Лучше не обещать чем обещать и не сделать
Книга Екклеcиаста, или Проповедника, глава 5 Екклеcиаст, гл 5
Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом Божиим «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих? Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога.
Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший; превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.
Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета! Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами? Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.
Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.
Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это — дар Божий. Недолго будут у него в памяти дни жизни его; поэтому Бог и вознаграждает его радостью сердца его.
Екклесиаст 5 глава
О поспешных обещаниях
1 Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
О тщетности богатства
7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому; потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший;
Комментарии из Женевской Библии: Екклесиаст 5 глава
5:1 языком твоим. Сокровенные мысли выражаются в словах, слетающих с языка. Бог будет судить за них (Мф. 12,34-37).
5:3-4 обет. Добровольное сознательное обещание, данное Богу (Втор. 23,21-23).
исполнить. Бог требует полной преданности Ему.
5:5 устам. См. ком. к ст. 1.
Ангелом. Это слово, означающее «посланник», может относиться как к ангелу Господню, так и к посланному Богом пророку (Мал. 2,7).
5:6 бойся. Иначе: «благоговеть». См. 3,14.
5:7-16 Богатство имеет свою оборотную сторону – жадность.
5:7 не удивляйся. Угнетение и несправедливость неизбежны в человеческом обществе. Зависть свойственна как богатым (ст. 9), так и бедным (4,4-16).
5:9-11 любит серебро. Алчность лишает человека сна. Довольство приносит отдых и покой (ср. 1 Тим. 6,6-10).
5:12-16 Соломон размышляет над трагедиями, источником которых является невозможность воспользоваться богатством или его потеря. Последняя постигает каждого человека с его смертью. Поэтому земные труды, угнетающие человека, тщетны.
5:17 – 6,7 Бог Сам Своей суверенной властью распределяет богатства.
5:17-19 Величайшая мудрость заключается в том, что человек должен наслаждаться жизнью, которую дал ему Бог, но это возможно только если Бог дал богатство и имущество, если дал власть пользоваться от них, то брать можно только свою долю. от трудов своих.
Это дар Божий, и человека, который понимает и принимает этот дар, «Бог. вознаграждает. радостью сердца его«.
2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еккл. 5:3
Свт. Кесарий Арелатский
Ст. 3-4 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить
Проповеди.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 3-4 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить
Когда сделаешь обет Богу, не замедли отдать, Поелику нет благоволения к глупым. Все, что ни обещаешь – исполни. Лучше не давать обета, чем обещать и не исполнить. Простой смысл не требует объяснения. Лучше не обещать, чем не исполнять обещанного: ибо не исполняющие обетов неугодны Богу и считаются между неразумными. В словах: «нет благоволения к глупым» – подразумевается: «Божия», согласно с словом апостола: «не было воли, чтобы я ныне пришёл к вам» (1 Кор. 16:12). Если же хотим сказать нечто более важное, то здесь заповедуется христианину, чтобы он восполнял веру делом и не уподоблялся Иудеям, которые, давая обеты и говоря: «вся словеса, яже глагола Господь, сотворим» (Исх. 24:3), поклонялись идолам, и подвергши мучениям рабов и камнями побив их, наконец умертвили и самого Сына Домовладыки. Итак, лучше долго взвешивать сомнительное решение, чем, будучи лёгким на словах, быть тяжёлым на деле. Ибо раб, знающий волю господина своего и не исполнивший ее, «биен будет много» (Лк. 12:47).
Толкование на книгу Екклезиаст.
Лопухин А.П.
Ст. 3-4 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить
Обязательно исполнение обетов, но не самые обеты. Если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха (Втор. 23:22).
Толковая Библия.
Екклесиаст 5 глава
Книга Екклезиаста, или Проповедника
Cовременный перевод WBTC → Толковая Библия Лопухина
1−6. О молитве и обетах. 7−8. Особенности деспотического управления. 9−16. Суетность богатства. 17−19. Достоинство чистых радостей.
С Богослужением неразрывны молитва и обеты. Екклезиаст дает наставления и по этим предметам.
