Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12

23 эффективных упражнения для улучшения дикции

Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Смотреть фото Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Смотреть картинку Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Картинка про Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Фото Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12Если ситуация, когда даже знакомые с трудом понимают вашу речь, вам близка, то здесь ничего не остается делать, как всерьез заняться дикцией. Особенно это важно, если профессия связана с постоянным общением с другими людьми. Рассказываем, как улучшить произношение.

Артикуляционная зарядка

Прежде чем приступать к упражнениям, необходимо как следует размять, разогреть речевые органы, а также мышцы, участвующие в произношении звуков. Тогда тренировка окажется более эффективной, и вы быстрее достигнете желаемого результата.

Теперь, когда речевые органы и лицевые мышцы хорошо разогрелись, можно приступать к комплексу упражнений для улучшения дикции.

Учимся произносить отдельные звуки

Самое главное для улучшения дикции – это отработка согласных звуков. Они несут смыслоразличительную нагрузку, кроме того, механизм их произношения намного сложнее, чем у гласных. Очень важно научиться выговаривать их четко, не проглатывая и не смешивая со звуками, сходными по месту и способу образования.

По такому же принципу отрабатываются и остальные группы согласных. Некоторые буквенные сочетания, к примеру, ЛРА, РЛО, ЛРЯ, ШРА, ЛРУ, ЧРА, МФЕ, МФО, ЛРЮ, РЛИ, очень трудны для произношения. Их отрабатывают с помощью, так называемых звуковых рядов, где гласный каждый раз меняется. Например, ЛРА- ЛРО-ЛРУ-ЛРЮ-ЛРЭ –ЛРЫ.

Следите, чтобы сонорные звуки произносились звонко и четко, вы должны ощущать, как вибрируют голосовые связки.

Учимся правильно дышать

Правильный ритм дыхания – половина успеха. Мы можем говорить только на выдохе, так как все звуки образуются при помощи воздушной струи, проходящей из легких через речевые органы наружу. Нужно научиться дышать так, чтобы вдох целостности фразы. Вам помогут следующие упражнения.

Следующие три упражнения выполняют с плотно закрытым ртом.

Скороговорки в помощь

Скороговорки – хотя и несколько старомодный, но все же, весьма эффективный способ значительно улучшить дикцию. Чем больше скороговорок вы освоите, тем лучше станете выговаривать звуки. Однако с ними тоже нужно уметь работать.

Всегда увеличивайте нагрузку на речевые мышцы. Для этого набейте рот конфетами или орешками и пытайтесь произнести скороговорку. Поначалу у вас ничего не выйдет, но постепенно станут ясно слышны все звуки.

Помните, что гарантией успеха являются только регулярные упорные занятия. Не бросайте на полпути, дойдите до конца, и ваша речь станет ясной и красивой!

Дата публикации: 19.10.2020. Последнее изменение: 26.11.2021.

Источник

КАК УЛУЧШИТЬ ДИКЦИЮ

Шесть упражнений для дикции

Онлайн-курс «Голос на миллион 2.0»

Друзья, добрый день. Я – Кирилл Плешаков-Качалин, руководитель «Школы природного голоса». Чтобы улучшить свою дикцию, достаточно выполнять упражнения по 5 минут в день в течение месяца. Сейчас я вам покажу эти упражнения. Начните заниматься, и первые результаты вы почувствуете уже через несколько дней. А через 3-4 недели ваша дикция станет просто блеск, и ваш голос будет звучать четко и внятно, даже в самых волнительных ситуациях! Я имею в виду выступления перед большой аудиторией, ответственные переговоры и так далее.

Что такое дикция

Язык. Нёбо. Губы.

Да, я намеренно не упоминаю здесь голосовые связки, потому что они формируют сам голос, тембр. А вот гласные и согласные звуки создаются уже выше горла и связок, на уровне мягкого нёба, языка и губ. Поэтому сегодня мы с вами займемся тренировкой именно этих органов.

