно характеризует этот период: «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера». И, хотя на календаре еще лето, но уже не так заливисто поют птицы, поля не колосятся, потому что урожай собран, на водную гладь опускаются вечерние туманы, которые и придают вечерам ту самую лучезарность.
Именно в это переходное время возникают мысли о свободе, ведь героя окружает немыслимый простор. Поля тоже опустели, но эта пустота не вызывает грусти. Отдыхающее поле означает то, что люди на нем потрудились на славу и сняли богатый урожай. Все освещено мягкими, теплыми солнечными лучами, которые еще больше подчеркивают отдельные детали. Особенно радует наступление вечера. Все затихает, ни легкий ветерок, ни моросящий дождик не могут омрачить красоту осеннего пейзажа.
Слова поэта «далеко еще до первых снежных бурь» говорят о том, что он сознательно пропускает самую унылую осеннюю пору со слякотью, дождями, пронизывающими ветрами и оголенными деревьями. Он не хочет разрушать то праздничное впечатление, которое сложилось у читателя при виде золотого осеннего великолепия.
Анализ
История создания
Федор Иванович много времени проводил в разъездах, во время этих долгих путешествий у него была возможность созерцать окрестную природу. Но русскую осень он видел очень редко, потому что этот сезон обычно приходился на его пребывание в Европе. Поэтому увиденная им красота так вдохновила его. 22 августа 1857 года поэт со своей дочерью, покинув поместье Овстуг, возвращался в столицу. Окружающий пейзаж настолько восхитил поэта своей нетронутой, первозданной красотой, что он тут же достал блокнот и начал делать наброски будущего стихотворения.
Тютчев так торопился запечатлеть это великолепие, что от волнения у него дрожали руки, к тому же, ухабы на дороге не позволяли сосредоточиться. Тогда дочь взяла карандаш, и под диктовку Федора Ивановича сама записала текст стихотворения. Оно получилось необыкновенно легким и, словно, прозрачным. Поэту удалось уловить ту тонкую грань, которая разделяла два времени года – уходящее лето и наступающую осень. Это произведение было напечатано в 1858 году, в журнале «Русская беседа».
Персонажи и образы
В трех строфах стихотворения автор рисует картину умиротворенной, спокойной осенней природы, которая является центральным персонажем произведения. Здесь нет выраженного лирического героя, присутствует лишь его незримый образ, передающий читателю свои впечатления.
Сначала идет погружение в общую атмосферу осенней поры, возникают вызываемые ею, чувства и ассоциации. Чистый прохладный воздух, мягкие тона остывающего солнца, скрывающегося за горизонтом – всем этим явлениям автор дает меткое определение – «дивная пора!»
Далее взгляд автора переносится на опустевшее поле, уже отдавшее свой урожай, и теперь спокойно отдыхающее от суеты полевых работ. Не звенят серпы и косы, еще недавно взметавшиеся над ним, и только одинокая паутинка, поблескивает в лучах заходящего солнца.
После этого приходит осознание, что вся эта красота преходяща и скоро исчезнет. Но, пока зима еще не накрыла все своей снежной шалью, можно наслаждаться этой недолгой прекрасной порой, дарящей последнее солнечное тепло.
Композиция
Композиция стихотворения линейная, последовательная. Структура определена тремя строфами, состоящими из одного длинного предложения. Каждая строфа представляет собой самостоятельную законченную зарисовку. Несмотря на это, целостность произведения ощущается только при полном его прочтении.
Жанровое направление стихотворения – пейзажная и философская лирика. Тютчев, будучи представителем поэзии «чистого искусства» не допускал даже мысли о том, что в поэтическом тексте могут присутствовать какие-либо социальные вопросы или общественные проблемы. Это произведение принадлежит сразу к двум литературным направлениям – реализму и романтизму. В нем представлены очень реалистичные картины окружающей природы, наполненные эмоциями самого автора.
Размер и средства художественной выразительности
В этом стихотворении Тютчев использует разностопный ямб. В первой и второй строфе рифма перекрестная, в третьей – опоясывающая. Мужские и женские рифмы чередуются друг с другом. Также наблюдается чередование длинных и коротких строчек, что создает ощущение непостоянства и скоротечности природных явлений.
