Лучше молчать чем зло говорить
Древнерусские сборники афоризмов
«ИЗ ПЧЕЛЫ»
Луче малое имание с правдою, нежели мъногое богатъство бес правды.
(Лучше малое имущество, добытое правдой, чем многое богатство – без правды).
Не остави друга древняго, новы ибо не будеть ему подобен.
(Не покидай старого друга, ведь новый не будет похож на него).
Истиннаго друга в напастях не бойся.
(Истинного друга в напастях не бойся).
Муж обличаяи луче есть ласкающаго.
(Муж обличающий лучше льстящего).
Всем угодите люто есть.
(Всем угождать – зло).
Иже хощет над инем княжити, да учится первие сам собою владети.
(Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собой).
Женитися хотя, въпрашаи сусед, тожь ся жени.
(Желая жениться, расспроси соседей, а потом женись).
Луче молчати, негли зле глаголати.
(Лучше молчать, чем зло говорить).
Луче сбирати ум, негли богатьство лукаво.
(Лучше ум копить, чем богатство лукавое).
«Вещати умеют мнози, а разумети не вси.
(Рассуждать умеют многие, а понимать – не все).
Мнози суть у добра житья друзи, а не у беды.
(Много друзей при хорошей жизни, а не в несчастье).
ИЗ «ИЗРЕЧЕНИЙ ИСИХИЯ И ВАРНАВЫ»
Бегай похвалы, срамляй же ся укоризны.
( Сторонись похвалы, стыдись же укора).
Луче есть в утлеи лодъи ездити, нежели зле жене Таины поведати: она бо точию тело потопить, а си всю жизнь погубить.
(Лучше в дырявой лодке плыть, чем злой жене сказать тайну: ведь та только тело потопит,
а эта всю жизнь погубит).
Въсякаго дела конъцъ пред началом распытаи.
(Конец каждого дела обдумай перед началом).
Ни волк волка, ни змия змии не губитъ, но человек человека погубляеть.
(Ни волк волка, ни змея змею не губит, а человек человека погубит).
ИЗ «ПОВЕСТИ ОБ АКИРЕ ПРЕМУДРОМ».
У не есть со умным камень двигнути, неже с безумъемъ вино питии.
(Лучше с умным камень поднимать, чем с глупым вино пить).
Не буди сладок без меры, егда когда пожрутъ тя, не буди без меры горек да не отбежить от тебе друг твои.
(Не будь сладок без меры, иначе тебя съедят, но и не будь горьким без меры, чтобы не покинул тебя друг твой).
У не есть слеп очима, неже слеп сердцем.
(Лучше слепые глаза, чем слепое сердце).
У не есть един врабъи, иже в руце держиши, негли тысяща птичя, летяща по аеру.
(Лучше один воробей, которого держишь в руке, чем тысяча птиц, летящих по воздуху).
ИЗ «ИПАТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ»
Не идёт место к голове, но голова к месту (1151г.).
(Не место украшает человека, а человек место).
Бог бо когда хочетъ показните человека, отиметъ у него ум (1172г.).
(Когда бог хочет наказать человека, то лишает его разума).
Луче есть на своей земле костью лечи, и нежели на чюже славну бытии (1201г.).
(Лучше на родине костями лечь, чем на чужбине быть в почетё).
Един камень много горнъцев избивает (1217г.).
(Один камень много горшков перебьёт)
Война без падших мёртвых не бывает (1254г.)
(Война без мёртвых не бывает).
ИЗ «ЛАВРЕНТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ»
Брань славна луче есть мира студна (1186г.).
(Лучше добрая война, чем худой мир).
Идее же закон, ту и обид много (1175г.).
(Где закон, там и обид много).
Существует учения в христианстве о том, что «молчание-золото»……
И если творящие зло нЕ осознАют его и нЕ покаются (перед Господом и людьми) в своих безрассудных словах и поступках (в т.ч и по причине того, что никто их в этом зле нЕ обличит, нЕ поможет осознать, нЕ направит их к истинному Свету),
ТО
в результате они погибнут смертью вечной..
а их (нЕ остановленное никем зло) породит ещё много новых бед.
Посмотрим, чтО говорит Библия по поводу «НЕмолчания».. –
От Иоанна 18 гл:
«22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?»