Начнем с нёба и языка. Чтобы они работали еще лучше, мы смыкаем губы. Да, мы просто отключаем губы из процесса артикуляции.

Первое упражнение для дикции

Чревовещатель

Сомкните губы. И начните активно произносить текст. Любой. 😊 Например: «У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью, кот ученый, все ходит по цепи кругом». Зубы при этом разомкнуты. Челюсть, язык и нёбо – активно работают. Вероятно, поначалу вы услышите только мычание. Это нормально. Продолжайте произносить текст. Через пару дней, вы почувствуете, что даже несмотря на сомкнутые губы, и гласные, и согласные у вас становятся различимыми.

Выполняйте это упражнение по 1 минуте в день. Читайте вслух с сомкнутыми губами любые стихи или прозу. Можете Пушкина или кто вам больше нравится. 😊

Второе упражнение для дикции

Демосфен

Помните историю оратора Демосфена? Он набирал камни в рот, и произносил речь с камнями во рту для тренировки. Сейчас многие актеры и певцы тренируют дикцию при помощи пробки из-под вина. Алкоголь, кстати, негативно влияет на дикцию. 😊 А вот пробка из-под вина – позитивно.

Поэтому следующее упражнение. Губы – разомните. Зажмите пробку из-под вина между зубов. И также активно произносите текст в течение минуты. Можно продолжить читать Пушкина. 😊

Если сейчас нет под рукой чистой пробки, не страшно, купите при случае бутылку вина. 😊 Пить вино не обязательно, но произносить тексты с пробкой во рту – желательно, если вы хотите блестящую дикцию. 😊

Третье упражнение для дикции

Кривляние

Сейчас мы работали в первую очередь с нёбом и языком. Теперь подключим губы. Вообще губы должны быть расслабленными, но не вялыми! И не зажатыми, конечно!

Поэтому следующее упражнение – КРИВЛЯНИЕ.

Активно подвигайте губами и языком в разные стороны. 😊 И произносите при этом любые гласные звуки. Попробуйте прямо сейчас. Достаточно покривляться таким образом 8-10 секунд, чтобы привести в порядок губы и убрать лишнее напряжение с лица и челюсти.

Четвертое упражнение для дикции

Гласные

Пятое упражнение для дикции

Согласные

Хорошие упражнения? Нравятся вам? 😊 Простые и эффективные. Но где же скороговорки, спросите вы? Говорят ведь, что для тренировки дикции нужно произносить скороговорки.

Я вам так скажу. Сам я никогда не тренировал скороговорки. Делал только упражнения выше. Но когда меня просят озвучить скороговорку, я могу сделать это сходу без особых проблем. 😊Дело в том, что когда основные артикуляционные мышцы в тонусе, вы можете четко произнести любые сочетания звуков. А скороговорки используются уже для точечной коррекции каких-то конкретных проблем. Допустим, если не получается сочетание «ждр» или «птк». Здесь у всех здесь бывает по-разному.

Сейчас я покажу еще два упражнения. На сложные сочетания согласных и дам скороговорку о любви! 😊

Начнем с сочетаний согласных. Возьмем для примера сочетание «стр». Вы можете взять любое другое, которое вам актуальнее. Добавим к этому сочетанию последовательность гласных «у-о-а-э-и-ы».

И произнесем таким образом: «СТРУ-СТРО-СТРА-СТРЭ-СТРИ-СТРЫ».

Вначале медленно, четко, а потом, увеличивая темп, и акцентируя по очереди каждый слог.

Сложные сочетания согласных вы можете найти в интернете или придумать сами. 😊 Просто приставляйте к ним гласную, и произносите четко.

Шестое упражнение для дикции

Скороговорка о любви

Ну а теперь о любви! 😊 Скороговорка о любви. 😊 Скороговорки, аналогично сложным сочетаниям согласных, вы можете найти в интернете, в зависимости от того, какие звуки у вас вызывают большую сложность. Я предлагаю вам начать с такой.

На мели мы лениво налима ловили.
И меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили?
И в туманы лимана манили меня.

