Льняное масло в живописи для чего нужно
МАСЛА
Художественные масляные краски содержат в своем составе необходимое количество масла. Как известно, излишек его в красочной пленке приводит к отрицательным результатам: значительным цветовым изменениям произведения и пониженной долговечности его. Тем ме менее некоторые художники применяют масло в качестве разбавителя в тех случаях, когда это можно сделать без ущерба, например, при нанесении красок тонкими слоями. Здесь, как и вообще в технологии живописи, основную роль играет достаточно быстрое и сквозное просыхание масляно-красочной пленки.
Процесс высыхания масла можно разделить на четыре стадии: 1) затягивание поверхности тончайшей пленкой, дающей отлип при прикосновении пальцем; 2) высыхание, при котором поверхность пленки кажется сухой, но от умеренного нажатия пальцем на ней остается отпечаток; З) практическое высыхание, когда пленка кажется вполне просохшей, не дает отпечатка пальца, но еще мягка; 4) окончательное отвердение, наступающее не менее чем через год.
Сушка масла (и масляных красок) на прямых солнечных лучах не рекомендуется, так как одновременно с образованием пленки начинается и ее усиленный распад. Сушка в темноте приводит к пожелтению и потемнению, что особенно усиливается при большой влажности воздуха. Это свойство льняного масла необходимо учитывать и при работе с масляными красками, так как иногда им пренебрегают, и в результате получаются чернота, искаженные отношения тонов, чему еще способствует прожухание, связанное с нанесением краски на предыдущй, достаточно толстый и не вполне просохший слой. Скорость просыхания всей пленки масла зависит и от ее толщины, что относится и к красочному слою.
От толщины красочного слоя зависит внешний вид (фактура) и сохранность произведений масляной живописи. Толстый слой просыхает медленнее, но зачастую художник, не считаясь с тем, что красочный слой пе вполне просох, наносит на него последующий нормальный слой. При этом масло из верхнего слоя краски просачивается через подсохшую поверхностную пленку в нижний слой и обедненный маслом верхний слой тускнеет, теряет силу своего тона и яркость, т. е. «прожухает». Нанесение толстого слоя на недостаточно просохшую краску может явиться причиной растрескивания.
Добавлять масло в краску следует лишь при необходимости и в ограниченном количестве. Нельзя по указанной выше причине вводить избыток масла в нижние слои живописи, а в подмалевке вообще не рекомендуется применять масло. Избыток масла в верхних слоях приводит к «оседанию» и образованию морщин при высыхании.
При разбавлении красок маслом следует также учитывать высыхающую способность краски. Медленно сохнущие краски вообще не рекомендуется разбавлять одним маслом, а применять для этой цели смеси масел с даммарным или мастичным лаком. для разбавления быстросохнущих красок лучше брать уплотненное масло.
Масло льняное рафинированное и отбеленное представляет собой продукт рафинации и отбелки льняного масла, полученного из семян льна северных районов способом холодного прессования. Масло выдерживается в течение многих месяцев, и происходящее при атом «вызревание» положительно сказывается на его свойствах. Благодаря применению указанных выше методов обработки масло освобождается от белков, слизи и других примесей нежирового комплекса и дает лучше просыхающую и более прочную пленку. Оно применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок, при изготовлении эмульсий для клеемасляных грунтов, является основой для получения уплотненного и оксидированюого масла.
Необходимо заметить, что введение уплотненных масел придает краскам некоторую тягучесть. Однако великие художники прошлых веков, не взирая на это, применяли уплотненные масла своего изготовления и добивались эффективных результатов.
Уплотненное льняное масло рекомендуется вводить в краску при лессировках (с добавлением разбавителя), а также в состав так называемого «тройника», применяемого многими художниками и состоящего из трех равных частей: даммарного или мастичного лака, масла и пинема.
Благодаря повышенному коэффициенту преломления уплотненное масло придает краскам улучшенные оптические свойства (большую глубину тона, «звучность», а для некоторых красок, например, для изумрудной зеленни, уплотненное масло незаменимо, так как применение обычного отбеленного масла в этом случае приводит к некоторому высветлению и мутноватости. Уплотненное масло применяют также для протирания пожухлых мест, не допуская его избытка.