Как видим, Христос ответил своему «обидчику» (А НЕ промолчал) с достоинством и уверенностью в тОМ, что «обидчик» НЕ ПРАВ!
Христос (сам Господь Бог) в данном случае НЕ стал молчать и дал нам пример того, что НЕ Стоит и нам молчать, когда кто-то обращается с нами противозаконно и нагло….НО необходимо обличить такого человека и дать ему понять со всей очевидностью, что он – НЕ прав!
От Матфея 18 гл, Христос:
«15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.»
Исаия 59 гл:
«4 Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство;
15 И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда.»
——————————————————-
Библия. Исаия 1 гл:
«17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову…»
Притч.19,25:
«Если ты накажешь кощунника, то и простый сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймёт наставление.»
————————————————
Библия. Деяния 3 гл:
«2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбелённая! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.»
————————————————-
Деяния 16 гл:
«35 Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей.
36 Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром.
37 Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.
38 Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане.»
——————————————————-
Библия. 2 Тимофею 4 гл:
«1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё»
——————————————————
ПоЭтому, несмотря на ТО, что в Библии есть много мест Писания, учащие тому, чтобы человек сдерживал свои уста..был НЕ многословен, следил за своей речью, нЕ гневался напрасно и нЕ исторагал из своих уст грязное слово, раздражение, недовольство…—
ЭТИ места Писания говорят О ДРУГОМ – а именно о ГРЕХОВНОМ ЯЗЫКЕ..—
о речах пагубных, злых, нЕдобрых, льстивых, коварных, подлых, жестоких, лукавых..— О тех речах, которые наносят врЕд душе человека пагубностью и развращённостью ума тЕх, из уст которых исходят подобные речи
—-
Евангелие от Луки 6 гл:
«45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.»
————————————————
ПОЭТОМУ, как видим, Бог учит НЕ молчанию, а ПРАВЕДНЫМ речам!
И хотя в их душе может кипеть обида..или они почувствуют горечь, угнетение, унижение.
они «проглатывают» в себя эти чувства ПОДАВЛЕНИЯ в них человеческого достоинства..и с каждым разом они всё больше «закрываются» и ожесточаются своими сердцами, теряют способность к дерзновению (смелости) – отстаивать правду и истину….
нО могут при этом думать, что они просто смиренны…
Однако, этот процесс называется НЕ смирением, а САМОуничижением..и это разные понятия..
Притчи 17 – 28:
«И глупец, когда молчит, может ПОКАЗАТЬСЯ мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.»
—————————————
В собраниях верующих можно нередко услышать подобные проповеди – о том, чтобы человек, к которому обращены злые речи, неправедное осуждение или поклёп, в ответ молчал и прощал заранее противника, нЕ принимая в своё сердце это зло..а врага просто благословлял и прощал..
Такие учителя приводят в пример и различные притчи, взятые из иных религий,
в т. ч и буддистской..
например, одна из них учит противника воспринимать как мервеца…мол, если мертвец тебе скажет злое, станешь ли ты ему отвечать, ведь он – мертвец и ничего нЕ услышит.. да и тебе, мол, чтО за дело дО мертвеца?
Однако, буддизм (как и иные религии ) нЕ Истинны..это мёртвые религии, служащие сатане..
И в этой притче допущена ложь…ибо каждый, кто изрыгает и творит зло на земле – (хоть его и можно назвать духовно- мёртвым),
однако он ещё творит зло вокруг себя..творит ад в своей душе и вокруг себя..
и если ему давать право на вседозволенность, тогда ад быстро проглотит всех, кто войдёт в него своим «ложным смирением»..
Слово Божье учит ПРОТИВОСТОЯТЬ ЛЖИ! Обличать зло..обличать злых делателей.. вступаться за неправедно злословимых и обижаемых. за детей и вдов, которых злословят тЕ, кто их презирает и унижает…
Так же христиане могут подавать свой голос (обращая его к злоумышленнику) и тогда, когда видят (например, на работе), что нарушаются права работника, закреплённые законодательством..
когда начальник использует труд работника в корыстных целях, нЕ выплачивая вовремя (или вообще) зарплату..
или превышая часы работы…
или заставляя исполнять работу (сверх обязательной), которая нЕ соответствует технике безопасности или моральным ценностям..
