Лфк что это для детей
Упражнения при плоскостопии и сколиозе у детей — советы врача
Без физического воспитания невозможны гармоничный рост и развитие детей. При нарушениях опорно–двигательного аппарата ухудшается состояние всех органов и систем ребенка — он становится малоактивным, часто болеет, отстает в развитии от сверстников.
ЛФК для детей направлена на коррекцию нарушений двигательных функций с помощью комплексов специальных упражнений. В этой статье специалисты клиники «Качество жизни» расскажут об особенностях лечебной физкультуры для детей, основных показаниях и противопоказаниях для нее, а также, как ЛФК помогает детям при сколиозе и другой, не менее распространенной патологии — плоскостопии.
Особенности детской лечебной физкультуры: задачи, эффекты, принципы
Сегодня дети с раннего возраста предпочитают гаджеты и телевизор активным играм и познанию окружающего мира. Способствуют этому и их родители — чтобы ребенок не влез, куда не следует, его занимают игрой в смартфоне или мультфильмом. В результате ребенок мало двигается.
Без адекватной двигательной активности уже с малых лет развиваются заболевания внутренних органов (нервной системы, сердца, легких) и нарушения опорно–двигательного аппарата( нарушения осанки, деформации стоп). Эти состояния становятся хроническим и ведут к отставанию в физическом развитии.
Патология опорно–двигательного аппарата у детей проявляется слабостью мышц, нарушением осанки, снижением двигательных функций и плоскостопием. С возрастом она усугубляется и приводит к заболеваниям:
— нервной системы: вегето–сосудистая дистония, депрессивные состояния, миофасциальные синдромы;
— сердца и сосудов: ишемическая болезнь, гипертония;
— обмена веществ: ожирение, сахарный диабет;
— органов дыхания и пищеварения и др.
Задачи лечебных физических упражнений:
— лечение болезней;
— профилактика их обострений;
— восстановление после травм;
— развитие активности и выносливости;
— укрепление здоровья;
— закаливание.
Механизм лечебного действия физических упражнений связан с эффектами:
— Тонизирующий — занятия лечебной физкультурой ускоряют обмен веществ, улучшают работу сердца, легких и стимулируют защитные функции организма ребенка;
— Трофический — ЛФК способствует улучшению доставки питательных веществ во все органы, систематические занятия повышают способность детского организма к восстановлению после болезней;
— Компенсаторный — ЛФК помогает перестраивать работу органов при нарушении их функций. Например, при переломе правой руки специальные упражнения помогают ребенку научиться выполнять ее функции левой;
— Нормализация функций — физические упражнения помогают восстановить функции поврежденного органа и организма в целом, а не только их строение.
Принципы составления программы занятий лечебной физкультурой для детей:
Дозированность упражнений — определяют их продолжительность, исходные положения, число повторений, темп, амплитуду.
Индивидуальный подход — подбор упражнений с учетом возраста, пола, особенностей каждого ребенка и его заболевания.
Рациональное чередование упражнений и отдыха — для профилактики переутомления и перенапряжения поврежденного органа.
Постепенное увеличение нагрузки — для закрепления достигнутого результата врач ЛФК последовательно повышает интенсивность тренировок для каждого пациента.
Игровой метод занятий — игры помогают сохранять интерес к тренировкам и повышают их вовлеченность в процесс выздоровления.
Занятия включают 3 раздела:
— Вводный — создание нужного настроя у ребенка и подготовка к предстоящему занятию и нагрузке.
Для этого хорошо подходят ходьба, бег, общеукрепляющие упражнения. По времени вводный раздел длиться до 12 минут.
— Основной — с помощью специально подобранного комплекса упражнений решаются основные задачи ЛФК: лечение заболеваний и коррекция нарушенных функций.
Корригирующие упражнения подбирает только врач ЛФК после оценки состояния ребенка и показаний. Длительность этого раздела — до 20 минут.
— Заключительный — снижение нагрузки.
Оптимальное завершение физических упражнений для детей — это любая подвижная игра. Длительность раздела — до 8 минут.
Для детей в среднем одно занятие лечебной физкультурой должно длиться 40 минут.