Масло ореховое уплотненное для живописи представляет собой продукт термической обработки масла грецких орехов, предварительно рафинированного и отбеленного отбельной землей. Ореховое масло применяется в живописи в качестве разбааителя в течение нескольких столетий. Оно отличается от льняного масла тем, что дает менее желтеющую пленку и несколько уступает ему по эластичности. Однако второе его качество относится лишь к необработанному ореховому маслу. Уплотненное масло дает более зластичную пленку и приближается к льняному, сохраняя свое превосходство в отношении меньшего пожелтения пленки. По времени высыхания оно практически почти не отличается от уплотненного льнянного масла. В то же время красочньюе пласты на нем получаются более отрывистыми и более легкими в работе. Ореховое уплотненное масло рекомендуется при разведении красок светлых, нежных тонов, пленки которых могут измениться от пожелтения льняного масла (например, позеленение голубых тонов и т. п.).
Масло льняное оксидированное для живописи представляет собой рафинированное, отбеленное и выдержанное масло, подвергшееся затем сгущению путем окисления кислородом воздуха на солнечном свету, является классическим средством, описанным в старинных трактатах. Оно отличается от других видов льняного масла тем, что быстрее сохнет и обладает наименьшим пожелтением в пленках. Применяется в живописи для разбавления масляных красок одно или в смеси с лаками и разбавителями.
Как использовать льняное масло в живописи?
Льняное масло является традиционным связующим в производстве масляных красок. Дешево — в отличие от, например, масла грецкого ореха, который также используется в живописи. Под влиянием света и кислорода льняное масло подвержено полимеризации. Проще говоря — высыхает. Оно совершенно не токсично, и даже имеет оздоровительные свойства. Когда-то масло, получаемое из семян льна, было популярным продуктом в кулинарии. Сегодня оно проигрывает более дешевым жирам.
Холодного отжима или рафинированное?
Я использую очень много льняного масла. Прежде всего, отмачиваю в нем кисти во время рисования портретов маслом на заказ. Для этой цели я использую самое дешевое рафинированное масло. Оно намного светлее и тоньше. Могло бы показаться, что масло не очень хорошо очищает кисти. Нет ничего более далекого от истины.
Чистка кистей маслом имеет и другие преимущества. Кисти гораздо медленнее изнашиваются. Конечно, после завершения рисования необходимо промывать кисти. Или держать их все время в емкости с маслом. Я так и делаю, благодаря чему не чистил кисти, уже год.
Масло холодного отжима гораздо темнее, плотнее и немного дороже. Напоминает, скорее, гречишный мед, чем масло. Идеально подходит для приготовления рабочей среды.
Можно ли использовать обычное растительное масло, подсолнечного или рапсового происхождения?
Это вопрос, который задается довольно часто среди начинающих художников. Ответ может быть только один — нет, не можете. Хотя они похожи — отличаются одной, но очень важной особенностью. Пищевое масло, используемое для жарки или как оливковое масло для добавления в салаты, отличаются от льняного масла тем, что оно не высыхает. Ваша картина никогда не высохнет! Ее нельзя будет не передать, не продать, не подарить…
Льняное масло в живописи для чего нужно
МАСЛО
Использование масла в живописи
Основным пленкообразующим компонентом художественных масляных красок являются растительные масла, извлекаемые из семян, некоторых растений.
Художественные масляные краски содержат в своем составе необходимое количество масла. Как известно, излишек его в красочной пленке приводит к отрицательным результатам: значительным цветовым изменениям произведения и пониженной долговечности его.
Процесс высыхания масла можно разделить на четыре стадии:
1) затягивание поверхности тончайшей пленкой, дающей отлип при прикосновении пальцем;
2) высыхание, при котором поверхность пленки кажется сухой, но от умеренного нажатия пальцем на ней остается отпечаток;
З) практическое высыхание, когда пленка кажется вполне просохшей, не дает отпечатка пальца, но еще мягка;
4) окончательное отвердение, наступающее не менее чем через год.
Скорость высыхания масла зависит от ряда факторов:
Добавлять масло в краску следует лишь при необходимости и в ограниченном количестве. Нельзя по указанной выше причине вводить избыток масла в нижние слои живописи, а в подмалевке вообще не рекомендуется применять масло. Избыток масла в верхних слоях приводит к «оседанию» и образованию морщин при высыхании.
Виды художественных масел
Масла делятся на четыре группы в зависимости от того, какую они образуют при высыхании пленку (представляющую окисленное масло), называемую линоксином.
Масла, имеющие применение в живописи, по своему составу и назначению делятся на две группы.
Жирные высыхающие масла имеют способность обращаться на воздухе в твердые вещества, что и дает возможность пользоваться ими как связующими веществами красок в масляной живописи и в малярном деле. На основании этого они и названы высыхающими маслами, в отличие от целого ряда других масел растительного же происхождения, которые или совершенно не проявляют этой способности в условиях живописной практики, или же проявляют ее лишь отчасти.