По каждой скороговорки общие рекомендации такие.

Попробуйте про любовь в тумане произнести? Прямо сейчас. 😊 Отлично! Вы молодец!

Теперь вы знаете шесть базовых упражнений для дикции. Выполняйте их в течение дня, в любое время. Достаточно 5 минут на всю тренировку! И уже через несколько дней вы почувствуете результаты! А кто-то может быть и сразу! 😊

И у вас уже точно не будет как в том анекдоте про радио. 😊

— Как вас взяли на радио с такой дикцией? У вас там что, блат?
– Нет, сестЛА. 😊

Но вообще дикция – только одна из характеристик голоса, которую мы с вами можем улучшить. Причем, не самая значимая. 😊 Гораздо важнее тембр, интонация и звукоизвлечение. Над этим тоже можно работать.

Щелкните кнопку ниже и обязательно послушайте голоса до и после. 😊

Онлайн-курс «Голос на миллион 2.0»

Если есть вопросы по упражнениям – пишите ниже в комментариях.

Успехов вам и отличного настроения!

Кирилл Плешаков-Качалин
«Школа природного голоса»

Источник

Плохая дикция

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения для дикции и артикуляции

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь, лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию именно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Источник

Запинки в речи

Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Смотреть фото Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Смотреть картинку Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Картинка про Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Фото Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12

Запинки в речи – это непреднамеренные остановки речи несудорожного или судорожного характера. Могут иметь физиологическое происхождение, быть признаком речевых, неврологических, психических нарушений. Проявляются спотыканием, повторами звуков, слогов и звукосочетаний, прерывающими высказывание. Диагностируются по данным неврологического, логопедического, психологического обследования. Терапия включает создание спокойных условий в семье и коллективе, соблюдение речевого режима. При логопатологии проводятся логопедические занятия и медицинские мероприятия (массаж, психотерапия, ФТЛ, медикаментозная коррекция).

Классификация

В зависимости от патогенетической основы запинки в речи могут иметь судорожный и несудорожный механизм возникновения:

Причины запинок в речи

Возрастные несовершенства речи

Повторы звукокомплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного высказывания, совершенствования лексико-грамматических категорий.

Накопление словаря идет быстрыми темпами, на ребенка обрушивается большой поток сенсорной информации. При этом речевые возможности ребенка еще в достаточной степени ограничены, психические функции находятся в процессе формирования, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развиваются физиологические запинки (итерации).

«Застревания» на отдельных звуках чаще появляются у детей соматически ослабленных, имеющих диагноз «СДВГ», отягощенную по заиканию наследственность. Запинки в речи у ребенка могут быть спровоцированы сильным эмоциональным потрясением: ссорами родителей, переводом в другой детский сад, сменой места жительства. Чаще они возникают в межсезонье, могут сохраняться в течение нескольких недель или месяцев, исчезать и снова появляться.

Запинки носят несудорожный характер, возникают в любом месте слова и фразы (чаще в словах со сложной слоговой структурой, стечением согласных, сложных предложениях). Дети неоднократно повторяют звуки и их сочетания, переставляют местами слоги, спотыкаются при произнесении фразы. Часто говорят на вдохе, из-за чего речевое высказывание прерывается. Сами дети не замечают своего речевого дефекта, относятся к нему спокойно.

Обычно физиологические запинки исчезают без дополнительного вмешательства по мере совершенствования речевых навыков и развития ВПФ. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную обстановку, правильное речевое окружение. Однако при стойком закреплении неправильного речевого стереотипа несудорожные запинки могут перерасти в судорожные – заикание.

Эмоциональный стресс

Речевые запинки наблюдаются у взрослых вследствие сильного волнения. Такие спотыкания расцениваются как проявления тревожности, невротического склада личности. Запинки возникают в разных ситуациях: на экзамене, во время публичного выступления, при знакомстве с новыми людьми. Чем больше человек старается держать ситуацию под контролем, говорить четко и уверенно, тем сильнее начинает запинаться.