Т.е нЕ быть «быдлом», которым могут управлять слуги сатаны тАК, как им взбредёт в голову..НО обличая и вскрывая ложь и беззаконие тЕХ, кто живёт БЕЗ Бога..
И в этом случае они, конечно же, должны «призвать» на помощь Господа, ибо ОН – ЗАЩИТНИК угнетённых и гонимых – особенно когда они верят в Него и опираются на Него, а нЕ на себя или других людей!
я говорю о суде (суждении) ПРАВЕДНОМ (А нЕ по страстям человеческим).
Ибо в мире мирском очень многие творят свои неправды ( и зло) именно при помощи своих бесовских речей и поступков..
Евангелие от Иоанна 7 гл, Христос:
«24. Не судите по наружности, но судите судом праведным»
А чтобы «судить судом праведным», необходимо быть «рождённым свыше» и имеющим Водительство Духа Святого…
Конечно, все люди мира в той или иной мере имеют совесть и «чувство справедливости», «чувство собственного достоинства»..ибо человек создан по образу Божьему, и поэтому он чувствует (в той или иной мере) в себе природу Божью… природу истинной справедливости и добра..
Поэтому многие люди НЕ молчат, когда их обижают и злословят и когда они видят какое-то зло вокруг себя. они отвечают и говорят..…—
но их ответы чаще всего являются подобными злым делателям – т.е такие же злые, сквернословные, страстные…НЕ являющие Правды Божьей..
———- Происходит обычная перепалка, перерастающая порой в драку или даже убийство..
Научиться молчать
Почему Арсений Великий говорил о том, что нередко раскаивался в сказанном, но никогда не сожалел о молчании? Возможно, он вспоминал при этом о годах, проведенных в столице, в ее блеске, в ее «высшем свете», в котором света на самом деле так мало и так много самой настоящей тьмы – мало правды и много лживых, льстивых, неискренних речей. Возможно, ему на ум приходили ситуации, когда его собственные слова, произнесенные под влиянием определенных обстоятельств и чувств, спустя какое-то время оказывались не соответствующими действительности, что не могло не уязвлять его чистую душу. Возможно, когда-то ему случалось давать кому-либо не очень удачные советы, и впоследствии он об этом скорбел… Но всё это относилось к прежней – многозаботливой, многопопечительной, наполненной суетой жизни, а уж никак, кажется, не к тому преподобническому житию, которое проводил он в пустыне.
Почему это «раскаяние в сказанном» оставалось для подвижника по-прежнему живым и сильным? Отчего он, безмолвник, напоминал об опасности, которую таит в себе наш собственный язык, – другим и наравне с ними себе самому? Или даже в первую очередь – себе самому?
Когда мы говорим безудержно и беспорядочно, нам очень трудно уследить за всем, что взошло откуда-то из недр нашего сердца на язык, покрутилось на нем да и сорвалось с него. Мы чувствуем вечером опустошенность, усталость, какую-то неясную тяжесть на душе и относим всё это к впечатлениям прошедшего дня, к его обстоятельствам – иногда непростым, иногда прямо искусительным. Но нам часто невдомек, что в значительной степени усталостью и опустошенностью этими обязаны мы самим себе – тому, что и как мы говорили, тому, насколько невнимательными мы были по отношению к «исходящему из уст».
Это кажется нам настолько естественным, настолько привычным – общаться, поддерживать разговор, беседовать… Это представляется нам чем-то совершенно необходимым, видится неотъемлемой частью нашей жизни, пребывания в сообществе с другими людьми. И, пожалуй, именно так это и есть. Но редко, редко кто отдает себе отчет в том, что каждый раз, прежде чем произнести то или иное слово, необходимо хотя бы немного поразмыслить, взвесить его на весах своего сердца, понять, будет ли сказанное правдой или окажется ложью, принесет оно кому-то пользу или навредит, доброе оно или злое. Мы чаще всего говорим просто потому, что захотели что-то сказать, повинуясь внутреннему импульсу, не проанализировав его, не оценив – прежде всего с точки зрения евангельской.
«От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37) – это предупреждение зачастую кажется нам иносказанием: что такое слово, важны дела! Но Господь – не мы. И если что-то сказано Им, то сказанное – истина.