Все растительные жирные масла, таким образом, с этой точки зрения могут быть подразделены на высыхающие, полувысыхающие и невысыхающие.
Основой пленкообразования растительных масел являются содержащиеся в них жирные ненасыщенные кислоты. Степень насыщенности масла жирными кислотами, характеризующую способность масла к пленкообразованию, принято выражать йодным числом. Йодное число показывает, какое количество йода в процентах может присоединить к себе масло из специально приготовленного йодного раствора, что зависит от наличия в масле количества жирных непредельных кислот, определяющих способность масла к присоединению кислорода. Чем выше показатель йодного числа масла, тем масло быстрее сохнет.
Одним из важнейших свойств растительных масел является их способность к полимеризации, т. е. к уплотнению при нагревании до температуры 280-300° без доступа воздуха. В результате полимеризации масло приобретает свойство быстро высыхать и давать пленку с улучшенными физико-химическими свойствами. К таким живописным маслам относятся уплотненные масла № 1 и № 2.
Физико-химические показатели растительных масел
Название масла
Йодное число
Льняное масло широко применяется в живописи. Его изготовляют из семян льна способом холодного прессования. Масло выдерживается длительное время для «вызревания«, оно обрабатывается специальным образом для удаления белковистых веществ и других включений. При смешивании с красками уменьшает их консистенцию и делает их более яркими. Имеет свойство желтеть.
Масло льняное рафинированное и отбеленное представляет собой продукт рафинации и отбелки льняного масла, полученного из семян льна северных районов способом холодного прессования. Масло выдерживается в течение многих месяцев, и происходящее при атом «вызревание» положительно сказывается на его свойствах. Благодаря применению указанных выше методов обработки масло освобождается от белков, слизи и других примесей нежирового комплекса и дает лучше просыхающую и более прочную пленку. Оно применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок, при изготовлении эмульсий для клеемасляных грунтов, является основой для получения уплотненного и оксидированюого масла.
Необходимо заметить, что введение уплотненных масел придает краскам некоторую тягучесть. Однако великие художники прошлых веков, не взирая на это, применяли уплотненные масла своего изготовления и добивались эффективных результатов.
Благодаря повышенному коэффициенту преломления уплотненное масло придает краскам улучшенные оптические свойства (большую глубину тона, «звучность», а для некоторых красок, например, для изумрудной зелени, уплотненное масло незаменимо, так как применение обычного отбеленного масла в этом случае приводит к некоторому высветлению и мутноватости). Уплотненное масло применяют также для протирания пожухлых мест, не допуская его избытка.
Необходимо заметить, что введение уплотненных масел придает краскам некоторую тягучесть. Однако, великие художники прошлых веков, невзирая на это, применяли только уплотненные масла своего собственного изготовления и добивались эффективных результатов, как в отношении качества своих произведений, так и их долговечности.
Уплотненное масло с добавлением разбавителя рекомендуется вводить в краску при лессировках.
Уплотненные масла применяют для протирания прожухлых мест, не допуская избытка масла.
Ореховое масло добывают из орехов различных пород деревьев. В живописи применяется лишь масло грецких орехов. Грецкие орехи перед прессованием выдерживают несколько месяцев, т. к. из свежих орехов нельзя получить качественное масло. Ореховое масло слабо окрашено и не имеет запаха. Ореховое масло относится к полувысыхающим маслам. Это масло содержит от 3% до 15% линоленовой кислоты, от 50% до60% линолевой; и высыхает на воздухе за 8-12суток. По своим свойствам оно занимает промежуточное положение между льняным и маковым маслами. Высыхающая способность орехового масла ниже льняного, но выше, чем у макового. Ореховое масло не желтеет и не меняет тона светлых красок. Для живописи лучше использовать уплотненное ореховое масло, т.к. оно дает более эластичную пленку, схожую с пленкой льняного масла. Сморщивание масляного слоя при использовании орехового масла не происходит. Что касается образования трещин, то ореховое масло надежнее макового, т. к. его слой просыхает по всей толщине. Пленка орехового масла при старении склонна к размягчению. Ореховое масло редко применяется в живописи из-за своей дороговизны.
Маковое масло добывается прессованием семян мака. Сорта и цвет семян отражаются на сортах масла, получаемых из них. Белые семена мака считаются более ценными, так как дают большее количество масла, притом лучшего сорта. При холодном прессовании получается почти бесцветное масло, приятного вкуса и лишенное запаха. Масло, получаемое из других сортов семян, имеет темную окраску и представляет низший сорт макового масла.