Широко применяются поэтом средства художественной выразительности. Восхищение природой передают изящные эпитеты: «лучезарны вечера», «бодрый серп», «на праздной борозде»; метафоры: «и льется чистая и теплая лазурь», «паутины тонкий волос»; олицетворения: «день стоит», «серп гулял»; сравнения: «день стоит как бы хрустальный». Многоточия в конце первого и последнего четверостишия говорят о недосказанности, автор как бы предлагает читателю самому додумать и нарисовать собственную картину прекрасной осенней поры.
Проблематика и основная идея произведения
Данное стихотворение содержит несколько проблем. Во-первых, это тема смысла жизни. Осень – завершение года, в это время принято подводить итоги и планировать будущее, анализировать допущенные ошибки и делать соответствующие выводы.
Во-вторых, это связь человека с природой. Несмотря на то, что осень – это великолепное время года, ее, так или иначе, сменит зима. Если провести параллель с человеческой жизнью, на смену юности также приходит зрелость, которую сменяет неизбежная старость.
Третья тема – крестьянский труд, о котором очень уважительно отзывается Тютчев. Труд наполняет жизнь человека смыслом и, хотя, он нередко бывает очень тяжелым, его плоды приносят человеку радость и удовлетворение. Наступающая зима уже не будет голодной, потому что собранный урожай прокормит крестьянина до следующей весны. К тому же, бабье лето – это традиционное время для свадеб, появляются новые семьи, рождаются дети, все это говорит о продолжении жизни, человеческого рода. Стихотворение наполнено радостью и умиротворением, теми чувствами, которые автор испытал от созерцания осеннего пейзажа, и которыми захотел поделиться с читателем.
Федор Тютчев — Есть в осени первоначальной: Стих
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева
Ф. Тютчев прославился своим умением передавать неуловимые мгновения, связанные с русским пейзажем. Его стихотворения подобны превосходным снимкам, сделанным в самые удачные моменты. Поэт удивительно точно находил нужный ракурс и время. В 1857 г. он написал стихотворение «Есть в осени первоначальной…», посвященное самой прекрасной и недолгой осенней поре – бабьему лету. Произведение было написано поэтом в приливе вдохновения при наблюдении за осенним пейзажем из экипажа.
Осень традиционно считается периодом угасания жизненных сил, предчувствием неизбежной зимы с ее суровыми морозами. Поэтому многих поэтов привлекал особый осенний период – бабье лето. После первых осенних унылых дождей и заморозков оно является ярким прощальным напоминанием о прошедших счастливых летних днях. Бабье лето – короткая передышка природы, сделанная перед очередным суровым испытанием.
Тютчев акцентирует внимание читателя на том, что бабье лето внезапно останавливает процесс увядания и на некоторое время фиксирует природу в неизменном состоянии, позволяя в полной мере насладиться ее красотой. Чувствуется невероятная хрупкость этого состояния («весь день стоит как бы хрустальный»). Человеку дается время собраться с силами перед длительной русской зимой, еще раз окунуться в атмосферу минувшего лета.
Тютчев обращается к образам простого деревенского труда, жатвы и уборки урожая. Вместе с последними теплыми днями закончилось и тяжелое время страды. Осень является периодом подведения итогов. Не случайно на Руси в это время традиционно справляли свадьбы. Бабье лето становится передышкой и для крестьянства.
Пристальное внимание Тютчева к каждой мелочи ярко представлено в образе «тонкого волоса паутины». Этот незначительный сам по себе элемент пейзажа очень емко и точно передает ощущение умиротворения, объединившего природу с человеком.
Поэт призывает читателей максимально использовать предоставленную передышку. Спокойному созерцанию природы ничто не может помешать: исчезли громкие звуки («птиц не слышно боле»), потускнели яркие краски. До суровых зимних бурь еще очень далеко, поэтому они представляются чем-то нереальным. Автор специально не упоминает об осенней непогоде и распутице. Он хочет, чтобы в памяти сохранились самые лучшие воспоминания об осени.
Есть в осени первоначальной…
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева
Поэт восхищается красотой русской природы. Для него не бывает плохих и хороших времён года. В этом стихотворении он описывает начало сентября. В народе это время называется «бабье лето». Как — будто лето возвращается на какое-то время. И опять стоят тёплые, солнечные денёчки, но не такие жаркие, как летом. Это время любил великий русский поэт Пушкин, это время нравится и мне. Я не люблю жаркое душное лето.