Произносимое нами оказывает колоссальное влияние на нас, во многом нас формирует
Есть огромная, теснейшая связь между тем, что мы говорим, и нами самими. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» – не только в жизни, судьбе других людей, но и, прежде всего, в нашей собственной. Произносимое нами оказывает колоссальное влияние на нас, во многом нас формирует – неким вторичным, но очень действенным образом. И либо мы управляем своим словом, сознательно и ответственно относясь к нему, либо оно управляет нами.
То, что мы говорим, всегда так или иначе проявляет какую-то часть содержания нашей жизни, нашего сердца, нас самих – в том числе и сказанное «случайно», между делом, без рассуждения и осмысления. Проявляет, а вслед за тем закрепляет, взращивает это содержание в нас, и горе нам, если закрепляемое и взращиваемое – не лучшее из того, что вообще может быть в человеке. Оттого-то и образуется это единство произносимого и жизни человека, даже в том случае, если он лжет.
Можно снова вспомнить преподобного Антония Великого: «Бог хранит тебя до тех пор, пока ты хранишь уста свои». То есть хранимы мы до тех пор, пока готовы созидать, пока внимательны к себе, пока продолжается внутренняя работа, и не хранимы – когда начинаем сами свое внутреннее разорять, перестаем следить за тем, что рождается в сердце и исходит потом из уст. Потому что близок Бог к боящимся Его, и далеки от Него те, кто говорит необдуманно, бесстрашно и много.
Уста точно двери дома: если они часто открываются, то тепло из дома уходит
Много говорить небезопасно ведь не только оттого, что внимание трудно сохранять и посему «во многословии не избежишь греха» (Притч. 10: 19). Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк объясняют своему ученику, впоследствии известному всему христианскому миру наставнику аскетической жизни, в то время еще не авве, а просто Дорофею: «Ты так много говоришь только потому, что не познал еще, какой это приносит вред». Какой? Помимо выше приведенного объяснения из Священного Писания отцы дают объяснение свое, не менее, пожалуй, убедительное: уста точно двери дома: если они часто открываются, то тепло из дома уходит.
Тепло… Это то самое тепло, радующее наше сердце и сообщающее жизни ощущение ее подлинности, которое мы испытываем, хорошо помолившись, умилившись сердцем при чтении святоотеческих книг или же во время богослужения, когда поемое и читаемое особенно сильно трогает душу. То, которое мы так быстро теряем и даже не замечаем – как и почему. Были бы внимательнее, замечали бы: теряем сразу же, как только начинаем много и «неосторожно» говорить, причем не только о вещах суетных и пустых, но и о вещах душеполезных – просто много. Были бы внимательнее – многое бы и помимо того замечали…
…Очень важно – понять эту огромную внутреннюю связь, связь между тем, что пребывает внутри нас, и тем, что исходит вовне. Понять, насколько одно влияет на другое. Насколько зависит наше слово от нашей жизни и жизнь – от нашего слова. Потому, опять же, за каждое слово праздное, то есть лишнее, и дадим мы ответ на Суде (см.: Мф. 12: 36). Если лишним, ненужным было оно, то лишнее и ненужное взрастило и укрепило оно в нас, вытеснив из нашего сердца то, что было жизненно необходимо, не оставив для него достаточно места. Если, хуже того, злым, гнилым оно было, то умножило и утвердило оно в нас злобу и гниль. Как же научиться оценивать то, что ты хочешь сказать прежде, чем вырвется оно на волю. Как овладеть искусством взвешивать слова на весах своей совести. Как же это трудно…
Лишь в молчании рождается это дивное умение: понимать самого себя, свои мысли и свои слова
И как же хорошо понимал это тот, кто часто сожалел о сказанном и никогда не раскаивался в молчании! Потому что лишь в молчании рождается это дивное умение: понимать самого себя, свои мысли и свои слова. Парадоксально, но так.
И потому – еще парадоксальней: чтобы научиться правильно говорить, обязательно нужно научиться молчать.
Пословицы и поговорки о молчании
Тема сборника — Пословицы и поговорки о молчании:
Доброе молчание — чем не ответ?
Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
Молча отмолчишься, как в саду отсидишься.
Не бойся собаки брехливой, a бойся молчаливой.
Чан мяса, да вкусу нет. Про харчи ныне молчи.
Соблазн велик — и совесть молчит.
Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.
Не спорь, молчи: рассердишь — круче перевру.
