Лучше исполнять свои обязанности несовершенно чем чужие
Лучше исполнять свои обязанности несовершенно чем чужие
«Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше погибнуть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, ибо этот путь чрезвычайно опасен» Б.Г. 3.35.
КОММЕНТAРИЙ: Каждый должен выполнять свои собственные обязанности, пытаясь развить в себе сознание Кришны, и не браться за чужое дело. Материально обусловленным людям шастры предписывают обязанности, соответствующие психическим и физиологическим особенностям таких людей, которыми их наделяют гуны материальной природы. Духовные обязанности определяет духовный учитель, и они связаны с трансцендентным служением Кришне. Любые свои обязанности, и материальные, и духовные, человек должен выполнять до конца жизни и не брать на себя чужих обязанностей. Наши материальные и духовные обязанности могут отличаться друг от друга, но, выполняя их под руководством опытных наставников, мы всегда получим только благо. Человек, находящийся под влиянием гун материальной природы, должен действовать, как предписано его сословию или духовному укладу жизни, и не подражать другим. Так, брахман, находящийся в гуне благости, не должен совершать насилия, но оно вполне допустимо для кшатрия, находящегося под влиянием гуны страсти. Поэтому кшатрию лучше достойно погибнуть в бою, чем подражать брахману, который обязан следовать принципу ненасилия. Каждый человек должен очистить свое сердце, но это происходит не сразу, а постепенно. Однако тот, кто уже вышел из-под влияния материальных гун и полностью развил в себе сознание Кришны, может выполнять любую работу под руководством истинного духовного учителя. Кшатрий, обладающий сознанием Кришны, может действовать как брахман, и, наоборот, брахман, обладающий сознанием Кришны, может действовать как кшатрий. На духовном уровне нет различий, существующих в материальной жизни. Например, Вишвамитра, который по происхождению был кшатрием, стал выполнять обязанности брахмана, а Парашурама, принадлежавший к сословию брахманов, действовал как кшатрий. Это стало возможным потому, что оба они находились на духовном уровне. Но тот, кто еще не достиг этого уровня, должен выполнять свои обязанности, определяемые в соответствии с гунами материальной природы, под влиянием которых он находится. Вместе с тем он должен ясно представлять, в чем суть сознания Кришны.
«Лучше исполнять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие. Выполняя предписанные обязанности, отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на себя греха» Б.Г. 18.47
Бхагават Гита
Бхагавад Гита, Глава 3, Стих 35. Все переводы на русский язык
35. Лучше плохо свершать свою дхарму,
чем в чужой преуспеть, Арджуна
путь другого, Партха, опасен,
смерть принять на своем пути — благо
— эти строки из стихотворного перевода «Бхагавад Гиты» В. С. Семенцова [1].
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе С. М. Неаполитанского [2]:
35. Лучше исполнять свои обязанности даже несовершенно, чем чужие обязанности в совершенстве. Лучше умереть, выполняя свой долг, чужой путь опасен.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе Парамахансы Йогананды и с англ. на руский А. Л. Кудлая [4]:
Исполнение своего собственного долга (свадхарма), пусть даже и посредственное, предпочтительнее чем исполнение чужих обязанностей, хотя бы и отличное. Лучше умереть в свадхарме; парадхарма полна страха и опасности.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе с санскрита Д. Бурбы [6]:
Лучше своя дхарма, [даже] несовершенная, чем хорошо исполненная чужая. Лучше гибель в своей дхарме — чужая дхарма опасна.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе с санскрита Бхактиведанты Нараяны Махараджа [9]:
Гораздо лучше следовать своей сва-дхарме, пусть даже несовершенным образом, чем в совершенстве исполнять чужие обязанности. Лучше умереть, исполняя свой собственный долг (предписанный системой варнашрамы), чем браться за исполнение чужого, ибо идти чужим путём опасно.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе с английского и санскрита А. Каменской и И. Манциарли [10]:
35. Собственный долг, даже самый скромный, лучше хорошо исполненного чужого долга. Лучше умереть, исполняя свою собственную дхарму, чужая дхарма полна опасности.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в стихотворном переводе В. И. Тихвинского и Ю. М. Густякова [11]:
35. Не будет в деянье ни смысла, ни толка,
Когда своего ты не выполнишь долга.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе О. Н. Ерченкова [12]:
Лучше свою дхарму несовершенно исполнять, чем чужую в совершенстве. Приверженность своей дхарме лучше, чужая дхарма опасна.