Маковое масло по своему химическому составу, подобно прочим жирным маслам, на основании теории проф. Иванова, в различных образцах может быть различным. В общем оно значительно отличается от льняного. Твердых жирных кислот насчитывают в нем около 5% всего количества жирных кислот, причем между ними находится лауриновая кислота. Олеиновой кислоты здесь значительно больше, чем в льняном масле, а именно 30 %, линолевой около 60 %, прочих льняно-масляных кислот обыкновенно насчитывается 5%, однако Эйбнер полагает, что маковое масло не содержит вовсе последних, сравнительная же быстрота высыхания его обязана строению глицеридов масла. Вследствие присутствия в маковом масле большого количества олеиновой кислоты его способность к высыханию значительно ниже льняного. Так, если для просыхания слоя льняного масла требуется 3-4 дня, то для слоя макового масла необходимо 6-8 дней, причем и за этот промежуток времени маковое масло не успевает высыхать в той мере, как льняное. Кроме того, линоксин макового масла уступает значительно по качествам линоксину льняного масла.
Это масло при долгом хранении с доступом воздуха легче прогоркает, чем льняное масло, причем приобретает особый запах и вкус. Маковое масло застывает на холоду при более высокой температуре (-15 гр. Ц), нежели льняное масло.
Это масло почти бесцветное и без запаха. Маковое масло не содержит линоленовую кислоту. Тем не менее, благодаря наличию в его составе 60% линолевой кислоты, это масло относится к числу полувысыхающих. Оно образует нежелтеющее покрытие, которое, однако, обладает низкой эластичностью и прочностью. Пленка макового масла по прочности уступает пленке льняного, при высыхании она сжимается, и красочный слой покрывается трещинами. Маковое масло может использоваться в живописи в смеси с высыхающими маслами.
Подсолнечное масло добывают из семян подсолнечника. Для живописи используют рафинированное масло, т. к. оно с течением времени не желтеет и дает более эластичную пленку. Это масло полувысыхающее, в его составе 30-50% линолевой кислоты. На воздухе оно высыхает за 10-14 суток. Пленка подсолнечного масла со временем размягчается, поэтому целесообразнее применять его в смеси с высыхающими маслами.
Сафлоровое масло добывают из семян сафлора. Сафлор – масличное и красильное южное травянистое растение. В семенах сафлора содержится до 60% масла. Получают сафлоровое масло путем прессования или экстракции. Сафлоровое масло относится к полувысыхающим маслам. По содержанию кислот похоже на ореховое. Высыхает на воздухе за 8-12 суток. Сафлоровое масло дает светлую, нежелтеющую пленку, но красочный слой становится со временем более хрупким, чем у льняного масла.
Все вышеперечисленные полувысыхающие масла могут быть использованы для разведения масляных красок, в том числе красок светлых и нежных тонов, пленки которых могут измениться от пожелтения льняного масла. Тем не менее, следует еще раз обратить внимание на то, что избыток масла вреден для живописи, и использовать масла следует с осторожностью.
Масло начинает высыхать с поверхности, на которой образуется тонкая пленка, препятствующая свободному доступу кислорода и высыханию нижележащих слоев. Вы, наверное, замечали, что краски на палитре скоро перестают пачкаться, но если на них слегка надавить пальцем, можно убедиться, что они мягкие. Внутри краски почти не изменили своей густоты, а затвердели только сверху. Эта особенность высыхания масляного связующего известна с давних времен. Художники стремились добиться более равномерного высыхания, а также бесцветности пленок, избавиться от вредных веществ содержащихся в маслах. Для этого их промывали водой, вымораживали, вываривали.
Существует множество способов обработки масла. Вот самый простой и, по мнению многих художников, хороший способ получения уплотненного масла: его выставляют на солнце в не закупоренной бутыли белого стекла (чтобы пыль не загрязняла масло, горлышко можно заткнуть ватой), под действием солнечных лучей и кислорода белковые и другие посторонние вещества осаждаются, влага испаряется, а масло становится гуще и прозрачнее.
Старые мастера 15-17 веков использовали для приготовления красок не чистые масла, а их соединения со смолами (копал, янтарь, мастикс). Это замедляло старение связующего и обеспечивало более равномерное и быстрое высыхание красочного слоя. Но краски, содержащие в большом количестве смолы, или уплотненное масло, быстро загустевают и не могут долго храниться. Поэтому при фабричном производстве красок применяют малообработанные масла, в некоторых случаях с небольшими добавками смол или воска (воск повышает пастозность красок).