Не говори, что сыт, а промолчи да пережди.
Мы умолчим, так каменья возопиют.
Молча губами не разводи!
Собака лает, соловей молчит.
Слово — серебро, молчание — золото.
Работа молчит, а плеча кряхтят.
Побили, так молчи да помни.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Перед судьей да перед смертью замолчишь.
Кто родится — кричит; кто умирает — молчит.
Молчан-собака не слуга во дворе.
Молчан-собака исподтишка хватает.
Молчан-собака (нелающая) — да и та, терпя, вавкнет.
Брюхо, что судья: и молчит, да просит.
Болтливому молчанье в тягость.
Кстати промолчишь — что большое слово скажешь.
Когда деньги говорят, тогда правда молчит.
Горе молчать не будет.
Где говорят деньги, там молчит совесть.
Молчок, старичок: старушка денежку даст (т. е. врешь).
Молчи, коли Бог разуму не дал!
Молчи (Лежи), когда Богубил!
Молчи — за умного сойдешь.
Молчать, так и дела не скончать.
Молчанье — золотое словечко.
Пословицы и поговорки про молчание и воздержании от разговоров.
Как держать язык за зубами и 11 способов научиться молчать, когда нужно
Одна из самых мудрых поговорок гласит: «Молчание – золото!» И в самом деле, иногда нет ничего лучше тишины. Неосторожно брошенная фраза может разрушить человеческую жизнь или отношения с близкими людьми. Но как часто каждый из нас сдерживается?
canva.com
В некоторых ситуациях молчать на самом деле непросто. Вот только под влиянием эмоций человек может наговорить такого, о чем в дальнейшем придется жалеть. К тому же, попытка доказать свою точку зрения собеседнику иногда заранее обречена на провал. Не все готовы прислушиваться к чужим словам, так зачем тратить время?
Когда лучше промолчать?
Чтобы не наговорить лишнего, и не жалеть об этом в дальнейшем, стоит запомнить несколько правил. В этих случаях лучше сохранять молчание, каких бы усилий вам это ни стоило.
1. Дело вас не касается
Представьте себе ситуацию. Вы находитесь в дружеской компании, которая начинает обсуждать кого-либо из знакомых. Даже если вам на самом деле интересно, не стоит активно вмешиваться в разговор. Стоит ли расспрашивать о человеке, которого вы даже не знаете? Если не хотите прослыть сплетником, постарайтесь сдерживать свое любопытство. Не стоит комментировать то, что говорят о ком-то ваши друзья или знакомые.
2. Личное дело
Есть такие личные темы, которыми лучше делиться лишь с теми, кому вы доверяете на 100%. Если возникли сложности с партнером, появились какие-то секреты или изменились собственные чувства, не стоит мгновенно вываливать это малознакомым людям. Некоторые вещи лучше обсуждать лишь с теми, кого они касаются напрямую. Например, сложности в отношениях – с самим партнером или с семейным психологом.
Но не все могут хранить личную жизнь в тайне. Женщины любят делиться сокровенным с подругами или со знакомыми. Если в следующий раз у вас возникнет такое желание, подумайте о том, смогут ли вам дать достойный совет.
Тот человек, которому вы хотите рассказать о своих переживаниях, может похвастаться счастьем в личной жизни или достижениями в той сфере, где у вас возникли сложности? Если нет, постарайтесь перебороть себя, но промолчите!
3. Счастье любит тишину
Еще одна популярная поговорка, справедливость которой многие смогли проверить на практике. Сбылось то, о чем давно мечтали? Получили незапланированную прибыль? Постарайтесь сохранить это в секрете, хотя бы от малознакомых людей.
Многие ошибочно полагают, что их счастье будет еще больше, если они поделятся хорошими новостями. На практике все получается совершенно наоборот! Можно не верить в сглаз, но завистники всегда найдут способы навредить. Есть и другой вариант – ваше неожиданное счастье расстроит того, у кого дела в последнее время идут плохо.
4. Странный собеседник
Есть такие люди, которые умеют исказить все, что им говорят. Они просто не умеют слушать, а лишь придумывают собственную версию событий. С такими собеседниками не стоит делиться ничем, что имеет хотя бы минимальную важность.