Еккл 5:1. Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
Он предостерегает читателя от торопливой и многоречивой молитвы. Сознание величия Бога, живущего на небе, и ничтожности человека, живущего на земле, должно побуждать последнего взвешивать каждое свое слово, говорить от глубины сердца, с смирением и благоговением. И в Новом Завете Спаситель предостерегает от многословной и неблагоговейной молитвы (Мф 6:7−8).
Еккл 5:2. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.
Как излишняя беспокойная озабоченность вызывает множество сновидений, нарушающих покой спящего, так глупая суетливость во время молитвы рождает бессмысленное и бесцельное многословие.
Еккл 5:3. Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.
Еккл 5:4. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
Обязательно исполнение обетов, но не самые обеты. «Если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» (Втор 23:22).
Еккл 5:5. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
«Вводить в грех плоть» значит — или возбуждать к греху чувственность (ср. Иак 3:6 и д.) или подвергать тело испытанию, наказанию. Вернее последнее понимание, так как выражение «вводить в грех тело» не вполне соответствует библейскому словоупотреблению, по которому грешит не тело и даже не плоть, но воля человеческая. «Ангел» или посланник означает здесь священника, которому поручено было надзирать за обетами. В таком же смысле употреблено это слово и у Мал 2:7. Греческий и сирийский перевод вместо «перед Ангелом» читают: «перед Богом» (слав. «пред лицем Божиим»). Они или имели в данном месте другое еврейское чтение или понимали выражение «Ангел» в смысле самооткровения Божия. Екклезиаст предостерегает, в случае неисполнения обета, говорить священнику: «это — ошибка», т. е. грех слабости, так как такое лицемерное самооправдание навлечет на виновного гнев Божий и наказание.
Еккл 5:7. Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший;
Однако такое понимание второй половины 7-го стиха не вполне соответствует контексту. Екклезиаст предупреждает здесь не возмущение и ропот при виде несправедливостей, а просто удивление. Он предлагает, следовательно, не утешение, а объяснение факта. Существование же суда Божия нисколько не объясняет несправедливости суда человеческого. Сверх того и 8 ст., в котором говорится о преимуществе страны, управляемой царем, с трудом связывается с таким пониманием. Более оснований в 7-ом ст. видеть указание на особенности деспотического царства, именно персидского, где начальство над областью поручалось сатрапу, над сатрапом надзирал особый инспектор, над ними обоими стоял царь с его многочисленным двором. Этой сложностью управления деспотического царства, в котором каждый начальник преследует свои интересы, и объясняются несправедливости и притеснения.
Еккл 5:8. превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.
Деспотическому государству противопоставляется патриархальное царство с царем, который самолично управляет народом и заботится о благосостоянии его. Точный перевод стиха должен быть таков: «Преимущество же страны всегда в царе, преданном полю». Выражение «полю» (lesadeh) указывает на земледелие, как главное занятие народа и главный предмет заботливости патриархального царя.
Еккл 5:9. Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!
Сребролюбец не в силах утолить своей жажды к богатству и, потому, всегда остается неудовлетворенным и несчастливым.
Еккл 5:10. Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
Еккл 5:11. Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.
«Потребляющие его». По мнению одних, здесь разумеются члены фамилии, по мнению других — слуги и компаньоны, расточающие богатство хозяина. В том и другом случае, богатому приходится не столько пользоваться своим богатством, сколько смотреть, как пользуются им другие.
Еккл 5:12. Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.
Еккл 5:13. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него.
Еккл 5:14. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.
Еккл 5:15. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?
Еккл 5:16. А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.
Екклезиаст приводит случай, когда богатство не только не дает счастья, но и делает человека положительно несчастным. Неожиданная потеря богатства, в особенности когда есть дети, есть величайшее несчастье, которое гораздо тяжелее всегдашней бедности.
Еккл 5:17. Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля.
Еккл 5:18. И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий.
Еккл 5:19. Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его.
