Лучше отдыхать чем работать
Советы для таких же трудоголиков, как я — для тех, кто совсем не умеет расслабляться
Вы, скорее всего, итак прекрасно знаете, что отдых и расслабление очень важны. Но задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как именно нужно расслабиться?
Да, этот вопрос может показаться странным, учитывая, что отдых может быть обманчиво простым. Я долго и упорно боролся с этой проблемой. Дело в том, что я — трудоголик, и отдыхать не умею совершенно.
Множество вещей может помешать полноценному отдыху, восстанавливающему силы, и правда в том, что многие из нас не умеют расслабляться на практике. Тем не менее, этот навык стоит усовершенствовать — всем нам нужно овладеть способами избавиться от множества стрессовых факторов ради нашего психического здоровья.
Не так давно я пришел к выводу, что нам всем, оказывается, нужно больше отдыха, чем мы думаем! Особенно, учитывая тот факт, что мы живем в невероятно сложное и стрессовое время. Если вы понимаете, как прекрасен отдых в теории, но не знаете, как по-настоящему отдохнуть на практике, то вы читаете ту самую статью. Я буду рад поделиться несколькими полезными советами о том, как расслабляться. Эти советы мне очень помогли. Итак, приступим.
Это может показаться очевидным, но многие люди не очень разборчивы или изобретательны в том, как они проводят свое свободное время. Люди часто думают, что отдыхают, хотя на самом деле это не так.Например, возможно, вы из любителей посидеть в Инстаграм, листая ленту, и уверены, что это времяпрепровождение и является отдыхом. Возможно, это и подходит некоторым, но для многих (и для меня в том числе) подобные активности вызывают больше стресса, чем что-либо еще.
Или, возможно, вы пытаетесь делать то, что, как вы слышали, должно расслаблять — медитация, сон после обеда, принятие ванны с пеной, когда в действительности вы находите все это скучным и крайне бесполезным.
Каждого человека расслабляют разные вещи.Чтобы начать понимать, что для вас значит отдых, вы можете в первую очередь переосмыслить то, как вы думаете об этом. Расслабление — это не одно лишь занятие, это результат деятельности. Какие именно занятия приведут к расслаблению, будет зависеть ТОЛЬКО от вас.
Изучите хобби, различные виды физической активности, разные способы общения, методы ухода за собой и многое другое. После этого прислушайтесь к себе, к своему самочувствию и постарайтесь понять, что подойдет именно вам.
Это своего рода золотое правило отдыха. Чтобы расслабление было эффективным, вы должны полностью посвятить себя ему. Шесть часов неполного отдыха — это не так хорошо, как два часа целенаправленного расслабления. По правде говоря, мы все время отдыхаем лишь наполовину. Мы отвлекаемся на электронную почту или социальные сети. Мы превращаем наши увлечения в побочную суету и лишаем их радости. В свободное время мы размышляем о наших списках дел. Мы позволяем себе отвлекаться, потому что на самом деле не знаем, чего хотим.
Вместо этого стоит попробовать выработать привычку говорить себе: «Хорошо, пора отдохнуть», и действительно понимать, что это значит.Каждый раз спрашивайте себя, что вы надеетесь получить от отдыха. Отдохнуть или убежать от проблемы / реальности — это разные вещи, отправные точки, которые могут помочь получить больше деталей. Вам нужно отвлечься от проблем на работе, успокоиться и утешиться? Или же вам нужно по-настоящему отдохнуть и почувствовать готовность снова окунуться в жизнь? Отсюда вы можете понять, как удовлетворить свои потребности — как путем выбора правильного занятия, так и путем определения границ, которые следует установить (например, не проверять свой телефон какое-то время).
Когда мы не планируем что-либо, мы склонны принимать решения, основываясь на том, что мы чувствуем в данный момент. И хотя иногда это может сработать (например, когда у вас был тяжелый день, и вы решаете изменить свои планы, чтобы вы могли спокойно провести вечер), в других случаях это может сработать против нас. Если вы будете ждать, когда настроение улучшится, или, пока вы не почувствуете, что «заслуживаете» отдых, вам вряд ли удастся расслабиться. В таком случае, даже самый короткий десятиминутный перерыв стоит запланировать и не отходить от своего плана.