Они могут переиначить слова так, что вы пожалеете о каждой сказанной фразе. По возможности избегайте беседы с такими людьми, а лучше вообще не соприкасайтесь с ними.
5. Сказанные невпопад фразы
Если вы участвуете в разговоре, тема которого для вас непонятна, лучше молчите. Это тот случай, когда лучше не говорить, чтобы не прослыть дураком. Желание показаться умнее или просвещеннее, чем вы есть, вряд ли сыграет на руку.
Напротив, собеседники могут оказаться в шоке от вашего невежества. Поэтому не лезьте в разговор, в котором ничего не смыслите. Лучше дождитесь более подходящей темы.
6. Ссора
Злость и гнев всегда были плохими советчиками. Чаще всего люди говорят то, о чем в дальнейшем жалеют, именно в разгар ссоры. Не будьте одним из таких людей – дайте время себе и собеседнику остыть. Ведь в гневе можно наговорить того, из-за чего вы разрушите жизнь близкого человека. Лучше уйдите, чтобы злость поутихла.
Критиковать кого-то – тоже не лучший путь наладить контакт. Человек, который оказывается неправ, все равно постарается отстоять свою точку зрения. Он всегда сможет найти тысячи ответных аргументов на каждое высказывание. Так срабатывает психологическая защита. В худшем случае в пылу гнева он сделает глупость, которая навредит или ему, или вам.
7. Полезные советы
Почему-то многие люди любят давать советы, о которых их зачастую даже не просят. У каждого человека есть мнение по той или иной теме. Но это совершенно не повод для того, чтобы озвучивать его любому, с кем вступаете в разговор.
Даже если вас спрашивают о том, что вы думаете по тому или иному вопросу, не торопитесь. Возьмите время поразмышлять, чтобы понять – можете ли вы на самом деле дать полезный совет? Или просто в очередной раз произнесете ничего не значащий набор фраз, который лишь навредит собеседнику? Тот, кто дает советы, автоматически принимает на себя ответственность за судьбу другого человека. Готовы ли вы к этому?
В случае, когда человек просит выслушивать его, лучше всего этим и ограничиться. Дайте собеседнику высказаться о том, что его волнует, но не спешите «помогать» советом. Возможно, во время беседы тот и сам поймет, что в действительности ему нужно предпринять.
8. Говорим, но не на все темы
Есть такие темы, о которых лучше не заговаривать в обществе. Вопросы политики, религии и финансов можно затрагивать с большой осторожностью. Особенно, если вы находитесь в компании, о которой почти ничего не знаете.
Даже если вы неистово верите в Бога, не стоит заводить разговор о религии. Не призывайте никого перейти в вашу веру или немедленно начать посещать церковь. Если же вы уверены в каком-то политике, и считаете, что непременно он должен возглавить страну, не призывайте голосовать за него. У людей, с которыми вы общаетесь, может быть своя точка зрения по всем этим вопросам.
Затрагивать эти темы можно лишь в том случае, если в разговоре возникла совсем уж неловкая пауза. И помните о том, что призывов к действию нужно избегать.
Как научиться молчать, когда нужно?
Даже если вы запомнили все описанные выше правила, не так просто научиться молчать, когда это необходимо. Но есть простые и проверенные способы, которые могут помочь.
1. Дышите и считайте
Если вы чувствуете, что сейчас скажете что-то лишнее, выдохните и сосчитайте до 10. Конечно, этот простейший метод помогает не всегда, поэтому обязательно используйте и другие методы, приведенные дальше.
2. Развивайте прагматизм
Психологи считают, что выплеск эмоций – иногда именно то, что нужно человеку. Именно поэтому люди стремятся отреагировать на вещи, которые их так или иначе касаются. Но результат этого может быть непредсказуемым. Ведь психологические баталии изматывают не только собеседника, но и того, кто их затевает.
Чтобы этого избежать, нужно представлять себе дело в отдаленной перспективе. Подумайте о том, какую пользу получите, если сейчас промолчите. Возможно, вы не причините боли любимому человеку, избежите проблем с начальством или не испортите отношения с друзьями.
3. Отложите беседу
Важные разговоры лучше откладывать на долгий срок. Это могут быть дни, а иногда и недели. Если действовать, повинуясь порыву, можно наговорить глупостей. Дайте себе время все хорошо обдумать и остыть, если это нужно. Взвесьте все за и против, и лишь после этого начинайте беседу.