Вот первое четверостишие. «В осени первоначальной»- это и есть две недели сентября. «Короткая, но дивная пора». Вроде как лето вернулось, осень отступила. Стоит мягкая, спокойная погода. Природа готовится к долгому зимнему сну. Воздух уже по-осеннему прохладный, особенно вечером. На закате солнца вечера и кажутся «лучезарными», так облака окрашены в жёлтый и оранжевые цвета. А днём воздух такой чистый, звонкий, как звон хрустальных бокалов. Не досаждают ни комары, ни мухи.
Третье четверостишье рассказывает о том, что поле отдыхает. А над ним птицы в стаи собираются. Последний раз, сделав круг, потянулись их караваны к югу, в тёплые края. Поэтому, и не «слышно птиц боле». Но до зимы ещё далеко — ведь на календаре пока середина — конец сентября. И поэтому «льётся чистая и тёплая лазурь». Это можно ощутить, стоит только закрыть глаза, подставить лицо теплым солнечным лучам. Высокое ещё, безоблачное небо кажется таким голубым, чистым и по ощущению тёплым. Стоят последние солнечные денёчки. Но зима не за горами.
Стихотворение хорошо рифмуется, легко запоминается. Так и хочется его не прочитать, а пропеть — до того оно музыкально. А Тютчев — романтический реалист.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.
История создания: стих написан в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву
Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.
Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.
Жанр: пейзажная лирика.
Стихотворный размер: размер стиха ямб, рифма — перекрёстная.
Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».
Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».
Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».
Олицетворения: «…серп гулял…».
Метонимия: «…падал колос».
Образы и символы
История создания
Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.
Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.
Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».
Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.
Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.
Стихотворение озвучивает ряд проблем:
Стихотворение «Есть в осени первоначальной» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.
Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.
Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».
Тема
Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал это время года. Тютчеву осень навевала тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.
Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.
Стихотворение озвучивает ряд проблем:
Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов, уходящего года, оценке его со стороны.
Композиция
Стихотворение состоит из 3‑х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают, лишь при прочтении как единого целого.
Жанр
Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится жанру пейзажной и философской лирики. Тютчев — поэт «чистого искусства», непонимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.
Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишьях рифмовка перекрёстная, а в третьем — опоясывающая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность природного состояния.
Средства выразительности
Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные приёмы:
Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде», которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
Олицетворения: «…день стоит…», «…серп гулял…».
Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный», то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта, и для его читателя.
Метонимию, точнее её разновидность синекдоху: «…падал колос»
В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.
Вариант 2
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Ф. И. Тютчева — одна из самых прекрасных, поэтичных, мелодичных и совершенных по степени художественного дарования элегий.
Элегия — жанр, в котором доминирует определенная философская направленность, мотив прощания, ухода, сохранения чистоты души. Ф. И. Тютчев использует образы природы для выражения сложного мира человеческой души. При этом в его художественном мире проявляется пристрастие именно к пограничным состояниям души и природы.
Тютчевские элегии, мелодичные пейзажные зарисовки — один из способов преодолеть жизненное одиночество. Поэт неоднократно жаловался на некие «припадки тоски», которые порождало, вероятнее всего, ощущение конечности бытия.
Известно, что Федор Иванович не считал себя профессиональным поэтом. Его лирические откровения — чаще всего импровизации, зарисовки, сделанные по мотивам живых впечатлений. Поэт порой сам ощущал их незавершенность, недостатки и огрехи. Однако именно благодаря этим качествам они и становятся столь запоминающимися и реалистичными. Необработанный слиток золота порой ценнее и важнее ювелирно отточенной подделки.
В стихотворении проявляется излюбленная черта поэтики Ф. И. Тютчева — подчеркивание вертикальных координат художественного пространства. В мировоззрении поэта этот прием связан с идеей перехода от земной жизни к бессмертию, от земли к небу.
Первая строфа в этой связи представляет собой небольшую экспозицию. С осенью всегда в поэзии связан мотив завершения определенного жизненного цикла природы: весной все расцветает, летом — благоухает, а осенью природа готовится к зимнему сну. Ф. И. Тютчев тонко выделяет в осени особый период — первоначальный.
Именно в это время природа стоит как бы на грани расцвета своей красоты во всей полноте и неизбежности скорого увядания. Эпитет «хрустальный» в полной мере характеризует хрупкость и кратковременность этого периода. В последней строфе «И лучезарны вечера» Ф. И. Тютчев подчеркивает мотив света.
Во второй строфе поэт подчеркивает, что к осени заканчивается сбор урожая: «Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все». Интересен ход в построении второй строфы: от обобщенной картины сбора урожая к тончайшей художественной детали: «Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде».
Символично, что есть ощущение завершенности земледельческих работ, осознание важности их итогов, но при этом нет чувства беззаботной праздности. Простор и пустота вызывают у лирического героя лишь светлую печаль. Однако хрупкая красота мира природы заставляет его, забыв про все, стоять и любоваться: «И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле».
Таким образом, природа у Ф. И. Тютчева выполняет функцию гармонизирующего начала. Только в общении с природой человек способен познать ощущение вечности.
Вариант 3
История создания. Произведение “Есть в осени первоначальной…” (1857 г.) Ф. И. Тютчев написал во время возвращения из имения в Москву. Потрясенный великолепным пейзажем поэт почувствовал прилив вдохновения и прямо в дороге перенес пришедшие на ум строки на бумагу. Произведение было впервые опубликовано в 1858 г.
Жанр стихотворения — пейзажная лирика.
Основная тема произведения — особый период в начале осени, т. н. “бабье лето”. Тютчев обратил внимание на особое состояние природы в этот непродолжительный период: “день… как бы хрустальный”. Мимолетное возвращение летнего тепла кажется необъяснимым явлением. Возникает ощущение, что это очарование может быть легко разрушено. Сельскохозяйственные работы уже закончены. Поля опустели. Ничто не нарушает разлитого в природе спокойствия и умиротворения.
Автор подмечает незначительную, но характерную деталь: “паутины тонкий волос… на праздной борозде”. Опустела не только земля, но и воздушные просторы. Птицы улетели на юг; больше не слышно их пения. Человеку предоставляется последняя возможность насладиться теплом. До “зимних бурь” еще далеко, но прекрасная пора “бабьего лета” сменится осенней непогодой и слякотью. Этот период является переходным. Природа словно застывает в хрупком состоянии.
Композиция стихотворения последовательная. Оно состоит из трех строф, представляющих собой три больших предложения.
Размер произведения — разностопный ямб. Рифмовка перекрестная (первая и вторая строфа) и опоясывающая (последняя строфа).
Выразительные средства. Красоту осеннего пейзажа подчеркивают эпитеты (“дивная”, “лучезарны”, “чистая и теплая”), сравнение (“как бы хрустальный”). Эпитеты “праздный” и “отдыхающее” намекают на закончивших свою работу крестьян. Ощущение незримого присутствия человека достигается с помощью олицетворений: “серп гулял”, “падал колос”.
Главная мысль произведения заключается в том, что человек составляет с природой единое целое. Городские жители давно утратили ощущение этого единства. Жизнь же простых крестьян полностью подчинена смене времен года. Весна — пробуждение природы и начало сельскохозяйственных работ. Лето — расцвет животного и растительного мира, самая горячая пора для земледельца.
Начало осени — “хрустальное” состояние природы, заслуженная возможность для человека отдохнуть. Эта “пауза” необходима для подготовки к суровой русской зиме. Немногие русские поэты (за исключением Пушкина) с такой теплотой и любовью относились к осени. Традиционно это время года ассоциируется с упадком жизненных сил, смертью, тоской и печалью. Произведение Тютчева, напротив, очень оптимистично. Поэт рад, что до зимы еще далеко. В наступлении осени он видит достижение природой особой гармонии и красоты.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится жанру пейзажной и философской лирики. Тютчев — поэт «чистого искусства», непонимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.
Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишьях рифмовка перекрёстная, а в третьем — опоясывающая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность природного состояния.
Композиция
Произведение состоит из одной строфы, включающей в себя двенадцать строк. Однако эту строфу можно разделить на три тематические части (катрены).
Средства выразительности
Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные приёмы:
В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.