В клинике «Качество жизни» врачи подбирают лечебные упражнения индивидуально для каждого ребенка. Занятие лечебной физкультурой должно быть системным, дозированным, с постепенным увеличением нагрузки на протяжении всего курса. Только так у маленьких пациентов есть все шансы на выздоровление.
Показания и противопоказания для детской ЛФК
Упражнения лечебной физкультуры показаны здоровым детям для стимуляции работы всех органов и систем, активации обмена веществ, развития силы и выносливости, формирования правильной осанки и походки.
ЛФК также обязательно показана всем детям с временными или постоянными отклонениями в состоянии здоровья:
— со стороны опорно–двигательного аппарата: дисплазия тазобедренных суставов, травмы конечностей, нарушения осанки, деформация стоп;
— со стороны сердечно–сосудистой системы: нарушения ритма, повышенное или пониженное давление;
— со стороны органов дыхания: бронхиальная астма, хронический бронхит;
— со стороны нервной системы: кривошея, ДЦП и др.
Противопоказания к ЛФК:
— выраженная слабость;
— острая стадия заболевания;
— жар;
— тошнота, рвота, диарея;
— гнойное воспаление;
— астматический статус;
— кровотечение или его риск;
— сердечная или легочная недостаточность в стадии декомпенсации;
— туберкулёз в активной фазе;
— психические расстройства;
— злокачественные новообразования;
— непереносимость процедуры.
Роль нормальной осанки для здоровья детей
Позвоночник — это опора для всего организма. При нормальной осанке у него 4 физиологических изгиба: 2 лордоза (шейный и поясничный), 2 кифоза (грудной и крестцовый).
Нормальная осанка:
— обеспечивает вертикальное положение тела;
— снижает нагрузку на мышцы, связки и суставы;
— дает возможность совершать большой объем разнообразных движений.
В позвоночнике находится спинной мозг. Его корешки образуют 33 пары нервов, регулирующих работу всех органов. Поэтому любое смещение или искривление позвоночника провоцирует нарушение функций организма, в т.ч. жизненно важных.
Мышцы спины поддерживают позвоночник и обеспечивают его правильное положение. Их слабость, особенно когда позвоночник активно растет (с 5–6 до 17 лет), ведет к развитию нарушений осанки: круглая спина, плоская спина, сутулость, боковое искривление позвоночника. Все они вызывают неравномерное распределение нагрузки на скелет и смещение внутренних органов.
Также на формирование неправильной осанки влияет слабость мышц и связок стоп при плоскостопии. Уплощение сводов стопы вызывает перераспределение нагрузки, нарушение походки и как следствие — патологическую осанку.
Распространенные в детском возрасте деформации позвоночника и стоп
Врачи чаще всего диагностируют у детей право– или левостороннее искривление позвоночника и плоские стопы.
Сколиоз или боковое искривление позвоночника начинает формироваться с раннего школьного возраста, когда ребенок активно растет.
По форме искривление бывает C– и S–образное. В зависимости от величины угла отклонения позвоночника (угла Кобба) выделяют 4 степени тяжести.
Осложнения:
— снижение мышечного тонуса;
— изменение формы грудной клетки;
— ухудшение функции легких;
— атрофия мышц;
— хронические заболевания дыхательной, сердечно–сосудистой, пищеварительной систем;
— бесплодие;
— психические расстройства на фоне постоянной депрессии.
Плоскостопие или уплощенная стопа характеризуется опущением продольного и/или поперечного свода. Развивается в результате слабости мышц и связок нижних конечностей, ношения неправильной обуви.
Детская стопа короче и шире взрослой, с ярко выраженным слоем подкожной жировой клетчатки. Это зрительно делает нормальную стопу плоской, поэтому поставить правильный диагноз может только специалист на основании осмотра, подоскопии и рентгенографии.
Осложнения:
— патологическая осанка;
— боли в ногах;
— быстрая утомляемость;
— нарушения походки;
— деформация коленных суставов и пальцев ног;
— вросшие ногти на ногах.
Способы коррекции
С помощью лечебных физических упражнений можно укрепить мышцы и скорректировать искривления позвоночника и уплощение стопы.