4. «Разденьте» собеседника
Нет, речь идет не о том, чтобы представить своего оппонента буквально без одежды. В этом случае нужно вообразить, как смешно он будет выглядеть, например, в купальном костюме, подчеркивающем недостатки.
Но этот метод хорош лишь в том случае, если вы общаетесь с агрессором или самодуром. Представьте его в нелепой одежде и ситуациях. Так вам будет проще не сказать ничего лишнего и не ввязываться в ссору. Вы просто не сможете всерьез воспринимать своего обидчика.
5. Глубоко дышите
Каким бы банальным ни казался этот совет, он работает. Во время глубокого вдоха организм получает больше кислорода. Мозг и нервная система работают эффективнее, поэтому у вас будет больше шансов успокоиться. Если чувствуете, что вот-вот выйдете из себя, начнете кричать, либо просто не сможете удержаться от сплетни, начинайте глубоко дышать.
6. Поставьте себя на место собеседника
Лучше всего этот способ действует при общении с детьми, которые умеют выводить из себя. Но вместо того, чтобы снова накричать на ребенка, попробуйте представить себя на его месте. Вспомните, что чувствовали, когда родители ругали вас за порванную одежду или сломанные игрушки. Наверняка, ничего приятного в этом не было.
7. Помните о народной мудрости
Каждый раз, когда вам хочется сказать то, что не нужно, вспоминайте известные пословицы и поговорки. Например, «прикусить язык», «как воды в рот набрал». Необязательно воспринимать их в переносном смысле.
Попробуйте следовать тому, о чем говорят поговорки, напрямую. Конечно, сложно пить воду каждый раз, когда хотите заговорить о чем-то, но вот прикусить язык намного легче. Это можно сделать незаметно для собеседника. Физическая боль заставит вас переключить внимание на нее, а остальные вещи на время забудутся.
Есть еще один прием, популярный у тех, кто ведет важные переговоры. На руки надевают резинку, которая используется для связки денег. И в важные моменты человек стягивает ее, чтобы напомнить себе о необходимости взять паузу. Переключение внимания помогает обдумать некоторые решения без поспешности.
8. Тренируйте выдержку
Если вы осознаете, что страдаете несдержанностью, начните тренировать силу воли. В следующий раз, когда вам наступят на ногу в общественном транспорте, или кто-то влезет без очереди в магазине, просто промолчите.
Как бы вам ни хотелось все высказать обидчику, сдержитесь. Сделайте первый шаг на пути к тому, чтобы стать терпимее. Со временем вы научитесь контролировать то, что говорите.
9. Используйте особые формулы
Психологи считают, что постоянно повторяемые фразы помогают закрепить в сознании определенную информацию. Эти аффирмации содержат нужную формулу, которая эффективно работает с подсознанием.
Например, можно каждый день произносить что-то вроде «Я могу остановиться в нужный момент и промолчать, когда это нужно». Произносите фразу ежедневно, а также в те моменты, когда вот-вот сболтнете лишнее.
10. Анализируйте
Все, что делает человек, так или иначе связано с опытом, который он получает на протяжении жизни. И ваши «срывы» в беседе тоже должны иметь причину. Попробуйте найти ее!
Для этого нужно вспомнить каждый раз, когда вы начинали говорить лишнее. Подумайте, что может быть общего у всех этих случаев? Когда вы поймете, что это, вам будет намного проще контролировать себя.
11. Используйте «фильтры»
Во время разговора несколько раз «фильтруйте» то, что собираетесь произнести. Создайте для себя 3-4 критерия, которым должна соответствовать ваша речь. Например, она не должна вредить другому человеку, произнесенные слова должны принести какую-то пользу, а не просто сотрясать воздух, и вы должны быть уверены в их правдивости. Если задуманная речь соответствует всем критериям, ее можно произносить.
Множество умных людей высказывались о том, что наука молчать – одна из самых важных для человечества. Китайцы уверены, что говорить не нужно, если слова не изменят тишину к лучшему. Поверьте, вы сможете улучшить отношения со многими людьми, всего лишь научившись молчать тогда, когда это важно. А вам тяжело сдерживаться в беседе? Делитесь в комментариях собственными способами, которые помогают держать язык за зубами!