Кратковременные запинки появляются при испуге, в таких случаях говорят, что человек «начал заикаться от страха». Однако во всех этих случаях речевые итерации кратковременны и преходящи. Речь нормализуется, как только исчезает стрессовый фактор.

Заикание

Речевые судороги – ведущий симптом логоневроза и неврозоподобного заикания. При этом происходит навязчивое непроизвольное повторение слогов («ма-ма-магазин») и/или застревание на отдельном звуке («п-п-петух»). Запинки чаще случаются на определенных «трудных» звуках ([к], [п], [т]) или звукосочетаниях со стечением согласных ([кр], [ст] [тр]), на ударных и предударных слогах, на первом слоге в слове.

Иногда судороги проявляются молчанием, так как из-за спазма речевой мускулатуры человек не может начать фразу. Заикающийся может ощущать речевую судорогу как наличие препятствия в гортани, сдавление грудной клетки, напряжение мимической мускулатуры и мышц брюшного пресса. Частота запинок, их длительность возрастает в незнакомых условиях, при посторонних людях.

При заикании страдает темп и ритм речи, слитность и плавность высказывания. На речевые симптомы накладываются вторичные невротические реакции: речевые уловки, сопутствующие движения, вегетативные проявления. Возникает логофобия – боязнь устной речи. Самостоятельно, без специальной терапии судорожные запинки из речи не исчезают.

Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Смотреть фото Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Смотреть картинку Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Картинка про Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Фото Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12

Тахилалия

Речь взахлеб отличается чрезмерно убыстренным темпом, дизритмическим характером с внезапными остановками и последующими прорывами. Возникают запинки, непреднамеренные повторы, проглатывания слогов и слов. Теряется внятность и разборчивость устной речи. Если пациенту с тахилалией указать на его речевые ошибки, то запинки и персеверации временно исчезают, однако темп речи все равно остается быстрым.

Особенно ярко все речевые недостатки проявляются при волнении, в моменты спора и эмоционального возбуждения. В неречевой сфере отмечается моторное беспокойство, тики, дефицитарность внимания, вспыльчивость, вазомоторные реакции. В некоторых случаях речевые запинки при тахилалии переходят в позднюю форму заикания.

Клаттеринг

Полтерн, или клаттеринг, как частный случай тахилалии, характеризуется несудорожным прерыванием речи на фоне ее ускоренного темпа. Для данного речевого нарушения типичны спотыкания, повторы звуков и слогов, их пропуски, перестановки местами. Запинки проявляются хаотичными беззвучными движениями языка и губ, необоснованными паузами во фразах. Из-за поспешности в речи окончания слов часто «проглатываются», иногда «выпадают» целые словосочетания и фразы.

При клаттеринге также страдают другие стороны речевой деятельности: нарушается плавность и мелодичность речи, отсутствуют логические остановки и ударения, возникает назальный оттенок голоса, появляются ошибки на письме. Речевой поток сопровождается беспокойным поведением, гримасами, рассеянностью внимания. Из-за неразборчивости речи вербальная коммуникация затруднена, дефект не осознается.

Нарушение регуляторных механизмов ЦНС

Судорожные запинки в речи могут появиться «на выходе» пациентов из моторной алалии, афазии, дизартрии. Причина этого явления кроется в интенсивном коррекционно-логопедическом воздействии, когда объем и темп введения нового речевого материала не соответствует функциональным возможностям мозга. Обычно возникают повторы последних слогов, при этом пациент никак не может перейти к новому слову.

Дискоординированные судороги артикуляционных мышц, как правило, не трансформируются в патологическое заикание. При организации грамотной коррекционно-педагогической помощи такие запинки успешно компенсируются без рецидивов.