Показав суетность богатства, Екклезиаст возвращается к своему выводу, что самое лучшее в жизни — наслаждаться добрым трудом и пользоваться земными благами в той мере, в какой посылает их Бог, не обременяя себя мучительными заботами о приумножении богатства. Мысль Екклезиаста в сущности та же, что и в словах Спасителя: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:34).
Обещание, данное Богу: можно ли нарушить обеты Господу?
Надо ли всегда исполнять обещание, данное Богу? В Библии сказано, что если люди дают обещание Богу, то должны исполнить:
Моисей говорил со всеми главами родов израильских и рассказал им о наказах Господних. Если кто захочет дать Богу обет или пообещает принести Богу особый дар, пусть так и сделает, но пусть исполнит всё обещанное. (Числа 30:1,2)
Кроме того, в книге Екклесиаст сказано, что если обещали, не откладывайте с его исполнением.
Если ты пообещал Богу, то сдержи своё обещание, не медли с его исполнением, не в глупцах счастлив Бог. Сделай то, что ты обещал Богу. (Екклесиаст 5:4)
Разумно ли давать обеты Богу? Какой может быть результат, если мы не выполняем обещания, данные Богу?
Обещание, данное Богу и его исполнение
Всё начинается с обещания, не так ли? Когда мы становимся христианами, то в первую очередь мы обещаем, или исповедуем, что Иисус наш Господь. Обещание, конечно, не пророчество. Реальность часто противоречит нашим первоначальным обещаниям, о которых нам постоянно надо напоминать. Особенно в нашем еженедельном причащении. Я говорю это, так как Новый Завет не запрещает давать обещания Богу. Я бы не хотел вдохновлять своих читателей отказываться от своих обещаний, данных ранее, если только они не были глупыми изначально:
Сын мой, не бери на себя ответственность за долг другого человека. Обещал ли ты вернуть долг другого, если он не может расплатиться сам? Взял ли ты на себя ответственность за чужой долг?
Если так, то ты пойман, твои слова завлекли тебя в ловушку. Ты во власти того человека, поэтому пойди и освободи себя — упрашивай того человека освободить тебя от его долга. Не трать время на отдых и даже на сон. Вырвись из этой ловушки и беги, как олень убегает от охотника. Освободи себя, как птица освобождается из силков. (Притчи 6:1-5)
Иисус Христос, с другой стороны говорил о «не нарушении» клятвы, но далее «не клянитесь вовсе», видимо потому, что это может стать нашей ловушкой. И достаточно слова «Да», чтобы обещать, что мы это сделаем. Многие христиане, однако, дают обеты Богу и ставят цели.
Слышали вы также, что предкам нашим сказано было: «Не нарушай клятвы своей, соблюдай клятву, данную Господу». Я же скажу вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь небом, ибо оно-престол Божий. И не клянитесь землёй, потому что она принадлежит Богу. И Иерусалимом не клянитесь, ибо он-город великого Царя. И головой своей не клянитесь, ибо ни один волос не можете вы сделать ни чёрным, ни белым. Если хотите сказать «да», то и скажите просто «да», а если хотите сказать «нет», то и скажите просто «нет». Всё остальное-от дьявола. (От Матфея 5:33-37)
Я думаю, что мы должны быть осторожны с тем, как мы даем обещания Богу. Соломон предупреждал нас об этом:
Если ты пообещал Богу, то сдержи своё обещание, не медли с его исполнением, не в глупцах счастлив Бог. Сделай то, что ты обещал Богу. Лучше не обещать ничего, чем пообещать и не сделать. И не позволяй словам твоим быть причиной твоих грехов, не говори священнику: «Я не то имел в виду». Если ты сделаешь так, Бог может разгневаться и уничтожить всё, ради чего ты трудился. (Екклесиаст 5:4-6)
Так, как мы будем судимы по нашим словам (Евангелие от Матфея 12:37), то мы должны быть осторожны с тем, что говорим:
Но говорю вам, что в судный день людям придётся отвечать за каждое неосторожно сказанное слово. На основании слов твоих ты будешь признан невиновным, и на основании твоих слов ты будешь осуждён». (От Матфея 12:36,37)
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».