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в ритмический переводе С. Липкина с подстрочника под ред. В. Тихвинского [13]:
35. Исполнить, – пусть плохо, – свой долг самолично,
Важней, чем исполнить чужой сверхотлично.
Погибнуть, свой долг исполняя, – прекрасно,
А долгу чужому служенье – опасно!”
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе Владимира Антонова [14]:
3:35. Исполнение собственных обязанностей, пусть даже самых скромных, — лучше исполнения чужих, пусть даже самых высоких. Лучше закончить воплощение, исполняя свою собственную дхарму: чужая дхарма полна опасности!
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе на русский Александра Очаповского [16]:
35. Лучше выполнять свою собственную дхарму (призвание), пусть не столь совершенным образом, чем в совершенстве выполнять дхарму кого-то другого. Лучше даже умереть в своей дхарме, нежели в чужой, которая вызывает сильный страх».
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе А. П. Казначеевой [17]:
Арджуна.
35. Но что, о Кришна, смертныхъ побуждаетъ
Къ дѣламъ грѣховнымъ, злу и преступленьямъ.
Какъ будто бы таинственная сила
Туда влечетъ ихъ противъ ихъ желанья?
Стих 3.35 «Бхагавад Гиты» в переводе с санскрита А. А. Петрова [18]:
35. Собственная религія человѣка, хотя бы и противная, лучше чужой вѣры (вѣры другова), какъ бы хорошо оной ни слѣдовать. Благо умереть въ собственной своей вѣрѣ; ибо чужая вѣра раждаетъ страхъ.
Существуют также очень интересные и полезные предисловия и комментарии авторов этих переводов Бхагавад-гиты, с которыми можно познакомиться, обратившись к источникам, указанным ниже. Их приобретение окажется бесценным вкладом в домашнюю библиотеку каждого, кто интересуется восточной философией и идёт по пути саморазвития.
Список использованной литературы:
Бхагавад-Гита. Глава 3
3.1. Арджуна сказал: Кришна, Ты утверждаешь, что внутренняя деятельность
лучше внешней. Тогда почему Ты велишь мне участвовать в войне?
3.2. Разве Ты не противоречишь себе? С одной стороны,, с другой Ты призываешь
3.3. Всевышний ответил: Я объяснил тебе двва способа освобождения от рабства
внутрь. Но поскольку и тот, и другой способы даруют свободу от иллюзий и ведут
3.4. Не совершая предписанной деятельности, нельзя обрести знания, ведущего к
свободе. Если отказаться от действий, но в мыслях желать плодов действий, ты не
3.5. Невозможно перестать действовать даже на мгновение. Живое существо
действовать. находясь под влиянием трёх состояний иллюзии. Поэтому для
замутнённого сознания предписаны очистительные действия.
3.6.Глупец и лицемер тот, кто ограничивает деятельность рук и ног, а сам
размышляет об объектах чувств.
3.7. Мирянин, умом обуздавший чувства и не привязанный к плодам труда,
гораздо выше лицемера, отказавшегося от деятельности. С помощью предписанной
деятельности можно освободиться из рабства иллюзии: этот путь называется
3.8. Выполняй предписанный долг. Бездействуя, невозможно поддерживать себя,
поэтому лучше неумело выполнять свои обязанности, чем не выпонять их вовсе.
Если человек будет верен долгу, но не ради плодов труда, его сердце
постепенно от корысти, и он порвёт связи с материальным миром. А когда он
превзойдёт состояние непривязанности и свободы, Всевышний призовёт его в мир
3.9. Деятельность, совершаемая не ради себя, а ради Всевышнего, называется
жертвоприношением. Любая другая деятельность, с какой бы целью она ни
совершалась, привязывает к миру рождения и смерти. Не вожделей к плодам труда.
а исполняй долг как жертвоприношение. Бескорыстная деятельность ведёт к
преданности. Когда Всевышний откроется тебе, ты обретёшь чистую, ни с чем не
смешанную преданность Ему.
3.10. На заре творения Брахма создал обитателей вселенной и велел им
совершать жертвоприношения:»Пусть священные жертвоприношения будут для вас
убежищем. Совершая их, вы будете богатеть и процветать. Жертвуя, вы исполните
3.11. Жертвоприношениями добивайтесь благосклонности богов, и он и,
довольные вами, обеспечат вам успех во всех начинаниях. Взаимное расположение
поможет вам пользоваться благами мира».
твои потребности, если будут довольны жертвоприношениями. С Моего ведома они
пошлют тебе дождь, солнце и всё, что необходимо для обильного производства
пищи. Кто наслаждается дарами природы, не предлагая их богам,, совершает
3.13. Принимая в пищу остатки пяти жертвоприношений вселенским богам,
праведная душа искупает пять грехов насилия по отношению к другим живым
существам. Скупцы, вкушающие дары природы только для своего удовлетворения,
приобщаются к греху.
3.14. Живые существа растут от пищи, пища растёт от дождя. Дождь происходит
от жертвоприношения. а жервоприношения происходит от действия.
3.15. Действие рождается из Вед, а Веды происходят из Акшары, Безупречного
и Непогрешимого. Вездесущий стоит за всеми жертвоприношениями.
3.16. Если живое существо, на какой бы ступени знания или деятельности оно
не находилось, нарушает этот порядок, установленный Самим Всевышним, оно,
несомненно,,ведёт греховную жизнь.
3.17. Но тот, кто черпает счастье и радость внутри себя и полностью
удовлетворен, освобождается от обязанностей, определенных священными писаниями. Он трудится, чтобы обеспечить тело самым необходимым.
3.18. Кто мыслит себя частью мира сознания и живет внутри мира сознания,
тот во внешнем мире не обретает благочестия, исполняя долг, и не навлекает
на себя грех, пренебрегая долгом. В удовлетворении личных потребностей он не
зависит ни от кого: ни от небожителей, ни от примитивных существ.
3.19. Итак, не привязывайся в мыслях к плодам труда, а исполняй предписанный
тебе долг как данность. Действуя непрерывно, без вожделения к плодам, ты
приобретёшь свободу. Но истинно свободен лишь тот, кто безусловно предан
Абсолютной Истине, Всевышнему и трудится бескорыстно ради Него.
3.20. Царь Джанака и многие мудрые люди исполнением долга достигли
совершенной свободы. Поэтому исполняй свой долг. хотя бы в назидание остальным.
3.21. Обычные люди склонны подражать великим. Любое мнение великого он и
принимают как истину.
3.22. Мне не к чему стремиться, ибо всё принадлежит Мне. Я, Владыка всего
сущего, не связан долгом, но даже Я действую.
3.23. Если Я перестану действовать. люди, последовав за Мной, откажутся
исполнять свой долг.
3.24. Если Я пренебрегу долгом, то, следуя Моему примеру. люди откажутся от
своих обязанностей и погубят себя.Из-за Меня в обществе воцарится смута, на
свет появятся нечестивцы. Я буду повинен в том, что испортил целые поколения.
3.25. О Арджуна! Мудрый, чей разум обращен внутрь. должен действовать
хотя бы для того,чтобы научить других действовать бескорыстно.
3.26. Приверженцы пути самопознания (гьяна-йоги) не должны смущать умы
невежественных, привязанных к мирским удовольствиям людей назиданиями вроде:
» Оставьте свой долг! Будьте свободны!» Напротив. мудрый действует во исполнение
долга
, но не привязывается к плодам труда. Так он вовлекает в благую деятельность
3.27. На самом деле вся деятельность осуществляется ( органами чувств,
приводимыми в движение) материей в её трёх состояниях. Но тот. кто не отличает
себя от материи ( себя настоящего от себя кажущегося), наивно думает:» Я совершил этот поступок».
3.28. О сильнорукий Арджуна, кто знает, что материя существует в трёх
состояниях: умиротворения, возбуждения и помрачения, что у каждого состояния
есть своя движущая сила, а органы чувств и объекты чувств относятся к разным
состояниям материи, тот не считает себя действующим. Он понимает, что любой орган
чувств ( ухо, кожа, глаз, язык и нос) управляется высшей силой и просто занят
поиском своего объекта ( звука, поверхности,образа, вкуса и запаха).
3.29. Сознание, попавшее под влияние иллюзии напоминает одержимого. Оно
теряет рассудительность и пристращается к чувственным удовольствиям. Мудрый не
должен смущать невежественных людей философскими истинами об отречении и
свободе. Пусть они занимаются деятельностью, на не привязываются к её плодам,
поскольку деятельность без привязанности делает человека свободным.
3.30. Посвяти всю деятельность Мне сознавая, что всеми поступками управляет
извечный Господь. В таком сознании ты избавишься от чувства собственности и
3.31. В ком живёт вера в Мои слова, кто не завидует Мне и действует бескорыстно ради Меня (карма-йога), тот не связан ответственностью за свои
действия, хотя и продолжает действовать.
3.32. Но кто завидует Мне и не прислушивается к Моим словам, тот безумен.
Такое живое существо пребывает в невежестве и обречено на гибель.
3.33. Даже мудрый не в силах совладать с врожденными пороками и поступает, как велит ему природа. Кто не прислушивается ко Мне, тот становится рабом
дурных наклонностей. Он не боится ни законов религии, ни законов общества.
3.34. О Арджуна, хотя органы чувств тянутся к своим объектам и увлекают тебя,
3.35. Лучше исполнять свой долг несовершенно, чем чужой безупречно. Знай,
Чистая преданность АДХОКШАДЖЕ ( Господу, нелоступному для чувственного
кажется неблаговидным, он лучне любого «доброго» или нравственного с
материальной точки зрения поступка, поскольку любая материальная деятельность
совершается под влиянием помрачения, возбуждения или просветления. Чистую
преданность можно обрести только в обществе истинных святых. Чистая преданность-
высшее достояние живого существа. Чистую преданность не в силах забрать даже
смерть. Поскольку мирские » добрые» поступки делаются ради кого угодно, кроме
Всевышнего, они ведут лишь к страху смерти.
природой. А кто противится собственной природе, тот оказывается в иллюзии. В иллюзии сознание мнит себя частью материи и отождествляет себя с внешней
оболочкой.. Находясь в мире внешних объектов, оно испытывает страх за своё
тело, семью, друзей, имущество и т.п. Поэтому разумный, осознав бренность
окружающего мира, предается Вечному Господу и служит гуру, возлюбленному слуге
Всевышнего, понимая, что слуга Всевышнего не отличен от своего Господина.»
(Шримад- Бхагаватам 11.2.37.)
3.36. Арджуна спросил: О Кришна, что заставляет живое существо совершать грех
даже против собственной воли?
3.37. Всевышний ответил: Совершать грех заставляет похоть. Она вызывает
желание наслаждать чувства. Если это не получается, она превращается в гнев.
Похоть ненасытна и губительна. В этом мире нет ничего опасней похрти.
3.38. Как огонь слегка скрыт дымом. как зеркало покрыто полупрозрачным
слоем пыли, как плод полностью сокрыт в утробе матери, так сознание живого
существа бывает покрыто похотью разной плотности в зависимости от трёх
врага по имени похоть. Лишив живое существо разума, похоть поражает его ум и
чувства, а затем низвергает в трясину грубой материи.
3.41. Поэтому. о благородный Бхарата, сначала обуздай чувства. тогда сможешь
3.42. Мудрые говорят: над неодушевленными предметами ( объектами чувств) стоят чувства, над чувствами стоит ум, над умом стоит разум ( способность
рассуждать(. Над разумом стоит сознание, твое вечное и подлинное » я».
3.43. Поэтому, доблестный воин, чтобы одолеть похоть, ты должен начать
с себя. Найли в себе разум, с помощью его умиротвори ум, с помощбю ума
обуздай чувства, и тогда объекты чувств не будут представлять для тебя опасности.
Лучше исполнять свои обязанности несовершенно чем чужие
Хотя «Бхагавад-гита» издается и читается как самостоятельное произведение, изначально она является частью «Махабхараты», древнего эпоса, написанного на санскрите. «Махабхарата» повествует о событиях, предшествовавших наступлению века Кали, эпохи, в которую мы живем. Эта эпоха началась около пяти тысяч лет назад, в тот самый момент, когда Господь Кришна поведал «Бхагавад-гиту» Своему другу и почитателю Арджуне.
Их беседа, представляющая собой один из величайших философских и религиозных диалогов в истории человечества, состоялась перед началом первого сражения в великой братоубийственной войне между сотней сыновей Дхритараштры с одной стороны и их двоюродными братьями, Пандавами, сыновьями Панду, — с другой.
Два брата, Дхритараштра и Панду, принадлежали к династии Куру, основанной царем Бхаратой, который некогда правил всей землей. От его имени возникло название «Махабхарата» («Великая история потомков Бхараты»). Поскольку Дхритараштра, старший из двух братьев, родился слепым, царский трон, уготованный ему, перешел к младшему брату, Панду.
Случилось так, что Панду умер молодым, и его пятеро сыновей — Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева — остались на попечении Дхритараштры, который после смерти брата временно занял престол. Поэтому сыновья Дхритараштры и сыновья Панду росли и воспитывались вместе при царском дворе. И тех, и других обучал военному искусству многоопытный Дрона и наставлял почитаемый всеми старейшина клана, «дед» Бхишма.
Однако сыновья Дхритараштры, в особенности старший из них, Дурьйодхана, ненавидели Пандавов и завидовали им. А слепой и слабовольный Дхритараштра хотел, чтобы его собственные дети, а не сыновья Панду, унаследовали царский престол.
Господь Кришна был не обыкновенным человеком, а Самим Верховным Господом, который воплотился на земле в образе царевича одного из царских родов того времени.
Играя роль царевича рода Яду, Он приходился племянником жене Панду, Кунти, или Притхе, матери братьев-Пандавов. Поэтому и как родственник, и как вечный защитник религии, Кришна покровительствовал добродетельным сыновьям Панду и всегда их защищал.
В конце концов коварный Дурьйодхана вынудил Пандавов сыграть партию в кости. Во время рокового поединка Дурьйодхана и его братья выиграли Драупади, добродетельную и верную жену Пандавов, и, издеваясь над ней, попытались раздеть ее на глазах у всех собравшихся царей и царевичей. Благодаря божественному заступничеству Кришны Драупади была спасена, однако Кауравы, ведя нечестную игру, обманом лишили Пандавов царства и вынудили их провести 13 лет в изгнании.
Возвратившись из ссылки, Пандавы потребовали у Дурьйодханы вернуть по праву принадлежавшее им царство, но тот наотрез отказался. Будучи кшатриями, Пандавы должны были править и таким образом служить обществу, поэтому они сократили свое требование и попросили отдать им хотя бы 5 деревень. Но Дурьйодхана дерзко ответил, что не уступит им и клочка земли, куда можно было бы воткнуть иголку.
До этого момента Пандавы терпеливо сносили все оскорбления, однако после такого отказа у них не оставалось другого выхода, кроме войны. И тем не менее, когда все цари мира разделились, встав на сторону сыновей Дхритараштры или примкнув к Пандавам, Кришна Сам выступил в роли посланника Пандавов и отправился ко двору Дхритараштры с миссией мира. Однако Его призывы не были услышаны, и тогда окончательно стало ясно, что войны не избежать.
Добродетельные и благочестивые Пандавы, в отличие от сыновей Дхритараштры, признавали Кришну Верховной Личностью Бога. И все же Кришна согласился участвовать в битве, считаясь с желанием каждой из враждующих сторон. Он предложил обеим сторонам выбор: будучи Богом, Он не станет сражаться лично, но противники по желанию могут получить либо армию Кришны, либо Его Самого в качестве советника и помощника. Дурьйодхана, которого считали хорошим политиком, с радостью выбрал армию Кришны, а Пандавы столь же уверенно выбрали Самого Кришну.
Так Кришна стал колесничим Арджуны и взял в Свои руки бразды легендарной колесницы великого лучника. Это подводит нас к тому моменту, с которого начинается «Бхагавад-гита»: две армии стоят друг против друга, готовые к сражению, и Дхритараштра с волнением вопрошает своего секретаря Санджаю: «Что они стали делать, собравшись на поле боя?»
Итак, участники событий расставлены по местам. Нам осталось сказать лишь несколько слов о настоящем переводе «Гиты» и комментариях к нему. До сих пор все переводчики «Бхагавад-гиты» на английский действовали по одной схеме. Они отодвигали в сторону Кришну, освобождая место для изложения собственных взглядов и философских представлений. Содержание «Махабхараты» было принято считать набором увлекательных мифов, а Кришна был в глазах толкователей «Бхагавад-гиты» вымышленной фигурой, литературным приемом для изложении идей некого безымянного гения или, в лучшем случае, второстепенным историческим персонажем.
Однако личность Кришны является одновременно целью и смыслом «Бхагавад-гиты», если судить по тому, что говорит сама «Гита». Поэтому данный перевод, равно как и сопровождающие его комментарии, ставят своей целью привести читателя к Кришне, а не увести его в сторону. Этим «Бхагавад-гита как она есть» отличается от всех прочих переложений «Бхагавад-гиты». Уникальным в данном издании является также и то, что такой подход делает «Бхагавад-гиту» до конца последовательным и понятным произведением. Всего за несколько лет с момента выхода в свет первого издания «Бхагавад-гита как она есть» стала наиболее популярным переводом «Гиты» и получила широкое признание. Поскольку Кришна является и рассказчиком «Гиты», и ее конечной целью, «Бхагавад-гита как она есть», бесспорно, представляет эту великую книгу мудрости в истинном свете.
Тот, кто верен своему долгу, не совершает греха и, следовательно, он свободен от ответственности за свои поступки.
Если человек находится под властью качеств материальной природы, он должен следовать правилам, предписанным для его конкретного положения, а не подражать другим.
Кшатрии лучше быть побеждённым, следуя принципу применения силы, чем подражать брахману, который следует принципам неприменения таковой.
В сфере коммерческой деятельности торговцу также иной раз приходится прибегать ко лжи ради получения прибыли. Если он не будет так делать, то может не получить дохода. Иногда от продавца можно услышать такие слова: «Дорогой покупатель, на вас я не наживаюсь», однако, вам ясно, что, не имея прибыли, торговец не смог бы существовать. Поэтому такой поступок с его стороны следует рассматривать просто как хитрость. Тем не менее, торговец не должен считать, что раз профессия принуждает его ко лжи, то следует отказаться от неё и исполнять обязанности философа или богослова. Даже брахманы, совершающие различные жертвенные обряды, должны иной раз убивать животных, так как эти обряды требуют принесения животных в жертву.
Одно из правил состоит в том, чтобы из всех полезных деятельностей, стоящих на пути человека, он выбрал ту деятельность, которая соответствует его способностям.
Результатом такого недостатка понимания является всегда ненормальный порядок вещей, при котором один находится в вечном напряжении, перегруженный делом, половину которого он не имеет времени докончить, а другой тут же лениво бездействует, остаётся с пустыми руками только потому, что другой делает вашу работу сам.
Это не есть то действие, которое предъявляется нам как «долг», ибо от Господа и время, и всё остальное. Следовательно, и те ограничения, которые ставятся нам временем, воздвигнуты для каждого из нас самим Господом. Если у вас нет времени сделать какое-нибудь дело хорошо и до конца, будьте уверены, что Господь найдёт для Себя других деятелей, другие руки, ибо сказано: » Всюду имея руки и ноги, глаза, головы и уста, всеведущее То пребывает в мире, объемля всё».
Чрезмерная деятельность не есть истинный путь действия, это есть мирской путь. Урок этот, нужно признаться, нелегкий для человека деятельного, ибо в числе его свойств находится и способность к труду. Эта способность и заставляет его часто забывать как о времени, так и о собственных силах.
Мне слишком хорошо известна трудность урока по собственному опыту. Множество задач, окружающих меня, поднимают свои головы и кричат: «Сделай меня, обрати на меня внимание!» Но их намного больше, чем я могу сделать, и, когда я пробовал браться за всё, я не успевал, у меня было такое чувство, что я ничего не делаю вполне хорошо. И тогда я понял, что Господь обойдётся отлично и без меня и что Он не может зависеть от одной определённой личности, в которой, в конце концов, действует всё же Он, а не я, и что у Него много слуг, через которых Он может действовать. Я понял, что делать нужно только то, что можешь делать хорошо, а остальное предоставить другим. Это и есть путь Мудрости в действии. И я всегда убеждался, что, если приходилось оставлять недоделанным то, что за недостатком времени не являлось мои долгом, всегда находились другие, делавшие то же самое дело до конца, таким образом, вся задача во всей полноте, выполнялась лучше, чем когда одна личность стремится завладеть всем делом для себя одной.
Каким же образом усваивается этот урок деятельности человеком? Он усваивается, когда уясняется следующая истина: «Не я совершаю всё это».
Я не действую. Вот что означает бездействие в действии. Подобно своему Господу, он пребывает над качествами, заставляя их работать. Он взирает, и, когда он поймёт, что «не он действующий», тогда все праведные действия начинают совершаться по его воле и всё двигается беспрепятственно к назначенной цели.
Те, кто поглощён материальной деятельностью и привязан к чувственным наслаждениям, обязательно должны совершать жертвоприношения, иначе они запутаются в последствиях своей деятельности.
Йоги, оставляя привязанность, действуют телом, умом, разумом и даже чувствами, лишь с целью очищения.