Другие причины

Возникновение запинок в речи может быть связано с неблагополучным речевым окружением: быстрым темпом речи родителей, подражанием заикающимся друзьям или близким. В ряде случае запинки возникают вторично, на фоне различных расстройств:

Диагностика

Появление речевых запинок служит поводом немедленно обратиться за консультацией логопеда. Чем раньше будет установлена их причина и характер, тем эффективнее будет лечебно-коррекционное воздействие. Диагностика состоит из трех блоков:

Лечение

Режим

Если запинки в речи ребенка имеют физиологический характер, необходимо организовать оптимальный общий и речевой режим: обеспечить достаточный дневной и ночной сон, увеличить время прогулок на свежем воздухе. Важно временно ограничить поступление новой информации, свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение массовых мероприятий. В речевом общении нужно соблюдать следующие рекомендации:

Психологическая коррекция

Показана пациентам с эмоциональными запинками в речи, заиканием, тахилалией, полтерном. Данное направление коррекционной работы способствует снижению фиксации на речевом дефекте, устранению логофобии, овладению новыми механизмами саморегуляции, расширению коммуникативных возможностей. Основными методами психокоррекционной работы являются сеансы психотерапии и гипноза, тренинги общения, аутогенные тренировки.

Логопедическая коррекция

С учетом причин, лежащих в основе речевых запинок, проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, преодолению тахилалии и т. д. Логотерапия направлена на выработку нового речевого стереотипа, его закрепление во всех коммуникативных ситуациях. В работе используются следующие методы и приемы:

Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Смотреть фото Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Смотреть картинку Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Картинка про Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Фото Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12

Оздоровительные мероприятия

Организуются на базе поликлиники или дневного неврологического стационара. Цель – нормализация регуляторной функции ЦНС, повышение адаптационных механизмов. Пациентам с патологическими запинками в речи назначаются:

Источник

Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Смотреть фото Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Смотреть картинку Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Картинка про Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12. Фото Лучше ногою запнуться чем языком упражнение 12

Аннотация: Нарушение темпа речи стало распространенным речевым заболеванием у детей в последние годы.

Статья:

Темп нашей речи является одним из важных выразительных средств. От интонации, замедления речевого потока часто зависит значимость высказывания. Убыстрение темпа речи, наоборот, свидетельствует о желании собеседника пропустить ненужные детали или придать эмоциональную окраску описываемому событию. Нарушение темпа речи стало распространенным речевым заболеванием у детей в последние годы. Это даже не заикание, а либо замедленный темп – брадилалия, либо ускоренный – тахилалия.

Если с раннего детства не обратить внимание на эти нарушения, человек вступит во взрослую жизнь со смазанной, невнятной, монотонной или убыстренной речью с запинками. Причины нарушения темпа говорения могут быть разными. Соответствующей будет и работа по их устранению.

Тахилалия
Нормальным считается темп речи, когда мы произносим 9-13 звуков в секунду. Если количество звуков значительно превышает данный «лимит», то можно говорить о тахилалии – ускоренном темпе речи (20-30 фонем в секунду). Такой стремительный словоток очень трудно понять. При этом звукопроизношение может соответствовать норме, но говорящий пропускает, повторяет или переставляет слоги, искажает слова. Поток слов произносится беспрерывно на одном выдохе. Говорящий часто перебивает собеседника, тараторит без умолку, сопровождая высказывания неупорядоченными скорыми движениями рук, ног и всего тела. Такой же темп свойственен и внутренней речи. Мысль не успевает за речью. Ошибки возникают также при чтении и на письме: пропуск, замена, перестановка слогов, искажение звуковой оболочки слов, замена слов абсолютно другими сходными по звучанию.

Большинство детей дошкольного возраста говорят очень быстро и еще не умеют контролировать поток речи. Это связано с тем, что тормозные процессы у них еще формируются, и дети не умеют управлять ими. Неумеренный темп их лопотания часто связан с подражанием взрослым. При этом малыш может то тараторить без перебоя, то замедлять свой звуковой поток. С раннего детского возраста необходимо воспитывать у ребенка культуру воспроизведения слов, регулируя темп и интонацию.