— Нельзя делать лечебные упражнения без консультации врача.
— Занятия физкультурой должны исключать любые упражнения, которые вызывают раскачивание позвоночника: кувырки, прыжки подтягивания и т.п.
— Прежде, чем отдать ребенка в любую спортивную секцию, проконсультируйтесь с врачом, можно ли ему заниматься данным видом спорта.
— В зависимости от того, в каком отделе позвоночника искривление, его формы и степени тяжести, право– или левостороннее оно, врач ЛФК подбирает соответствующие упражнения.
Занятия лечебной физкультурой при сколиозе в зависимости от степени его тяжести могут дополнятся ношением специального корсета.
ЛФК при уплощении стоп
— В зависимости от того, какой свод стопы уплощен, врач подбирает определенные упражнения.
— Хороший лечебный эффект оказывают упражнения с ходьбой по массажным коврикам.
— Занятия направлены на правильное распределение нагрузки на стопу, исправление походки.
— В отдельных случаях могут понадобиться занятия для коррекции лишнего веса.
Кроме занятий ЛФК в коррекции нарушений осанки и деформаций стоп хорошо зарекомендовали себя:
Лечебный массаж.
Мягкие мануальные техники.
Методы проприоцептивного проторения PNF.
Упражнения на подвесной установке RedCord.
Гимнастика SEAS.
Ношение индивидуально подобранных ортопедических стелек.
Кинезиологическое тейпирование.
Упражнения лечебной физкультуры укрепляют мышцы, снижают нагрузку на позвоночник, развивают его гибкость, формирует правильную осанку, улучшают вентиляцию легких и снижают риск тяжелых осложнений здоровья. Но подобрать необходимые упражнения может только врач после обследования ребенка, учитывая индивидуальные особенности его организма и заболевания.
Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.
Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.
Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.
Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.
Условия проведения, противопоказания
Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.
Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.
Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни
Дыхательные упражнения
Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.
Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.
Рефлекторные упражнения
У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.
Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.
Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.
Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.
Упражнение основано на рефлексе Бабинского.
Исходное положение: ребенок лежит на животике.
Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.
Рефлекторное ползание
Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.
Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).
Рефлекторная опора и ходьба
Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.
Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.
Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.
Пассивные упражнения
Скользящие шаги – «топотушки»
Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.
Катание в позе «эмбриона».
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.
Активные упражнения
Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.
Гимнастика для детей 3-4 месяцев
Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.
Дыхательные упражнения
Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.
Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.
Упражнения на мяче
Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.
Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.
Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.
Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.
Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.
Гимнастика для детей 4-6 месяцев
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяется спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.
Гимнастика для детей 6-9 месяцев
К уже описанным упражнениям добавляются:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Гимнастика для детей 9-12 месяцев
Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.
В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».
Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.
Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.
В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.
В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!
ЛФК для детей
ЛФК – это совокупность мышечных усилий и дыхательных упражнений, благоприятных для детского организма. Лечебная физкультура приносит пользу независимо от возраста. Особенно нуждаются в упражнениях дети с болезнями опорно-двигательного аппарата, эндокринных органов, ЛОР- проблемами, нарушениями дыхания и пищеварения.
Также регулярные нагрузки укрепляют иммунитет, снижают вероятность возникновения простуды.
Основы детской ЛФК
Поскольку медики занимаются с малышами, инструкторы выбирают упражнения, которые хорошо воспринимаются ребенком, преподносятся в виде игры. Учитываются личные особенности детей: возраст, уровень подготовки, готовность совершать специфические движения.
Виды упражнений
Как правило, на занятиях в Москве практикуют следующие упражнения:
В зависимости от того, какие усилия осуществляются, упражнения подразделяются на:
Примерный комплекс тренировок
Представляем вашему вниманию приблизительную схему занятий:
После основных упражнений начинается разминка – неспешная ходьба, усиленное дыхание.
Выбор места для занятий по ЛФК
Совершить правильный выбор медицинского учреждения, необходимого вашему ребенку, помогает сравнение цен на услуги профильных организаций, и ознакомление с отзывами родителей. Наиболее честная информация встречается в популярных социальных сетях.
На нашем сайте расценки приводятся в разделе «Цены», «Отзывы» выложены на соответствующих страницах.