Живописные масла следует ограниченно применять для разжижения масляных красок в процессе живописи во избежание прожухания красок.
Выпускаемые масляные краски уже содержат необходимое количество масла в соответствии с маслоемкостью того или иного пигмента.
Только при нанесении тонких или лессировочных слоев красок можно пользоваться живописным маслом.
Медленно сохнущие краски вообще не следует разбавлять одним маслом, а следует применять смесь живописного масла с лаком, например даммарным или масличным.
Для разбавления быстросохнущих красок необходимо пользоваться уплотненным маслом № 1 или № 2, которые называют лаковыми маслами, а также пентаэритритовыми.
Советы для начинающих художников. Часть 2: жидкости и вспомогательные материалы
Сегодня я расскажу о моих маслах, разбавителях, и прочих жидкостях.
Хочу упомянуть об одной моей особенности — я аллергик. Поэтому это статья для меня выстрадана, но не тем, что у меня были проблемы с материалами для живописи, а в связи с моими проблемами с. родителями:)
Я, конечно, давно в том возрасте, когда сама выбираю свои занятия и работу, но каждый раз с трепетом вспоминаю свое детство, когда все это звучало как жесткий и бескомпромиссный приговор. Мне просто напросто все запретили рисовать.
Но, к счастью, в современном мире огромный выбор материалов и средств для живописи! Нужно уметь их найти среди всего этого разнообразия.
В школьные годы когда я осваивала масляную живопись, я пользовалась только одним средством рафинированным растительным подсолнечным маслом. Слои, конечно, сохли долго — по 3-5 дней. Но тем не менее это лучше, чем ничего. То есть масляные краски разводятся только маслом — подсолнечным рафинированным, самым дешевым.
Сами масляные краски химическим чем-то не пахнут, только растительным льняным малом, на основе которого оно сделано, но это похоже больше на запах рыбьего жира. Если вам доступно приобрести очищенное льняное масло — самый лучший вариант, но уже в разы дороже. Я уже привыкла, и люблю этот запах, заходя к себе в мастерскую сразу вдыхать этот запах живописи.
Позже открыла для себя терпентин без запаха. Вот именно он, мой любимый разбавитель!
Его я покупала в Москве в «Арт-квартале», тогда он стоил 500 мл — 500 руб. То есть даже немного дешевле разбавителей ЗХК. Не пахнет практически ничем!
Но, еще раз — проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом. Цель моей статьи — дать вам информацию, но за ваше здоровье вы отвечаете сами!
Такое можно приобрести только в очень крупных городах. В периферии вам легче будет найти разбавитель Сонет слабо пахнущий — тоже им часто пользуюсь, спасал меня не раз, когда волей судьбы жизнь меня закидывала в глухие уголки нашей необъятной, где хотелось порисовать:)
Далее, когда вы уже войдете в процесс творения, возникнет вопрос — а как же мыть кисточки? Все в краске, в жирном масле! Все опять таки просто — у вас одна емкость с разбавителем/маслом для живописи и еще одна баночка маслом. Вы мочите грязную кисть в масло и дочиста вытираете ее об тряпку (так несколько раз). Да, у вас должно быть много вспомогательных тряпок (у меня это х/б, начисто выстиранное постельное, без лишних ниточек, чтобы они не попали на кисть, синтетика не впитывает масло).
То есть рядом с палитрой стоит масленка с разбавителем и банка с малом для мытья кистей. У меня дополнительно есть еще одна банка стеклянная 250 мл высокая, наполовину с маслом — там стоят кисти. То есть я их каждый день не вымываю, просто-на ночь/после сеанса ставлю в масло, и они там прекрасно себя чувствуют.
Не забудьте, что если вы рисуете кистями с мягким ворсом, то простояв в банке ночь-две, ворс загнется — такие кисти лучше сразу мыть после сеанса. Я мою обычным мылом для рук. По возможности я использую аюрведическое мыло, которое изготовлено без животного жира.
Несмотря на растворители без запаха, проветривать помещение обязательно как можно чаще, а еще лучше работать на открытом воздухе. Растворители не режут нос, но химические вещества все равно есть в воздухе!
И последнее — сиккатив. У меня вот такой (фото снизу). Сиккативы (от лат. siccativus — высушивающий) — вспомогательные вещества, которые вводятся в масляные краски для ускорения процесса высыхания. Дорого, да, но расходуется он очень медленно. Использую крайне редко, в основном когда пишу на заказ и работа должна быстро высохнуть. Сокращает высыхание до 2-3-х часов.
В следующей части постараюсь рассказать о холстах, грунтах и том, на чем вообще можно рисовать.