Причины и формы тахилалии
Если ребенок беспорядочно тараторит, не замедляя темп, это может стать поводом для беспокойства. При тахилалии у ребенка присутствует и неречевая симптоматика, которая проявляется нарушением общей моторики, нервными подергиваниями конечностей, нарушениями поведения. Ребенок беспокойно спит ночью, мечется во сне, днем процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети вспыльчивы, испытывают постоянные перепады настроения, резкий всплеск эмоций, агрессию. Нарушено внимание, отсутствует концентрация на одном объекте, присуща частая переключаемость, низкий объем зрительной и моторной памяти. У тахилаликов во время возбуждения наблюдается покраснение ушей, потливость (пот может выступить и на лбу) или похолодание ладоней, неспособность артикулировать в соответствии с потоком мыслей.

Причиной тахилалии принято считать неверное функционирование участков мозга, которые отвечают за центральный речевой аппарат. Часто нарушение темпа речи имеет наследственную природу. Ускоренная речь может возникнуть у детей заикающихся родителей. Одной из причин является врожденная недостаточность речедвигательного аппарата, трудность артикуляции, а также речевая неряшливость взрослых. Дети, находящиеся в речевых условиях, в которых у членов семьи наблюдается неровный, неконтролируемый словесный поток, в которых не исправляется быстрый темп их речи, по подражанию начинают быстро и неразборчиво тараторить. Совокупность нарушенного моторного и акустического восприятия приводят к возникновению тахилалии.

Выделяются два вида тахилалии: полтерн (спотыкание) и баттаризм.

Спотыкание часто путают с заиканием, поскольку говорящий часто повторяет одни и те же звуки и слоги. Однако подобное «наскакивание» фонем не является заиканием, потому что при их производстве отсутствуют судороги мышц речевого аппарата, характерные для логоневроза.

Баттаризм характеризуется исковерканным построением фразы из-за отсутствия речевого внимания. Это перестановка слогов в слове, выбрасывание слогов и звуков из слов, недоговаривание окончаний, корявое оформление высказывания, замена одного слова другим, сходным по звучанию.

Коррекция тахилалии
Работа по устранению дефекта должна быть комплексной. Обязательно медицинское воздействие с помощью лекарств, физиотерапии, специальных видов ЛФК. Логопедические занятия должны включать логоритмику, музыкальное сопровождение, упражнения, направленные на развитие логического мышления и концентрацию внимания.

Коррекционная работа длится от 9 месяцев до года и обязательно в групповой форме. В группе детей со сходными нарушениями ребенок прислушивается к речи окружающих, где легче создать проблемную игровую ситуацию. Сначала дети говорят по подражанию в очень замедленном темпе, далеком от нормального. Логопед задает ритм, который сопровождается отстукиванием по столу, отхлопыванием ритма слов и фраз в ладоши. Фразы и стишки произносятся под медленную музыку. Полезно маршировать с разведением рук в стороны, проговаривать слова под удары мяча. Дома родители также могут заниматься изо дня в день, произнося в замедленном темпе фразы, отстукивая в бубен, используя неторопливую музыку. Также можно плавно многократно пропевать гласные звуки в такой последовательности: «ииииии, эээээ, ааааа, ооооо, ууууу…»

Каждодневные тренировки приводят к замедлению темпа речи. После этого можно переходить к упражнениям, развивающим выразительность и четкость речи. Это заучивание потешек, стишков с эмоциональной окраской, декламация стихов, четкое проговаривание чистоговорок.

У тахилаликов часто нарушена последовательность речи, поэтому их полезно тренировать в планировании речевого высказывания. Составлять рассказ из серии сюжетных картинок или с опорой на готовый план, подсказывая последовательность событий. Одним из эффективных средств рассказывания является игра «доскажи словечко». Логопед начинает фразу, а каждый из детей по очереди досказывает ее. Фразы должны быть объединены одной темой, что развивает у детей логическое мышление, позволяет тренироваться в овладении неторопливым темпом речи.

Во время и после окончания коррекционного курса близким взрослым необходимо дома следить за своей речью и контролировать речь ребенка. Тахилалия имеет свойство возвращаться, если необходимая речевая среда отсутствует в семье. По истечению года после нормализации темпа речи можно говорить, что тахилалия исчезла.