Самая важная часть планирования отдыха — честно говорить о том, чего вы хотите и что вам нужно. Не стоит использовать планирование как инструмент, чтобы попытаться в чем-то ограничить себя. Используйте его, чтобы сберечь свое время!
Говоря об ограничении себя, легко настроить себя на правило «все или ничего» в отношении отдыха. Возможно, вы слишком много работаете в течение недели и отдыхаете лишь на выходных. Или может быть, вы «запрещаете» себе отдыхать, вы говорите себе, что у вас нет времени или ресурсов для «правильного» отдыха, поэтому вы предпочитаете не отдыхать вовсе. Когда мы работаем в таком режиме без отдыха, мы рискуем выгореть и сделать отдых менее эффективным в целом.Например, возьмем просмотр телевизора или видеоигры. Мы знаем, что очень часто эти прекрасные расслабляющие занятия не приносят должного удовлетворения, так как люди, в особенности трудоголики, чувствуют себя виноватыми, когда тратят свое время на такую, по их словам, ерунду.
Это особенно важно для тех из нас, кто работает удаленно. Когда мы работаем из дома, границы между работой и личной жизнью очень часто стираются, так как у нас нет обычного распорядка, который помогает сигнализировать о начале и конце рабочего дня. Например, у нас нет поездок на работу или физического выхода из офиса. Это может показаться не таким уж большим делом, но эти ритуалы на самом деле очень полезны, когда речь идет о том, чтобы сказать вашему мозгу, что пора выйти из рабочего режима и перейти в режим отдыха.
К счастью, мы можем сами создавать эти «переходные» ритуалы. Когда пришло время перейти от рабочего дня к отдыху, попробуйте выработать новую привычку, которая может служить сигналом. Прогуляйтесь, помедитируйте, сделайте зарядку, сделайте быструю работу по дому, напишите список дел на следующий день, послушайте музыку. Подойдет, что угодно! Лично мне очень подходят вечерние прогулки на свежем воздухе.
Несомненно, отдых важен сам по себе, он просто необходим, а также доставляет удовольствие. Но нельзя отрицать, что он поддерживает нашу способность выполнять наши рабочие обязанности в долгосрочной перспективе. Это нормально использовать в качестве своего рода мотивации, особенно, если вам трудно позволить себе отойти от работы или других обязательств на некоторое время. Не все должно служить продуктивности, но правда в том, что вы будете работать лучше, если хорошо отдохнете, и у вас будут силы. Ничего страшного, если у вас смешанные чувства по этому поводу. Несомненно, слегка странно говорить себе: «Перерыв в работе сделает меня более продуктивным», но это же правда! И не стоит об этом забывать.
В наши дни мы, несомненно, очень сильно стараемся расслабиться (даже если не умеем). Предполагается, что это передышка от ужасного мира, работы, тисков выгорания. Когда мы оказываем такое давление на себя и сокращаем свой отдых, но хотим почувствовать себя волшебным образом восстановленными, на самом деле это имеет лишь противоположный эффект. Ведь это ничто иное, как давление на самих себя. В конце концов, нужно научиться быть реалистами в отношении того, что же такое отдых.
Релаксация — это не отсутствие стрессоров, а создание моментов, когда вы временно сдерживаете стрессовые факторы и устанавливаете границы.Что еще можно сделать? Будьте снисходительнее к себе, а также не стесняйтесь попросить о помощи, если понимаете, что своими силами расслабиться у вас никак не получается. Что уж поделать, если вы оказались трудоголиком? 😉
Великий миф об отпуске: отдыхать, чтобы работать, или работать, чтобы отдыхать?
Профессор Университетского колледжа Дублина Брайан О’Коннор объясняет, что наше отношение к отпуску, отдыху и досугу навязано доминирующим в нашей культуре отношением к труду
Ежегодный отпуск — одна из тех вещей, которые большинство работников ждут с нетерпением. Отпуск, по крайней мере в теории, – это лучшая возможность провести время так, как нам хочется. Это свобода от часов и напрягающих требований. Некоторые предпочитают проводить это свободное время в людных местах, другие – в одиночестве. Так или иначе, мы проводим отпуск так, как хотим именно мы, а не наше начальство или клиенты.
Подход к отпуску обычно прямо противоположен тому, как мы привыкли распоряжаться своим временем: работать, чтобы обеспечить себя и, возможно, других. В конце концов, только работая, мы можем чего-то достичь и обрести статус в мире. Достоинство работы в том, что она обеспечивает безопасность и репутацию, основные награды. В этом контексте отпуск может выглядеть как уклонение от правильной, нужной деятельности. Мы можем оправдать отдых, если смотрим на него как на достойную награду за время, потраченное на основное дело: работу.
Но отдых на самом деле не допускает и не поощряет стремление к свободе. Отпуск в действительности поддерживает систему труда. Хотя ежегодный отпуск — это право работников, он также имеет большое значение для работодателей. Исследования постоянно подталкивают работодателей прививать культуру оплачиваемого отпуска, пусть даже за счет прибыли. Трудовые законы, вероятно, выглядели бы совсем по-другому, если бы работники возвращались после отпуска или долгих выходных в бунтарском или расслабленном настроении. Кроме того, запланированное отсутствие сотрудника позволяет тем, кто временно берет на себя его обязанности, приобретать опыт на той должности, которую они обычно не занимают. Это позволяет компании создать пул работников с более разнообразными навыками.
Разве это просто счастливое совпадение, что чувство свободы, которое привлекает нас в отпуске, так четко совпадает с потребностями бизнеса? Унылый мир тяжелого и разрушительного труда требует, как сказал философ Герберт Маркузе в книге «Эрос и цивилизация», «чтобы досуг был просто пассивным расслаблением и восстановлением энергии для работы».
Можно было бы ожидать, что философы придут нам на помощь, защищая более правильную форму свободы как важную человеческую ценность. Древние греки — Аристотель в том числе — говорили о досуге как о возможности для созерцания, улучшения жизни человека и сообщества. Римские авторы называли досуг «otium» (отдых), а противоположное ему «negotium» – это помпезный мир бизнеса.
Вместо этого мы обнаруживаем, что философы в современную эпоху слишком часто критикуют излишества досуга, эффективно — не всегда преднамеренно — придерживаясь ценностей управленческих классов. Например, Джон Дьюи защищает «достойный досуг» как справедливую награду за выдающийся труд. Однако отдых без труда не считается частью хорошей жизни. Подобные взгляды можно найти в трудах Уильяма Морриса, викторианского английского художника и социального критика, которого до сей поры помнят за его узорные текстильные дизайны. В эссе «Знаки перемен» он приветствовал механизацию, признавая, что она может дать возможности для активного отдыха. Но также он предупреждал, что такая возможность может привести к деградации. Опираясь на свои социалистические обязательства, Моррис был обеспокоен тем, что досуг может быть неправильно использован в эгоистичных целях. Он говорил: «Я, вероятно, должен использовать свой досуг для выполнения многих дел, которые теперь называются работой». Это может быть добровольный вклад в нужды общества или попытки отточить свои навыки в менее стрессовой обстановке.
Философы весьма разнообразных идеологий, в том числе Адам Смит, Гегель и Карл Маркс, разделяли скептицизм Морриса в том, что полное освобождение от работы будет фундаментальным благом. Несмотря на их разные взгляды, все они считали, что люди становятся особенно выдающимися, когда они «полезны». Гегель сравнивал трудолюбивых, хорошо обученных работников из знакомой ему культуры, которые живут с «потребностью и привычкой быть занятыми», с жителями других стран. Те, другие, по-видимому, отстают от идеала, не работая и не делая ничего, за исключением самого минимума, необходимого для поддержания жизни. У них мало навыков, и это прискорбно.
Возможно, неудивительно, что такие мыслители поощряли работу. В конце концов, нередко можно услышать, как люди воодушевлены возвращением к работе после отпуска. Проще иметь структурированный рабочий день с четкими целями и задачами, чем придумывать новые занятия, чтобы справиться со скукой. К тому же иногда бывает, что отпуск проходит не так, как хочется. Бывает, что погода подводит, или время в дороге с друзьями и семьей вызывает разочарование. Или, может быть, работа менее скучна, чем отдых.
По словам Иммануила Канта, у нас есть «очень противоречивое чувство»: мы стремимся к легкости, но нам быстро становится скучно, если мы легко получаем все, что бы ни захотели. Хорошо обученные работники боятся безработицы не только из-за финансовых последствий, но и из-за возможной скуки — когда они вынуждены против своей воли не делать ничего, что обычно считается полезным. Безработица делает нас социально невидимыми, поскольку людей приучили ценить положение в обществе.
Если это так, то проводить время на рабочем месте может быть более приятно, чем свобода, которую дает нам отдых, даже если работа не приносит особого удовлетворения. Но эта проблема может быть скорее вопросом коллективной культуры, чем человеческой природы. Взрослея, мы большую часть времени учимся, как работать. Система образования учит нас выполнению задач. Сложность задач возрастает по мере роста наших способностей, и мы получаем награды за свои достижения. В семье нас учат помогать, соблюдая порядок. Мало где можно встретить школы, где поощряют бездельников, или семьи, где хвалят ленивых.
Хотя мы все ворчим, что у нас слишком мало времени для себя, мы все еще неосознанно рассматриваем ежегодный отпуск как опыт, который в конечном итоге подтверждает ценность труда.
Эта идея не только тревожит, но и намекает на более приятную возможность. Возможно, пришло время подумать о работе как о захватчике нашего личного времени. Принимая такую предпосылку, можно было бы скорректировать нынешний образ мыслей, при котором ежегодный отпуск воспринимается как особое удовольствие. И философы начинают говорить, что даже работая меньше, мы все равно должны иметь возможность обеспечить свое существование. Например, Бертран Рассел надеялся, что механизация и более глубокое понимание наших истинных потребностей могут избавить нас от интенсивного труда. И тогда возникнет процветающая цивилизация, где досуг используется с умом.
Не нужно, однако, выдавать желаемое за действительное. Отказ от наивного взгляда на предполагаемую свободу отпуска — это лишь небольшой шаг к пониманию и, возможно, пересмотру всепроникающего влияния института работы.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Отдых, который действительно вас продвинет
Давайте пройдемся по научным данным и определим лучшие варианты деятельности для отпуска. Они действительно помогут восстановиться и сойти с колеса бесконечных дел.
Без достаточного количества отдыха мы не можем эффективно работать: режимы «не сдаваться до победы» или «все пашут и не жалуются» по факту снижают продуктивность, заставляет нас чаще ошибаться, приводит к нездоровым выборам и стратегиям.
В свежей книге о выгорании Эмили Нагоски приводит научный факт, который может напугать, разозлить и даже вынудить вас прервать чтение этого текста.
Для адекватного функционирования человеку необходимо 42% отдыха в среднем в неделю или месяц. Это время за которое восстанавливается тело и мозг.
«Мы не говорим, что вы должны тратить 42% времени на отдых. Мы предупреждаем: если вы их не потратите, эти сорок два процента придут за вами, и вы не обрадуетесь. Они возьмут вас за шкирку, швырнут на землю и встанут на вас сверху. И вы будете лежать распластавшись».
Потратьте время на отдых на каникулах. Прямо сейчас запланируйте занятия из списка ниже, которые действительно помогут вам восстановиться для последующей более эффективной работы. Если вы этого не сделаете, то рискуете по инерции поработать и на праздниках.
Выбор основан на доказанной наукой способности этих занятий завершать цикл стресса, увеличивать потоковые состояния и уровень осознанности.
1. Займитесь телесной практикой.
Нужно жить в вакууме, чтобы к концу года не подойти с целой вереницей дискомфортных жизненных ситуаций, создающих напряжение. По мере накопления усталости телесные сигналы, которые мы можем чувствовать и подстраивать под них поведение, становятся все менее тонкими. В итоге сливаются в единый неинформативный фон. Чем меньше мы понимаем, что действительно с нами происходит, тем больше в теле накапливается стресс и эмоции. Мы не проживаем их полностью и начинаем буквально сходить с ума.
Только внимательно прислушиваясь к телу, мы сможем реально понять как восстанавливается наш организм. Тело всегда сообщает где кончается ресурс организма и что именно помогает его восполнить. Важно лишь научиться слышать его сигналы.
Мы не говорим «займитесь спортом». Спорт за счет деструктивной установки о лени человека и необходимости преодолеть ограничения тела часто травмирует нас и усугубляет разрыв между умом и телом.
Рекомендованные телесные практики от команды Deep mind consulting.Они специально созданы для увеличения телесной осознанности.
1. Метод Фельденкрайза.2. Соматика Ханны.3. Тайчи.4. Йога с духовными корнями.5. Рольфинг.6. Бодиворк.7. Массаж.
Ищите удовольствие в практике. Не делайте то, что вам не нравится.Устройте себе экскурсию из разных занятий в отпуске.
Много исследований показало, что жизненный успех обратно пропорционален количеству самокритики и прямо пропорционален количеству сочувствия к себе.
Мы всегда даем эту медитацию на нашем курсе для лидеров, иногда рекомендуем ее для повышения уровня эмпатии в командах. Здесь и здесь еще несколько проверенных практик для разнообразия.
По опыту, именно практики развития сочуствия приводят к наиболее частым прорывам, инсайтам и быстрым изменениям. Из-за их мощных эффектов, рекомендуем выполнять их под присмотром опытного инструктора по медитации.
3. Создайте или поддержите глубокие связи с людьми.
Можно попробовать диалоговые практики из Теории U, MIT. Например, Case clinic или Emphaty walk.
Инструкция для практики Emphaty walk.
1. Найдите непохожего на вас человека и договоритесь с ним о выполнении практики.
2. 20-30 минут рассказывайте про себя честно и открыто. Пускай партнер вас внимательно слушает и задает уточняющие вопросы. Для удобства можно выстроить рассказ по вопросам ниже:
что вы сейчас переживаете?
какой ваш основной вызов в жизни?
какое будущее вы хотите создать?
в чем вам нужна поддержка?
чему вам надо научиться и что необходимо отпустить для продвижения в лучшее будущее?
3. Оба партнера пробуют управлять своим вниманием в процессе разговора: 60-70% внимания сохраняют на своих телесных ощущениях и собственных реакциях, не «схлопываясь» полностью вниманием в другого человека.
4. После рассказа одного партнера, другой дает обратную связь. Это могут быть ключевые факты рассказанной истории, а также метафоры, архетипы или образ, которые возникли у слушающего. Важно не пытаться исправить человека, решить его жизненную проблемы и не давать советов!
Такое задание позволяет партнеру лучше слушать вас, а вам получить дополнительную перспективу на ситуацию.
5. Заметьте как вы воспринимаете ситуацию после обратной связи. Поблагодарите друг друга и поменяйтесь.
4. Читайте, творите или занимайтесь любым делом, приводящим вас в состояние потока.
Состояние потока позволяет нам действительно отдохнуть и восстановиться. Оно переводит мозг на иные частоты функционирования, которые позволяют нам увеличивать сложность нашей личности и развиваться без напряжения и стресса. По мере прогресса в телесных и медитативных практиках, развития через психотерапию, мы все чаще живем в состоянии потока. В каком-то смысле его можно считать самой важной метрикой нашего прогресса в жизни.
Рекомендации книг от команды Deep mind consulting:
1. «Выгорание. Новая подход к избавлению от стресса». Свежая и понятная научная база про стресс и функционирование человека от феминистки Эмили Нагоски.
2. «Теория U. Лидерство из будущего». Фундаментальный труд профессора MIT Отто Шармера, осмысляющий глобальные изменения в мире и новую организационную парадигму.
3. «Сознательный капитализм». Ясный и вдохновляющий взгляд на построение человечного бизнеса с высокими целями от основателя магазинов органических продуктов Whole Foods.
5. Устройте себе дофаминовый фастинг.
Это один из трендов в сферах здоровья и продуктивности, набирающих популярность в Долине.
Без постоянной стимуляции мозг «обнулится», отдохнет и мы сможем глубоко восстановится. Снизится импульсивность наших поступков, увеличится ясность и концентрация. С помощью ДФ можно преодолеть распространенную психическую привычку справляться с негативными чувствами (тревога, страх, гнев и депрессия) с помощью внешних стимулов или хотя бы узнать о ее наличии у себя.
Научная база у идеи дофаминового голодания пока не совершенна. Однако на проверку модный тренд можно легко обнаружить в любой духовной традиции аскезы. ДФ происходит, не вредит и дает прекрасные результаты во время ретритов молчания, которые не совсем верно именуют випассаной.
Важно не доводить себя до крайностей, как многие основатели стартапов в Долине, и не реализовывать экстремальных версий ДФ, которые с непривычки могут обернуться нестабильными движениями психики.
Полный гайд можно на английском изучить тут.
6. Создайте контакт с мета-картиной или вашим большим смыслом.
Подойдет любое занятие, которое вызывает ощущение внесения ценного вклада в мир вокруг вас. Если есть некоторая растерянность, то можно опереться на исследования.
Наука утверждает, что существует три основных источника смысла:
1. Значимые цели, которые способны изменить общество вокруг нас. Например, это лекарство от рака.
2. Духовные практики. Созданные человеческой культурой способы ощутить себя частью единого потока жизни.
3. Любящие близкие отношения с другими людьми.
Мы много говорим про продуктивность в контексте отдыха и работы. Но по-настоящему большой шаг вперед мы сделаем, когда изменим наше мировоззрение.
Founder/CEO Deep mind consulting.
Консультирует компании и лидеров по вопросам состояния сотрудников, коммуникации и командной эффективности.
Читать канал про осознанное лидерство в Телеграм.
Великий миф об отпуске: отдыхать, чтобы работать, или работать, чтобы отдыхать Статьи редакции
Профессор Университетского колледжа Дублина Брайан О’Коннор объясняет, что отношение к отпуску, отдыху и досугу навязано доминирующим в культуре отношением к труду.
Ежегодный отпуск — одна из тех вещей, которые большинство работников ждут с нетерпением. Отпуск, по крайней мере в теории, – это лучшая возможность провести время так, как нам хочется. Это свобода от часов и напрягающих требований.
Некоторые предпочитают проводить это свободное время в людных местах, другие — в одиночестве. Так или иначе, мы проводим отпуск так, как хотим именно мы, а не наше начальство или клиенты.
Подход к отпуску обычно прямо противоположен тому, как мы привыкли распоряжаться своим временем: работать, чтобы обеспечить себя и, возможно, других. В конце концов, только работая, мы можем чего-то достичь и обрести статус в мире.
Достоинство работы в том, что она обеспечивает безопасность и репутацию, основные награды. В этом контексте отпуск может выглядеть как уклонение от правильной, нужной деятельности. Мы можем оправдать отдых, если смотрим на него как на достойную награду за время, потраченное на основное дело: работу.
Но отдых на самом деле не допускает и не поощряет стремление к свободе. Отпуск в действительности поддерживает систему труда. Хотя ежегодный отпуск — это право работников, он также имеет большое значение для работодателей. Исследования постоянно подталкивают работодателей прививать культуру оплачиваемого отпуска, пусть даже за счет прибыли.
Трудовые законы, вероятно, выглядели бы совсем по-другому, если бы работники возвращались после отпуска или долгих выходных в бунтарском или расслабленном настроении. Кроме того, запланированное отсутствие сотрудника позволяет тем, кто временно берет на себя его обязанности, приобретать опыт на той должности, которую они обычно не занимают. Это позволяет компании создать пул работников с более разнообразными навыками.
Разве это просто счастливое совпадение, что чувство свободы, которое привлекает нас в отпуске, так четко совпадает с потребностями бизнеса? Унылый мир тяжелого и разрушительного труда требует, как сказал философ Герберт Маркузе в книге «Эрос и цивилизация», «чтобы досуг был просто пассивным расслаблением и восстановлением энергии для работы».
Можно было бы ожидать, что философы придут нам на помощь, защищая более правильную форму свободы как важную человеческую ценность. Древние греки — Аристотель в том числе — говорили о досуге как о возможности для созерцания, улучшения жизни человека и сообщества. Римские авторы называли досуг «otium» (отдых), а противоположное ему «negotium» – это помпезный мир бизнеса.
Вместо этого мы обнаруживаем, что философы в современную эпоху слишком часто критикуют излишества досуга, эффективно — не всегда преднамеренно — придерживаясь ценностей управленческих классов. Например, Джон Дьюи защищает «достойный досуг» как справедливую награду за выдающийся труд. Однако отдых без труда не считается частью хорошей жизни.
Подобные взгляды можно найти в трудах Уильяма Морриса, викторианского английского художника и социального критика, которого до сей поры помнят за его узорные текстильные дизайны. В эссе «Знаки перемен» он приветствовал механизацию, признавая, что она может дать возможности для активного отдыха.
Но также он предупреждал, что такая возможность может привести к деградации. Опираясь на свои социалистические обязательства, Моррис был обеспокоен тем, что досуг может быть неправильно использован в эгоистичных целях. Он говорил: «Я, вероятно, должен использовать свой досуг для выполнения многих дел, которые теперь называются работой». Это может быть добровольный вклад в нужды общества или попытки отточить свои навыки в менее стрессовой обстановке.
Философы весьма разнообразных идеологий, в том числе Адам Смит, Гегель и Карл Маркс, разделяли скептицизм Морриса в том, что полное освобождение от работы будет фундаментальным благом. Несмотря на их разные взгляды, все они считали, что люди становятся особенно выдающимися, когда они «полезны».
Гегель сравнивал трудолюбивых, хорошо обученных работников из знакомой ему культуры, которые живут с «потребностью и привычкой быть занятыми», с жителями других стран. Те, другие, по-видимому, отстают от идеала, не работая и не делая ничего, за исключением самого минимума, необходимого для поддержания жизни. У них мало навыков, и это прискорбно.
Возможно, неудивительно, что такие мыслители поощряли работу. В конце концов, нередко можно услышать, как люди воодушевлены возвращением к работе после отпуска. Проще иметь структурированный рабочий день с четкими целями и задачами, чем придумывать новые занятия, чтобы справиться со скукой. К тому же иногда бывает, что отпуск проходит не так, как хочется. Бывает, что погода подводит, или время в дороге с друзьями и семьей вызывает разочарование. Или, может быть, работа менее скучна, чем отдых.
По словам Иммануила Канта, у нас есть «очень противоречивое чувство»: мы стремимся к легкости, но нам быстро становится скучно, если мы легко получаем все, что бы ни захотели. Хорошо обученные работники боятся безработицы не только из-за финансовых последствий, но и из-за возможной скуки — когда они вынуждены против своей воли не делать ничего, что обычно считается полезным. Безработица делает нас социально невидимыми, поскольку людей приучили ценить положение в обществе.
Если это так, то проводить время на рабочем месте может быть более приятно, чем свобода, которую дает нам отдых, даже если работа не приносит особого удовлетворения. Но эта проблема может быть скорее вопросом коллективной культуры, чем человеческой природы. Взрослея, мы большую часть времени учимся, как работать.
Система образования учит нас выполнению задач. Сложность задач возрастает по мере роста наших способностей, и мы получаем награды за свои достижения. В семье нас учат помогать, соблюдая порядок. Мало где можно встретить школы, где поощряют бездельников, или семьи, где хвалят ленивых.
Хотя мы все ворчим, что у нас слишком мало времени для себя, мы все еще неосознанно рассматриваем ежегодный отпуск как опыт, который в конечном итоге подтверждает ценность труда.
Эта идея не только тревожит, но и намекает на более приятную возможность. Возможно, пришло время подумать о работе как о захватчике нашего личного времени. Принимая такую предпосылку, можно было бы скорректировать нынешний образ мыслей, при котором ежегодный отпуск воспринимается как особое удовольствие.
И философы начинают говорить, что даже работая меньше, мы все равно должны иметь возможность обеспечить свое существование. Например, Бертран Рассел надеялся, что механизация и более глубокое понимание наших истинных потребностей могут избавить нас от интенсивного труда. И тогда возникнет процветающая цивилизация, где досуг используется с умом.
Не нужно, однако, выдавать желаемое за действительное. Отказ от наивного взгляда на предполагаемую свободу отпуска — это лишь небольшой шаг к пониманию и, возможно, пересмотру всепроникающего влияния института работы.
Причем, не то чтобы итальянцы такие уж ленивые. И они могут вкалывать! Если хотят. Или если позарез надо. Но, в отличие от северных европейцев и, уж тем более, американцев, жители «солнечного сапожка» всегда помнят о награде – о благословенной bel far niente. Любой итальянец знает: чем больше он работает, тем вдохновеннее будет предаваться счастливому безделью.
Для северного европейца и американца такая логика непостижима. В их сознание внедрены совершенно иные послания. Например: если работаешь много – работай еще больше! Или: если получилось добиться цели – ставь перед собой новую! Не смей выбывать из гонки. Думай о работе даже в выходной и в отпуске. Ну, и так далее.