Если вы решились доверить здоровье ребенка нам, воспользуйтесь формой онлайн записи к врачу или оставьте свой номер телефона в форме для обратной связи. Вам позвонит консультант, ответит на вопросы, и поможет составить оптимальный график посещения занятий.
ЛФК для детей: особенности, упражнения и рекомендации от лучших специалистов Клиники МЕДСИ
Оглавление
От различных проблем с позвоночником страдают сегодня не только взрослые, но и дети. Заболевания могут быть как врожденными, так и приобретенными. На состоянии опорно-двигательного аппарата негативно сказываются и малоподвижный образ жизни, и неправильное положение тела во время сна и бодрствования. Недостаток двигательной активности легко можно компенсировать при помощи ЛФК (лечебной физкультуры). Специальный комплекс упражнений дает возможность для устранения небольших искривлений и ряда иных проблем. Занятия напоминают йогу, проводятся аккуратно, но с максимальной эффективностью, сочетаются с правильным дыханием. ЛФК – это не только упражнения, но и водные процедуры, ходьба и даже игры на свежем воздухе. Занимаясь регулярно и под контролем опытного специалиста, можно достичь выраженных результатов. Лечебная физкультура для детей очень полезна и абсолютно безопасна.
Положительные стороны ЛФК
Лечебная физкультура не просто заставляет больше двигаться, но и играет развивающую роль. Выполняя упражнения, ребенок познает окружающий мир, учится соотносить себя с ним.
Специальные упражнения развивают силу и выносливость, улучшают координацию движений.
К положительным сторонам ЛФК также относят возможности для:
Важно! Комплекс упражнений всегда подбирается индивидуально и только специалистом!
Разновидности упражнений
Лечебная физкультура для детей – не простой комплекс гимнастики. К ЛФК можно отнести любой активный отдых. Занятия нередко проходят в игровой форме. Это обусловлено высокой эффективностью комплексов и тем, что они интересны для малышей и формируют устойчивую мотивацию.
Все упражнения делятся на 2 группы:
Упражнения могут быть:
Пассивные занятия актуальны для младенцев, которые не могут заниматься гимнастикой самостоятельно. Все действия (сгибания, разгибания и др.) выполняет специалист.
Противопоказания для ЛФК
Лечебная физкультура для детей не проводится при:
Прервать занятия или временно отказаться от их начала следует даже при обычной простуде у ребенка.
Обо всех противопоказаниях расскажет врач. Он же определит, можно ли вашему ребенку заниматься именно сейчас или лучше отложить гимнастику на определенный срок.
Особенности детской ЛФК
Лечебная физкультура для детей имеет следующие особенности:
Решение о занятиях принимают родители. Врач может лишь порекомендовать ребенку ЛФК.
Некоторые правила при занятиях ЛФК
Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка
Неправильная осанка – проблема многих современных детей. Это обусловлено тем, что они много времени проводят перед компьютерами, а не на свежем воздухе, бегая и играя. Если патология еще не запущена, можно вернуть ребенку хорошую осанку. Для этого следует выполнять специальные упражнения.
При кифозе грудного отдела, например, в комплекс включают занятия для укрепления мышц плечевого пояса и груди. При «плоской спине» также подбираются специальные упражнения. Они направлены преимущественно на укрепление мышц спины и плечевого пояса.
При сколиозе очень важно:
Эффективность занятий определяется не их интенсивностью, а регулярностью! Если выполнять упражнения только 1-2 раза в месяц, эффекта не будет. Обычно лечебная физкультура для детей проводится несколько раз в неделю (как минимум 4).
Примерный комплекс для дошкольников
Занятия дошкольников обычно проводятся по следующей схеме:
Гимнастический комплекс нередко выполняется с использованием таких спортивных снарядов, как мяч, скакалка, обруч.
Примерный комплекс для школьников
Занятия школьников проводятся по следующей примерной схеме:
По окончании основного комплекса школьники выполняют дыхательные упражнения.
Преимущества ЛФК в МЕДСИ
Если вы хотите записать ребенка на лечебную физкультуру для детей, уточнить цену услуги, особенности проведения занятий, позвоните