Брадилалия
Также встречается у детей дошкольного возраста. Часто ее называют брадифразией, при которой темп речи чрезмерно замедлен, гласные звуки растягиваются, наблюдаются длительные паузы между словами и слабая полуживая артикуляция. Брадилаликам свойственна заторможенность, вялость движений. Мышцы лица малоподвижны, пальцы рук слабы, наблюдается гипотонус конечностей, общая неловкость и неуклюжесть, голос то громкий, то тихий.

Замедляется и психическая деятельность: внутренняя речь и мышление заторможены, внимание рассеянное, отличается трудностью переключения с одного вида деятельности на другой, память кратковременна, восприятие нарушено. Дети не могут с первого раза понять инструкцию, с трудом ориентируются в пространстве. Наблюдаются стойкие ошибки и на письме: пропуск слов и целых фраз, искажение смысла высказывания. Чаще других брадилалией страдают умственно отсталые дети. Также заболевание встречается в комплексе с олигофренией, менингоэнцефалией, опухолью головного мозга.

Причиной возникновения брадифразии являются нарушения работы головного мозга, доминирование тормозных процессов над процессами возбуждения. Это может быть как наследственным явлением, так и социальным, вследствие подражания или неправильного речевого воспитания.

Коррекция брадилалии
Речь брадилалика неэстетична, утомительна для окружающих, подчас вызывает раздражение. Коррекцию необходимо проводить по согласованию с врачом-психоневрологом. Неотъемлемой частью лечения будет медикаментозное вмешательство, специальные виды лечебной физкультуры. Целью работы логопеда является выработка четкой артикуляции, быстрого ритма движений, укрепление мышц пальцев рук. Массаж языка, губ, щек, артикуляционную гимнастику необходимо делать каждый день.

Логоритимка на групповых занятиях поможет нормализовать темп словотока и движений. Очень хорошее упражнение – ритмичная маршировка. Бег под музыку с частой сменой действий в соответствии с изменением характера музыки, различные подвижные игры с проговариванием способствуют развитию общего темпа движений, переключения внимания и слухового восприятия. Все занятия проводятся на ускоренном ритме.

Логопед с осторожностью показывает образец нормального темпа говорения, используя произнесенное вслух легкое для проговаривания предложение. Затем темп ускоряется посредством отхлопывания или дирижирования фразы. Дети повторяют движения и слова несколько раз, пока не добьются нормального ритма. Дома родители также тренируют детей, многократно отхлопывая строки стихов. Дети повторяют, постепенно убыстряя темп речи вслед за ускоряющимися хлопками. При этом важно следить, чтобы ребенок не переутомился и давать ему отдыхать через каждые 10 минут.

Следующим этапом будет упражнение детей в быстром поочередном воспроизведении по одной строчке заученного стиха. Взрослый указывает на ребенка, а тот быстро говорит строчку. В игровую деятельность необходимо включать элементы «обмана»: логопед смотрит на одного малыша, а показывает на другого. В эмоциональной атмосфере навыки усваиваются быстрее, при этом развивается слуховое и зрительное внимание. Затем можно использовать инсценировку сказки по ролям. В командной работе задачей ребенка будет не подвести товарища и дать ему вовремя высказаться. При этом логопед подначивает и добивается ускорения темпа говорения, а также выразительности речи.

На последнем этапе работы необходимо заучивать скороговорки, учиться произносить их четко, быстро, без запинок и искажений. На материале декламации скороговорок закрепляются навыки нормального звуковедения, развивается память. Коррекционная работа длится 10-12 месяцев.

Родителям необходимо помнить, что культура речи развивается прежде всего в семье. Важно следить за собственной речью, поправлять ребенка в случае речевых ошибок. Нужно создавать здоровый эмоциональный климат, заботясь о благоприятном развитии нервной системы ребенка на стадии становления. В случае обнаружения нарушений темпа речи необходимо, не затягивая, обратиться к неврологу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *